Чтобы выявить характерные черты личностно-ориентированного классного часа, особенности его подготовки и проведения, следует сначала выяснить, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
Её авторы Н.Е.
Двадцать пять лет назад вышла в свет
«Классный час и его
замечательная брошюра
организация».
Щуркова и Н.С.
Финданцевич фактически впервые попытались дать
научно обоснованную характеристику классного часа как
формы воспитательной работы. Их удачная попытка
разработать теоретикометодические основы содержания
и организации классного часа помогла многим классным
руководителям целенаправленно
эффективно
педагогическом
использовать
взаимодействии со своими воспитанниками.
К
сожалению, эта брошюра оказалась не только первой, но
и последней фундаментальной разработкой проблем
классного часа. В последующих публикациях о нём
говорилось лишь попутно и недостаточно обстоятельно:
чаще всего ограничивались кратким его описанием при
перечислении форм воспитательной деятельности или
представлением сценарных разработок его проведения.
форму
и
эту
в
Личностноориентированный классный час:
особенности
содержания и организации
В настоящий период радикального преобразования
воспитательной практики очевидна необходимость
продолжения разговора о классном часе. В нынешней
ситуации развития российского образования к нему
относятся поразному: в одних учебных заведениях
проведение классных часов отменили, несправедливо
отнеся к застойноавторитарным формам воспитательной
работы, а в других, наоборот, решили проводить
ежедневно, отводя первый урок каждого учебного дня для
общения классного руководителя со своим классом. С
сожалением приходится констатировать, что ни тот ни
другой вариант отношения к классному часу не является
педагогически целесообразным.
В первом случае
педагоги просто потеряли специально отводимое время
для общения со своими воспитанниками, а во втором –
это время оказалось чрезмерно большим,
чтобы
использовать его строго по назначению, и учителя стали
проводить вместо часов общения дополнительные
учебные занятия.
Разумеется, учителей волнует сегодня не только и
даже не столько периодичность проведения классных
часов, сколько содержание и способы их организации.
Большинство педагогов полагает, что стратегическимсовершенствования
направлением
этой формы
воспитательной работы является повышение роли
классного часа в развитии личности ребёнка,
формировании его неповторимой индивидуальности.
Рождается новый тип классного часа – личностно
ориентированный. Именно о нём и пойдёт речь.
I. Характерные черты личностноориентированного
классного часа
Чтобы выявить характерные черты личностно
ориентированного классного часа, особенности его
подготовки и проведения, следует сначала выяснить, что
в педагогической науке и практике понимается под такой
формой воспитательной работы, как классный час. С
этой целью мы обратились к публикациям известных
ученых и выписали из них определения этого понятия. В
результате получилась вот такая палитра представлений
о классном часе.
1. «Классный час. Это одна из наиболее распространенных форм
2.
«Классный час можно назвать
организации фронтальной воспитательной работы» (Н.И. Болдырев).
специально
организованной ценностно-ориентационной деятельностью,
способствующей формированию у школьников системы
отношений к окружающему миру» (Н.Е. Щуркова, Н.С.
Финданцевич).
3. «Классный час – это время для общения классного
руководителя со своим коллективом, когда он использует
разнообразные приемы, средства и способы организации
взаимодействия» (Е.В. Титова).
4.
«Классный час.
В нашем понимании это не какаято
определённая форма работы, а час классного руководителя, та самая
«клеточка» воспитательного процесса,
которая позволяет
школьному педагогу найти время общения с воспитанниками,
открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к
определённым ценностям,
позволяет сделать воспитательное
воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс
воспитания – не хаотичным и случайным, а управляемым и
целенаправленным» (Л.И. Маленкова).
5. «Классный час есть форма прямого общения воспитателя своими
воспитанниками» (В.П. Созонов).
6. «Час классного руководителя – это форма воспитательной
работы, при которой школьники под руководством педагога включаются
в специально организованную деятельность,
способствующуюформированию у них системы отношений к окружающему миру»
(Л.В. Байбородова).
К перечню определений ученых можно добавить еще одно –
обобщенный вариант суждений педагоговпрактиков об этой форме
воспитательной работы. Большинство из них под классным часом
понимает специально отведенное время классному руководителю для
проведения воспитательной работы с учащимися класса.
