Главное в статье "Как оказывать услуги по госзаданию..."
1) Потребителями государственных, муниципальных услуг могут быть обучающиеся и родители. Дети — потребителями образовательных услуг, родители — консультационных и иных.
2) Учреждения обязаны информировать потребителей об услугах, которые они оказывают. Порядок информирования установлен в госзадании.
Как оказывать услуги по госзаданию, чтобы учредитель не
сократил финансирование
Главное в статье
1. Потребителями государственных, муниципальных услуг могут
Дети — потребителями
быть обучающиеся и родители.
образовательных услуг, родители — консультационных и иных.
2. Учреждения обязаны информировать потребителей об услугах,
которые они оказывают. Порядок информирования установлен
в госзадании.
Бюджетные и автономные образовательные учреждения оказывают
государственные или муниципальные услуги на основании государственного,
муниципального задания. Казенные образовательные учреждения работают
по заданию, если такое решение принял главный распорядитель бюджетных
средств.
На основе задания учредитель финансирует подведомственные
бюджетные и автономные учреждения. Показатели госзадания для казенных
учреждений распорядитель использует, чтобы составить бюджетную смету.
На выполнение госзадания учредитель выделяет субсидии. Казенным
учреждениям доводят лимиты бюджетных обязательств.
Кто формирует госзадание
Госзадание формирует учредитель.
Порядок формирования
утверждают:
Правительство РФ — для федеральных учреждений;
высший исполнительный орган власти субъекта РФ — для
государственных учреждений; орган местного самоуправления — для муниципальных
учреждений.
Внимание!
Если бюджет утвержден на очередной финансовый год, учредитель
формирует госзадание на срок до одного года; если на очередной
финансовый год и плановый период — на срок до трех лет
В региональных документах органы власти предусматривают:
1) правила, по которым учредитель формирует, изменяет, утверждает
госзадание и отчет о его выполнении;
2) правила, по которым учредитель определяет объем финансового
обеспечения задания, в том числе:
правила расчета нормативных затрат на государственные или
муниципальные услуги и размеры затрат;
правила и сроки расчета объема субсидии;
случаи, когда учреждение должно вернуть субсидию;
3) правила,
по которым учредитель будет контролировать,
выполнило ли учреждение показатели госзадания.
В какой форме
Форма государственного задания для федеральных учреждений (ф.
0506001) утверждена постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.
Формы заданий для государственных и муниципальных учреждений
утверждают органы власти субъектов РФ и муниципальных образований.
В госзадании орган власти устанавливает:
перечень потребителей государственных или муниципальных
услуг; показатели качества и объема услуг или работ;
предельные цены или тарифы на оплату услуг потребителями,
если учреждение оказывает госуслугу за плату;
порядок, в котором учреждение должно оказывать услуги;
порядок контроля выполнения задания;
условия и порядок досрочного прекращения задания;
требования к отчетности.
Кто составляет перечень услуг
По госзаданию
на услуги
из ведомственного перечня услуг и работ, которые по уставу учреждения
деньги
учредитель
выделяет
относятся к основным видам деятельности. Ведомственные перечни
формируют органы власти на основе базового (отраслевого) перечня работ
и услуг в сфере образования.
Базовый (отраслевой) перечень формирует Минобрнауки России.
Ознакомиться с ним можно на сайте bus.gov.ru и в системе «Электронный
бюджет» (budget.gov.ru).
Ведомственный перечень федеральных услуг и работ учредитель
утв. постановлением Правительства РФ
составляет по Правилам,
государственных
от 26.02.2014 № 151.
и муниципальных услуг и работ — в порядке, установленном соответственно
Ведомственные перечни
высшим исполнительным органом власти субъекта РФ и местной
При формировании перечней органы власти
администрацией.
руководствуются Общими требованиями, утв. постановлением Правительства
РФ от 26.02.2014 № 151.
Помимо образовательных услуг в ведомственные перечни входят:
услуги по содержанию детей и их проживанию;
медицинская помощь, лечебнооздоровительные мероприятия; психологомедикопедагогическая помощь и коррекционная
работа;
проведение мероприятий культурномассовой, физкультурно
оздоровительной и спортивномассовой направленности;
организация отдыха и оздоровления;
научноисследовательские
работы,
экспериментальные
разработки и другие услуги и работы, не являющиеся реализацией
образовательной программы.
Кто может быть потребителем услуг
Внимание!
