Салихова Евгения Олеговна, учитель начальных классов МОУ СОШ
№5 КГО, с. Калачёво.
Обследования детей младшего школьного возраста с оптической
дисграфией
Актуальность данной темы (исследования) заключается в том, что в
последние годы 70 – 80 % детей испытывают трудности в усвоении
программы начальной школы, у 40 % школьников 6 – 7 лет имеются
предпосылки оптической дисграфии, следовательно, они заранее могут быть
обречены на неуспеваемость по русскому языку. Очень важно как можно
раньше приступить к коррекционной работе по устранению оптической
дисграфии, поскольку выявленные предпосылки могут привести к трудностям
не только в изучении родного языка, но и отрицательно воздействовать на
дальнейшее обучение. В связи с этим у ребенка может возникнуть замкнутость
в себе, тревожность, снижается самооценка. Все это отражается на его
общении со сверстниками и взрослыми. После окончания школы у ребенка
может возникнуть такая трудность, как профнепригодность.
Речь является одной из составляющих человеческого интеллекта. А
значит, любое нарушение или недоразвитие не может существовать
изолированно.
Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием
зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений,
проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Оптическая дисграфия
обусловлена несформированностью зрительнопространственных функций.
При оптической дисграфии заменяются графически сходные рукописные
буквы.
Чем всётаки может быть опасна оптическая дисграфия? Многие
родители считают, что это не так уж и страшно, если ребенок иногда пишет
буквы и цифры наоборот?На самом деле оптические нарушения будут влиять не только на
письмо. Затруднения ребенок будет испытывать и при чтении. Так же и по
математике могут возникнуть серьёзные трудности:
при усвоении смысла понятий и употреблении знаков «больше»,
«меньше»;
при усвоении смысла понятий и употреблении знаков + и ;
в ходе решения задач, содержащих понятия «на…больше», «на …
меньше», с выбором знака + и ;
при вычислениях (например, ребенок вместо 20 пишет 02; постепенно
эта ошибка уходит, но проявляется при работе с многозначными
числами; соответственно, чем сложнее запись при вычислениях, тем
больше возникает трудностей, а письменное умножение и деление,
когда очень важно не смещать запись, осваивается с большим трудом).
У некоторых детей графомоторные навыки формируются не сразу.
Возможны оптические ошибки на первых порах обучения. Однако если
ошибки сохраняются, необходима специальная помощь ребенку.
Выделяют литеральную форму оптической дисграфии, при которой
наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных
букв. И вербальную форму оптической дисграфии, когда изолированные
буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются
искажения, замены букв оптического характера. Данной проблемой
занимались такие учёные, как М. Е. Хватцев, Р.И Лалаева, Садовникова И.Н.
и др.
К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое
иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга.
Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов:
а) замены графически сходных букв – состоящие из одинаковых
элементов, но отличающиеся количеством данных элементов л – м, и – ш, ш –
щ, ц – щ;б) замены графически сходных букв – отличающиеся одним
дополнительным элементом о – а, б – д, с – х, х – ж;
в) замены графически сходных букв – состоящих из одинаковых
элементов, но различно расположенных в пространстве в – д, т – ш;
г) зеркальное написание букв с е , э е.
Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических
представлений, в то время как, последние два представляют собой
недоразвитие оптических представлений.
Была проведена работа на выявление оптической дисграфии. В это
время проводится обследование, с целью получения представлений о
количестве учащихся с данным нарушением.
Использовались следующие методики, для выявления оптической
дисграфии у младших школьников:
1.«Домик» (автор О.В. Елецкая).
Цель: Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать,
оценка степени развития произвольного внимания, сформированности
пространственного восприятия.
Инструкция: Педагог представляет детям рисунок с изображением дома и
предлагает на отдельном листе бумаги как можно точнее его воспроизвести.
После того, как ученики закончат работу, задаётся вопрос: «Всё ли
получилось правильно?» При наличии неточностей или ошибок на рисунке
ученику предоставляется возможность их исправить.
Оценка результатов: Точное воспроизведение оценивается в 0 баллов; за
каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.
2.«Графический диктант» (автор Н.Ю. Горбачевская)
Цель: Изучение особенностей развития произвольной сферы ребёнка, а также
возможностей перцептивной и моторной организации действий в
пространстве.
