Конспект урока по музыке на тему «Звать через прошлое к настоящему»
Оценка 4.9

Конспект урока по музыке на тему «Звать через прошлое к настоящему»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка +1
8 кл
14.08.2019
Конспект урока по музыке на тему  «Звать через прошлое к настоящему»
Мы прикоснемся к очень важной странице нашей истории. Ключевой фигурой для нас станет полководец, защитник Земли Русской святой князь Александр Невский. А понять и почувствовать то время нам помогут картины,, стихотворение музыка, кинофильм. Цель урока: раскрыть образ Александра Невского, как князя и святого ,через произведения искусства.
конспект урока.docx
Ф.И.О. Скалкина Жанна Юрьевна­ учитель музыки; Ф.И.О.  Вишнёвкина Ольга Николаевна­ учитель русского языка и литературы. Наименование образовательного учреждения: МБОУ «СОШ №1»; Интегрируемые предметы: МУЗЫКА и ЛИТЕРАТУРА; Тема урока: «Звать через прошлое к настоящему»; Возраст обучающегося: 13 лет. Конспект урока Звать через прошлое к настоящему. Цель урока: раскрыть образ Александра Невского, как князя и святого, через произведения искусства. Задачи: Образовательные: 1) продолжить знакомство учащихся с кантатой «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева, на основе литературных и исторических источников сопоставить героико-эпический образ в музыке с образами изобразительного искусства и литературы; 2) подвести детей к осознанию значимости древнерусской литературы в четком различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести человека, смысла жизни – самых высоких общечеловеческих нравственных и духовных ценностей. 3) продолжить обучение анализа музыкальной формы произведения, используя выразительные средства музыки. Развивающие: 1) способствовать формированию музыкального вкуса, умению слушать и анализировать фрагменты кантаты; 2) развивать вокально-хоровые навыки; 3) расширять кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром; 4) создать условия для развития художественного вкуса и творческих способностей. Воспитательные: 1) приобщать детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа; 2) формировать эмоционально-положительное, творческое отношение к уроку, способствующее более полной реализации творческого потенциала учащихся. 3) способствовать формированию патриотических чувств учащихся на примере жизни Александра Невского; 4) способствовать формированию чувства гордости и уважения к историческому прошлому России. Формы работы: групповые, индивидуальные; Используемые технологии и техники: личностно-ориентированная, коучинговый подход (техники: лестница успеха, открытые вопросы, парковка для вопросов) Оборудование и материалы (поддерживающая среда): фонохрестоматия музыкального материала для 8 класса, музыкальный словарь, презентация, видеофрагмент из кинофильма “Александр Невский” режиссёра С.Эйзенштейна, индивидуальный раздаточный материал. Ход урока. 1. Вдохновение (актуализация) (На фоне звучания колокольного звона – декламация) Среди дубравы Блестит крестами Храм златоглавый С колоколами… К себе он тянет неудержимо, Зовет и манит он в край родимый… И сердце радостно Дрожит и тает, Пока звон благостный Не замирает. . . Учитель литературы: -Скажите, вы раньше слышали колокольный звон? (ответы) Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как символы России. На прошлом уроке на «парковке вопросов» был оставлен такой: «В какое время и как звонили колокола?». Один из учеников нашел ответ и приготовил презентацию. Ему слово Ученик:- Колокола звонили и в великие праздники - благовесты, и в тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата.. Учитель литературы: -Рождение в народе героя – защитника – всегда милость Божья. Бог посылает героев в самые трудные времена. Особенно это видно на истории русского народа, веры Православной. - Кто защищал в древние века Русь? (ответ детей…..) - Где можно найти точное лексическое значение этого слова? (В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля) - Где впервые вы встретились с