АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ
Оценка 4.8

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

Оценка 4.8
Лекции +2
docx
ОБЖ +1
Взрослым
10.02.2017
АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ
Статья посвящена проблеме возникновения опасных конфликтных ситуаций в образовательных организациях в образовательном процессе. Основное внимание уделяется вопросу применения новых форм и методов урегулирования конфликтов посредством педагогического персонала. Показано, что компетентность педагога играет важную роль в формировании благоприятной атмосферы образовательного процесса. Современному педагогу необходимо обладать целым комплексом знаний, умений и навыков в области управления конфликтами, так как безопасность данного вида профессиональной деятельности и культуры охраны труда педагогов напрямую зависит от умения преобразовывать разрушающий конфликт в конструктивный.Статья посвящена проблеме возникновения опасных конфликтных ситуаций в образовательных организациях в образовательном процессе. Основное внимание уделяется вопросу применения новых форм и методов урегулирования конфликтов посредством педагогического персонала.
Актуальные проблемы .docx
Никитин В.В. Преподаватель кафедры комплексной безопасности  ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»   АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  И  ОХРАНЫ  ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  И  УЧАЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ Аннотация                    Статья посвящена проблеме возникновения опасных конфликтных ситуаций   в   образовательных   организациях   в   образовательном   процессе. Основное внимание уделяется вопросу применения новых форм и методов урегулирования конфликтов посредством педагогического персонала.  Показано,   что   компетентность   педагога   играет   важную   роль   в формировании   благоприятной   атмосферы   образовательного   процесса. Современному   педагогу   необходимо   обладать   целым   комплексом   знаний, умений и навыков в области управления конфликтами, так как безопасность данного   вида   профессиональной   деятельности   и   культуры   охраны   труда педагогов   напрямую   зависит   от   умения   преобразовывать   разрушающий конфликт в конструктивный.  Предлагается   учитывать   определенные   факторы,   для   избегания конфликтных ситуаций в образовательном процессе и выполнять несколько условий для их урегулирования и необходимость соблюдать правила охраны и безопасности педагогического труда. Ключевые слова: проблемы, педагогический персонал,  воспитанники, учащиеся, опасные факторы problem, pedagogical staff, pupils, students, dangerous factors Abstract ACTUAL PROBLEMS OF PERSONAL SECURITY AND OCCUPATIONAL SAFETY OF TEACHING STAFF AND STUDENTS IN THE REAL CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE RUSSIAN FEDERATION The article deals with the problem of conflicts in the process in the educational institution. It focuses on the issue of conflict resolution by means of the teaching staff. It is shown that the competence of the teacher plays an important role in the formation of a favorable atmosphere of the educational process. Modern teacher must have a whole set of knowledge and skills in the field of conflict management as well as the safety of this type of professional activity depends on the ability to convert destructive conflict into constructive. It is proposed to take into account 1 certain factors, to avoid conflict and to carry out several conditions for their settlement. Рубрика: Проблемные вопросы обеспечения личной безопасности и охраны труда педагогического персонала и обучающихся. В   истории   становления   и   развития   педагогического   процесса образовательной   среды   возникали,  и   будут   возникать   проблемные   вопросы обеспечения безопасности и охраны труда педагогического персонала.   Особенно   эти   проблемные   вопросы   обострились   в   преддверии  XXI века.   Несмотря   на   принятые   и   принимаемые   законодательные   меры, долгосрочные педагогические стратегии и концепции, разработанные и вновь разрабатываемые программы по усовершенствованию защиты и безопасности образовательной   среды,   охраны   труда   в   сфере   образования   ­   острые, конфликтно   опасные,   ситуации   в   сфере   образования   однозначно   требуют современного научного подхода, исследования и изучения. Установление   реальных   причин   возникновения   агрессии,   преступного поведения и пренебрежительного отношения к педагогическому персоналу, а также к  воспитанникам   и  ученикам,  позволит  принимать  адекватные меры искоренения   таких   проблемных   вопросов   в   образовательном   процессе   в педагогической среде. Рассматривая,   с   правовой   точки   зрения,   актуальные   проблемы обеспечения личной безопасности и охраны труда педагогического персонала в образовательном процессе, необходимо отметить, что   Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 390­ФЗ "О безопасности", в статье № 1 определил понятие   безопасности   как,   ­   «состояние   