Статья на тему "Педагогическая диагностика в работе классного руководителя"

  • Документация
  • Лекции
  • docx
  • 29.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагоги-воспитатели пытаются изучать состояние и эффективность процесса воспитания учащихся. У одних эти попытки оказываются удачными, у других – безуспешными. К сожалению, преобладают неудачные. Нередко классные руководители не могут точно и убедительно ответить на такие вопросы: 1) Что следует изучать классному руководителю в процессе воспитательной деятельности? 2) Какие критерии могут выступать мерилом результативности процесса воспитания? 3) Как необходимо изучать и анализировать состояние и эффективность воспитательного процесса в классе? Для того чтобы избежать дальнейших неудач в диагностической деятельности классных руководителей, надо найти ответы на перечисленные вопросы.
Иконка файла материала Педагогическая диагностика в работе классного руководителя.docx
Педагогическая   диагностика  в  работе   классного руководителя Когда   начинаешь   размышлять   о   возможностях   использования диагностических   средств   в   воспитательной   деятельности,   то   в сознании почему­то возникают две странные картинки. На первой из них изображён уверенный  в себе человек, одетый в светлый халат и держащий   в   руках   логарифмическую   линейку,   которая   как   бы символизирует   его   огромные   возможности   в   познании   и преобразовании   всего   окружающего.   Трудно   понять,   кто   по профессии этот человек – врач, инженер или кто­то другой? Но одно очевидно, что с помощью своей линейки он готов сейчас с точностью до   нескольких   десятых   или   даже   сотых   долей   сделать   «замеры» душевности и духовности своего пациента, измерить его интеллект, волю,   эмоции   и   чувства.   А   вот   на   другой   картинке   предстает   его противоположность   –   сгорбившийся   человек,   украдкой   смотрящий вперед,   полный   сомнения,   боязни   и   нерешительности.   Из   его   уст можно   услышать   лишь   слова   с   частицей   отрицания:   не   надо,   не трогай, не делай и т.п. Такой человек уж точно  не  станет изучать другого. Странные   картинки...   А   может,   и   нет,   ведь   эти   образы характерны для сегодняшней ситуации с диагностикой состояния и результатов   воспитательного   процесса,   когда  на  одном   полюсе педагогической практики находятся классные руководители, которые хотят и пытаются измерить всё, что  можно  и нельзя, а  на  другом – педагоги­воспитатели, которые не верят в возможности диагностики и не желают овладевать её приёмами и методами. Между этими полюсами располагается большинство педагогов, стремящихся   определить   эффективность   своего   труда   и   тех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность. К   числу   наиболее   важных   процессов,   входящих   в   сферу профессиональной   педагогической   деятельности,   относится воспитательный. Педагоги­воспитатели пытаются изучать состояние и   эффективность   процесса   воспитания   учащихся.  У одних   эти попытки   оказываются   удачными,   у   других   –   безуспешными.   К сожалению,   Нередко   классные руководители   не   могут   точно   и   убедительно   ответить   на   такие вопросы: 1) Что следует изучать классному руководителю в процессе воспитательной  деятельности? 2)  Какие  критерии могут выступать мерилом результативности процесса воспитания? 3) Как необходимо изучать   и   анализировать   состояние   и   эффективность воспитательного процесса в классе?   преобладают   неудачные.Для   того   чтобы   избежать   дальнейших   неудач   в диагностической деятельности классных руководителей, надо найти ответы на перечисленные вопросы. I. Психолого­педагогическая диагностика в деятельности классного руководителя Понятие  «диагностика» (происходит от греческого  diagnosis  – «распознание») в большей мере относится к медицине. Не случайно в толковых словарях русского языка и иностранных слов диагностика определяется   как   учение   о   методах   и   принципах   распознания болезней   и   постановки   диагноза.   Однако   в   настоящее   время   этот термин используется  во  многих научных дисциплинах. Не является исключением и педагогика, которая в прошлом веке пополнила свой понятийно­терминологический   аппарат   понятием   «диагностика».   В педагогике   данным   понятием   принято   обозначать  деятельность, направленную на выявление результатов развития личности ребёнка, формирование детского коллектива и   на определение причин, повлиявших на эти процессы. Диагностика отличается от обычного отдельного изучения тем, чти   она,   как   правило,   является   многоаспектной,   охватывает   в исследовании   большое   количество   объектов,   проводится систематически.   