Статья на тему "Художественно-эстетическая культура как среда развития личности ребенка в ДОУ".
Оценка 4.6

Статья на тему "Художественно-эстетическая культура как среда развития личности ребенка в ДОУ".

Оценка 4.6
Документация
docx
изобразительное искусство
Детсад
16.09.2017
Статья на тему "Художественно-эстетическая культура как среда развития личности ребенка в ДОУ".
Статья существенно отражает необходимые знания о художественно-эстетической культуре ребенка, его развитии, становлении его личности, привыкании и полном моральном облике. Культура личности необходима любому ребенку, без нее невозможно развитие, превращение ребенка в высокоразвитую личность, полноценного члена общества. Среда развития крайне важна.
Документ Microsoft Word.docx
Художественно-эстетическая культура как среда развития личности ребенка в ДОУ Главная цель дошкольного образования в современных условиях проявляется в социализации личности ребенка, умение строить отношения сотрудничества в   разных   видах   детской   деятельности   со   взрослыми   и   сверстниками, воспитание личностных качеств, развитие творческих способностей. В связи с переходом дошкольного образования на первый уровень общего образования, меняются   приоритеты   деятельности   ДОО,   формирование   основ художественно   –   эстетической   культуры   личности   становится   главным преимуществом   в   развитии   творческого   потенциала   дошкольника,   активно осваивающего   мир.   Это   требует   обновленного   подхода   к   образовательной среде   ДОО   через   создание   новой   практики   обучения,   обеспечивающей формирование   базисных   качеств   личности   детей   раннего   и   дошкольного возраста: самостоятельности, активности, инициативности, творчества.   память,   фантазию,   внимание,   воображение, Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании   педагогического   процесса   дошкольного   образования   с   самого раннего   детства   и   осуществляется   разными   средствами.  Одним  из  средств является изобразительная деятельность ­ это духовно­практическое освоение мира, помогает ребенку овладеть приемами лепки, рисования и аппликации, благотворно влияет на общее развитие малыша: пробуждает эмоциональную отзывчивость   к   красоте   окружающего   мира,   воспитывает   чувство прекрасного,   формирует   трудолюбие,   развивает   психические   процессы: мышление,   творческие способности.   Систематическое   овладение   необходимыми   средствами   и способами практической деятельности обеспечивает детям радость познания и   творчества,   их   всестороннее   развитие   (эмоциональное,   эстетическое, интеллектуальное,   нравственное,   трудовое),   позволяет   плодотворно   решать задачи подготовки детей жизни. Реализация художественно – эстетического развития   в   дошкольных   образовательных   организациях   ­   это   система педагогической работы через новые и разнообразные формы деятельности с детьми, ориентированные на развитие личности ребенка через вовлечение в культурные   практики   (повседневные   способы   организации   жизни   и деятельности   детей)   на   основе   широкого   включения   занимательных   игр   и творческих   заданий;   организации   творческих   мероприятий.  Эффективность обучения дошкольников отмечал А.В.Запорожец, зависит от того насколько педагог сумеет правильно использовать детскую деятельность и придать ей эмоционально ­ познавательный характер. Компонентом   системы   педагогической   работы   является   организация развивающей предметно­пространственной среды – это центры активности и недостаточно),     деятельности   педагогическую   поддержку. творчества по изобразительной деятельности (на современном этапе уголка по изобразительной стимулирующие самостоятельность ребенка, обеспечивающее индивидуальное образование в ходе   совместной   деятельности   на   основе   диалога   со   взрослыми   и сверстниками,   Центр   изобразительного творчества   в   группах организуются,   исходя   из   задач   программы   каждого возраста, по которой работает детский сад, для каждого возрастного периода свои художественные задачи обучения, соответственно и организация условий различна.   