Статья на тему "Планирование воспитательной работы в классе"

  • Лекции
  • docx
  • 29.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Под планированием воспитательной работы в классе принято понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения Педагог-воспитатель в процессе планирования составляет, как правило, два вида плана: календарный и перспективный.
Иконка файла материала Планирование воспитательной работы в классе.docx
Планирование воспитательной работы в классе Люди   всегда   пытались   избежать   неопределенности   своего   будущего. Неопределённость   завтрашнего   дня   пугала   человека,   порождала   у   него чувство   неуверенности   в   себе   и   своих   возможностях,   сковывала   его физические   и   духовные   силы.   Человек   всячески   –   с   помощью   научных методов и на основе предсказаний гадалок и шаманов – стремился ранее и стремится сейчас прорваться за горизонт сегодняшнего дня. В своем сознании он   старается   предвосхитить   и   предвидеть   ситуацию   завтрашнюю,   чтобы сделать её более предсказуемой и управляемой. Без   предвидения   и   предвосхищения   ситуации   будущего   трудно целенаправленно   и   эффективно   управлять   педагогическим   процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и все соответствующее данному   процессу   многообразие   документов,   называемых   планами.   Оно затрагивает различные сферы и стороны жизнедеятельности образовательного учреждения, в том числе и воспитательную работу в школьном и классных коллективах. I. Общая характеристика планирования воспитательной работы Под  планированием   воспитательной   работы   в   классе  принято понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых   по   определению   целей,   содержания   и   способов   организации воспитательного   процесса   и   жизнедеятельности   в   классном   сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения Педагог­воспитатель в процессе планирования составляет, как правило, два   вида   плана:  календарный   и   перспективный.  Календарный   план воспитательной   работы   охватывает   недельный   или   месячный   промежуток времени и содержит такую информацию, как наименование планируемых дел, дата   и   время   их   проведения,   фамилии   организаторов   проводимых мероприятий. Такой план (чаще всего план­сетка) называют рабочим планом классного руководителя. Его составление не вызывает у педагогов каких­либо затруднений,   поэтому   поведём   речь   о   технологии   перспективного планирования,   о   содержании,   форме   и   структуре   плана   воспитательной работы в классе на учебный год или полугодие. Сначала   об  алгоритме  разработки   перспективного   плана.   Он представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых   действий   классного   руководителя   и   других   участников планирования. Основными звеньями этой цепочки являются следующие: 1) определение классным руководителем порядка и срока действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности в классе; 2) педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса;3) моделирование   классным   руководителем   образа   класса,   его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нём; 4) коллективное планирование; 5) уточнение,   корректирование   и   конкретизация   педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы. Правильно осуществляя действие за действием, шаг за шагом, учитель сможет   разработать   оптимальный   и   научно   обоснованный   план воспитательной работы. Его первым шагом является определение порядка и сроков действий по составлению плана.  Фактически педагогу надо разработать один план с целью создания плана другого. На первый взгляд эта фраза может показаться странной,   но   при   всей   своей   странности   она   является   верной.   Чтобы деятельность   классного   руководителя   и   других   участников   планирования была   более   целенаправленной,  упорядоченной   и   эффективной,  необходимо спланировать совместную деятельность по разработке перспективного плана воспитательной работы. Разумеется, что при определении порядка действий педагог­воспитатель использует свои знании об алгоритме планирования, о формах и способах участия в данном процессе детей, их родителей, учителей, друзей классного коллектива. Классный руководитель должен обладать также информацией   о   том,   как   будет   проходить   планирование   воспитательной работы   в   общешкольном  масштабе.   Процессы   планирования   в образовательном   учреждении   и   его  структурных   подразделениях   должны протекать сопряженно. Второй шаг  в деятельности по планированию процесса воспитания и классе – это  проведение анализа воспитательной работы за прошедший год. Педагогический анализ часто воспринимается как трудоёмкая и отнюдь не   самая   необходимая   часть   профессиональной   деятельности   классного руководителя, которая к тому же требует значительных интеллектуальных и физических   затрат.   