Статья на тему "Использование музыкотерапии для детей с заболеванием ДЦП"
Оценка 5

Статья на тему "Использование музыкотерапии для детей с заболеванием ДЦП"

Оценка 5
Научные работы
doc
музыка +1
Все классы
10.02.2017
Статья на тему "Использование музыкотерапии  для детей с заболеванием ДЦП"
Статья о роли музыкотерапии, вокалотерапии, фольклоротерапии на занятиях музыки для детей с ограниченными возможностями. В статье раскрываются практические аспекты использования музыкотерапии в работе с детьми с ДЦП, описаны некоторые упражнения. Приведены рекомендации по выбору певческого репертуара. Так же описано воздействие звучания музыкальных инструментов на эмоциональное состояние детей.статья на тему " Использование музыкотерапии для детей с заболеванием ДЦП".
использование музыкотерапии ... Федько ЕЯ.doc
Е.Я. Федько, учитель музыки, с.Кочневское Белоярский р­н,                                                                         Свердловская обл. адрес почты  fedalen    72@   mail    .  ru Использование музыкотерапии  для детей с заболеванием ДЦП               Значение музыки и, в том числе, пения в развитии детей и коррекции различных, имеющихся   у   них   нарушений   подчёркивается   в   работах   многих   специалистов, разрабатывающих вопросы педагогической помощи детям с детским церебральным параличем[8]. Опираясь на учение Л. С. Выготского о том, что дети с проблемами развития   развиваются   по   тем   же   законам[2],   для   снятия   мышечного   напряжения наряду с ритмопластикой и релаксацией считаем необходимым использовать музыку. Музыка благотворно сказывается на развитии речи, влияет на эмоциональный статус, способствует развитию образного мышления, воображения.             Вместе с тем, до настоящего времени не разработана методика музыкального воспитания детей с ДЦП, учитывающая особенности физического и психического развития таких детей. В специальной литературе вопросы организации и содержания музыкальных занятий с такими детьми остаются нераскрытыми. В   то   же   время   музыка   является   важным   средством   профилактики   и   коррекции целого   ряда   нарушений.   Использование   музыки   с   лечебными   и   коррекционными целями выделилось в отдельное направление в медицине, психологии и специальной педагогике,  и получило название «музыкотерапия»[10].            Музыкотерапия по определению С.В.Шуршарджана, – это психо­терапевческий метод, использующий музыку в качестве лечебного средства[6]. Особая ценность этого метода заключается в том, что (в отличие от многих других методов   воздействия)   занятия   музыкой   почти   всегда   служат   источником положительных   эмоций,  вызывают   у   ребёнка   интерес   к   занятиям   и  стремление   к взаимодействию со взрослым.   интегративная.     Интегративная музыкотерапия включает в себя две методики:  1. Музыкоцветотерапия – синтез музыки и цвета (восприятие музыки в сочетании с цветом). 2. Музыкоизотерапия ­ основана на синтезе музыкального и зрительного восприятия. Музыкальное восприятие в сочетании с просмотром шедевров мировой живописи.         Рецептивная музыкотерапия используется в работе с дошкольниками имеющие нарушения зрения, речи, которые имеют эмоционально­личностные проблемы.                Активная музыкотерапия включает в себя вокалотерапию, которая помогает работе   сердечно­сосудистой   системе   и фольклоротерапию,   которая   обучает гармонизации внешнего и внутреннего мира человека.      Музыкотерапия используется как в процессе слушания музыки, так и в процессе непосредственно   самих   упражнений.   Вот   некоторые   упражнения,   которые рекомендует воспитатель­педагог Старостенко Е.Г. в своих консультациях на тему «Терапевтические возможности музыкального искусства»[11].     Музыкотерапия   имеет   три   вида: рецептивная   (пассивная),   активная, 1) Упражнения по музыкотерапии ­  «Шум моря». Учащиеся   слушают   звуки   моря,   а   затем   предложить   им   «подышать»,   как   море. Делать   тихий,   мягкий   вдох   животом   и   плавно   поднять   вверх   руки.   А   потом выдохнуть на звук «Ш». Выдыхать долго­долго, втягивая живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опустить руки и снова вдохнуть.     