Статья на тему "Использование моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста"

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 30.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Моя статья о новом подходе в современном воспитании детей - мнемотехнике. Она делает скрытое наглядным и в основе лежит принцип замещения, так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядное мышление. Поэтому в обучении детей используют модели, по которым дети учатся.Статья о моделировании в речевом развитии детей.
Иконка файла материала статья.docx
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МКДОУ д/с №13 г.Тавда Воспитатель: Тренина Татьяна Валерьевна   В настоящее время педагогическая литература все чаще предлагает новые  подходы в воспитании и обучении детей. Появление инноваций продиктовано  современными условиями развития общества, образования. Большое значение  имеет выбор педагогической технологии. Одним из факторов, облегчающих процесс становления речи – наглядность.  (Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др.). Мнемотехника – это система  методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об  особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное  запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации,  и конечно развитие речи. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют  по­разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно­графическими  схемами, Т. А. Ткаченко – предметно­схематическими моделями, В. П.  Глухов – блоками­квадратами, Т. В. Большева – коллажем, Л. Н. Ефименкова  – схемой составления рассказа. Использование моделирования в работе с детьми дошкольного возраста  рекомендуется Н. Н. Поддъяковым, Л. С. Венгером, А. Фридман, С. Н.  Николаевой и другими. Моделирование – один из видов знаково­ символической деятельности, как деятельность по продуцированию и  использованию знаковых систем, которые сознательно, произвольно  конструируются на основе осознания семиотических закономерностей  (письменность, геометрические построения, формулы, чертежи и др.) (Г. А.  Глотова, С. А. Лебедева, Н. Г. Салмина, Е. Е. Сапогова, О. В. Суворова и др.). Относительно дошкольного детства моделирование следует понимать как  совокупность, прежде всего, практических действий по использованию  модели (применение готовых моделей, воспроизведение их в знакомых  ситуациях, внесение простейших изменений) замещение, кодирование и  декодирование модели, символов, знаков и только зарождение понимания  семиотической функции. Особенностью моделирования как метода  заключается в том, что он делает наглядным скрытое от непосредственного  восприятия свойства, отношения объектов. В основе моделирования лежит  принцип замещения: предмет, который ребенок не видит, может быть замененизображением, схемой, моделью, а это повышает уровень усвоения новых  знаний, так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядное  мышление. При обучении детей используются модели, осуществляется связь с жизнью; дети учатся использовать их в различных видах деятельности, читать  модели­схемы, и это позволяет им заменять различные предметы схемами,  также помогает выстраивать свою речь. При использовании метода  моделирования осуществляется принцип развивающего обучения. В чем же специфика использования приема моделирования в работе по  развитию речи детей дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин предложил  моделирование структуры слова в виде картинки­схемы, его звукового  состава. Г. П. Белякова предложила представить детей как моделей слов   «живые сценки». Е. Карельская разработала символы в работе со звуками.   Л. Тимошук рекомендует для автоматизации уже поставленных звуков рисунки­ схемы. А. Страунинг в статье «Моделирование маленькими человечками»,  раскрывает метод, позволяющий наглядно увидеть и почувствовать  природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов; так  же при обучении грамоте составлять слова, словосочетания предложения. Т. А. Ткаченко разработала систему занятий, которые облегчают процесс  становления связной речи с помощью схем, обозначающих план высказывания. Л. Соломенникова, Н. Е. Арбекова предлагают использовать наглядность для  формирования связной монологической речи. Н. Малетина, Л. Пономарева в  своей статье «Моделирование описательной речи детей с ОНР». Л. С. Венгер  предлагает модели для развития речевого творчества; пространственные  модели для сочинения сказки, истории; проводить звуковой анализ слов,  моделируя на картинках­схемах с помощью фишек, цветов­заместителей  звуков. При ознакомлении с художественной литературой рекомендуют  модели: В. М. Андросовой – модель сюжета; Н. Т. Смольниковой – модель  структуры текста. Т. Б. Полянская предлагает использовать прием мнемотехники,  ориентированный на наглядно­образное мышление детей, для того, чтобы  пробудить в детях интерес к заучиванию стихов. В таблице схематически  возможно изображение героев, явлений природы, некоторые действия, т.е.  можно изобразить все то, что я считаю нужным, и так, чтобы нарисованное  было понятно детям. Например, учим с детьми стихотворение про весну      А. Н. Плещеева: Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весноюВ сени к нам летит.   Педагог изображает травку, солнышко, ласточку, домик. Все очень просто и  понятно детям. Далее идет заучивание стихотворений по схеме, что помогает  детям запомнить логическую последовательность символов (образцов),  помогает освоить элементы рассказывания. Автор предлагает и другие  разработанные ею мнемотаблицы. Е. А. Алябьева в методическом пособии «Как научить ребенка запоминать  стихи» предлагает достаточно обширный познавательный материал,  отраженный в стихах, который дает возможность уточнять и  конкретизировать знания детей об окружающем мире. Материал в пособии  представлен в трех разделах: в первом – стихи по методике «Расскажи стихи  руками», во втором – стихи с рисунками символами, в третьем –  логоритмические стихотворные упражнения. Таким образом, моделирование является действенным средством  наглядности, которое дает возможность создать образы идеальных объектов,  понятий и отношений, а также образы деятельности и действий по изучению  этих объектов. Моделирование является важным учебным средством и  действием, с помощью которого можно осуществлять различные цели и  задачи, а также средство чувственного познания, на основе которого  формируется познавательное отношение к окружающему. В подтверждении  этого мы видим, как разрабатываются новые модели, дополняются  существующие и с успехом применяются в развитии детей дошкольного  возраста, в частности в речевом развитии.   Список использованной литературы: 1. 2. 3. 4. 5. Вербенец, А. М. Использование моделирования в процессе развития  познавательной активности у старших дошкольников / А. М. Вербенец  //Детский сад: теория и практика. – 2011.­№3. – С. 45­61. Малетина, Н., Пономарева, Л. Моделирование в описательной речи  детей с ОНР / Н. Малетина, Н. Пономарева // Дошкольное воспитание. –  2004.­ №6. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехника в обучении  рассказыванию детей дошкольного возраста: учебно­методическое  пособие / Т. Б. Полянская: Спб.: ООО Издательство «Детство­Пресс»,  2009.­64с. Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990­ №10. Левшина, Н. И. Фантазируй, отгадывай, придумывай / Н. И. Левшина, А. Р. Сапаева.­ учебно­методическое пособие, 2009

Посмотрите также