Статья на тему: Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся
Оценка 4.9

Статья на тему: Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
Взрослым
21.01.2018
Статья на тему: Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся
В статье показаны особенности тестовой системы проверки знаний, указаны преимущества тестового контроля для преподавателя и обучающихся, обозначены важнейшие качества тестов, принципы составления тестовых заданий, приводятся примеры тестовых заданий разных типов, нормы оценки тестов. Автор приводит примеры анализа выполнения тестовых заданий.
Статья.docx
Н.В. Зуева, преподаватель русского языка и литературы                                                      ГБПОУ ВО «Ковровский транспортный колледж» Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся В настоящее время образование в России претерпевает существенные изменения. Одновременно с зарекомендовавшей себя традиционной системой качества обученности, широкое распространение получила новая эффективная тестовая технология.  У педагога есть целый  арсенал  методов проверки  знаний: письменный  и устный опрос,   контрольная   работа,   диктант,   доклад,   реферат   и   т.д.   Все   они   имеют   свои достоинства и недостатки. Например, устный опрос прост и универсален, активизирует знание, развивает речь, но не дает возможности проверить знания всех. При устном ответе некоторые обучающиеся испытывают чувство страха и неуверенности и поэтому не могут реализовать свои возможности. Контрольная работа развивает речь, логическое мышление, помогает определить уровень знаний в целом, но требует времени на ее проверку и не дает возможности   преподавателю   оперативно   провести   коррекцию   знаний   студентов. Традиционные   методы   контроля   зачастую   субъективны,   у   каждого   преподавателя   свои требования:   одни   ценят   основательность   ответа,   другие   –   логичность,   третьи   – оригинальность.  Чтобы   объективно  оценить   знания,   необходимо   их   измерить.   Наиболее   удобным методом измерения,  на мой взгляд, является  тест. В последнее время  тестовая форма контроля   знаний   прочно   вошла   в   систему   образования.   Распространение   тестирования обусловлено и форматом проведения итоговых выпускных экзаменов ЕГЭ и ОГЭ. Использование   тестовых   технологий   в   образовательном   процессе   –   ведущая проблема педагогической науки и практики ХХ  века [1]. Основная цель тестирования – получение   объективной   и   достоверной   информации   о   качестве   усвоения   учащимися знаний. Обучающиеся, выполняя тестовые задания, могут самостоятельно оценить уровень своих     знаний   и   определить   свой   рейтинг   среди   других   учащихся,   проконтролировать уровень   усвоения   той   или   иной   темы,   самостоятельно   потренироваться   в   выполнении заданий   разного   уровня   сложности,   систематизировать   знания   по   учебной   дисциплине. Регулярное выполнение тестовых заданий стимулирует подготовку студентов к занятиям, повышает мотивацию к изучаемому предмету, способствует лучшему усвоению материала.  Контроль   знаний   и   умений   –   один   из   важнейших   элементов   учебного   процесса, основное   назначение   которого   установить   «обратную   связь»   для   оценки   динамики усвоения учебного материала, действительного уровня владения системой знаний, умений и   навыков;   и   на   основе   их   анализа   вносить   необходимые   коррективы   в   организацию учебного процесса [12]. Е.А.   Михайлычев   в   книге   «Дидактическая   тестология»   пишет:   «Педагогический контроль   выполняет  целый  ряд   функций   в  педагогическом  процессе:  диагностическую, проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную и другие. Знание и понимание функций   контроля   помогает   учителю   грамотно   планировать   и   проводить   контрольные мероприятия,   достигать   должного   эффекта,   при   этом   важно,   чтобы   контроль   знаний учащихся   отвечал   общедидактическим   требованиям   и   выполнял   также   учетную, контрольно­корректирующую функции». [7]  В   поисках   объективных   методов   контроля   знаний   я   изучила   ряд   работ   А.Н. Майорова[5],   В.С.   Аванесова[1,2],   В.А.   Якунина[12],   М.Б.   Челышковой[11]   и заинтересовалась   тестовой   технологией.   С   помощью   тестов   можно   измерить   знания 1 студентов,   то   есть   объективно   оценить   и   сопоставить   уровень   подготовки,   выявить структуру полученных знаний и оценить качество преподавания.       