Статья на тему "Игровая технология"
Оценка 4.6

Статья на тему "Игровая технология"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
французский язык
Взрослым
01.03.2019
Статья на тему "Игровая технология"
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир¬ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существен¬ным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования уча¬щихся к учебной деятельности.
Игровая технология.docx
Игровая технология Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й.Хейзинга Игровая деятельность Игра   наряду   с   трудом   и   ученьем   ­   один   из   основных   видов   деятельности  человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра ­ это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание   и   усвоение   общественного   опыта,   в  котором   складывается   и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: ­     развлекательную  (это   основная   функция   игры   ­   развлечь,   доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес); ­    коммуникативную: освоение диалектики общения; ­    самореализации в игре как полигоне человеческой практики; ­    игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; ­     диагностическую:  выявление   отклонений   от   нормативного   поведения, самопознание в процессе игры; ­     функцию  коррекции:  внесение   позитивных   изменений   в   структуру   личностных показателей; ­     межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально­ культурных ценностей; ­      социализации:  включение   в   систему   общественных   отношений,   усвоениенорм человеческого общежития. Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову): •    свободная  развивающая  деятельность,  предпринимаемая   лишь   по   желанию ребенка,  ради  удовольствия  от самого процесса  деятельности,  а не только  от   результата (процедурное удовольствие); •   творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); •   эмоциональная приподнятость  деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); •    наличие  прямых   или   косвенных  правил,  отражающих   содержание   игры, логическую и временную последовательность ее развития. В структуру игры как  деятельности  органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность  полностью реализует себя как   субъект.   Мотивация   игровой   деятельности   обеспечивается   ее   добровольностью, возможностями   выбора   и   элементами   соревновательности,   удовлетворения   потребности   в самоутверждении, самореализации. В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия   как   средство   реализации   этих   ролей;   в)   игровое   употребление   предметов,   т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре. Значение   игры   невозможно   исчерпать   и   оценить   развлекателъно­рекреактивными возможностями.   В   том   и   состоит   ее   феномен,   что,   являясь   развлечением,   отдыхом,   она способна   перерасти   в   обучение,   в   творчество,   в   терапию,   в   модель  типа   человеческих отношений и проявлений в труде. Игру   как  метод   обучения,  передачи   опыта   старших   поколений   младшим  люди использовали   с   древности.   Широкое   применение   игра   находит   в   народной  педагогике,   в дошкольных   и   внешкольных   учреждениях.   В   современной   школе,  делающей   ставку   на активизацию   и   интенсификацию   учебного   процесса,   игровая  деятельность   используется   в следующих случаях: ­     в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; ­    как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; ­     в   качестве   урока   (занятия)   или   его   части   (введения,   объяснения,   закрепления, упражнения, контроля); ­    как технологии внеклассной работы. Понятие   «игровые   педагогические   технологии»   включает   достаточно   обширную   группу  различных методов   и   приемов   организации   педагогического   процесса   в   форме педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко   поставленной   целью   обучения   и   соответствующим   ей   педагогическим результатом,   которые   могут   быть   обоснованы,   выделены   в   явном   виде   и характеризуются учебно­познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые   выступают   как   средство   побуждения,   стимулирования   учащихся   к   учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве   ее   средства,   в   учебную   деятельность   вводится   элемент   соревнования,   который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. В   первую   очередь   следует   разделить   игры   по   виду   деятельности   на   физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и   игры­драматизации.   По   предметной   области   выделяются   игры   по   всем   школьным дисциплинам. И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. Классификационные параметры игровых технологий  По уровню применения: все уровни. По философской основе: приспосабливающаяся. По основному фактору развития: психогенные. По концепции усвоения опыта: ассоциативно­рефлекторные + гештальт + суггестия. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН +СДП. По характеру содержания: все виды + проникающие. По типу управления: все виды ­ от системы консультаций до программной. По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: свободное воспитание. По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие. По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая, все категории. Спектр целевых ориентаций •  Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. •  Воспитывающие:  воспитание   самостоятельности,   воли;   формирование   определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. •  Развивающие:  развитие   внимания,   памяти,   речи,   мышления,   умений   сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии,   умения   находить   оптимальные   решения;   развитие   мотивации   учебной деятельности. •  Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. Концептуальные основы игровых технологий •      Психологические  механизмы  игровой  деятельности  опираются  на  фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. •      Игра   ­   форма   психогенного   поведения,   т.