богатырями, которыми издавна славилась земля русская? (Былины) Учитель музыки: -Былины - один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Народные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей, как неторопливое повествование. Из глубины веков дошла до нас «Былина о Добрыне Никитиче». И я хочу пригласить для исполнения фрагмента этого муыкального произведения Чемеленко Ивана. (Исполняет фрагмент из былины Чемеленко Иван). Учитель музыки: - Каков характер прозвучавшей музыки? (ответ… протяжный, напевный, звучит лирично, исполняется нараспев) Учитель литературы: -О чем рассказывали былины? (О важных событиях, происходивших на Руси, о народных героях, о защитниках земли Русской. ) Учитель литературы :-Русским людям не раз приходилось защищать Родину с оружием в руках. Много героев прославилось в этих сражениях. Назовите героев, которых вы видите на экране?( Дмитрий Донской, Кутузов, Суворов, Нахимов, Ушаков, Сусанин). Представьте себя на месте одного из них. Какими вы себя видите? - Сегодня мы поговорим об одном из таких героев, который остался не назван. По нашим подсказкам попробуйте догадаться, кто это? Учитель литературы: -Человек этот известен нам как великий полководец, защитник Родины. Учитель музыки: - Он был очень молод, когда возглавил русское войско, оборонявшее Русь сначала против шведских завоевателей, а потом против немецких воинов-крестоносцев. Учитель литературы: -Церковью он был причислен к лику святых. Учитель музыки: - Кто догадался, о ком идет речь? Учитель литературы:-Правильно, это Святой Благоверный князь, сын земли русской – великий полководец Александр Невский. - Что бы вы хотели узнать о нем сегодня? (Кто этот человек, каким он был, чем прославился) - Почему эта цель для тебя важна? (Мы часто слышим об этом человеке, но мало что о нем знаем) -Где вы слышали это имя? ( Храм А.Невского; в Санкт-Петербурге ул. А. Невского; площадь А. Невского, памятник; орден А. Невского). Да, вы права ребята. Наш президент В.В. Путин награждает этим орденом многих выдающихся людей нашей страны. - Реально ли достичь цели за отведенное время? (Да, возможно) - Есть ли у тебя необходимые ресурсы для достижения цели, если нет, то какие ресурсы необходимо привлечь? (Знания истории, литературы…интернет ..) - Мы с вами подошли к проблемному вопросу урока: «Почему же помнят и почитают Александра Невского? Почему он причислен к лику святых? - Мы сегодня будем…. (Обращаем внимание на тему урока) 2. Формирование ожиданий обучающихся (техника «Лестница успеха») Учитель музыки: - Перед вами Лестница успеха. Закрасьте фигурку человечка там , где вы сейчас находитесь по отношению к идеальному для вас результату изучения темы урока. - На каких ступеньках вы оказались? (3,4,5) -А где бы Вам хотелось быть на Лестнице успеха?(На самом верху). - Как можно достичь результата? (Нужно использовать то, что уже узнаешь, что достиг цели? (Я смогу ответить на -Как ты - Что конкретно будешь делать? (Я буду внимательно слушать, знаем, получить новые знания). проблемный вопрос урока). размышлять, искать нужную информацию) Учитель литературы: - Посмотрите внимательно на портрет. ( Ученики рассматривают картину П.Корина «Александр Невский» под музыку А. Бородина «Богатырская симфония»). -Опишите великого князя: его внешний вид, позу, выражение лица. Почему за ним изображены река и белокаменная церковь? Чем прославился князь?( Ответы детей). У вас было домашнее задание - подобрать стихотворение, которое характеризует князя.Давайте послушаем учеников, выберем и запишем слова- ответы на проблемный вопрос. Читают уч-ся: 1.Много героев имела страна, Паленова И история наша богата, Но первым он поднял народ на врага, И Русь для него была свята. 2.Он к лику святых был причислен народом Сергеев За ратный свой труд, за большие дела. За то, что хотел он народу свободы, За то, чтоб свободной Россия была. -Какие слова или выражения вы выписали к себе в тетрадь? 