Музыкально – ритмического воспитание дошкольников направлено на развитие их слухового восприятия, привлечение интереса к слушанию песен, музыкальных пьес, формирование первоначальных певческих умений, проявлений ритмичности в постепенно усложняющихся движениях.
Особенности музыкально – ритмического обучения детей с нарушениями речи связаны с использованием средств музыкальных занятий для развития речевого высказывания и стимуляции самостоятельной речи, выбором специальных средств активизации эмоционального, познавательного и двигательного развития. Становлению диалогической речи детей способствуют специально подготовленные беседы музыкального руководителя о музыке и конкретных музыкальных произведениях.
Особенности музыкально – ритмического воспитания детей
дошкольного возраста с нарушениями речи
Музыкально – ритмического воспитание дошкольников направлено на развитие их
слухового восприятия, привлечение интереса к слушанию песен, музыкальных пьес,
формирование первоначальных певческих умений, проявлений ритмичности в
постепенно усложняющихся движениях.
Особенности музыкально – ритмического обучения детей с нарушениями речи
связаны с использованием средств музыкальных занятий для развития речевого
высказывания и стимуляции самостоятельной речи, выбором специальных средств
активизации эмоционального,
познавательного и двигательного развития.
Становлению диалогической речи детей способствуют специально подготовленные
беседы музыкального руководителя о музыке и конкретных музыкальных
произведениях.
В работе с детьми важно последовательное развитие слухового восприятия
(определение источника звука, направления звучания), «пошаговое» распределение
материала соответствующих упражнений сочетание подгрупповых и индивидуальных
занятий, использование музыкальных впечатлений для выполнения расслабляющих
упражнений. Для развития певческого дыхания необходимы специальные задания и
упражнения, представляемые педагогом в игровой форме. При отборе песенного
материала следует учитывать динамику возрастания речевых навыков. Здесь важно
обеспечить преемственность работы воспитателей, логопеда и музыкального
руководителя. Развивая музыкально – ритмические движения, педагог постепенно
воспитывает у детей ощущение формы музыкального произведения, его начало и
окончания, а затем навыки восприятия смены контрастных частей.
Приведем краткое описание нескольких музыкально – ритмических упражнений,
разработанных нами для данного контингента детей. При их разучивании
необходимые пояснения по поводу характера движений делает педагог, используя
наглядные опоры и показ. Постепенно дети учатся согласовывать выполняемые
движения с содержанием слов педагога и музыкальным сопровождением. Во всех
упражнениях стихотворные строки изначально произносит педагог, однако роль
текста может меняться. В упражнении «Пчелы» слова педагога вместе с его
движениями поясняют характер движений, которые затем должны выполнить дети.
По мере развития речевых возможностей они могут самостоятельно произносить
(пропевать) слова, одновременно выполняя движения.
Упражнение «Пчёлы»
(песенка «Пчёл – детей учила мать…..»; муз. В. Иванникова, сл. Е. Александровой)
Цель: воспитывать умение переключать активное внимание на качество
выполнения действий, необходимых в конкретный момент; способствовать
нормализации мышечного тонуса; формировать чувство коллективных действий.
Пчёл – детей учила мать,
Как на крылышках летать.
Сначала движение выполняет взрослый или один ребёнок. Затем все дети повторяют.
Они бегут по залу, разведя руки в стороны и отведя их немного назад. С окончанием
музыки «пчёлки» улетают в «ульи» (садятся на стульчики).Пчёл – детей учила мать,
Как в полях цветы искать.
Бегут по залу, как в первой части, периодически присаживаясь на корточки (ищут
цветы). С окончанием музыки дети – «пчёлки» улетают в «ульи».
Упражнение «Помощники»
(муз. Т. Шутенко, сл. В. Кукловской)
Цель:
воспитывать умение координировать речь с движением.
способствовать устранению напряженности и скованности движений;
Щёткой пол на кухне
Дружно подметаем –
Вот как мы сегодня
Маме помогаем.
Дети, держа в руках воображаемую щётку (или веник), выполняют движения,
имитируя подметание.
На окне цветочки
Дружно поливаем –
Вот как мы сегодня
Маме помогаем.
Имитируют движения лейкой: водят из стороны в сторону одной рукой, затем другой.