е.   внутренне   присущего,   имманентного личности (Д.Н.Узнадзе). •     Игра   ­    пространство   "внутренней   социализации"   ребенка,   средство   усвоения социальных установок (Л.С.Выготский). •     Игра   ­   свобода   личности   в   воображении,   "иллюзорная   реализация   нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтьев). •      Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. •     Содержание   детских   игр   развивается   от   игр,   в   которых   основным   содержанием является   предметная   деятельность,   к   играм,   отражающим   отношения   между   людьми,   и, наконец,   к   играм,   в   которых   главным   содержанием   выступает   подчинение   правилам общественного поведения и отношения между людьми. •      В   возрастной   периодизации   детей   (Д.Б.Эльконин)   особая   роль   отведена   ведущей деятельности,   имеющей   для   каждого   возраста   свое   содержание.   В   каждой   ведущей деятельности   возникают   и   формируются   соответствующие   психические   новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. Особенности игровых технологий Все   следующие   за   дошкольным   возрастные   периоды   со   своими   ведущими   видами деятельности (младший школьный возраст ­ учебная деятельность, средний ­ общественно полезная, старший школьный возраст ­ учебно­профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.    Игровые технологии в младшем школьном возрасте Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры. В  игровой  модели  учебного процесса  создание  проблемной  ситуации  происходит  через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении,   основу   деятельности   составляет   игровое   моделирование,   часть   деятельности учащихся происходит в условно­игровом плане. Ребята   действуют   по  игровым   правилам  (так,   в   случае   ролевых   игр   ­   по   логике разыгрываемой   роли,   в   имитационно   ­   моделирующих   играх   наряду   с   ролевой   позицией действуют   «правила»   имитируемой   реальности).   Игровая   обстановка   трансформирует   и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. Итоги   игры   выступают   в  двойном   плане  ­  как   игровой   и   как   учебно­познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая   роль   в   данной   модели   принадлежит   заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а так­ же   ход   учебно­игрового   взаимодействия.  В   арсенале   педагогики   начальной   школы содержатся  игры,  способствующие  обогащению  и  закреплению  у  детей  бытового  словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю. Результативность   дидактических   игр   зависит,   во­первых,   от   систематического   их использования, во­вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные  признаки  предметов,  сравнивать,  сопоставлять их;  группы  игр  на  обобщение предметов   по   определенным   признакам;   группы   игр,   в   процессе   которых   у   младших школьников   развивается   умение   отличать   реальные   явления   от   нереальных;   группы   игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения,   помогает   активизировать   учебный   процесс,   осваивать   ряд   учебных   элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов ­ забота каждого учителя начальной школы.   Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте В   подростковом   возрасте   наблюдается   обострение   потребности   в   создании   своего собственного   мира,   в   стремлении   к   взрослости,   бурное   развитие   воображения,   фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями   игры   в   старшем   школьном   возрасте   является   нацеленность   на самоутверждение   перед   обществом,   юмористическая   окраска,   стремление   к   розыгрышу, ориентаци на речевую деятельность.   Деловые игры.  Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового,   закрепления   материала,   развития   творческих   способностей,   формирования   об­ щеучебных   умений,   дает   возможность   учащимся   понять   и   изучить   учебный   материал   с различных позиций. В   учебном   процессе   применяются   различные   модификации   деловых   игр:   имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо­ и социодрама. Имитационные игры.  На занятиях имитируется деятельность какой­либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации.   В   операционных   играх   моделируется   соответствующий   рабочий   процесс.   Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные. Исполнение   ролей.  В  этих   играх   отрабатываются   тактика   поведения,   действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли   разрабатывается   модель­пьеса   ситуации,   между   учащимися   распределяются   роли   с «обязательным содержанием». «Деловой театр». В нем разыгрывается какая­либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться   в   образ   определенного   лица,   понять   его   действия,   оценить   обстановку   и   найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки ­ научить подростка ориентироваться   в   различных   обстоятельствах,   давать   объективную   оценку   своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу.   Для   метода   инсценировки   составляется   сценарий,   где   описываются   конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи. Психодрама   и   социодрама.  Они   весьма   близки   к   «исполнению   ролей»   и   «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально­психологический, в котором отрабатывается умение   чувствовать   ситуацию   в   коллективе,   оценивать   и   изменять   состояние   другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт. Технология деловой игры состоит из следующих этапов: Этап   подготовки.  Подготовка   деловой   игры   начинается   с   разработки   сценария   ­ условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия,   описание   изучаемой   проблемы,   обоснование   поставленной   задачи,   план   деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется   главная   цель   занятия,   обосновывается   постановка   проблемы   и   выбора ситуации.   Выдаются   пакеты   материалов,   инструкций,   правил,   установок.   Собирается дополнительная   информация.   При   необходимости   ученики   обращаются   к   ведущему   и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из   игры,  пассивно  относиться  к  игре,  подавлять  активность,  нарушать регламент и  этику поведения.  Этап проведения ­ процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять   ее   ход.   Только   ведущий   может   корректировать   действия   участников,   если   они уходят   от   главной   цели   игры.   В   зависимости   от   модификации   деловой   игры   могут   быть введены   различные   типы   ролевых   позиций   участников.   Позиции,   проявляющиеся   по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик. Организационные  позиции:   организатор,   координатор,   интегратор,   контролер,   тренер, манипулятор. Позиции,   проявляющиеся   по   отношению   к  новизне:  инициатор,   осторожный   критик, консерватор. Методологические  позиции:   методолог,   критик,   методист,   проблематизатор, рефлексирующий, программист. Социально­психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые   результаты,   отмечает   ошибки,   формулирует   окончательный   итог   занятия. Обращается   внимание   на   сопоставление   использованной   имитации   с   соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета. Игровые технологии на уроках французского языка (из опыта работы)                Законы игры таковы, что игровая обстановка, во­первых, трансформирует саму роль учителя   на   уроке.   Играющий   учитель,   как   играющий   тренер,   что   немаловажно,   обязан научиться   быть   одновременно   и   организатором   игры,   и   помощником   учеников,   и соучастником общего действия. Во­вторых,   игра,   прерывая   привычный   диалог   «учитель­ученик»   или   «класс­учитель», стимулирует общение между учащимися. Но надо помнить, что проведение игр требует создания в группе определенных условий, в первую очередь:      климата   взаимного   доверия,   когда   каждый   чувствует   себя   комфортно   и   готов высказываться; взаимного уважения, необходимого для того, чтобы слушать и слышать другого; наличия у играющих достаточных лингвистических средств, чтобы выполнять игровые задачи; ясности и четкости задания; предлагаемое задание должно создавать ситуацию, при которой у ученика возникает потребность получить необходимую информацию. Игру полезно использовать тогда, когда лексический и грамматический материал отработан и его нужно автоматизировать, вывести в речь. Наблюдения показывают, что в игре ребенок мобилизует,   актуализирует   свои   знания   и   тренирует   свои   компетенции,   используя   их   в деятельности, от которой получает удовольствие. Результативность   игры   обычно   напрямую   связана   с   любовью   детей   в   любом   возрасте соревноваться.   Поэтому   наибольший   эффект,   как   можно   увидеть,   достигается   именно   в процессе   разного   рода   игр­соревнований,   игр­конкурсов,   или   игр,   в   которых   обязательно присутствует   хотя   бы   элемент   соревнования   и   соперничества.   Такие   игры,   как представляется,   являются   действенным   средством   повышения   эффективности   учебного процесса.   Для   некоторых   учащихся,   не   испытывающих   интереса   к   предмету,   игры­ соревнования могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. В   нашем   опыте   неизменным   успехом   пользуется   игра­соревнование,   которая,   не   являясь лингвистической игрой, позволяет:   создать общую заинтересованность, нацеленность на успех; организовать   как   соревнование   между   отдельными   учениками,   так   и   соревнование между группами и классами. К примеру, в начале сентября в классе появляется  корзинка для «урожая пятерок».  Ее предназначение   –   собрать   полученные   ребятами   пятерки   в   период   до   Дня   учителя,   ведь успехи учеников – лучший подарок учителю. Как это выглядит? Получив на уроке отличную оценку, ученик записывает дату ее получения и свою фамилию и кладет листочек в корзинку. Накануне   праздника   представители   соревнующихся   групп   «сортируют»   урожай: устанавливают   группу­победительницу,   набравшую   самое   большое   количество   отличных оценок, и победителя в личном первенстве в каждой группе. По итогам победители получают призы   (и   личный,   и   коллективный).   Результаты   «сбора   урожая»   вывешиваются   на   доске. Делаются соответствующие записи в дневниках победителей. Эта незатейливая игра так нравится детям, что в нашей школе стала традиционной. В первой четверти нужный старт учебному году задает День учителя. Во второй четверти корзинку сменяет сапожок (носок), и «коллекция пятерок» предназначается Пэру Ноэлю. В третьей четверти учебу «стимулирует» праздник 8 Марта. Причем, столь нехитрый прием «работает», по   нашим   наблюдениям,   в   любом   классе.   От   учителя   требуется   лишь   время   от   времени поддерживать внимание к самому процессу «сбора урожая». Поводов посоревноваться на уроках всегда найдется множество. Можно, например, разделить доску по количеству рядов в классе и объявить блиц­турнир на знание лексики по теме, или умение задать вопрос, или безошибочное спряжение глагола… А дальше ставить плюсы и минусы за ответы. Таким образом, можно с пользой и к всеобщему удовольствию провести 1­2 минуты, оставшиеся до конца урока. При проведении соревнования учителю важно, и это действительно очень важно, заботиться о доброжелательной обстановке в группе. Ещё, хочу предупредить, нужно быть готовым к тому, что далеко не все дети… умеют проигрывать. И, хочу посоветовать, не стоит настаивать, если кто­то из учеников не хочет участвовать в игре. Ему можно предложить роль соведущего, арбитра, ответственного за протокол игры. Игра – дело добровольное! Игры для начинающих Поиграть с учениками при желании можно уже на самом первом уроке французского языка. Узнай французское слово. Учитель просит детей поднимать руку тогда, когда они услышат французское слово, и произносит серию слов (называя слова попарно или в разбивку). Театр – théâtre, такси – taxi, актер – acteur, балет – ballet, метро – métro, компот – compote, тротуар – trottoire , гардероб – garderobe, доктор – docteur, шоссе – chaussée. Qui est­ce ?   Водящий закрывает глаза, группа выбирает одного ученика. Водящий должен догадаться, кого выбрали. C’est Julie ? – Non. C’est André ? – Non. C’est Natacha ? – Oui, c’est Natacha. Qu’est­ce que c’est ? Группа загадывает предмет (картинку). Водящий должен отгадать. Nomme   les   voisins.   Доставая   из   шкатулки   буквы,   участники   называют   её   соседей.   Если задание   выполнено   правильно,   буква   остаётся   у   участника.   Побеждает   тот,   кто   наберёт большее количество букв. Trouve les paires. Ученик вытаскивает из шкатулки печатную букву и должен написать на доске прописную. Вариант: вытаскивает заглавную, а написать должен строчную. Аlphabet. На листке бумаги написан алфавит, в котором пропущены буквы. Ученик должен вставить недостающие буквы. Аlphabet   des   prénoms.   По   команде   учителя   ученики   должны   построиться   в   той последовательности, в какой их имена будут соответствовать алфавитному порядку. Vocabulaire en images. Ученик (команда) получает два типа карточек. На одних картинки, на других   –   написаны   слова.   Выигрывает   тот,   кто   правильно   и   быстрее   всех   соберёт соответствующие карточки. Mon cartable. а) Играющие, разделившись на две команды, по очереди вытаскивают из мешка предметы,   называют   их   и   складывают   в   корзинку   или   портфель   в   зависимости   от   того, относятся они к школьной теме или нет. Выигрывает та команда, которая назовёт большее число предметов. Je mets … dans le cartable. б) Эта игра может быть и ролевой. Ситуация: мама «помогает» собирать портфель: – Prépare ton cartable pour aller a l’école ! – Je prends mon cahier (bleu), ma gomme (grise), mon stylo et mon crayon, mon livre et mon carnet. – Et ta trousse ? – Voilà ma trousse. – Maman, est­ce que je prends aussi ma poupée Barbie ? – Non, ma chérie, elle reste à la maison. Prends cette pomme ! – Je prends ma balle pour jouer à la récré. в) Эта же игра, но с участием маленького братика: – Prends ce cube ! – Non, merci. – Prends mon auto. – Non, elle reste à la maison. Décore l’arbre de Noël ! Играющие по очереди достают игрушки, называют их по­французски и, если не ошиблись, то кладут под ёлку. Мешок можно заменить карточками, разложив их на столе. Побеждает тот, кто положил больше игрушек (карточек) под ёлку. Je décore l’arbre de Noël avec … J’accroche sur l’arbre de Noël… Quel   âge   a   cette   personne ?  На   рисунке   математического   человека   вместо   частей   тела нарисованы цифры. Надо найти все цифры, сложить их и определить возраст человека, назвав его по­французски. Le   numéro   de   téléphone.   Из   шкатулки   вынимают   карточку   с   номером   телефона   и   по­ французски называют его. Le sac à chiffres. Поскольку числительные требуют регулярного повторения, то «мешочек с цифрами» может использоваться в классе и на среднем, и на старшем этапах обучения. При этом можно усложнить игру: цифру нужно не просто назвать, но и «обыграть» в контексте фразы: « 14 » – Dans notre classe il y a 14 filles et 9 garçons. Le 14 juillet c’est la fête nationale en France. Les verbes irréguliers. Для игры нужен список выученных глаголов и игровой кубик, или набор цифр. (Цифра соответствует номеру глагола в списке). Вытащив номер, ученик должен не задумываясь проспрягать глагол. Les couleurs.  Ведущий  спрашивает:   Qu’est­ce  qui  est   jaune ?  Участники  должны   ответить, назвав наибольшее количество предметов: La bananе est jaune. Le soleil est jaune. La jupe est jaune. Le pull est jaune, etc.  Водящий должен назвать все цвета, присутствующие в одежде учеников ( в классе). Игры после освоения первых речевых образцов Les jouets . Ученик вытаскивает из мешка картинку, либо игрушку и должен ее озвучить.  Je suis l’Ours. Je m’appelle Micha. J’aime les bonbons. Avec André j’apprends le français. J’aime les chansons. Je chante Frère Jacques. Выигрывает тот, кто сказал наибольшее количество фраз. Présentations. Il s’appelle Dima. Il a une sœur. Il aime dessiner, nager, jouer sur l’ordinateur.Эта игра  от  класса  к  классу  будет  видоизменяться.  Учитель просит написать на листке бумаги каждого ученика ответы по плану: 1 Un pays que j’aimerais visiter. 2 Le dernier livre que j’ai lu. 3 Ma chanson favorite / mon chanteur favori. 4 Mon lieu de vacances favori. 5 Ce que j’aime faire. 6 Mon plat préféré. 7 Mon film préféré. 8 Ce que je déteste. 9 Une personne que j’admire. 10 Quelque chose que j’aimerais faire. Полученные   ответы   перемешиваются,   затем   ведущий   вытаскивает   по   одному   листочку, зачитывает ответы, и участники игры должны отгадать о ком идет речь. Эту же игру можно использовать при работе над темой «Внешность человека». Тогда каждый участвующий составляет свой физический портрет, а затем по этому описанию окружающие пытаются догадаться о ком идет речь. Игры  Secrets et mystères  и  Où est mon partenaire ?  На листке бумаге пишем 15 элементов: слова, даты, цифры, касающиеся личной жизни игроков.  Juillet, bleu, théâtre, écrivain, cancer, filles, cuisiner, etc. Каждый должен задать вопрос к одному из элементов: – Est­ce que votre couleur preférée est le bleu ? Ответ дается только «да» или «нет», можно продолжить уточнение. По полученным ответам нужно составить рассказ о человеке. На старшем этапе можно ввести усложняющий элемент (для тренировки в употребления согласования времен): Nous avons appris qu’elle… Où est mon partenaire ? Каждый пишет и прикрепляет на себе листок с информацией: – son signe du zodiaque – couleur preférée – chanteur francophone préféré – sport favori – la couleur de ses yeux – sa pointure de chaussure Найти себе подобного и представиться: « Tous les deux nous avons des yeux verts, tous les deux nous aimons le tennis. »  Trouve le semblable. Участникам раздаются картинки с простыми сюжетами. Задание: каждый участник описывает свою картинку, чтобы найти того, у кого похожая картинка. Игры для среднего и старшего этапов обучения Le jeu des dominos. Для игры необходимо приготовить серию фраз в conditionnel, разрезать их и раздать участникам. Их задача найти нужные половинки, восстановив предложение. Le puzzle de dialogue. Для игры  необходимо  заготовить  диалоги  для  двух команд. Текст разрезается   на   реплики.   Набор   реплик   получает   каждая   команда.   Выигрывает   та   группа, участники которой быстрее смогли «собрать» свой диалог. (Выразительно и без ошибок его прочитать, или разыграть). Le conte de bouche à l’oreille.  Садимся кругом. Выбирается известная сказка (или басня). Каждый произносит одну фразу и передает слово другому, который имеет право на одну фразу. Нельзя возвращаться назад. Так до конца истории. Вариант: Коллективное чтение наизусть выученного стихотворения. Вариант:  Выбирается   пройденная   тема.   Каждый   участник   говорит   одно   предложение   по теме.   Выигрывает   тот,   за   кем   будет   последняя   фраза.   Обязательное   условие   игры   – соблюдение логичности и последовательности. Raconte­moi une histoire. Три игрока рассказывают каждый свою историю. Один из них лжец. Группа должна его обнаружить. Le   sac   à   surprises.   Участники   достают   из   мешка   открытки   с   достопримечательностями Франции   (Парижа,   Москвы,   других   городов),   портретами   писателей   (учёных)   или репродукциями картин. Побеждает тот, кто скажет больше фраз по доставшейся ему теме. В качестве   дополнительного   условия   игры   можно  ввести   возможность   дополнять  сказанное. Тогда побеждает тот, кто говорит последнюю фразу. Эта игра как нельзя лучше подходит для проведения в игровой форме итогового урока по определённой теме. Ролевые игры Известно, что они представляют собой условное воспроизведение участниками игры реальной деятельности людей, создают условия реального общения. Ценность таких игр обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Но главное, ролевая игра:    активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником; дает   возможность   робким,   неуверенным   в   себе   учащимся   говорить   и   тем   самым преодолевать барьер неуверенности; помогает овладеть такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее,   прервать   собеседника,   в   нужный   момент   согласиться   с   его   мнением   или опровергнуть его;  мотивирует   процесс   обучения,   отвечает   на   вопросы,   которые   определяют   мотив говорения   (Почему?)   и   цель   говорения   (Зачем?).   Центром   внимания   становится содержание беседы;   содействует   развитию   самостоятельности,   инициативности;   воспитанию   чувства коллективизма.   Учащиеся   активно,   увлеченно   работают,   помогают   друг   другу, внимательно   слушают   своих   товарищей;   учитель   лишь   управляет   учебной деятельностью; позволяет   учитывать   возрастные   особенности   учащихся,   их   интересы;   расширяет контекст   деятельности;   выступает   как   эффективное   средство   создания   мотива   к иноязычному   диалогическому   общению;   способствует   реализации   деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями;  позволяет практически все время в ходе игры использовать на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять   и   запомнить   реплику   партнера,   соотнести   ее   с   ситуацией,   правильно отреагировать на нее. В структуре ролевой игры выделяются такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Одни   обусловлены   местом   индивида   в   системе   объективных   социальных   отношений (профессиональные, социально­демографические). Другие определяются местом индивида в системе   межличностных   отношений   (лидер,   друг,   соперник   и   пр.).   Подбор   ролей   в   игре должен   осуществляться   таким   образом,   чтобы   формировать   у   школьников   активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности. Второй   компонент   ролевой   игры   –  исходная   ситуация  –   выступает   как   способ   ее организации.   При   создании   ситуации   необходимо   учитывать   и   обстоятельства   реальной действительности, и взаимоотношения собеседников. Третий компонент – ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью – главным компонентом ролевой игры. Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории. Основные требования к ролевым играм:     игра   должна   стимулировать   мотивацию   учения,   вызывать   у   школьников   интерес   и желание   хорошо   выполнить   задание,   ее   следует   проводить   на   основе   ситуации, адекватной реальной ситуации общения; игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной; игра должна быть принята всей группой; игра непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее будет он в общении. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал. Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов. Большую значимость в этой связи приобретает умение   учителя   установить   контакт   с   группой   и   создать   благоприятную   атмосферу   на занятии, значение которой трудно переоценить. Формы проведения ролевых игр:            презентация посещение выставки, музея интервью заочное путешествие пресс­конференция круглый стол телемост экскурсия сказка репортаж клуб по интересам Чтобы   ролевая   игра   прошла   успешно,   ей,   конечно,   должна   предшествовать   подготовка. Какая? К ролевой игре можно переходить тогда, когда языковой материал по теме хорошо усвоен.   Поскольку   всякая   ролевая   игра   –   это   диалог   (или   полилог),   то   начинать   надо   с отработки   навыка   ведения   диалогов.   А   в   диалоге   один   из   основных   компонентов   – способность задать вопрос. Не может быть живого общения без умения вступить в беседу, расспросить собеседника, отреагировать на сказанное им, закончить разговор и т.д. На   начальном   этапе   обучения   младшие   школьники   с   удовольствием   заучивают   наизусть вопросы, короткие диалоги. На этом этапе важно научить ребенка использовать полученные знания и умения в новых ситуациях. Как только выучен первый диалог «знакомство», можно затевать игру, меняя собеседника. Сначала им будет учитель, потом в руках учителя появится игрушка   или   марионетка   (и   реакция   на   нее   будет   иной),   а   главное,   что   новый   персонаж произнесет «неожиданную» реплику. Почему начинает опять учитель? Он сможет «сыграть» две роли: и собеседника, и суфлера, который   подскажет   в   режиме   управляемого   диалога,   о   чем   спросить   и,   если   нужно,   как ответить.   На   этапе   тренировки   нам   кажется   важнее,   чтобы   ребенок   (пусть   повторяя   за учителем) ответил, нежели промолчал. Суфлерами можно назначать сильных учеников. Затем дети   сами   играют   в   «Знакомство».   Хорошо,   чтобы   учитель   каждый   раз   задавал   чуть измененные   условия   игры.   «Тебе   надо   познакомиться   с   мамой   твоего   одноклассника». «Познакомься с девочкой из параллельного класса и пригласи ее поиграть в мяч». И т.п. – Bonjour ! / Salut ! – Bonjour ! – Comment t’appelles­tu ?/ Ça va ? – Je m’appelle .. et toi ?/ Moi, je suis Petit Ours brun. – Je m’appelle... – En quelle classe es­tu ?/ Vas­tu à l’école ? – Je suis en 2 «A» et toi ? – Tu apprends le français ?/ Tu parles français ? – Oui. – Tu aimes ça ? – J’adore ! Как   только   знаний   достаточно,   чтобы   осознанно   строить   вопросительные   предложения, можно предлагать игру  Questions perdues. Ведущий произносит ответы. Задача участников найти вопросы. При этом особо интересны такие ответы, к которым можно «найти» разные вопросы. 1 Je suis en cinquième cette année. 2 Notre professeur principal enseigne le français. 3 Comme deuxième langue nous apprenons l’anglais. 4 Parce que je suis peu doué ! 5 J’adore ! 6 Cette année nous travaillons 6 jours par semaine. 7 Nous avons beaucoup d’élèves forts en français. 8 Pas du tout. 9 Oui, bien sûr ! 10 Entre les deux. 11 Bof ! 12 Parfait ! Эту же игру легко трансформировать в Réplique perdue, когда нужно найти соответствующую (эмоционально окрашенную) реплику. Для учителя не секрет, что порой ученик молчит не потому, что не знает  как  сказать, а потому,  что  не   знает   что   сказать.   Для   снятия   трудностей   по   содержанию   высказывания желательно,   чтобы   учитель   перед   проведением   ролевой   игры   предусмотрел   такие   виды деятельности, которые подготовят ученика к задуманной ролевой игре. Если планируются «дебаты», то нужно набрать материал для аргументов «за» и «против». Если предстоит играть в магазин, то первое, что учитель должен сделать, это поинтересоваться, а совершали  ли покупки его ученики! Маленькое отступление в подтверждение того, насколько уместно интересоваться жизненным опытом участвующих в учебном диалоге. Моя дочь, собираясь на отдых после окончания 4 курса, обнаружила, что ее сокурсница не понимает слов «тамбур», «купе», «плацкарт». Она никогда не ездила на поезде, и обсуждение условий покупки билета было ей недоступно. Она так и сказала друзьям: «Переведите! Вы на каком­то иностранном языке говорите». Игра   с   детьми   редко   обходится   без…   игрушки,   без   костюма,   без   создания   декораций. Попытайтесь не игнорировать эти атрибуты. Они могут быть исключительно условными, но они   всегда   желательны.   Играя   в   «телефонный   разговор»,   достаточно   прислонить   к   уху карандаш или линейку, но это тут же придаст ситуации естественность. В «туристическом бюро» нужны проспекты, а приходя в «гости» на день рожденья, нужны и цветы, и подарки! В ходе игры приложите все усилия, чтобы… не вмешиваться, остаться сторонним, но очень внимательным   наблюдателем.   