При подготовке устава или изменений к нему включите в перечень
основных видов деятельности те услуги и работы из перечня, которые
учредитель может или планирует профинансировать из бюджета
Потребителями государственной или муниципальной услуги могут быть
как обучающиеся, так и их родители. Школьники и воспитанники будут
потребителями образовательных услуг, то есть услуг по реализации
образовательной программы. Родители — потребителями иных услуг, в том
числе консультационных, когда образовательная организация оказывает
помощь в воспитании детей,
и психического здоровья,
охране и укреплении их физического
развитии индивидуальных способностей
и коррекции нарушений развития.
Учредитель в государственном или муниципальном задании должен
указывать потребителя так, как это определено в ведомственном перечне
услуг.
ПРИМЕР. В Перми действует ведомственный перечень услуг
и работ, утв. распоряжением департамента образования от 31.01.2013
№ СЭД08012618.
В качестве потребителей услуги «реализацияобразовательной программы дошкольного образования» в нем указаны
физические лица в возрасте до 8 лет. При этом потребители одинаковы
для разных по содержанию услуг:
обучение детей в возрасте от 1 года до 3 лет;
обучение детей в возрасте от 3 до 8 лет.
Что учитывают в показателях качества и объема услуг
Показатели качества и объема услуг в госзадание включают с учетом:
порядка формирования задания;
ведомственного перечня услуг;
стандартов качества и перечней показателей качества услуг
и работ, которые утверждает учредитель;
методики, по которой орган власти определяет значения
показателей качества и объема.
Внимание!
Школы и детские сады не имеют права отказаться выполнять
госзадание
Так, Минобрнауки России включает в государственное задание для
подведомственных учреждений показатели качества и объема по Методике,
утв. распоряжением от 18.08.2015 № Р129.
Орган власти учитывает также предложения учреждения по качеству
и объему оказываемых услуг. Потребности учреждения оцениваются:
по прогнозируемой динамике количества потребителей услуг
и работ;
уровню удовлетворенности потребителей имеющимся объемом
и качеством услуг;
результатам работ, которые показало учреждение в предыдущем
финансовом году; показателям выполнения задания в предыдущем финансовом
году.
Государственное или муниципальное задание может предусматривать
возможное отклонение от установленных показателей качества или объема
работы, в пределах которых задание будет считаться выполненным. Как
правило, такое отклонение составляет до 10%. Это значение для бюджетных
и автономных учреждений устанавливает учредитель, а для казенных —
главный распорядитель бюджетных средств.
Как определяют цену услуги
Цены (тарифы) на государственные или муниципальные услуги
в госзадании указывают в том случае, когда оплату услуги устанавливает
законодательство.
Информацию о том, оказывается услуга бесплатно или за плату,
и нормативное обоснование платных услуг содержит ведомственный перечень
услуг.
Как устанавливают порядок оказания услуги
Внимание! 10 процентов — возможное отклонение
от установленных показателей качества или объема работы,
предусмотренных госзаданием
Чтобы установить, в каком порядке учреждение должно оказывать
услуги, в госзадании указывают:
нормативный правовой акт, который регламентирует порядок
оказания услуги;
порядок,
в котором учреждение должно информировать
потребителей об услугах.К нормативным правовым актам в сфере образования относят нормы
федерального законодательства, нормы субъекта РФ и муниципального
образования.
ПРИМЕР. Приведем перечень правовых актов, которые регулируют
оказание услуги по реализации основных общеобразовательных программ
начального, основного и среднего общего образования.
В него войдут:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ;
Порядок организации и осуществления образовательной
общеобразовательным
по основным
деятельности
программам, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013
№ 1015;
Порядок приема граждан на обучение,
утв. приказом
Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32;
ФГОС начального общего образования,
утв. приказом
Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
ФГОС основного общего образования,
утв. приказом
Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
ФГОС среднего общего образования,
утв. приказом
Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
Порядок организации и осуществления дополнительной
образовательной деятельности, утв. приказом Минобрнауки
России от 29.08.2013 № 1008;
СанПиН школы;
нормативный акт учредителя по приему заявлений,
постановке на учет и зачислению детей в подведомственные
образовательные учреждения;
стандарт качества услуги, который утвержден учредителем.Образовательное учреждение обязано оказывать услуги в порядке,
и с соблюдением перечисленных в нем
установленном госзаданием,
нормативных правовых актов.
