Педагоги-воспитатели пытаются изучать состояние и эффективность процесса воспитания учащихся. У одних эти попытки оказываются удачными, у других – безуспешными. К сожалению, преобладают неудачные. Нередко классные руководители не могут точно и убедительно ответить на такие вопросы: 1) Что следует изучать классному руководителю в процессе воспитательной деятельности? 2) Какие критерии могут выступать мерилом результативности процесса воспитания? 3) Как необходимо изучать и анализировать состояние и эффективность воспитательного процесса в классе?
Для того чтобы избежать дальнейших неудач в диагностической деятельности классных руководителей, надо найти ответы на перечисленные вопросы.
Педагогическая диагностика
в
работе классного
руководителя
Когда начинаешь размышлять о возможностях использования
диагностических средств в воспитательной деятельности, то в
сознании почемуто возникают две странные картинки. На первой из
них изображён уверенный в себе человек, одетый в светлый халат и
держащий в руках логарифмическую линейку, которая как бы
символизирует его огромные возможности в познании и
преобразовании всего окружающего. Трудно понять, кто по
профессии этот человек – врач, инженер или ктото другой? Но одно
очевидно, что с помощью своей линейки он готов сейчас с точностью
до нескольких десятых или даже сотых долей сделать «замеры»
душевности и духовности своего пациента, измерить его интеллект,
волю, эмоции и чувства. А вот на другой картинке предстает его
противоположность – сгорбившийся человек, украдкой смотрящий
вперед, полный сомнения, боязни и нерешительности. Из его уст
можно услышать лишь слова с частицей отрицания: не надо, не
трогай, не делай и т.п. Такой человек уж точно не станет изучать
другого.
Странные картинки... А может, и нет, ведь эти образы
характерны для сегодняшней ситуации с диагностикой состояния и
результатов воспитательного процесса, когда на одном полюсе
педагогической практики находятся классные руководители, которые
хотят и пытаются измерить всё, что можно и нельзя, а на другом –
педагогивоспитатели, которые не верят в возможности диагностики
и не желают овладевать её приёмами и методами.
Между этими полюсами располагается большинство педагогов,
стремящихся определить эффективность своего труда и тех
процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность.
К числу наиболее важных процессов, входящих в сферу
профессиональной педагогической деятельности,
относится
воспитательный. Педагогивоспитатели пытаются изучать состояние
и эффективность процесса воспитания учащихся. У одних эти
попытки оказываются удачными, у других – безуспешными. К
сожалению,
Нередко классные
руководители не могут точно и убедительно ответить на такие
вопросы: 1) Что следует изучать классному руководителю в процессе
воспитательной деятельности? 2) Какие критерии могут выступать
мерилом результативности процесса воспитания? 3) Как необходимо
изучать и анализировать состояние и эффективность
воспитательного процесса в классе?
преобладают неудачные.Для того чтобы избежать дальнейших неудач в
диагностической деятельности классных руководителей, надо найти
ответы на перечисленные вопросы.
I. Психологопедагогическая диагностика в деятельности
классного руководителя
Понятие «диагностика» (происходит от греческого diagnosis –
«распознание») в большей мере относится к медицине. Не случайно в
толковых словарях русского языка и иностранных слов диагностика
определяется как учение о методах и принципах распознания
болезней и постановки диагноза. Однако в настоящее время этот
термин используется во многих научных дисциплинах. Не является
исключением и педагогика, которая в прошлом веке пополнила свой
понятийнотерминологический аппарат понятием «диагностика». В
педагогике данным понятием принято обозначать деятельность,
направленную на выявление результатов развития личности
ребёнка, формирование детского коллектива и на
определение причин, повлиявших на эти процессы.
Диагностика отличается от обычного отдельного изучения тем,
чти она, как правило, является многоаспектной, охватывает в
исследовании большое количество объектов,
проводится
систематически. А, следовательно, в процессе диагностического
изучения формируется более целостное и глубокое представление об
исследуемом процессе, явлении, предмете.
