Статья на тему "МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКЕ"(проф.-техническое образование)
Оценка 4.8

Статья на тему "МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКЕ"(проф.-техническое образование)

Оценка 4.8
Научные работы
docx
физика
Взрослым
06.04.2017
Статья на тему "МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКЕ"(проф.-техническое образование)
Аннотация. Главным показателем качества подготовки студентов становится профессиональная компетентность. Компетентность выражается не только объемом и качеством профессиональных знаний и умений, способностью оперативно и правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать нужное решение, но и опытностью, которая характеризуется способностью предвидеть и не допускать ошибок в трудовой деятельности, а при их возникновении – быстро устранять. Одним из способов формирования учебно-познавательных компетенций является организация учебной деятельности. В статье раскрываются методические приемы организации целеполагания на уроке, которые помогут преподавателю повысить эффективность процесса обучения. Ключевые слова: компетентностный подход, целеполагание, компетентность, структура урока, приемы целеполагания, проблемные ситуации.
СТАТЬЯ КОВАЛЕНКО.docx
377.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКЕ Коваленко Н.А., преподаватель  ГПОАУ АО «Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства», г. Благовещенск Аннотация.   В   статье   раскрываются   методические   приемы   организации целеполагания   на   уроке,   которые   помогут   преподавателю   повысить эффективность процесса обучения. Ключевые   слова:  компетентностный   подход,   целеполагание, компетентность,   структура   урока,   приемы   целеполагания,   проблемные ситуации. Современная экономика России предъявляет повышенные требования к образовательному и профессионально­квалифицированному уровню подготовки рабочих. Ведущим   критерием   качества   подготовки   кадров   становится профессиональная компетентность. Выпускнику   учреждения   профессионального   образования   необходимо быть   успешным,   способным   менять   сферы   деятельности;   он   должен   уметь анализировать   ситуацию,   оценивать   её,   быстро   и   точно   формулировать   цели действия, давать оценку полученному результату. Ведь именно этим придётся заниматься всю сознательную жизнь. Компетентностный   подход   в   преподавании   ориентирует   на   эти способности.  Основной   целью   моей   работы   как   преподавателя   является формирование   ключевых   или   общих   компетенций:   профессиональной грамотности, самостоятельности; умению эффективно использовать свои знания для решения проблем в практике и реальной жизни. Одним   из   способов   формирования   учебно­познавательных   компетенций является организация учебной деятельности. Для   того   чтобы   «включить»   обучающегося   в   учебно­познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса, нужна мотивация. Это – первое из современных требований. В связи с этим технология обучения физики, информатики в учреждениях среднего профессионального образования должна быть направлена на развитие у обучающихся интереса к учебной деятельности, к предмету через профессию. Арсенал   приемов   формирования   устойчивого   познавательного   интереса разнообразен.   Большое   влияние   на   формирование   интересов   обучающихся оказывает   форма   организации   учебной   деятельности,   четкая   постановка познавательных   задач   урока,   доказательное   объяснение   материала, использование   в   учебном   процессе   разнообразных   самостоятельных   работ, творческих заданий, создание проблемных ситуаций, а так же занимательность и наглядность. Урок является наиболее динамичной и вариативной формой организации образовательного   процесса,   он   гибко   реагирует   на   новые   требования, изменяется. Что же должно быть присуще современному уроку? Этап   целеполагания   занимает   ведущее   место   в   структуре   урока,   но   с позиции   нового   подхода   предусматриваются   качественные   изменения: преподаватель   не   транслирует   свою   цель,   а   создает   условия,   включающие каждого обучающегося в процесс целеполагания. В результате ребята умеют на уроке ставить цель собственной образовательной деятельности. Это поможет им в   дальнейшем:   при   выполнении   творческих   реферативных   работ, микроисследований физических явлений, научит выделять главное и определять цель. При компетентностном подходе целевые установки соответствуют задачам формирования у обучающихся не просто знаний, а способов и опыта получения информации,   ее   переработки,   применения   полученных   знаний   в   разных ситуациях.  Целеполагание   ­   это   процесс   выявления   целей   и   задач   субъектов деятельности   (преподавателя   и   студента),   их   предъявления   друг   другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Существенным   этапом   целеполагания   становится   не   только   постановка цели,   но   и   ее   принятие,   то   есть   видение   актуальности   цели   для   каждого обучающегося. Для постановки перед собой какой­то учебной цели на занятии должна   возникнуть   ситуация,   которая   подтолкнула   бы   обучающегося   к определению   целей   своей   деятельности.   При   выборе   приемов   целеполагания необходимо   использовать   условия:   учет   уровня   подготовки   обучающихся; доступность;   мотивация   на   активную   мыслительную   деятельность.   Следует отметить, что все приемы строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать   вопросы,   учить   студентов   не   только   отвечать   на   них,   но   и придумывать   свои.   Существует   ряд   приемов,   позволяющих   преподавателю достаточно   продуктивно   совместно   с   обучающимися   формулировать   и достигать цели занятия.    