Разработка урока по музыке в 7 классе "Музыкальная драматургия увертюры". Цель урока познакомить учащихся с музыкальной драматургией увертюры к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» ; формировать слушать и понимать музыку; развивать умение сопоставлять и обобщать, анализировать литературное и музыкальное произведение, развивать речь и творческое воображение; воспитывать интерес к творчеству композитора и классической музыке.
Тема: «Музыкальная драматургия увертюры»
Цель: познакомить учся с музыкальной драматургией увертюры к опере
М. И. Глинки «Руслан и Людмила» ; формировать слушать и понимать
музыку; развивать умение сопоставлять и обобщать, анализировать
литературное и музыкальное произведение, развивать речь и творческое
воображение; воспитывать интерес к творчеству композитора и классической
музыке.
Портрет М. Глинки и А. Пушкина, компьютер, сигнальные карточки, текст
поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила».
Оборудование:
Ход урока
I.
Организационный момент.
1. Музыкальное приветствие.
Изучение нового материала
II.
Учитель: На прошлом уроке мы начинали знакомство с музыкальной
драматургией музыкальных произведений и выяснили, что в каждом
произведении есть свое личное развитие. Так же на уроке мы
познакомились с великим русским композитором М. И. Глинкой и с его
увертюрой к опере «Руслан и Людмила». А сегодня мы продолжаем
знакомство с увертюрой оперы. И тема нашего урока «Музыкальная
драматургия увертюры» (запись в тетрадь). Сегодня мы познакомимся с
драматургией увертюры и ее разделами. Работать мы будем в группах. В
конце урока спикеры групп подадут мне оценки за работу на уроке.
Каждой группе было дано домашнее задание. И сейчас мы вспомним, кто
такой М. И. Глинка и может, быть узнаем, что то новое о жизни и
творчестве композитора.
Ответ 1й группы
(учся рассказывают о жизни и творчестве М.И.
Глинки)
Учитель: Чей портрет находится рядом с М. И. Глинки? Почему?
Ответ детей.
Учитель: О М. И. Глинки и А С. Пушкине расскажет 2я группа.
Рассказ 2й группы.
Учитель: Да, как в русской литературе А. С. Пушкин – основоположник
русской классической поэзии. Так М. И. Глинка – основоположник
русской классической музыки. А что собой представляет опера «Руслан и
Людмила» расскажет 3я группа.
Сообщение 3й группы.Учитель: Все группы справились с заданием. А сейчас я вам наиграю
музыкальный фрагмент, а вы узнайте что это.
Наигрывание фрагмента
Ответ детей.
Учитель: Так что такое увертюра?
Ответ детей
Учитель: Правильно. Увертюра – это вступление. В переводе
французского – начало, открытие. Так, раньше увертюра была сигналом,
который предупреждало начале оперы. Во время её звучания зрители
заходили в зал, усаживались, не боясь шуметь. Позднее увертюра стала
строиться на музыкальных темах, которые встречаются в опере,
подготавливает слушателя к её восприятию. Но прежде чем мы продолжим
знакомство с разделами увертюры к опере «Руслан и Людмила»
послушайте сказку.
Гдето далеко во всемузыкальном океане есть Материк Форм. Самой
большой страной является Сонатная Форма. Ак и в других странах с
монархическим строем, главой страны является король. Короля зовут –
Главная Партия. Король всегда открывает балы первым, он спокойный,
веселый, жизнерадостный. А еще он большой модник и любит красиво
одеваться и считает, что король должен быть хорошо одет. А потом уже
дела государственной важности. Он требует это от всех, но мало кто его
слушается, например королева.
Королева – Побочная Партия. А зовут её так, что она всегда на всех
балах и приемах с боку короля. Побочная Партия с мягким характером, и
так же как и король любит одеваться.
Короля и королеву больше всего связывает, конечно, сын – Связующая
Партия. Как и все дети, он вредный, балованный похожий и на маму и на
папу.
И так, в королевстве Сонатная Форма начинается утро, языком этой
страны – это экспозиция, т. е. показ (запись в тетрадь), именно утром
представители правящей династии демонстрируют свои наряды, а затем
идут в тронный зал первый – король (Главная Партия), второй Принц
(Связующая партия), за ним королева (Побочная Партия).
Полдень языком страны – это разработка (запись в тетрадь). В это время
все заняты. Своим делом, а модельеры разрабатывают новые наряды.