защищенности   жизненно   важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Такое определение, в широком смысле, распространено на все виды и категории жизненного пространства. Закон Российской Федерации установил и основные объекты безопасности, к которым отнесены:   личность – ее права и свободы;   общество – его материальные и духовные ценности;  государство   –   его   конституционный   строй,   суверенитет   и территориальная целостность. Из перечисленных выше объектов безопасности, более всего интересны для исследования и изучения объекты личности, ее права и свободы, а также – общество и его материальные и духовные ценности. Так как именно  в области этих   объектов   безопасности,   в   реальных   условиях   жизнедеятельности 2 возникают острые проблемные правовые и психолого­педагогические вопросы в сфере образования, которые требуют особого внимания их разрешения и урегулирования. Поиска ответов, поиска решений. Ст.   2­ая   вышеуказанного   закона,   определила   субъекты   обеспечения безопасности, к которым относятся:  «граждане,   общественные   и   иные   организации   и   объединения, которые   являются   субъектами   безопасности,   обладающие правами   и   обязанностями   по   участию   в   обеспечение безопасности   в   соответствие   с   законодательством   Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации,   нормативными   актами   органов   государственной власти   и   управления   краев,   областей,   автономных   округов, принятыми   в   пределах   их   компетенций   в   данной   сфере деятельности». В виду того, что в трудовой деятельности  педагогического процесса образовательной   среды   у   педагогов,   практически   ежедневно   возникают острые проблемные вопросы, касающиеся как их личной безопасности, так и их охраны труда, необходимо рассмотреть возможные методы решения этих проблем в образовательных организациях. Казалось   бы,   меры   правового   регулирования   безопасности   и   охраны труда   педагогического   персонала,   воспитанников   и   учащихся   были своевременно   разработаны   в   соответствие   с   государственной   политикой Российской   Федерации,   но   негативные   факты   реальных   опасных взаимоотношений в трудовой педагогической деятельности в образовательном процессе, которые имеются в педагогическом пространстве, указывают на их недостаточную   эффективность.   Положительных   результатов   право­ применения, этих мер в образовательной среде недостаточно для обозначения устойчивой   тенденции   снижения   опасных   конфликтных   и   криминогенных ситуаций в образовательных организациях. Федеральный   закон   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в   Российской Федерации», принятый в декабре 2012 года, вступивший в законную силу с 1 сентября   2013   года,   в   ст.   3   указал   в   перечне   основных   принципов государственной   политики   в   образовательном   процессе   «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности». Пункт   6.   ст.   28,   вышеуказанного   закона,   обязывает   образовательные организации   ­   «создавать   безопасные   условия   обучения,   воспитания обучающихся,   присмотра   и   ухода   за   обучающимися,   их   содержания   в 3 соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации». Такое,   можно   прямо   сказать,   программное   направление жизнедеятельности   образовательных   организаций   в   современных   реальных условиях   развития   нашего   государства,   в   реальной   обстановке образовательной   среды   требует   более  тщательного   и  разумного   подхода   к исполнению законодательных требований. Однако необходимо отметить, что в   процессе   обновления   современного   общества   в   Российской   Федерации задача образования все более определяется социальным заказом. В настоящее время   образовательные   организации   вышли   из   замкнутой   информационной среды,   где   раньше   можно   было   наблюдать   тенденцию   места   приобретения знаний ради знаний. Образовательные организации современности все больше становятся   организациями   обеспечивающими   возможность   подготовки человека к деятельности в реальном мире будущего. В   повседневной   жизни,   педагогическая   трудовая   деятельность рассматривается   в   спектре   требований   общества   и   профессиональных структур к человеку, который обязан не только набрать определенную сумму знаний, но и должен обязательно иметь личностный потенциал в необходимой высокой степени. Этот «новый» человек, кроме того, заканчивая обучение в образовательной организации, обязан иметь специфические умения, навыки работы и способы личной безопасности, охраны своего труда   в различных стрессовых   ситуациях,   обладать   знаниями   и   применять   их   в   разрешении конфликтных и реально опасных ситуациях. В   образовательном   процессе   очень   многое   зависит   от   умения продуктивно урегулировать складывающуюся конфликтную ситуацию. Такие качества   и   профессионализм   педагогического   персонала   образовательных организаций приобретают высокую значимость в настоящее время в нашей стране,   где   жизненные   ситуации   существенно   опережают   разработку   и внедрение   новых   законодательных   актов,   регламентирующих   новые социальные и экономические  преобразования.  