Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"
Оценка 4.6
Семинары
docx
музыка
Детсад
17.01.2019
Музыкальное воспитание дошкольника в семье одна из главнейших задач для педагога. Для этого необходимо создать соответствующие условия. Работа и консультации с родителями, беседы и планирование главных задач в разностороннем развитии ребенка в семье. Именно такой подход дает необходимые и столь важные результаты.
Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье.docx
Музыкальное воспитание дошкольника в семье.
Музыка — больше, чем просто искусство. Это совершенно иной мир,
в котором правят эмоции, образы и воображение. Влияние музыки на развитие
личности ребенка колоссально, и научные исследования неоднократно это
подтверждали. Воспитывая в детях любовь к музыкальному искусству,
вы открываете ему новые грани эмоционального восприятия жизни.
Значение музыкального воспитания дошкольников
Уже до года малыши проявляют искренний интерес к музыке. Они улавливают
мелодию и даже совершают простейшие танцевальные движения — крутят
ручками, энергично раскачиваются в такт. С 3 лет дети готовы к
музыкальному воспитанию — посвящению в таинственный и увлекательный
мир музыки. Многие родители, однако, не считают это важной задачей и
предпочитают развивать, например, спортивные навыки дошкольников. Тем
временем, детские психологи уверяют, что развитие музыкальных
способностей — неотъемлемая часть учебновоспитательного процесса
дошкольников. Музыкальному воспитанию следует уделить внимание по
следующим причинам:
Музыка помогает детям научиться выражать эмоции. Малыши становятся
более открытыми и чувственными, реже скрывают свои переживания от
родителей, что значительно снижает вероятность возникновения детского
стресса,
Благодаря музыке, развиваются творческие способности и детское
воображение. Неважно, играет ли малыш на инструменте или просто слушает
песни — в обоих случаях близкое «общение» с музыкой вдохновляет и
воодушевляет на реализацию творческих порывов.
Положительное влияние на психофизическое состояние. Музотерапия часто
практикуется детскими психологами для корректировки неусидчивости,
чрезмерной возбудимости и т. д. Полезна она и в профилактических целях.
Главное — грамотно подбирать музыкальный материал, чтобы не получить в
результате сеансов обратный эффект.
Развитие памяти, концентрации внимания, моторики пальцев, усидчивости.
Запоминая песни, осваивая музыкальные инструменты, дети развивают многие
навыки, которые обычно тренируют с помощью комплекса упражнений. Формирование эстетического восприятия жизни. Наконец, очень важно просто
дать ребенку возможность получать эстетическое удовольствие от
прослушивания/исполнения музыки. Не забывайте, что музыка — искусство, а
приобщать к нему детей необходимо.
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания
ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье.
Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому
родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что
этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно
в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно
развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке,
сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать
методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье,
понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный
культурный уровень.
Методы музыкального воспитания.
Методы музыкального воспитания представляют собой разнообразные
способы руководства процессом музыкального воспитания, направленного на
формирование личности и всестороннее музыкальное развитие ребенка
дошкольного возраста. Методы музыкального воспитания осуществляются в
условиях непосредственного контакта с детьми.
Музыка, вызывая многообразные настроения, эмоции, чувства ребенка под
влиянием близких, знакомых ему художественных образов музыкального
произведения, определяет своеобразие наглядно – слухового метода в
музыкальноэстетическом воспитании. Однако восприятие музыкальных
образов всегда связано с художественнообразным мышлением, конкретно
чувственным проявлением мысли. Наглядный метод позволяет в конкретных,
красочных образах показать детям явления, события окружающей
действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных,
познакомить с предметами быта.
Мысль, слово – это вторая ступень познания. Слово помогает ребенку понять
идею и содержание музыкального произведения, убеждает в верности его
восприятия. Отсюда следующий метод – словесный, обращенный к сознанию
ребенка, углубляющий его сопереживание художественного музыкального
образа, придающий ему осмысленность, убеждающий в его правдивости. Для словесного метода характерны следующие приемы: объяснение, пояснения,
указания, поэтическое слово, беседа.
В процессе восприятия, эмоционально сопереживая образы музыкальных
произведений, ребенок осмысливает их. Он находится под влиянием
художественного музыкального образа, сила которого вызывает к нему
соответствующее эстетическое отношение. Постепенно ребенок подходит к
отражению сопереживаемых художественных образов в доступной ему
исполнительной деятельности – в пении, музыкальной игре, танце, игре на
детских музыкальных инструментах. Выявляется третий художественно
практический метод, имеющий в своей основе музыкальную творческо
исполнительскую деятельность, тесно связанную с процессом обучения.
Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное
воспитание и обучение в виде систематических упражнений. Она дает ребенку
возможность действенной проверки правильности музыкального восприятия и
художественной мысли в активной, разносторонней и самостоятельной
деятельности.
Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных
видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество,
музыкально образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся
музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной
среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления,
на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется
музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему
желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании
(грамзапись, магнитофонная запись).
Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на
музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен
усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует
профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные
инструменты игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители
могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать
мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих инструментах лишь
игрушки, предназначенные только для забавы.
Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за
исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр напевать марш,
ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь
колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано,
детских музыкальных инструментах.
Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в
основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте.
Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без
какой либо системы.
Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание.
Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование
позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать
основы музыкальной культуры.
Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи,
ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их
домашнее музыкальное окружение.
Задачи музыкального воспитания детей в семье.
Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это
зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям.
Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье
можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
• обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать
интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы
музыкальной культуры;
• развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов
музыкальной деятельности (восприятие, испольнительство, творчество,
музыкальнообразовательная, деятельность);
• способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо
заложить основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители
понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в
семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с
ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить
разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный
опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня.
Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ
музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую
музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей.
Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком,
эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой
народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства,
естественно, «проникается» народнопесенными интонациями. Они
становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и
красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену
настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов,
научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как
«взрослую», так и написанную специально для детей.
Формы организации музыкальной деятельности детей в семье
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и в
более свободных формах как развлечение, самостоятельное музицирование
детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с
детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна это совместное
слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных
инструментах, музыкально ритмические движения, игры с музыкой).
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание
грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное
музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь
чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д.
Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят
внимание.
Более свободная форма музыкальной деятельности слушание музыки
одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием).
Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка
звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не
сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных
впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется
использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они
привыкали к интонациям различной по стилям музыки. Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно
подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для
разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее
полно использовать его возможности.
Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"
Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"
Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"
Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"
Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"
Статья на тему "Основные ориентиры в музыкальном воспитании дошкольника в семье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.