Внимание! Чеклист
На титульном листе госзадания указывают сведения из устава:
наименование учреждения или его обособленного структурного
подразделения;
виды деятельности учреждения или структурного подразделения
Чтобы установить в госзадании порядок, в котором учреждение должно
информировать потребителей государственной или муниципальной услуги,
учредитель указывает:
способ информирования;
состав информации, которая должна быть предоставлена
потребителям;
частоту обновления информации.
Для информирования потребителей об услугах, которые оказывает
информацию размещают на его официальном сайте
учреждение,
и на сайте bus.gov.ru. Дополнительно учредитель может предусмотреть,
например,
публикацию информации в СМИ или размещение
ее на информационных стендах.
Состав информации, которая должна быть предоставлена потребителям
приводят списком или ссылаются на нормы постановления
услуг,
Правительства РФ от 10.07.2013 № 582.
Чтобы установить частоту обновления информации, указывают: периодичность обновления (например, ежегодно, один раз
в полугодие, ежемесячно, по мере появления новых документов и
т. п.);
ссылку на законодательную норму (например, п. 6 Правил,
утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582).
Кто контролирует выполнение задания
Выполнение задания бюджетными и автономными учреждениями
контролирует учредитель. Казенные учреждения контролирует главный
распорядитель средств федерального бюджета, в ведении которого они
находятся. Также контролировать, как учреждения выполняют госзадание,
может Казначейство России, его территориальный орган.
Учредитель проверяет выполнение госзадания в той форме и с той
периодичностью, которая указана в задании и нормативном акте о порядке его
формирования. Периодичность контроля может быть ежегодной, один раз
в полугодие, ежеквартальной, по мере необходимости.
Органы власти в ходе контроля проверяют, в полном ли объеме
и качественно ли учреждение оказывает услуги,
которые вынесены
в госзадание. Если учреждение нарушает условия задания, органы власти
могут сократить объем субсидии на его выполнение, а руководителя
оштрафовать на сумму до 30 тысяч рублей. Правила и сроки возврата
субсидии при отсутствии выполнения показателей учредитель включает
в порядок формирования госзадания.
Можно ли досрочно прекратить задание
Случаи и порядок досрочного прекращения задания определяет
учредитель или главный распорядитель бюджетных средств. Например,государственное или муниципальное задание может быть прекращено
досрочно, если:
услуга исключена из ведомственного перечня услуг;
лицензия образовательной организации аннулирована или
ее действие приостановлено;
учреждение ликвидировано или реорганизовано;
в других случаях,
когда оказать государственную или
муниципальную услугу невозможно.
Как отчитаться о выполнении задания
Внимание! Чеклист
Формы контроля выполнения госзадания:
плановая проверка;
внеплановая проверка;
отчет о выполнении задания
Чтобы отчитаться по госзаданию перед учредителем или главным
распорядителем бюджетных средств, учреждения готовят отчет.
Форма
учреждений
утверждена постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640. Форму
федеральных
для
отчета
отчета региональных и муниципальных учреждений определяют органы власти
в порядке формирования задания.
Учреждения сдают отчет в срок, который определен в госзадании
и правилах отчетности, установленных органом власти.
ПРИМЕР. В Суворовском районе Тульской области учреждения
сдают предварительный отчет в декабре.
Окончательный отчет — до 1 февраля следующего года.Федеральные учреждения сдают годовой отчет не позднее 1 марта
следующего финансового года.
Как определяют нормативные затраты на выполнение задания
Нормативные затраты на выполнение задания и методику
их расчета утверждает учредитель. Затраты определяют в единицах
измерения, которые указаны в ведомственном перечне услуг. Если объем
услуг по реализации образовательной программы указан в количестве
человек, нормативные затраты учредитель также рассчитывает
на человека. Если в детоднях, то и нормативные затраты утверждают
в детоднях.
Учредители могут установить нормативные
затраты
на муниципальное задание отдельно на образование, присмотр и уход,
содержание имущества. Возможны любые комбинации.
Финансирование школ и детских садов подушевое, его размер
учредитель определяет исходя из объемов услуг, которые предоставляет
образовательная организация. Например, если она оказывает услуги
по реализации основной образовательной программы дошкольного
образования для детей в возрасте от трех до восьми лет,
то нормативные затраты, установленные для данной услуги, умножают
на количество таких детей.
Нормативные затраты на образование, которое дети получают
в сельских образовательных учреждениях, малокомплектных школах
и детских садах, а также в загранучреждениях МИД России, учредитель
рассчитывает вне зависимости от количества обучающихся.