Практическая   польза   аналитической  деятельности   не всегда кажется очевидной. Однако изучение планов, составленных успешно работающими   педагогами­воспитателями,   и   результаты   опытно­ экспериментальной деятельности позволяют сделать вывод о том, что анализ воспитательного процесса может и должен стать основой для планирования классным   руководителем   воспитательной   работы   на   последующий   период. Это возможно при следующих условиях: ­ анализ осуществляется неформально; ­   педагогический   анализ   представляет   собой   не   эклектичное (разнородное   и   не   всегда   взаимосвязанное)   соединение   различных фактов   и   оценочных   суждений,   а   имеет   чёткую   структуру   и проводится согласно определённым научно­методическим принципам; ­ аналитическая деятельность строится в соответствии с разработанным критериально­аналитическим аппаратом;­   анализ   является   достаточно   информативным   и   содержательным; классный   руководитель   учитывает   спектр   мнений   большинства субъектов   педагогического   процесса:   учителей,   школьников,   их родителей, администрации школы, представителей общественности, с которыми непосредственно взаимодействует коллектив класса. В   аналитической   деятельности   классного   руководителя   можно выделить три основных этапа: подготовительный, основной и рефлексивный. Предназначение первого этапа заключается в подготовке самого учителя к осуществлению   аналитической   деятельности.   В   этот   период   педагог­ воспитатель   определяет   предмет   и   цель   педагогического   анализа, разрабатывает   программу   и   инструментарий   аналитической   деятельности, предусматривает участие в работе всех субъектов воспитательного процесса. На   втором   этапе   классный   наставник   направляет   свои   усилия   на   сбор   и систематизацию   информации   о   воспитательном   процессе,   анализ   и   оценку результатов   педагогической   деятельности,   выявление   положительных   и отрицательных моментов в жизнедеятельности класса и воспитании учащихся, определение   проблем   и   противоречий   в   воспитательном   процессе, составление   прогноза   развития   воспитательной   системы   класса, формулирование   выводов   и   предложений   по   совершенствованию   и обновлению   учебно­воспитательного   процесса   в   школьном   сообществе.   На заключительном   этапе   учитель   оценивает   проведенную   аналитическую деятельность,   устраняет   фактические   и   стилистические   неточности   в информационно­аналитических   материалах,   вносит   в   них   необходимые коррективы. Третий шаг  классного руководителя в деятельности по составлению плана – это  моделирование образа класса и процесса воспитания  в  нём. Под образом класса нами понимается совокупность представлений учителя о будущем   состоянии   классного   сообщества.   Основными   составляющими образа класса являются: а) образ учащегося класса; б) образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в  нем деятельности, общения и отношений; в) представление о внешних связях и отношениях класса, его места и роли в школьной общности. Рассмотрим каждую составляющую образа класса. Образ учащегося класса. Он складывается из представлений педагога о наиболее   важных   качествах,   которые   должны   воспитать   у   себя   члены классного   сообщества.   Создавая   образ   учащегося,   классный   руководитель пытается   найти   ответ   на   достаточно   трудный   вопрос:   какими   качествами должен  обладать  ребёнок,  чтобы  успешно  справляться  с  возложенными  ни него  социальными  функциями   гражданина,   сына   или   дочери,   брата   или сестры, ученика или ученицы, члена общественного объединения и др., чтобыуверенно чувствовать себя в классном и школьном коллективах, окружающем социуме,   чтобы   реализовать   свои   силы   и   способности,  стать  подлинно счастливым   человеком?   Эти   представления   помогут   педагогу   правильно определить цель и задачи воспитательной работы, критерии и показатели её эффективности. Образ   жизнедеятельности   классного   сообщества.  Практически каждый   учитель   стремится   к   созданию   в   классе   интеллектуально   богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в классном сообществе. Однако не всем удается построить такие отношения в классе, причиной   чему   является   отсутствие   у   педагога   целостных   и   детальных представлений   о   характере,   направлениях   и   способах   совместной жизнедеятельности членов классного коллектива. Сначала   классному   руководителю   надо   определить,   какой   вид   или направление   совместной   деятельности   может   стать   приоритетным (доминирующим)   в   жизнедеятельности   класса.   