Но   мало   организовать   центры,   необходима   плодотворная совместная и самостоятельная деятельность педагога и детей в этих центрах: разнообразные   игры   с   изобразительными   материалами   –   бумагой, карандашами,  красками   и   др.,   чтобы   ребенок   мог   свободно   действовать   с материалом   и   развивать   движения   руки   в   овладении   выразительными средствами;   рассматривание   и   игровые   ситуации   с   созданными   образами; эксперименты   с   материалами;   пальчиковые   игры   и   т.д.   Правильная организация  социокультурного  пространства   групповой  комнаты  создается, чтобы   ребенок   мог   увлеченно   заниматься   любимым   делом   и   обеспечивает становление   самостоятельности,   активности,   уверенности   в   успехе   путем общения   в   свободной   форме.   Главный   акцент   в   ФГОС   сделан   именно   на развитие   воспитанников   через   игру,   свободный   диалог,   общение   со сверстниками, старшими ребятами, семьей, педагогами. Педагогические   условия   развития   творческой   личности   ребенка   в изобразительной   деятельности:   сенсорная   основа,   психологическая   основа (эмоционально ­ интеллектуальный опыт), исполнительство. Задача взрослых ­ организация  интересной и содержательной   работы во  всем  педагогическом процессе (в совместной и самостоятельной деятельности), искать поводы для накопления опыта восприятия и общения, которые разнообразны: наблюдения, подкрепленные поэтическими текстами, рассматривание предметов и явлений с   разных   позиций,   их   обследование   (упражнения   в   анализе   и   синтезе), используя разные творческие задания: оживи предмет, найди разное, определи и др., раскрывая эстетические качества предметов и явлений, обсуждение, размышление ­ высказывание детьми личного мнения, обмен впечатлениями и т.д.   В   дошкольные   годы   особое   значение   имеет   развитие   образных   форм познания, окружающего ­ восприятия, образного мышления, воображения, т.е. развитие чувственного опыта на основе интеграции. Разнообразные игровые задания   организовывают   образное   познание   окружающего,   позволяют накапливать художественный опыт, развивают культуру чувств с точки зрения красоты.   Например,   задания   (стенд   занимательных   заданий)   на   развитие внимания и наблюдательности: найди одинаковые предметы, найди отличия, чего не хватает; на развитие восприятия: кто больше увидит, найди ошибку; на развитие воображения: придумывание сказок, героями которых могут быть средства выразительности ­ пятна, линии и изобразительные материалы; на что похоже, чем может быть; дорисовать, превратить в другой образ; на развитие образного мышления: поиск общих признаков, что лишнее, объедини событие; игры на развитие ассоциаций – найди сходство, найди лишнее и др. Расширять возможности   ребенка   в   деятельности,   художественно­познавательный   опыт через проживание различных ситуаций: что было бы…, представь. Сочетание разных видов детской деятельности способствует развитию художественного восприятия   и   связано   с   работой   воображения,   образного   мышления, ассоциациями (творческие факторы). Развитие творчества в изобразительной деятельности   предполагает   обогащение   чувственной   сферы   ребенка, формирование   образной   речи,   используя   упражнения   для   развития эмоционального   словаря,   т.к.   художественное   освоение   мира   происходит одновременно с речевым развитием, внимание выразительности речи детей, используя   устное   народное   творчество   (загадки,   пословицы,   сказки), литературные тексты, обогащая словарь эпитетами, сравнениями; например, как красочно и по­разному можно сказать об одном и том же предмете. Дети приобретают   эмоционально   ­   эстетическую   культуру,   подбирая   слова   к объектам, описывают, придумывают, оценивают. Для полноценного проведения НОД и отражения полученных впечатлений в деятельности   необходимо   овладеть   умениями   рисовать,   лепить,   вырезать (работа   с   ножницами   вызывает   большие   трудности),   это   исполнительная сторона   изобразительной   деятельности   и   находится   на   низком   уровне развития   у   детей,   слабо   развита   моторика   (пальцы,   кисти   рук)   и   создает немало   препятствий,   т.к.   