Статья на тему "Особенности тьюторского сопровождения в начальной школе" ( начальная школа)
Оценка 4.7

Статья на тему "Особенности тьюторского сопровождения в начальной школе" ( начальная школа)

Оценка 4.7
Научные работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
12.06.2017
Статья на тему "Особенности тьюторского сопровождения в начальной школе" ( начальная школа)
В статье говорится об одном из видов гуманитарного педагогического сопровождения- тьюторском сопровождении учащихся начальной школы. Тьюторство актуально для всех инновационных сфер.Совместно с тьютором младший школьник планирует и выполняет индивидуальные исследовательские работы, участвует в групповой исследовательской деятельности, реализует личные и коллективные проекты, анализирует опыт игровой деятельности. В статье говорится о принципах тьюторского сопровождения, описывается схема тьюторского действия.В статье говорится об одном из видов гуманитарного педагогического сопровождения- тьюторском сопровождении учащихся начальной школы. Тьюторство актуально для всех инновационных сфер.Совместно с тьютором младший школьник планирует и выполняет индивидуальные исследовательские работы, участвует в групповой исследовательской деятельности, реализует личные и коллективные проекты, анализирует опыт игровой деятельности. В статье говорится о принципах тьюторского сопровождения, описывается схема тьюторского действия.
статья Катиркиной И.О.2017.docx
Особенности тьюторского сопровождения в начальной школе В  последние   годы   предприняты   важные   шаги   в   разработке   и   реализации   новой образовательной   политики   России.  В  качестве   одного   из   направлений   модернизации российского образования рассматривается индивидуализация образовательного процесса. Данная   задача   может   быть   разрешена   посредством   организации   педагогического сопровождения,   основанного   на   парадигме   гуманного   личностно­ориентированного образования,   концепции   его   индивидуализации,   принципах   уважения   прав   и   свобод растущего   человека.    Одним   из   видов   гуманитарного   педагогического   сопровождения является     тьюторское   сопровождение   учащихся.  На   наш   взгляд,   начало   тьюторского сопровождения   наиболее   удачно   может   быть   реализовано   учителем   начальной   школы. Тьюторство ­ это сопровождение процесса построения индивидуальной образовательной программы и ее реализации. У ребенка ведь нет готовой программы. У него есть какие­то замыслы,   идеи,   задумки.   И   есть   тьютор,   помогающий   осмыслять   ребенку     его образовательное движение, создавать эту программу. Везде, где идет становление новой деятельности,   как   педагогическое сопровождение   освоения   нового.   Именно   поэтому   тьюторство   актуально   для   всех инновационных   сфер.   Если   мы   хотим   ставить   инновационное   мышление,   то   базовой становится тьюторская, а не учительская работа.Педагоги­тьюторы нужны только в особых школах,   альтернативных,   инновационных,   там,   где   переобустроен   образовательный процесс.     Для   традиционного   обучения   вполне   достаточно   учителя.   Другое   дело,   что современная   школа   начинает   выходить   на   принципы   индивидуализации.И   тогда появляются учителя с активной тьюторской позицией.В начальной школе они работают с познавательными   интересами   ребенка.   В   каждый   момент   времени   ребенку   что­то интересно, он не может объяснить почему, но ему интересно именно этим заниматься. Педагогу необходимо «ухватить» интересы ребенка, развернуть перед ним потенциальные возможности развития его интереса, причем в понятных ему формах. При этом нельзя глубоко скатываться в специализацию, иначе другие его интересы будут ущемлены. Надо научить   ребенка   самого   видеть   эти   возможности,   искать   и   использовать   их,   научить «слушать себя», планировать свои ближайшие действия. И это можно сделать только в начальной школе.   тьюторство   возникает   как   необходимость, Основные подходы в тьюторской деятельности учителя начальной школы. Итак, тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение   учащимся   своей   индивидуальной   образовательной   программы.   Исходя   из данного   определения,   принцип   индивидуализации   лежит   в   основе   тьюторской   работы. Однако зачастую и в теории, и на практике происходит путаница хорошо известного и достаточно   разработанного   метода   «индивидуального   подхода»   и   рассматриваемого «процесса индивидуализации», а вслед за ней – очевидная подмена смыслов, которая ведет к искажению целей и результатов педагогической деятельности.  Рассмотрим каждое из понятий с точки зрения трех составляющих:  ­ субъекта обучения – учащегося;  ­ средств обучения – методов и приемов;  ­ знаний, то есть содержания образования.  Тьютор осуществляет тщательно спланированное и организованное сопровождение. Учит   искать   эффективные   ходы,   задавать   грамотные   вопросы,   а   главное,   осмысливать полученный   опыт,   его   успешность   или   ограниченность,   уязвимость.   Задача   учителя начальной   школы     –   научить   подопечного   планировать   собственную   деятельность, осуществлять ее анализ, самостоятельно ставить вопросы собственного развития, намечать перспективы роста. Очевидно, что такая деятельность не может разворачиваться в массо­ вом   порядке   в   пространстве   урока.   Принцип   открытости   реализуется   в   своего   рода преодолении   школьного   контекста,   размывании   привычных   рамок,   внешних   границ. Совместно   с   тьютором   младший   школьник   планирует   и   выполняет   индивидуальные исследовательские   работы,   участвует   в   групповой   исследовательской   деятельности, реализует личные и коллективные проекты, анализирует опыт  игровой деятельности. И традиционные уроки в этом случае получают иное освещение и наполнение для учащегося начальной школы. Во­первых, он приходит туда со значимым для него вопросом, который сформулирован в ходе тьюторской встречи (интересующая проблема может касаться как предметного   материала,   так   и   способа   организации   занятий,   взаимодействия   со сверстниками,   учителем).   