Исходя из названия и других определений классного
часа, мы постарались выделить его характерные черты. К
ним целесообразно отнести следующие:
вопервых, это форма внеурочной воспитательной
деятельности, и в отличие от урока ему не должны
быть присущи академизм и поучающий тип
педагогического взаимодействия;
вовторых, это форма организации фронтальной
(массовой) воспитательной работы с детьми, но
важно помнить и то, что при подготовке и
проведении классного часа возможно использование
и
форм
воспитательной деятельности;
и индивидуальных
групповых,
втретьих, это гибкая по своему составу и структуре форма
воспитательного взаимодействия, однако это не означает,
что все педагогические контакты классного руководителя с
коллективом учащихся класса можно считать классными
часами. Например, даже собрание классного коллектива,
очень схожее по ряду параметров с классным часом, не
является тождественной формой воспитательной работы, так
как имеет не только общие, но и отличительные черты;
вчетвертых, это форма общения классного руководителя и
воспитанников,
приоритетную роль в организации которой
играет педагог. Не случайно такие ученые, как Л.В.
Байбородова, М.И. Рожков, В.П. Созонов, называют эту
форму воспитательной работы часом классного руководителя.
Перечисленные сущностные характеристики стали для нас
основой при разработке своего варианта определения понятия
«классный час». Итак, мы полагаем, что классный час – это гибкая
по составу и структуре форма фронтальной воспитательной
работы, представляющая собой специально организуемое во
внеурочное время общение классного руководителя с учащимися
класса с целью содействия формированию классного коллектива и
развитию его членов.
Опыт успешно работающих классных руководителей
свидетельствует о большом педагогическом потенциалеэтой формы воспитательной работы.
В процессе
деятельности по подготовке и проведению классных
часов возможно решение следующих педагогических
задач:
1) обогащение сознания учащихся знаниями о природе,
обществе, технике, человеке;
2) формирование у детей умений и навыков мыслительной и
практической деятельности;
3) развитие эмоциональночувственной сферы и ценностно
смыслового ядра личности ребёнка;
4) содействие становлению и проявлению субъектности и
творческих
учащегося,
индивидуальности
способностей;
его
5) формирование классного коллектива как благоприятной
среды развития и жизнедеятельности школьников.
Разумеется, что решение всех перечисленных задач
следует связывать не с какимто отдельным часом
общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже
блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и
детально разработанной системой их организации, где
каждому классному часу отводятся определённое место и
роль.
Какое же место в этой системе должен занять личностно
ориентированный классный час? В чём заключается его основное
предназначение? Получение ответа на эти вопросы позволяет более
уверенно и осознанно осуществлять выбор цели, содержания и
способов организации личностноориентированного классного часа.
Мы полагаем, что главное его предназначение связано с решением
четвёртой задачи, то есть с содействием становлению и проявлению
субъектности и индивидуальности учащихся,
развитием их
творческих способностей. Конечно, деятельность по подготовке и
проведению такого классного часа может быть направлена на
достижение и других целевых ориентиров, но не вместо, а наряду с
решением
задачидоминанты по развитию субъектности,
индивидуальности и креативности ребёнка.
Чтобы реализовать это предназначение, надо внести
изменения в целевой, содержательный, организационно
деятельностный и оценочный компоненты классного
часа. В ходе опытноэкспериментальной работы мы
попытались выявить отличительные черты личностно
ориентированного классного часа. Они представляются
очевидными, если сравнить данный вид классного часа с
традиционным (см. табл.).Сравнительная характеристика традиционного и личностно
ориентированного классного часа
Основные
компоненты
классного часа
Целевой
Традиционный
классный час
Личностно
ориентированный
классный час
Направленность на усвоение
учащимися принятых в
обществе ценностей, норм
отношений и образцов
поведения,
на
формирование в личности
ребенка
социально
типичного
т.е.
Содержательный Содержание классного часа
социально
составляет
одобряемый
опыт
построения деятельности,
общения и отношений. Оно
регламентируется
нормативнопрограммными
документами.
Субъектом
определения темы и
содержания классного часа
является педагог, и лишь в
редких случаях субъектную
роль выполняют члены
ученического
самоуправления
Главным и часто
единственным
организатором
совместной
деятельности
и
общения выступает
классный
руководитель.