3. Этап приверженности. Учитель музыки: - Исторические события, связанные с именем Александра Невского, нашли отражение в произведениях различных видов искусства. Вы рассматривали портрет князя, ему также посвящены музыкальные произведения. Перед вами портрет великого композитора. Назовите его имя.( С.С. Прокофьев). Сейчас прослушайте отрывок из его произведения, определите его название и характер. (Слушание: «Вставайте, люди русские»). мужской, смешанный.) -Итак, как вы думаете, как называется эта часть произведения? -Что вы услышали сейчас? (Хор, солистов и симфонический оркестр) -А какие вы еще знаете разновидности хоров? (Детский, женский, - Какой хор звучит в этом фрагменте? (Смешанный) - Как начинается этот фрагмент?( С колокольного звона) - С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный звон? ( На Руси был обычай обо всех событиях оповещать людей колокольным звоном. А хор, как отклик колоколов, звучит очень активно и призывно.) - А сейчас, ребята, определите по словарю эстетических эмоций какой характер прозвучавшей музыки? - Ребята, менялось ли настроение в музыке? - А сколько раз? (3) - В какой части меняется характер? - Здесь композитор как бы создаёт образ Родины-Матери, поэтому музыка звучит неторопливо, но при этом величественно. Мы сейчас с вами говорим о музыкальной форме произведения. Её можно записать в буквенном в виде А+В+А (т.е. 3х ч. форма). -С каким жанром ее можно сравнить? (С былиной). -Скажите, пожалуйста, как называется всё произведение, которое сочинил С.С. Прокофьев? (Кантата). С этим произведением вы уже встречались ранее, поэтому слово «кантата», я думаю, вам знакомо. - Какое произведение называют кантатой? (Кантата – вокальное, многочастное музыкальное произведение для солистов, хора, и симфонического оркестра, обычно героического и торжественного характера. В кантате 7 частей). -Данная кантата была написана на основе музыки к кинофильму режиссера Сергея Эйзенштейна "А. Невский". Предлагаю вам посмотреть отрывок из этой ленты и подумать, каким предстает перед нами этот герой в кинематографе. (Видеофрагмент из к/ф А. Невский). - Какие главные, ключевые слова, сказал А. Невский в конце фрагмента? (Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет). - Что значат эти слова? Я Вам очень благодарна, что Вы были внимательными слушателями и процитировали одну из основных идей. Мы продолжаем работу над кантатой и сейчас у вас будет творческое задание. ( Кластер ) Учитель литературы: - Давайте теперь обратимся к произведениям древнерусской литературы, в которых также был воссоздан образ великого князя. Перед вами отрывок из «Жития Александра Невского». Ребята, как вы думаете, чем понятия «жизнь» и «житие» отличаются друг от друга? ( Жизнь — существование; житие — жизнеописание духовного или светского лица, признанного христианской Церковью святым.) Александру Невскому как мудрому государственному деятелю и великому полководцу посвящено житие. Произведение это было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь. Прочитайте отрывок из «Жития…» и ответьте на вопросы. -Каким полководцем изображает автор жития Великого князя? -Можно ли на основании житийного портрета отнести Александра -Давайте заполним схему, в которой отразим те сведения, которые Полководец :мужественный и непобедимый воин, в бою Святой: молился, верил в Бога, его предзнаменования, внешне Невского к святым? нашли в тексте . (Работа со схемой). стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. похож на Бога, уповал на Святую троицу, стал монахом. 4. Обобщение собранного материала. (Синквейн: Учитель литературы: - Ребята , сейчас вам предстоит воссоздать в памяти весь образ Александра Невского и составить синквейн. 1.сущ. полководец;2.прил. святой, храбрый; 3.глаг. защищать, верить, любить; 4.словосоч. защищать Родину; 5. герой-патриот.) -Кто такие патриоты? Учитель музыки: - Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока: Почему же помнят и почитают А. Невского? (Защищал Родину, хотел для России свободы, был причислен народом к святым, был очень религиозным, образец для подражания) -Мне ещё раз хочется обратить ваше внимание на то, что без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое. 5.