мало   внимания   уделяется   действиям   с изобразительными   материалами   и   инструментами,   выразительным возможностям материала ­ цвету, линии, форме и т.д. Развитая моторика – это показатель физического и психического здоровья ребенка, координации движений руки и глаза, самоконтроль за движением руки. Перед взрослыми стоит задача – научить приемам работы с разными материалами, освоение средств   выразительности:   обучение   изображению   формы   предметов (предметное   рисование);   обучение   композиции   ­   пространственному расположению   предметов   (сюжетное   рисование);   обучение   цветовым соотношениям   (декоративное   рисование).   При   постоянном   внимании педагогов   и   родителей,   повторении   правил   умелость   руки   развивается успешно   и   за   короткое   время,   этому   способствует   игровое   обучение: различные игры, система развивающих упражнений на постановку и движения руки   –   проведение   линий,   штрихов,   овладение   формообразующими движениями, разными видами мазков – примакивание, завиток, точка требуют и   разного   положение   руки;   отработка   навыка   легкости   движений,   без напряжения держать карандаш и кисть помогают рисуночные игры, развивая мелкую и крупную моторику руки. Дети учатся необходимым движениям с инструментом,   контролировать   действия   при   передаче   изображения   путем повторения упражнений в разных ситуациях. Рука должна быть послушной и уверенной,   для   этого   нужно   много   упражняться,   развивая   руку   и   глаз, например:   аккуратно   закрашивать,   не   выходя   за   контур,   штриховать   в определенном   направлении,   используя   разный   нажим.   Знакомство   со способами   изображения   развивает   творчество   детей,   используя   игровые приемы,   развивающие   игры   и   упражнения,   помогающие   осваивать   разные выразительные средства: графические и живописные упражнения, смешивание красок ­ заливка, растяжка, мазок с тенями в декоративном рисовании; игры с цветной   бумагой,   упражнения   с   бумажной   пластикой   –   новый   вид изобразительной деятельности в аппликации, совершенствуют моторику руки, развивает фантазию, требует точных движений, ловкости – приемы работы с бумажной   пластикой   схожи   с   лепкой   (скатывание   бумажных   комочков, раскатывание   между   ладонями   и   др.).   Совместная   и   самостоятельная деятельность детей по освоению выразительных средств изображения должна находить   дальнейшее   продолжение   в   режиме   дня   и   дома,   чтобы   ребенок испытал радость творчества, например: оформить галерею творчества детей (культурная практика), когда они учились рисовать разные линии и штрихи «Веселые   линии»,   пригласить   на   экскурсию   детей   других   групп,   устроить показ детских работ с выступлениями самих детей, разыгрывание сценок с линиями и т.д. Эффективной   формой   в   образовательной   среде   детского   сада   является проектный   метод,   который   можно   использовать   в   изобразительной деятельности, это целостный подход к воспитанию в разных направлениях, закрепляющийся   в   культурно   ­   досуговой   деятельности   через   проведение творческих   мероприятий.   Непосредственная   образовательная   деятельность (НОД) осуществляется в новых формах образовательной практики: ­ работа в проектном режиме на основе интеграции образовательных областей, разработка   художественно­творческих   проектов,   например:   «Цветные сказки», «Волшебная керамика», «Дымковская слобода», «Сказочный лес», «Лесная скульптура» и др.; ­ использование ИКТ в образовательном процессе; ­   игровое   экспериментирование   и   моделирование   с   изобразительными материалами,   например:   «Царство   красок»,   «Палитра»,   «Волшебные превращения», «Хоровод красок»; ­ организация выставок: авторские (одного ребенка) и тематические; ­ кружковая или студийная работа;   культурно­досуговая   деятельность: ­   праздники   изобразительного содержания, художественные викторины, КВН, конкурсы, творческие вечера, игры­путешествия, которые проводятся не для родителей, а вместе с ними. Это   средство   развития   субъективной   позиции   дошкольника,   не   нужно репетиций,   лишней   заорганизованности   детей,   а   требуется   мастерство   и импровизация   педагога,   это   исключительные   