Во­вторых,   любое   событие   на   уроке,   которое   произведет впечатление   на   ученика,   будет   непременно   зафиксировано   и   осмыслено   с   помощью педагога­тьютора. Возможно, ретроспективно наполнено иным содержанием. Чем больше и разнообразнее   применение   и   выбор   образовательных   ресурсов,   тем   полнее   и профессиональнее   используется   принцип   открытости   тьюторского   сопровождения. Понятие   тьюторского   сопровождения   находится   в   таком   ряду,   как   «педагогическая поддержка»,   однако   имеет   существенный отличительный   признак.   Педагог­тьютор   старается   использовать   практически   любую ситуацию   в   качестве   образовательного   ресурса.    В   осуществлении   тьюторского сопровождения соблюдается ряд принципов. Это модульность, гибкость, непрерывность, индивидуализация, открытость.  Модуль  понимается как завершенный цикл деятельности учащихся начальной школы. В соответствии с представлениями ряда исследователей (в частности, Дж. Дьюи) о ведущих формах познавательной активности детей выделяются три базовых   образовательных   модуля:   исследовательский   (его   также   называют   знаковым, научным),   коммуникативный   (в   центре   внимания   –   общение),   игровой   (или   ролевой,   в котором   знания   получают   через   живое   действие).   Богатейший   образовательный   опыт, несомненно,   можно   приобрести,   проигрывая   вымышленные   ситуации   в   деловой   или ролевой игре, тренинге, на театральной сцене.    «педагогическое   сопровождение», Следующий   принцип   –  гибкость.   Он   проявляется   в   ориентации   тьюторского сопровождения   на   расширение   социальных   контактов,   в   неизменной   поддержке инициативы в выборе способов деятельности.  Соблюдение   принципа обеспечивает   последовательность, цикличность,   своевременность   процесса   развития   познавательного   интереса   младших школьников.   непрерывности  Учет   принципа  индивидуализации  позволяет   ориентироваться   на   личностные образовательные   запросы   учащегося   начальной   школы,   его   особенности,   интересы   и склонности, общую направленность.  Открытость  реализуется   в   создании   условий   для   управления   младшим школьником собственной познавательной и образовательной деятельностью.  Схему полного тьюторского действия можно представить, используя три измерения (например, с помощью осей: Х, У, и Z).  Позиция учителя начальных классов, осуществляющего тьюторское сопровождение, состоит   в   максимальном   открытии   перед   ребенком   возможностей   окружающего   мира, которые   в   дальнейшем   помогут,   во­первых,   удовлетворить   стихийно   возникший познавательный интерес, во­вторых, сформировать особый комплекс умений – культуру работы с собственным образованием, выстраивание личной траектории.  Ось Х представляет собой шкалу так называемого инфраструктурного расширения. Это   направление   тьюторского   сопровождения   связано   с   ростом   «образовательной географии»:   учащийся   начальной   школы   в   беседе   с   тьютором   узнает   о   тех   местах   в социуме,  где  он может  чему­либо  научиться.  Чрезвычайно  важным  представляется  тот факт,   что   педагог­тьютор   не   «выдает»   готовые   перечни,   варианты   учебных   занятий,   а рисует   карту   вместе   с   ребенком,   опираясь   на   актуальный,   на   данном   этапе   уровень осведомленности.  Тьютор,   несомненно,   раздвигает   границы,   работая   в   зоне   ближайшего   развития. Однако в строгом соответствии с принципами тьюторского сопровождения, темп, маршрут и характер движения задаются учеником начальной школы. Задача педагога­тьютора на этом  уровне  работы   –  так  организовать  общение   с  ребенком,  чтобы  проявить,   сделать очевидным   образовательный   потенциал,   плавно   переведя   его   в   доступный   для   работы ресурс.   Разумеется,   профессионал­тьютор   сам   должен   обладать   полной   информацией, постоянно обновляя собственный инфраструктурный «ареал».  Ось   У   отмечает   продвижение   в   границах   учебного   предмета,   проникновение младшего   школьника   в   разные   области   знаний.   Задача   тьютора   –   ввести   юного исследователя в культурную традицию, познакомить с типами специализаций в выбранной области. В перспективе – сопровождение познавательного интереса учащегося начальной школы, его расширение и углубление предельно раздвигает предметные рамки.  Ось Z измеряет работу в антропологическом русле. Это объясняется осознанием, насколько важно понимать себя, свои силы, знать границы своих возможностей.  Тьюторское сопровождение младших школьников разворачивается в виде единого цикла   взаимосвязанных   этапов:   диагностического,   проектировочного,   реализационного, аналитического.   Каждый   из   них   имеет   свою   специфику   и   предлагает   определенные способы работы педагога и учащегося начальной школы.

Статья на тему "Особенности тьюторского сопровождения в начальной школе" ( начальная школа)

Статья на тему "Особенности тьюторского сопровождения в начальной школе" ( начальная школа)

Статья на тему "Особенности тьюторского сопровождения в начальной школе" ( начальная школа)

Статья на тему "Особенности тьюторского сопровождения в начальной школе" ( начальная школа)

Статья на тему "Особенности тьюторского сопровождения в начальной школе" ( начальная школа)

Статья на тему "Особенности тьюторского сопровождения в начальной школе" ( начальная школа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2017