Статья на тему: Практико – ориентированная модель образования как условие реализации ФГОС на уроках ОБЖ (обобщение опытом)
Оценка 4.8

Статья на тему: Практико – ориентированная модель образования как условие реализации ФГОС на уроках ОБЖ (обобщение опытом)

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
ОБЗР +1
Взрослым
05.04.2018
Статья на тему: Практико – ориентированная модель образования как условие реализации ФГОС на уроках ОБЖ (обобщение опытом)
Применяя практические упражнения при изучения предмета ОБЖ, обучающиеся закрепляют теоретические знания. У детей появляется мотивация для изучения данной дисциплины. Повышается качество и успеваемость. Также учителю легче подготовить учеников для участия в муниципальном туре олимпиады школьников. Учащиеся применяют полученные навыки на уроках в повседневной жизни.Статья для выступления на ГМО, педсовете по обобщению опыта педагога по применению педагогических технологий
практико - ориентированный метод.docx
Автор статьи: Вакуленко Ю.Н. Учитель ОБЖ, 1КК МБОУ СОШ № 4 г. Тулуна Иркутской области Тема: Практико – ориентированная модель образования как условие реализации ФГОС на уроках ОБЖ Одним из предметов общеобразовательной школы России является курс «Основы безопасности   жизнедеятельности»   (ОБЖ).   Несмотря   на   то,   что   данный   учебный   курс преподается более 10 лет, существует немало проблем, связанных с его преподаванием.  В   условиях   стремительного   развития   общества,   модернизацией   современного образования   обозначилась   проблема   формирования   у   обучающихся   не   столько теоретических, сколько социально – практических знаний, умений и навыков, в том числе и в процессе обучения ОБЖ. Для   построения   практико   –   ориентированного   образования   необходим   новый, деятельностно   –   компетентностный   подход,   направленный   на   приобретение   не   только знаний,   умений   и   навыков,   но   и  опыта   практической   деятельности,  выбор индивидуального пути развития качеств личности обучающихся. Основные стимулы познавательной деятельности: новизна учебного материала, его Традиционная предметность должна сочетаться  с реальной действительностью, т.к. подрастающее поколение учиться и  развивается  не только в школе,  но и  в семье,  под влиянием социума, окружения подростков, средств массовой информации, Интернета. Перед учителем встает задача повысить познавательный интерес школьников к изучению школьных предметов, в том числе и ОБЖ.  проблемность и практическая значимость. В   процессе   обучения   необходимо   использовать   ресурсы   Интернет,   технологии проблемного,   развивающего,   практико   –   ориентированного   обучения,   ИКТ.   Также необходимо специально создавать коммуникативное пространство путем работы в группах, благоприятный психологический климат. При выполнении этих условий у обучающихся формируется   потребность   проявления   инициативы,   самостоятельной   познавательной активности, готовности к дальнейшему самообразованию. Одним из способов повышения мотивации к изучению предмета является усиление практической   направленности,   применение   заданий   прикладного   характера   обучения, отражающих   всё   многообразие   нашей   жизни,   это   расширит   научно   –   теоретический кругозор   обучающихся,   сформирует   грамотное   поведение   в   сложившихся   жизненных ситуациях.  Практические задания, являясь одним из средств повышения активации учебного процесса,   способствуют   решению   задач   как   обучения,   так   и   нравственного   развития личности обучающихся, помогают преодолеть разрыв между обучением и воспитанием. Целенаправленные и правильно методически организованные практические задания являются средством для всестороннего раскрытия знаний, привития умений и навыков. Необходимым   условием   для   подготовки   и   проведения   практических   работ   является коллективная и активная работа всего класса, что эффективно реализуется через уроки – практикумы.  Уроки – практикумы –  это путь к активизации  познавательной деятельности, развитие интереса к учебному занятию и, как следствие, повышение мотивации. Основной формой их проведения являются практические работы, на которых обучающиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоритических знаний. Целесообразно данную форму обучения применять при изучении следующих тем:  ­ эвакуация при пожаре; ­ экстренная реанимационная помощь; ­ изготовление простейших средств защиты органов дыхания; ­ изготовление фильтра для очистки воды в автономии и др. Главная   цель   практической   деятельности   на   уроках   ОБЖ     ­   дать   каждому   ребенку основные   понятия   опасных   для   жизни   ситуаций   и   особенностей   поведения   в   них. Необходимо обеспечить обучающихся не только багажом знаний, но и подготовить детей к встрече со сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Средством   управления   учебной   деятельностью   обучающихся   при   проведении практикума служит инструкция, которая последовательно действия: ­ сообщение темы, цели и задач практикума; ­ актуализация опорных знаний и умений обучающихся;  ­ мотивация учебной деятельности обучающихся; ­ ознакомление учеников с инструкцией; ­ подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования; ­ выполнение работы под руководством учителя; ­ составления отчета; ­ обсуждение результатов работы. Реализацию практико – ориентированного обучения на уроках ОБЖ  и формирование УУД предполагают следующие практические занятия: ­   правила   оказания   доврачебной   помощи,   наложения   повязок,   транспортировка пострадавших; ­ изготовление безопасных и экологически чистых средств борьбы с насекомыми, моющие средства, средства ухода за кожей и др.; ­ использование лесных растений для оказания первой медицинской помощи; ­ способы добычи пищи и воды; ­ практические занятия в области ГО. При   организации   и   проведении   практических   заданий   нужно   соблюдать   следующие условия: ­ обучающиеся должны быть подготовлены к их выполнению; ­ задания должны быть доступны; ­ обращать внимание на главное; ­   стимулировать   обучающихся   и   оказывать   помощь   в   самостоятельном   преодолении трудностей; ­   работы   тщательно   проверять,   результаты   проверки   должны   служить   материалом   для исправления ошибок. Урок ОБЖ обладает возможностями обучать детей конкретным действиям при помощи практических занятий.  