Зачастую, рассматривая ряд произошедших случаев, которые являются нестандартными и не предусмотренными законами или нормативными актами, необходимо   экстренное   адекватное   восприятие   таких   конфликтов, внимательное изучение причин и условий их зарождения и происхождения и, иного,   нового   отношения   к   ним.   Такие   опасные   конфликтные   ситуации требуют разработки новых механизмов их урегулирования. среде, Актуальность  проблемы обеспечения безопасности в образовательной   обуславливается   возрастающей   динамикой 4   прежде   всего, зарегистрированных   фактов   опасных   ситуаций   в   образовательных организациях,   где   почти   30   млн.   обучающихся   и   педагогов.   Это,   можно сказать, пятая часть населения страны, а если еще учесть членов их семей – это   уже   более   половины   населения   Российской   Федерации.   Поэтому   и необходимо   особое   внимание   уделять   проблемам,   не   только   комплексной безопасности   образовательных   организаций   в   современных   условиях,   но   и изучать,   исследовать,   определять   место   и   роль   личной   безопасности воспитателей,   педагогов,   воспитанников,   и   учеников   в   образовательном процессе   и   в   системе   национальной   безопасности   Российской   Федерации. Будущее   нашего   государства   в   воспитании   и   образовании   подрастающего поколения, в их безопасном обучении и их нравственном воспитании. В   настоящее   время   колоссального   и   широкомасштабного   развития научно­технического прогресса современного мира не требует доказательств то,   что   всякая   деятельность   человека   любой   профессии,   полезна   для   его существования, как и то, что эта же деятельность может быть, а порой и является   источником   опасностей   и   негативных   воздействий,   приводить   к травматизму, заболеваниям, возможной смерти. Нет   необходимости   рассматривать   вопрос   о   том,   что   вред   человеку может наносить любая деятельность, в том числе:  трудовая;  учебно­трудовая;  педагогическая;  отдых или развлечение. Анализ   негативных   происшествий   зарегистрированных   и   не зарегистрированных в педагогическом процессе жизнедеятельности педагогов и   учащихся,   изучение   которых   дает   основания   полагать,   что   любая деятельность и в образовательной среде также может иметь потенциальную опасность   причинения   физического   вреда   ее   участникам.   Поэтому,   все процессы   трудовой   деятельности,   протекающие   в   образовательной   сфере должны быть защищенными как в правовом поле, так и   государственным обеспечением. В   реальных   условиях   образовательного   процесса   уменьшение   риска опасных   воздействий   и   последствий   всех   участников   образовательной трудовой повседневной жизнедеятельности, их непосредственная защита от опасных   ситуаций,   является   первоочередной   задачей   государственной политики в Российской Федерации. Необходимо   подчеркнуть   что,   такие   проблемы   обеспечения безопасности   в   образовательных   организациях   были   и   остаются.   Эти 5 проблемы   присутствуют   в   реальной   жизни   и   в   настоящее   время.   Они   же затрагивают   практически   все   сферы   и   стороны   жизнедеятельности,   как учащихся, так и педагогических коллективов. Такие проблемы всегда имели и имеют   разносторонний   многоплановый   аспект.   Повседневная   практическая образовательная деятельность показывает взаимосвязь между возникновением стрессовых опасных ситуаций в образовательном процессе и, как результат ­ возникновение   происшествий,   а   порой   и   преступлений   различных направленностей и видов. Рассмотрим   эти   ситуации,   происходящие   практически   на   всем образовательном пространстве в Российской Федерации на реальных фактах. В г. Томске, 27.02.2010 г.   в 11 час. 50 мин. старшеклассник Тимур Яицков,   находясь   в   столовой,   причинил   телесные   повреждения   двум учительницам.   По   данному   факту   было   принято   решение   о   возбуждении уголовного дела. Школьник обвинялся в причинении легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений учителям. Ученик, помнил на момент совершения преступления только отрывки из происходящих фактов, так как находился в состоянии, похожем на наркотическое опьянение.  Однако   сам   Тимур   категорически   отрицал   факт   употребления наркотических и психотропных веществ. С его слов, он помнил, как зашел в столовую, и у него началось помутнение рассудка, он не сознавал, зачем шел в столовую.   Не   сознавал   он   и   те   моменты,   когда   оттолкнул   завуча   Ольгу Анатольевну,   после   чего   начал   избивать   руками   своего   классного руководителя Галину Анатольевну, помнит, как нанес ей удар в висок, как она пыталась убежать, упала и, он ударил ее ногой, но при этом ярости не испытывал.   