Адаптированная рабочая программа для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью рекомендациями Программы общего образования второго поколения.
Оценка 5

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью рекомендациями Программы общего образования второго поколения.

Оценка 5
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
5 кл
13.04.2021
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью  рекомендациями Программы общего образования второго поколения.
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающихся инклюзивно в основной общеобразовательной школе, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 года №1897, с учетом авторской программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»./Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011 г., рекомендациями Примерной программы общего образования второго поколения.
РП ИЗО 5клСКО ФГОС 2020-21.docx

Приложение к АООП ООО

МОУ «Долгодеревенская СОШ»

 

 

 

 

 

 

Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»

для 5-7 классов специального коррекционного обучения

 

 

                                                                                                                        

 

     

 

                                                                       Составитель:

Геворкян Т.М.  учитель высшей

квалификационной категории

                                                                                            

                                                                                                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

 

 

 

 

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающихся инклюзивно в основной общеобразовательной школе, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 года №1897, с учетом авторской программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»./Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011 г., рекомендациями Примерной программы общего образования второго поколения.

Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана  на основе следующих документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ от 17.12. 2010 №1897 – с изменениями и дополнениями)

- Примерная основная образовательная программа основного образования //http//fgosreestr.ru/

- Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости) основного общего образования МОУ «Долгодеревенская СОШ»

- Положение о рабочей программе МОУ «Долгодеревенская СОШ»

- Учебный план МОУ «Долгодеревенская СОШ» на 2020-2021 учебный год;

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. 4-е изд. М. : «Просвещение», 2015.

- Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл; – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.

Место учебного предмета в учебном плане: образовательная область – «Искусство»

Преподавание предмета изобразительное искусство  в МОУ Долгодеревенская СОШ проводится: 2 часа  в неделю.  В год – 68  часов.

В основу реализации адаптированной рабочей программы по Изобразительному искусству положены принципы:

принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а - «образовательной области»;

- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

- принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях  учебной  ситуации,  в  различные  жизненные   ситуации,  что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.

Курс «Изобразительное искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ставит своей целью – всестороннее развитие личности в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительное восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира (обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выполняют только посильные задания при направляющей помощи учителя).

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

Воспитание интереса к изобразительному искусству.

Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека

Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.

Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства.

Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.

Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).

Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.

Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

Учебно-методическое обеспечение:

Номер

Наименование

Издатель

Автор/авторский    коллектив

класс

1.2.5.1.1.1

Изобразительное искусство

Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Горяева НА., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М.

5

 

Программа предусматривают использование линий УМК под редакцией Б.М.Неменского:

- Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2014

- Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2014

- Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2014

Раздел 1. Планируемые результаты:

1.1. Перечень результатов учеников после освоения рабочей программы

Освоение учебного предмета Изобразительное искусство обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

1.1.1.  Личностные результаты:

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение           начальными   навыками       адаптации      в          динамично     изменяющемся            и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра- вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

проявление готовности к самостоятельной жизни.

1.1.2. Предметные результаты:

Для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выделяют два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Изобразительное искусство

 Минимальный уровень:

знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета;

знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:

 «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Касли, Златоуст;

- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);

знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома);

знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

знание видов аппликации (предметная, декоративная);

знание способов лепки (пластический, комбинированный);

нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

применение разных способов лепки;

1.1.3. Базовые учебные действия:

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с лёгкой умственной отсталостью.

БУД обеспечивает успешность (эффективность) изучения содержания учебного предмета и включают в себя личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные учебные действия.

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

 Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

 Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, обобщение,) на наглядном, доступном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

      определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.

 

1.2. Система оценивания по предмету

1.2.1. Критерии оценивания подготовленности учащихся по изобразительному искусству.

Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса образовательной программы, сопровождается текущей и промежуточной аттестацией учащихся.

Оценка результатов освоения обучающимися ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Годовые, срезовые контрольные работы по учебным предметам для обучающихся с ОВЗ проводятся с использованием тех же оценочных материалов, что и для обучающихся общеобразовательных классов.

Оценивать достижения обучающимся с ОВЗ планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.

Обучающиеся с ОВЗ имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АОП ООО в иных формах.

