Работа по созданию портфолио в образовательном учреждении должна вестись регулярно и систематически. Важно научить младших школьников:
● анализировать собственную работу, собственные успехи в достижении предметных, метапредметных результатов обучения, а также успехи во внеурочной деятельности;
● объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов.
К работе с портфолио привлекаются родители, педагоги дополнительного образования, психолог, но главная роль отводится учителю.
Организация работы с портфолио
вестись регулярно и систематически. Важно научить младших школьников:
Работа по созданию портфолио в образовательном учреждении должна
● анализировать собственную работу, собственные успехи в достижении
предметных, метапредметных результатов обучения, а также успехи во
внеурочной деятельности;
● объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления
трудностей, достижения более высоких результатов.
К работе с портфолио привлекаются родители,
педагоги
дополнительного образования, психолог, но главная роль отводится учителю,
который:
объясняет, как собирать портфолио, как правильно отбирать
разные материалы;
участие в работе творческих групп;
материалов портфолио;
рефлексии и самоанализа;
контролирует систематическое наполнение, регулярность работы,
организует деятельность по разработке критериев оценки
создает условия среды, необходимые для коммуникации,
повышает знания обучающихся о способах самооценки и
самоанализа, степень их самостоятельности и самоконтроля в достижении
планируемых результатов.
поддерживает заинтересованность обучающихся в достижении
результатов, которые можно представить в портфолио.
Формы организации работы с Портфолио
№
Форма
организации
работы
1. Общеклассное
обсуждение
Сроки*
1 раз в
неделю
Содержание
УУД
Совместное
обсуждение:
общих правил
ведения портфолио;
критериев
оценки разделов
портфолио,
отдельных работ;
промежу
точных итогов
Регулятивные:
целеполагание,
прогнозирование, контроль,
коррекция, оценка
Коммуникативные:
Планирование учебного
сотрудничества, постановка
вопросов
Познавательные:
моделирование, сравнение,
анализ, обобщение,
классификация,2.
Групповая
работа
3.
Индивидуальна
я работа
Уточнение и
обсуждение:
общих правил
ведения портфолио;
критериев
оценки разделов
портфолио,
отдельных работ;
ых итогов.
Работа по
наполнению
портфолио
материалами,
периодическая
переоценка
собранных
материалов
промежуточн
способов
Обсуждение уровня:
достижений
учеником
результатов в учебе;
получения лучшего
результата;
критериев
оценки отдельных
работ
23 раза в
месяц
В течение
года
структурирование, извлечение
необходимой информации,
создание алгоритмов
деятельности,
осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания
Регулятивные:
целеполагание,
прогнозирование, контроль,
коррекция, оценка.
Коммуникативные:
Планирование учебного
сотрудничества, постановка
вопросов, разрешение
конфликтов, управление
поведением партнера.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой
информации, анализ,
обобщение, классификация,
структурирование, извлечение
необходимой информации,
создание алгоритмов
деятельности,
осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания
Регулятивные:
целеполагание, самоконтроль,
коррекция, самооценка, волевая
саморегуляция.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества, постановка
вопросов.
Личностные:
смыслообразование.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой
информации, моделирование,
сравнение, анализ, обобщение,
классификация,
структурирование, извлечение
необходимой информации,
самостоятельное создание
алгоритмов деятельности,
осознанное и произвольное
построение речевого4.
Домашняя
работа (ученик
+семья)
Работа по
наполнению
портфолио
материалами,
коррекция и помощь
в продвижении
ребенка
В течение
года
высказывания
Регулятивные:
целеполагание, самоконтроль,
коррекция, самооценка, волевая
саморегуляция.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой
информации, моделирование,
сравнение, анализ, обобщение,
классификация,
структурирование, извлечение
необходимой информации,
самостоятельное создание
алгоритмов деятельности
*Предлагаемые сроки работы являются вариативными и могут быть
скорректированы каждым учителем исходя из возможностей.
В первом классе у обучающегося начинают формироваться и
развиваться навыки учебной самостоятельности, позволяющие достичь
итоговых результатов начального образования. Поэтому работа с портфолио
на данном этапе способствует решению следующих важных задач:
– помочь адаптации обучающегося к требованиям и условиям обучения;
– сформировать у ребенка навык систематической оценки своей
учебной и внеучебной деятельности;
– способствовать получению опыта устного и письменного анализа
своей деятельности;
– приучить к регулярной работе с элементами портфолио.
В этот период учителю целесообразно сосредоточить внимание на
организации регулярной работы с портфолио и поддержанию у учащихся
мотивации к его наполнению личными материалами.
Этапы работы с портфолио в первом классе
Этапы
Сроки
I
1 чет.
Содержание
Формы
Общеклассные обсуждения,
установочные встречи с
родителями
Развитие навыков
систематической самооценки
учебной и внеучебной
деятельности.
Обсуждение структуры
портфолио и критериев оценки
достижений.
Определение конкретных заданийпо работе с портфолио.
Апробация различных форм
взаимодействия с родителями с
целью организации работы с
портфолио.
II
2 чет.
Привыкание к регулярной работе
с элементами портфолио
III
IV
3 чет.
4 чет.
Получение первого опыта устного
и письменного анализа своей
деятельности
Подведение итогов
Формирование рабочих
групп,
общеклассные обсуждения,
общеклассная презентация
лучших портфолио,
сформированных на этот
период
Групповая и
индивидуальная работа
Индивидуальные
презентации
На следующих этапах обучения (24 классы) происходит закрепление и
совершенствование навыков планирования, самооценки учебной и внеучебной
деятельности, овладение технологией проектной деятельности, отработка
различных форм и сценариев регуляции учебной деятельности, рефлексии и
оценки особенностей своего общения и социальной деятельности.
Работа с родителями.
Важную роль при работе с портфолио играют родители.
Цель их работы: оказание необходимой помощи детям в
систематической работе по ведению портфолио.
Учителю рекомендуется поставить перед родителями следующие
задачи:
– регулярно контролировать сроки и периоды работы ребенка с
портфолио, поощрять его самостоятельность в данной деятельности;
– проявлять интерес к такой работе и отмечать ее важность для
ребенка;
– всегда положительно и заинтересованно реагировать на просьбы
ребенка помочь в работе с портфолио;
– находить время и возможность совместно обсуждать результаты
успеваемости и пути ее улучшения;
– стараться отвечать на вопросы ребенка просто и понятно, при
необходимости обращаться за консультацией к учителю;
– стремиться справедливо оценивать работу ребенка.