Взаимодействие
участников классного
часа строится на
основе
монолога,
Организационно
деятельностный
Целевые установки связаны,
прежде всего, с развитием
индивидуальности
и
ребёнка,
субъектности
проектированием
и
становлением уникального
образа
его
жизнедеятельности
Содержание классного часа
является
личностно
значимым. Оно включает
материал, необходимый для
самостроительства,
самореализации
и
самоутверждения личности
В определении
ребёнка.
темы и
содержания
классного часа наряду с
педагогом
субъектными
полномочиями обладает
большинство учащихся
Учащиеся являются
полноправными
организаторами
классного
часа,
происходящей на нём
совместной
деятельности. Акцент
делается на активном
и заинтересованном
участии
каждого
ребёнка,
его
актуализациии
фронтальных
форм
групповых
работы,
субъектно-
объектных отношений
между педагогом и
другими
членами
классного
сообщества.
Совместная
как
деятельность,
жестко
правило,
регламентируется и
осуществляется
в
строгом соответствии
с
разработанным
учителем
планом
классного часа
При анализе и оценке
эффективности
классного
часа
внимание обращается
на объём, новизну и
духовную ценность
передаваемой детям
информации,
культуру
и
оригинальность ее
изложения, качество
её
усвоения
учащимися
жизненного опыта,
проявлении
и
развитии
его
индивидуальности.
Педагог заботится о
создании для детей и
взрослых ситуаций
выбора и успеха.
Преобладают субъект-
субъектные
отношения,
диалоговые
и
полилоговые формы
общения
В качестве критериев
оценки результативности
классного часа выступают
проявление и обогащение
жизненного опыта ребёнка,
индивидуальноличностное
значение
усваиваемой
информации, влияние на
развитие индивидуальности
и творческих способностей
учащихся, комфортность и
активность их участия в
классном часе
Оценочно
аналитический
После описания основных компонентов личностно
ориентированного классного часа целесообразно начать
разговор о технологических аспектах его организации.
II. Технология подготовки и проведения
Сначала об алгоритме совместной деятельности
классного руководителя и его воспитанников по
подготовке и проведению личностноориентированного
классного часа. Его можно представить в виде
технологической цепочки последовательно выполняемых
следующих действий:1) составление педагогом совместно с учащимися и
их родителями тематики классных часов на
новый учебный год;
2) уточнение темы личностноориентированного
классного часа и генерирование идей по его
подготовке и проведению;
3) выбор цели, содержания, формы, даты и места
проведения классного часа,
формирование
сообщества его организаторов и разработка
плана их действий;
4) индивидуальная и групповая деятельность по подготовке
классного часа;
5) составление
учителем
совместно
с
другими
организаторами сценарного плана классного часа;
6) проведение классного часа;
7) анализ деятельности по его подготовке и проведению,
оценка результативности классного часа.
использование
Реализация данного алгоритма в практической деятельности
совокупности
предполагает
педагогических приёмов и методов. Назовём и рассмотрим их в
последовательности,
соответствующей порядку действий по
подготовке и проведению личностноориентированного классного
часа.
некоторой
Первый шаг – составление педагогом совместно с учащимися и их
родителями тематики классных часов на новый учебный год. Как
правило, деятельность по подготовке и проведению личностно
ориентированного классного часа начинается задолго до его
проведения.
чтобы ещё при планировании
воспитательной работы на новый учебный год классный
руководитель предусмотрел включение в план воспитательной
деятельности классных часов, непосредственно направленных на
развитие субъектности,
индивидуальности и креативности
учащихся.
Очень важно,
При определении их тематики педагог должен не только
опираться на существующие в науке представления о типичных
психологофизиологических характеристиках личности ребёнка в
младшем, подростковом или старшем школьном возрасте, но и
учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, в
том числе уровень их личностного развития потребности, интересы,
ценностные ориентации. На наш взгляд, правильно поступают те
классные руководители, которые накапливаемые сведения о
ситуации и особенностях развития учеников класса фиксируют и
систематизируют в своих дневниках,
а затем используют этуинформацию при планировании и организации воспитательного
процесса.
