Статья на тему "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
Оценка 4.7

Статья на тему "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
06.06.2019
Статья на тему "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
Работа по проектно-исследовательской деятельности актуальна в наше время. Задача учителя - правильно организовать эту работу. В данной статье я делюсь своим опытом работы по проектно-исследовательской деятельности с учащимися 1-4 классов. Работа ведётся по разработанной мною программе внеурочной деятельности "Я - исследователь".
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.docx
Организация проектно­исследовательской деятельности в начальной школе В современном мире все более актуально встает вопрос о воспитании  личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить,  решать новые жизненные проблемы, нужен человек не только потребляющий  знания, но и умеющий их добывать.  Ребёнок пришёл учиться в 1 класс. Он ещё мало знает и умеет. Но ему всё «любо знать». И задача учителя с первых дней пребывания в школе развивать в ребёнке эту любознательность, прививать ему интерес к учению, к открытию новых знаний, умений. И эти знания и умения будут ценны тем, что добудет их сам ученик. Девизом моей работы являются слова: «Если хочешь научить меня чему­то,  позволь  мне  идти  медленно...  Дай  мне  приглядеться....  Потрогать  и подержать в руках… Послушать.... Понюхать.... И, может быть, попробовать на вкус... О, сколько всего я смогу найти самостоятельно! Только, пожалуйста, не торопи меня!»    Этому   способствуют     занятия   по   разработанной   мной   программе проектно­исследовательской   деятельности   «Я­исследователь»,   которые   я провожу с 1 класса. Проектно­исследовательская деятельность носит групповой характер,   что   способствует   формированию   коммуникативных   умений: распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения. Кроме этого,   данная   деятельность   предполагает   работу   с   различными   источниками информации, что способствует формированию умения поиска, анализа, оценки информации.   Также   данная   работа   проводится   совместно   с   членами   своей семьи, с учителем. Таким образом,  исследовательская деятельность младших школьников,   будучи   основной   структурной   единицей   процесса   обучения, способствует:   обеспечению   целостности   педагогического   процесса,   осуществлению   в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;   развитию творческих способностей и активности учащихся;   адаптации к современным социально­экономическим условиям жизни;   формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный   результат   своей   деятельности,   который   возвеличивает   их   в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.   осуществлению перехода на компетентностный подход в образовательном процессе. На первых занятиях в 1 классе ученики знакомятся с понятием проекта, учатся   ставить   проблему,   выдвигать   гипотезу,   выбирать   объект   для исследования.   В   работе   по   созданию   проекта   используются   наблюдения, эксперименты.   Далее   проводится   работа   с   различными   источниками информации, её поиск, анализ и отбор. Данные занятия проводятся в игровой форме. С целью наилучшего понимания нового вида деятельности познакомила учеников с  уже готовыми проектами, созданными учениками ранее.  Для создания первых проектов вниманию учеников были предложены следующие   темы:   «Удивительные   вопросы»,   «Алфавит»,   «Магия   чисел», «Жалобная книга природы», «Растения нашего края», «Игры наших дедушек и бабушек»,   «Симметрия   вокруг   нас».   Во   время   подготовки   данного   проекта ученики   познакомились   с    понятием   симметрии,   симметричными   и ассиметричными фигурами и предметами, симметрией в жизни человека. Во   2   классе   работа   над   проектами   продолжается.   Ученики   учатся самостоятельно выбирать и формулировать тему проекта, ставить цель и задачи исследования, выбирать объект исследования, задавать вопросы.  Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы   ясно   выделить   вопрос,   на   который   мы   хотим   получить   ответ.  Также проводится работа по закреплению умения выдвигать гипотезу, отрабатывается умение  создания гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.  Этой работе способствуют игры «Банк идей», «Задай вопрос». Проводятся несложные практические   задания:  тренировка   в   использовании   методов   исследования   в ходе изучения  доступных  объектов (вода, свет, комнатные  растения,  люди  и т.д.). Основным направлением   работы являются наблюдения, рассуждения, выводы.   Перед   проведением   исследований   ученики   составляют   план исследования, выделяют объекты для исследования. Важным этапом в работе является проведение эксперимента. Учащиеся учатся планировать эксперимент, находить   новое   с   помощью   эксперимента.  Практические   задания:   «Учимся анализировать»,   «Учимся   выделять   главное»,   «Расположи   материал   в определенной последовательности». Итогом данной работы является создание и защита проектов. Проекты могут   быть   как   коллективные,   так   и   индивидуальные.   Перед   защитой коллективно обсуждаются вопросы: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы». В 3 классе работа начинается с беседы о роли научных исследований в нашей жизни. Главная задача работы ­  «Посмотри на мир чужими глазами». Продолжается работа в группах. Перед созданием групп выполняются  задания на   выявление   общих   интересов,   проводится     знакомство   с   методами   и предметами   исследования.   Новым   видом   деятельности   является   обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Ученики составляют анкеты, опросы, проводят интервью в группах. Также проводится знакомство с основными логическими операциями. Юные   исследователи   учатся   оценивать   идеи,   выделять   главное   и второстепенное.   Ведущим   видом   деятельности   являются   анализ   и   синтез. Предлагаются   практическое   задания,   направленные   на   развитие   умения анализировать свои действия и делать выводы. Завершающим этапом   работы является  мини конференция по итогам собственных исследований, на которой ученики   представляют  выступления   с   презентацией   своих   проектов, анализируют свою проектную деятельность. В 4 классе проводится работа по совершенствованию умений и навыков, полученных ранее. Задача учителя – дать детям свободу в выборе темы, объекта исследования, проведении наблюдений и экспериментов, работе с источниками информации.  Итогом  проделанной  работы    является   создание  компьютерных презентаций. Учащимися было создано множество проектов, с которыми они выступали на различных уровнях:  1. Городская научно­исследовательская конференция (2 и 4 место, «Магия числа 7», «Жизнь и творчество А.М.Герасимова»); 2. Конкурс   исследовательских   работ   и   творческих   проектов   «Юный исследователь» (2 место, «Зачем ёжику иголки»); 3. Областная исследовательская олимпиада (победитель и призёр); 4. Школьные конкурсы исследовательских проектов. Мои ученики стараются показать свои работы другим, верят в себя и свои способности, учатся свободно мыслить, не боятся высказать своё мнение.  Я поощряю стремления детей к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять творческие идеи учащихся, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя.  И   закончить   хочу   словами   А.   Гина:  «Дайте   ребёнку   любознательность. Знания он возьмёт сам». Литература: 1. Григорьев   Д.   В.,   Степанов   П.   В..   Стандарты   второго   поколения: Внеурочная   деятельность   школьников:   Методический   конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  2. Савенков   А.И.  Методика   исследовательского   обучения   младших школьников.   _   Самара   :   Издательство   «Учебная   литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. 3. Семёнова   Н.А.   Исследовательская   деятельность   учащихся:   Начальная школа, 2006. № 2. 4. Сергеев   И.С.   Как   организовать   проектную   деятельность   учащихся:   пособие   для   работников   общеобразовательных Практическое   учреждений. М.: АРКТИ, 2003. 5. Федеральные государственные образовательные стандарты. https://fgos.ru/

Статья на тему "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"

Статья на тему "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"

Статья на тему "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"

Статья на тему "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"

Статья на тему "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"

Статья на тему "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"

Статья на тему "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"

Статья на тему "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2019