2) Упражнение по ритмотерапии ­ «Пузырьки воздуха». Под звуки плеска волн дети очень тихо, легко и мягко ходят на носочках, танцуют под музыку. Они представляют себя пузырьками воды, легкими и невесомыми.     3) Упражнения по музыкоизотерапии ­ «Ковер­самолет». В этом упражнении предложить детям полетать на ковре­самолете вместе с Иваном Царевичем.   Учащиеся   рассматривают   репродукции   картин   В.М.   Васнецова   «Иван Царевич на сером волке» и «Ковер­самолет». Под спокойную музыку они закрывают глаза и представляют себя Иваном Царевичем или Царевной, дети «летят» в воздухе на ковре­самолете. Педагог по очереди дотрагивается до них, и они рассказывают, что видят внизу, под собой, вверху, не страшно ли им лететь, холодно или тепло, легко ли дышится, хочется взлететь еще выше или спуститься на землю.       Вокалотерапия           1)   «Мелодизация   собственных   имен   или   нейтральных   фраз».  Попросить   ребенка пропеть свое имя или какую­либо фразу (то, что он сейчас делает), например, спеть, что   он   сейчас   делает:   «Меня   зовут   Маша»   или   «Я   сейчас   играю   с   куклой». Усложнение. Попросить спеть свое имя или фразу с определенной интонацией ­ гнева и решительности, печали и уныния, веселья и радости, спокойствия и т. д. Дети поют на удобной для них ноте и высоте.          Упражнение по фольклоротерапии ­ «Кто на чем играет?»: Дети   с   завязанными   глазами   друг   за   другом   должны   угадать   названия   звучащих поочередно народных музыкальных инструментов. Кроме занятий музыкотерапией, музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе.    В коррекционно­педагогической   работе занятия   пением   с   детьми   (вокалотерапия)   приобретают   особое   значение   как   средство   коррекции   речевых нарушений. Вокалотерапия или музыковокалотерапия ­ «это новый метод повышения резервных   возможностей   человека   и   коррекции   нарушенных   функций,   в   основе которого   лежит   использование   особой   системы   активного   вокального   тренинга   в сочетании с музыкой»[9]. Пение благотворно сказывается на работе всех внутренних органов   человека,   стабилизирует   электрическую   активность   мозга.   Существенное значение   для   психотерапевтической   работы   имеет   тот   факт,   что   характерной реакцией   на   вокалотерапию   является   замедление   альфа­ритма   мозга,   что   со­ ответствует состоянию успокоения и комфорта. Альфа­ритм играет значимую роль в обеспечении   психофизиологических   реакций   и   различного   рода познавательной деятельности.            Вокалотерапия оказывает положительное влияние на нейрофизиологическое обеспечение памяти и внимания. Метод тонирования, как и благотворная сила пения, давно применяется человечеством в лечении самых разных заболеваний. Тонирование — это воспроизведение звука посредством произнесения гласного звука в течение длительного времени. Оно известно примерно с XIV века. Это творческая энергия голоса.   В   голосе   и   дыхании   каждого   человека   заключен   ключ   к   пониманию   его Спонтанные   физические   жесты, темперамента   и   к   диагностике   множества   различных   типов   физических   и психологических   недомоганий...   которые сопровождают голосовое сканирование, так же часто дают подсказку относительно характера   человека.   По   мнению   Е.Г.   Старостенко,   поющий   голос   обеспечивает гораздо более прямой доступ к подсознанию [4].        «Тонирование».  Во время занятий по психокоррекции, в процессе психотерапии можно использовать тонирование для уравновешивания волн мозга, улучшения ритма и   углубления   дыхания,   снижения   частоты   сердечных   сокращений   и   повышения чувства благополучия. Тонируют дети на удобной для них ноте: ­ звук «м­м­м» снимает стресс и дает возможность полностью расслабиться; ­ звук «а­а­а» немедленно вызывает расслабление; ­   звук   «и­и­и»   —   самый   стимулирующий   звук,   звуковой   кофеин.   3­5   минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма.         ­ звук «о­о­о» — средство мгновенной настройки организма.                  Подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями имеют речевые   нарушения   в   форме   дизартрии.   