Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Оценка 4.9
Лекции
docx
русская литература +1
Взрослым
20.01.2018
Файл содержит материал для выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы" по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы". Это обобщение опыта работы. Здесь представлены примеры заданий на каждый вид УУД. Представлена компьютерная презентация.
лекция.docx
В современной социальной жизни происходят большие изменения, которые влияют и на
школьное образование. Введены новые виды итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ, разработаны,
апробированы и введены Федеральные государственные образовательные стандарты .
Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и
сегодня стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня
важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько
сформировать у него универсальные способы действий, которые ему помогут в дальнейшей
практической жизни.
Акцент делается на системнодеятельностный подход, согласно которому знания не
передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной
деятельности, когда учителем создаётся проблемная ситуация, обнаруживается
противоречивость или недостаточность знаний и вместе с детьми определяется цель урока.
На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой
задачу учить себя.
И в решении этой задачи главное место занимает
формирование универсальных учебных действий (УУД). Качество усвоения знаний
определяется именно многообразием и характером видов универсальных действий. Когда
человек делает, он осваивает чтото новое и продвигается по пути своего развития. Он
расширяет поле своих возможностей, завязывает отношения, которые развиваются в
результате этой деятельности. Учебные предметы гуманитарного цикла, на мой взгляд,
особенно русский язык и литература, наиболее благоприятны для формирования
универсальных учебных действий. Вы, безусловно, давно уже это знаете, просто хочу коротко напомнить, что в широком значении
термин «УУД» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального
опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов
действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию
этого процесса.
Требования к результатам изучения любого предмета включают формирование всех видов
универсальных учебных действий: личностных. коммуникативных, познавательных и регулятивных.
На схеме они все представлены. Меня сегодня попросили поделиться опытом работы по
формированию УУД, поскольку наша школа одной из первых начала внедрять ФГОСы. По
программам ФГОС у нас учатся уже 58 классы. Уверена, что все вы делаете то же самое, просто не задумываясь о том, что на протяжении многих лет мы с вами эти УУД на своих уроках уже
формировали.
Итак, начнём с регулятивных УУД.
Для формирования этого типа УУД в своей работе использую следующие виды заданий:
Поговорим о познавательных УУД и конкретных заданиях, которые я предлагаю своим ученикам. (по щелчку –задания появляются поочерёдно)
К познавательным УУД относится умения понимать информацию, представленную в
изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаковосимволичные средства для
решения различных учебных задач .
На протяжении 20 лет своей педагогической деятельности я со своими учениками веду
грамматические тетради, куда записываются опорные конспекты в виде схем и таблиц –краткие
записи правил, изучаемых на уроках русского языка. Сначала (в 5 классе) все опорные конспекты
даются ребятам в готовом виде. Мы их переносим с доски или экрана в свои тетради, на последующих
уроках обращаемся к ним. Затем схемы составляем совместно. И в 7 классе некоторые опорные
конспекты ученики составляют уже сами. Тетради проверяю раз в четверть (В 911 классах –раз в
полугодие) и ставлю оценку за ведение таких тетрадей (чтобы была мотивация и желание). Иногда на
проверочных работах или при выполнении грамматического задания на контрольных диктантах
разрешаю пользоваться этими тетрадями (достаточно редко). Сейчас хотим с десятиклассниками систематизировать этот материал, работаем над проектом
«Правила грамматики в схемах и таблицах». Хотим набрать все ОК на компьютере, распределить
их не по классам, а по разделам языкознания, чтобы было легче отыскать нужную тему и нужное
правило при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
В качестве примера привезла две таких тетради, а на экран выведу несколько опорных конспектов. На уроках литературы тоже часто использую схемы и таблицы, которые ребята составляют как
индивидуально, так и в группах, как на уроке, так и самостоятельно дома. Систематизация материала,
его сжатие, умение оформлять в виде схем и таблиц, безусловно, пригодится ребятам не только на
уроках русского языка и литературы.
Например, создаём схемы системы персонажей того или иного произведения. Впервые подобную
схему мы составляли (учились составлять) с семиклассниками после изучения повести Н.В. Гоголя
«Тарас Бульба». Последняя схема была составлена нами в начале этой недели после изучения
рассказа А.И. Куприна «Куст сирени». Выглядела она так:
Составляют у меня восьмиклассники и таблицы. Например, «Сопоставительный анализ эпизодов
рассказа Л.Н. Толстого «После бала», «Сравнительная характеристика Швабрина и Гринёва» и др.
К познавательным же УУД относится поиск и выделение необходимой информации; применение
методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Очень часто ребята ищут информацию в Интернете, обобщают её, представляют в виде презентаций. Например, в
6 классе , изучая тему «Словари русского языка» у нас был урокзнакомство. Ребята , объединившись
в группы по 3 человека, представляли презентации об известных им словарях: толковом,
орфографическом,
словообразовательном.
орфоэпическом,
словаре иностранных слов,
этимологическом и
Ученики 8 класса ищут интересные материалы о писателях и поэтах и на уроках, посвящённых
изучению их творчества, представляют в виде презентаций.
В 6 классе при изучении рассказа «Чудесный доктор» ученица готовила презентацию о Н.И.
Пирогове, поскольку считаю важным дать краткую справку о жизни и деятельности этого врача.
Делали ребята и небольшую презентацию о деятельности детских благотворительных фондах на тех
же уроках, посвящённых рассказу «Чудесный доктор». Такая работа наверняка постоянно ведётся и
вами, поэтому примеров приводить не буду.