Очень часто к понятию «диагностика» добавляется
определение «психологопедагогическая», подчёркивая тем самым,
что в обследовании нередко применяются как педагогические
приёмы и методы изучения, так и психологические методики
исследования. Корректное использование последних значительным
образом способствует повышению эффективности диагностической
деятельности педагогов, ведь психология обладает широким
арсеналом средств диагностики личности и коллектива.
Правильность выбора целевых ориентиров, направлений и
способов организации воспитательной работы классного
руководителя со своими воспитанниками во многом зависит от
наличия у него достаточной,
достоверной и постоянно
пополняющейся информации о процессах формирования классного
коллектива и развития его членов. Для получения такой информации
педагогвоспитатель должен систематически изучать детское
сообщество вверенного ему класса.
Что наиболее важно исследовать? Разумеется, формирование
коллектива и развитие учащихся. Но на что при изучении этихпроцессов необходимо направить своё внимание? Давайте
постараемся в этом разобраться.
Сначала о коллективообразовании. Коллектив класса –
достаточно сложное и постоянно изменяющееся явление. При его
исследовании надо сосредоточить внимание на наиболее значимых
аспектах жизнедеятельности и развития классного сообщества. К
ним, на наш взгляд, можно отнести следующие.
Состояние межличностных эмоциональнопсихологических
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
отношений между учащимися класса.
Развитость деловых отношений между одноклассниками.
Сформированность совместной деятельности в классном
сообществе.
Наличие в спектре совместной деятельности
доминирующего вида активности школьников, формирующего
лицо (индивидуальность) класса.
Активность учащихся в жизнедеятельности класса.
Развитость ученического самоуправления в классном
коллективе.
Стиль и культура общения в среде одноклассников.
Наличие и развитость внешних связей и отношений класса
с другими коллективами.
То есть основными объектами диагностики предлагается
избрать деятельность, общение и отношения в классном сообществе.
Вряд ли всё перечисленное можно исследовать только с
помощью педагогического наблюдения – надо использовать и другие
приёмы и методы изучения.
Для определения состояния эмоциональнопсихологических
отношений в детском коллективе чаще всего используется метод
социометрии. С его помощью можно узнать, кто из учащихся является
лидером или отвергнутым, принятым или не принятым в сообществе
одноклассников. Для этого необходимо предложить школьникам
ответить на четыре вопроса:
1. Если бы у тебя была возможность пригласить коголибо из
учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты
пригласил (а) бы?
2. А кого пригласил (а) бы на день рождения в последнюю
очередь?
3. Кому ты доверишь свою тайну?
4. Кому никогда не доверишь свою тайну?
Более очевидным становится состояние деловых отношений в
классном коллективе, если классный руководитель включает варсенал диагностической работы методики социально
психологической самоаттестации коллектива (Р.С. Немов) и
эмоциональносимволической аналогии (А.Н. Лутошкин).
Сформированность совместной деятельности и развитость
ученического самоуправления в классе опытные педагоги
воспитатели исследуют с помощью таких методик, как «Акт
добровольцев» (Л.В. Байбородова, Н.Е. Щуркова), «Мы – коллектив?
Мы – коллектив... Мы – коллектив!» (М.Г. Казакина), «Участие
учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» (О.В.
Лишин, Е.Н. Степанов), «Развитие самоуправления в ученическом
коллективе» (М.И. Рожков).
В изучении характера и культуры общения учащихся хорошим
подспорьем являются разработанные Е.А. Бодиной и Р.В. Овчаровой
тестовые задания для выявления коммуникативных склонностей и
этических представлений школьников.
Второй объект диагностической деятельности классного
руководителя – это процесс и условия развития учащихся. В научно
методической литературе существуют различные подходы и модели
изучения процесса развития детей. Например, профессором Н.Ф.
Масловой разработана диагностическая схема «Общий уровень
развития личности школьника», которая содержит следующие
разделы.