Современное   образование   предусматривает   значительное   расширение   роли информационных   технологий   как   эффективного   средства   самосовершенствования   и самообразования обучающихся. Одним   из   эффективных   средств   деятельности   на   уроках   ОБЖ   –   использование   ИКТ. Использование   современной   техники   позволяет   учителю   повысить   качество   обучения, рационально использовать учебное время, дает возможность учителю вносить в учебный процесс   новые   разнообразные   формы   и   методы,   что   делает   урок   более   интересным.   В основе   применения   новых   технологий   заложено   существенное   повышение   наглядности, активизации познавательной   ученика, сочетания механизмов вербально – логического и образного мышления. Компьютер на уроке ОБЖ можно применять в демонстрационном режиме: при объяснении нового материала, при проверке домашнего задания, при работе над   ошибками.   А   также   компьютер   можно   использовать   в   индивидуальном   режиме: тестирование, создание буклетов, памяток и т.д. Таким образом , мы видим, что ИКТ можно применять практически на каждом этапе урока.  При   проведении   уроков   презентаций   особое   внимание   обращается   на   развитие способностей обучающихся: формулировать проблемы, размышлять и рассуждать о своих действиях и  оценивать  их, ставить задачу самому себе, делать выводы по результатам проделанной   работы.   Именно   ИКТ:   электронные   учебники,   тренажеры,   презентации позволяют   обучающимся   с   интересом   и   быстро   усваивать   большой   объем   учебного материала.  Таким образом,  применение информационных технологий на уроках, дает возможность у обучающихся   развивать   воображение,   логическое   мышление,   овладеть   практическими приемами по профилактике и преодолению опасных ситуаций, по безопасному поведению в сложной,   непривычной   обстановке.   А   главное,   ИКТ   развивают   способность   читать информацию, позволяют формировать способность саморазвития и самообразования. Включение   информационных   технологий   делает   процесс   обучения   технологичнее   и результативнее, уроки непохожие друг на друга, что способствует интересу к учению.  Основой   формирования   готовности   школьников   к   действиям   при   возникновении природных   опасностей   стала   идея   применения   нестандартных,   нетрадиционных педагогических   технологий   и   внедрения   в   учебно   –   воспитательный   процесс интерактивных методов обучения: ­ метод анализа конкретных ситуаций предполагает использование набора ситуационных заданий теоритического и практического характера, которые случались в жизни. Ученикам необходимо   найти   способы   их   решения,   основываясь   на   прежнем   опыте   и   знаниях, высказывая соображения о дальнейших действиях. Ученик, решая поставленную задачу, проявляет   творческое   мышление   и   инициативу,   оценивает   опасную   ситуацию,   делает выводы   и   принимает   решение.   Тем   самым   у   обучающихся   вырабатывается   система аналитического поведения и постоянная готовность к принятию решения. ­   игровой   метод   включает   в   себя   активную   учебную   деятельность,   придает   процессу обучения   эмоциональную   окраску,   учебный   материал   усваивается   через   творческий процесс, осуществляется социализация обучающегося в группе одноклассников. На уроках ОБЖ применяются дидактические, сюжетно – ролевые, военизированные, деловые игры, ребусы кроссворды, головоломки, викторины, брейн – ринги, игры на местности. ­   беседы   и   диспуты   также   способствуют   формированию   готовности   к   определенным действиям   в   том   случае,   если   задача,   поставленная   перед   учениками,   может   их заинтересовать, активизировать их аналитическую деятельность, обеспечить их развитие в условиях   атмосферы   взаимопонимания   и   сотрудничества,   развивать   их   творческий потенциал,   помочь   личности   познать   себя.   На   примере   заданий   можно   определить эффективность   тех   задач,   которые   помогают   осмысливать   и   оценивать   ситуацию, проявлять свои интеллектуальные, мотивационные и волевые качества: ­ что ты знаешь о природных опасностях? ­ как вести себя при ЧС природного характера? ­ какие качества личности необходимы для преодоления природных опасностей? Выполняя эти задания, обучающиеся учатся строить модель своих действий, оценивать их адекватность в критической ситуации, сознательно управлять собой. ­ методы показа и рассказа также успешно используются в учебном процессе. Они должны сочетаться   с   освоением   двигательных   действий.   Курс   подготовки   к   действиям   в   ЧС позволяет применять индивидуальный подход к оценке результата, использовать бригадно – индивидуальные, групповые формы его организации, тем самым дифференцируя учебный процесс. ­   диалогичность   обучения   на   уроках   ОБЖ   позволяет   организовать   совместную деятельность   обучающихся   вырабатывать   тактику   и   стратегию   их   взаимодействия, активизировать обмен информации в учебном диалоге: учитель – ученик; ученик – ученик.  Учебно – воспитательный процесс на уроках ОБЖ не мыслиться без активизации самостоятельной   работы,   интенсификации   их   самостоятельной   познавательной деятельности   и   эффективных   способов   руководства   ею.   