Мы свои платочки
В тазике стираем –
Вот как мы сегодня
Маме помогаем.
Имитируют движения во время стирки: потирают кулачки друг о друга. Затем, слегка
наклонив туловище, плавно и свободно выполняют движения руками влево и вправо
(«полощут платочки»). При изменении характера музыки они, подняв руки перед
собой, энергично встряхивают руками («стряхивают воду с платочков»). После этого
«вешают платочки» на воображаемую верёвку: поднимают руки вверх, потянувшись,
спокойно опускают вниз.
Мы тарелки моем,
Сухо вытираем
Вот как мы сегодня
Маме помогаем.
Имитируют движения, выполняемые в ходе мытья тарелки, затем «вытирают» её
полотенцем.
Упражнение «Подсолнухи»
Цель: способствовать развитию тонкой моторики рук, укреплению мышечного тонуса,
координации речи с движением; воспитывать внимание к чёткому выполнению
движений.
Посадили зёрнышки
Мы весной, мы весной.
Дети ходят по залу, берут из ладони «зёрнышки» и, наклоняясь, «сажают» их в землю.
Плавно водят руками, сложенными вместе, из стороны в сторону.
Поливали зёрнышки,
Мы водой, мы водой.Ярким летом солнышко
Припекло, припекло.
Сидят на корточках, поставив руки на пояс, затем медленно поднимаются.
Много здесь подсолнушков
Расцвело, расцвело.
Медленно поднимают руки вверх, через стороны, сжав кулачки, в конце движения
раскрывают кулачки и делают кистями движение «фонарик».
Ветерок по полюшку
Пролетал, пролетал.
Качают поднятыми руками из стороны в сторону.
И цветок – подсолнушек
Покачал, покачал.
Качают головой вправо и влево, поставив руки на пояс.
Для детей среднего и особенно старшего дошкольного возраста с нарушениями
речи возможно более широкое включение ритмопластических упражнений в процесс
музыкального воспитания.
В подготовительную часть занятия включены дыхательные упражнения,
обеспечивающие плавный переход от других занятий к музыкально – ритмической
деятельности. Педагог создаёт положительную мотивацию к выполнению
упражнений, рассказывая в доступной форме о том, чему они научатся.
В ходе разминки под ритмичную музыку дети выполняют упражнения,
разработанные с учётом основных движений (ходьба, бег, прыжки), а также
отдельные танцевальные движения.
упражнений, этюдов – импровизаций, предлагаемых педагогом в игровой форме.
Заключительная часть – релаксационные упражнения, направленные на снятие
эмоционального возбуждения, содействие закреплению формируемых навыков
релаксации и правильного дыхания. Педагог, беседуя с детьми, подводит итог
занятия.
Вербальное взаимодействие педагога с детьми осуществляется с учётом их
речевых возможностей. Выполнение заданий и упражнений содействует развитию
понимания детьми обращённой к ним речи педагога. Дети получают возможность
использовать речь в различных её формах (от звукоподражаний и отдельных слов до
ответов на вопросы).
Основная часть занятий состоит из ритмических и ритмопластическихТаблица №1. «Элементы ритмопластики для дошкольников с ОНР»
Подготовительная
часть
Разминка
Основная часть
2
3
4
Дыхательные
упражнения
(чередование
вдоха и выдоха с
движениями рук).
Настрой
на
занятие (педагог
рассказывает о
том, чему дети
научатся
на
занятиях)
и
Цель:
формировать
правильную
осанку; развивать
координацию
движений,
зрительное
слуховое
внимание.
Различные виды
ходьбы и бега со
сменой
направлений рук.
Все
движения
выполняются под
ритмичную
музыку.
Дыхательные
упражнения
(«Запахи осени»)
закреплять
Цель:
умение двигаться
под музыку в
разных
направлениях;
учить правильно
выполнять
развивать
Цель:
зрительное и слуховое
внимание,
умение
слышать начало и
конец мелодии,
её
ритмический рисунок.
Игра
«Слушай
внимательно ритм»
(повторить заданный
ритм, отхлопывая в
ладоши и с помощью
притопов).
«Какой
Игра
инструмент звучит?»
(определить на слух,
какой
инструмент
звучит, назвать его и
имитировать игру на
нём
с помощью
соответствующих
движений).
Игра «Кто лишний?»
в
(двигаться
соответствии
с
характером музыки, с
окончанием звучания
занять места)
формировать
Цель:
умение
сменять
плавные движения на
быстрые и резкие;
развивать чёткость и
точность движений;
воспитывать навыки
Заключительная
часть
5
Релаксация
(«Отдыхаем
лесной полянке)
на
Релаксация
«Осенний букет».
Итог занятиядвижения для рук;
развивать
координацию
движений, умение
переключаться с
одного движения
на другое в
соответствии
с
характером
музыки. «Лёгкий»
бег и кружение.
Упражнение для
рук
(движения
выполняются под
музыку
в
медленном темпе).
Танцевальные
движения
Цель:
укреплять
мышцы рук, стоп,
туловища;
развивать гибкость
и
чувство
равновесия.
Упражнение для
«Кошка
рук:
мяукает
и
фыркает»
(разжимать кисти
рук плавно и
резко).
«Пружинка»
(полуприседать,
подпрыгивать,
наклоняться
вперед и
стороны)
в
Дыхательные
упражнения
(воспитание
речевого выдоха:
чередование вдоха
и выдоха с
имитацией
движений кошки и
произнесением
соответствующего
звукоподражания)
импровизации
в
процессе выполнения
этюдов.
Игра
«Платочки»
(передавать платочек
по кругу плавным
движением руки в
соответствии
с
характером музыки).
Упражнение
«Мельница» (плавно
двигать руками –
«крылья мельницы»).
Импровизация (этюд)
«Осенние листья»
Цель: учить двигаться
в соответствии с
характером музыки,
соотносить слово с
движением в процессе
игры;
воспитывать
навыки импровизации
при
выполнении
этюдов.
«Цапля и
Игра
лягушки»
(ходить,
высоко поднимая ноги
и
сопровождая
соответствующими
словами – движение
цапли).
Подготовка
импровизации на тему
«Кошка» (выставлять
соответствующие
картинки
музыкальное
сопровождение).
Демонстрация
движений
(индивидуальный показ
подготовленного
«этюда»)
под
Релаксация
(«Рядом с пушистой
кошкой»)Дыхательные
упражнения
(«Дышим морским
воздухом»)
Дыхательные
упражнения
(«Бабочки
летают»,
«Душистый
цветок»)
учить
Цель:
ритмично
двигаться,
ориентироваться в
пространстве и
группе; развивать
координацию
движений. Ходьба
в
заданном
направлении со
сменой движений
рук.
Ходьба
приставным
шагом, с высоким
подъёмом
ног,
«змейкой». Галоп.
Упражнения
выполняются под
ритмичную
музыку.
Цель:
укреплять
мышцы рук и ног.
«Лёгкий» бег в
заданном
направлении,
кружение
носках,
приседания.
Упражнение для
рук
(под
медленную
спокойную
музыку).
«Пальчики
здороваются» (без
музыкального
сопровождения)
на
Релаксация
(«На берегу моря».)
Итог занятия («Где
мы побывали и чему
научились?»)
Релаксация
(«Летний отдых».)
Итог занятия.
Цель:
воспитывать
быструю и точную
реакцию
на
зрительные, слуховые
раздражители;
развивать
чувство
ритма;
учить
соотносить слово с
движением.
Прохлопать заданный
ритм и придумать
собственный.
Игра
«Наш оркестр» (муз. Е.
Тиличеевой, сл. Ю.
Островского, автор –
Н. Ветлугина).
Выполнять хлопки в
сочетании с другими
движениями.
Цель:
развивать
зрительное и слуховое
внимание; упражнять в
соотнесении предметов
одного цвета; учить
выделять начало и
окончание
музыки.
«Найди свой цветок»
(сигнал для смены
движений – начало или
окончание
музыки;
наглядные опоры –
различные
изображения цветов).
Выполнение
этюда
«Цветы,
бабочки,
мотыльки».
Рассказ
детей о том, кого они
изображали.
Список литературы:
1. Волковская О.А. Логоритмика для
специальном образовании. М., 2001 год.
дошкольников в играх и
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985 год.3. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим
недоразвитием. // Дефектология, 1995 год № 4.
4. Логопедическая ритмика в системе коррекционно – педагогических
воздействий для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной
к школе группе. // Дефектология, 1997 год № 6.