Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"
Оценка 4.6

Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"

Оценка 4.6
Семинары
docx
музыка
Детсад
17.01.2019
Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"
Музыкальное воспитание дошкольника в семье одна из главнейших задач для педагога. Для этого необходимо создать соответствующие условия. Работа и консультации с родителями, беседы и планирование главных задач в разностороннем развитии ребенка в семье. Именно такой подход дает необходимые и столь важные результаты.
Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье.docx
Музыкальное воспитание дошкольника в семье. Музыка — больше, чем просто искусство. Это совершенно иной мир,  в котором правят эмоции, образы и воображение. Влияние музыки на развитие личности ребенка колоссально, и научные исследования неоднократно это  подтверждали. Воспитывая в детях любовь к музыкальному искусству,  вы открываете ему новые грани эмоционального восприятия жизни. Значение музыкального воспитания дошкольников Уже до года малыши проявляют искренний интерес к музыке. Они улавливают мелодию и даже совершают простейшие танцевальные движения — крутят  ручками, энергично раскачиваются в такт. С 3 лет дети готовы к  музыкальному воспитанию — посвящению в таинственный и увлекательный  мир музыки. Многие родители, однако, не считают это важной задачей и  предпочитают развивать, например, спортивные навыки дошкольников. Тем  временем, детские психологи уверяют, что развитие музыкальных  способностей — неотъемлемая часть учебно­воспитательного процесса  дошкольников. Музыкальному воспитанию следует уделить внимание по  следующим причинам:  Музыка помогает детям научиться выражать эмоции. Малыши становятся  более открытыми и чувственными, реже скрывают свои переживания от  родителей, что значительно снижает вероятность возникновения детского  стресса, Благодаря музыке, развиваются творческие способности и детское  воображение. Неважно, играет ли малыш на инструменте или просто слушает  песни — в обоих случаях близкое «общение» с музыкой вдохновляет и  воодушевляет на реализацию творческих порывов. Положительное влияние на психофизическое состояние. Музотерапия часто  практикуется детскими психологами для корректировки неусидчивости,  чрезмерной возбудимости и т. д. Полезна она и в профилактических целях.  Главное — грамотно подбирать музыкальный материал, чтобы не получить в  результате сеансов обратный эффект. Развитие памяти, концентрации внимания, моторики пальцев, усидчивости.  Запоминая песни, осваивая музыкальные инструменты, дети развивают многие навыки, которые обычно тренируют с помощью комплекса упражнений. Формирование эстетического восприятия жизни. Наконец, очень важно просто дать ребенку возможность получать эстетическое удовольствие от  прослушивания/исполнения музыки. Не забывайте, что музыка — искусство, а приобщать к нему детей необходимо. Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания  ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье.  Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому  родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что  этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно  в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно  развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке,  сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать  методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье,  понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный  культурный уровень.  Методы музыкального воспитания. Методы музыкального воспитания представляют собой разнообразные  способы руководства процессом музыкального воспитания, направленного на  формирование личности и всестороннее музыкальное развитие ребенка  дошкольного возраста. Методы музыкального воспитания осуществляются в  условиях непосредственного контакта с детьми. Музыка, вызывая многообразные настроения, эмоции, чувства ребенка под  влиянием близких, знакомых ему художественных образов музыкального  произведения, определяет своеобразие наглядно – слухового метода в  музыкально­эстетическом воспитании. Однако восприятие музыкальных  образов всегда связано с художественно­образным мышлением, конкретно­ чувственным проявлением мысли. Наглядный метод позволяет в конкретных,  красочных образах показать детям явления, события окружающей  действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных,  познакомить с предметами быта. Мысль, слово – это вторая ступень познания. Слово помогает ребенку понять  идею и содержание музыкального произведения, убеждает в верности его  восприятия. Отсюда следующий метод – словесный, обращенный к сознанию  ребенка, углубляющий его сопереживание художественного музыкального  образа, придающий ему осмысленность, убеждающий в его правдивости. Для словесного метода характерны следующие приемы: объяснение, пояснения,  указания, поэтическое слово, беседа. В процессе восприятия, эмоционально сопереживая образы музыкальных  произведений, ребенок осмысливает их. Он находится под влиянием  художественного музыкального образа, сила которого вызывает к нему  соответствующее эстетическое отношение. Постепенно ребенок подходит к  отражению сопереживаемых художественных образов в доступной ему  исполнительной деятельности – в пении, музыкальной игре, танце, игре на  детских музыкальных инструментах. Выявляется третий ­ художественно­ практический метод, имеющий в своей основе музыкальную творческо­ исполнительскую деятельность, тесно связанную с процессом обучения.  Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное  воспитание и обучение в виде систематических упражнений. Она дает ребенку возможность действенной проверки правильности музыкального восприятия и художественной мысли в активной, разносторонней и самостоятельной  деятельности. Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных  видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество,  музыкально ­ образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной  среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления,  на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется  музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему  желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании  (грамзапись, магнитофонная запись).  Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на  музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен  усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует  профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные  инструменты ­ игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители  могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать  мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих инструментах лишь  игрушки, предназначенные только для забавы.  Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за  исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр ­ напевать марш,  ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь  колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано,  детских музыкальных инструментах.  Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в  основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте.  Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без  какой ­ либо системы.  Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание.  Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование  позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать  основы музыкальной культуры.  Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи,  ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их  домашнее музыкальное окружение. Задачи музыкального воспитания детей в семье. Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это  зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям.  Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье  можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:  • обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать  интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы  музыкальной культуры; • развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов  музыкальной деятельности (восприятие, испольнительство, творчество,  музыкально­образовательная, деятельность); • способствовать общему развитию детей средствами музыки.  Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо  заложить основы для будущего профессионального обучения.  Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители  понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в  семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с  ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить  разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный  опыт.  Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ  музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую  музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей.  Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком,  эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой  народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства,  естественно, «проникается» народно­песенными интонациями. Они  становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и  красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену  настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инстру­ментов,  научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как  «взрослую», так и написанную специально для детей.  Формы организации музыкальной деятельности детей в семье  Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и в  более свободных формах ­ как развлечение, самостоятельное музицирование  детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с  детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна ­ это совместное  слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных  инструментах, музыкально ­ ритмические движения, игры с музыкой). К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание  грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное  музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь  чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д.  Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят  внимание. Более свободная форма музыкальной деятельности ­ слушание музыки  одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием).  Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка  звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не  сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется  использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они  привыкали к интонациям различной по стилям музыки. Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно  подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.  Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для  разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее  полно использовать его возможности.

Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"

Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"

Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"

Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"

Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"

Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"

Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"

Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"

Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"

Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"

Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"

Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2019