Разработка урока по музыке "Музыкальная драматургия увертюры" (7 класс, музыка)

  • Лекции
  • docx
  • 09.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по музыке в 7 классе "Музыкальная драматургия увертюры". Цель урока познакомить учащихся с музыкальной драматургией увертюры к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» ; формировать слушать и понимать музыку; развивать умение сопоставлять и обобщать, анализировать литературное и музыкальное произведение, развивать речь и творческое воображение; воспитывать интерес к творчеству композитора и классической музыке.
Иконка файла материала Музыкальная драматургия увертюры.docx
Тема: «Музыкальная драматургия  увертюры» Цель:  познакомить уч­ся с музыкальной драматургией увертюры к опере М.   И.   Глинки   «Руслан   и   Людмила»   ;   формировать   слушать   и     понимать музыку;   развивать   умение   сопоставлять   и   обобщать,   анализировать литературное   и   музыкальное   произведение,   развивать   речь   и   творческое воображение; воспитывать интерес к творчеству композитора и классической музыке. Портрет М. Глинки и А. Пушкина, компьютер, сигнальные карточки, текст поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила».                                    Оборудование: Ход урока I. Организационный момент. 1. Музыкальное приветствие. Изучение нового материала II. Учитель:  На   прошлом   уроке     мы   начинали   знакомство   с   музыкальной драматургией   музыкальных   произведений   и   выяснили,   что   в   каждом произведении   есть   свое   личное   развитие.   Так   же   на   уроке   мы познакомились с великим русским композитором М. И. Глинкой и с его увертюрой   к   опере   «Руслан   и   Людмила».   А   сегодня   мы   продолжаем знакомство   с   увертюрой   оперы.   И   тема   нашего   урока   «Музыкальная драматургия увертюры» (запись в тетрадь). Сегодня мы познакомимся с драматургией увертюры и ее разделами. Работать мы будем в группах. В конце   урока   спикеры   групп   подадут   мне   оценки   за   работу   на   уроке. Каждой группе было дано домашнее задание. И сейчас мы вспомним, кто такой   М.   И.   Глинка   и   может,   быть   узнаем,   что   ­   то   новое   о   жизни   и творчестве композитора.                                             Ответ 1­й группы                                (уч­ся рассказывают о жизни и творчестве М.И. Глинки) Учитель: Чей портрет находится рядом с М. И. Глинки? Почему?                                             Ответ детей. Учитель: О М. И. Глинки и А С. Пушкине расскажет  2я группа.                                             Рассказ 2й группы. Учитель: Да,  как в русской литературе  А. С. Пушкин – основоположник русской   классической   поэзии.   Так   М.   И.   Глинка   –   основоположник русской классической музыки. А что собой представляет опера «Руслан и Людмила» расскажет 3я группа.                                              Сообщение 3й группы.Учитель:  Все   группы   справились   с   заданием.   А   сейчас   я   вам   наиграю музыкальный фрагмент, а вы узнайте что это.                                               Наигрывание фрагмента                                               Ответ детей. Учитель: Так что такое увертюра?                                              Ответ детей Учитель:  Правильно.   Увертюра   –   это   вступление.   В   переводе французского – начало, открытие. Так, раньше увертюра была сигналом, который   предупреждало   начале   оперы.   Во   время   её   звучания   зрители заходили в зал, усаживались, не боясь шуметь. Позднее   увертюра стала строиться   на   музыкальных   темах,   которые   встречаются   в   опере, подготавливает слушателя к её восприятию. Но прежде чем мы продолжим знакомство   с   разделами   увертюры   к   опере   «Руслан   и   Людмила» послушайте сказку.        Где­то далеко во всемузыкальном океане есть Материк Форм. Самой большой   страной   является   Сонатная   Форма.   Ак   и   в   других   странах   с монархическим строем, главой страны является король. Короля зовут – Главная Партия. Король всегда открывает балы  первым, он спокойный, веселый,   жизнерадостный.   А   еще   он   большой   модник   и   любит   красиво одеваться и считает, что король должен быть хорошо одет. А потом уже дела государственной важности. Он требует это от всех, но мало кто его слушается, например королева.        Королева – Побочная Партия. А зовут её так, что она всегда на всех балах и приемах с боку короля. Побочная Партия с мягким характером, и так же как и король любит одеваться.     Короля и королеву больше всего связывает, конечно, сын – Связующая Партия. Как и все дети, он вредный, балованный похожий и на маму и на папу.         И так,   в королевстве Сонатная Форма начинается утро, языком этой страны – это  экспозиция, т. е. показ (запись в тетрадь), именно утром представители  правящей династии демонстрируют свои наряды, а затем идут в тронный зал  первый – король (Главная Партия),  второй  ­ Принц (Связующая партия), за ним королева (Побочная Партия). Полдень языком страны – это разработка (запись в тетрадь). В это время все заняты. Своим делом, а модельеры разрабатывают новые наряды.           