Для   дизартрии   характерно   сочетание нарушений звукопроизношения с нарушениями дыхания, голосообразования и, так называемой,   просодической   стороны   речи   (мелодикоинтонационная   и   темпо­ ритмическая   характеристики   речи).   Даже   при   более   или   менее   правильном звукопроизношении   нарушение   просодики   делает   речь   детей   нечёткой, безэмоциональной, зачастую мало понятной для окружающих. Пение способствует углублению   дыхания,   укреплению   голосового   аппарата,   нормализации   просодики. Занятия   пением   вызывают   у   детей   положительные   эмоции,   что,   в   свою   очередь, позволяет активизировать их речевую деятельность. В то же время пение отвлекает внимание ребёнка от речевого акта, помогая ему нормализовать мышечный тонус.         Такие характеристики, как интонация, ритм, паузы, и др., являются общими для речи и музыки. Занятия пением помогают ребёнку почувствовать, а потом и осознать эти напоминает дополнительное логопедическое занятие.                 Эффективность занятий пением во многом зависит от подбора певческого репертуара.   При   этом   одним   из   важных   критериев,   является   доступность   и привлекательность для детей текста песен. Например: « Я умею рисовать» Сл. И муз. Абелян Л. «Пчела» Сл. Шилова Н. Муз. Попляновой Е.         Общей особенностью для всех детей с ограниченными возможностями является истощаемость   всех   психических   процессов,   сниженная   работоспособность,   замед­ ленное   восприятие,   малый   объём   памяти.   Применительно   к   разучиванию   текстов песен это значит, что, во­первых, детям требуется больше времени, чтобы осмыслить и запомнить текст песни; а во­вторых, педагог, с помощью специальных педагогичес­ ких   приёмов,   должен   постоянно   удерживать   внимание   детей   и   поддерживать   их интерес к новой песне. Например:          1.   Используется   музыкально­дидактическая   игра   «Прячем   мелодию».   Цель. Развивать   внутренний   слух(музыкальные   представления,   возникающие   без непосредственного   акустического   воздействия   на   слуховой   аппарат).   Ход   игры. Ребенок   начинает   петь   хорошо   знакомую   песню;   затем   по   условному   знаку продолжают петь про себя, т. Е. Беззвучно; по другому знаку ­ снова вслух. В игре могут принимать участие как один ребенок, так и несколько детей. явления речи.   Иногда   урок   своей       в 2.Включение в репертуар ярких, доступных по содержанию песен с диапазоном удобным   для   конкретного   ученика.   Вокальное   исполнение   песен,   которые используются впоследствии для игры на инструменте, либо включаются  в другие виды   работы.   Например:   «Пусть   всегда   будет   солнце»   Сл.   Ошанина   Л.;   муз.   А. Островского ; «Песенка друзей» Сл. Энтина Ю. Муз. Гладкова Г.         3.Исполнение музыкальных диалогов с учителем (вопрос – ответ, музыкальное эхо). Например: «У всех мамы есть?» по мотиву американской народной песни про фермера Мак Дональда, русский вариант текста Боровик Т.; «Слово на ладошках» Сл. Пикулевой Н. Муз. Попляновой Е.          Хорошо включать в репертуар детей такие песни, исполнение которых можно сопровождать движениями. Кроме того, что это способствует коррекции нарушений двигательной сферы, улучшается качество пения ­ ребёнок перестаёт «зажиматься», концентрировать всё своё внимание на самом акте пения. Дети лучше прочувствуют как «поёт» метель или шелестят листья, если дать им послушать соответствующую запись на диске.         Всё выше перечисленное подводит к тому, что: во­первых, подбирая певческий репертуар,  необходимо   стремиться,  чтобы   и  текст   песни   и   её  музыкальный   язык соответствовали   возможностям   детей   и   вызывали   у   них   эмоциональный   отклик, желание   петь;   во­вторых,  логопеды   могли   бы   использовать   тексты   песен   в   своей работе по расширению пассивного и активного словарного запаса, усвоению детьми тех или иных грамматических конструкций, развитию связной речи детей. Учитывая особенности физического развития детей с ограниченными возможностями и возможное отставание эмоциональной сферы, применение наглядного материала также   благотворно   на   уроках   вокалотерапии.   