Статья на тему: "Использование игровых методов для эффективного обучения младших школьников"
Оценка 4.6

Статья на тему: "Использование игровых методов для эффективного обучения младших школьников"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
06.01.2017
Статья на тему: "Использование  игровых  методов   для эффективного  обучения   младших  школьников"
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в школе и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Содержание: 1 Психолого-педагогический потенциал детской игры. 2 Подвижные игры дидактической направленности и общеобразовательные предметы. 3 Игра, как средство развития личности детей. 4 Использование игровых элементов при обучении математики
Статья Петровой Е.Л..doc

 МАОУ «Молчановская СОШ №1»

 

 

 

 

 

 

 

Использование  игровых  методов 

для эффективного  обучения 

младших  школьников

 

 

 

         выполнила:    учитель начальных  классов

1                  категории

  Петрова  Елена  Леонидовна

 

 

                              2016 год

 

                                     

Содержание:

 

1              Психолого-педагогический  потенциал детской  игры.

2             Подвижные  игры  дидактической  направленности  и  общеобразовательные  предметы.

3             Игра, как  средство  развития  личности  детей.

4            Использование  игровых  элементов  при  обучении  математики .

 

 

 

 

 

Отношение  игры  к  развитию – это  отношение  обучения  к  развитию.

 Игра – источник  развития и  создаёт

 зоны  ближайшего  развития .

 

 ( Л.С.Выготский )

 

                    Детская  игра  существенно укрепляет  свои  позиции  не  только  как  самостоятельный  и  самоценный  вид  детской  деятельности, но  и  как  средство воспитания, как  форма  организации обучения, как  метод, а  также  приём  обучения  и  воспитания  детей.

   Реализация  игрой  функции  средства  воспитания  происходит  в  том  случае, когда  педагог  в  нужном  ему  направлении  влияет  на  содержание, организацию   и  структуру  игры, на  отношения  детей  в  процессе  игры  и  т.д. Игра  в  этом  случае  решает  и  задачи  воспитания, и  задачи  развития .

   Во  многом  благодаря  именно  игре  у  детей  на  рубеже  дошкольного  и  младшего школьного  возраста    формируется   рефлексия – способность  осознавать  не  только  свои   способности,  но и  то, как  эти  способности   воспринимаются  окружающими, и  строить  своё  поведение  с  учётом  их  возможных  реакций .

   Использование  игры  как  формы  организации  обучения    и  воспитания  известно  на  протяжении  многих  веков. Функции  формы   организации  обучения  несут  игры, сложившиеся  ещё  в  недрах народной  педагогики, и главное  их  назначение  состоит  в  том,  чтобы  дети  обучались  играючи,  а  игре  как  форме  организации воспитания  принадлежит  значимое  место  в  плане  развития  самых  разных  качеств  и  свойств  детской  личности .

   В  процессе  игры  у  детей  возникает  три  вида  целей .

·        Цель  первая – наиболее  общая -  наслаждение, удовольствие  от  игры,  и  её  можно  выразить  двумя  словами :  «Хочу  играть!»

·        Вторая  цель -  это  и  есть  собственно игровая  задача, т.е.  задача,  связанная   с  выполнением  правил,  разыгрыванием  сюжета,  роли, и  она  существует  в  виде   требования  «надо» : «Надо  играть  так, а  не  иначе!»

·        Третья  цель непосредственно  связана  с  процессом  выполнения  игровой  задачи,  что  по  сути  своей  составляет   творчество  и  одновременно  третий постулат : «Могу!»

     Изучение  игры  как  приёма  и  метода  обучения  особенно  важно  и  с  точки  зрения  организации  преемственности  между дошкольным  и  начальным  звеном  образовательной  системы  в  методах  обучения .