Выбор   такого   вида деятельности   в   наибольшей   зависимости   находится   от   преобладающих   в классном  сообществе  интересов   и   увлечений   учащихся,   особенностей организации   учебно­воспитательного   процесса   в   классе.   Наряду   с приоритетным   должны   культивироваться   и   другие   виды   совместной деятельности   и   общении   школьников,   способствующие   всестороннему развитию детей, формированию и проявлению их индивидуальности. Успешность жизнедеятельности класса во многом зависит от характера формирующихся   отношений   между   членами   классного   коллектива. Классному   наставнику   важно   отчетливо   представлять   реальное   состояние эмоционально­психологических и деловых отношений в классе, возможности и средства  их улучшения. В поле зрения педагога должны находиться все члены   классного   сообщества,   чтобы   в   формируемых   представлениях   о будущем   класса   учитель   смог   определить   нишу   для   самореализации   и самоутверждения личности каждого ребёнка, сумел наметить пути и способы создания   комфортного   и   защищенного   положения   для   каждого  своего воспитанника. Не будет полным образ класса  без представления о внешних связях и отношениях   класса,   о   его   месте   и   роли   в   школьной   общности.  Педагогу необходимо   осознать,   что   нельзя   ограничивать   воспитательное   влияние   ни развитие учащихся рамками классного коллектива. Формируя образ  класса, классный руководитель должен предусмотреть участие своих воспитанников в   общешкольных   мероприятиях,   в   совместных   делах   со   сверстниками   из классов   одной   параллели,   в   работе   с   более   младшими   и   старшими школьниками.   Целесообразно   подумать   и   о   том,   чем   жизнедеятельность класса   может   обогатить   воспитательный   потенциал   общешкольного коллектива. На наш взгляд, правильно поступают те классные руководители, которые стараются найти друзей класса в ближайшем социальном окружении – в среде родителей, бабушек и дедушек учащихся, руководителей клубных икружковых   объединений,   ветеранов   войны   и   труда,   представителей творческой интеллигенции Завершая описание составных частей образа класса, следует заметить, что он должен отображать необходимое, возможное и желаемое состояние воспитательного   процесса.  Необходимое    –   это   то   состояние,   которое моделируется   на   основе   учёта   объективных   закономерностей   тенденций развития процесса воспитания учащихся данного класса; возможное – это то состояние,   которое   проектируется   в   соответствии   с   реальными   условиями функционирования   и   зоной   ближайшего   развития:   классного   коллектива, выявленной в ходе аналитической деятельности педагога; желаемое – это то состояние, которое создается в модельных представлениях, формирующихся на   базе   субъективных   предпочтений   желаний   и   интересов   учителя   и   его воспитанников. Только при наличии такого сформированного образа класса у классного   руководителя   можно   делать   следующий   шаг   в   деятельности   по планированию воспитательной работы. Четвёртый шаг – это коллективное планирование (по И.П. Иванову), в котором   участвует   не   только   классный   наставник,   но   и   весь   коллектив учащихся класса, а также родители и друзья классного сообщества. Опытные педагоги­практики   и   методисты   утверждают:   если   без   предварительной работы попросить учеников внести свои пожелания в план работы класса, то вряд   ли   можно   достичь   желаемого   результата.   В   этом   случае   поступят недостаточно обоснованные и примитивные предложения чаще того, что уже проходило в классе. Крайне редко предлагают оригинальные и интересные идеи.   Очевидна   необходимость   использования   специальной   технологии включения   учащихся,   родителей   и   других   представителей   классного сообщества в совместную деятельность по составлению плана. Любая   технология   складывается   из   последовательно   выполняемых действий.  На   данном   этапе   планирования   воспитательной   работы   в   классе могут быть осуществлены следующие действия: 1) предварительное   планирование   жизнедеятельности   классного сообщества   на   новый   период   с   ученическим   и   родительски активом; 2) организация   педагогического   сопровождения   коллективного планирования; 3) осуществление   классным   сообществом   перспективного планирования жизнедеятельности в классе; 4) проектирование   совместно   с   родителями   и   друзьями   класса действий по педагогическому обеспечению реализации плана. Рассмотрим методические аспекты перечисленных действий. Вo  время  предварительного   планирования   жизнедеятельности классного сообщества  важно расширить круг разработчиков плана, увлечь активистов   из   числа   учащихся   и  родителей   перспективами   предстоящих   вновом   году   дел   и   заручиться   их   поддержкой.   