Вечер – реприза, т. е. повтор (запись в тетрадь). Все повторяется
снова, король и королева идут в тронный зал и демонстрируют новые
наряды.
Под конец приходит Заключительная Партия и образует коду (запись в
тетрадь) заключительная часть.
(Сказка сопровождается рисунками, на которых изображены главные
герои, по содержанию ).Черномор.
Вспомним
Людмила,
Зачитайте из поэмы строки,
Учитель: Я думаю, что вы записали новые понятия, и мы возвращаемся к
опере «Руслан и Людмила». Давайте вспомним, какие действующие лица
есть в поэме?
Ответ детей.
Учитель: А какие главные герои?
Ответ детей.
Учитель: Правильно.
Руслан,
литературный образ Руслана.
характеризующие образ Руслана.
Зачитывается образ Руслана 1я группа.
Обобщение образа.
Учитель: Теперь послушайте музыкальный образ Руслана, который дается
в опере.
Прослушивание муз. темы образа Руслана.
Учитель: Давайте найдем литературный образ Людмилы.
Зачитывается образ Людмилы 2я группы.
Обобщение образа.
Учитель: К сожалению, композитор не дает в увертюре муз. образа
Людмилы. Ну а какой литературный образ Черномора?
Зачитывается образ Черномора.
Учитель: И опять в увертюры нет муз образа Черномора. Здесь лишь
слышится грозные звуки битвы Руслана и Черномора. Разобрав образы
главных героев, скажите, какие образы положительные,
а какие
отрицательные?
Ответ детей.
Учитель: Я думаю, вы согласитесь, что в опере мы наблюдаем борьбу
добра зла. Ну, а сейчас мы послушаем составные части увертюры. Для
этого вам надо вспомнить раннее прослушанную сказку. Как называется
первая часть увертюры?
Ответ детей.
Учитель: Какие темы вы услышали?
Ответ детей.
Обобщение.
Учитель: Следующая часть?
Ответ детей.
Слушание фрагмента
Учитель: Как вы поняли, в разработке отсутствуют острые столкновения
и борьба, потому что основные темы не спорят, а в разработке
раскрываются разные грани образов главных героев.
Слушание фрагмента.
Учитель: Что эта была за часть? И что в ней происходило?Ответ детей.
Обобщение.
Учитель: И заключительная часть увертюры – это?
Ответ детей.
Учитель: Кода увертюры очень интересная в смысле развития тем: в ней
зарождается основной конфликт оперы «зло» Черномора грубо врывается
в светлую жизнерадостную музыку увертюры. Но конечно добро и свет
торжествуют. А сейчас вы прослушаете увертюру полностью. Закройте
глаза, расслабьтесь и представьте, что вы находитесь в зале московского
Большого театра, где сейчас вы увидите оперу М. И. Глинки «Руслан и
Людмила».
Слушание увертюры.
Учитель: Какие впечатления об увертюре?
Ответ детей.
Учитель: Каждой группе было дано задание, нарисовать афишу к опере
«Руслан и Людмила» и слово предоставляется группам.
Защита афиш.
Поощрение детей.
III. Итог урока.
Учитель: Действительно, можно сказать, что в рамках увертюры М. И.
Глинка создал захватывающую сказку о «Руслане и Людмиле, мудрость,
сила и любовь победили зло. Какой можно сделать вывод о построении
музыкальных произведениях?
Ответы детей.
(каждое муз.
которые
раскрываются, каждое произведение имеет свое начало, кульминацию и
финал)
Учитель: Правильно, и своим ответом вы подтвердили эпиграф нашего
урока (читаем вместе) «Музыка раскрывается перед слушателем в
движении…Поэтому нет музыки без развития».
Но, а сейчас я проверю, как вы усвоили новый материал. Проведем игру
«Да – Нет» ( красная карточка –да, синяя – нет)
Игра «Да – Нет»
1. М. И. Глинка – украинский композитор?
2. Экспозиция – это показ главных тем?
3. Разработка – это заключительная часть увертюры?
4. Увертюра это вступление к опере?
5. Реприза – это повторение тем с изменением?
6. Опера «Руслан и Людмила» написана на основе поэмы М. С.
произведение имеет темыобразы,
Лермонтова?Учитель: Д/З написать письмо композитору
прослушанной увертюре»
Урок закончен. Спасибо за урок. Спикеры подают оценки.
«Мои впечатления о
Урок музыки в 7 классе
Тема: «Музыкальная
драматургия
увертюры»Составила учитель музыки
Семенюк В.Г.