Ещё одним видом заданий найти нужную информацию было следующее: И обычные задания из курса русского языка:
*Найти лишнее (при изучении спряжений глагола, склонений имён существительных, разрядов
прилагательных и др.)
* Составление словообразовательных цепочек
*Вопросы проблемного характера. (например, Почему в приведенных парах слов оба случая
написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете стукните. Вырастешь вырастишь.)
*Редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами
(речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
* В журналах, газетах найти примеры статей, написанных в публицистическом стиле. По образцу
написать минисочинение Познавательные УУД предполагают формирование у учащихся исследовательских умений
(на доступном для определенного возраста уровне): работать с научнопопулярной литературой и
справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст
(сообщения, реферата, доклада). Уже с 5 класса учащиеся готовят сообщения, с 7 класса – доклады.
Цель личностных универсальных учебных действий – сформировать у учащихся:
внутреннюю позицию школьника;
личностную мотивацию учебной деятельности;
ориентацию на моральные нормы и их выполнение;
Для формирования личностных универсальных учебных действий использую следующие задания:
участие в проектах. Учебных проектов создаётся множество. Как правило, они краткосрочные,
групповые (группы 24 человека). Например, в текущем учебном году при изучении темы
«Диалектные слова» мы с шестиклассниками вышли на проект «Язык земли родного края». Далее в проекте представлены группами (по темам) диалектные слова Гусёвки, а ребята класса
должны были их перевести на литературный(общеупотребительный) язык. (презентацию скинула)
Интересным получился проект по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Листок» . После изучения
стихотворения разбили текст на смысловые куски, учащимся было дано задание проиллюстрировать
каждый смысловой кусок. Затем мы создали мультфильм из этих рисунков и наложили музыку.
Посмотрите, что получилось (сбросила) При изучении творчества А.С. Пушкина учащимися 8 класса был осуществлён проект «Памятники
известному поэту». Был собран большой материал о памятниках Пушкину в России и за его
пределами.
Для формирования личностных УУД использую различные творческие задания: как на уроках
русского языка, так и на литературе. Например, различные кроссворды: На уроках развития речи можно использовать творческие задания такого типа: Учащиеся 6 класса любят создавать иллюстрации к произведениям. Некоторые дети рисуют
иллюстрации к каждому заданному наизусть стихотворению. Подобных рисунков у меня большое
количество.
Создаём мы с ребятами и рукописные книги с иллюстрациями: по пословицам и поговоркам,
детскому фольклору и пр.
Часто задания к уроку выводятся на экран, создаю презентации к урокам. Все слайды с заданиями,
представленные в сегодняшнем выступлении, взяты из моих презентаций. Если кому нужно, могу
поделиться целыми презентациями, скинув их на электронную почту.
Ещё одним из видов творческих заданий является работа с аудио и видеозаписями: просмотр,
обсуждение и выполнение заданий по художественным и мультипликационным фильмам. Очень
нравится моим ученикам радиопередача советских лет «Радионяня». Слушаем 35 минут этой
передачи, например, по теме «Приставки ПРЕ и ПРИ». Учащиеся по ходу записывают слова на
изучаемое правило, выделяют приставки и объясняют их написание.
При изучении темы «Междометие» в 7 классе просматриваем отрывок мультфильма «Ох и Ах»,
называем, какие междометия в нём встречаются и указываем, какие чувства могут выражаться с их
помощью.
Следующий, последний, вид УУД –коммуникативные. К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся:
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая
правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли,
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и
рабочих группах с учётом конкретных учебнопознавательных задач.
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций
участников, способов взаимодействия;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос,
аргументировать;
формировать вербальные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
формировать невербальные способы коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов,
позы, интонации и т.п.);
формировать умение работать в парах и малых группах.
На своих уроках часто использую парную и групповую работу. Составляем группой кроссворды,
создаём схемы, заполняем таблицы, отбираем необходимый материал.
Например, при изучении литературной сказки учащимся было предложено в группах сравнить
фольклорную и литературную сказку. Результат работы представили в совместной схеме: Чем похожа сказка пушкинская сказка на фольклорную? –ребята в группах искали ответ на этот
вопрос и подтверждали примерами из текста.
На уроках совершаем путешествие по Грамматике, провожу урокигру по мифологии и другим
темам, викторины по творчеству того или иного писателя и другие нестандартные уроки. Часто на уроках используем словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем
обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценки выписываются на доске.
Составляем
связные рассказы на
заданную тему.
Например:
«Ура
Инфинитиву», «Служебные части речи», «Стили речи» и др. Учащиеся самостоятельно выбирают
материал, составляют связный рассказ.
Нравятся моим ученикам и творческие пересказы на уроках литературы (пересказы от лица
персонажей произведения). Например: Такие задания способствуют развитию у учащихся самостоятельности мышления, оценок явлений,
событий, умения работать с литературой и выбирать главное.
Выполняют учащиеся в группах и домашние задания –презентации к урокам литературы. Например,
семиклассники в прошлом году в рамках урока литературы по теме «Песни на стихи русских поэтов
ХХ века выполнили следующие презентации»:
Часто (особенно в 8 классе) делаем комплексный анализ текста. Мною накоплен большой
дидактический материал по стилистике и лингвистическому анализу текста.
В своей работе использую различные книги издательства «Экзамен». Вот некоторые из них: Овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности, успешному владению умениями,
освоению новых знаний. Если на уроках русского языка созданы условия для успешного
формирования всех видов УУД, то у учащихся отмечается:
высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
повышение интереса к русскому языку и литературе;
прочное и неформальное усвоение знаний;
повышение результативности обучения;
умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих
конкурсах.
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.