Статья на тему "Групповая форма работы на уроках в начальной школе"
Оценка 4.8

Статья на тему "Групповая форма работы на уроках в начальной школе"

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
03.04.2018
Статья на тему "Групповая форма работы на уроках в начальной школе"
Данная статья поможет учителям начальной школы организовать групповую работу на уроках. В статье дается понятие групповой работы. Указано, какие задачи решает эта форма работы, что является условием познавательных вопросов, что должны уметь участники группы.Даны критерии групповой работы. Указана цель работы.Даны критерии деления на группы, приемы групповой работы., методы обучения в группах., правила организации работы. Указаны основные противопоказания при организации работы в группах и что нельзя делать категорически. Как учитель должен вести контроль за работой в группах и как обсуждать эту работу в конце урока.Статья содержит основные критерии групповой работы на уроках в начальной школе.
групповая работа.docx
Групповая работа на уроках в начальной школе   В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных  Групповая   работа –   одна   из   самых является   коммуникативная   компетентность. продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. Она позволяет: ­   дать   каждому   ребёнку   эмоциональную   и   содержательную   поддержку,   без   которой   у робких   и   слабых   детей   развивается   школьная   тревожность,   а   у   лидеров   искажается становление характера; ­ дать каждому ребёнку утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;   ­   дать   каждому   ребёнку   опыт   выполнения   функций   контроля   и   оценки,   позже   – целеполагание и планирование; ­ дать   учителю   дополнительные   мотивационные   средства   вовлечь   детей   в   содержание обучения. Условием   рождения   первых   познавательных   вопросов   к   учителю   является   спор между детьми, предлагающими разные способы решения общей задачи. Но, чтобы детский спор   был   содержательным,   не   превращался   в   склоку   и   взаимообвинения,   собеседники должны уметь: ­  формулировать свою точку зрения;  ­ выяснять точки зрения своих партнеров;   ­ обнаруживать разницу точек зрения;  ­   пытаться   разрешить   разногласия   с   помощью   логических   аргументов,   не   переводя   логическое   противоречие в плоскость личных отношений.          Работа на уроках предполагает групповую деятельность обучающихся под  руководством учителей, которые выступают в роли консультантов, в результате чего  образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого  участника за свою часть  работы.         Человек в процессе своей жизнедеятельности вынужден участвовать в огромном  количестве групп: семья, школа, класс, профессиональный коллектив. Знать и принимать  правила, нормы, стремления группы, осознавать свой статус в группе, поддерживать  функциональные отношения  жизненно важно. Человек должен уметь жить в группе. И чем  раньше он получит необходимые для этого знания, тем лучше.          Подготовку к групповой работе необходимо начинать практически с первых дней  пребывания ребенка в школе.  Важно помнить о том, что нормальная равноправная  дискуссия возможна только в атмосфере доверия и доброжелательности. . Для  установления благоприятной атмосферы используются различные психологические игры и  упражнения, которые помогают ребенку устанавливать контакт. Они превращают ребенка в равноправного участника познавательного процесса.  Критерии групповой работы:  ­постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); ­ раздача дидактического материала; ­ планирование работы в группе; ­индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов; ­обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения); ­сообщения о результатах работы группы; ­общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи. Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс  усвоения учебного материала.                      Успешность  групповой работы зависит от того, насколько правильно и удачно сформированы группы. Высокую результативность дают не все группы. Целесообразно так же знать, какие опасности могут подстерегать учителя.           Класс может делиться на группы: ­ стихийно ­ по интересам а) желание (дружба); б) по отношению к проблеме, к предмету; в) по уровню познавательной активности: одноуровневые – разноуровневые ­ слабые и сильные           Состав групп рекомендуется варьировать. Приемы групповой работы  Предложить обучающимся такую работу, которая позволяет общаться.  Создать в группе дух единой команды.  Обеспечить положительный эмоциональный фон во время работы.  Оценивать и поощрять достигнутые обучающимися результаты.  Организовать самоконтроль и взаимоконтроль обучающихся.  Организовать   работу   в   группе   так,   чтобы   каждый   мог   проявить   инициативу   и ответственность           Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью.  Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и  распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную  роль при выполнении задания. Методы обучения в группе ­ кооперативное обучение; ­  групповая дискуссия; ­  мозговой штурм.              Кооперативное обучение ­ это метод взаимодействия учащихся в небольших  группах, объединенных для решения общей задачи.  Элементы кооперативного обучения ­  положительная взаимозависимость; ­  личная ответственность за происходящее в группе; ­  развитие навыков учебного сотрудничества.            Групповая дискуссия ­ это способ организации совместной деятельности учеников  под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам  возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения,  выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.            Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению  множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы  выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на  первый взгляд.  