Это   позволит   обучающимся овладеть высоким уровнем подготовки, навыками принимать самостоятельные решения, уметь выбирать информацию, обрабатывать ее, затем на основании полученного результата творчески подойти к преобразованию окружающей действительности. На занятиях обучающиеся должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель руководить этим их трудом, создавая для них условия. Таким   образом,   на   уроках   ОБЖ   учитель   должен   научить   обучающихся   учиться.   Для лучшей   организации   самостоятельной   работы   ее   необходимо   мотивировать.   Давая самостоятельные задания, нужно учитывать психологические особенности обучающихся самостоятельная   работа   обязательно   должна   быть   заслушана   и   оценена.   При   выдаче задания на самостоятельную работу необходимо: четко поставить цель; мотивировать ее; дать алгоритм выполнения задания; рекомендовать литературу; установить форму и сроки сдачи   работы;   определить   сроки   оказания   помощи;   установить   критерии   оценки. Желательно разработать памятку по выполнению самостоятельной работы (внимательно прочитайте   тему;   составьте   план   работы,   выделяя   главные   разделы;   в   каждом   разделе наметьте   основные   положения;   перечислите   ваши   действия   по   выполнению   задания; оцените, достигли ли вы поставленной цели). Все  виды  занятий  должны  строиться  так,  чтобы  они  учили  обучающихся  творческому, научному подходу к любому вопросу, приобретению умений и навыков самостоятельной работы.  Интеллектуальное   и   нравственное   развитие   обучающихся   напрямую   связано   с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой коммуникации и книги. Именно литература питает ум и воображение ребенка, отрывая ему мир по – новому. Д.Дидро писал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».   Литература   не   только   расширяет   наш   кругозор,   повышает   интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать, но – книга снижает стресс. Богатство и ритм языка имеет свойство успокаивать психику. Когда человек читает, активность мозга увеличивается,   а   это   благотворно   сказывается   на   его   состоянии   –   чтение   улучшает мозговую активность. При чтении мы представляем много деталей, запоминаем множество вещей   –   вот   почему   чтение   тренирует   память   и   логику.   Именно   на   страницах   книг представляются различные пути решения жизненных проблем.  Эффективным в процессе обучения на уроках ОБЖ также является установление межпредметных   связей,   которые   способствуют   более   полному   усвоению   знаний, формированию понятий и законов, совершенствованию учебно – воспитательного процесса, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и в обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Межпредметные связи можно эффективно реализовать   через   взаимосвязь   предметов:   ОБЖ   –   физическая   культура   –   биология   – география и др. А   значение   физической   культуры   в   процессе   формирования   личности   огромно,   т.к.   в школьном   возрасте   формируются   и   закладываются   основы   ЗОЖ.   Обучающимся необходимо осознать уникальную полезность физической активности и стремление активно заниматься   спортом.   Положительным   аспектом   является   то,   что   спорт   способствует развитию   коммуникабельности,   избавляет   от   комплексов   и   раскрепощает;   физические нагрузки,   двигательная   активность   благоприятно   сказывается   на   уроках   в   умственном труде. Вместе с тем приходит необходимость самостоятельной оценки своих физических возможностей и реально рассчитывать свои силы.  В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социальный кризис, когда российский народ вырождается, проблемы формирования ЗОЖ россиян становятся сверх актуальными.  Целесообразно   использовать   в   своей   педагогической   работе   проектно   – исследовательскую технологию. Проектно – исследовательская работа может быть этапом урока,   отдельным   уроком,   иметь   более   широкие   временные   рамки   (проектный   день, проектная неделя). Проекты могут быть: исследовательские, информационные, творческие. Творческий   проект   предполагает   свободный   и   нетрадиционный   подход   к   оформлению результатов (видеофильмы, альманахи, газеты и др.). Наиболее интересные темы проектов, в   моей   практике:   «Игры,   убивающие   наших   детей»,   «Бомжи   как   социальна   ячейка общества», «Бездомные животные», «Работа красного креста в России, в области, в городе Тулуне», «Лесные пожары» и др.  В условиях реализации ФГОС практико ориентированный подход на уроках ОБЖ позволяет   наряду   с   традиционными   возможностями   использовать   более   эффективные формы работы, которые позволяют выявлять личностные качества обучающихся, повышать мотивацию   обучения,   отрабатывать   полученные   знания   и   умения   на   практических занятиях, способность принимать ответственные решения, творчески подходить к любому делу, умению и желанию учиться, вести диалог, проявлять способность к сотрудничеству. В ходе изучения курса ОБЖ обучающиеся овладевают знаниями о способах действий при угрозе и возникновении природных и техногенных опасностей, приемах оказания первой медицинской помощи, путях обеспечения личной и общественной безопасности, способах защиты жизни от угрожающих факторов: обрушения здания, пожара, о взаимодействии в коллективе в автономном существовании, об основах организации и ведения спасательных работ. Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я знаю – я успеваю». Задача   учителя   организовать   учебную   деятельность   таким   образом,   чтобы полученные обучающимися знания были результатом их собственных поисков.