После   этих   ярких   событий   у   него   начался   провал   в   памяти, очнулся   он   уже   на   полу   с   перевязанными   скотчем   руками,   так   как   у охранника не было наручников.  Ученик   был   задержан   во   время   избиения   учителей   и   допрошен сотрудниками   ЧОП,   после   чего   был   доставлен   в   дежурную   часть правоохранительных органов.   По характеристикам, подросток Яицков в школе являлся хорошистом, конфликтов с классным руководителем и учителями никогда не имел, соседи и друзья отзывались о нем положительно. Шелеховский   городской   суд   23.12.2010   года   перенес   рассмотрение уголовного дела на 19 января 2011 года в связи с тем, что на заседание суда не явилась потерпевшая учитель физкультуры 73­летняя женщина, так как очень боялась, что ее уволят из образовательной организации.  6 По   результатам   предварительной   проверки,   уголовное   дело   было возбуждено   в   отношении   16­летнего   ученика,   который   продолжительное время вместе со сверстниками избивал учительницу физкультуры и записывал эти эпизоды на видео.  По версии следствия, в период с января по март 2010 года в спортивном зале средней общеобразовательной школы № 1 г. Шелехова, восемь учеников 9   класса   на   почве   личных   неприязненных     отношений   систематически наносили побои 73­летней учительнице физкультуры.  Видео   с  избиениями   они  выкладывали   в  Интернет,  на  котором  было запечатлено,   как   несколько   подростков   в   спортивном   зале   бьют   педагога­ женщину ногами, таскают по полу. Позже по этим фактам событий, с заявлением в правоохранительные органы обратилась дочь педагога. Уголовное дело было возбуждено по части 2 ст. 117 УК РФ (истязание). К уголовной ответственности Следственным Комитетом   Российской   Федерации   был   привлечен     только   один  16­летний подросток­ученик этой школы.  В отношении семи его одноклассников, которые принимали участие в истязании учительницы, материалы были направлены в органы внутренних дел для   принятия   мер   профилактического   воздействия,   так   как   на   момент совершения   преступления,  в   отношении   учителя   они   не   достигли   возраста привлечения к уголовной ответственности. Прокуратурой   г.   Екатеринбурга   18.10.2011   года   была   организована проверка по факту происшествия в МБОУ СОШ № 81 Орджоникидзевского района   г.   Екатеринбурга,   где   был   ранен   учитель.   Проверкой   было установлено, что педагогу географии школы № 81 причинено ножевое ранение в спину, в результате которого учитель был госпитализирован в центральную городскую больницу     № 23 г. Екатеринбурга.  Доследственной   проверкой   была   установлена   причастность   к совершению преступления одного из учащихся данной школы – 15 летнего подростка, выяснены мотивы нападения, а также тяжесть вреда причиненного здоровью потерпевшего. По результатам проверки в порядке ст. 144­145 УПК РФ было принято решение о возбуждении уголовного дела.  Прокуратура   г.   Екатеринбурга   и   прокуратура   Орджоникидзевского района   г.   Екатеринбурга   провели   проверку   соблюдения   законодательства несовершеннолетними   и   администрацией   школы,   были   выяснены   причины совершения   преступления   школьником   и   возможность   возникновения противоправного поведения учащихся в образовательной среде.   7 Рассматривая   факты   причинения   телесных   повреждений   учителям­ мужчинам,   женщинам­педагогам,   необходимо   объективно   рассмотреть   и факты причинения побоев, унижений и оскорблений учителями учеников и воспитанников   во   время   образовательного   педагогического   процесса   в образовательных организациях. В   настоящее   время   не   снижается   фактор   актуальной   проблемы профилактики   совершения   преступлений   в   образовательной   среде, совершенных учениками в отношении учителей в образовательном процессе. Кроме того,  наблюдается и агрессивность поведения педагогов, обвиняемых в нанесении телесных повреждений школьникам и воспитанникам.  К   сожалению,   точных   информационных   данных   и   официальной статистики  в педагогической  образовательной среде  как  по  одним фактам совершения преступлений учениками в отношении педагогов, так и по другим, совершение   преступлений   педагогами   в   отношении   учеников,   найти   не представилось возможным. И потому, чтобы объективно рассмотреть данные актуальные   проблемы   безопасности   образовательной   педагогической жизнедеятельности   обратимся   к   имеющимся   в   информационных   средствах фактам,   указывающим   на   острые   проблемные   вопросы   возникновения конфликтных   ситуаций   в   образовательной   сфере,   требующих незамедлительного их разрешения и урегулирования. В Тульской области, 1.03.2006 года, в средней школе № 9 г. Щекино преподаватель  музыки жестоко избила ученика младших классов во время урока.   В   ходе   проведения   урока   музыки,   «двоечники»   мешали   учителю музыки   Нине   Ивановне,   а   «под   горячую»   руку   попал   Артем,   который спокойно   сидел   рядом   с   ними,   сообщал   в   то   время   «Московский комсомолец». Учительница несколько раз ударила его по голове классным журналом. Затем   вывела школьника на улицу и приложила к ушибленному месту снег, при этом уговаривала мальчика: «Дома, родителям скажи, что тебя   десятиклассник   побил».   