Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Оценка 4.9

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Оценка 4.9
Лекции
docx
русская литература +1
Взрослым
20.01.2018
Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Файл содержит материал для выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы" по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы". Это обобщение опыта работы. Здесь представлены примеры заданий на каждый вид УУД. Представлена компьютерная презентация.
лекция.docx
В   современной   социальной   жизни   происходят   большие   изменения,   которые   влияют   и   на школьное образование. Введены новые виды итоговой аттестации ­ ГИА и ЕГЭ, разработаны, апробированы и введены Федеральные государственные образовательные стандарты .     Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и  сегодня стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня  важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько  сформировать у него универсальные способы действий, которые ему помогут в дальнейшей  практической жизни. Акцент делается на системно­деятельностный подход, согласно которому знания не  передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной  деятельности, когда учителем создаётся проблемная ситуация, обнаруживается  противоречивость или недостаточность знаний и вместе с детьми определяется цель урока.       На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу   ­   учить   себя.   И   в   решении   этой   задачи   главное   место   занимает формирование универсальных   учебных   действий   (УУД).  Качество   усвоения   знаний определяется именно многообразием и характером видов универсальных действий.   Когда человек   делает,   он   осваивает   что­то   новое   и   продвигается   по   пути   своего   развития.   Он расширяет   поле   своих   возможностей,   завязывает   отношения,   которые   развиваются   в результате   этой   деятельности.     Учебные   предметы   гуманитарного   цикла,   на   мой   взгляд, особенно   русский   язык     и     литература,   наиболее     благоприятны   для   формирования универсальных учебных действий. Вы, безусловно, давно уже это знаете, просто хочу коротко напомнить,  что  в широком значении термин   «УУД»   означает   умение   учиться,   т.е.   способность   субъекта   к   саморазвитию   и самосовершенствованию   путем   сознательного   и   активного   присвоения   нового   социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как   совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность   к  самостоятельному  усвоению   новых  знаний   и  умений,   включая  организацию этого процесса. Требования к результатам изучения любого предмета включают формирование всех видов  универсальных учебных действий: личностных. коммуникативных, познавательных и регулятивных.  На схеме они все представлены. Меня сегодня попросили поделиться опытом работы по  формированию УУД, поскольку наша школа одной из первых начала внедрять ФГОСы. По  программам ФГОС у нас учатся уже 5­8 классы. Уверена, что все вы делаете то же самое, просто не задумываясь о том, что на протяжении многих лет мы с вами эти УУД на своих уроках уже  формировали. Итак, начнём с регулятивных УУД. Для формирования этого типа УУД в своей работе использую следующие виды заданий: Поговорим о познавательных УУД и конкретных заданиях, которые я предлагаю своим ученикам. (по щелчку –задания появляются поочерёдно) К познавательным УУД относится  умения понимать информацию, представленную в  изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково­символичные средства для  решения различных учебных задач . На протяжении 20 лет своей педагогической деятельности я со своими учениками веду  грамматические тетради, куда записываются опорные конспекты в виде схем и таблиц –краткие  записи правил, изучаемых на уроках русского языка. Сначала (в 5 классе) все опорные конспекты  даются ребятам в готовом виде. Мы их переносим с доски или экрана в свои тетради, на последующих уроках обращаемся к ним. Затем схемы составляем совместно. И в 7 классе некоторые опорные  конспекты ученики составляют уже сами. Тетради проверяю раз в четверть (В 9­11 классах –раз в  полугодие) и ставлю оценку за ведение таких тетрадей (чтобы была мотивация и желание). Иногда на  проверочных работах или при выполнении грамматического задания на контрольных диктантах  разрешаю пользоваться этими тетрадями (достаточно редко). Сейчас хотим с десятиклассниками систематизировать этот материал, работаем над проектом  «Правила грамматики в схемах и таблицах». Хотим набрать все ОК на компьютере, распределить  их не по классам, а по разделам языкознания, чтобы было легче отыскать нужную тему и нужное  правило при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. В качестве примера привезла две таких тетради, а на экран выведу несколько опорных конспектов. На уроках литературы тоже часто использую схемы и таблицы, которые ребята составляют как  индивидуально, так и в группах, как на уроке, так и самостоятельно дома. Систематизация материала, его сжатие, умение оформлять в виде схем и таблиц, безусловно, пригодится ребятам не только на  уроках русского языка и литературы.  