Специальные условия проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ включают:

- использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями учащегося с ОВЗ;

- оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания, аккуратности, корости выполнения и других второстепенных показателей;

- разрешение переделать задание, с которым ученик не справился;

- неограниченное время для выполнения контрольной работы, тестов;

- представление инструкций, указаний как в устной, так и в письменной форме;

- разъяснение заданий;

- повторение инструкций, указания индивидуально учащемуся с ОВЗ;

- демонстрация образца выполнения.

- особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ;

- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);

- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ:

1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);

- при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

- увеличение времени на выполнение заданий;

- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

- недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

Достижение предметных результатов освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ адаптированной образовательной программы основного общего образования.

1.2.2. Нормы оценок  качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Устный опрос является одним из методов учета достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебным предметам принимается во внимание:

- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа;

- умение практически применять свои знания;

- последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Критерии для оценивания устных ответов являются общими для  всех предметов.

Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.

Оценка «2» может выставляться обучающемуся в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка, если он обнаруживает незнание большей, или наиболее существенной, части изученного материала. Допускает ошибки в формулировке правил, понятий, искажает их смысл. Не всегда в состоянии понять и ответить на поставленный вопрос. Делает грубые ошибки в изложении материала, не использует помощь учителя.

Оценка «2» не ставится в журнал.

Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются следующим образом:

Тестовые работы по учебным предметам оцениваются следующим образом: первоначально оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.

Количественные результаты проверки фиксируются учителем в классном журнале, качественная оценка фиксируется учителем и обучающимися в тетрадях.

Критерии для оценивания практической деятельности (выполненной работы)

«5» - за работу, в которой выполнено свыше 65% заданий

«4» - за работу, в которой выполнено от 50 до 65% заданий

«3» - за работу, в которой выполнено от 35% до 50% заданий

«2» - за работу, в которой выполнено меньше 35% заданий

Предмет изобразительное искусство решает задачи приобщения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к творческому социально значимому труду, использования изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с нарушением процессов познавательной деятельности на всех этапах обучения в школе.

Критерии оценки обучающихся по предмету «Изобразительное искусство»:

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

- самостоятельно располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

- от           руки         изображает            предметы       разной формы,           использует     при этом незначительную помощь;

- различает цвета и их оттенки;

- называет основные жанры живописи;

- умеет пользоваться инструментами для рисования;

- анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображённым предметом, исправляет неточности;

- способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего мира.

Отметка «4» ставится, если обучающийся:

- располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность;

- различает основные цвета и основные жанры;

- от руки изображает простые предметы разной геометрической формы и фигуры, пользуется простейшими вспомогательными линиями для изображения рисунка и его проверки;

- умеет пользоваться основными инструментами для рисования;

- сравнивает свой рисунок с изображённым предметом, исправляет неточности с помощью учителя;

- способен видеть, чувствовать красоту природы, человека.

Отметка «3» ставится, если обучающийся:

- способен ориентироваться на листе бумаги по образцу;

- рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету; по шаблону;

- умеет пользоваться основными инструментами для рисования избирательно;

- различать основные цвета и соотносить их с образцом.

Отметка «2» и «1» не ставится.

Раздел 2.. Содержание  учебного  предмета

 

Адаптированной рабочей программой предусматриваются следующие виды работы:

― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.

Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

Древние корни народного искусства

Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;

― размазывание по картону;

― скатывание, раскатывание, сплющивание;

― примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;

― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

― приемы работы ножницами;

― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;

― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.

― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).

― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);

― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);

― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);

― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

Приемы работы красками:

приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;

приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

― правила обведения шаблонов;

― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

Связь времен в народном искусстве

Декор, человек, общество, время

Обучение композиционной деятельности Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.

Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.

Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.

Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок

Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.

Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.

Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.

Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

Современное декоративное искусство

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».

«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.

«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.

«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.