Возьмите   себе   на   заметку:   чего   больше   всего   не   хватало ученикам – какой лексики? каких умений? какие были типичные ошибки? Подводя итог игре, предоставьте слово ее участникам: что получилось? что не получилось? почему? чему нужно научиться? понравилось ли? кто оказался игроком № 1? Отметьте сами все, что было хорошо, похвалите тех, кто был менее заметен товарищам, но достоин быть отмеченным. Совет: анализ языковых ошибок стоит оставить до следующего урока. Пусть итогом ролевой игры будет «А давайте еще!», сказанное вашими учениками. Самоанализ   допущенных   педагогических   ошибок  позволил   мне   сформулировать некоторые правила, которых стоит придерживаться при проведении игр. Не спешите подсказывать. Всякий раз, когда возможно, предоставьте это одноклассникам. Можно   ввести   даже   роль   «закадрового   консультанта»   из   числа   сильных   учащихся,   или предусмотреть правилами игры возможность запросить «помощь зала». Обязательно  смотрите на ребенка,  когда он говорит, всем  своим  видом  показывайте,  что внимательно слушаете и что его слова для вас не безразличны. Будьте хорошим «переговорщиком». Дайте ребенку время и возможность договорить то, что он хочет сказать. А заметив ошибки в его речи, не спешите перебивать. Если вы заметили, что дети начали отвлекаться от игры, затевают разговоры на другие темы, стали чаще допускать ошибки, значит они устали. Игру пора прекращать. Подводя итоги, никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, т. к. развитие каждого из них идет своим индивидуальным путем. Зато не премините отметить продвижение ребенка вперед относительно его прежнего уровня. Не забудьте похвалить ребенка за его даже скромные успехи, но будьте при этом искренни и не перебарщивайте, т. к. перехвалив, вы непременно будете иметь негативные последствия. Обращайте внимание не только на то, что вы говорите, т. е. на свои слова, но и на то, как вы говорите, т. е. тон голоса, мимику, жесты, позу. Ваше лицо должно быть приветливым, вообще возьмите за правило, общаясь с ребенком, чаще улыбаться. Хотя бы потому, что во Франции так принято. И ещё несколько советов в качестве заключения.  Не бойтесь пробовать разные игры на своих уроках (от самых простых до все более сложных).  Не пытайтесь слепо повторять то, что прочли в статьях и книгах, адаптируйте правила к своим учащимся! Аппетит приходит во время еды, а умение играть в классе – во время игры!  Недостаточно объявить детям: «Сегодня мы поиграем!». Нужно предложить им такую форму деятельности, которая бы их захватила, доставила им удовольствие и принесла пользу.  Помните, что игры на уроке должны быть действительно играми, а не педагогическими уловками!  От игры можно ожидать сюрпризов, и не надо бояться потерять полный контроль над тем, что происходит в классе.  Ещё советую не забывать о необходимости профессионального общения с коллегами. «Копилка   опыта»   каждого   из   нас   наверняка   содержит   какие­то   игры,   осмысляя которые, вы придумаете что­то свое.  Наконец, может быть, главное. Примите как данность: игра на уроке – не панацея, не волшебный ключик, который открывает любую дверь и решает все наши проблемы. Ее не стоит ни идеализировать, ни демонизировать. Игра, как и обозначено в заголовке, – дело   серьезное,   которое   требует   от   учителя   стремления   понять   ее   законы,   чтобы научиться грамотно использовать ее на своих уроках. Урок­экскурсия Такой урок предполагает определенную подготовку со стороны всей группы или части детей. Традиционно   подобная   форма   урока   используется   при   знакомстве   с достопримечательностями   Парижа,   с   регионами   Франции,   с   музеями   обеих   столиц. Использование   слайд­шоу,   несомненно,   способно   украсить   такой   урок,   а   обращение   к Интернет­ресурсам облегчить его подготовку. Или почему бы не предложить детям настоящую экскурсию по … родной школе. Эта ролевая игра поможет каждому ребенку самому оценить, что реально он может рассказать о своей школе. Отвечать у доски, или показывать школу «иностранным гостям» окажется совсем не одним и тем же. Готовясь к такому уроку, учитель может заранее спланировать, где будет говорить тот или иной   «экскурсовод»,   а   можно   усложнить   задачу:   участники   ролевой   игры   «вытаскивают» вариант своего маршрута перед началом экскурсии. Вопросы, которые «иностранные гости» зададут своему «экскурсоводу», тоже можно общими усилиями предварительно  наметить, подготовить, потом совместно поискать, как интереснее и правильнее на них ответить, и уже лишь   потом   они   прозвучат   в   ходе   экскурсии.   Сильные   же   ученики   получат импровизированные вопросы. Любопытной   может   оказаться   экскурсия   по   необычному   музею   (старой   вещи,   любимой игрушки, любимой фотографии). Каждый принесет свой экспонат и выступит экскурсоводом по своей части экспозиции, остальные зададут вопросы. Кроме экскурсоводов и посетителей в музее могут быть кассир и смотрители залов (эти немногословные роли подойдут для слабых учащихся).   Следуя   современным   тенденциям,   можно   попросить   каждого   экскурсовода приготовить свою аудиозапись для аудиогида. Экспонаты в музее «старых» вещей могут быть вполне современными. Просто надо придумать соответствующую игровую ситуацию: «Мы в 3008 году, вы проводите экскурсию по школе, сохранившейся в нашем городе с начала прошлого века». Урок­выставка Допустим, фотовыставка «Наши любимцы» (кошки и собаки, домашние животные). Такой урок, по сути, очень похож на урок­экскурсию, поскольку ролевая игра предполагает и экскурсовода,   и   посетителей,   но   само   наличие   конкретной   экспозиции   делает   его   очень интересным   для   детей.   