Однако   школьнику   стало   плохо   и,   Артему вызвали  «Скорую  помощь»  прямо  в  школу, откуда  и увезли  в больницу  с диагнозом «сотрясение головного мозга». Родители школьника не стали обращаться в правоохранительные органы с   заявлением   о   возбуждении   уголовного   дела   в   отношении   педагога, избившего   их   сына   во   время   проведения   урока   в   образовательной организации. Они были удовлетворены решением администрации школы об увольнении жестокого педагога и выказали свое желание о том, чтобы их сын продолжил обучение в этой школе. 8 Таких   фактов   или   ему   подобных   в   реальной   современности образовательного  процесса   в педагогической  образовательной  среде  можно приводить множество и каждый отдельный случай рассматривать с позиции различных научных точек зрений, в том числе и с правовых позиций также. Необходимо подчеркнуть и особо отметить, что со средины 90­х годов конца   первого   тысячелетия   резко   произошло   снижение   количества абитуриентов, желающих поступить в педагогические вузы. Молодые люди, в те времена, стремились получить более высокооплачиваемые профессии. Эта тенденция ощущается и до настоящего времени. В те же годы, к слову сказать ­ не редкость и в наше реальное время, из­за нехватки педагогических кадров образовательные   организации   были   вынуждены   брать   на   работу   всех желающих, зачастую, без профессионального педагогического, а в некоторых случаях,   без   высшего   образования.   Из   числа   этих   желающих   работать педагогами были и специалисты, которые ранее отбывали наказание в местах лишения свободы, но тщательно скрывали свое прошлое.  В наше время отношение к подбору педагогических кадров стало более аккуратное и контролируемое. Федеральным законом РФ от  01.01.2015 года «О   внесении   изменений   в   отдельные   законодательные   акты   Российской Федерации», 17.12.2014 года принятым Государственной Думой Российской Федерации   и   25.12.2014   года   одобренного   Советом   Федерации   РФ   были внесены изменения в Федеральный закон № 120­ФЗ от 24 июня 1999 года. Вышеуказанный закон дополнял положение закона № 120­ФЗ от 24 июня 1999   года   «Об   основах   системы   профилактики   безнадзорности   и правонарушений   несовершеннолетними»   и   наделял   новыми   полномочиями комиссии по делам несовершеннолетних (КДН).  В   настоящее   время   на   законодательной   основе   комиссии   будут принимать   решения   о   допуске   на   работу,   связанную   с   педагогической деятельностью,   тех   граждан,   которые   ранее   подвергались   уголовному преследованию. Этот закон возложил обязанность на членов комиссий (КДН) принимать решения   о   допуске   к   работе   в   образовательных   организациях   Российской Федерации   граждан,   имевших   или   имеющих   судимость,   подвергшихся уголовному преследованию за преступления совершенные ими:  против жизни и здоровья;  свободы, чести и достоинства личности;  половой неприкосновенности и половой свободы личности;  против семьи и несовершеннолетних;  здоровья населения и общественной нравственности; 9  основ конституционного строя и безопасности государства. На  решение  комиссии (КДН) будут  влиять в соответствие  с  новыми правилами следующие характеристики:  вид и степень тяжести совершенного преступления;  срок, прошедший с момента его совершения;  форма вины;  обстоятельства   совершения   преступления   и   характеризующие личность;  отношение   к   исполнению   трудовых   обязанностей   и   ряд   других факторов   и   характеристик   кандидата   на   педагогическую деятельность в образовательной организации. Комиссиям по делам несовершеннолетних не дано право, рассматривать допуск   к   работе   педагогов,   имеющих   заболевания,   предусмотренных специальным перечнем, утверждаемым Федеральным органом исполнительной власти   –   они   не   допускаются   к   педагогической   деятельности   в образовательных   организациях   в   соответствии   с   Трудовым   кодексом Российской Федерации. Работодатель   (руководитель   образовательной   организации)   обязан отстранить   от   работы   любого   педагогического   работника   при   получении достоверной информации от правоохранительных органов сведений о том, что работник   образовательной   организации   подвергается   уголовному преследованию за совершенное преступление, «на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу решения суда». Данный   Федеральный   закон   внес   изменения   в   Трудовой   Кодекс Российской Федерации с целью реализации постановления Конституционного суда Российской Федерации от 18 июля 2013 года.  