Подводящий диалог На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на   обобщение,   конкретизацию,   логику   рассуждения.   Вопросы   формулирую таким образом, чтобы поставить их в тупик. Тем самым возникает ситуация, для которой   необходимы   дополнительные   исследования   или   действия.   Ставится цель. Тема­вопрос При   формулировке   темы   урока   используются   вопросы.   Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они   выдвигают   множество   мнений,   чем   больше   мнений,   чем   лучше   развито умение   слушать   друг   друга   и   поддерживать   идеи   других,   тем   интереснее   и быстрее   проходит   работа.   Руководить   процессом   отбора   может   сам преподаватель  или выбранный студент, а педагог в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность. 1. Записываем   на   доске   (на   слайде)   тему   урока,   включающую   в   себя Работа над понятием термин.  2. Задать вопросы по значению термина (терминов) или предложить найти определение самостоятельно (в учебнике, словаре, сети Интернет).  3. Предложить глаголы, позволяющие сформулировать цели.  4.  Записать   на   доске   сформулированные   цели   (показать   на   слайде)   и обсудить их достижение в конце урока.  Создание проблемных ситуаций 1. Продемонстрировать   эксперимент (решение  задачи,  молекулу,  привести пример из практической деятельности).  2. Задать   вопросы   о   причинах   протекания   процесса   (способах   решения задачи, особенностях строения молекулы).  3. Предложить сформулировать (из определенных глаголов) цели занятия.  Создание   на   занятии   проблемной   ситуации   необходимо   для   определения обучающимися   границ   знания   —   незнания.   Это   помогает   студенту сформулировать цель занятия и его тему.  Прием группировки (один из элементов проблемных ситуаций)  Ряд   слов,   предметов,   фигур,   цифр   предлагаю   ребятам   разделить   на группы,   обосновывая   свои   высказывания.   Основанием   классификации   будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Предложить термины на доске (на слайде) разделить на группы.    Со  временем  есть  возможность   вывести  обучающихся  на  тот  уровень, когда   у   них   будет   четкое   определение   собственной   деятельности   на   уроке, ориентировка на достижение цели путем решения задач, формирование заданной компетенции, а значит и общая результативность обучения. Формулировка   целей   (задач)   собственной   деятельности   способствует частичному   разрешению   проблемы   отсутствия   мотивации   к   обучению   у современных   подростков,   а   целенаправленное   формулирование   заведомо простой цели, создаст ситуацию успеха даже у отстающих обучающихся. Стоит отметить, что целеполагание – это малейшая составляющая урока. Актуальная   в   данный   период   существования   образовательных   технологий, важная   для   формирования   профессиональной   компетентности   будущих специалистов,   приводящая   к   осознанному   обучению,   и,   как   следствие, повышению   качества   знаний.   Возможна   постановка   целей   для   разных   этапов занятия, для определенного вида деятельности, но не менее важным моментов является   подведение   итогов   –   рефлексия,   то   есть   оценка   соотношения полученных   результатов   и  заявленной   цели.  Если  сочетание   целеполагания   и рефлексии   в   различных   видах   деятельности   повторяется   систематически,   то данная   работа   приводит   к   тому,   что   обучающиеся   начинают   самостоятельно формулировать свои цели и стремиться к их достижению. Список литературы 1. Ермолаева, М. Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности [Текст]/ М. Г. Ермолаева. ­ Санкт­Петербург: КАРО, 2008. – 25 с. 2. Кропотова,   Л.   А.   Современные   подходы   к   проектированию   урока   [Текст]: методическое пособие /Л. А. Кропотова. ­ Новокузнецк: Изд­во МОУ ДПО ИПК, 2004. ­ 78 с. 3. Крюков,   А.   П.   Формирование   профессиональных   компетенций   студентов учреждений СПО на основе заданного обучения [Текст]/ А. П. Крюков // Приложение к журналу СПО. 2011. ­ № 2. ­ С. 15­26. 4. Организация   учебных   занятий   в   образовательных   учреждениях профессионального   образования.   Современный   урок»   [Текст]:   рабочая тетрадь   /автор­составитель   М.   И.   Губанова.   ­   Кемерово:   Изд­во   ГОУ «КРИРПО», 2006. ­ 62 с.

Статья на тему "МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКЕ"(проф.-техническое образование)

Статья на тему "МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКЕ"(проф.-техническое образование)

Статья на тему "МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКЕ"(проф.-техническое образование)

Статья на тему "МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКЕ"(проф.-техническое образование)

Статья на тему "МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКЕ"(проф.-техническое образование)

Статья на тему "МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКЕ"(проф.-техническое образование)

Статья на тему "МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКЕ"(проф.-техническое образование)

Статья на тему "МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКЕ"(проф.-техническое образование)

Статья на тему "МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКЕ"(проф.-техническое образование)

Статья на тему "МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКЕ"(проф.-техническое образование)

Статья на тему "МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКЕ"(проф.-техническое образование)

Статья на тему "МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКЕ"(проф.-техническое образование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2017