Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"
Оценка 5

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
администрации +1
Взрослым
22.01.2018
Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"
Статья содержит теоретические аспекты гражданско - патриотического воспитания школьников, а так же описание направления граждаско- патриотическое, реализуемое в МБОУ "Технический лицей - интернат " 128" города Новосибирска. Гражданско - патриотическое воспитание в лицее отражено в модуле "Я - гражданин", который является составной частью Программы воспитания и социализации на ступени основного общего образования ФГОС ООО МБОУ ТЛИ № 128.
Гражданско - патриотическое воспитание школьников.docx
Воспитание – великое дело,  им решается участь человека. В.Г.Белинский Гражданско­патриотическое   воспитание   является   одним   из   самых востребованных   направлений воспитательной работы   в   образовательных учреждениях. Это связано с ориентацией на базовые ценности формирования личности школьника такие,   как   уважение   к   прошлому,   настоящему и будущему своей   Родины,   традициям,   обычаям   и   законам   своей   страны; толерантность   по   отношению   к   другим   народам;   активная   гражданская позиция   и самоопределение личности;   содействие   развитию   Отечества   при сочетании личных и общественных интересов. Ситуация   в   стране   в   наше   время   подтверждает,   что   социальное разделение   общества   и   обесценивание   духовных   традиций   оказали отрицательное   влияние   на   общественное   сознание   многих   социальных   и кардинально возрастных снизили воспитательное воздействие   российского   образования,   искусства   и населения групп       страны,   культуры как важных факторов гражданско­патриотического воспитания. В молодежной   среде   очень   часто   проявляются   эгоизм,   индивидуализм, равнодушие,   негативно­демонстративное,   циничное   отношение   к   взрослым, беспричинная   жестокость   и   агрессия,   неуважительное   отношение   к социальным институтам и государству. Обнаруживается устойчивый характер снижения престижа военной службы. Особую   остроту   проблема   гражданско­патриотического   воспитания приобретает   по   нескольким   причинам:   во­первых,   отсутствие   у   молодежи опыта организации деятельности гражданско­патриотической направленности, участия   в   социальных   акциях,   общественно­полезном   труде;   во­вторых, возникновение   трудностей   в   понимании   смысла гражданственности и 1 патриотизма   в   условиях   многопартийности   и   демократизации   российского общества. К   социокультурной   проблеме   гражданственности   и патриотизма относят воспитания   негативное   российской   отношение большинства школьников к   советскому   периоду   истории   страны,   к   своему ближайшему  историческому  прошлому,  что   приводит   к  разрыву   историко­ генотипной составляющей их мировоззрения. У многих представителей современной молодежи отсутствует чувство любви к Родине и гордости за нее, интерес к истории своей страны, народа, национальной   культуре.   Получили   распространение   националистические   и шовинистические принципы, неадекватное толкование понятий «патриотизм», «гражданство», «Отечество», «российский патриотизм», «национализм». В настоящее время происходит переосмысление ценностей гражданско­ патриотического   воспитания,   соответственно   начинает   формироваться  «российский   патриотизм»   и смысловое   пространство   понятий «гражданственность», включающее традиции прошлого, реальную ситуацию и перспективу будущего развития   социума.   В   связи   с   этим  происходит пересмотр философско­педагогического наследия по проблеме гражданско­ патриотического   воспитания   и   разработка   его   современных   теоретических основ. Одной из проблем гражданско­патриотического воспитания школьников является   также   содержание   технологий   формирования   гражданско­ патриотических  качеств  личности,  учитывающих   специфику и трудности в воспитании молодежи в нашей стране: отсутствие целостности и системности воспитания,   отторжение   теории   и   практики   гражданско­патриотического воспитания советского периода, утрата национальных особенностей системы воспитания,   евроцентризм.   Все   эти   факторы   затрудняют   гражданско­ патриотическое воспитание личности в общеобразовательных учреждениях. 2 В   связи   с   этим   возникает   необходимость   разработки   новых педагогических   технологий   гражданско­патриотического   воспитания школьников   в   музейно­образовательной   среде,   которые   способствовали   бы выработке   у   молодого   поколения   понимания   сущности   патриотизма, формирования собственной гражданской позиции. Это положение актуально традиционно для музейно­образовательной     среды,   реализующей воспитательную функцию   и   педагогические   технологии, позволяющие   осознать   и   пережить   отдельные   факты   и   события   истории   и культуры   страны,   опосредованно   воздействовать   на   развитие   гражданско­ патриотических качеств личности. Каждое   образовательное   учреждение   самостоятельно   расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта,  приоритетов. Историко­культурные традиции лицея предполагают   серьёзную   работу   гражданско­патриотического   направления. Восьмидесятилетняя   история   школы   началась   в   1937,   когда   недалеко   от станции им. Эйхе была построена новая школа.   