Например, создаём схемы системы персонажей того или иного произведения. Впервые подобную  схему мы составляли (учились составлять) с семиклассниками после изучения повести Н.В.  Гоголя  «Тарас Бульба». Последняя схема была составлена нами в начале этой недели после изучения  рассказа А.И. Куприна «Куст сирени». Выглядела она так: Составляют у меня восьмиклассники и таблицы. Например, «Сопоставительный анализ эпизодов  рассказа Л.Н. Толстого «После бала», «Сравнительная характеристика Швабрина и Гринёва» и др. К познавательным же УУД относится  ­ поиск и выделение необходимой информации; применение методов   информационного   поиска,   в   том   числе   с   помощью   компьютерных   средств.   Очень   часто ребята ищут информацию в Интернете, обобщают её, представляют в виде презентаций. Например, в 6 классе , изучая тему «Словари русского языка» у нас был урок­знакомство. Ребята , объединившись в   группы   по   3   человека,   представляли   презентации   об   известных   им   словарях:   толковом, орфографическом, словообразовательном.    орфоэпическом,   словаре   иностранных   слов,   этимологическом   и Ученики   8   класса   ищут   интересные   материалы   о   писателях   и   поэтах   и   на   уроках,   посвящённых изучению их творчества, представляют в виде презентаций.   В   6   классе   при   изучении   рассказа   «Чудесный   доктор»   ученица   готовила   презентацию   о   Н.И. Пирогове, поскольку считаю важным дать краткую справку о жизни и деятельности этого врача. Делали ребята и небольшую презентацию о деятельности детских благотворительных фондах на тех же уроках, посвящённых рассказу «Чудесный доктор». Такая  работа наверняка постоянно ведётся и вами, поэтому примеров приводить не буду. Ещё одним видом заданий  найти нужную информацию было следующее: И обычные задания из курса русского языка: *Найти   лишнее  (при   изучении   спряжений   глагола,   склонений   имён   существительных,   разрядов прилагательных и др.) * Составление словообразовательных цепочек *Вопросы   проблемного   характера.  (например,  Почему   в   приведенных   парах   слов   оба   случая написания   правильны?   Чем   они   отличаются? Стукнете   ­   стукните.   Вырастешь   ­   вырастишь.)­ *Редактирование   предложений   и   текстов,   максимально   насыщенных   однотипными   элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями); *  В журналах, газетах найти примеры статей, написанных в публицистическом стиле. По образцу написать мини­сочинение Познавательные УУД   предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно­популярной литературой и справочниками;   анализировать   языковые   единицы;   формулировать   выводы;   составлять   текст (сообщения, реферата, доклада). Уже с 5 класса учащиеся готовят сообщения, с 7 класса – доклады.          Цель личностных универсальных учебных действий – сформировать у учащихся:    внутреннюю  позицию школьника; личностную мотивацию учебной деятельности; ориентацию  на моральные нормы и их выполнение; Для формирования личностных универсальных учебных действий использую следующие задания: участие   в  проектах.   Учебных   проектов   создаётся   множество.   Как   правило,   они   краткосрочные, групповые   (группы   2­4   человека).   Например,   в   текущем   учебном   году   при   изучении   темы «Диалектные слова» мы с шестиклассниками вышли на проект «Язык земли родного края». Далее в проекте представлены группами (по темам) диалектные слова Гусёвки, а ребята класса  должны были их перевести на литературный(общеупотребительный)  язык. (презентацию скинула) Интересным получился проект по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Листок» . После изучения  стихотворения разбили текст на смысловые куски, учащимся было дано задание проиллюстрировать  каждый смысловой кусок. Затем мы создали мультфильм из этих рисунков и наложили музыку.  Посмотрите, что получилось (сбросила) При изучении творчества А.