1. Сбор общих сведений о школьнике: пол, возраст, состояние здоровья
и физического развития (перенесенные в детстве травмы и
заболевания), условия жизни в семье (состав семьи, наличие других
детей, материальнобытовое положение, образовательный, трудовой,
нравственный статус родителей, отношение старших к ребёнку,
применение поощрений, наказаний).
2. Знакомство с режимом дня школьника, культурой использования
свободного времени, участием в домашнем труде.
3. Выявление основных характерологических особенностей школьника
(преобладающее настроение, проявления самостоятельности, воли,
трудолюбия, любознательности, общительности и др.).
4. Выявление основных реакций школьника на различный тон и
характер обращения к нему: задушевность, просьбу, строгость,
предъявление требований.
5. Определение способности школьника руководить своими чувствами,
желаниями, потребностями.
6. Влияние самооценки школьника, степени удовлетворенности собой,
своим поведением и успехами, его умения анализировать свои
поступки и видеть себя со стороны и в будущем.7. Выявление общего кругозора школьника, круг чтения, интересов,
склонностей, отношения к музыке, телепередачам, кино, театру,
общественнополитическим событиям. Культура речи.
8. Выявление отношения к учебному труду (активность, настойчивость,
прилежание, самостоятельность, организованность в учении, интерес
к отдельным учебным предметам, ответственность в выполнении
домашних заданий, мотивы учения, отношение к учебным успехам и
неудачам).
9. Выявление отношения школьника к физическому труду (привычки и
умения обслуживать себя, интерес и выполнение трудовых
поручений,
инициативы,
самостоятельности, точности и быстроты в выполнении трудовых
дел, умения работать индивидуально и в коллективе).
добровольности,
проявление
10. Определение наиболее выраженных специальных способностей
школьника.
11. Особенности общения школьника (отношения с близкими,
старшими, младшими, сверстниками, педагогами, незнакомыми): за
что ценит взрослых, товарищей, друзей; способен ли к
привязанностям, сопереживанию другим людям; качества, ценимые и
поощряемые школьником в других; конфликтность в общении,
степень авторитарности и положение в коллективе, основные
симпатии и антипатии школьника в общении.
12. Проявления нравственных качеств в поступках и поведении школь
ника (честность и справедливость, критичность и самокритичность,
чувство собственного достоинства,
ответственность и
дисциплинированность в делах и поступках и др.).
13.Выявление общей направленности и уровня притязаний личности
(личная, общественная, деловая направленность в деятельности и
отношениях школьника; ведущие мечты и идеалы и их отражение в
деятельности; адекватность, завышенность или заниженность
притязаний личности в деятельности и общении).
14.Выявление особенностей темперамента (проявления в
деятельности и общении возбудимости эмоций, частоты и
быстроты их смены, скорость и переключение внимания и
темп
или
интровертированность, слабость, сила, уравновешенность,
подвижность, инертность высшей нервной деятельности,
ригидность или пластичность).
экстравертированность
деятельности,
В ряде образовательных учреждений классные руководители
собирают более краткие сведения о процессе и условиях развития
своих воспитанников. В поле зрения педагоговвоспитателей
находятся:а) развитие интеллектуального потенциала;
б) ценностное (нравственное) самоопределение;
в) формирование коммуникативной культуры;
г) развитие эстетического потенциала;
д) здоровье и физическое становление;
е) развитие творческих способностей;
ж) формирование эмоциональноволевой сферы;
з) организация досуга;
и) условия жизнедеятельности и развития ребёнка в семье.
Основу изучения процесса развития учащихся составляет сбор и
анализ классным руководителем информации о формировании
интеллектуального,
нравственного и физического потенциала
школьников.
При исследовании интеллектуального потенциала ученика
классный наставник обращает внимание на освоение ребёнком
образовательной программы, на формирование общеучебных умений
и навыков, стиля учебной деятельности, на развитие познавательных
процессов и интересов.