А,   следовательно,   в   процессе   диагностического изучения формируется более целостное и глубокое представление об исследуемом процессе, явлении, предмете. Очень   часто   к   понятию   «диагностика»   добавляется определение   «психолого­педагогическая»,   подчёркивая   тем   самым, что   в   обследовании   нередко   применяются   как   педагогические приёмы   и   методы   изучения,   так   и   психологические   методики исследования.   Корректное   использование   последних   значительным образом способствует повышению эффективности  диагностической деятельности   педагогов,   ведь   психология   обладает   широким арсеналом средств диагностики личности и коллектива. Правильность   выбора   целевых   ориентиров,   направлений   и способов   организации   воспитательной   работы   классного руководителя   со   своими   воспитанниками   во   многом   зависит   от наличия   у   него   достаточной,   достоверной   и   постоянно пополняющейся  информации  о процессах формирования  классного коллектива и развития его членов. Для получения такой информации педагог­воспитатель   должен   систематически   изучать   детское сообщество вверенного ему класса. Что наиболее важно исследовать? Разумеется, формирование коллектива   и   развитие   учащихся.   Но   на   что   при   изучении   этихпроцессов   необходимо   направить   своё   внимание?   Давайте постараемся в этом разобраться. Сначала   о   коллективообразовании.   Коллектив   класса   – достаточно   сложное   и   постоянно   изменяющееся   явление.   При   его исследовании надо сосредоточить внимание на наиболее значимых аспектах   жизнедеятельности   и   развития   классного   сообщества.   К ним, на наш взгляд, можно отнести следующие. Состояние межличностных эмоционально­психологических 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. отношений между учащимися класса. Развитость деловых отношений между одноклассниками. Сформированность  совместной  деятельности  в классном сообществе. Наличие   в   спектре   совместной   деятельности доминирующего вида активности школьников, формирующего лицо (индивидуальность) класса. Активность учащихся в жизнедеятельности класса. Развитость   ученического   самоуправления   в   классном коллективе. Стиль и культура общения в среде одноклассников. Наличие и развитость внешних связей и отношений класса с другими коллективами. То   есть   основными   объектами   диагностики   предлагается избрать деятельность, общение и отношения в классном сообществе. Вряд   ли   всё   перечисленное   можно   исследовать   только   с помощью педагогического наблюдения – надо использовать и другие приёмы и методы изучения. Для   определения   состояния   эмоционально­психологических отношений   в   детском   коллективе   чаще   всего   используется   метод социометрии. С его помощью можно узнать, кто из учащихся является лидером или отвергнутым, принятым или не принятым в сообществе одноклассников.   Для   этого   необходимо   предложить   школьникам ответить на четыре вопроса: 1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого­либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил (а) бы? 2. А   кого   пригласил   (а)   бы   на   день   рождения   в   последнюю очередь? 3. Кому ты доверишь свою тайну? 4. Кому никогда не доверишь свою тайну? Более очевидным становится  состояние деловых отношений в классном   коллективе,   если   классный   руководитель   включает   варсенал   диагностической   работы   методики   социально­ психологической   самоаттестации   коллектива   (Р.С.   Немов)   и эмоционально­символической аналогии (А.Н. Лутошкин). Сформированность   совместной   деятельности   и   развитость ученического   самоуправления   в   классе   опытные   педагоги­ воспитатели   исследуют   с   помощью   таких   методик,   как   «Акт добровольцев» (Л.В. Байбородова, Н.Е. Щуркова), «Мы – коллектив? Мы   –   коллектив...   Мы   –   коллектив!»   (М.Г.   Казакина),   «Участие учащихся   в   делах   классного   и   общешкольного   коллектива»   (О.В. Лишин,   Е.Н.   Степанов),   «Развитие   самоуправления   в   ученическом коллективе» (М.И. Рожков). В изучении характера и культуры общения учащихся хорошим подспорьем являются разработанные Е.А. Бодиной и Р.В. Овчаровой тестовые   задания   для   выявления   коммуникативных   склонностей   и этических представлений школьников. Второй   объект   диагностической   деятельности   классного руководителя – это процесс и условия развития учащихся. В научно­ методической литературе существуют различные подходы и модели изучения   процесса   развития   детей.   Например,   профессором   Н.Ф. Масловой   разработана   диагностическая   схема   «Общий   уровень развития   личности   школьника»,   которая   содержит   следующие разделы. 