Важнейшими показателями качества тестовых заданий являются: валидность (адекватность целям проверки); определенность (при выполнении теста обучающийся понимает, какие действия он должен выполнить и какие знания показать); однозначность (задание должно иметь единственный правильный ответ – эталон); простота (формулировки заданий и ответы должны быть четкими и краткими); равно трудность (варианты одного теста должны быть одинаковыми по сложности заданий). Систематическое использование тестовых технологий позволяет выстроить рейтинг обучающихся в группах, провести мониторинг качества обученности студентов в течение одного   учебного   года   (сравнив   результаты   входного   контроля   и   промежуточной аттестации) и по нескольким учебным годам.  В   своей   педагогической   деятельности   при   проведении   занятий   по   дисциплинам «Русский язык», «Литература», «Русский язык и культура речи», «Деловое общение» я применяю разнообразные виды и формы проведения уроков с использованием тестов. Это способствует   развитию   у   обучающихся   интереса   к   изучаемым   дисциплинам,   более эффективному и качественному проведению занятий; обеспечивает объективную оценку знаний   и   умений   обучающихся,   а   также   способствует   установлению   «обратной»   связи; экономит   время   учебного   занятия   и   время,   отведенное   на   проверку;   выявляет индивидуальную   динамику   усвоения   знаний   и   умений   по   учебным   дисциплинам; формирует   самооценку   обучающихся;   воспитывает   сознательное   отношение   к   учебе, формирует целеустремленность, активизирует внимание и познавательную деятельность. Тестовые задания вносят разнообразие в учебную деятельность.    Тестирование позволяет развивать следующие компетенции обучающихся: лингвистическую (умение проводить лингвистический анализ языковых явлений); языковую (практическое владение русским языком, соблюдение языковых норм). В своей работе   я ставлю следующую цель: применение обучающего потенциала тестовых заданий для  организации различных  видов  контроля. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:   выявить   особенности   отбора   содержания   учебного   материала   при   составлении тестов; создать композицию тестовых заданий для контроля знаний обучающихся; способствовать   достижению   студентами   высокого   качества   знаний,   умений   и навыков. На   занятиях   я   использую   тесты   для   проведения   входного   контроля,   текущего контроля,   внеаудиторной   самостоятельной   работы,   рубежного   контроля,   итогового контроля,   промежуточной   аттестации,   для   проверки   домашнего   задания,   в   качестве дидактического материала для закрепления знаний студентов. Тесты для входного контроля. Данный   вид   тестирования   я   использую   с   целью   изучения   уровня   обученности. Студенты   приходят   из   разных   школ,   с   разным   уровнем   подготовки,   поэтому   для планирования дальнейшей работы мне необходимо получить объективную информацию о качестве знаний обучающихся.  Данные входного тестирования я оформляю в две таблицы. ФИ обучающегося Выполнено заданий (правильно) на «3» на «4» на «5» Оценка за входной контроль Оценка на экзамене (в конце второго семестра) 2 Данная таблица показывает, как изменился уровень подготовки обучающихся. Как правило, оценка на экзамене либо улучшается (чаще всего), либо остается такой, как в начале года. Правило Количество обучающихся, допустивших ошибки Правописание безударных гласных в корне  слова Правописание согласных в корне слова Правописание приставок  Правописание О/Ё после шипящих и Ц Правописание суффиксов имен  существительных Правописание суффиксов и окончаний имен  прилагательных и причастий Правописание глаголов Знаки препинания при однородных членах  предложения Тире между подлежащим и сказуемым Знаки препинания при причастных  и  деепричастных оборотах Знаки препинания в сложносочиненных  предложениях Знаки препинания в сложноподчиненных  предложениях Знаки препинания в бессоюзных  предложениях В   данной   таблице   отражается   детальный   анализ   ошибок,   допущенных обучающимися, который необходим для планирования дальнейшей работы. Тесты для проверки домашнего задания. Данный вид тестирования я использую для того, чтобы быстро проверить готовность студентов   к   занятию.   