Постановление   суда   было   принято   при   рассмотрении   жалоб   ряда педагогических   работников   о   не   конституционности   некоторых законоположений в ТК РФ, в частности, тех которые позволяли расторгнуть трудовой   договор   с   работником,   привлекавшимся   к   уголовной ответственности до их вступления в силу, по мнению обратившихся в суд учителей, ограничивающих право граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбора рода деятельности и профессии, что не могло быть оправдано конституционно. В соответствии с постановлением Конституционного суда, необходимые ограничения закреплены законодательно, они были приняты в качестве меры защиты   «несовершеннолетних»   не   способных   в   силу   возраста   эффективно 10 либо   негативному противодействовать   преступным   посягательствам, воздействию   на   собственную   психику   и   не   противоречат   Конституции Российской Федерации. В последнее время, рассматривая поведение воспитанников и учащихся в   образовательной   среде,   особенно   стало   заметно,   резкое   увеличение гиперактивных   детей.   Им   очень   сложно   в   реальной   образовательной педагогической   среде   и   школьной   обстановке   сконцентрироваться,   о   чем часто говорят «усидеть спокойно на одном месте». Такие дети могут часами бегать, играть, кричать, абсолютно не обращая внимания на свою физическую усталость, тем самым отвлекают от усвоения урока своих одноклассников и им надоедает слушать учителя уже ко второму уроку.  Это, та категория учеников современности, к которой педагог должен относиться   с   особым   вниманием   и   загружать   их   небольшими   заданиями, развивать и поддерживать интересы таких детей к учебе. Именно поэтому, в каждой   возникающей   конфликтной   ситуации,   в   каждом   конфликте   между педагогом   и   учеником,  а  также   между   учеником   и  педагогом   необходимо разбираться, расследовать и устанавливать все причины индивидуально. Ни в коем случае нельзя скоропалительно обвинять только ту или другую сторону. Самое   негативное,   в   разбираемых   конфликтах   между   педагогом   и учеником, между учеником и педагогом, если руководители образовательных организаций начинают защищать «честь мундира». Пытаются всеми способами оправдывать   учителя   в  его   неправомерных  действиях,  или  еще   хуже   того, укрывать,   скрывать   факты   жестокого   обращения   учеников   с   учителями,   а порой   и   совершенные   преступления   в   отношении   педагогов   учениками остаются скрытыми от правоохранительных органов, что само по себе уже является совершением преступления в образовательной среде. Такие   факты   преступлений,   правонарушений   и   происшествий   не происходят и не возникают спонтанно или из ничего. Им всегда способствуют складывающаяся из мелочей, реальная негативная обстановка, мелкие, никем не   замеченные   конфликты,   возникающие   в   повседневной   педагогической жизнедеятельности.   Именно   такие   события   и   не   следует   игнорировать педагогическому коллективу и руководителю образовательной организации. В том случае, когда зарождается конфликт в образовательной среде класса, есть прямая необходимость выслушать мнение родителей тех учеников, которые стали источником конфликтных отношений. В   связи   с   этим,   интересно   мнение   учительницы   русского   языка   и литературы   с   36­летним   стажем   Лидии   Хохловой,   которая,   комментируя такие  факты  конфликтов  между  учеником  и  учителем, между  учителем  и 11 учеником и которые, изложены были чуть выше, указывает на то, что:            « Грош цена педагогу, который не может сам справиться с учениками, а бегает за помощью к директору или вызывает родителей «шалопаев» в школу.  Хороший   учитель   вполне   может   самостоятельно   решить   любую проблему,  возникшую   на   уроке.  Спокойно,  без   крика,  а  уж   тем   более  без рукоприкладства. Если учитель хоть раз поднял на ребенка руку, его тут же надо увольнять, такие люди не должны работать с детьми».  «Я   несколько   лет   вела   класс   трудных   подростков,   меня   через   день вызывали в милицию по поводу их проделок во внеучебное время. При этом в школе на моем уроке, они вели себя вполне прилично», – вспоминает опытный педагог. «Если   педагог   ведет   себя   правильно,   ни   один,   даже   самый   заядлый хулиган не позволит себе оскорбление в его адрес. Кроме того, учитель ни в коем случае не должен унижать ученика, стыдить его перед всем классом за плохие отметки или плохое его поведение. Если ученик совсем распоясался на   уроке,   нужно   спокойным   тоном   попросить   его   погулять   в   коридоре   и вернуться   в   класс   в   нормальном   состоянии.   Но   главное   правило,   которое нужно помнить учителю – ученики уважают только тех учителей, которые уважительно относятся к ним сами», ­ уверяет учитель Хохлова. Это   личное   мнение   профессионального   педагога   с   большим   опытом педагогической деятельности требует особого рассмотрения в педагогических коллективах, так как есть и другие, противоположные взгляды на реальные и совсем   непростые   отношения  учеников  и  учителей,  педагогов  и  учащихся, родителей учащихся и педагогов. Примеры   опасных   конфликтных   ситуаций   в  образовательной   среде   в педагогическом процессе можно привести и из зарубежной практики и опыта работы немецких педагогов. Так с 31 марта 2006 года учителя Германии, школы одного из самых криминогенных в то время районов Берлина, проводили занятия под защитой сотрудников   полиции.   Запуганные   насилием   и   произволом   в   классах, совершаемых ежедневно учениками в отношении педагогов, последние были просто вынуждены обратиться в попечительский совет с просьбой защитить их от распоясавшихся школьников.  Учителя называли сложившуюся ситуацию в школе катастрофической. Они были вынуждены в течение всего урока не выпускать из рук мобильные телефоны, чтобы успеть вызвать сотрудников полиции, если вдруг подростки начнут   буянить.   На   помощь   педагогам   школы   и   сотрудникам   полиции   в 12 образовательную   организацию   были   вынуждены   отправить   социальных работников и психологов. Особой   категории   сложности   конфликтные   ситуации   были зарегистрированы и в нашей стране, в нашем педагогическом образовательном процессе, когда по вине педагогов, трагедией закончился тяжелый разговор в кабинете   директора   одной   из   школ   г.   Москвы.   Во   время   этого   разговора, директор школы обвинил девятиклассника в том, что он, якобы принес вино на   экскурсию,   и   в   категорической   форме   потребовали   от   него   забрать документы из школы. В   результате   этого   обвинения,   старшеклассник   покончил   жизнь самоубийством, спустя несколько дней директор этой же школы не перенесла созданную ею же трагедию и скончалась от инфаркта. 21   сентября   2005   года   тело   14­летнего   Романа   Лебедева   было обнаружено под платформой Санкт­Петербургской железнодорожной станции «Скачки». В кармане куртки мальчика была найдена записка, в которой он обвинял в случившемся своего классного руководителя. При расследовании данного   факта   самоубийства   ученика,   следователи   установили   еще   двух учеников   того   же   класса,   которые   были   уже   на   грани   акта   суицида. Обвиняемой   по   уголовному   делу   была   признана   учительница   Шелдукова, которой   предъявили   обвинение   по   трем   статьям   Уголовного   Кодекса российской Федерации – ст. 110 («доведение до самоубийства»), ст. 130 часть 1   («оскорбление»)   и   ст.   156   («неисполнение   обязанностей   по   воспитанию несовершеннолетнего»). Подобные,   страшные   факты   суицидов   учеников   не   единичны   в   наше время.   Что   это?   Откуда   такая   смертельная   тенденция   у   наших   детей? Неужели педагоги, в Российской Федерации выполняя трудовые обязанности по   воспитанию   и   обучению   подрастающего   поколения   нашей   страны,   не обладают теми необходимыми и определенными качествами, которые должны быть   у   них   при   выполнении   функций   и   задач,   поставленных   перед   ними государством? Где же их:   терпение;  самообладание;  творческий подход;  жизненный и педагогический опыт;  профессионализм в воспитании детей. Не обладая такими качествами, многие педагоги не могут добиться от своих учеников элементарного уважения к себе, интереса к своему предмету и к дисциплине поведения. Может быть по этим причинам, да и не только по 13 этим, в настоящее время, избиение учителей становится новой тенденцией в педагогическом процессе, в педагогической среде и педагогике. Вспоминая историю государства российского, становление образования и педагогики, если ребенок плохо учился, плохо себя вел в школе и на уроке, то его пороли, как было принято говорить тогда, «как сидорову козу». Так может быть у некоторых педагогов нашей современной жизни такие задатки переданы поколениями? В общеизвестном, выдающемся памятнике общественно­педагогической мысли  XVI  века   «Домострой»,   составленного   протоиреем   Московского Благовещенского   собора   Сильвестором   изложены   первые   в   истории Российского   государства   правила   образования   и   поведения,   как подрастающего поколения, так и их родителей. В то, далекое для нас время, государство  наше,  создавал  и  укреплял  первый,  известный   в истории  царь Иван Грозный, неоднократно упоминаемый и в наше время, как организатор первого   правового   государства   Российского.  Во   времена   его   правления   на Руси   и   было   подготовлено   первое   наставление   по   ведению   домашнего хозяйства   и   свод   взглядов   на   воспитание   детей   в   семье.   Уже   в   ту   эпоху протоирей Сильвестер учил как «в правде жить и в кривде не жить». Сборник «Домострой» состоял из трех частей, в первой части,   ­ «О строении   духовном»,   где   была   показана   система   ценности   «правдивого жития», и в ней были изложены религиозные правила наставлений, которые указывают на самые малейшие подробности духовной жизни. Вторая часть «О строении   мирском»,   содержала   ряд,   довольно   суровых   правил   устроения семейных отношений с женой, детьми, домочадцами.  