Подведение итогов Учитель музыки: -Давайте с вами вернемся к нашей Лестнице успеха. Закрасьте фигурку человечка, и посмотрите, где вы находитесь по окончании урока. - Кто из вас продвинулся к достижению наилучшего результата? (Ребята определяют свое «местоположение» на Лестнице успеха ). - Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату? (внимательное слушание, вспомнить знания по истории, литературы, музыке) -Что помогло вам продвинуться по лесенке успеха? (Стремление узнать что -то новое, разнообразный материал….) -У кого остались вопросы на момент окончания урока, прошу оставить их на «парковке вопросов». Учитель литературы: 6. Эмоциональный настрой в конце урока .( Рефлексия настроения: “Дерево чувств”). Учитель литературы: -Что вы чувствуйте сейчас? -Какие эмоции вы испытываете? -С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить своё Каждому настроению настроение и эмоциональное состояние. соответствует свой цвет: красный – восторженное; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное. 7. Итог. Учитель музыки: -Наш урок подошел к концу. Мы прикоснулись к очень важной странице нашей истории. Ключевой фигурой для нас стал полководец, защитник Земли Русской святой князь Александр Невский. А понять и почувствовать то время нам помогли картины, стихотворение, музыка, кинофильм. Учитель литературы: -Нам было приятно с вами работать. Ваши ответы, размышления и споры показали интерес и неравнодушие к этой теме. А это самое главное.. Оценки. Д/з: Отзыв о прослушанном отрывке из кантаты «А. Невский». Спасибо всем за внимание! эпоха» Изд. Санкт-Петербург 1995. ст. классов.- М.: Просвещение, 1993. Список использованной литературы: 1. Бегунов Ю.К., А.Н. Кирпичников «Князь Александр Невский и его 2. Борисов Н.С. Русские полководцы XIII - XVI веков: Кн. для учащихся 3. Бегунов Ю.К. Александр Невский. - М.: Яуза-Эксмо, 2009. - С. 336. 4. Егоров В.Л. Александр Невский и история России. Александр Невский и Золотая Орда. Материалы научно-практической конференции. Изд. «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» 1996. - С. 256. 5. Русичев С. - Александр Невский: великие историки о великом полководце / Святослав Русичев. - М. -СПб.: Диля, 2010. - С. 223. 6. Шишов А.В. - Александр Невский. Святой князь-ратоборец - М.: Вече (М.), 2006. - С. 344. 7.Житие святого благоверного князя Александра Невского // М. Артос-Медиа. 2009. С.32. Сайты: http://spravka.silacheloveka.ru/index.php?id=1644 http://obrazovaka.ru/essay/nevskiy/interesnye-fakty-iz-zhizni http://fb.ru/article/153247/orden-aleksandra-nevskogo-foto-kavaleryi- http://mearal.ru/orden_nevskogo/4.htm http://music-fantasy.ru/materials/sergey-prokofev-kantata-aleksandr- ordena-aleksandra-nevskogo nevskiy

Конспект урока по музыке на тему «Звать через прошлое к настоящему»

Конспект урока по музыке на тему  «Звать через прошлое к настоящему»

Конспект урока по музыке на тему «Звать через прошлое к настоящему»

Конспект урока по музыке на тему  «Звать через прошлое к настоящему»

Конспект урока по музыке на тему «Звать через прошлое к настоящему»

Конспект урока по музыке на тему  «Звать через прошлое к настоящему»

Конспект урока по музыке на тему «Звать через прошлое к настоящему»

Конспект урока по музыке на тему  «Звать через прошлое к настоящему»

Конспект урока по музыке на тему «Звать через прошлое к настоящему»

Конспект урока по музыке на тему  «Звать через прошлое к настоящему»

Конспект урока по музыке на тему «Звать через прошлое к настоящему»

Конспект урока по музыке на тему  «Звать через прошлое к настоящему»

Конспект урока по музыке на тему «Звать через прошлое к настоящему»

Конспект урока по музыке на тему  «Звать через прошлое к настоящему»

Конспект урока по музыке на тему «Звать через прошлое к настоящему»

Конспект урока по музыке на тему  «Звать через прошлое к настоящему»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2019