      Игра  как  приём  обучения  имеет  свои  сильные  и  слабые  стороны, которые  с  обязательностью  следует  знать  и  учитывать   педагогу, работающему  с  детьми  дошкольного   и  младшего  школьного  возраста.  Надобность  в  игре  как  дополнительном, косвенном  приёме обучения  возникает  тогда, когда  целью  является  доведение  предлагаемого  детям учебного  материала  до  более  глубокого осознания .  Педагогическая  ценность  игровых  приёмов  состоит  в  том,  что  они  развивают  умственную   активность  и  познавательные  интересы детей,  способствуют  обеспечению   осознанного  восприятия  учебного  материала, постоянства  действий  в  одном  направлении, развивают   самостоятельность и  самодеятельность.

   Таким  образом,  для  педагога  школы  игра  может  стать  одним  из  инструментов  активизации  познавательных   способностей  учащихся,  воспитания  у  них  устойчивого    интереса    и  потребности  в  интеллектуальной    деятельности, совершенствования    школьно-значимых  психических  и  психофизиологических  функций,  успешности  обучения  в  целом .  При  правильной  постановке  руководства  детскими  играми  они, по  мнению  Й.Хейзинга, окупаются  золотом  самой  высокой  пробы,  ибо   воспитывают ,  развивают  в  ребёнке   целостно  милосердие  и  память,  честность  и внимание,  трудолюбие  и  воображение ,  интеллект  и  фантазию,  справедливость  и  наблюдательность , язык  и  реактивность – словом, всё, что  составляет    богатство   человеческой  личности .

    2.  В  последние  годы  учителя  сознательно  включают  в  свою  работу  технологии, ограничивающие  классно- урочную  систему  организации  учебного  процесса,  разрабатывают   новые   формы   и  методы    обучения.

   Одним  из  методов,  укрепляющих  здоровье  детей  во  время  уроков,  является  использование  подвижных  игр  дидактической  направленности  на  общеобразовательных  дисциплинах, которые :

· сочетают    двигательное  и  интеллектуальное  начало;

· увеличивают  время  организованной  двигательной  активности  детей;

· создают  положительны  эмоции .

 

    Методика  проведения  подобных  подвижных  игр,  способствующая  повышению  эффективности  учебно-воспитательного  процесса  и  основанная  на  положениях  психологической  теории  поэтапного  формирования  умственных  действий, заключается в  следующем:    игру  целесообразно    использовать  на  том  этапе  урока,  когда  применение  традиционных  форм  не  приносит  желаемого   результата;  игры  включаются  в  ход  уроков  систематически,  при  закреплении  каждой  отдельной  темы  либо  всего   курса .

 Игра  «Собери  листочки»

 Цель :  формировать  умения  классифицировать , навык  самоконтроля,  закрепить  полученные  знания .

 Содержание :  игроки  делятся  на команды 

( мальчики-девочки- 1-й  вариант  -  2-й  вариант, по  рядам  и  т.п.)  По  классу ( на  партах, на  полу,  на  подоконниках)  разбросаны   «листочки» ( карточки со  словами,  цифрами,  примерами  и  т.д.) 

   По  команде  учителя  дети  выполняют  следующие  задания :

1.      Одна  команда  собирает  односложные  слова,  другая -  двусложные;

2.     Первая  команда  собирает    существительные  1-го  склонения,  вторая  - 2-го  склонения,  третья- 3-го  склонения;

3.     Одна  команда  собирает  чётные,  другая  нечётные  числа;

4.    Первая  команда  собирает  числа  делящиеся  на  3,  вторая  -  на 4, третья -  на 5 ;

5.     Команды  собирают  примеры  с  ответами  7,8,9 и др.

Данную  игру  можно  проводить  практически  на  каждом  уроке  и  по  любому  предмету. Дети  на  фоне   положительных  эмоций   и  радости движений  закрепляют  полученные  знания.

Игра  «Цепочка»

Цель :  отработка  и закрепление  полученных  знаний,  формирование  собранности   и  ученической  ответственности  .