Статья на тему: Практико – ориентированная модель образования как условие реализации ФГОС на уроках ОБЖ (обобщение опытом)

Статья на тему: Практико – ориентированная модель образования как условие реализации ФГОС на уроках ОБЖ (обобщение опытом)

Статья на тему: Практико – ориентированная модель образования как условие реализации ФГОС на уроках ОБЖ (обобщение опытом)

Статья на тему: Практико – ориентированная модель образования как условие реализации ФГОС на уроках ОБЖ (обобщение опытом)

Статья на тему: Практико – ориентированная модель образования как условие реализации ФГОС на уроках ОБЖ (обобщение опытом)

Статья на тему: Практико – ориентированная модель образования как условие реализации ФГОС на уроках ОБЖ (обобщение опытом)

Статья на тему: Практико – ориентированная модель образования как условие реализации ФГОС на уроках ОБЖ (обобщение опытом)

Статья на тему: Практико – ориентированная модель образования как условие реализации ФГОС на уроках ОБЖ (обобщение опытом)

Статья на тему: Практико – ориентированная модель образования как условие реализации ФГОС на уроках ОБЖ (обобщение опытом)

Статья на тему: Практико – ориентированная модель образования как условие реализации ФГОС на уроках ОБЖ (обобщение опытом)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2018
Посмотрите также: