Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"
Оценка 4.9

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Оценка 4.9
Лекции
docx
французский язык
Взрослым
01.03.2019
Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"
Использование на уроках элементов информационных технологий способствует формированию у школьников умений работать с различной информацией, критического к ней отношения, развивает логическое мышление, обеспечивает информационную и эмоциональную насыщенность уроков, способствует повышению интереса обучающихся к предмету, активизации их творческого потенциала, а также обеспечивает связь учебного материала с окружающей жизнью. Использование компьютерных и информационных технологий на второй и третьей ступенях обучения позволяет обучающимся лучше подготовиться к итоговой аттестации по английскому языку в соответствии с требованиями государственного стандарта. В процессе обучения обучающиеся не только совершенствуют знания, приобретённые ими за предыдущий период обучения, но и расширяют свой словарный запас с учётом практического владения иностранным языком в стандартных ситуациях (в рамках изучаемых монологических высказываний с элементами рассуждения и диалогических бесед в виде обмена мнениями).
Информационная технология в образовании.docx
Информационно­коммуникационная  технология в образовании Понятие информационных и коммуникационных технологий Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования   и   массового   распространения   современных   информационных   и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи   информации   и   обеспечения   взаимодействия   преподавателя   и   обучаемого   в современных   системах   открытого   и   дистанционного   образования.   Современный преподаватель   должен   не   только   обладать   знаниями   в   области   ИКТ,   но   и   быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов   и   приемов   обработки   или   переработки   сырья,   материалов,   полуфабрикатов, изделий   и   преобразования   их   в   предметы   потребления.   Современное   понимание   этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать   такие   технологии,   которые   направлены   на   обработку   и   преобразование информации. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее   различные   устройства,   механизмы,   способы,   алгоритмы   обработки информации.   Важнейшим   современным   устройствами   ИКТ   являются   компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. Средства ИКТ, применяемые в образовании Основным   средством   ИКТ   для   информационной   среды   любой   системы   образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на   нем   программным   обеспечением.   Основными   категориями   программных   средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки   программного   обеспечения.   К   системным   программам,   в   первую   очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с   оборудованием   и   взаимодействие   пользователя   персонального   компьютера   с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным   программам   относят   программное   обеспечение,   которое   является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д. В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные   прикладные   программы   и   средства   ИКТ:   текстовые   процессоры,   электронные таблицы,   программы   подготовки   презентаций,   системы   управления   базами   данных, органайзеры, графические пакеты и т.п. С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело   новое   качество,   связанное   в   первую   очередь   с   возможностью   оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет   возможен   мгновенный   доступ   к   мировым   информационным   ресурсам (электронным   библиотекам,   базам   данных,   хранилищам   файлов,   и   т.д.).   В   самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов. В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная   почта,   списки   рассылки,   группы   новостей,   чат.   Разработаны   специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи   передавать   текст,   вводимый   с   клавиатуры,   а   также   звук,   изображение   и   любые файлы.   Эти   программы   позволяют   организовать   совместную   работу   удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере. С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных   телефонных   сетях.   Как   следствие,   весьма   активно   стало   развиваться относительно   новое   средство   ИКТ   –   Интернет­телефония.   С   помощью   специального оборудования   и   программного   обеспечения   через   Интернет   можно   проводить   аудио   и видеоконференции. Для   обеспечения   эффективного   поиска   информации   в   телекоммуникационных   сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу   быстрого   поиска.   С   помощью   поисковых   систем   можно   искать   документы всемирной   паутины,   мультимедийные   файлы   и   программное   обеспечение,   адресную информацию об организациях и людях. С   помощью   сетевых   средств   ИКТ   становится   возможным   широкий   доступ   к   учебно­ методической   и   научной   информации,   организация   оперативной   консультационной помощи, моделирование научно­исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени. Существует   несколько   основных   классов   информационных   и   телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними   из   таких   технологий   являются   видеозаписи   и   телевидение.   Видеопленки   и соответствующие   средства   ИКТ   позволяют   огромному   числу   студентов   прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных   видеоклассах,   так   и   в   домашних   условиях.   Примечательно,   что   в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах. Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни   людей:   практически   в   каждой   семье   есть   хотя   бы   один   телевизор.   Обучающие телепрограммы   широко   используются   по   всему   миру   и   являются   ярким   примером дистанционного   обучения.   появляется   возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории   без   последующего   контроля   усвоения   знаний,   а   также   возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.   Благодаря   телевидению, Мощной   технологией,   позволяющей   хранить   и   передавать   основной   объем   изучаемого материала,   являются   образовательные   электронные   издания,   как   распространяемые   в компьютерных сетях, так и записанные на CD­ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое   усвоение   и   понимание   материала.   Эти   технологии   позволяют,   при соответствующей   доработке,   приспособить   существующие   курсы   к   индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний.   В   отличие   от   традиционной   книги,   образовательные   электронные   издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме. Классификация средств ИКТ по области методического назначения: Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ  Совершенствование   организации   преподавания,   повышение   индивидуализации обучения;  Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;  Индивидуализация работы самого учителя;  Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;  Усиление мотивации к обучению;  Активизация   процесса   обучения,   возможность   привлечения   учащихся   к исследовательской деятельности;  Обеспечение гибкости процесса обучения. Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого­педагогического   характера   и   спектр   факторов   негативного   влияния   средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого. В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют  индивидуализацию  обучения. Однако,  наряду с преимуществами здесь  есть и крупные   недостатки,   связанные   с   тотальной   индивидуализацией.   Индивидуализация свертывает   и   так   дефицитное   в   учебном   процессе   живое   диалогическое   общение участников  образовательного процесса  ­ преподавателей и  студентов,  студентов  между собой ­ и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”. В   самом   деле,   активный   в   речевом   плане   студент,   надолго   замолкает   при   работе   со средствами   ИКТ,   что   особенно   характерно   для   студентов   открытых   и   дистанционных форм образования. В течение всего срока обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган объективизации мышления человека ­ речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не   имеет   достаточной   практики   диалогического   общения,   формирования   и формулирования   мысли   на   профессиональном   языке.   Без   развитой   практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь   вопрос,   заданный   самому   себе,   есть   наиболее   верный   показатель   наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью   персональных   компьютеров,   можно   прийти   к   тому,   что   мы   упустим   саму возможность   формирования   творческого   мышления,   которое   по   самому   своему происхождению основано на диалоге. Использование   информационных   ресурсов,   опубликованных   в   сети   Интернет,   часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня   уже привычным   фактом,   не   способствующим   повышению   эффективности   обучения   и воспитания.   Дистанционные технологии обучения Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале 20­го столетия. Сегодня   заочно   можно   получить   высшее   образование,   изучить   иностранный   язык, подготовиться   к   поступлению   в   вуз   и   т.д.   Однако   в   связи   с   плохо   налаженным взаимодействием   между   преподавателями   и   студентами   и   отсутствием   контроля   над учебной   деятельностью   студентов­заочников   в   периоды   между   экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении.  Дистанционная   технология   обучения (образовательного   процесса)   на   современно этапе   ­   это   совокупность   методов   и   средств   обучения   и   администрирования   учебных процедур,   обеспечивающих   проведение   учебного   процесса   на   расстоянии   на   основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. При   осуществлении   дистанционного   обучения   информационные   технологии   должны обеспечивать:     доставку обучаемым основного объема изучаемого материала; интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения; предоставление   студентам   возможности   самостоятельной   работы   по   усвоению изучаемого материала; оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения. Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:           предоставление учебников и другого печатного материала; пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям; дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации; видеопленки; трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям; кабельное телевидение; голосовая почта; двусторонние видеотелеконференции; односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону; электронные (компьютерные) образовательные ресурсы. Необходимая   часть   системы   дистанционного   обучения   ­   самообучение.   В   процессе самообучения   студент   может   изучать   материал,   пользуясь   печатными   изданиями, видеопленками, электронными учебниками и CD­ROM­ учебниками и справочниками. К тому   же   студент   должен   иметь   доступ   к   электронным   библиотекам   и   базам   данных, содержащим огромное количество разнообразной информации. Понятие мультимедиа Понятие мультимедиа, вообще, и средств мультимедиа, в частности, с одной стороны тесно связано   с   компьютерной   обработкой   и   представлением   разнотипной   информации   и,   с другой стороны, лежит в основе функционирования средств ИКТ, существенно влияющих на эффективность образовательного процесса..  Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово "мультимедиа" имеет сразу несколько разных значений. Мультимедиа ­ это:      технология, описывающая порядок разработки, функционирования  и применения средств обработки информации разных типов; информационный   ресурс,   созданный   на   основе   технологий   обработки   и представления информации разных типов; компьютерное   программное   обеспечение,   функционирование   которого   связано   с обработкой и представлением информации разных типов; компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов; особый   обобщающий   вид   информации,   которая   объединяет   в   себе   как традиционную   статическую   визуальную   (текст,   графику),   так   и   динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.). Таким   образом,   в   широком   смысле   термин   "мультимедиа"   означает   спектр информационных   технологий,   использующих   различные   программные   и   технические средства   с   целью   наиболее   эффективного   воздействия   на   пользователя   (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем). Разработка   хороших   мультимедиа   учебно­методических   пособий   —   сложная профессиональная задача, требующая знания предмета, навыков учебного проектирования и близкого знакомства со специальным программным обеспечением. Мультимедиа учебные пособия   могут   быть   представлены   на   CD­ROM   —   для   использования   на   автономном персональном компьютере или быть доступны через Web. Этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов: 1. Педагогическое проектирование     разработка структуры ресурса; отбор и структурирование учебного материала; отбор иллюстративного и демонстрационного материала; разработка системы лабораторных и самостоятельных работ;  разработка контрольных тестов. 2. Техническая подготовка текстов, изображений, аудио­ и видео­информаци. 3. Объединение подготовленной информации в единый проект, создание системы меню, средств навигации и т.п. 4. Тестирование и экспертная оценка Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов: системы обработки статической графической информации; системы создания анимированной графики; системы записи и редактирования звука; системы видеомонтажа; системы интеграции текстовой и аудиовизуальной информации в единый проект.        Использование современных информационных технологий в обучении иностранным языкам.  XXI век – век информатизации, несомненно, вносит свои коррективы в традиционное преподавание иностранных языков. И наша задача ­ научиться правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе в рамках средней школы.  В последние годы всё чаще поднимается вопрос об использовании  новых современных технологий обучения иностранным языкам в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.  В современной педагогической практике применяются различные технологии обучения, с помощью которых   резко   возрастает   интерес   обучающихся   к   предмету,   повышается   успеваемость,   уровень интеллектуальной культуры. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность,   своё   творчество,   а   также   активизировать   познавательную   деятельность   учащегося   в процессе   обучения   иностранным   языкам.   Современные   педагогические   технологии   такие,   как обучение   в   сотрудничестве,   проектная   методика,   использование   новых   информационно­ коммуникационных   технологий,     интернет   ­   ресурсов   помогают   реализовать   личностно   ­ ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.   В процессе применения учителем информационных технологий обучающиеся реализуют творческие виды деятельности, что включает умения расспрашивать, объяснять, изучать, описывать, сравнивать, анализировать,   оценивать,   высказывать  свои   мнения  и  суждения,  аргументировать  их,  проводить самостоятельный поиск необходимой информации, ориентироваться в тексте на английском языке, делать краткие сообщения на заданную тему. Всё   вышесказанное   позволит   обучающимся   использовать   приобретённые   знания   и   умения   в практической деятельности и повседневной жизни для общения с представителями других стран; получения сведений из иноязычных источников информации, необходимых в образовательных целях; расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности; изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.    Использование на уроках элементов информационных технологий способствует формированию у школьников умений работать с различной информацией, критического к ней отношения, развивает логическое   мышление,   обеспечивает   информационную   и   эмоциональную   насыщенность   уроков, способствует   повышению   интереса   обучающихся   к   предмету,   активизации   их   творческого потенциала, а также обеспечивает связь учебного материала с окружающей жизнью.        Использование   компьютерных   и   информационных   технологий   на   второй   и   третьей   ступенях обучения   позволяет   обучающимся   лучше   подготовиться   к   итоговой   аттестации   по   английскому языку   в   соответствии   с   требованиями   государственного   стандарта.   В   процессе   обучения обучающиеся   не   только   совершенствуют   знания,   приобретённые   ими   за   предыдущий   период обучения, но и расширяют свой словарный запас с учётом практического владения иностранным языком в стандартных ситуациях (в рамках изучаемых монологических высказываний с элементами рассуждения и диалогических бесед в виде обмена мнениями).    