 

 

Раздел (подраздел) программы

Планируемые результаты

 

Процедуры, обеспечивающие проверку данных результатов/ кол-во процедур

5 класс

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Обучающийся научится:

 

Обучающийся получит возможность научиться:

 

«Древние корни народного искусства»

пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;

познавать мир через визуальный художественный образ,

 

Тестирование «Древние корни народного искусства»

 

 

 

 

организовывать рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

понимать особенности разных видов изобразительного искусства;

следовать при выполнении работы инструкциям учителя;

воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства

передавать в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

  видеть роль изобразительного искусства в жизни человека и общества

«Связь времён в народном искусстве»

 

 

 

 

владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

 осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности,

ПР «Обрядовые действия народного праздника  народов Южного Урала»

 

рисовать по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции;

 создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

 

«Декор, человек, общество, время»

применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации;

Кроссворд

ориентироваться в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

наблюдать объекты и явления искусства,

«Декоративное искусство в современном  мире»

передавать адекватно   цвета изображаемого объекта, определелять насыщенности цвета изображаемого объекта, определять насыщенности цвета, получать смешанные цвета и  оттенки цвета;

приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности

ПР «Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!»

 

узнавать и различать в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенные предметы и действия.

 

различать изученные виды и жанры искусств

 

 

Раздел 3.. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

класс

Наименование разделов темы

Кол-во часов

5 класс

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

68 часов

1

«Древние корни народного искусства»

18 часов

2

«Связь времён в народном искусстве»

18 часов

3

«Декор, человек, общество, время»

16 часов

4

«Декоративное искусство в современном  мире»

16 часов

5 класс «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека» (с корректировкой)

№ п/п

Раздел, тема урока

Темы, которые могут быть вынесены на дистанционное обучение

формы контроля уровня достижения предметных результатов

Всего часов

1\4

Древние корни народного искусства

Орнамент как основа декоративного украшения. Окно с наличниками.

практическая работа

1

1\10

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка, основные элементы и украшение.

практическая работа

1

1\12

Образы и мотивы в орнаментах. Полотенце.

практическая работа

1

1\18

Народные праздничные игрушки, (НРЭО)

практическая работа

1

1\24

Связь времен в народном искусстве

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

практическая работа

1

1\22

Древние образы в современных народных игрушках (дымковская игрушка)

практическая работа

1

1\26

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла

практическая работа

1

1\36

Связь времён в народном искусстве. Тканые половики и ковры. (НРЭО)

практическая работа

1

1\40

Декор – человек, общество, время

Одежда говорит о человеке. Япония

практическая работа

1

1\41

Одежда говорит о человеке. Средневековье (рыцари)

практическая работа

1

1\50

Символы и эмблемы в современном обществе. Эмблема класса.

практическая работа

1

1\51

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

практическая работа

1

1\54

Декоративное искусство в современном мире

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

практическая работа

1

1\56

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

практическая работа

1

1\58

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

практическая работа

1

1\60

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

практическая работа

1

1\61

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

практическая работа

1

1\62

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

практическая работа

1

1\63

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

практическая работа

1

1\64

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

практическая работа

1

 

 

 

 

20

 

 

Формы контроля

Текущий  и  итоговый  контроль осуществляются  в  форме:  викторин,  кроссвордов,  отчетных  выставок,  творческих  работ,         проектно- творческие работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к рабочей программе – оценочные материалы.

Структура оценочных материалов

 

Тестирование

5 класс СКО

Тема: « Декоративно-прикладное искусство в жизни человека »

1.   Ромб солярный знак

а)  воды

б)  солнца

в)  земли

2.   Образ солнца в народном искусстве

а)  всадник на коне

б)  птица

в)  конь

3.   Крестьянский дом-жильё в России

а)  юрта

б)  яранга

в)  изба

4.   Деревянные украшения на передней части крыши

а)  фронтон

б)  наличники

в)  причелина

5.   «Очи» дома

а)   дверь

б)  труба

в)  окна

6.   Основной цвет в народной вышивке

а)  зелёный

б)  красный

в)  синий

7.   Головной убор в народной одежде - как представление людей об образе

а) земли б) подземной жизни в) неба

8.      Синий цвет- основной цвет народных промыслов
а) гжели б) хохломы в) жостова

9.      Народный промысел «ДЫМКА»-это изготовление...
а) подносов б) игрушек в) посуды

10. Каслинское литье это – изделия из ... а) керамики  б) дерева в) чугуна

Спецификация контрольной  практической работы

по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (5 класс СКО)

Тема «Обрядовые действия народного праздника  народов Южного Урала»

1.                        Назначение практической работы

Цель практической работы – проверка и оценка способности учащихся основной школы применять полученные в процессе изучения изобразительного искусства знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами изобразительного искусства.