Возможен   такой   вариант обсуждения   с   группой   активистов   предложений   в   план   работы   и  порядка действий   по   вовлечению   всех   учащихся   и   их   родителей   в   процесс планирования: а)   осмысление   и   выделение   наиболее   актуальных   проблем жизнедеятельности класса; б) выдвижение целей и задач на планируемый период;  в) продумывание общих идей (замысла) будущей жизнедеятельности; г) определение основных дел предстоящего учебного года; д)   назначение   ответственных   за   проведение   мероприятий   по коллективному планированию. Организация   педагогического   сопровождения  коллективного планирования предполагает создание условий его успешного осуществления. Для этого необходимо сделать следующее: а) договориться заранее с консультантами класса о времени, месте и содержании консультаций; б)  организовать   своевременное   информирование   и   взаимодействие организаторов и участников планирования; в) продумывание общих идей (замысла) будущей жизнедеятельности; г) определение основных дел предстоящего учебного года; д)   назначение   ответственных   за   проведение   мероприятий   по коллективному планированию. Деятельность классного сообщества по разработке перспективного плана целесообразно разделить на несколько периодов:  период – сбор­старт коллективного планирования; I  период – консультации со знающими людьми; II  период – разведка дел и друзей; III  период – защита идей и предложений в годовой план; IV V  период – составление плана жизнедеятельности класса; VI период – осмысление итогов коллективного планирования.   Проектирование   действий   по   педагогическому   обеспечению реализации  плана жизнедеятельности класса предполагает:  а)   определение   во   взрослом   активе   класса   кураторов   основных направлений совместной деятельности; б)   назначение   из   числа   взрослых   ответственных   за   оказание   помощи учащимся в подготовке и проведении отдельных дел и мероприятий;   моделирование   информационно­методической   поддержки организации   воспитательного   процесса   и   жизнедеятельности   в классе; в) г) планирование финансового и материально­технического обеспечения деятельности классного сообщества;д)   проектирование   действий   по   оказанию   помощи   ученическому коллективу   в   расширению   и   укреплению   внутренних   и   внешних социальных связей и отношений. Правильное   и   последовательное   использование   перечисленных  форм, методов   и   приёмов   коллективного   планирования   –   это   залог   успешного осуществления   всей   деятельности   по   составлению   плана   воспитательной работы. Заключительным шагом в совместной деятельности по планированию является  уточнение,   корректирование   педагогического   замысла   и оформление плана воспитательной работы. Классный руководитель после использования приёмов и методов коллективного планирования, как правило, уточняет и корректирует свой первоначальный замысел о построении в новом учебном   году   жизнедеятельности   и   воспитательного   процесса   в   школьном сообществе.   Он   старается   в   максимальной   мере   учесть   предложения учащихся   и   родителей   и   на   основе   их   пожелании   сформировать   более конкретные   представления   о   целевом,  содержательном,  организационном   и оценочно­диагностическом   компонентах   предстоящей   воспитательной деятельности. На   данном   этапе   классный   наставник   уже   может   приступить   к оформлению плана воспитательной работы. Для этого учителю необходимо избрать наиболее рациональный вариант формы и структуры плана. II. Содержание, форма и структура плана воспитательной работы При   планировании   воспитательной   деятельности   классный руководитель   наряду   с   определением   целей,   форм   и   способов   воспитания учащихся   пытается   найти   оптимальный   вариант   содержания   и   структуры создаваемого   документа   –   плана   воспитательной   работы.   Выбор   того   или иного   варианта   плана   во   многом   зависит   от   теоретических  представлений учителя о сущности, закономерностях и роли воспитания в развитии личности ребенка,   от   сложившихся   в   педагогическом   коллективе   традиций планирования   и   организации   воспитательной   деятельности,   от   личного педагогического   опыта   классного   наставника.   Исходя   из   предъявляемых требований к плану работы классного руководителя, можно рекомендовать составление этого документа из следующих разделов: 1. 2. 3. 4. 5. Анализ воспитательной работы за прошедший год. Цели и задачи воспитательной деятельности. Основные направления и дела классного коллектива. Индивидуальная работа с учащимися. Работа с родителями. 6. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.Первый раздел плана традиционно называется «Анализ воспитательной работы   за   прошедший   учебный   год».  