1. Сбор общих сведений о школьнике: пол, возраст, состояние здоровья и   физического   развития   (перенесенные   в   детстве   травмы   и заболевания), условия жизни в семье (состав семьи, наличие других детей, материально­бытовое положение, образовательный, трудовой, нравственный   статус   родителей,   отношение   старших   к   ребёнку, применение поощрений, наказаний). 2. Знакомство   с   режимом   дня   школьника,   культурой   использования свободного времени, участием в домашнем труде. 3. Выявление основных характерологических особенностей школьника (преобладающее   настроение,   проявления   самостоятельности,   воли, трудолюбия, любознательности, общительности и др.). 4. Выявление   основных   реакций   школьника   на   различный   тон   и характер   обращения   к   нему:   задушевность,   просьбу,   строгость, предъявление требований. 5. Определение способности школьника руководить своими чувствами, желаниями, потребностями. 6. Влияние самооценки школьника, степени удовлетворенности собой, своим   поведением   и   успехами,   его   умения   анализировать   свои поступки и видеть себя со стороны и в будущем.7. Выявление   общего   кругозора   школьника,   круг   чтения,   интересов, склонностей,   отношения   к   музыке,   телепередачам,   кино,   театру, общественно­политическим событиям. Культура речи. 8. Выявление отношения к учебному труду (активность, настойчивость, прилежание, самостоятельность, организованность в учении, интерес к   отдельным   учебным   предметам,   ответственность   в   выполнении домашних заданий, мотивы учения, отношение к учебным успехам и неудачам). 9. Выявление отношения школьника к физическому труду (привычки и умения   обслуживать   себя,   интерес   и   выполнение   трудовых поручений, инициативы, самостоятельности,   точности   и   быстроты   в   выполнении   трудовых дел, умения работать индивидуально и в коллективе). добровольности, проявление       10.  Определение   наиболее   выраженных   специальных   способностей школьника. 11.  Особенности   общения   школьника   (отношения   с   близкими, старшими, младшими, сверстниками, педагогами, незнакомыми): за что  ценит   взрослых,   товарищей,   друзей;   способен   ли   к привязанностям, сопереживанию другим людям; качества, ценимые и поощряемые   школьником   в   других;   конфликтность   в   общении, степень   авторитарности   и   положение   в   коллективе,   основные симпатии и антипатии школьника в общении. 12. Проявления нравственных качеств в поступках и поведении школь­ ника (честность и справедливость, критичность и самокритичность, чувство   собственного   достоинства,   ответственность   и дисциплинированность в делах и поступках и др.). 13.Выявление   общей   направленности   и   уровня   притязаний   личности (личная,   общественная,   деловая   направленность   в   деятельности   и отношениях школьника; ведущие мечты и идеалы и их отражение в деятельности;   адекватность,   завышенность   или   заниженность притязаний личности в деятельности и общении). 14.Выявление   особенностей   темперамента   (проявления   в деятельности   и   общении   возбудимости   эмоций,   частоты   и быстроты   их   смены,   скорость   и   переключение   внимания   и темп   или интровертированность,   слабость,   сила,   уравновешенность, подвижность,   инертность   высшей   нервной   деятельности, ригидность или пластичность). экстравертированность   деятельности,   В   ряде   образовательных   учреждений   классные   руководители собирают более краткие сведения о процессе и условиях развития своих   воспитанников.   В   поле   зрения   педагогов­воспитателей находятся:а) развитие интеллектуального потенциала;  б) ценностное (нравственное) самоопределение; в) формирование коммуникативной культуры; г) развитие эстетического потенциала; д) здоровье и физическое становление; е) развитие творческих способностей; ж) формирование эмоционально­волевой сферы; з) организация досуга; и) условия жизнедеятельности и развития ребёнка в семье. Основу изучения процесса развития учащихся составляет сбор и анализ   классным   руководителем   информации   о   формировании интеллектуального,  нравственного   и   физического   потенциала школьников. При   исследовании   интеллектуального   потенциала   ученика классный   наставник   обращает   внимание   на   освоение   ребёнком образовательной программы, на формирование общеучебных умений и навыков, стиля учебной деятельности, на развитие познавательных процессов   и   интересов.  