В определении тем классных часов должны принимать участие
учащиеся и их родители. Очень важно выяснить их мнение о том,
какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В
методическом арсенале классных руководителей существует
немало приёмов и методов, помогающих обеспечить субъектную
позицию учащихся и их родителей в составлении тематики
классных часов. Перечислим некоторые из них.
1. Методы социологического опроса. В ходе анкетирования,
беседы или интервью можно выяснить мнение учеников и родителей
по следующим вопросам:
часе?
- Что следует в первую очередь обсудить в нашем классе?
- На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном
- Какая тема классного часа будет интересной для
- Коллективное обсуждение каких вопросов необходимо
большинства одноклассников?
продолжить?
2.
Методики «Незаконченное
предложение» и
«Недописанный тезис». Юным и взрослым членам классного
сообщества предлагается за небольшой промежуток времени
завершить такие фразы:
Самая главная проблема в нашем классе – это...
Больше всего меня волнует проблема...
Я считаю, что в нашем классе надо обязательно обсудить
такую проблему, как...
3.
Составление цветограммы «Почва». На классной доске
мелками зелёного, жёлтого и красного цвета условно изображаются
три слоя почвы. Школьникам рекомендуется «окультурить»
изображенную почву своими суждениями. В верхний (зелёный) слой
с целью «подкормки» вносится то, что надо обсудить в классе в
первую очередь; в средний (жёлтый) – то, что следует обсудить во
вторую очередь; в нижний (красный) – то, что можно обсудить ещё
позже.
4.
Методика «Строим новый классный дом». Учащимся
предлагается положить в «строящееся» на классной доске здание
свой «кирпичик» с темой классного часа на новый учебный год.
5.
Метод брейнсторминга (мозговой штурм). На одном из
родительских собраний или классных часов микрогруппы учащихся
или родителей выполняют в течение 57 минут задание: определить
наиболее злободневные проблемы в жизнедеятельности класса и
назвать соответствующие им темы классных часов.6.
Журналэстафета «Мир моих друзей. Мир моих
интересов. Мир общих дел». Учащиеся вместе с родителями
заполняют дома отведённые для них странички журнала рассказами
о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель
анализирует полученную таким образом информацию и использует
её при составлении тематики классных часов.
7.
Методика «Памятник проблеме века». Творческим
группам школьников предлагается определить самую острую
проблему жизни классного сообщества и «соорудить» ей живую
скульптурную композицию.
Использование перечисленных и других приёмов и методов
позволяет классному руководителю выявить спектр вопросов и
проблем, в наибольшей степени волнующих детей и взрослых, и,
учитывая их мнение, составить личностно значимую для членов
классного сообщества тематику классных часов на будущий
учебный год.
Второй шаг – уточнение темы личностноориентированного
классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению. В
начале деятельности по подготовке конкретного классного часа
педагогу следует выяснить: остается ли проблема, названная при
разработке тематики классных часов на учебный год, актуальной до
сих пор, не существует ли сейчас более злободневного вопроса для
коллективного обсуждения? Это можно выявить на ученическом
собрании или классном часе с помощью применения методик
экспрессопроса учащихся.
На этом этапе подготовительной работы может оказаться
полезном методика,
которую псковские педагоги – члены
творческой группы назвали «Куча мала». Она представляет собой
блицопрос учеников по проблеме организации предстоящего
классного часа. В течение однойдвух минут учащиеся отвечают на
вопросы: Что? Где? Когда? Как? Для кого? Для чего? На данной
стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их
количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и
слабо взаимосвязанными, но из образуемой ими «кучи малы»
опытный педагог сможет выбрать интересные и полезные
предложения.
Третий шаг – выбор цели, содержания, формы, даты и места
проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов.
Успешность действий на данном этапе во многом зависит от
того, насколько классный руководитель и его воспитанники сумели
овладеть приёмами и методами коллективной творческой
деятельности. Разработанная известным советским ученым И.П.Ивановым методика КТД помогает обеспечить не только
общественную, но и личностную значимость классного часа и
деятельности по его организации. Хотя не следует исключать и
другие способы подготовки и проведения личностно
ориентированного классного часа.