Вечер –  реприза,  т. е. повтор (запись в тетрадь). Все повторяется снова, король и   королева идут в тронный зал и демонстрируют новые наряды.     Под конец приходит Заключительная Партия и образует коду (запись в тетрадь) заключительная часть. (Сказка   сопровождается   рисунками,   на   которых   изображены   главные герои, по содержанию ).Черномор.   Вспомним   Людмила,   Зачитайте   из   поэмы   строки,    Учитель: Я думаю, что вы записали новые понятия, и мы возвращаемся к опере «Руслан и Людмила». Давайте вспомним, какие действующие лица есть в поэме?                                          Ответ детей. Учитель: А какие главные герои?                                           Ответ детей. Учитель:  Правильно.   Руслан, литературный   образ   Руслана. характеризующие образ Руслана.                                          Зачитывается образ Руслана 1я группа.                                          Обобщение образа. Учитель: Теперь послушайте музыкальный образ Руслана, который дается в опере.                                        Прослушивание муз. темы образа Руслана. Учитель: Давайте найдем литературный образ Людмилы.                                       Зачитывается образ Людмилы 2я группы.                                        Обобщение образа. Учитель:  К   сожалению,   композитор   не   дает   в   увертюре   муз.   образа Людмилы. Ну а какой литературный образ Черномора?                                               Зачитывается образ Черномора. Учитель:  И   опять   в   увертюры   нет   муз   образа   Черномора.   Здесь   лишь слышится   грозные   звуки   битвы   Руслана   и   Черномора.   Разобрав   образы главных   героев,   скажите,   какие   образы   положительные,     а   какие отрицательные?                                          Ответ детей. Учитель:  Я думаю, вы  согласитесь, что  в опере  мы  наблюдаем борьбу добра   зла. Ну, а сейчас мы послушаем составные части увертюры. Для этого вам надо вспомнить раннее прослушанную сказку. Как называется первая часть увертюры?                                           Ответ детей. Учитель: Какие темы вы услышали?                                             Ответ детей.                                            Обобщение. Учитель: Следующая часть?                                              Ответ детей.                                             Слушание фрагмента Учитель: Как вы поняли, в разработке отсутствуют острые столкновения и   борьба,   потому   что   основные   темы   не   спорят,   а   в   разработке раскрываются разные грани образов главных героев.                                            Слушание  фрагмента. Учитель: Что эта была за часть? И что в ней происходило?Ответ детей.                                           Обобщение. Учитель: И заключительная часть увертюры – это?                                          Ответ детей. Учитель: Кода увертюры очень интересная в смысле развития тем: в ней зарождается основной конфликт оперы «зло» Черномора грубо врывается в светлую жизнерадостную музыку увертюры. Но конечно добро и свет торжествуют.   А сейчас вы прослушаете увертюру полностью. Закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что вы находитесь в зале московского Большого театра, где сейчас вы увидите оперу М. И. Глинки «Руслан и Людмила».                                          Слушание увертюры. Учитель: Какие впечатления об увертюре?                                               Ответ детей. Учитель:  Каждой группе было дано задание,   нарисовать афишу к опере «Руслан и Людмила» и слово предоставляется группам.                                                Защита афиш.                                              Поощрение детей. III. Итог урока. Учитель:  Действительно, можно сказать, что в рамках увертюры М. И. Глинка создал захватывающую сказку о «Руслане и Людмиле, мудрость, сила и любовь победили зло. Какой   можно сделать вывод о построении музыкальных произведениях?                                                   Ответы детей. (каждое   муз.   которые раскрываются, каждое произведение имеет свое начало, кульминацию и финал) Учитель:  Правильно, и своим ответом вы подтвердили эпиграф нашего урока   (читаем   вместе)   «Музыка   раскрывается   перед   слушателем   в движении…Поэтому нет музыки без развития». Но, а сейчас я проверю, как вы усвоили новый материал. Проведем игру «Да – Нет» ( красная карточка –да, синяя – нет)        Игра «Да – Нет» 1. М. И. Глинка – украинский композитор? 2. Экспозиция – это показ главных тем? 3. Разработка – это заключительная часть увертюры? 4. Увертюра это вступление к опере? 5. Реприза – это повторение тем с изменением? 6. Опера   «Руслан   и   Людмила»   написана   на   основе   поэмы   М.   С.   произведение   имеет   темы­образы, Лермонтова?Учитель:  Д/З   написать   письмо   композитору   прослушанной увертюре»  Урок закончен. Спасибо за урок. Спикеры подают оценки.    «Мои   впечатления   о Урок музыки в 7 классе Тема: «Музыкальная драматургия увертюры»Составила учитель музыки  Семенюк В.Г.