Переписка в чатах. Советы психолога. Практикум для директора
В статье – правила бесконфликтного общения в мессенджерах и памятка. Советы юриста помогут понять, какой формат общения выбрать, чтобы избежать конфликтов между родителями и учителями, обращений в суд.
Чтобы общение в чатах было бесконфликтным, смотрите рекомендации психолога и юриста. Предложите учителям раздать родителям и ученикам памятку с правилами поведения в чатах. Повесьте памятку на стенде и на сайте школы. Так вы снизите риск судебных разбирательств.
Переписка в чатах. Практикум для директора
Как бесконфликтно общаться с родителями в мессенджерах и соцсетях. Советы
психолога
В статье – правила бесконфликтного общения в мессенджерах и памятка. Советы
юриста помогут понять, какой формат общения выбрать, чтобы избежать конфликтов между
родителями и учителями, обращений в суд.
Чтобы общение в чатах было бесконфликтным, смотрите рекомендации психолога
и юриста. Предложите учителям раздать родителям и ученикам памятку с правилами
поведения в чатах. Повесьте памятку на стенде и на сайте школы. Так вы снизите риск
судебных разбирательств.
К сведению:
500 тысяч рублей заплатит школа за публичное оскорбление родителей или
учеников в соцсетях (ст. 5.61 КоАП)
Семь правил общения в чатах
Общаться с родителями в мессенджерах можно двумя способами: организовать чат,
то есть включить в него сразу много участников, либо общаться индивидуально. Cоблюдайте
общие правила переписки.
Пример. Каковы плюсы и минусы рабочей переписки в мессенджерах
Оперативность, отсутствие платы за каждое сообщение – причины, почему
директора пользуются мессенджерами в работе.
Вы можете отреагировать
моментально либо отложить ответ, увидеть, прочел ли сообщение адресат. Однако для
переписки нужны смартфоны и доступ в интернет. Вам могут написать в любое
нерабочее время. Собеседники могут использовать общение в мессенджерах, чтобы
нарушить личные границы, установить дружеские контакты вместо формальных.
Нужно следить, чтобы этого не допускать.
Пишите по теме
Всегда указывайте тему переписки. Четко и лаконично формулируйте мысль, прежде
чем отправить сообщение. Когда обсуждаете важные вопросы в общих чатах, следите, чтобы
сообщения участников не отклонялись от темы. Мягко, но настойчиво возвращайте
участников к поставленным задачам. Это поможет оперативно решить рабочие вопросы
и сэкономить время.Соблюдайте деловой стиль общения
Будьте вежливы и тактичны, не нарушайте этические нормы. Помните, что родители
или учителя могут использовать переписку в суде, чтобы доказать факт оскорбления в свой
адрес. Суд оценивает формат сообщения субъективно. Поэтому оскорблением могут
посчитать не только нецензурные выражения, но и ваше субъективное мнение о родителях или
педагогах, даже если вы выразили его вежливо. На основании переписки в социальных сетях
суд может наложить на директора как должностное лицо за публичное оскорбление штраф
до 50 тыс. руб. (ст. 5.61 КоАП).
Предотвращайте конфликты
Общайтесь одинаково уважительно со всеми. Держите нейтралитет: не вступайте
в спор и не занимайте чьюлибо сторону в общем чате. Сохраняйте дистанцию: не допускайте
неконструктивной критики и не переходите на «ты». Если назревает конфликт, призывайте
участников беседы не смешивать личное и деловое общение. При необходимости приглашайте
на личную беседу. Когда отвечаете, обращайтесь лично к автору сообщения, расставьте
смысловые и эмоциональные акценты: «Доброе утро, Наталья! Не волнуйтесь, справку можете
забрать сегодня после 18:30 у секретаря».
Пример. Как общаться в чатах, чтобы сэкономить время и избежать
конфликтов
Директор участвует в группе управляющего совета в мессенджере. В чат
он выкладывает вопросы, которые надо обсудить или распространить, например,
о мероприятиях или графике работы в праздничные дни. Если назревает конфликт,
просит прекратить обсуждение темы, поступка ребенка, родителя, педагога. В личных
переписках решает индивидуальные просьбы. На личную встречу приглашает для
обсуждения личных ситуаций и вопросов, которые могут негативно повлиять
на репутацию школы.
Следите за оформлением
Соблюдайте правила орфографии и пунктуации. Не пишите предложения заглавными
буквами. Предложения, которые состоят только из заглавных букв, читатели подсознательно
воспримут как крик. Составляйте текст кратко и емко, чтобы его было удобно прочитать,
например: «Уважаемые родители! Напоминаю вам, что родительское собрание состоится 28
августа в 19:00 в актовом зале». Избегайте слишком коротких и слишком длинных
предложений.Определите время общения
Четко установите, сколько времени вы готовы потратить на общение в мессенджерах
и в какой период дня. Не нужно мгновенно реагировать на сообщения. Расставляйте
приоритеты и следите за тем, чтобы соблюдать график. Установите правило для собеседников
писать сообщения не раньше 7:00 и не позже 21:00.
Следите за тем, чтобы не опубликовать персональные данные
Договоритесь с учителями и родителями, что личную информацию, например,
фотографии, они будут размещать в общем чате только с разрешения тех, кто присутствует
на фото или их законных представителей. Иначе есть риск нарушить закон от 27.07.2006
№ 152ФЗ «О персональных данных».
Не принимайте важных решений в момент переписки
Помните: важные решения должны быть обдуманными и взвешенными, а не на эмоциях.
Нередко такие важные решения лучше принимать по результатам устной беседы
Памятка для родителей и учеников – см. Приложение.