Поскольку   подобные   тесты   я   провожу   периодически,   то   это способствует   тому,   что   обучающиеся   более   ответственно   относятся   к   выполнению домашнего задания.  Тесты на закрепление материала. Применяемые   мною   тесты   можно   использовать   и   в   качестве   дидактического материала. В этом случае тест используется не как предмет оценивания, а как материал для   закрепления   знаний.   Выполняя   тестовые   задания,   студенты   могут   пользоваться конспектом   лекции,   учебником.   Задача   обучающихся   –   найти   правильный   ответ.   В процессе тестирования идет повторение и закрепление изученного, что необходимо для перевода знаний в долговременную память. Данные тесты проверяются прямо на занятии самими   обучающимися   по   предложенному   преподавателем   эталону   ответа.   Ошибки, допущенные в тесте, анализируются.  Тесты для внеаудиторной самостоятельной работы. Данный   вид   тестирования   помогает   закрепить   материал,   отработать   умения   и навыки, способствует лучшему усвоению знаний.  Тесты для текущего контроля. Текущий   контроль   я   провожу   после   изучения   темы.   Например,   по   дисциплине «Русский язык» после изучения каждой части речи студенты выполняют тестовые задания. По дисциплине «Литература» обучающиеся пишут тест после изучения творчества каждого 3 писателя. По дисциплинам «Русский язык и культура речи» и «Деловое общение» ­ после изучения  каждого раздела. С помощью тестов для текущего контроля диагностируется уровень   усвоения   материала.   По   результатам   тестовых   заданий   я   заполняю   сводную таблицу. Например, по дисциплине «Русский язык» она выглядит следующим образом: ФИ обучающегося Оценка за тестовые задания по темам Имя существи­ тельное Имя прилага­ тельное Имя числи­ тельное Место­ имение Глагол Причастие Наречие Тесты для итогового контроля. Итоговый   контроль   я   провожу   после   изучения   большого   раздела   рабочей программы.   Например,   по   дисциплине   «Русский   язык»   ­   после   изучения   раздела «Орфография.   Морфология»   или   раздела   «Синтаксис.   Пунктуация»,   по   дисциплине «Литература»   ­   после   изучения   раздела   «Литература   второй   половины  XIX  века»   или раздела   «Литература  XX  века».   По   результатам   итогового   контроля   я   делаю   вывод   о готовности студентов к промежуточной аттестации. Тесты для промежуточной аттестации. Для проведения промежуточной аттестации мною разработаны тестовые задания.  Цель   промежуточной   аттестации:  установление   соответствия   знаний   и   умений   требованиям   государственного  образовательного  стандарта  среднего обучающихся   (полного) общего образования, реализуемого в пределах ОПОП. При составлении тестовых заданий необходимо учитывать, что все варианты одного теста должны быть одинаковыми по сложности, содержать одни и те же виды заданий. Вопросы   должны   соответствовать   содержанию   рабочей   программы   по   изучаемой дисциплине. Работая над составлением тестовых заданий, я придерживаюсь следующих принципов:       научность; доступность; систематичность; последовательность; учет индивидуальных особенностей обучающихся; связь обучения и воспитания с окружающей жизнью. При   составлении   тестов   я   стараюсь   разнообразить   задания.   В   своей   практике   я применяю   тесты   закрытого   типа,   тесты   открытого   типа,   тесты   на   установление соответствия, тесты на установление правильной последовательности. Тесты закрытого типа. В   данных   тестах   обучающиеся   выбирают   правильный   ответ   из   данного   набора ответов. Преимущества тестов закрытого типа: быстрота тестирования, простота подсчета баллов. Недостаток: эффект угадывания.  Среди тестовых заданий закрытого типа, используемых мною,  можно выделить три группы: 1. Задания с альтернативными ответами. Они   используются   либо   перед   объяснением   темы   для   активизации   внимания студентов, для актуализации материала, либо после изучения материала для первичного повторения   и   закрепления.   В   тестах   с   альтернативными   заданиями   предлагаются   два варианта   ответа:   верно­неверно.   Как   правило,   с   подобными   тестами   обучающиеся справляются хорошо, что способствует повышению мотивации. 4 2. Задания с выбором одного ответа.  Подобные задания универсальны, просты и понятны, могут применяться в любом  тестировании. Такой тест состоит: а) из основной части, в которой содержится  утверждение или вопрос; б) из нескольких возможных ответов, из которых нужно выбрать  правильный   3. Задания с выбором нескольких ответов. Данные тестовые задания наиболее полную картину знаний обучающихся, поэтому я часто использую их.  