В подготовительной работе чаще всего используются такие
формы взаимодействия организаторов, как инициативная группа,
совет дела, творческая группа. При их формировании важно
соблюдать принципы добровольности и интереса.
Форма классного часа и место его проведения могут быть
различными в зависимости от пожеланий его участников, от
особенностей избранного содержания и деятельности. В школах –
экспериментальных площадках первые личностноориентированные
классные часы проходили в форме мастерской общения, игры
путешествия, практикумы самопознания, литературной гостиной,
диагностической игры. Наиболее часто они проводились в учебных
кабинетах, значительно реже местом их проведения становились
лесная поляна, берег реки, сельский клуб, школьный двор,
краеведческий музей. Будет уместным заметить, что в качестве
педагогический целей этих классных часов выступали следующие
целевые ориентиры:
- содействовать формированию у детей умений анализировать
свои поступки и черты характера, прогнозировать последствие
своих действий;
- побуждать девочек к творческой деятельности по созиданию
- выявлять склонности детей к различным видам человеческой
- содействовать формированию у ребёнка способности
сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие
своей личности;
- способствовать проявлению и развитию индивидуальных
себя и окружающего пространства;
деятельности;
творческих способностей учащихся.
Четвёртый шаг – это индивидуальная и групповая деятельность по
подготовке классного часа. Её содержание и способы организации
обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии
его подготовки. Например, в подготовительной работе к классному
часу «Мир моих увлечений. Я – филателист» сочетались приёмы и
методы как индивидуальной, так и групповой деятельности.
Успешное проведение этого классного часа во многом зависело, с
одной стороны, от того, насколько Сергей К., увлекающийся
филателией, сможет подготовить интересное представление своего
хобби и коллекции почтовых марок о спорте, а с другой – от того,насколько умело и творчески сумеют разработать и воплотить свой
замысел творческие группы учащихся «Викторина», «Реклама»,
«Сюрприз». Первой группе предстояло организовать викторину об
отечественных достижениях и героях спорта, изображенных на
марках, второй группе – предложить несколько вариантов участия
одноклассников в рекламных роликах (паузах) о филателии и
спорте, а третьей – пригласить на классный час руководителя
клуба филателистов из городского Дома детского творчества.
Разумеется, что не остается без дела и классный руководитель. Он
не только готовит своё выступление о значении увлечения в
развитии человека,
но и выполняет роль консультанта и
координатора совместных усилий по подготовке классного часа.
Педагог старается сделать всё для того, чтобы готовящееся
действо было полезным и интересным для большинства учащихся,
способствовало проявлению и развитию их субъектности,
индивидуальности, творчества.
Пятый шаг – составление учителем совместно с другими
организаторами сценарного плана классного часа.
Выступая
категорически против классного часа как формы воплощения
монтажа песен, стихов, танцев и отрепетированных высказываний
учащимися своего личного мнения, мы считаем неприемлемым и
спонтанностихийный вариант организации классного часа,
проводимого без какойлибо подготовительной работы.
Классный руководитель должен подумать и найти ответы на
следующие вопросы:
Когда и как будут представлены результаты
В какие моменты дети смогут проявить свою
1. Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые
минуты классного часа были обеспечены положительный
эмоциональнопсихологический настрой и мотивационная
готовность учащихся к участию в коллективном разговоре и
деятельности?
2.
подготовительной работы?
3.
индивидуальность и творческие способности?
4. Кто из учащихся сможет выполнить роль «солиста»
(главного героя) в данном классном часе?
5. Каким образом необходимо подвести итоги классного часа,
чтобы стимулировать дальнейшую деятельность детей по
самопознанию и саморазвитию?
Когда учитель сумеет ответить на эти вопросы, то у него сам
собой появится сценарный план предстоящего классного часа.
Однако не следует его детализировать до такой степени, чтобы в
результате получился поминутный сценарий. На наш взгляд, всценарном плане надо обязательно выделять время для действий,
которые заранее не программируются, а разворачиваются в
соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе
проведения классного часа.
Шестой шаг – проведение классного часа.
Во вступительной его части классному руководителю необходимо
обеспечить ясное понимание всеми учащимися темы и целей
классно часа, пробудить желание детей принять активное участие в
нём. Педагогу следует позаботиться о том, чтобы воспитанники
стремились занять субъектную позицию. Для этого в начале
классного часа и на последующих его этапах необходимо
использовать приёмы и методы актуализации («вызова»)
субъектного опыта учащихся, диалоговые и полилоговые формы
общения.