В диагностический инструментарий
включают: школьный тест умственного развития (ШТУР), методы
экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся, методики
изучения развития мышления, памяти, внимания, восприятия и
воображения.
При изучении развития нравственного потенциала исследуются
ценностные отношения учащегося к семье, Родине, школе, классному
коллективу, себе, природе, учебе и труду, а также социальная
активность ребёнка. В этой сложной работе можно использовать
тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», методику
С.М. Петровой «Пословицы», разработанную Б.П. Битинасом
стандартизированную характеристику личности школьника,
подготовленные П.В.
Григорьевым и
И.В.Кулешовой опросники для диагностики личностного роста
учащихся 68х и 911х классов.
Степановым,
Д.В.
Обследование физического потенциала включает изучение
состояния здоровья ребёнка, овладения им навыками личной
гигиены, развития у него силы, быстроты, ловкости, выносливости и
гибкости. Применяются такие диагностические средства, как тесты
для определения развития физических качеств, статистический
медицинский анализ состояния здоровья учащихся.
Изучение эффективности воспитательного процесса в
классепонимается
действенность,
Ещё одной важной составной частью диагностической работы
классного руководителя является исследование эффективности
процесса воспитания учащихся в классе. В педагогических
публикациях под эффективностью воспитательного процесса, как
правило,
результативность
воспитательной работы, способность обеспечить достижение цели.
Ученые предлагают её определять как отношение достигнутого
результата к целевым ориентирам воспитательной деятельности.
Они советуют произвести и еще одну операцию – соотнести
полученные результаты с достижениями прошлых лет, чтобы стали
более очевидными тенденции происходящих изменений. Таким
эффективность воспитательного процесса – это
образом,
соотнесённость полученных результатов с целями и
прошлыми достижениями в воспитательной практике.
Теперь следует назвать теоретические положения, которые
можно рассматривать в качестве принципов (главных требований,
основных правил) построения деятельности педагога по изучению
эффективности процесса воспитания. К ним относятся следующие.
1.
2.
3.
4.
При отборе критериев, показателей и методик изучения
эффективности воспитательной деятельности необходимо
использовать системный подход, позволяющий установить
взаимосвязь оценочнорезультативного компонента с целями,
задачами, содержанием и способами организации процесса
воспитания.
Надо отказаться от исследования
результативности процесса воспитания учащихся путём
случайного подбора диагностических средств, в основе
которого лежит субъективное отношение к инструментарию
изучения: нравится или не нравится та или иная методика.
Диагностика результатов развития учащихся является
главным содержанием деятельности по определению
эффективности воспитательного процесса.
Основное
предназначение воспитания заключается в его развивающем
влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности
ребёнка могут свидетельствовать об эффективности данного
процесса.
Диагностика изменения ситуации развития ребёнка в
течение нескольких лет, а не одноразовые срезы, пусть даже
очень глубокие и детальные, должна лежать в основе
разработки рекомендаций и выводов по результатам
изучения эффективности воспитательного процесса.
В ходе диагностики необходимо определить наиболее
эффективные педагогические средства и те формы и5.
6.
способы организации воспитательного процесса, которые в
наименьшей степени повлияли на развитие учащихся.
Диагностический инструментарий не может быть
громоздким и требовать большого количества времени и сил
классного руководителя для подготовки и проведения
изучения, обработки полученных результатов. Однако
необходимо помнить, что ориентация на использование в
процессе изучения только экспрессметодик не всегда
является оправданной, так как получение выигрыша во
времени нередко происходит за счёт снижения качества
получаемой информации.
Процесс изучения эффективности воспитательной
деятельности не должен причинить вред испытуемым, в роли
которых выступают школьники.
На основе перечисленных положений,
являющихся
стратегическими позициями в диагностическом исследовании,
разрабатывается технология изучения воспитательного процесса.