При   составлении   тестов   я   нередко   делаю   так,   чтобы   предложенное   задание содержало дополнительную информацию, которая бы развивала и обучала. Задания на установление соответствия. В   заданиях   на   установление   соответствия   обучающимся   предлагается   соотнести элементы из двух списков. Список, из которого выбираются подходящие ответы, может соответствовать   количеству   вопросов,   а   может   быть   больше,   что   усложняет   задание. Задания на установление соответствия я использую на текущем контроле и промежуточной аттестации.  Тесты на восстановление последовательности. Обучающимся необходимо расположить высказывания в правильной последовательности   Тесты открытого типа. Данные   тесты   со   свободными   ответами,   которые   студенты   формулируют самостоятельно. Открытые тесты имеют свои преимущества: работа с заданиями различной сложности, проверка усвоения алгоритма. При оформлении теста открытого типа должна быть   инструкция.   Например,   «Заполните   пропуски,   чтобы   получилась   правильная формулировка утверждения».  Тесты   открытого   типа   могут   включать   в   себя   творческое   задание.   Студентам предлагается написать небольшое сочинение (или дать развернутый ответ на проблемный вопрос)   по   заданной   теме.   Творческие   задания   стимулируют   интеллектуальный   рост личности, способствуют развитию речи и повышению культурного уровня обучающихся. Примеры                               Тесты закрытого типа 1. Задания с альтернативными ответами.        Согласны ли вы со следующими утверждениями: 1.   Троп,   состоящий   в  соединении   двух,   противоречащих   друг   другу  понятий   –   это оксюморон.  2.   Слово,   определяющее   предмет   или   явление   и   подчёркивающее   его   качества, свойства, особенности – это сравнение.  2. Задания с выбором одного ответа.      1. В каком ряду пропущена одна и та же буква?       а) не…держанность, чере…чур, бе…ценный        б) пр…ступление, пр…градить, пр…чудливый         в) ра…писание, и…кусать, бе…граничный        г) …бить, …дуть, ра…носить 3. Задания с выбором нескольких ответов. 1. Правильно поставлено ударение в словах: 1) шампуры 2) изба'лованный 3) ката'лог  4)позвони'т 5) то'рты 5 6) догово'р При   составлении   тестов   я   нередко   делаю   так,   чтобы   предложенное   задание содержало дополнительную информацию, которая бы развивала и обучала. Например: А.Я.Панаева в своих воспоминаниях писала:  «Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась   крестьянами,   сидевшими   на   ступеньках   лестницы   парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро   было   холодное   и   дождливое…   Швейцар,   выметая   лестницу,   прогнал   их,   они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде». В каком стихотворении Н.А.Некрасова был отражен этот жизненный эпизод?                1. «На Волге».                2. «Не рыдай так безумно над ним».                3. «Размышления у парадного подъезда».                4. «Памяти Добролюбова».                      Задания на установление соответствия. 1. Установите соответствие существительных и сочетающихся с ними прилагательных: 1) помещение 2) головня  3)завеса 4) игрушка 5) кот 1) дымный 2) дымовой 3) дымчатый 4) дымковский 5) дымящийся Тесты на восстановление последовательности. Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. а) Жестокий жар его мучил. б) Он попросил, чтобы Арина Васильевна его причесала, поцеловал у нее руку и выпил глотка два чаю. в) К утру ему полегчало. г) Ночь была нехороша для Базарова. Тесты открытого типа. 1. Выпишите из текста глагол, употребленный в переносном значении: Самое яркое впечатление этих дней дал мне Цыганок. Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой,   он явился под вечер,   празднично одетый в золотистую шелковую рубаху,  плисовые штаны и скрипучие слоги гармошкой. Блестели его волосы, сверкали   весёлые   раскосые    глаза   под   густыми   бровями   и   белые   зубы   под   черной полоской   молодых   усов,     горела   рубаха,   мягко   отражая   красный   огонь   неугасимой лампады. При проверке работ обучающихся я использую  следующие нормы оценки тестовых заданий: за каждое верно выполненное задание студент получает 1 балл, за творческое задание максимально – 5 баллов. Все баллы суммируются, затем, исходя из процентного соотношения, переводятся в оценку:     от 0% до 50% ­ оценка «2»; от 51% до 74% ­ оценка «3»; от 75% до 90% ­ оценка «4»; от 91% до 100% ­ оценка «5». [4] При   проверке   творческого   задания   учитывается   понимание   смысла   текста обучающимся, наличие аргументов, смысловая цельность, связность и последовательность изложения, композиционная стройность ответа. Тестовый   контроль   имеет   большое   значение   в   проведении   контроля   знаний обучающихся,   позволяет  диагностировать  и  корректировать  уровень  усвоения   учебного 6 материала,   способствует   повышению   мотивации   обучающихся   к   изучению   дисциплины, помогает студентам подготовиться к промежуточной аттестации. Тестовые задания могут использоваться на различных этапах учебного занятия в зависимости от того, проверку и оценку какого материала хочет осуществить преподаватель. Использование   тестовых   технологий   для   контроля   знаний   обучающихся   дает следующие положительные моменты: 1 Уменьшилась возможность подсказок и списывания. 2 Повысилось качество знаний обучающихся. 3 Повысилась объективность оценки знаний. 4 Возросла   познавательная   активность   обучающихся,   улучшилась   домашняя подготовка к занятиям. 5 Улучшилась психологическая атмосфера в группах студентов. 6 Возросло   количество   контрольных   мероприятий,   что   позволяет   осуществить своевременную   диагностику   знаний   у   всех   обучающихся   по   большинству   тем учебной дисциплины. Активное   применение   тестовых   технологий   способствует   лучшему   усвоению материала,   свободному   владению   практикой   работы   с   тестовыми   заданиями,   что   дает возможность обучающимся участвовать в конкурсах и олимпиадах и занимать призовые места.  Итак,   применение   тестовых   заданий   в   сочетании   с   традиционными образовательными   технологиями   позволяет   обеспечить   повышение   качества   знаний студентов   по   учебной   дисциплине   за   счет   активизации   обучающей,   контролирующей, организующей, диагностирующей, мотивирующей и воспитательной функции тестов. Библиографический список. Аванесов   В.С.   «Основы   педагогической   теории   измерений»,   Педагогические Аванесов В.С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. – М.: 1 измерения, т.1., №1, 2004.  2 МГТА, 1995.  Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии /­ М., 2000 Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Болотник Л.В. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ, Русский язык. 5 выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М., 2000. – 352с. 6 №2.  7 232с. 8 9 2007. 10 МСХ РФ, 2000 11 пособие. – М.: Логос, 2002. 12 В.А., 2000. Розенберг Н.М. Проблема измерений в дидактике. ­ Киев: Вища школа, 1979. Самылкина   Н.Н.   Современные   средства   оценивания   результатов   обучения   /­   М., Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. ­ СПб: Изд­во Михайлова Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. Тестовый контроль учебной деятельности /Сост. Т.А. Романова – М.: УМЦ СПО Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как Матушанский Г. У. / Педагогическое тестирование в России // Педагогика. – 2002. ­ Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология.­ М.: Народное образование, 2001. ­ 7 3 4 8

Статья на тему: Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся

Статья на тему: Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся

Статья на тему: Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся

Статья на тему: Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся

Статья на тему: Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся

Статья на тему: Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся

Статья на тему: Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся

Статья на тему: Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся

Статья на тему: Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся

Статья на тему: Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся

Статья на тему: Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся

Статья на тему: Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся

Статья на тему: Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся

Статья на тему: Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся

Статья на тему: Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся

Статья на тему: Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018