Задачи учебного занятия – достижение образовательных результатов:

личностный результат развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

базовые учебные действия умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

предметный результат – отработка умений:

-         умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства народов Южного Урала, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

-         создавать орнаменты на основе народных традиций народов Южного Урала;

-         пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

2.                        Характеристика практической работы

На выполнение работы отводится 35 минут. Это время включает предварительный инструктаж учителя, практическое выполнение задания.

Оборудование:

1.    Рабочий лист на формате А4.

2. Простой карандаш и ластик;

3. Гуашь, акварель (по выбору);

4. Набор кистей для гуаши или акварели;

5. Баночка для воды;

6. Тряпочка для рук.

 

3.                        План (спецификация) практической работы

Практическая работа содержит отдельные компоненты, которые проверяют различные виды деятельности учащихся.

 

Компоненты практической работы

Виды деятельности

Работа с иллюстративным материалом

- Выявлять (находить) информацию, заданную в явном и неявном виде

Создание с натуры и по воображению архитектурных образов

- Использовать красок (гуашь, акварель).

- Владеть изобразительным и композиционным навыками в процессе работы над эскизом

Знание фактов культурной жизни

- Определять народ Южного Урала по национальному костюму и вид его традиционного жилища

- Создавать орнаменты на основе народных традиций народов Южного Урала;

Знание географического пространства явления культуры

- Использовать природный ландшафт для выбора вида жилища и его правильного размещения

 

4. Система оценивания практической работы

 

Критерии оценивания живописной композиции:

 

Критерии

Баллы

уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции (правильно использован природный ландшафт), все архитектурные элементы присутствуют (правильно определен вид традиционного жилища и элементы орнамента), верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования

5

уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции орнамента, есть незначительные нарушения в передаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки

4

уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции (неправильно использован природный ландшафт), существенные нарушения в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями о традиционном орнаменте, но испытывает затруднения в его практическом выполнении

3

ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом (выявлять (находить) информацию, заданную в явном и неявном виде), не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте.

2

Максимальный балл

5

 

 

 

 

 

 

Инструкция по выполнению работы

 

 

Наши далёкие предки проявили удивительную изобретательность в конструировании жилищ. Перед вами на картинке представитель одного из народов, проживающих на Южном Урале.

Определите, какой образ жизни вёл этот народ. Какие традиционные жилища он использовал?

Нарисуйте традиционное жилище этого народа в природном пространстве. Обязательно выполните традиционное оформление жилища, используя для этого соответствующие элементы и орнаменты.

Самостоятельно выберите материал для рисования (краски, карандаши).

На выполнение работы по изобразительному искусству отводится 35 минут.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.

 

 

Желаем успеха!

 

 

2


 

Спецификация контрольной  практической работы

по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (5 класс СКО)

Тема «Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!»

1. Назначение практической работы

2. Цель практической работы – проверка и оценка способности учащихся основной школы применять полученные в процессе изучения изобразительного искусства знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами изобразительного искусства.

3. Задачи учебного занятия – достижение образовательных результатов:

личностный результатспособность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

базовые учебные действия – определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения.

предметный результат – отработка умений:

-         создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет и т.д.

-         владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

-         различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу.

4.   контрольной практической работы

На выполнение работы отводится 40 минут. Это время включает предварительный инструктаж учителя, практическое выполнение задания.

Оборудование:

1. Простой карандаш и ластик;

2. Картон (формат А4 или А5)

3. Материалы для аппликации (ткань цветная и однотонная, рогожка, сизаль, веревки, ленты, тесьма и т. д.)

4. Клей (клеевой карандаш)

5. Кисточка для клея

6. Ножницы

7. Копировальная бумага

8. Булавки (для фиксирования элементов)

9. Тряпочка для рук.

5. План (спецификация) контрольной практической работы

Практическая работа содержит отдельные компоненты, которые проверяют различные виды деятельности учащихся.