Содержание : на  доске  в  столбики  записаны  слова  с  пропусками,  выражения,  группы  слов  и  т.д.

  Класс  делится на  команды.  Эстафетные  палочки  - кусочки  мела.  По  команде    участники  игры  по  очереди  решают  примеры,  сравнивают,  вставляют  пропущенные  буквы, ставят  ударения ,  определяют  род,  склонение  и  т.д.

  Игра  формирует  у  детей  умение    мыслить  на  фоне  эмоционального   возбуждения.  Учащиеся  очень  редко  допускают  ошибки,  чувствуя  индивидуальную  ответственность  за  успех  команды .

  Игра  «Не  скажу!»

Цель :  практическое   овладение  знаниями  и  выполнение  простейших  видов  анализа  и  синтеза .

Содержание :  игра  проводится без  разделения  на  команды. Игроки  образуют  круг и перебрасывают  друг  другу  мяч,  называя  при  этом  число  по  порядку,  но  вместо  нечётных  чисел  говорить : «Не  скажу!»

   Кто  ошибся  выбывает  из  игры .Аналогично  выполняются  задания  на  определение рода, падежа,  склонения, спряжения .

   Таким  образом, реализация  подвижных игр  дидактической  направленности   на  уроках  по  общеобразовательным  предметам  вызывает  у  школьников  интерес  к  учебным   занятиям, снимает  умственное  и   психическое  напряжение, удовлетворяет   естественную  для  младших  школьников  потребность  в  двигательной   активности .  Вместе  с  тем  повышается   и «рейтинг»  трудных  предметов .

 

 3.  Широко  используются  дидактические  игры,  построенные  как  на  учебном,  так  и  на  неучебном  материале . Они  включаются  педагогом  в   структуру  любого   урока  по  любому  предмету .

Для  развития  умения  наблюдать, слушать  и  слышать  широко  используются  дидактические игры  по   обучению  грамотеи  чтению, например  

· «Испорченный  микрофон» ( при  произношении  слова учитель на  одном  из  слогов «выключает  звук» -  кар (ти) на,  (бо)лото,  а  дети  называют  пропавший  слог  и  всё  слово);

· «Чудесный  мешочек» ( ученик  достаёт  игрушку из  мешочка,  произносит  её  название  по  слогам, называет   количество  слогов  и  ударный  слог).

 Задания  на  классификацию :

- Мальвина  дала  Буратино  задание   разделить  геометрические  фигуры  на  группы. По  какому  признаку  их  можно  разделить? ( по  форме) Кто  поможет  Буратино?  Дети  оживляются, так  как  задание  дано  не  в  сухой  учебной  форме,  а  в  живой,  сказочной,  с  присутствием  любимых  персонажей .

Упражнение  на  обобщение :

- папа  Карло отправил  Буратино  в школу. Перечислите ,  какие  предметы  Буратино  положил  в  ранец. Сосчитайте  их. На какие  группы  можно  разделить   эти  предметы ? (  игрушки  и  школьные  принадлежности )  Какой  предмет  лишний? (Яблоко) Почему? ( Оно  не  относится  ни  к  игрушкам, ни  к  школьным  принадлежностям).

Задания  на  выработку  самоконтроля :

   -  ребята,  я  попытаюсь  доказать  Незнайке

( персонаж  присутствует  обязательно), что  он  допустил  много  ошибок  при  решении этих  примеров, но  он  меня  не  слушает. Может ,  вам  поверит?  Попробуйте!  Для  этого  вам  нужно  самим  решить  каждый  из  примеров.

   Большим  потенциалом  в  плане  воспитания  у  детей интеллектуальной   активности,  любознательности,  развитие  познавательной  сферы  располагают  интеллектуальные  игры – аналоги  телевизионных  программ : «Брейн-ринг», «Поле  чудес»,   «Что?Где,Когда?», «Счастливый  случай»  и  др.

