Моя статья о новом подходе в современном воспитании детей - мнемотехнике. Она делает скрытое наглядным и в основе лежит принцип замещения, так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядное мышление. Поэтому в обучении детей используют модели, по которым дети учатся.Статья о моделировании в речевом развитии детей.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МКДОУ д/с №13 г.Тавда
Воспитатель: Тренина Татьяна Валерьевна
В настоящее время педагогическая литература все чаще предлагает новые
подходы в воспитании и обучении детей. Появление инноваций продиктовано
современными условиями развития общества, образования. Большое значение
имеет выбор педагогической технологии.
Одним из факторов, облегчающих процесс становления речи – наглядность.
(Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др.). Мнемотехника – это система
методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об
особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное
запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации,
и конечно развитие речи. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют
поразному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорнографическими
схемами, Т. А. Ткаченко – предметносхематическими моделями, В. П.
Глухов – блокамиквадратами, Т. В. Большева – коллажем, Л. Н. Ефименкова
– схемой составления рассказа.
Использование моделирования в работе с детьми дошкольного возраста
рекомендуется Н. Н. Поддъяковым, Л. С. Венгером, А. Фридман, С. Н.
Николаевой и другими. Моделирование – один из видов знаково
символической деятельности, как деятельность по продуцированию и
использованию знаковых систем, которые сознательно, произвольно
конструируются на основе осознания семиотических закономерностей
(письменность, геометрические построения, формулы, чертежи и др.) (Г. А.
Глотова, С. А. Лебедева, Н. Г. Салмина, Е. Е. Сапогова, О. В. Суворова и др.).
Относительно дошкольного детства моделирование следует понимать как
совокупность, прежде всего, практических действий по использованию
модели (применение готовых моделей, воспроизведение их в знакомых
ситуациях, внесение простейших изменений) замещение, кодирование и
декодирование модели, символов, знаков и только зарождение понимания
семиотической функции. Особенностью моделирования как метода
заключается в том, что он делает наглядным скрытое от непосредственного
восприятия свойства, отношения объектов. В основе моделирования лежит
принцип замещения: предмет, который ребенок не видит, может быть замененизображением, схемой, моделью, а это повышает уровень усвоения новых
знаний, так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядное
мышление. При обучении детей используются модели, осуществляется связь с
жизнью; дети учатся использовать их в различных видах деятельности, читать
моделисхемы, и это позволяет им заменять различные предметы схемами,
также помогает выстраивать свою речь. При использовании метода
моделирования осуществляется принцип развивающего обучения.
В чем же специфика использования приема моделирования в работе по
развитию речи детей дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин предложил
моделирование структуры слова в виде картинкисхемы, его звукового
состава. Г. П. Белякова предложила представить детей как моделей слов
«живые сценки». Е. Карельская разработала символы в работе со звуками. Л.
Тимошук рекомендует для автоматизации уже поставленных звуков рисунки
схемы.
А. Страунинг в статье «Моделирование маленькими человечками»,
раскрывает метод, позволяющий наглядно увидеть и почувствовать
природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов; так
же при обучении грамоте составлять слова, словосочетания предложения.
Т. А. Ткаченко разработала систему занятий, которые облегчают процесс
становления связной речи с помощью схем, обозначающих план высказывания.
Л. Соломенникова, Н. Е. Арбекова предлагают использовать наглядность для
формирования связной монологической речи. Н. Малетина, Л. Пономарева в
своей статье «Моделирование описательной речи детей с ОНР». Л. С. Венгер
предлагает модели для развития речевого творчества; пространственные
модели для сочинения сказки, истории; проводить звуковой анализ слов,
моделируя на картинкахсхемах с помощью фишек, цветовзаместителей
звуков. При ознакомлении с художественной литературой рекомендуют
модели: В. М. Андросовой – модель сюжета; Н. Т. Смольниковой – модель
структуры текста.
Т. Б. Полянская предлагает использовать прием мнемотехники,
ориентированный на нагляднообразное мышление детей, для того, чтобы
пробудить в детях интерес к заучиванию стихов. В таблице схематически
возможно изображение героев, явлений природы, некоторые действия, т.е.
можно изобразить все то, что я считаю нужным, и так, чтобы нарисованное
было понятно детям. Например, учим с детьми стихотворение про весну А.
Н. Плещеева:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весноюВ сени к нам летит.
Педагог изображает травку, солнышко, ласточку, домик. Все очень просто и
понятно детям. Далее идет заучивание стихотворений по схеме, что помогает
детям запомнить логическую последовательность символов (образцов),
помогает освоить элементы рассказывания. Автор предлагает и другие
разработанные ею мнемотаблицы.
Е. А. Алябьева в методическом пособии «Как научить ребенка запоминать
стихи» предлагает достаточно обширный познавательный материал,
отраженный в стихах, который дает возможность уточнять и
конкретизировать знания детей об окружающем мире. Материал в пособии
представлен в трех разделах: в первом – стихи по методике «Расскажи стихи
руками», во втором – стихи с рисунками символами, в третьем –
логоритмические стихотворные упражнения.
Таким образом, моделирование является действенным средством
наглядности, которое дает возможность создать образы идеальных объектов,
понятий и отношений, а также образы деятельности и действий по изучению
этих объектов. Моделирование является важным учебным средством и
действием, с помощью которого можно осуществлять различные цели и
задачи, а также средство чувственного познания, на основе которого
формируется познавательное отношение к окружающему. В подтверждении
этого мы видим, как разрабатываются новые модели, дополняются
существующие и с успехом применяются в развитии детей дошкольного
возраста, в частности в речевом развитии.
Список использованной литературы:
1.
2.
3.
4.
5.
Вербенец, А. М. Использование моделирования в процессе развития
познавательной активности у старших дошкольников / А. М. Вербенец
//Детский сад: теория и практика. – 2011.№3. – С. 4561.
Малетина, Н., Пономарева, Л. Моделирование в описательной речи
детей с ОНР / Н. Малетина, Н. Пономарева // Дошкольное воспитание. –
2004. №6.
Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехника в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста: учебнометодическое
пособие / Т. Б. Полянская: Спб.: ООО Издательство «ДетствоПресс»,
2009.64с.
Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов
/ Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990 №10.
Левшина, Н. И. Фантазируй, отгадывай, придумывай / Н. И. Левшина, А.
Р. Сапаева. учебнометодическое пособие, 2009