Правила организации групповой работы Желательно вместе с обучающимися установить подходящие для работы группы  правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила  поведения на уроке. Например: ­ не перебивай товарища; ­ уважай мнение других;  ­ говори спокойно и ясно; ­ говори только по делу; ­ убедись, что в разговоре участвует каждый и др. Основные противопоказания при организации работы в группе             Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме  собственной беспомощности.            Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать  вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть  вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится  (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите  учителя до урока».            Если кто­то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не  позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем  более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и  поощряет всякое побуждение кому­то помочь или получить чью­то помощь). «Нельзя» при организации работы в группе:  Наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным  наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет  право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на  перемене и сообщив учителю до звонка)  Занимать совместной работой детей более 10­15 минут урока в 1 классе и более  половины урока во 2 классе ­ это может привести к повышению утомляемости.  Требовать абсолютной тишины. Во время совместной работы дети должны  обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться  надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться  мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному  самоконтролю. В классе полезен «шумомер»­ звуковой сигнал, говорящий о  превышении уровня шума. Контроль учителя за групповой работой Созданные группы могут быть зрелыми и достаточно, с точки зрения учебных целей,   самостоятельными.   То   есть,   когда   в   группе   есть   выраженная   позиция организатора, есть понимание и умение точно следовать правилам групповой работы всех   участников   группы,  в   группах   протекают  все   обязательные   процессы,   группа всегда   готова   оформить   результат   своей   работы.   В   этом   случае   преподаватель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы. Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль за ходом работы и группы, и ее организатора. Этот контроль осуществляется   при   помощи   введенных   норм   правильной   организации   групповой работы и с помощью объявленной процедуры, т.е. точного описания последовательных операционных действий. Когда   процедура   введена   и   зафиксирована,   преподаватель   начинает реагировать на малейшее отклонение и останавливает работу, если, конечно, при этом видит, что организатор проявил пассивность или не заметил нарушения процедуры. Преподаватель должен попросить вспомнить норму, правило и убедиться, что всем стала   очевидной   ситуация   нарушения   процедуры   или   нормы   групповой   работы. Только после этого работа группы может быть продолжена. Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы: ­ Как дети сидят? ­ Внимательны ли они или отвлекаются? ­ Как ведут себя: живо или апатично? ­   Сфокусировано   ли   внимание   на  заданной   проблеме   или   есть   посторонние обсуждения? ­ Слушают ли друг друга? ­ Вовлекаются ли в работу аутсайдеры? ­   Демонстрируются   ли   в   ходе   работы   уважение,   доброжелательность, готовность к сотрудничеству?     Обсуждение результатов групповой работы. Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена,  учитель организует обсуждение результата работы групп. Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает  группа, был получен не интуитивно, а был продуктом определенном мыслительной  работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы  размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на  конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный, т.е. после того,  как группа сделала сообщение, важно спросить: ''Каким способом получен такой  результат?''. Если этот вопрос для обучающихся окажется трудным, можно спросить:  ''Почему вы так думаете?''. Могут быть, наверное, и другие вопросы, но рамка способа должна оставаться главной.  Подводя итог всего урока, важно не просто подвести итог работы в группе, а   обсудить с ребятами уровень их коммуникабельности, успешность совместных усилий,  умение действовать сообща. Что касается отметок за урок, то их, как правило, получает каждый. Выставляет же  оценки сама группа  после небольшого обсуждения, для которого надо обязательно  запланировать минутку в конце урока. Учитель оставляет за собой право скорректировать  эти отметки или отменить ту, что по каким­то соображениям не устроила её обладателя.            Групповая работа даёт: ­ каждому ребёнку эмоциональную поддержку, без которой у робких и слабых детей  развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера; ­ возможность самоутвердиться; ­ учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Статья на тему "Групповая форма работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему "Групповая форма работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему "Групповая форма работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему "Групповая форма работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему "Групповая форма работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему "Групповая форма работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему "Групповая форма работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему "Групповая форма работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему "Групповая форма работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему "Групповая форма работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему "Групповая форма работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему "Групповая форма работы на уроках в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018