Алгоритм изучения результативности процесса воспитания
учащихся можно представить следующим образом:
определение цели и задач изучения;
подбор критериев и показателей для определения
результативности воспитательного процесса;
выбор методик изучения;
подготовка диагностического инструментария;
исследование испытуемых;
обработка и интерпретация результатов исследования;
анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
Из перечисленных действий наиболее сложными являются
подбор критериев и показателей эффективности процесса
воспитания и выбор в соответствии с ними методик изучения, поэтому
составим описание этих действий.
Подбор критериев и показателей обусловлен комплексом
поставленных целей и задач в воспитательной деятельности. Каждая
цель и задача должна быть подкреплена определённой
совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно
было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.
Так как целевые ориентиры и другие компоненты
воспитательной деятельности направлены прежде всего на
содействие развитию личности ребенка, то в качестве основных
критериев и показателей избираются либо воспитанность учащихся,
либо сформированность основных потенциалов личностишкольников, либо их интеллектуальная, нравственная и физическая
развитость. Например, в одной сельской школе для проверки
успешности реализации целевых ориентиров в интеллектуальном,
нравственном и физическом развитии детей были избраны классным
руководителем следующие критерии и показатели (см. табл.).
Критерии
Интеллектуальная
I.
развитость учащихся
II.
развитость учащихся
Нравственная
III. Физическая развитость
учащихся
Освоенность
Показатели
учащимися
учебной
Сформированность
Развитость образовательных
1.
образовательной программы.
2.
процессов и интересов школьников.
3.
деятельности
1.
Сформированность основных
нравственных качеств (отношений)
личности детей.
2. Социальная активность учащихся
1.Состояние
развитость учащихся
2. Овладение навыками личной гигиены.
3.
ловкости, гибкости и выносливости
здоровья школьников,
Развитость силы,
быстроты,
Нередко критериями и показателями эффективности
воспитательного процесса становятся сформированность коллектива
класса,
удовлетворённость учащихся и их родителей
жизнедеятельностью в классном сообществе, что помогает оценить
результативность работы по созданию в классе благоприятного
нравственнопсихологического климата. Наряду с перечисленными,
используются и другие критерии и показатели, которые в
наибольшей степени отображают специфику классного коллектива и
своеобразие осуществляемого в нём воспитательного процесса.
Количество критериев и показателей не должно быть большим, при
их определении надо исходить из требований необходимости и
достаточности.
К выбору методик изучения следует приступать только
после определения критериев и показателей, так как в соответствии
с критериальным аппаратом подбираются диагностические методики.
Диагностика эффективности воспитательного процесса является
новой отраслью педагогической науки. Однако уже накоплено
значительное количество диагностических методик, которые можноиспользовать в исследовательской и практической деятельности
педагогов. К уже ранее названным методикам диагностики процессов
формирования коллектива и развития его членов целесообразно в
методический арсенал классного руководителя включить методики
А.А. Андреева, Л.Г. Жедуновой и Е.Н. Степанова, с помощью которых
можно изучать психологическую атмосферу в классном коллективе,
удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в
классе.
Существуют и другие диагностические средства, в поиске и
использовании которых могут оказать содействие классному
наставнику заместитель директора школы по воспитательной работе,
школьный психолог, социальный педагог, валеолог.
Завершая описание теоретических и технологических аспектов
изучения эффективности воспитательной работы, необходимо
заметить, что каждый педагогвоспитатель нуждается в разработке
диагностического инструментария, ведь при отсутствии достоверной,
подвергнутой тщательному анализу информации о развитии
учащихся, формировании детского коллектива, других результатах
воспитательного процесса ставится под сомнение целесообразность
всей педагогической деятельности.
Рекомендуемая литература
1. Бобина Е.Л., Ащеулова К.В. Педагогические ситуации. – М, 2000.
2. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н.
Степанова. – М., 2000.
3. Работа классного руководителя / Под ред. Е.А. Слепенковой. – М,
2005.
4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.
– М., 2004.
5. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и
мониторинг процесса воспитания в школе. – М, 2003.
Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение
личности учащегося и ученических коллективов. – М, 1988.