  4.  Кроме  дидактических  игр  педагоги  в  своей  практике  используют  различный  занимательный  материал:   задачи  в  стихах, задачи – шутки, загадки, ребусы,  сюжетно-ролевые  игры .

     Занимательный  материал  в  обучении  математике  не  только   увлекает  или  заставляет  задуматься,  но  и  развивает  самостоятельность,  инициативу  и  волю  ребёнка,  приучает  считаться  с  интересами   товарищей.

    Увлечённые  игрой  дети  легче  усваивают  программный  материал.  Приобретают  более  устойчивые  знания.  Умения  и  навыки .

1. Задачи   в  стихах

1.      Две  розы  Маша  сорвала,

В  подарок  маме  принесла.

Сорви  ещё  и подари

Ты  мамочке  не две, а … (3)

2.     Скоро  10  лет  Серёже,

    Диме  нет  ещё  семи.

    Дима  всё  никак  не  может

   До  Серёже  дорасти .

   А  на  сколько  лет  моложе

   Мальчик  Дима, чем  Серёжа? ( на 4 года)

3.     Пять  ворон  на  крышу  сели,

Две  ещё  к  ним  прилетели.

Отвечайте  быстро,  смело –

Сколько  всех  их  прилетело? (7)

 

2.               Задачи  -  шутки

1.          У  семи  братьев  по  одной  сестрице. Сколько  всего  детей  в  семье ? (8)

2.         Два  сына   и  два  отца  съели  три  яйца. По  сколько  яиц  съел  каждый? ( по 1)

3.         Четверо  играли  в  домино  4  часа. Сколько  часов  играл  каждый ? (4)

4.         Мальчик  нашел  на  дороге  5  копеек. Сколько  денег  найдут  2  мальчика? (Нисколько).

5.         Шла  бабка  в  Москву,  а  навстречу  ей  3  старика,  у  каждого  по  2  мешка. Сколько  всего  человек  шло  в Москву? (1 ст.)

6.         Когда  козе  исполнится  7 лет, что  будет дальше? (пойдёт  восьмой) .

7.          Что  легче -  килограмм ваты  или  килограмм  железа ? (одинаково)

8.         Назовите  5  дней, не  называя  чисел  и  названий  дней (Позавчера,  вчера, сегодня, завтра, послезавтра ) .

3.               Ребусы .

     Р 1а      про100р    по2л      сЗж           о5      сви100к

      Те100      осёёё

 

4.               Загадки

1.      У  кого  одна  нога, да  и  та  без  башмака?    (  У  гриба)

2.      Кто дважды  родится, а  один  раз  умирает? (рыба,  птица) .

3.     Три  брата : один  впереди,  два  позади  бегут   и  одного  догнать  не  могут ( трёхколёсный  велосипед).

4.     Живёт  между  камнями  голова  с  четырьмя  ногами ( Черепаха).

5.     Чтоб  не  мёрзнуть, 5  ребят  в  печке  вязаной  сидят  ( пальцы  в  варежке) .

6.     На  дворе  переполох :

    С   неба  сыплется   горох .

    Съела  6  горошин  Нина

    У  неё  теперь  ангина   (Град)

7. Был  ребёнок – не  знал  пелёнок, стал    

   стариком -  100  пелёнок  на  нём ( капуста)

 

5.                Дидактические  игры

    «В  гостях  у  Красной  Шапочки», «Геометрическая  мозаика», «Составили  поезд», «На  рыбалке», «Арифметический  лабиринт», «Молчанка» .

6.               Игры  эстафеты

   «Полёт  в  космос», «Поезд»

7.                Занимательные  задачи

    -  Магические  квадраты

    - Отгадывание  задуманного  числа

8. Сюжетно-ролевые  игры

    -  «Театр»

    - «Почтальон»

  - «Спрячемся от лисы»

      Учитель  читает:

  Лиса  близко  притаилась,

  Лиса  кустиком  прикрылась,

  Лиса  носом  повела –

  Разбегайтесь кто  куда!

     Ребята  стараются  быстрее  выполнить  задания  и  спрятать  птиц   и  животных  от  лисы ( задания  записаны   на  карточках  с рисунками: утка   с  утятами,  курица  с  цыплятами, зайчик,  козлёнок  и  т.п.)

«Помоги  птичке  спрятаться»

  Учитель  читает : ( последнее  слово – хором)

            Пой-ка ,  подпевай-ка !

10            птичек –стайка.

Эта  птичка  - соловей,

Эта  птичка – воробей,

Эта  птичка – совушка-

Сонная головушка,

Эта  птичка – свиристель,

Эта  птичка  -коростель,

Эта  птичка  -скворушка-

Серенькое  пёрышко,

Это  зяблик,

Это  стриж,

Это – развесёлый  чиж,

Ну а это -  злой  орлан.

Птички.  Птички  по домам !

       Учитель  по  одной  достаёт из  конверта  карточки, на  лицевой  стороне  которых  нарисованы  перечисленные  птички, а  на  обратной  стороне  задания, и  прикрепляет   карточки  к  доске .  выходят  несколько  учеников ( 5-10. по  усмотрению  учителя), выполняют  вычисления  и  прячут  птичек  в  их  домики .

  Таким  образом  игра  для  младших школьников имеет  огромное  значение  как  средство  развития  личности. В дидактических  играх  значительно  легче  и  интереснее   происходит  усвоение  новых знаний, развивается  память, внимание, мышление, речь. В  интеллектуальных  - расширяется  кругозор, развиваются  доказательная  речь. Умение  общаться.  В  сюжетно-ролевых  -  развиваются  речь, фантазия, воображение. Воспитывается  уверенность  в себе, усваиваются   определённые  нормы  взаимоотношений  со  сверстниками, закрепляются   устойчивые нравственные качества  личности,  происходит   усвоение  социального  опыта . Именно   в  игре  и  создаётся  «зона  ближайшего  развития»  ребёнка.

     Правильно подобранную, умело  и  уместно  проведённую  игру  следует  считать    таким  же  важным  и  необходимым  элементом  образовательной  работы, как  и   урок . Игры  не должны  исчезнуть  из  жизни   ребёнка, а  иметь  обязательное  продолжение   в  школьном  обучении   и  труде, так  как  они   позволяют многогранно  раскрыть  личность,  развить  её  способности,  сплотить   детский  коллектив  на  основе  общих  замыслов  и  интересов .

 

 

 

 

Используемая литература:

1. Журнал «Начальная школа плюс До и После» - №1, 2006 г., №1, 2010 г.


МАОУ «Молчановская СОШ №1»

МАОУ «Молчановская СОШ №1»

Отношение игры к развитию – это отношение обучения к развитию

Отношение игры к развитию – это отношение обучения к развитию

Педагогическая ценность игровых приёмов состоит в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в…

Педагогическая ценность игровых приёмов состоит в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в…

По классу ( на партах, на полу, на подоконниках) разбросаны «листочки» ( карточки со словами, цифрами, примерами и т

По классу ( на партах, на полу, на подоконниках) разбросаны «листочки» ( карточки со словами, цифрами, примерами и т

Для развития умения наблюдать, слушать и слышать широко используются дидактические игры по обучению грамотеи чтению, например · «Испорченный микрофон» ( при произношении слова учитель на…

Для развития умения наблюдать, слушать и слышать широко используются дидактические игры по обучению грамотеи чтению, например · «Испорченный микрофон» ( при произношении слова учитель на…

Ты мамочке не две, а … (3) 1

Ты мамочке не две, а … (3) 1

Дидактические игры «В гостях у

Дидактические игры «В гостях у

В интеллектуальных - расширяется кругозор, развиваются доказательная речь

В интеллектуальных - расширяется кругозор, развиваются доказательная речь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017