«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ КУРАТОРА СО СТУДЕНТАМИ ИЛИ
КУРАТОР ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА»
Говоря о таком понятии, как «общение куратора и студентов», необходимо отметить,
что диагностика и целенаправленное повышения психологической культуры студентов –
это одно из направлений работы психологической службы.
Определенный уровень психологической культуры необходим каждому студенту
независимо от того, какой жизненный путь и какую профессиональную сферу деятельности
он изберет. Низкий уровень психологической культуры студентоввыпускников, согласно
официальным данным научных исследований, приводит к ряду проблем, связанных с
личным неблагополучием, профессиональным самоопределением и социальной адаптацией
в будущем.
В рамках общепрофессиональных дисциплин Ульяновского Музыкально
педагогического колледжа № 2: «Психология», «Психология общения», «Технология
профессионального развития» формируются основные представления, побуждающие к
размышлениям, способствующие познанию внутреннего мира, выбору жизненного пути,
созданию благоприятной Яконцепции. Так, с целью выявления ценностных ориентаций и
идеалов в отношении к куратору как субъекту образовательной среды в колледже было
проведено исследование.
В качестве объекта исследования послужили респонденты 1, 2 курсов. Так, выборка
составила 36 человек. Количественный состав отдельно взятого курса составлял 18
человек, взятый за основу как 100%.
В данный опросник была включена методика «Идеальный человек».
Репрезентативность данной методики заключалась в том, что она послужила индикатором
ценностных представлений о том, каким должен быть образ куратора в колледже, каким
личностным критериям он должен соответствовать с точки зрения студента с учетом норм
оценки действительности с позиции взрослого человека.
Результаты исследования (сравнительный анализ) 1 и 2 курсов.
На 1 курсе положительная мотивация была выявлена у 15 / 83% . Отрицательная
мотивация выявлена лишь у 3 / 17%.
На 2 курсе положительная
мотивация была выявлена у 17 / 94%. Отрицательная
мотивация выявлена только у 1 / 6%
По количеству времени можно судить о степени включенности в образовательный
процесс и подготовленности будущих выпускников.
На 1 курсе 7 / 39% затрачивают от 2 до 5 часов на подготовку к занятиям и специальным
дисциплинам. От 1 до 2 часов затрачивают 3 / 17%. От 30 минут до 1 часа затрачивают 8 /
44%. Временной показатель явно свидетельствует о факте недостаточной подготовки к
занятиям у 11/ 61%.
На 2 курсе максимальное количество времени 45 часов требуется для подготовки 3 /
17%. От 2 до 5 часов необходимо для 8 / 44%. В суммарном объеме это составляет 11 /
61%. 1,52 часа необходимо для 4 / 22%. 1 час подготовки необходим лишь для 2 / 11%. Не
осуществляет подготовку 1/ 6%. На эти данные также надо обратить внимание.
Проведен сравнительный анализ позитивных представлений студентов о кураторе
в качестве ценностных ориентаций и идеалов.
1А выделяет качества: добрая, понимающая, целеустремленная, заботливая,
проявляющая готовность помочь и поддержать;
1Б подчеркивает такие качества: добрая, понимающая;
2А характеризует куратора так: добрая, ответственная, спокойная;
2Б оценивает куратора так: общительная, спокойная.Перед нами картина представлений об идеальном образе. Какие качества
идеального образа куратора кажутся наиболее привлекательными студентам?
Для 1А: ответственный, понимающий, вежливый, добрый;
Для 1Б: понимающая, добрая;
Для 2А: понимающая, добрая, ответственная, спокойная;
Для 2Б: спокойная.
В средних специальных учебных заведениях все более широкое применение получает
система оценки, декларирующая в качестве объективного показателя именно оценку
деятельности куратора, представленная в рамках анкеты «Преподавателькуратор
глазами студента».
Вопросы выявляют отношение студентов к куратору по 3 параметрам:
Гностический компонент выявляет уровень компетентности куратора как специалиста с
точки зрения студента. Если данный куратор не является на данный момент ведущим
преподавателем какоголибо предмета у студентов, оценивается его методическая
функция в рамках проведения внутригрупповых мероприятий.
Эмоциональный компонент определяет степень симпатии студента к куратору.
Поведенческий компонент показывает, как складывается реальное взаимодействие
куратора и студента.
Рассматривались данные по каждому отдельно взятому курсу.
На 1 курсе гностический компонент имел следующую выраженность:
У 2 / 11% он был выражен нейтрально, у 6 / 33% отмечен на оптимальном уровне, у
7 / 39% на высоком уровне, у 3 / 17% на очень высоком уровне.
На 2 курсе гностический компонент имел следующую выраженность:
У 1 / 6% он был выражен нейтрально, у 1 / 6% отмечен на оптимальном уровне, у
9 / 50% на высоком уровне и у 7 / 38% на очень высоком уровне.
На 1 курсе эмоциональный компонент имел следующую выраженность:
У 1 / 6% он был выражен нейтрально, у 4 / 22% отмечен на оптимальном уровне, у
8 / 44% на высоком уровне, у 5 / 28% на очень высоком уровне.
На 2 курсе эмоциональный компонент имел следующую выраженность:
У 2 / 11 % он был выражен нейтрально, у 3 / 17% отмечен на оптимальном уровне, у
4 / 22 % на высоком уровне и у 9 / 50% на очень высоком уровне.
На 1 курсе поведенческий компонент имел следующую выраженность:
Нейтральной отметки не зафиксировано, это благоприятный фактор, у 3 / 17% он
отмечен на оптимальном уровне, у 12 / 66% на высоком уровне, у 3 / 17% на очень
высоком уровне.
На 2 курсе поведенческий компонент имел следующую выраженность:
Нейтральной отметки также не зафиксировано, это благоприятный фактор, у 2 / 11%
отмечен на оптимальном уровне, у
11 / 61 % на высоком уровне и у 5 / 28% на очень высоком уровне.
Выводы:
1 Численная выраженность каждого компонента фиксируется на отметке «высокий» и
«очень высокий». Меньшее числовое выражение составляют показатели
компонентов, зафиксированные на нейтральном и оптимальносреднем уровне.
Показатель имеющегося уровня отношения к куратору, суммированный по
вышеперечисленным компонентам, имеет следующее численное выражение:
На 1 курсе 1 / 6% нейтральный уровень, 11 / 6% оптимальный уровень, 6 / 33 –
высокий уровень.
На 2 курсе 1 / 6% нейтральный уровень, 5 / 28% оптимальный уровень, 12 / 66 –
высокий уровень.2 Полученные оценки должны соответствовать важнейшим функциям деятельности
куратора: гностической (знание предмета), методической и воспитательной. Данное
исследование, как показывают результаты, позволяет сравнить показатели
отношения к куратору, выраженные в числовом измерении, тщательно отследить
уровневые показатели отношений между куратором и студентами и определить
ведущую направленность показателя на том или ином курсе.