Учитель   предложит   подготовить   афишу   выставки,   разыграть   ее «открытие», пригласит на нее журналистов, которые возьмут интервью, проведет конкурс на «Мистера и миссис» выставки, вручив приз зрительских симпатий. «Посещение» фотовыставки «Как молоды мы были» окажется очень кстати при отработке употребления Imparfait. Выставка   портретов   «Их   надо   знать   в   лицо»   может   быть   удачным   завершением   тем   о знаменитых людях, кино, науке. Тема   «Школа»   присутствует   на   разных   этапах   обучения.   Фотовыставка   о   школьных традициях, о школьных буднях вызовет несомненный живой интерес и желание высказаться. Самоанализ педагогических ошибок Продумывая оформление урока, обязательно учитывайте, сколько времени потратит ученик (группа учащихся)  на изготовление наглядности. Не успокаивайте  себя мыслью,  что дети будут делать это с удовольствием. Помните о том, насколько они загружены. Оформление уроку нужно, но какое и во имя чего. Если, к примеру, заказана афиша, то для того, чтобы использовать ее в ходе ответа, а не для того, чтобы «сделать красиво» в классе. Урок   –   день   рожденья   (одного   ученика,   или   всех,   кто   родился   осенью (зимой) Эта   ролевая   игра   может   развиваться   по   классическому   сценарию   (на   младшем   этапе обучения), а может по совершенно неожиданному (когда у учеников накоплен достаточный запас языковых компетенций). Представьте себе, что именинник стал знаменитым… К вам обращаются корреспонденты, чтобы вы рассказали о его школьном детстве. Каждый  «гость» вспоминает что­то свое  и преподносит   свой   подарок   (а   им   может   быть   стихотворение,   песня,   жизненный   девиз, символический подарок). Подарок нужно не просто преподнести, но объяснить его выбор. Кому какой подарок предстоит готовить, можно разыграть заранее. Урок «Кулинарный поединок» На  таком  уроке   можно  проверить  «домашнее   задание»  (продегустировать  принесенное   из дома   блюдо   и   послушать   его   рецепт),   провести   блиц­соревнование,   которое   включит несколько этапов: Citez au moins 3 proverbes qui contiennent des éléments alimentaires. Faites la listes des règles d’or de la nourriture saine. Nommez les spécialités des provinces françaises. Урок­телемост Такой   урок   предполагает,   что   учащиеся   имеют   навык   ведения   дебатов.   Он   уместен   на итоговых занятиях по темам: «Праздники и традиции», «Система образования», «Проблемы молодежи»,   «Досуг».   При   подготовке   урока   группа   делится   на   2   части   (или   в   нем задействованы   группы   параллельных   классов).   Припасаются   вопросы   для   обсуждения, выбирается ведущий ток­шоу, готовится оформление «студий». Урок­телепередача Попробуйте обсудить с учащимися саму идею проведения подобного урока. Какую передачу они предложат вам приготовить? Свою, какой на нашем телевиденье нет? Пародию на те, что заполняют эфир? Элементы существующих шоу натолкнут их на создание некого симбиоза? Это может быть очень интересно и зрелищно! (сколько видеоматериала смогут «собрать», готовясь к уроку, корреспонденты). Урок – устный журнал По сути это коллективный проект, к которому можно идти через: – выбор типа издания – его названия – выбор рубрик – распределение творческих заданий А далее учитель ведет индивидуальную консультационную работу. Урок­викторина «Что? Где? Когда?» Успешно может быть использован после многих тем программы. Урок­путешествие Dans le pays des chansons. Dans le pays des héros littéraires (À travers la France littéraire). Dans le pays de l’humour. Dans le pays de nos rêves. Урок­дискуссия (Урок «Круглый стол») Qui peut­on nommer l’homme de l’année ? Урок­исследование Mots­clés de l’époque (de l’année). Идея была подсказана учебником Panorama и многократно эксплуатировалась. Не скажу, что получалось легко. Учащимся нужно хорошо объяснить, что значит mots­clés, дать время на подготовку.   Но   разговор   вокруг   этой   темы   получается   очень   интересным.   Каждый мотивирует  выбор своего списка слов, а затем группа составляет коллективный список и комментирует его. Урок – пресс­конференция Прежде чем затевать целый урок, попробуйте элементы пресс­конференции на своих рабочих уроках. Пусть сначала вы будете тем, кому будут задаваться вопросы. Только вы должны постоянно   менять   роль.   То   вы   Красная   шапочка,   то   Спящая   красавица,   то   Гаврош,   то Инопланетянка… Подберите  себе маленький  элемент костюма (или  приготовьте маску) – этим вы вдохновите детей, доставите им огромное довольствие. На первом этапе ваша задача научить детей ставить не только традиционные, но и какие­то не банальные вопросы. Затем задавайте (меняйте) контекст проведения пресс­конференции, третий этап – замените себя, передайте свою роль сильному ученику. Потом испробуйте силы среднего ученика. Переходя от этапа к этапу, вы незаметно для себя почувствуете, когда будете готовы провести целый урок – пресс­конференцию. Тогда как бы невзначай появится и ее тема. Урок « Atelier d’écriture » Стихотворение  Pour   faire   le   portrait   d’un   oiseau  Жака  Превера  стало  хрестоматийным. Попытайтесь «по образу и подобию» этого произведения создать свои собственные на тему: Pour Pour Pour Pour faire le portrait de Père Noël  faire faire le     faire       portrait le le       d’un portrait portrait bon         prof/   d’une de d’un       bon école maman élève

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"

Статья на тему "Игровая технология"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2019