В годы войны в лицейском здании располагались два эвакуационных госпиталя, о чём сейчас напоминает памятная   табличка.   В   послевоенные   годы   жизнь   учебного   заведения   была тесно   связана   с  Западно­Сибирской   железной   дорогой:   в  школе   учились   и жили   в   пришкольном   интернате   дети   железнодорожников.   Обо   всём   этом рассказывают экспонаты Музея истории школы.  Традиционно обучающиеся МБОУ ТЛИ №128 представляют Первомайский район города Новосибирска на   соревнованиях   различного   уровня   –   муниципальных,   региональных, всероссийских.  Традиционно   мероприятия   гражданско­патриотического   направления являлись основополагающими в воспитательной деятельности.  Важно   воспитывать   гражданина,   то   есть   человека   активного   как   в преобразовании собственной жизни, так и в жизни государства и общества. 3 Каждый   человек   уже   в   детстве   должен   почувствовать   себя   активным участником жизни общества. Он должен иметь возможность для осознанной реализации   своих   прав   и   формирования   чувства   ответственности   за   свои поступки.   У   детей   намного   больше   шансов   стать   счастливыми   и   хорошо адаптированными   в   обществе,   если   их   воспитывать   в   рамках   четкой   и установленной системы ценностей. В   2011   году   на   базе   лицея   начал   действовать   кружок   военно­ патриотического   воспитания   «Гвардеец»,   в   2013   году   преобразованный   в клуб,   целью   деятельности   которого   стало   формирование   устойчивой гражданской   позиции   обучающихся.   Любовь   и   ответственное   отношение   к своей   роли   в   становлении   и   развитии   государства   можно   взрастить   в подростке,   лишь   культивируя   в   нём   любовь   к   «малой   родине»:   к   городу, району, лицею. Гражданско­патриотическое воспитание включает в себя не только военно­патриотическое, но и краеведческое, эстетическое, спортивно­ оздоровительное, правовое. В МБОУ ТЛИ № 128 разработана программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования ФГОС ООО МБОУ ТЛИ № 128     в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г.,   «Всеобщей   декларацией   прав   человека»,   Гражданским   кодексом   РФ, «Основами законодательства РФ о культуре» и другими законодательными актами   и   нормативными   документами,   касающимися   сфер   образования   и культуры. Одним   из   основных   направлений   деятельности   лицея   является гражданско­патриотическое  (обеспечение   принятия   обучающимися ценности   Человека   и   человечности,   гуманистических,   демократических   и 4 традиционных   ценностей,   формирование   осознанного,   уважительного   и   формирование доброжелательного   отношения   к   другому   человеку;   готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания)  включающее   работу   военно­патриотического   клуба «Гвардеец»,   работу   Музея   истории   школы,   совместную   деятельность   с музеями,   общественными   организациям,   организациями   дополнительного образования (ЦГПВ Пост №1, ВПК «Чайка» и др.). Направление представлено в виде  модуля  «Я – гражданин»,  который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации   содержания   (виды   деятельности   и   формы   занятий   с обучающимися).  Также,  в  каждом   модуле   определены   условия  совместной деятельности   школы   с   семьями   обучающихся,   с   общественными учреждениями   по   духовно­нравственному   развитию   и   воспитанию обучающихся,   обозначены   планируемые   результаты,   представлена   схема, отражающие пути реализации модуля. Модуль «Я ­ гражданин» Направления  ­ гражданско­патриотическое, правовое, воспитание  гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и  обязанностям человека. Задачи модуля:  ­ формирование устойчивых знаний   о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;  об   институтах   гражданского   общества,   о   возможностях   участия граждан в общественном управлении;  о правах и обязанностях гражданина России; 5  о   правах   и   обязанностях,   регламентированных   Уставом   школы, Правилами   внутреннего   учебно­воспитательного   распорядка   для учащихся, другими локальными актами ОУ.;  о   народах   России,   об   их   общей   исторической   судьбе,   о   единстве народов нашей страны;  о национальных героях и важнейших событиях истории России, и ее народах; ­ формирование устойчивого интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; ­ воспитание стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города, малой Родины, своей страны; ­ сформированное умение нести ответственность за свои поступки. Ценности:  любовь  к  России,  своему  народу,  своему  краю;  служение Отечеству;   правовое   