Компоненты практической работы

Виды деятельности

Создание с натуры и по воображению образов

- использовать различные художественные материалы.

- создавать декоративную композицию на заданную тему.

Знание фактов культурной жизни

- знать свойства тканых и нетканых материалов,

- знать технологии работы с ткаными и неткаными материалами,

- устанавливать связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Развитие художественного вкуса и наблюдательности

- использовать различные материалы как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;

- проявлять творческую фантазию,

- использовать условия для самовыражения;

 

4.                        Система оценивания практической работы

 

Критерии оценивания  композиции:

 

Критерии

Баллы

уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, верно переданы пропорции и размеры, правильно применяются приемы и техники работы с ткаными и неткаными материалами

5

уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть незначительные нарушения в передаче пропорций и размеров, присутствуют незначительные нарушения техники работы с ткаными и неткаными материалами

4

уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, существенные нарушения в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями о техниках работы с различными материалами, но испытывает затруднения в их практическом применениями

3

ученик не знает основных приемов работы с ткаными и неткаными материалами, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте.

2

Максимальный балл

5

 

 

 

 

 

 

Контрольная практическая работа по изобразительному искусству

Тема  «Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!»

 

Инструкция по выполнению работы

 

Учебный год подходит к концу, впереди летние каникулы. Каждый из нас по-своему представляет лето и ждет от него много ярких впечатлений.

Вы уже знаете, что на днях в нашей школе откроется выставка «Здравствуй, лето!». Сегодня на уроке каждый из вас создаст свой фрагмент декоративной композиции для этой выставки. На предыдущем уроке вы познакомились с техникой аппликации из различных материалов. Для работы можно использовать различные тканые и нетканые материалы, ваши декоративные композиции могут быть как объёмными, так и плоскими.

На выполнение декоративной композиции отводится 40 минут.

При выполнении эскиза задания можно пользоваться черновиком, для вдохновения посмотрите в Приложении[1] образцы аппликаций из тканых и нетканых материалов.

 

Желаем успеха!

 

 


 

Приложение

 

Аппликации из ткани, ниток, тесьмы, фетра

 

ДЕМО-ВЕРСИЯ

ВАРИАНТ – 1

http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo/i2010/11/22/foto_007s.jpg

ВАРИАНТ – 2

ВАРИАНТ – 3

 


Скачано с www.znanio.ru



 

Приложение к АООП ООО МОУ «Долгодеревенская

Приложение к АООП ООО МОУ «Долгодеревенская

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающихся инклюзивно в основной общеобразовательной школе, разработана в соответствии с требованиями

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающихся инклюзивно в основной общеобразовательной школе, разработана в соответствии с требованиями

Курс «Изобразительное искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ставит своей целью – всестороннее развитие личности в процессе приобщения его к художественной культуре и…

Курс «Изобразительное искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ставит своей целью – всестороннее развитие личности в процессе приобщения его к художественной культуре и…

Раздел 1. Планируемые результаты: 1

Раздел 1. Планируемые результаты: 1

Достаточный уровень : знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж); знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково,

Достаточный уровень : знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж); знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково,

Познавательные учебные действия:

Познавательные учебные действия:

ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др

ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др

Допускает ошибки в формулировке правил, понятий, искажает их смысл

Допускает ошибки в формулировке правил, понятий, искажает их смысл

Раздел 2.. Содержание учебного предмета

Раздел 2.. Содержание учебного предмета

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): ― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу)

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): ― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу)

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Народные праздничные игрушки, (НРЭО) практическая работа 1 1\24

Народные праздничные игрушки, (НРЭО) практическая работа 1 1\24

Приложение к рабочей программе – оценочные материалы

Приложение к рабочей программе – оценочные материалы

Спецификация контрольной практической работы по

Спецификация контрольной практической работы по

Система оценивания практической работы

Система оценивания практической работы

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью рекомендациями Программы общего образования второго поколения.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью  рекомендациями Программы общего образования второго поколения.

Спецификация контрольной практической работы по

Спецификация контрольной практической работы по

Система оценивания практической работы

Система оценивания практической работы

Приложение Аппликации из ткани, ниток, тесьмы, фетра

Приложение Аппликации из ткани, ниток, тесьмы, фетра