Например:   Игровое   пособие «Музыкальная лесенка» (исследование реакции на высоту звука). Иллюстрационный материал ­ грустный и весёлый утёнок, на различение мажора и минора ­   к песне «Песенка про двух утят» Сл. Пикулёвой Н. Муз. Попляновой Е.          Есть так называемый донотный период, который заканчивается в музыкальной школе в 5­6 лет, то у детей с моторными нарушениями он может растянуться до 9­ти лет.   Поэтому   обучение   нотной   грамоте   на   уроках   вокалотерапии   совершенно уместно и в игровой форме[3]. Учитывая влияние отдельных музыкальных жанров и инструментов   на   эмоциональное   состояние   детей,   подбирать   репертуар   и фонограммы   песен,   где   используются   те   или   иные   инструменты,   благотворно влияющие   на  психику   и  эмоциональное   состояние   ребёнка.  Например:  во   многих песнях мелодию записывать духовыми инструментами, которые ведут к высоте духа. Инструменты:   труба,   кларнет,   флейта,   габой   особенно   подходят   для   детей. Саксафон   просто   освобождает   человека   от   мышечного   напряжения,   особенно позвоночника. Например. Песня « Гуси – лебеди» Муз. Григорьева Н., сл. Авдиенко Н.        Струнные – снимают напряжение и страх, хорошо влияют на грудной отдел для тех   детей,   которые   очень   тревожные,   используются   песни   и   музыкальные произведения   с  тембором   скрипки, виолончели.  Например:   «Школьные   годы»  Сл. Долматовского Е. Муз. Кабалевского  Д,; «Из чего же…» Сл. Халецкого Л. Муз. Чичкова Ю.          Клавишные (фортепиано, рояль, челеста) – влияют на затылочную и теменную часть   коры   головного   мозга   и   поэтому   способствуют   развитию   аналитико­ синтетических процессов познавательной сферы. Например «Начинается урок» муз. И сл. Е. Попляновой.         Неоспоримо, что каждый ребенок с ДЦП имеет свои специфические отклонения в развитии. Поэтому, прежде чем приступить к планированию работы, необходима консультация   лечащего   врача.   Именно   врач   подскажет,   что   ребенок   на   данный момент испытывает при необходимости совершить тот или иной комплекс движений, указывает границы физических возможностей и параметров движений. Только после этого становится реальным определить цель данного учебного года и выбор средств их достижения.           Целый   ряд   рефлексов   и   навыков,   являющихся   для   здорового   человека стандартными,   для   ребенка   с   ДЦП   бывает   очень   сложно   выполнимыми. Преподавателю,   начинающему   работу   по   обучению   игре   на   любом   музыкальном инструменте,   необходимо   знать   следующее:   ­   ребенок   с   заболеванием   ДЦП   с поражением рук в первое время занятий не может привести в движение необходимый палец,   не   подвигав   прежде   всеми   пятью.   Это   влияет   на   крайне   медленный   темп исполнения.  Мышечная  (механическая)  память  развита   очень  слабо,  поэтому   уже разученный нотный текст достаточно долго может исполняться в самых невероятных аппликатурных комбинациях.  Игра попеременно двумя руками тормозится во время перехода мелодии от одной руки к другой, так как скорость переключения внимания и сигнал к отдыхающей руке весьма заторможен. В первые годы обучения бывает невозможным исполнение музыкальных произведений двумя руками одновременно даже   в   самых   примитивных   вариантах,   поскольку   сигнал   принимает   та   рука,   на которую ребенок в данный момент смотрит. Одновременное нажатие любых клавиш двумя руками порой вызывает напряжение всех мышц рук, плечевого пояса, спины. Ребенок с ДЦП имеет маленький объем мышечной памяти двигательных комбинаций (но не слуховой), поэтому  подобный  дефект  необходимо компенсировать  за счет логической, зрительной, тактильной видами памяти. Искаженные мышечно­моторные реакции у детей с ДЦП (особенно у хромающих) нарушают ощущение метрической и ритмической пульсации и тормозят ее развитие.[2]               Учитывая   выше   перечисленные   отклонения   от   норм   здорового   человека, преподаватель никогда не должен ставить перед таким учеником непосильных задач. В каждый момент обучения необходимо знать порог его возможностей. Педагоги, работая с такой категорией детей, испытывают особые трудности в разработках и проведении   занятий,   и   нуждаются   в   методической   помощи.   