В   диагностический   инструментарий включают:   школьный   тест   умственного   развития   (ШТУР),   методы экспертной   оценки   педагогов   и   самооценки   учащихся,   методики изучения   развития   мышления,   памяти,   внимания,   восприятия   и воображения. При изучении развития нравственного потенциала исследуются ценностные отношения учащегося к семье, Родине, школе, классному коллективу,   себе,   природе,   учебе   и   труду,   а   также   социальная активность   ребёнка.   В   этой   сложной   работе   можно   использовать тест   Н.Е.   Щурковой   «Размышляем   о   жизненном   опыте»,   методику С.М.   Петровой   «Пословицы»,   разработанную   Б.П.   Битинасом стандартизированную   характеристику   личности   школьника, подготовленные   П.В.   Григорьевым   и И.В.Кулешовой   опросники   для   диагностики   личностного   роста учащихся 6­8­х и 9­11­х классов.   Степановым,   Д.В. Обследование   физического   потенциала   включает   изучение состояния   здоровья   ребёнка,   овладения   им   навыками   личной гигиены, развития у него силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости. Применяются такие диагностические средства, как тесты для   определения   развития   физических   качеств,   статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся. Изучение эффективности воспитательного процесса в классепонимается   действенность, Ещё одной важной составной частью диагностической работы классного   руководителя   является   исследование   эффективности процесса   воспитания   учащихся   в   классе.   В   педагогических публикациях   под   эффективностью   воспитательного   процесса,   как правило, результативность воспитательной работы, способность обеспечить достижение цели. Ученые   предлагают   её   определять   как   отношение   достигнутого результата   к   целевым   ориентирам   воспитательной   деятельности. Они   советуют   произвести   и   еще   одну   операцию   –   соотнести полученные  результаты с достижениями прошлых лет, чтобы стали более   очевидными   тенденции   происходящих   изменений.   Таким  эффективность воспитательного процесса – это образом, соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.   Теперь   следует   назвать   теоретические   положения,   которые можно   рассматривать   в   качестве   принципов   (главных   требований, основных   правил)   построения   деятельности   педагога   по   изучению эффективности процесса воспитания. К ним относятся следующие. 1. 2. 3. 4. При  отборе   критериев,  показателей   и   методик   изучения эффективности   воспитательной   деятельности   необходимо использовать   системный   подход,   позволяющий   установить взаимосвязь оценочно­результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации процесса воспитания.   Надо   отказаться   от   исследования результативности   процесса   воспитания   учащихся   путём случайного   подбора   диагностических   средств,   в   основе которого лежит субъективное отношение к инструментарию изучения: нравится или не нравится та или иная методика. Диагностика   результатов   развития   учащихся   является главным   содержанием   деятельности   по   определению эффективности   воспитательного   процесса.   Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребёнка могут свидетельствовать об эффективности данного процесса. Диагностика   изменения   ситуации   развития   ребёнка   в течение нескольких лет, а не одноразовые срезы, пусть даже очень   глубокие   и   детальные,   должна   лежать   в   основе разработки   рекомендаций   и   выводов   по   результатам изучения эффективности воспитательного процесса. В   ходе   диагностики   необходимо   определить   наиболее эффективные   педагогические   средства   и   те   формы   и5. 6. способы организации воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие учащихся. Диагностический   инструментарий   не   может   быть громоздким и требовать большого количества времени и сил классного   руководителя   для   подготовки   и   проведения изучения,   обработки   полученных   результатов.   Однако необходимо   помнить,   что   ориентация   на   использование   в процессе   изучения   только   экспресс­методик   не   всегда является   оправданной,   так   как   получение   выигрыша   во времени   нередко   происходит   за   счёт   снижения   качества получаемой информации. Процесс   изучения   эффективности   воспитательной деятельности не должен причинить вред испытуемым, в роли которых выступают школьники. На   основе   перечисленных   положений,   являющихся стратегическими   позициями   в   диагностическом   исследовании, разрабатывается технология изучения воспитательного процесса. Алгоритм изучения   результативности   процесса   воспитания учащихся можно представить следующим образом: ­ определение цели и задач изучения; ­ подбор   критериев   и   показателей   для   определения результативности воспитательного процесса; ­ выбор методик изучения; ­ подготовка диагностического