Статья на тему "Организационно-правовая форма образовательного учреждения"
Оценка 5

Статья на тему "Организационно-правовая форма образовательного учреждения"

Оценка 5
Документация +5
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
26.02.2019
Статья на тему "Организационно-правовая форма образовательного учреждения"
Изменение политики нашего государства в сфере образования и переосмысление социально-экономических ориентиров привели к необходимости изменения организационных форм школ. Организационно-правовая форма образовательного учреждения играет важную роль. Организационно-правовая форма современного образовательного учреждения определяет: • способ владения собственностью, имеющейся на балансе; • совокупность прав и обязательств, которые возлагаются на ОУ действующими законодательными нормами.
организационно-правовая.docx
Организационно­правовая форма образовательного учреждения Характер   деятельности   современных   школ   зависит   от   многих   факторов:   интенсивности   количества   учащихся,   локации, региональных   особенностей, финансирования.  Важную   роль   играет   и   организационно­правовая   форма   образовательного учреждения, определяющая:    способ владения собственностью, имеющейся на балансе;  совокупность   прав   и   обязательств,   которые   возлагаются   на   ОУ действующими законодательными нормами. Долгое   время   правовой   статус   школ   в   РФ   оставался   стабильным,   но   изменение политики   нашего   государства   в   сфере   образования   и   переосмысление   социально­ экономических ориентиров привели к необходимости изменения организационных форм школ.  Виды организационно­правовой формы образовательного учреждения  В соответствии с актуальными нормами право на предоставление образовательных услуг   имеют   организации,   юрлица   и   индивидуальные   предприниматели,   прошедшие процедуру   лицензирования   согласно   со   ст.   91   ФЗ   №   273   «Об   образовании   в   РФ». Деятельность   ОУ   должна   быть   направлена   исключительно   на   удовлетворение нематериальных потребностей широкого круга лиц, что реализуется через работу по двум направлениям — воспитание и обучение. Длительный период времени в РФ был признан  только   один   вид   организационно­правовой   формы   деятельности   образовательного учреждения — некоммерческая организация.  С   принятием   Федерального   закона   №   175­ФЗ   «О   высшем   и   послевузовском профессиональном образовании» были узаконены новые организационные формы ОУ: 1. Государственные   ОУ,   лежащие   в   юрисдикции   непосредственно   РФ   или субъектов РФ. 2. Муниципальные школы, учреждаемые муниципалитетом.  3. Частные  ДОУ, ОУ, институты, управляемые юрлицами или гражданами.  Вид образовательной организации зависит от статуса учредителя.  Статус ОУ Учредитель Государственные школы Органы   госвласти   РФ, субъектов РФ. Муниципальные Органы самоуправления.   местного Частные Российские и иностранные объединения.   Фонды, пребывающие   в   обшей   и Имущество   Пребывает собственности государства. Находится собственности муниципалитета. Находится власти собственника.     в в во Финансирование Осуществляется   из госбюджета. Выделение денежных   средств выполняется частной собственности. Общественные и религиозные   организации (обязательное   условие   — регистрация   в   нашей стране).  Граждане РФ, иностранные граждане, получившие индивидуального статус   предпринимателя.   учредителем.    Дополнительные средства взимаются с   учащихся   в качестве   платы   за воспитательно­ образовательные услуги. Под   данные   правила   формирования   учредительного   состава   школ   не   подпадают такие типы образовательных организаций:    учреждения,   реализующие   программы   военной   подготовки   —   могут создаваться исключительно правительственными органами РФ;  учебно­воспитательные заведения закрытого типа, создаваемые для учащихся с нарушениями психического здоровья, чье поведение может нести угрозу здоровью   и   жизни   других   граждан,   общественному   порядку   —   могут учреждаться только госорганами исполнительной власти.  Школы уполномочены самостоятельно учреждать попечительский совет, создавать филиалы. Структурные отделения ОУ наделяются правомочиями, аналогичными правам и обязанностям   учредителя,   т.е.   имеют   право   на   осуществление   воспитательно­ образовательной   деятельности.   Отделения   школы   выступают   на   правах   преемников учредителей,   а   руководители   филиалов   выполняют   профессиональные   обязанности   на основании   доверенностей,   полученных   от   директора   головной   организации.   В   уставе последней должно приводится перечень филиалов, количество которых не сказывается на правовой форме учреждения.  Новые организационно­правовые формы образовательных учреждений  Одной из главных тенденций последних лет в сфере образования стало появление разграничений между разными школами, не имеющими отличий по форме собственности. На фоне введения образовательных стандартов последнего поколения, активного развития ИКТ, участия в программах развития на получение грандов отдельные ОУ сумели перейти к более активной системе управления, что стало причиной для поиска экспертами отрасли возможности   расширения   их   полномочий.   В   результате   правовых   разработок   были выделены   новые   приоритетные   организационно­правовые   формы   образовательных учреждений — автономные некоммерческие организации (АНО).  Тенденция к переходу на новые организационные типы ОУ вызвана потребностью введения   инициатив   в   сферу   обучения,   обеспечения   конкурентной   среды,   в   условиях функционирования   которой   каждая   школа   будет   вынуждена   систематически пересматривать стандарты предоставляемых услуг и совершенствовать их.  Отличия АНО от государственных (муниципальных) школ несущественны: 1. АНО   остаются   учреждениями,   а   поэтому   сохраняют   право   на   получение полного или частичного финансирования от государства.  2. Право   собственности   данных   ОУ   не   меняется   (закрепляется   за государством).  3. Передача   имущества   директорам   АНО   будет   осуществляться   на   правах оперативного управления.  