С. Пушкина учащимися 8 класса был осуществлён проект «Памятники  известному поэту». Был собран большой материал о памятниках Пушкину в России и за его  пределами. Для формирования личностных УУД использую различные творческие задания: как на уроках  русского языка, так и на литературе. Например, различные кроссворды: На уроках развития речи можно использовать творческие задания такого типа: Учащиеся 6 класса любят создавать иллюстрации к произведениям. Некоторые дети рисуют  иллюстрации к каждому заданному наизусть стихотворению. Подобных рисунков у меня большое  количество. Создаём мы с ребятами и рукописные книги с иллюстрациями: по пословицам и поговоркам,  детскому фольклору и пр. Часто задания к уроку выводятся на экран, создаю презентации к урокам. Все слайды с заданиями,  представленные в сегодняшнем выступлении, взяты из моих презентаций. Если кому нужно, могу  поделиться целыми презентациями, скинув их на электронную почту. Ещё одним из видов творческих заданий является работа с аудио­ и видеозаписями: просмотр,  обсуждение и выполнение заданий по художественным и мультипликационным фильмам. Очень  нравится моим ученикам радиопередача советских лет «Радионяня». Слушаем 3­5 минут этой  передачи, например, по теме «Приставки ПРЕ и ПРИ». Учащиеся по ходу записывают слова на  изучаемое правило, выделяют приставки и объясняют их написание. При изучении темы «Междометие» в 7 классе просматриваем отрывок мультфильма «Ох и Ах»,  называем, какие междометия в нём встречаются и указываем, какие чувства могут выражаться с их  помощью. Следующий, последний, вид УУД –коммуникативные. К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся: ­ вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; ­   задавать   вопросы,   слушать   и   отвечать   на   вопросы   других,   формулировать   собственные   мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; ­ строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно­познавательных задач. ­  планировать  учебное  сотрудничество  с   учителем  и   сверстниками  –  определение   цели,   функций участников, способов взаимодействия; ­ уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; ­   формировать   умение   объяснять   свой   выбор,   строить   фразы,   отвечать   на   поставленный   вопрос, аргументировать; ­ формировать вербальные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); ­ формировать невербальные способы коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); ­ формировать умение работать в парах и малых группах. На своих уроках часто использую парную и групповую работу. Составляем группой кроссворды,  создаём схемы, заполняем таблицы, отбираем необходимый материал. Например, при изучении литературной сказки учащимся было предложено в группах сравнить  фольклорную и литературную сказку. Результат работы представили в совместной схеме: Чем похожа сказка пушкинская сказка на фольклорную? –ребята в группах искали ответ на этот  вопрос и подтверждали примерами из текста. На уроках совершаем путешествие по Грамматике, провожу урок­игру по мифологии и другим  темам, викторины по творчеству того или  иного писателя и другие нестандартные уроки. Часто на уроках используем словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценки выписываются на доске. Составляем  связные   рассказы   на   заданную   тему.  Например:   «Ура Инфинитиву»,  «Служебные части речи»,  «Стили речи» и др. Учащиеся самостоятельно выбирают материал, составляют связный рассказ. Нравятся моим ученикам и творческие пересказы на уроках литературы (пересказы от лица персонажей произведения). Например: Такие задания способствуют развитию у учащихся самостоятельности мышления, оценок явлений, событий, умения работать с литературой и выбирать главное. Выполняют учащиеся в группах и домашние задания –презентации к урокам литературы. Например, семиклассники в прошлом году в рамках урока литературы по теме «Песни на стихи русских поэтов ХХ века выполнили следующие презентации»: Часто   (особенно   в   8   классе)   делаем  комплексный   анализ   текста.  Мною   накоплен   большой дидактический материал по стилистике и лингвистическому анализу текста. В своей работе использую различные книги издательства «Экзамен». Вот некоторые из них: Овладение УУД ведёт к формированию  самостоятельности, успешному  владению умениями, освоению   новых   знаний.   Если   на   уроках   русского   языка   созданы  условия   для   успешного формирования всех видов УУД, то у учащихся отмечается:        высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции; повышение интереса к русскому языку и литературе; прочное и неформальное усвоение знаний; повышение результативности обучения; умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации; умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров; активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих  конкурсах.

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Лекция "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018