Разработка урока по музыке "Музыкальная драматургия увертюры" (7 класс, музыка)
Оценка 5

Разработка урока по музыке "Музыкальная драматургия увертюры" (7 класс, музыка)

Оценка 5
Лекции
docx
музыка
7 кл
09.10.2018
Разработка урока по музыке "Музыкальная драматургия увертюры" (7 класс, музыка)
Разработка урока по музыке в 7 классе "Музыкальная драматургия увертюры". Цель урока познакомить учащихся с музыкальной драматургией увертюры к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» ; формировать слушать и понимать музыку; развивать умение сопоставлять и обобщать, анализировать литературное и музыкальное произведение, развивать речь и творческое воображение; воспитывать интерес к творчеству композитора и классической музыке.
Музыкальная драматургия увертюры.docx
Тема: «Музыкальная драматургия  увертюры» Цель:  познакомить уч­ся с музыкальной драматургией увертюры к опере М.   И.   Глинки   «Руслан   и   Людмила»   ;   формировать   слушать   и     понимать музыку;   развивать   умение   сопоставлять   и   обобщать,   анализировать литературное   и   музыкальное   произведение,   развивать   речь   и   творческое воображение; воспитывать интерес к творчеству композитора и классической музыке. Портрет М. Глинки и А. Пушкина, компьютер, сигнальные карточки, текст поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила».                                    Оборудование: Ход урока I. Организационный момент. 1. Музыкальное приветствие. Изучение нового материала II. Учитель:  На   прошлом   уроке     мы   начинали   знакомство   с   музыкальной драматургией   музыкальных   произведений   и   выяснили,   что   в   каждом произведении   есть   свое   личное   развитие.   Так   же   на   уроке   мы познакомились с великим русским композитором М. И. Глинкой и с его увертюрой   к   опере   «Руслан   и   Людмила».   А   сегодня   мы   продолжаем знакомство   с   увертюрой   оперы.   И   тема   нашего   урока   «Музыкальная драматургия увертюры» (запись в тетрадь). Сегодня мы познакомимся с драматургией увертюры и ее разделами. Работать мы будем в группах. В конце   урока   спикеры   групп   подадут   мне   оценки   за   работу   на   уроке. Каждой группе было дано домашнее задание. И сейчас мы вспомним, кто такой   М.   И.   Глинка   и   может,   быть   узнаем,   что   ­   то   новое   о   жизни   и творчестве композитора.                                             Ответ 1­й группы                                (уч­ся рассказывают о жизни и творчестве М.И. Глинки) Учитель: Чей портрет находится рядом с М. И. Глинки? Почему?                                             Ответ детей. Учитель: О М. И. Глинки и А С. Пушкине расскажет  2я группа.                                             Рассказ 2й группы. Учитель: Да,  как в русской литературе  А. С. Пушкин – основоположник русской   классической   поэзии.   Так   М.   И.   Глинка   –   основоположник русской классической музыки. А что собой представляет опера «Руслан и Людмила» расскажет 3я группа.                                              Сообщение 3й группы. Учитель:  Все   группы   справились   с   заданием.   А   сейчас   я   вам   наиграю музыкальный фрагмент, а вы узнайте что это.                                               Наигрывание фрагмента                                               Ответ детей. Учитель: Так что такое увертюра?                                              Ответ детей Учитель:  Правильно.   Увертюра   –   это   вступление.   В   переводе французского – начало, открытие. Так, раньше увертюра была сигналом, который   предупреждало   начале   оперы.   Во   время   её   звучания   зрители заходили в зал, усаживались, не боясь шуметь. Позднее   увертюра стала строиться   на   музыкальных   темах,   которые   встречаются   в   опере, подготавливает слушателя к её восприятию. Но прежде чем мы продолжим знакомство   с   разделами   увертюры   к   опере   «Руслан   и   Людмила» послушайте сказку.        Где­то далеко во всемузыкальном океане есть Материк Форм. Самой большой   страной   является   Сонатная   Форма.   Ак   и   в   других   странах   с монархическим строем, главой страны является король. Короля зовут – Главная Партия. Король всегда открывает балы  первым, он спокойный, веселый,   жизнерадостный.   А   еще   он   большой   модник   и   любит   красиво одеваться и считает, что король должен быть хорошо одет. А потом уже дела государственной важности. Он требует это от всех, но мало кто его слушается, например королева.        Королева – Побочная Партия. А зовут её так, что она всегда на всех балах и приемах с боку короля. Побочная Партия с мягким характером, и так же как и король любит одеваться.     Короля и королеву больше всего связывает, конечно, сын – Связующая Партия. Как и все дети, он вредный, балованный похожий и на маму и на папу.         И так,   в королевстве Сонатная Форма начинается утро, языком этой страны – это  экспозиция, т. е. показ (запись в тетрадь), именно утром представители  правящей династии демонстрируют свои наряды, а затем идут в тронный зал  первый – король (Главная Партия),  второй  ­ Принц (Связующая партия), за ним королева (Побочная Партия). Полдень языком страны – это разработка (запись в тетрадь). В это время все заняты. Своим делом, а модельеры разрабатывают новые наряды.           Вечер –  реприза,  т. е. повтор (запись в тетрадь). Все повторяется снова, король и   королева идут в тронный зал и демонстрируют новые наряды.     Под конец приходит Заключительная Партия и образует коду (запись в тетрадь) заключительная часть. (Сказка   сопровождается   рисунками,   на   которых   изображены   главные герои, по содержанию ). Черномор.   