Статья на тему "Методы, приемы и средства создания ситуации успеха"
Оценка 4.8

Статья на тему "Методы, приемы и средства создания ситуации успеха"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
24.02.2018
Статья на тему "Методы, приемы и средства создания ситуации успеха"
В данной статье рассмотрены вопросы по теме "Методы, приемы и средства создания ситуации успеха": 1. С чего начинается создание ситуации успеха на уроке? 2. Алгоритм создания ситуации успеха на уроке. 3. Правила, обеспечивающие ситуацию успеха на уроке. 4. Три типа ситуаций успеха. 5. Система методов создания ситуации успеха на уроке.
Методы, приемы и средства создания ситуации успеха.docx
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 х. Садовый Минераловодский городской округ Ставропольский край Выступление  на окружном методическом объединении учителей начальных классов                                                     Минераловодского городского округа  Тема: «Методы, приемы и средства               создания ситуации успеха»                                                   Успех в учении ­ единственный источник                                               внутренних сил ребенка, рождающий энергию    для преодоления  трудностей, желания учиться. В.А. Сухомлинский. Подготовила                                                                                  учитель начальных классов                                                                                 Т. П. Редкозубова 2017 год 1 СЛАЙД. Методы, приемы и средства создания ситуации успеха                                                                                            Уважаемые коллеги!    2 СЛАЙД.  Что произойдет в Вашей жизни, а также в Вашей педагогической деятельности учителя, если…   ­ У Ваших учеников появится желание учиться?    ­ К вам на урок будут идти с радостью?    ­ У Вас будут счастливые выпускники?     И даже Вовочка будет делать домашнее задание?    Давайте просто представим на минуту, что произойдет?      3 СЛАЙД.  А произойдет следующее:  администрация образовательного учреждения будет довольна,   с родителями   будет   меньше   скандалов,   это   повлияет   на   Вашу   зарплату, Ваше настроение станет лучше, если в семье есть неурядицы, они уменьшатся.     И наконец, Вы сами станете чуточку СЧАСТЛИВЕЕ...... Ну разве Вы не этого хотите?       4 СЛАЙД. В современном обществе повышаются требования к уровню общего образования человека.   Однако   часто,   знаю   на   своем   опыте,   при   нормальном   уровне   развития интеллектуальной сферы ученик тратит много времени на выполнение некоторых заданий, с трудом усваивает новый материал, интеллектуально пассивен. 5 СЛАЙД. Поэтому, я считаю, необходимо   не   только   познакомить   его   с   системой   научных   знаний   об   окружающей действительности, но и научить учиться, т. е. быть успешным на уроке.  6 СЛАЙД.     Имея за плечами 28 летний педагогический опыт работы, я каждый раз задаю себе вопрос: «Как сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? Вот об   этом   я   и   хотела   бы   сегодня   с   вами   поделиться   в   своем   выступлении.   К   теме   моего выступления, как нельзя кстати подходят слова К. Д. Ушинского. 7 СЛАЙД.   «Нападая на неопредолимые по возрасту трудности, ­ писал К. Д. Ушинский, ­ дитя может потерять веру в свои собственные силы, и эта неуверенность в нем так укоренится, что надолго замедлит его успехи в ученье. Не одно талантливое, нервное и впечатлительное дитя сделалось   тупым   и   ленивым   именно   потому,   что   в   нем   преждевременными   попытками подорвана уверенность в своих силах, столь необходимая для человека при всяком деле».         Достаточно   весомый   опыт   моей   работы   позволяет   мне   сделать   вывод   о   том,   что использование   ситуации   успеха   должно   способствовать   повышению   рабочего   тонуса, увеличению   производительности   учебного   труда,   а   также   помочь   учащимся   осознать   себя полноценной личностью.    8 СЛАЙД.    Автором феномена «ситуация успеха» является А. С. Белкин, который разводит понятия «успех» и «ситуация успеха» следующим образом: «Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации».     С чего начинается создание ситуации успеха на уроке?      Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Уверена, с необычного начала урока. С создания психологического климата, обстановки жизнерадостности,   разумного сочетания репродуктивных и творческих методов. С предвкушения необычности, способности учителя удивлять. 9 СЛАЙД.      