инструментария; ­ исследование испытуемых; ­ обработка и интерпретация результатов исследования; ­ анализ, оценка и обсуждение результатов изучения. Из   перечисленных   действий   наиболее   сложными   являются подбор   критериев   и   показателей   эффективности   процесса воспитания и выбор в соответствии с ними методик изучения, поэтому составим описание этих действий. Подбор критериев и показателей обусловлен   комплексом поставленных целей и задач в воспитательной деятельности. Каждая цель   и   задача   должна   быть   подкреплена   определённой совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров. Так   как   целевые   ориентиры   и   другие   компоненты воспитательной   деятельности   направлены   прежде   всего   на содействие   развитию   личности   ребенка,   то   в   качестве   основных критериев и показателей избираются либо воспитанность учащихся, либо   сформированность   основных   потенциалов   личностишкольников, либо их интеллектуальная, нравственная и физическая развитость.   Например,   в   одной   сельской   школе   для   проверки успешности   реализации   целевых   ориентиров   в   интеллектуальном, нравственном и физическом развитии детей были избраны классным руководителем следующие критерии и показатели (см. табл.). Критерии Интеллектуальная   I. развитость учащихся   II. развитость учащихся Нравственная III. Физическая развитость учащихся   Освоенность Показатели   учащимися учебной   Сформированность     Развитость   образовательных 1. образовательной программы. 2. процессов и интересов школьников. 3. деятельности 1.   Сформированность   основных нравственных   качеств   (отношений) личности детей. 2. Социальная активность учащихся 1.Состояние развитость учащихся 2. Овладение навыками личной гигиены. 3. ловкости, гибкости и выносливости здоровья   школьников,  Развитость   силы,   быстроты,   Нередко   критериями   и   показателями   эффективности воспитательного процесса становятся сформированность коллектива класса,   удовлетворённость   учащихся   и   их   родителей жизнедеятельностью в классном сообществе, что помогает оценить результативность   работы   по   созданию   в   классе   благоприятного нравственно­психологического   климата.   Наряду   с   перечисленными, используются   и   другие   критерии   и   показатели,   которые   в наибольшей степени отображают специфику классного коллектива и своеобразие   осуществляемого   в   нём   воспитательного   процесса. Количество критериев и показателей не должно быть большим, при их   определении   надо   исходить   из   требований   необходимости   и достаточности. К  выбору методик изучения следует   приступать   только после определения критериев и показателей, так как в соответствии с критериальным аппаратом подбираются диагностические методики. Диагностика   эффективности   воспитательного   процесса   является новой   отраслью   педагогической   науки.   Однако   уже   накоплено значительное количество диагностических методик, которые можноиспользовать   в   исследовательской   и   практической   деятельности педагогов. К уже ранее названным методикам диагностики процессов формирования коллектива и развития его членов целесообразно в методический   арсенал   классного   руководителя   включить   методики А.А. Андреева, Л.Г. Жедуновой и Е.Н. Степанова, с помощью которых можно изучать психологическую атмосферу в классном коллективе, удовлетворенность   учащихся   и   родителей   жизнедеятельностью   в классе. Существуют   и   другие   диагностические   средства,   в   поиске   и использовании   которых   могут   оказать   содействие   классному наставнику заместитель директора школы по воспитательной работе, школьный психолог, социальный педагог, валеолог. Завершая описание теоретических и технологических аспектов изучения   эффективности   воспитательной   работы,   необходимо заметить, что каждый педагог­воспитатель нуждается в разработке диагностического инструментария, ведь при отсутствии достоверной, подвергнутой   тщательному   анализу   информации   о   развитии учащихся,   формировании   детского   коллектива,   других   результатах воспитательного процесса ставится под сомнение целесообразность всей педагогической деятельности. Рекомендуемая литература 1. Бобина Е.Л., Ащеулова К.В. Педагогические ситуации. – М, 2000. 2. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000. 3. Работа классного руководителя / Под ред. Е.А. Слепенковой. – М, 2005. 4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004. 5. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В.  Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. – М, 2003. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение  личности учащегося и ученических коллективов. – М, 1988.