Диктант №1 (тренировочный)Инструкция «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую
верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вверх. Не отрывайте
карандаша от бумаги, теперь продолжите линию на одну клеточку направо.
Затем одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх, одна клетка
направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор
сами»
Диктант №2
Инструкция «Поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились!
Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна
клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз.
Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами
продолжайте рисовать тот же узор».
Диктант №3
Инструкция «Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки
вниз. Одна клетка направо, две клетки вверх. Одна клетка направо. Три
клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх, одна направо, две
клетки вниз. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
3.«Пробы Хеда»
Цель: Изучение состояния пространственных представлений.
Предлагается два варианта: наглядный и речевой.
Наглядный вариант
Инструкция:
Ребёнка просят воспроизвести
движения, выполняемые
сидящим напротив логопедом: коснуться правой рукой левого уха, правой
рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д. выполнение заданий
требует мысленной пространственной переориентации, чтобы преодолеть
тенденцию к зеркальному воспроизведению.
Оценка результатов: Ошибки в воспроизведении могут интерпретироваться и
как результат снижения психической активности.
Речевой вариантИнструкция: «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу,
возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, покажи
левой рукой правый глаз».
Оценка результатов: Учитывается, выполнены ли оба задания, выполнена
только простая ориентировка или не выполнено ни одного задания.
4.Письменные работы (по И.Н. Садовниковой):
Списать слова, написанные рукописным шрифтом: лещ, жук, снег, бант,
мышка, песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон, майка, осень, вечер,
желудь, вагон, индюк.
Записать под диктовку строчные буквы: б, г, е, ж, ц, ы, х, м, ю, в, э, ш, й, т,
и. Каждая буква должна быть написана отдельно.
Записать под диктовку прописные буквы: Д, Ф, Ч, У, Ё, Щ, К, В, З, Г, С, Р, Л,
Ц, Б.
Записать под диктовку слоги: ор, ми, ся, уп, оде, сту, окн, злы, апт, жде,
круп, взле, хвы, урн, оста, щац.
Записать предложение после однократного прослушивания:
У ёлки
пушистый зайчик.
Далее приступают непосредственно к письму, также начиная с наиболее
легких вариантов:
5. Написание слов по картинкам.
Ребенку предлагаются картинки с изображениями хорошо знакомых ему
предметов повседневного обихода. Картинки следует подбирать так, чтобы
слова были различной сложности (стечение согласных, сложная слоговая
структура,
сочетание смешиваемых звуков),
например:
сковорода,
скворечник, карандаш, ножницы, телевизор, магнитофон, пирамида,
баранки, лыжи, коньки, шуба, старушка, бабушка, сушки, гриб, спички,
зажигалка, коробочка, щипцы, клещи, чулки, зубы.
Педагог дает задание написать названия предметов, изображенных на
картинках.
6. Написание предложений по картинкам.Ребенку дают сначала предметные картинки, затем сюжетные и, наконец,
серии картинок. Он должен сначала составить предложения, а затем написать
их.
Таким образом, с помощью представленных методик была выявлена
группа детей имеющих оптическую дисграфию и нуждающихся в
логопедической помощи. Необходимо разработать комплекс коррекционно –
развивающих упражнений, предназначенный для устранения оптической
дисграфии, и применять их во врем уроков.
Список литературы
1. Аристова Т.А. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно
методическое пособие / Под ред. Яковлевой Н.Н. – СПб.: КАРО, 2007.
– 208 с.
2. Баранок О.А. Коррекционные упражнения для младших школьников с
дисграфией// Логопед. – 2009. №8. – с. 108116.
3. Волоскова Н. Н. Формирование графомоторного компонента письма у
учащихся начальных классов// Письмо и чтение: трудности обучения и
коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента
О.Б. Иншаковой. М:Московкий психологосоциальный институт;
Воронеж: МОДЭК, 2001 с. 193199
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. Книга для логопедов. – М.: Просвещение, 2003. –
336 с.
5. Каморина Е. А. Логопедическая работа с младшими школьниками при
нарушении письма и чтения, обусловленных смешением букв по
кинетическому сходству// Логопед. – 2007. № 2. – с. 88 – 95.