Статья на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении физики"
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
физика +1
Взрослым
19.04.2018
Динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Постепенный переход в нашей стране к личностно-ориентированному образованию, осуществляемый в соответствии с «Основными положениями Концепции модернизации российского образования», реализуется в условиях развития «навыков самостоятельной работы и творчества», т.е усвоение определенной суммы знаний и применение их в творческих ситуациях.Личностно-ориентированный подход в обучении физики
Личностно.docx
Личностно-ориентированный подход в обучении
физики
Динамическое развитие российского общества требует формирования
ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой
личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся
социуме.
Постепенный переход в нашей стране к личностно-
ориентированному образованию, осуществляемый в соответствии с
«Основными положениями Концепции модернизации российского
образования»,
реализуется в условиях развития «навыков
самостоятельной работы и творчества», т.е усвоение определенной
суммы знаний и применение их в творческих ситуациях.
В современной психолого-педагогической науке наметился
принципиально новый подход к пониманию субъективной активности
школьников. «Суть его сводится к тому, что ученик не является только
продуктом обучения (а все при нем результат обучения). Каждый
ученик – носитель индивидуального, личного (субъективного опыта).
Он прежде всего стремиться к раскрытию собственного потенциала,
данного ему от природы в силу индивидуальной организации, и нужно
только помочь ему, предоставив соответствующие условия».
Мне, как и любому учителю, необходимо ориентироваться в
широком спектре современных инноваций. Изучив весь обширный
арсенал образовательных технологий, я выбрала свой путь.
Безусловно, приоритет за технологиями развивающего обучения, где
объяснительно – иллюстративный способ заменен на активно –
деятельностный, поскольку развивающее обучение учитывает и
использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и
особенностям индивидуума.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения
разработан ряд технологий:
система развивающего обучения Л.В.Занкова,
технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
система
развивающего
И.П.Волкова,И.П.Иванова,Г.С.Альтшуллера,
обучения
личностно – ориентированное развивающее обучение
И.С.Якиманской,
технология саморазвивающего обучения Г.К.Селевко.
В своей работе, учитывая запросы времени, считаю более приемлемой
систему развивающего обучения с личностно-ориентированным
подходом.
Придать уроку личностно – ориентированную направленность
позволяет мне также соблюдение некоторых правил:
1. признание приоритета личности перед коллективом,
2. создание на уроке гуманистических взаимоотношений; каждый
ребенок осознает себя полноправной личностью и учится видеть и
уважать личность в других,
3. признание того, что ученик обладает определенными правами,
которые священны для учителя,
4. отказ от ранжирования детей на “сильных” и “слабых” - просто
все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других;
минимум отметок - максимум оценок,
5. признание, что учитель – такой же равноправный участник
учебного процесса, как и ученик, хотя и с “направляющими”
функциями; его мнение является в дискуссии одним из многих,
6. переход от формулы “я тебя учу” к алгоритму “мы с тобой вместе
учимся”, и “мне интересно, что ты думаешь о …”,
7. понимание учителем того, что чем меньше на уроке он говорит и
делает сам и чем больше дает высказаться и сделать ученикам,
тем эффективнее учебный процесс, 8. признание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не
знать что-либо не стыдно- стыдно не пытаться думать,
9. понимание того, что ученик имеет право на собственную
образовательную траекторию и что ученик учится не для учителя
и родителей, а для того, чтобы в будущем занять свое достойное
место в жизни общества.
Виды личностно- ориентированного подхода:
- разноуровневый;
- дифференцируемый;
- индивидуальный;
- субъективно-личностный
Я считаю, что обучение с личностно-ориентированным подходом:
обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя
из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта
познания и предметной деятельности;
предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности,
склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный
опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной
деятельности, поведении;
подразумевает подбор средств, методов их организацию так, что
ученик может проявить избирательность к предметному
материалу, его виду и форме;
критериальная база личностно-ориентированного обучения
учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений,
навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его
свойства, качества, характер проявлений);
предполагает образованность как совокупность знаний, умений,
индивидуальных способностей,
являющихся важнейшим
средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, поскольку это выступает основной целью современного
образования.
Построение личностно-ориентированной технологии обучения
физике
Использовать естественные механизмы и стратегии приобретения
обыденного опыта.
Вокруг ученика «выстраивать окружение» из физических явлений
и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых
явлений и закономерностей в повседневной жизни.
Использовать биофизический материал.
Обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы
восприятия: «вижу» - «слышу» - «чувствую».
Создавать смысловые ситуации,
в которых специально
объединены изученные элементы учебного материала вокруг
одной ключевой темы (модели, закона или явления).
Использовать различные формы рефлексии с последующей
коррекцией, обязательно личностно-ориентированной.
Расширять спектр личностного выбора ученика.
Постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение
каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее
осуществление.
Создавать индивидуальную перспективу («траекторию
развития» личности) ожиданий различных результатов обучения.
Необходимо предусматривать проведение специальных занятий
(викторин, КВН, конференций), посвященных широкой интеграции
знаний.
Способствовать развитию позитивной «Я - концепции» ученика и
вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности. Использование такой технологии способствует превращению ученика
из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный
вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности,
тем самым, повышая у ребенка мотивацию к обучению, что
подтверждается результативностью.
Информационные ресурсы
1.
1.
Якиманская И.С.
образования. М, 2000.
Технологии личностно-ориентированного
Физика в школе // №4 2003г. с.59-70
https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/10/10/doklad-na-temu-
lichnostno-orientirovannyy-podkhod-v-obuchenii
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/
%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/313534/
Статья на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении физики"
Статья на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении физики"
Статья на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении физики"
Статья на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении физики"
Статья на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении физики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.