Приведу примеры. На уроке русского языка в 4 классе 3 четверти при изучении темы  «Именительный,   родительный   и   винительный   падежи»  организационный   момент строю следующим образом: ­Здравствуйте! Я рада видеть вас.                           ­Я предлагаю вам устроить бал в честь тайной гостьи. Чтобы раскрыть тайну нам нужно научиться вальсировать ручками, двигаться к достижению цели в ритме танго, отдыхать под звуки ча­ча­ча.  Вы готовы? Тогда в путь, к раскрытию тайны.                         10 СЛАЙД.   Релаксация.  ­ А теперь на бал спешите, веселитесь  от души там,  но не позже 10, нужно с бала возвращаться. И запомните подчас, как пробьет 10 раз, все исчезнет в тот же час: бал, задания, секреты. Ребята, запомните это.  ­ А что принято делать на балу? Ну, конечно, танцевать. В  ритме танца  мы выполним с вами каждое задание…   11 СЛАЙД.    Для себя я выработала алгоритм создания ситуации успеха на уроке.    Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.    Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.    Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?    Реальная помощь в продвижении к успеху.      Краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! В добрый путь! И т. д.)    Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы.  12 СЛАЙД.  При этом использую следующие правила, обеспечивающие ситуацию успеха.    Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес  ученика.    Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой   или   другими   учащимися,   за   помощь   другим,   чтобы   радость   победы   была нравственной.      Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Особенно   важно   делать   это   публично,   чтобы   все   знали   о   поощрении   именно   данного ученика.       Использовать   на   определенном   этапе   обучения   более   дифференцированную   систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.     Применять   на   уроках   задания,   предполагающие   соревновательность,   развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.     Известно,   что   успех   ­   это   горючее   развития,   своего   рода   пусковой   механизм самосовершенствования, саморазвития школьника.  13 СЛАЙД. Но при этом переживание учеником ситуации успеха: ­ повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; ­ стимулирует к высокой результативности труда; ­   корректирует   личностные   особенности   такие,   как   тревожность,   неуверенность, самооценку; ­ развивает инициативность, креативность, активность; ­ поддерживает в классе благоприятный психологический климат.    Однако я отмечаю и негативные стороны создания ситуации успеха. Они состоят в том, что ученик может переоценить свои возможности и поставить перед собой такие задачи, которые будут   ему   непосильны,   невыполнимы. В   силу   обстоятельств   это   часто   происходит   с одаренными, но ленивыми учениками. Я думаю, что вы согласитесь со мной.   14 СЛАЙД. В методике выделяют три типа ситуаций успеха.    15 СЛАЙД. Неожиданная  радость ­  чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.     Приведу пример. Урок русского языка в 1 классе 4 четверти по теме «Ударение» на этапе урока актуализация знаний: У: – Внимание! (учитель ударяет в бубен). – Что вы услышали? Д: – Звук. У: – Почему бубен зазвучал? Д: – Был удар по нему. У: – Послушайте, одинаковый ли звук  от удара ложек? (Учитель ударяет деревянными  ложками сильнее – слабее). Д: – Нет. Сначала громко. Потом  тихо. У: – А почему? От чего зависит сила звука? Д: – От силы удара. У: – Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (Об ударных и безударных слогах).  16 СЛАЙД.  Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Общей радостью   считают   только   те   реакции   коллектива,   которые   дают   возможность   ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.  17 СЛАЙД.  Радость познания ­ есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.  Она не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.      Хочу обратить внимание, что без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным   занятиям,   но   достижение   успеха   в   его   учебной   деятельности   затруднено   рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. 18 СЛАЙД.     Уважаемые коллеги, хочу предложить вам некоторые   приемы создания ситуации успеха.        На каждом уроке постоянно использую сквозные меры, расшифровываю вам, что это такое ­ это, прежде всего проявление с моей стороны доброты, внимания и заботы; доброжелательность интонации;   фиксирование   малейших   удач   школьника   в   учебной   деятельности;   проявление большого терпения; оказание помощи в очень деликатной форме, щадящей самолюбие ученика; отказ от поспешных выводов о знаниях ребенка по случайно неудачным ответам. Кроме того, не злоупотребляю замечаниями, «двойками»; не преувеличиваю неудачи школьника, приписывая им личностный характер, работаю с каждым индивидуально, не стыжу перед одноклассниками, вызываю   родителей   по   мере   необходимости;   не   сравниваю   успехи   учащегося   только   с   его прежними результатами, а не успехами других одноклассников. 19 СЛАЙД. Таким образом, ситуация успеха только тогда становится эффективным средством развития   отношений  сотрудничества   между  учителем   и  учащимися,  когда   она   представлена всем   многообразием   приемов   и   способов   ее   создания;   реализуется   на   каждом   этапе взаимодействия учителя и учащихся, с одной стороны, и каждом этапе учебной деятельности, с другой; усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе; реализуется с учетом   особенностей   и   возможностей   каждого   учащегося   при   организации   познавательной деятельности; способствует переводу учебного процесса с уровня педагогического воздействия и   влияния   на   уровень   личностного   взаимодействия   с   учащимися,   т.е.   принятию   учащимися субъектной позиции в совместной с учителем деятельности. 20 СЛАЙД.    Система методов создания ситуации успеха на уроке.   Наряду с перечисленными приемами я использую и методы.     В. А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение – стать школой радости – радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех и в дальнейшей взрослой жизни.    Методы   дифференцированного   обучения,  репродуктивные,   проблемно   –   поисковые, творчески – воспроизводящие методы обучения, проектный метод.      В своей практике я чаще всего использую проблемно – поисковые и проектный методы.       Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки обостряет внимание   учащихся,   т.   к.   в   понимании   детей   учитель  –   это   компьютер,   который   не   может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.  21  СЛАЙД.  А   проектный   метод   ориентирован   на   интерес,   на   творческую   самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых   качеств   и   творческих   способностей   в   деятельности   по   решению   какой   –   либо интересующей его проблемы. Так традиционно в конце года мы с учащимися готовим открытый классный час «Шаг в науку» и представляем свои работы, выполненные в течение года.  22 СЛАЙД.   В заключении хочется отметить, что профессия учителя особая, это не просто работа – это служение! И в этом есть своя радость ­ радость сотворения Человека. От того, насколько   талантлив   учитель,   насколько   он   профессионален,   зависит   успех   каждого   его ученика. Успех ученика – это и есть успех учителя. Я хочу быть успешным учителем!  23 СЛАЙД. Спасибо за внимание! Литература 1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991­ 2. 3. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М.:"Просвещение",1991. Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991. 4. Кочетов А. И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М.:"Просвещение", 1986. 5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании.М.: "Владос", 1995. 6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное        образование", 1998­53. 7. Сухомлинский В.А. Верьте в человека. Киев, 1960. 8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1972 9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. ­ К.: Рад. шк., 1988. 10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика",       1974. 11. Панова Е. И. Взаимоотношения "учитель – ученик". // Педагогика, 1998­ №6. 12. Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников,1997­№2. Сайты сети Интернет.

Статья на тему "Методы, приемы и средства создания ситуации успеха"

Статья на тему "Методы, приемы и средства создания ситуации успеха"

Статья на тему "Методы, приемы и средства создания ситуации успеха"

Статья на тему "Методы, приемы и средства создания ситуации успеха"

Статья на тему "Методы, приемы и средства создания ситуации успеха"

Статья на тему "Методы, приемы и средства создания ситуации успеха"

Статья на тему "Методы, приемы и средства создания ситуации успеха"

Статья на тему "Методы, приемы и средства создания ситуации успеха"

Статья на тему "Методы, приемы и средства создания ситуации успеха"

Статья на тему "Методы, приемы и средства создания ситуации успеха"

Статья на тему "Методы, приемы и средства создания ситуации успеха"

Статья на тему "Методы, приемы и средства создания ситуации успеха"

Статья на тему "Методы, приемы и средства создания ситуации успеха"

Статья на тему "Методы, приемы и средства создания ситуации успеха"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018