Вместе с тем предусмотрено, что автономная образовательная организация сможет самостоятельно   распоряжаться   недвижимостью   и   материально­технической   базой, имеющейся   на   балансе,   с   согласия   учредителя   —   передавать   отдельные   объекты учреждаемым юрлицам.  Учреждение Автономное учреждение АНО Государство в лице уполномоченного органа Организация   (как Характеристик а Собственник имущества Управление имуществом Орган,   несущий ответственность за распоряжение имуществом     Не имеет право на принятие самостоятельных решений, касающихся распоряжения имуществом, переданным   на баланс или приобретенным   за счет целевого финансирования. Имеет распоряжаться доходами, которые поступают   внебюджетных источников, самостоятельно. Уполномоченные органы госвласти. Руководитель ОУ. право из         право Имеет распоряжаться имуществом, от полученным собственника или приобретенным   за   счет средств собственника. Самостоятельно распоряжается остальным имуществом.       на решений, юрлицо) Имеет право самостоятельное принятие касающихся распоряжения имуществом.  АНО   уполномочена передавать   имущество учреждаемым   юрлицам, заручившись   согласием учредителя.   Финансовый   контроль осуществляет руководитель   ОУ   при согласии   учредителя или самостоятельно.  совершении При   касающихся сделок, ценной особо собственности,   — наблюдательный   совет школы. Требуется распоряжение   Специально   созданный исполнительный   орган ОУ, руководствующийся в   своей   деятельности правилами расходования материальных   средств, утверждаемыми управляющим   советом школы. Функции   утверждению   по плана Ограничения   по распоряжению Не   определены действующей собственностью Ответственность по   принятым обязательствам могут   законодательной базой, утверждаться уставными документами. пределах   В имеющихся материальных ресурсов. Тип ответственности учредителя Участие   деятельности других юрлиц в Субсидиарная Долевое участие финансово­ хозяйственной деятельности, утверждению   порядка расходования   средств, одобрению/неодобрению действий исполнительного   органа школы   по   заключению сделок   возлагаются   на управляющий совет ОУ.   учредителя для выполнения следующих операций:   распоряжение собственностью, выделенной учредителем или приобретенной за счет целевого финансирования ; передача материального фонда   денежных средств уставный капитал учреждаемых юрлиц.  или в    в Требуется распоряжение наблюдательного совета по таким вопросам: участие   учреждении юрлиц;  совершение сделок   имуществом, распоряжение которым следует согласовать   с собственником. с  Несет   ответственность за   все   имущество,   за исключением собственности, выделенной учредителем или приобретенным   за   счет целевого финансирования. Отсутствует   Несет ответственность за все имущество, имеющееся на балансе.   Отсутствует Уполномочены передавать   собственной материальной   базы   в части Заручившись   согласием   собственника, имеет выступать право учредителем   других уставной капитал юрлиц   при   согласии собственника. юрлиц, направления деятельности   которых соответствуют   сфере целевой   деятельности, при   условии,   что учредительская активность повысить образовательных услуг.   позволит качество     Анализ новых организационно­правовых форм образовательных учреждений  Вопрос   о   характере   полномочий   АНО   остается   открытым.   Эксперты   отрасли образования   расходятся   во   мнении,   насколько   правомерным   является   создание дополнительных организационных форм ОУ, разница в правовом статусе которых будет заключаться, вероятнее всего, в праве на распоряжение собственностью.  Анализ   новых   перспективных   организационно­правовых   форм   образовательных учреждений показывает, что вероятнее всего могут быть предложено от трех до пяти видов АНО, характеристики которых представлены в таблице: Возможные формы самостоятельных образовательных учреждений и степень их самостоятельности в управлении  Объект собственности Закрепленное имущество Денежные средства на смете Имущество,   приобретенное   по смете Средства, внебюджетной деятельности Имущество,   приобретенное   на внебюджетные средства   получаемые   от Нет Нет  Нет Нет  Нет  Перспективные формы ОУ Да Да Да С согласия собственника Да  С согласия собственника Да  Да  Да Да Изменения, разрабатываемые к законодательству в сфере образования, позволяют сделать вывод, что оптимальным вариантом организации школ в скором времени станет форма   ОУ,   управление   которой   осуществляется   строго   в   соответствии   с   указаниями собственника.  Имущество,   имеющееся   на   балансе   такой   организации,   может   использоваться исключительно в соответствии с основными направлениями деятельности, а расходование поступающих   финансовых   активов   —   бюджетных   и   внебюджетных   —   выполняется согласно смете, опять же утвержденной учредителем.  Преимущество   узаконивания   АНО   такого   типа   заключается   в   отсутствии необходимости   для   руководства   ОУ   возлагать   на   себя   обязанности   по   принятию стратегически важных управленческих решений при значительном расширении функций собственника.

Статья на тему "Организационно-правовая форма образовательного учреждения"

Статья на тему "Организационно-правовая форма образовательного учреждения"

Статья на тему "Организационно-правовая форма образовательного учреждения"

Статья на тему "Организационно-правовая форма образовательного учреждения"

Статья на тему "Организационно-правовая форма образовательного учреждения"

Статья на тему "Организационно-правовая форма образовательного учреждения"

Статья на тему "Организационно-правовая форма образовательного учреждения"

Статья на тему "Организационно-правовая форма образовательного учреждения"

Статья на тему "Организационно-правовая форма образовательного учреждения"

Статья на тему "Организационно-правовая форма образовательного учреждения"

Статья на тему "Организационно-правовая форма образовательного учреждения"

Статья на тему "Организационно-правовая форма образовательного учреждения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019