Статья на тему: "Патриотическое воспитание младших школьников"
Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
родителям
2 кл
18.02.2018
Патриотизм- нравственная основа жизнеспособности государства. Он выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
патриотическое воспитание мл. школьников.doc
«Патриотическое воспитание младших школьников»
Ясно, что патриотизм – это любовь к Родине, какой бы она ни была. Как мы любим мать за то,
что она есть, мы любим Родину за то, что она у нас есть. Это и есть патриотизм. Но не
достаточно лишь любить ее, нужно еще чтото делать, чтобы страна, где мы живем, становилась
сильнее, краше. Нужно беречь то, что нам досталось от предков, преумножая при этом
богатства
Патриотизм нравственная основа жизнеспособности государства. Он выступает в качестве
важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской
позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству.
Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых
наций и государственности.
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. В
России патриотизм приобретает свои особенности. Это, прежде всего, гуманизм, дружба
различных наций и народностей, законопослушание, коллективизм и, конечно же, особая
любовь к родной природе. Это, также, гордость достижениями и культурой своей Родины,
желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими
членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать
интересы Родины и своего народа.
Проявляется патриотизм в поступках и в деятельности человека. Это, прежде всего,
осознанная любовь к своему Отечеству, общегосударственное патриотическое самосознание.
Но зарождается патриотизм из любви к своей малой Родине, к природе, родным и близким
людям.
Но, к сожалению, в последние годы внимание к патриотизму было ослаблено. В результате у
многих молодых людей в дефиците оказались те качества личности, которые воздействуют на
сохранение связей во всех типах общностей – от семьи до государства. Среди этих качеств –
гражданственность, долг, любовь к Родине. За предыдущие годы разладился механизм
координации и организации системы патриотического воспитания на всех уровнях. Одним из
характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение
роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы
наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от
общественноисторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой
идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.
В настоящее время затребованным в обществе становится новый социальный тип личности.
Стране нужны люди, умеющие быстро ориентироваться в современной обстановке, быстро
принимать решение, люди, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Но нельзя списывать со счетов качества личности, которые во все времена отличали русского
человека высокую нравственность, порядочность, толерантность.
Конечно, мы не можем обойтись без главной составляющей становления личности без
воспитания. В данном случае без патриотического воспитания подрастающего поколения.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у
молодых людей любви к своей Родине.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших
задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития
священного чувства любви к Родине.
Процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В младшем
школьном возрасте у ребенка происходит формирование духовнонравственных основ,
механизмов социализации, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный
отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально
психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны
и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в
воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание – одна из важнейших частей воспитания личности. Оно и
охватывает своим воздействием все стороны жизни: социальноэкономическую, политическую,
духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю,
государство.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к
родному краю, желание видеть родное село, город красивым, цветущим, чистым и уютным все
эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные
годы. Картины родной природы: лес, речка, поле все это в равной степени формируют у детей
симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические
повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где
живут дети. Необходимо как можно больше информации дать ребенку. И чем полнее, ярче и
содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более
действенными станут они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого
уважения к народным традициям земляков, а главное, они помогут учащимся на доступных,
близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту патриотизма, как чувства
долга перед народом, перед Родиной.
В детском возрасте человек более восприимчив к влиянию извне. Ребенок верит в истинность
всего, чему учат, что говорят, верит в безусловность и необходимость нравственных норм.
Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и
последовательного нравственного воспитания. Именно в начальной школе мы начинаем
формировать чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Даем детям начальное представление о
месте и роли нашей страны в мире.
Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать
гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить
ему положительные качества. Таким образом, воспитание патриотизма это важнейшая
педагогическая задача нашего времени.
Цель патриотического воспитания –воспитание личности социально активной, с определенной
гражданской позицией, личности духовно богатой, способной проявить свои лучшие качества в
интересах Отечества.
Закладывать основы патриотизма мы начинаем с пробуждения у ребенка любви к деревьям,
цветам, природе, родному дому. Любовь и преданность Родине начинается с любви и уважения
к матери, отцу, бабушке, с ощущения нужности, любви и сердечного тепла, которым окружен
ребенок. Любовь к народу начинается с любви к окружающим людям – к сверстникам и
взрослым.
Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и
во внеурочной и внеклассной деятельности.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в
соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие
особенности:
1.Необходимо учитывать актуальность данных знаний для ребенка в данном возрасте.
2. Процесс воспитания должен быть непрерывным, носить систематический характер.
3. Необходимо индивидуально подходить к каждому ребенку, учитывая его психологические
особенности.
3. Разнообразие видов деятельности с учетом возрастных особенностей ребенка.
Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность
воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию,
развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств,
осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, Человека.
Используется для реализации патриотического воспитания как урочное, так и внеурочное
время. Всевозможные экскурсии, посещение спектаклей, выставок, музеев, кружки
художественного, декоративноприкладного творчества, торжественные вечера, концерты,
встречи с интересными и знаменитыми людьми, конкурсов чтецов, художественной
самодеятельности все это можно и нужно использовать в процессе воспитания. Школьники с
интересом изучают материал, связанный с народной культурой, природой, историей родины,
особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях.
Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.
В урочное время работа по патриотическому воспитанию осуществляется при помощи
различных заданий, упражнений, текстов содержащих необходимую информацию. Это уроки
литературного чтения, русского языка, технологии и конечно же, окружающего мира. Данные
уроки прививают любовь и уважение к родному языку, литературе, культуре, природе, людям,
живущим на этой земле, необходимость беречь и украшать родную землю. Ребенок получит
знания о названии страны, ее географии, природе, символике. Он узнает о тех, кто прославил
нашу родину, познакомится с произведениями российских авторов о Родине и народе.
И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам,
традициям, будет знать их, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом
своей страны.
Список использованной литературы:
1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на
заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)П4 от 21 мая 2003 г.
2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айриспресс, 2002.
3. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4.
4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – №
8
5. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа
(плюс и минус). – 2002. – № 4
Статья на тему: "Патриотическое воспитание младших школьников"
Статья на тему: "Патриотическое воспитание младших школьников"
Статья на тему: "Патриотическое воспитание младших школьников"
Статья на тему: "Патриотическое воспитание младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.