Вспомним   Людмила,   Зачитайте   из   поэмы   строки,    Учитель: Я думаю, что вы записали новые понятия, и мы возвращаемся к опере «Руслан и Людмила». Давайте вспомним, какие действующие лица есть в поэме?                                          Ответ детей. Учитель: А какие главные герои?                                           Ответ детей. Учитель:  Правильно.   Руслан, литературный   образ   Руслана. характеризующие образ Руслана.                                          Зачитывается образ Руслана 1я группа.                                          Обобщение образа. Учитель: Теперь послушайте музыкальный образ Руслана, который дается в опере.                                        Прослушивание муз. темы образа Руслана. Учитель: Давайте найдем литературный образ Людмилы.                                       Зачитывается образ Людмилы 2я группы.                                        Обобщение образа. Учитель:  К   сожалению,   композитор   не   дает   в   увертюре   муз.   образа Людмилы. Ну а какой литературный образ Черномора?                                               Зачитывается образ Черномора. Учитель:  И   опять   в   увертюры   нет   муз   образа   Черномора.   Здесь   лишь слышится   грозные   звуки   битвы   Руслана   и   Черномора.   Разобрав   образы главных   героев,   скажите,   какие   образы   положительные,     а   какие отрицательные?                                          Ответ детей. Учитель:  Я думаю, вы  согласитесь, что  в опере  мы  наблюдаем борьбу добра   зла. Ну, а сейчас мы послушаем составные части увертюры. Для этого вам надо вспомнить раннее прослушанную сказку. Как называется первая часть увертюры?                                           Ответ детей. Учитель: Какие темы вы услышали?                                             Ответ детей.                                            Обобщение. Учитель: Следующая часть?                                              Ответ детей.                                             Слушание фрагмента Учитель: Как вы поняли, в разработке отсутствуют острые столкновения и   борьба,   потому   что   основные   темы   не   спорят,   а   в   разработке раскрываются разные грани образов главных героев.                                            Слушание  фрагмента. Учитель: Что эта была за часть? И что в ней происходило? Ответ детей.                                           Обобщение. Учитель: И заключительная часть увертюры – это?                                          Ответ детей. Учитель: Кода увертюры очень интересная в смысле развития тем: в ней зарождается основной конфликт оперы «зло» Черномора грубо врывается в светлую жизнерадостную музыку увертюры. Но конечно добро и свет торжествуют.   А сейчас вы прослушаете увертюру полностью. Закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что вы находитесь в зале московского Большого театра, где сейчас вы увидите оперу М. И. Глинки «Руслан и Людмила».                                          Слушание увертюры. Учитель: Какие впечатления об увертюре?                                               Ответ детей. Учитель:  Каждой группе было дано задание,   нарисовать афишу к опере «Руслан и Людмила» и слово предоставляется группам.                                                Защита афиш.                                              Поощрение детей. III. Итог урока. Учитель:  Действительно, можно сказать, что в рамках увертюры М. И. Глинка создал захватывающую сказку о «Руслане и Людмиле, мудрость, сила и любовь победили зло. Какой   можно сделать вывод о построении музыкальных произведениях?                                                   Ответы детей. (каждое   муз.   которые раскрываются, каждое произведение имеет свое начало, кульминацию и финал) Учитель:  Правильно, и своим ответом вы подтвердили эпиграф нашего урока   (читаем   вместе)   «Музыка   раскрывается   перед   слушателем   в движении…Поэтому нет музыки без развития». Но, а сейчас я проверю, как вы усвоили новый материал. Проведем игру «Да – Нет» ( красная карточка –да, синяя – нет)        Игра «Да – Нет» 1. М. И. Глинка – украинский композитор? 2. Экспозиция – это показ главных тем? 3. Разработка – это заключительная часть увертюры? 4. Увертюра это вступление к опере? 5. Реприза – это повторение тем с изменением? 6. Опера   «Руслан   и   Людмила»   написана   на   основе   поэмы   М.   С.   произведение   имеет   темы­образы, Лермонтова? Учитель:  Д/З   написать   письмо   композитору   прослушанной увертюре»  Урок закончен. Спасибо за урок. Спикеры подают оценки.    «Мои   впечатления   о Урок музыки в 7 классе Тема: «Музыкальная драматургия увертюры» Составила учитель музыки  Семенюк В.Г.

Разработка урока по музыке "Музыкальная драматургия увертюры" (7 класс, музыка)

Разработка урока по музыке "Музыкальная драматургия увертюры" (7 класс, музыка)

Разработка урока по музыке "Музыкальная драматургия увертюры" (7 класс, музыка)

Разработка урока по музыке "Музыкальная драматургия увертюры" (7 класс, музыка)

Разработка урока по музыке "Музыкальная драматургия увертюры" (7 класс, музыка)

Разработка урока по музыке "Музыкальная драматургия увертюры" (7 класс, музыка)

Разработка урока по музыке "Музыкальная драматургия увертюры" (7 класс, музыка)

Разработка урока по музыке "Музыкальная драматургия увертюры" (7 класс, музыка)

Разработка урока по музыке "Музыкальная драматургия увертюры" (7 класс, музыка)

Разработка урока по музыке "Музыкальная драматургия увертюры" (7 класс, музыка)

Разработка урока по музыке "Музыкальная драматургия увертюры" (7 класс, музыка)

Разработка урока по музыке "Музыкальная драматургия увертюры" (7 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2018