Без   анализа   пережитого   опыта совместной деятельности и общения, определения достижений и  выяснения слабых мест воспитательного процесса в классе, без понимания  социальных процессов,   которые   идут   в   классном   сообществе,   и   выявления   тенденций личностного   развития   учащихся   невозможно   правильно   наметить   целевые ориентиры,   определить   приоритетные   направления   воспитательной деятельности на будущий учебный год, выбрать оптимальные формы, методы и приемы построения воспитательной работы.   Е.Н. Нередко классный руководитель испытывает затруднения в составлении данного раздела плана. Чтобы их преодолеть, учитель может воспользоваться предлагаемыми   в   публикациях   Л.В.   Байбородовой,   В.В.   Воронова,   Л.Д. Гуткиной,   Прейскуранта   примерными   программами   анализа воспитательной работы в классе. На последующих этапах профессионального роста, когда у педагога сложится своя оригинальная система воспитания и определятся научно­методические принципы осуществления педагогического анализа воспитательной работы, потребность в таких программах отпадет, так как он будет анализировать состояние и результаты воспитательного процесса в соответствии со своей авторской концепцией. «Цели   и   задачи   воспитательной   деятельности»  –   так   называется второй  раздел  плана   работы   классного   руководителя.   В   нём   находят отражение целевые ориентиры процесса воспитания. При разработке этого раздела плана классному наставнику необходимо помнить требования, предъявляемые к целям воспитательной деятельности. Целевые ориентиры должны быть: направлены   на   развитие   личности   ребёнка,   формирование   его интеллектуального,   нравственного,   коммуникативного,   эстетического   и физического   потенциалов,   на   овладение   учащимися   целостной   системой знаний   об   окружающем   мире,   практическими   умениями   и   навыками, способами творческой деятельности, приёмами и методами самопознания и саморазвития; сопряжены   с   интересами   и   ценностными   установками   членов классного   сообщества,   социальным   заказом   государства   и   общества, особенностями коллектива класса и условиями его жизнедеятельности; обеспечены необходимыми ресурсами для их достижения; конкретными, чётко и ясно сформулированными; трудными, но реально достижимыми; диагностируемыми.     Наряду с целью в плане работы формулируются задачи, которые можно рассматривать   как   подцели   или   как   составляющие   компоненты   цели.   При декомпозиции цели, т.е. при её разделении на составляющие, надо определить такие   задачи,   решение   которых   позволило   бы   достичь   поставленную   цель.  Например,   классный   руководитель   И.В.   Риссамакина   в   качестве   главного ориентира   воспитательной   системы   класса   избрала   цель   –   формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и коммуникативной   культурой.   А   для   её   реализации   педагог   определила следующие задачи: а)   создать   необходимые   условия   для   проявления   творческой индивидуальности каждого ученика; б)   способствовать   формированию   основ   культуры   общения   и построения межличностных отношений; в) развивать познавательную активность учащихся; г) содействовать формированию нравственной позиции школьников «Основные направления и дела классного коллектива» – так можно назвать третий раздел плана работы классного руководителя, соответствии с результатами,   полученными   в   процессе   аналитической   деятельности   и отраженными в первом разделе плана, и исходя из сформулированных целей и задач   воспитательной   работы   педагог   пытается   определить   ведущие направления,   формы   и   способы   организации   жизнедеятельности   классного коллектива.   Хорошим   подспорьем   в   их   выборе   является   сформированный учителем   образ   класса,   его   модельные   представления   о   построении деятельности, общения и отношений в классном сообществе. Собрание   форм   и   способов   жизнедеятельности   класса   не   должно представлять собой набор случайно отобранных и не связанных друг другом дел. Чтобы подбор дел носил подлинно системный и научно обоснованный характер,   классный   руководитель   должен   при   планировании   опираться   на теоретические и технологические разработки проблем воспитания учащихся. Кстати, от этого будут зависеть структура и форма данного раздела плана. Назовём некоторые научные разработки и предложим соответствующие им варианты подготовки и оформления это раздела плана. Профессор Н.М. Таланчук обосновал целесообразность использования системно­ролевого   подхода   в   воспитательной   работе   с   учащимися.   