Исключительной значительностью   для   развития   детей,   имеющих   нарушения   опорно­двигательной системы и речи, выступает комплексное воздействие: медицинское, психологическое, педагогическое,   логопедическое,   социальная   помощь.   «Комплексный   характер коррекционно­педагогической   работы   предусматривает   постоянный   учет взаимовлияние   двигательных,   речевых   и   психических   нарушений   в   динамике продолжающегося   развития   ребенка.   Вследствие   этого   необходима   совместная стимуляция   развития   всех   сторон   психики,   речи   и   моторики,   а   так   же предупреждение и коррекция их нарушений»[3].   интеллектуальные   нарушения.                Следует   отметить,  что   категория   детей   с   ДЦП   значительно   изменилась. Практически   около   70%   детей   относится   к   категории   детей   с   комплексными нарушениями   или   с   осложненными,   так   как   у   них   наблюдаются   дополнительные сенсорные,   Современное   коррекционно­ педагогическое   воздействие   позволит   сменить   тяжесть   двигательных   и   речевых нарушений.     Коррекционная   работа   основывается   на   взаимодействии   таких компонентов, как движение, музыка, речь. Сложность заключается в том, что каждый из   этих   компонентов   в   определенной   степени   не   может   соответствовать   нормам выполнения детьми с ДЦП.          Таким образом, занятия музыкой могут стать эффективным методом коррекции речевых   нарушений   у   детей   с   ДЦП.   Для   организации   эффективных   занятий музыкотерапией   (вокалотерапией,   обучение   игре   на   музыкальном   инструменте) необходимо   создать   специальные   условия,   соответствующие   психофизическим особенностям этой категории детей. Педагогу необходимо учитывать клинические проявления (форму ДЦП), а также уровень речевого и психического развития, то есть   при   проведении   занятий   необходимо   сочетать   дифференцированный   и индивидуальный подход.  Психотерапевтическая энциклопедия /   под   ред. Карвасарского Б.Д.;   2­е изд.  Литература 1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом.  М: Просвещение, 1989.   2. Выготский Л. С., Лурия А. Р. «Этюды по истории поведения»М.;Педагогика – Пресс, 1993. с.224. 3.Дон Кэмпбелл  «Эффект Моцарта» Год выпуска: 1999 С.320 4.  Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нару­ шениями опорно­двигательного аппарата. ­ М., Академия, 2001 5. СПб.: Питер, 2002. 6. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия./Составители В. М.Астапов, Ю.В. Микадзе. С­Пб.,2001 7.  Семёнова   К.А.,   Мастюкова   Е.М.,   Смуглин   М.Я.   Клиника   и   реабилитационная терапия детских церебральных параличей М:  Медицина, 1972 с.328 8. Шушарджан С. В. Музыкатерапия и резервы человеческого организма.­М.,АОЗТ Антидор,1998 9.http://sundekor.ru/kursovaya­2/prepodavatelyu/terapevticheskie­vozmozhnosti­ muzykalnogo­iskusstva/ 10.Ченская Ж.В. Методическая разработка  «  Индивидуальное развитие ребёнка с ДЦП средствами музыкальной деятельности»  11.  Старостенко   Е.Г.   «Терапевтические   возможности   музыкального   искусства»( http   ://   nsportal    .  ru   /  elena  ­  starostenko)

Статья на тему "Использование музыкотерапии для детей с заболеванием ДЦП"

Статья на тему "Использование музыкотерапии  для детей с заболеванием ДЦП"

Статья на тему "Использование музыкотерапии для детей с заболеванием ДЦП"

Статья на тему "Использование музыкотерапии  для детей с заболеванием ДЦП"

Статья на тему "Использование музыкотерапии для детей с заболеванием ДЦП"

Статья на тему "Использование музыкотерапии  для детей с заболеванием ДЦП"

Статья на тему "Использование музыкотерапии для детей с заболеванием ДЦП"

Статья на тему "Использование музыкотерапии  для детей с заболеванием ДЦП"

Статья на тему "Использование музыкотерапии для детей с заболеванием ДЦП"

Статья на тему "Использование музыкотерапии  для детей с заболеванием ДЦП"

Статья на тему "Использование музыкотерапии для детей с заболеванием ДЦП"

Статья на тему "Использование музыкотерапии  для детей с заболеванием ДЦП"

Статья на тему "Использование музыкотерапии для детей с заболеванием ДЦП"

Статья на тему "Использование музыкотерапии  для детей с заболеванием ДЦП"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017