В настоящее время применяются разнообразные формы организации образовательного процесса. Так   как   информационные   технологии   являются   как   средством   подачи   материала,   так   и контролирующим   средством,   то   подобные   технологии   обеспечивают   высокое   качество   подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный   и   т.д.).   Всё   это   позволяет   увеличить   мотивацию   учащихся   и   сформировать   их коммуникативную компетенцию.   Компьютер   на   уроках   иностранного   языка   позволяет   реализовать   личностно­ориентированный подход   в   обучении,   обеспечивает   индивидуализацию   и   дифференциацию   обучения,   повышает активность, мотивацию учащихся, позволяет интенсифицировать  процесс обучения, способствует выработке адекватной самооценки у учащихся и обеспечивает для них комфортную среду обучения.    Для использования на уроках иностранного языка в настоящее время предлагается широкий спектр компьютерных программ:  обучающие программы ­ для приобретения определенных знаний, умений и навыков;  тренирующие программы ­ для закрепления знаний и умений;  контролирующие программы – для контроля качества знаний и их корректирования;  игровые программы   Используя компьютерные программы реализуются следующие цели и задачи:  1. при обучении фонетике:  а.   приобретение   навыков   адекватного   произношения   и   различения   на   слух.   Дальнейшее совершенствование   слухо­произносительных   навыков   применительно   к   новому   языковому материалу;  б. формирование аудитивных, произносительных и интонационных навыков.  2. при обучении грамматике:  а. расширение объема грамматических средств, овладение новыми грамматическими явлениями и употребление их в речи; б. формирование рецептивных грамматических навыков, совершенствование навыков распознавания и употребления в речи всех структурных и коммуникативных типов немецкого предложения (для старшеклассников),   продуктивное   овладение   определенными   грамматическими   явлениями   – например, распознавание и употребление в речи различных типов предложений, конструкций (для учащихся средних классов);  3. при работе с лексикой:  а.   систематизация   лексических   единиц,   расширение   потенциального   словаря,   развитие   навыков распознавания и использования в речи лексических единиц;  б. формирование лексических навыков чтения, аудирования и продуктивных навыков письменной речи.  4. при обучении чтению:  а.   восприятие   аутентичных   текстов   разных   стилей   (публицистические,   художественные,   научно­ популярные),   используя   основные   виды   чтения:   ознакомительные,   изучающие,   просмотровые, поисковые;  б. формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей, оказание справочно­ информационной   поддержки   путём   предоставления   языковой   информации   (электронные энциклопедии, автоматические словари).     Применение компьютерных программ позволяет сместить акцент с репродуктивной деятельности на творческую. Активная включенность в процесс создания языкового материала и высокая степень интерактивности включает механизмы, облегающие обучение: ассоциативную и эмоциальную память, аудиовизуальное   восприятие.   Параллельные   тексты   на   русском   и   немецком   языках   помогают непроизвольному   подсознательному   установлению   взаимосвязи   между   словами.   Прослушивание материала облегчает и ускоряет его усвоение, помогает улучшению   английского произношения, выработке корректной интонации английского языка.       Использование   информационных   технологий   также   способствует   осуществлению   групповой работы, позволяет осуществить планирование творческой деятельности, активную целенаправленную коммуникацию   (внутри   группы   и   с   внешним   миром),   даёт   возможности   для   организации коллективного творчества (технологии Web 2.0), поиска информации в открытых информационных сетях   (при   создании   проекта   и   подготовки   индивидуальных   заданий)   и   подготовку   отчётов   о выполненной работе или проведённом мероприятии.       Большие возможности для обучения школьников иностранным языкам предоставляют средства мультимедиа. Характерным отличием мультимедиа является высокая информационная плотность и полный набор наиболее эффективных обучающих компонентов – это синтез текста, наглядности, и аудио материалов, которые позволяют воспринимать информацию полимодально, с активизацией нескольких информационных каналов, что позволяет задействовать наиболее эффективные способы восприятия для каждого учащегося.  Так, применение на уроках информационных технологий обеспечивает прочный результат, прежде всего   благодаря   использованию   творческого   потенциала   обучающихся,   что   приводит   к формированию ситуации успеха и повышает мотивацию в учении.  Педагогический процесс – это сотрудничество с учеником, когда учитель помогает в преодолении трудностей,   объясняет,   показывает,   напоминает,   намечает,   подводит,   советует,   совещается, предотвращает,   сопереживает,   поощряет,   стимулирует,   вселяет   уверенность,   заинтересовывает, воодушевляет,   доставляет   школьнику   радость   общения,   помогает   обучающемуся   развиваться, совершенствоваться.  Результат работы достигается за счёт оптимального сочетания инновационных средств и методов обучения, что максимально активизирует познавательную деятельность, стремление к разрешению проблемных ситуаций и самостоятельность обучающихся. Таким   образом,   информационно­   компьютерные   технологии   являются   средством   активизации творческого потенциала и повышения качества знаний при изучении иностранного языка.  Информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"

Статья на тему "Информационно-коммуникационная технология"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2019