Он исходит из того, что процесс формирования личности происходит благодаря наследованию и приумножению человеком социальных ценностей. По мнению профессора,   социальные   ценности   –   это   истины   жизни,   добытые   опытом предыдущих   поколений   и   существующие   в   виде   знаний,   идеалов,   норм поведения и отношений между людьми. Наследование социальных ценностей возможно лишь тогда, когда человек входит в какое­то сообщество людей и выполняет   в   нем   определенные   социальные   роли.  Н.М.  Таланчук   называет основные социумы и соответствующие им социальные роли: • семья (роли: сыновне­дочерняя, супружеская, отцовско­материнская); • трудовой (учебный) коллектив (роли: профессионально­трудовая,   коммуникативная,   организаторско­самоуправленческая, экономическая, педагогическая);• общество   (роли:   патриотическая,   национально­ интернациональная, политическая, правовая, нравственная, экологическая); • • мир (интерсоциальные роли личности); я­сфера   (роли:   духовно­ потребительская,   субъект   учения,   субъект   самовоспитания,   субъект творчества, психосаморегулятивная, целеутверждающая).   материально­потребительская, Если  классный   руководитель   решает   строить   свою   воспитательную деятельность   на   основе   системно­ролевого   подхода,   то   может   избрать следующую форму планирования дел в классе (предложено В.Т. Кабушем). 1­я неделя 2­я неделя 3­я неделя 4­я неделя Сентябрь Тематические программы «Я и общество» «Я и природа» «Я и моя школа» «Я и моя семья» «Я и моё "Я"» Известный ученый О.С. Газман считал, что «деятельность, общение и бытие   ребёнка   являются   теми   сферами   и   теми   основными   средствами, оккультируя  которые, воспитатель  осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей». Механизм воспитания, по его мнению, заключается в оказании педагогом поддержки ребёнку в решении его   проблем   по   укреплению   здоровья,   формированию   нравственности, развитию способностей, в создании условий для жизненного самоопределения школьников. Для  более целенаправленной  работы  по  поддержке процессов самопознания   и   самостроительства   личности   ребёнка   О.С.   Газман   и   его коллеги предложили педагогам разрабатывать целевые программы: «Учение», «Общение»,   «Досуг»,   «Образ   жизни»,   «Здоровье».   В   этом   случае   третий раздел плана работы классного руководителя может выглядеть следующим образом. 1­я неделя 2­я неделя 3­я неделя 4­я неделя Октябрь Целевая программа «Учение» «Общение» «Досуг» «Образ жизни» «Здоровье» Являясь  сторонниками   использования   деятельностного   подхода   в воспитании учащихся, Л.И. Маленкова и Н.Е. Щуркова обращают внимание нато, что для успешного протекания процесса формирования личности ребёнка необходимо «включение» школьников в различные виды деятельности, такие как   познавательная,   ценностно­ориентировочная,   трудовая,   художественно­ творческая,   физкультурно­оздоровительная,   коммуникативная,   игровая.   В данном случае классный руководитель может избрать форму плана, в которой найдет отражение проектирование участия учащихся в перечисленных видах деятельности. Вид деятельности Декабрь 1­я неделя 2­я неделя 3­я неделя 4­я неделя Познавательная Ценностно­ ориентировочная Трудовая Художественно­ творческая Физкультурно­ оздоровительная Коммуникативная Игровая Классные руководители школы­лаборатории № 18 г. Пскова разделяют точку   зрения   известного   философа   М.С.   Кагана   о   том,   что   личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами и т.п., а тем: 1)  что и как она знает; 2)  что и как она ценит; 3)  что и как она созидает; 4)  с кем и как она общается; 5)   каковы   ее   художественные   потребности   и   как   она   их удовлетворяет. Отсюда   структуру   личности   можно   представить   как   целостную совокупность   взаимосвязанных   пяти   потенциалов:   познавательного, ценностного   (нравственного),   эстетического   и физического.   Поэтому   педагоги   в   планах   воспитательной   работы систематизируют   планируемые   воспитательные   дела   и   мероприятия   по направлениям, связанным с развитием перечисленных потенциалов.   коммуникативного, Потенциал личности Познавательный Ценностный 1­4 5­11 Сентябрь 12­18 19­25 26­30(нравственный) Коммуникативный Эстетический Физический Нередко   классные   руководители   распределяют   планируемые   дела   в соответствии   с   выдвинутыми   в   процессе   целеполагания   задачами воспитательной   деятельности.   В   этом   случае   данный   раздел   плана оформляется следующим образом. Задачи воспитательной деятельности 1­7 8­14 Октябрь 15­18 19­25 26­31 1. 2. 3. 4. 