возможности   для   свободного общения и развития творческих способностей; ­социальное   партнерство   с   родителями,   которым   предоставляют   разные варианты работы по художественно­эстетическому развитию детей, создавая единство образовательного пространства детского сада и семьи, например: экскурсии выходного дня с детьми в музей, на выставку, проведение мастер­ классов для родителей и детей; организация мастерских в семье; ­ сетевое   взаимодействие,   используя   образовательные   ресурсы социокультурной   среды   округа,   города,   края;   социальное   партнерство   с учреждениями культуры и искусства социума: музеями, галереями, участие в художественных   событиях   округа,   проведение   совместных   мероприятий   в учреждениях культуры.   легко   меняемое, Образовательная   среда   должна   иметь   проектируемое   направление,   как   в совместной,   так   и   в   самостоятельной   деятельности   дошкольников.   Это динамичное   пространство,   организуется   как социокультурное   пространство   для   эмоционального   комфорта   и приобретения   практического   опыта   детей,   учитывая   их   предпочтения. Благодаря   разнообразию   и   вариативности   построения   непосредственной образовательной деятельности (НОД), дети самостоятельно готовят рабочее место   (в   старшем   возрасте,   в   младшем   –   вместе   с   педагогом),   выбирают изобразительный   материал  и способы  изображения; смена  заданий  в  одной деятельности   делает   процесс   обучения   привлекательным   и   занимательным: деятельность протекает в непринужденной партнерской форме ­ свободное размещение   и   перемещение   детей   в   процессе   деятельности,   можно   брать недостающий   материал,   нет   строгой   регламентации   продолжительности деятельности,   свободное   общение   –   можно   тихо   обсудить,   задать   вопрос товарищу,   используя   приобретенный   опыт   и   не   мешая   другим.   Это достигается путем обучения детей. Новый вид изобразительной деятельности дошкольников ­ рисование песком, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. Цветной   песок   вызывает   все   больший   интерес   в   качестве   материала   для художественного творчества детей. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить  самые  фантастические  замыслы. Кроме плоских  рисунков можно создавать объемные композиции с помощью цветного песка, заполняя различные   сосуды   песком.   Эта   техника   способствует   развитию   мелкой моторики   у   детей,   позитивно   влияет   на   общее   самочувствие   детей.   Дети получают   возможность   рисовать   разными   выразительными   материалами, особенно   дети   с   ограниченными   возможностями   здоровья.   Этот   особый инклюзивный   подход   помогает   «особым»   детям   ощущать   себя   обычным ребенком, принимая искреннюю заботу и дружбу. Умение   использовать   в   педагогической   деятельности   прогрессивные образовательные   технологии  ­   показатель   высокой   квалификации   педагога, его мастерства и любви к детям.

Статья на тему "Художественно-эстетическая культура как среда развития личности ребенка в ДОУ".

Статья на тему "Художественно-эстетическая культура как среда развития личности ребенка в ДОУ".

Статья на тему "Художественно-эстетическая культура как среда развития личности ребенка в ДОУ".

Статья на тему "Художественно-эстетическая культура как среда развития личности ребенка в ДОУ".

Статья на тему "Художественно-эстетическая культура как среда развития личности ребенка в ДОУ".

Статья на тему "Художественно-эстетическая культура как среда развития личности ребенка в ДОУ".

Статья на тему "Художественно-эстетическая культура как среда развития личности ребенка в ДОУ".

Статья на тему "Художественно-эстетическая культура как среда развития личности ребенка в ДОУ".

Статья на тему "Художественно-эстетическая культура как среда развития личности ребенка в ДОУ".

Статья на тему "Художественно-эстетическая культура как среда развития личности ребенка в ДОУ".

Статья на тему "Художественно-эстетическая культура как среда развития личности ребенка в ДОУ".

Статья на тему "Художественно-эстетическая культура как среда развития личности ребенка в ДОУ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2017