Главное назначение основной части — это создать для членов
классного коллектива максимальное количество возможных
ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и
творческих способностей. На данном этапе можно провести мини
конкурсы с творческими заданиями, презентацию интересов и
увлечений учащихся, смотр их достижений в учебной, досуговой и
других видах деятельности, психологопедагогические тренинги
умений и личностных качеств, упражнения для самопознания и
саморазвития школьников. Правильно поступают те классные
руководители, которые создают не одну, две или три подобные
ситуации, а целую систему, позволяющую каждому ребёнку
попробовать и оценить свои силы и попытаться стать лучшим среди
одноклассников в какомлибо состязании. Трудно представить
личностноориентированный классный час без построения ситуаций
выбора для учащихся. Опытный учитель начальных классов Л.А.
Павлова из Покровской средней школы при проведении классного
часа – диагностической игры «Путешествие по лабиринтам памяти»
пять раз создавала для своих воспитанников ситуации выбора.
Например, чтобы выйти из «Тупика крепких рук и быстрых ног»,
учащийся мог выбрать игровые задания различного уровня
сложности:
а) самое трудное задание – вспомнить правила игры, которую
в прошлом учебном году организовали учащиеся класса для
дошкольников и провести её со зрителями (задание находилось в
красном конверте, оценка его выполнения – 5 очков);
б) задание немного проще – вспомнить упражнения для
формирования правильной осанки и разучить их со зрителями (оно
находилось в жёлтом конверте, оценка – 4 очка);в) самое легкое задание – сделать 10 отжиманий в упоре лёжа
(оно
находилось в зелёном конверте, оценка – 3 очка).
Заключительную часть классного часа необходимо использовать
для анализа совместной деятельности и подведения её итогов, для
составления плана действий по решению обсужденных проблем, для
определения индивидуальных и групповых заданий. В этой связи
представляет интерес педагогический приём,
используемый
заслуженным учителем России В.Н. Щербаковой. За 23 минуты до
окончания классного часа она предлагает ученикам определить
задание самому себе. Данный приём направлен на получение
эффекта последействия классного часа, на стимулирование
индивидуальной деятельности детей по самообразованию и
самовоспитанию.
Седьмой шаг – анализ и оценка результативности классного часа и
деятельности по его подготовке и проведению. Существуют различные
схемы, формы, методы и приёмы анализа и оценки эффективности
классного часа и проведённой работы по его организации.
Критериальный аппарат для выявления результативности
личностноориентированного классного часа может включать
следующие критерии:
1)
2)
4)
5)
6)
3) возможность
и
личностная значимость для учащихся;
комфортность, благоприятный психологический климат;
развития
способностей
индивидуальности
школьников;
обогащённость жизненного опыта учащихся;
духовнонравственная ценность;
вовлечённость учащихся в подготовку и проведение
проявления
творческих
и
для
классного часа.
Завершая разговор об организационнометодических аспектах
личностноориентированного классного часа,
следует особо
подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения
классного руководителя со своими воспитанниками зависит не
только от освоения педагогом технологии его организации, но и от
того, насколько основополагающие идеипринципы личностно
ориентированного подхода поняты и приняты учителем, насколько
они соответствуют его педагогическому кредо.
Такой классный час нельзя проводить по указке сверху. Он не
может готовиться на основе слепого воплощения технологических
инструкций.
созидания личностноориентированного
взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и
доверять ученикам, видеть смысл педагогической деятельности не
Дляв формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и
поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию.
1. Классному руководителю о классном часе / Под ред. Е.Н.
Рекомендуемая литература
Степанова. – М., 2003.
2. Личностноориентированный подход в педагогической
деятельности: опыт разработки и использования / Под
ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.,
3. Рожков
М.И.,
Байбородова Л.В.
Организация
воспитательного процесса в школе. – М., 2000.
4. Титова Е.В., Если знать, как действовать: Разговор о
методике воспитания – М., 1993.
5. Щуркова Н.Е., Финданцевич Н.С. Классный час и его
организация. – М., 1981.