5. При     планировании   воспитательной   работы   классный   руководитель должен   предусмотреть   участие   своих   воспитанников   в   различных   делах общешкольного и классного коллектива, но в то же время избрать в качестве приоритетного (системообразующего) тот вид деятельности, который может оказать   существенное   влияние   на   развитие   личности   учащихся   и формирование неповторимой индивидуальности (лица) классного коллектива. При выборе форм и способов классный наставник отдаёт предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися и родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в классе. Эти дела, как правило, в большей мере соответствуют интересам и потребностям учащихся и в большей степени влияют на процесс их развития. И ещё один важный момент – это правильное определение сроков осуществления намеченных дел и ответственных за их подготовку и проведение. Оптимальное распределение времени и сил членов классного   сообщества   позволит   повысить   эффективность   воспитательной деятельности. «Индивидуальная   работа   с   учащимися»  –   так   следует   назвать четвёртый раздел плана воспитательной деятельности. Его наличие связано с заботой классного руководителя о создании в классе благоприятной среды для   формирования   личности   и   индивидуальности   каждого   ребёнка,   с педагогическим   проектированием   и   обеспечением   индивидуальной траектории развития учащихся, с поиском наиболее эффективных приёмов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника. Педагоги­экспериментаторы,   активно   и   результативно   проводящие работу   по   педагогическому   обеспечению   процесса   становленияиндивидуальности   учащихся, составлять данный раздел плана в форме следующей таблицы.   предлагают   классным   руководителям № п/п Имя, фамилия ученика Мир интересов, увлечений Основные личностные достижения Главные проблемы в развитии Формы и способы педагогической поддержки «Работа с  родителями»  –   это  пятый   раздел  плана   воспитательной работы.   Залогом   успешной   воспитательной   деятельности   с   учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития ребёнка.   А,   следовательно,   сделать   родителей   активными   участниками педагогического   процесса   –   это   важная   и   ответственная   задача   учителя. Решение   данной   задачи   представляется   возможной,   если   в   плане   работы найдут   отражение   такие   направления   деятельности   педагога­воспитателя   с родителями:  ­ изучение семей учащихся; ­ педагогическое просвещение родителей; ­   обеспечение   участия   родителей   в   подготовке   и   проведении коллективных дел в классе; ­   педагогическое   руководство   деятельностью   родительского   совета   в классе; ­ индивидуальная работа с родителями; ­   информирование   родителей   о   ходе   и   результатах   обучения, воспитания и развития учащихся. Шестым компонентом  плана работы классного руководителя может стать   раздел  «Изучение   состояния   и   эффективности   воспитательного процесса».  Необходимость включения этого раздела в план воспитательной работы   объясняется   тем,   что   при   отсутствии   достоверной,   подвергнутой тщательному   анализу   информации   о   развитии   личности   учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса   ставится   под   сомнение   педагогическая   целесообразность   всей достаточно сложной и трудоёмкой деятельности учителя и его коллег. В   качестве   объектов   исследования   состояния   и   эффективности воспитательного процесса в классе могут быть избраны: а) развитие личности учащихся; б) формирование классного коллектива; в)   наличие   у   учащихся   и   их   родителей   чувства   удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.Планируемую   диагностическую   работу   можно   систематизировать   и представить в виде таблицы. Предмет изучения Методы и Сроки изучения приёмы изучения Субъект изучения Наряду с основными разделами в план могут быть включены различные приложения.  В таких случаях план воспитательной работы превращается в дневник классного руководителя. Завершая рассмотрение содержания и структуры плана воспитательной работы,   необходимо   заметить,   что   предлагаемые   нами   разделы   плана являются   обязательными.   Нами   рекомендуется   примерный   вариант   плана, который   может   использоваться   педагогом­воспитателем   в   качестве методической подсказки. Возможны и другие варианты плана. Планирование – дело   творческое,   поэтому   классный   руководитель   вправе   избрать  свой вариант, который в наибольшей степени соответствует его педагогическим воззрениям,  содержит   необходимую   информацию   и   является  удобным   для использования в повседневной работе. Рекомендуемая литература 1. Воронов В. Как составить план работы // Воспитание школьников. 1999. № 6.  2. Гуткина   Л.Д.  Настольная   книга   классного   руководителя   // Классный руководитель. 1999. № 3. 3. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. – М, 1999.  4. Лизинский   В.М.  Классный   руководитель:   молитва   на   каждый день. – М., 2005. 5. Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степановой. – М., 2004. 6. Работа классного руководителя / Под ред. Е.А. Слепенковой. – М., 2005.