государство,   гражданское   общество;   закон   и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Основные направления работы Воспитательные задачи Формы деятельности формирование устойчивых знаний   о   политическом   устройстве  День народного единства;  «Неделя Памяти» (мероприятия,  Российского   государства,   его институтах,   их   роли   в   жизни общества, о его важнейших законах; посвящённые Дню защитника  Отечества);  декадник гражданско­  об   институтах   гражданского патриотического воспитания;  общества,   о   возможностях   участия общественном граждан в     управлении;  уроки мужества «Служить России  суждено тебе и мне», посвящённые  Дню вывода советских войск из  6  о правах и обязанностях гражданина Афганистана; России;  о   правах   и   обязанностях, Уставом регламентированных     Правилами   внутреннего школы, учебно­воспитательного   распорядка   обучающихся, для локальными актами ОУ;   другими  День космонавтики;  военно­спортивная игра «Зарница»;  акция «Открытка ветерану»  (поздравление ветеранов Великой  Отечественной войны и труда);  уроки мужества «Ты же выжил,  солдат!»;  о   народах   России,   об   их   общей исторической   судьбе,   о   единстве народов нашей страны;  День России;  интеллектуальные игры;  участие в районных, областных и   о национальных героях и важнейших событиях   истории   России   и   ее народах; всероссийских конкурсах правовой, патриотической и краеведческой  направленности; формирование устойчивого интереса   общественным   к явлениям, понимание активной роли человека в обществе воспитание   стремления   активно участвовать   в   делах   класса,   школы, семьи, своего города, малой Родины, своей страны  акция «Бессмертный полк»  участие в социальных акциях:  «Помогите!», Неделя добра, «Сбор  овощей и фруктов для зоопарка»  проектная деятельность «Лицей  – наш уютный дом!»  беседы по воспитанию правовой  грамотности, формированию  антикоррупционного мировоззрения    КТД; акция «Подари цветы школе»; оформление классных уголков Совместная педагогическая деятельность семьи и школы 7  исследовательская работа в семейных архивах по поиску участников ВОВ, тружеников тыла, детей войны;  привлечение   родителей   к   подготовке   и   проведению   праздников, мероприятий;  изучение семейных традиций;  организация и проведение совместных встреч, конкурсов и викторин;  организация совместных экскурсий в музеи;  совместные проекты. Пути реализации модуля «Я – гражданин» Включение воспитательных задач  в урочную деятельность Сотрудничество с правоохранительными учреждениями  Сотрудничество  с учреждениями дополнительного образования Работа библиотеки лицея Модуль  «Я – Гражданин» Сотрудничество  с библиотекой  им. В. Дубинина и другими библиотеками района Организованная  система КТД Деятельность ВПК «Гвардеец» Работа Музея истории школы Планируемые результаты В   лицее   создана   система   гражданско­патриотического   и   правового воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе 8 своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека. В   школе   формируется   личность,  осознающая   себя   частью   общества   и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:  ценностное   отношение   к   России,   своему   народу,   своему   краю, отечественному   культурно­историческому   наследию,   государственной символике,   законам   Российской   Федерации,   родному   языку,   народным традициям, старшему поколению;  владение   знаниями   об   институтах   гражданского   общества,   о государственном   устройстве   и   социальной   структуре   российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;  опыт   постижения   ценностей   гражданского   общества,   национальной истории и культуры;  опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;  опыт социальной и межкультурной коммуникации;  знания   о   правах   и   обязанностях   человека,   гражданина,   семьянина, товарища; 9 Используемая литература 1. Щуркова  Н.Е. Программа воспитания школьника 2. Конвенция   о   правах   ребенка.   Федеральные   законы   об   образовании   и правах ребенка с комментариями. Составитель Е   П. Педчак. – Ростов ­на­ Дону: «Феникс»,2002 3. 2002 4. 5. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1­11 классах.­М.: Вербум­М, Степанов Е.Н. Воспитательная система в образовательном учреждении.  Мудрик   А.В.   Воспитание   в   системе   образования:   характеристика понятия. 6. Гуткина   Л.Д.   Планирование   и   организация   воспитательной   работы   в школе.­  М: Центр «Педагогический поиск», 2001 10 Степанов   Е.Н.,   Милюзина   Г.П.,   Ильина   М.Б.   Программа   построения 7. воспитательной системы. Школа самовыражения личности    учащихся. Патриотическое   воспитание.   Нормативные   правовые   документы.   4­е 8. издание, переработанное. М.: 2010.  9. Быков А.К.  Патриотическое   воспитание   граждан   Российской Федерации:   на   стыке   двух   государственных   программ  // Педагогика.  ­2011 11

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"

Статья на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018