Именно в те далекие исторические времена эпохи, жестокость нравов и преклонение перед религиозными законами впервые были узаконены телесные наказания   плетью,   как   воспитательное   средство   по   отношению   к   жене   и «сокрушение ребер» младенцев. Третья часть «Домостроя» собрала большое количество мелочных наставлений ведения домашнего хозяйства. В отдельных главах «Домостроя», ­ «Како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе Божием» и «Како дети учити и страхом спасати» указано   на   советы   по   воспитанию   детей.   По   сути,   в   «Домострое»   были собраны первые правила воспитания детей в «страхе Божием», выполнении религиозных   обрядов,   беспрекословного   повиновения   старшим,   суровой дисциплине и советов применять телесные наказания.  Однако   наряду   с  правилами   строгости   и   суровости   по   отношению   к детям  «Домострой»  требует   от   родителей   заботу   о   детях,  их   нормальном росте   и   развитии,   требует   воспитания   в   детях   мужества,   настойчивости, 14 трудолюбия,   бережливости,   хозяйственности,   «вежества»,   ­   вежливого обращения. Как   видим,   из   исторического   опыта   развития   педагогики   в   России, корни воспитания подрастающих детей уходят в наши поколения. И, как «зов предков»   иногда   вспыхивают   как   зарницы   на   поверхности   современного образовательного   педагогического   процесса   негативные   факты   телесных наказаний учителями своих учеников. Рассматривая   различные   эпохи  развития  и  исторические  особенности педагогического   образовательного   процесса   необходимо   подчеркнуть,   что каждой эпохе соответствовала та или иная жизненная тенденция образования общества,   воспитания   и   образования   детей,   со   своими   особенностями   и своими историческими задачами развития экономики и научно­технического прогресса.  Создатель   первого   многотомного   обобщающего   труда     по   русской истории   ­   «Истории   Российской»,   географ   и   этнолог,   крупный государственный     деятель   Василий   Никитич   Татищев   (1686­1730), сподвижник Петра  I, в статье. ­ «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищ»   (1733),   подчеркивал,   что   освобожденное   от   схоластики   обучение должно согласовываться лишь с законом разума, оставаясь не зависящим от религиозных   догматов.   «Истинное   благополучие»,   как     думал   и   считал Татищев   В.Н.,   заключается   в   полном   равновесии   душевных   сил,   в «спокойствии   души   и   совести»,   которое   можно   достигнуть   путем образования, развивая разум « полезною наукою». Во   времена   царствования   Екатерины  II,   которая,   огромное   внимание уделяла   воспитанию   «новой»,   как   она   выражалась,   ­   «породы   людей», выполняя   поставленную   Российской   императрицей   задачу   И.И.   Бецкой, заимствуя идеи Дж. Локка, Ж.­Ж. Руссо и К.Гельвеция, впервые разработал в России   педагогическую   систему,   построил   эклектическую   концепцию воспитания. В ее основу генерал И.И. Бецкой, еще  в те времена развития государства Российского, утверждал, что «отнюдь не обучение, а воспитание – вот доминирующее занятие педагогики, призванной преобразовать население страны   в   идеальных   граждан.   «Корень   всему   злу   и   добру   –   воспитание», пишет И.И. Бецкой в «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества»   в   1764   году.   «Человек,   чувствуя   себя   человеком   не   должен допускать  поступать с собою как с животным», ­ в этом выражении нельзя не заметить   намека   на   рабские   привычки   в   те   времена,   вошедшие   в   устои общества  Российского. И, тогда  же,  практически  впервые   в отечественной 15 теории   воспитания   И.И.   Бецкой   призывал,   ­   «чтобы   с   изящным   разумом изящнейшее еще соединялося сердцу», т.е. не отрицая значения «образования ума»,   И.И.   Бецкой   переносил   центр   тяжести   на   образование   сердца,   на воспитание – как средство создания «новой породы» ­ молодого поколения, способного изменить страну. Как   удивительно   перекликаются   две   абсолютно   разные   по   развитию исторические эпохи, одна из которых уже ушла в глубину веков, другая – реальная   современная   эпоха   развития   и   воспитания   нового   поколения,   и абсолютно одинаковые по своим задачам повседневного развития, воспитания и образования молодого поколения нашей страны. На сколько, актуальны в реальном времени мысли и желания, дошедшие до нас из тех исторических глубин и веков той эпохи развития государства Российского,   видны   невооруженным   взглядом.   На   столько,   же   резко отличается   и   наша   современная   эпоха   воспитания   и   образования   детей   и юношей в реальных условиях построения нового Российского общества. Избиение   учеников   учителями,   избиение   учителей   учениками, совершение преступлений в образовательных организациях, суициды детей, на почве   неприязненных   отношений,   складывающихся   в   образовательном педагогическом   процессе,   совершение   преступлений   в   детских   садах, издевательство   над   воспитанниками,   криминогенная   обстановка   в   школах, лицеях,   колледжах   похоже   становится   новой   эпохой   развития   новых педагогических   отношений   современного   общества   и   новым   словом   в педагогике, как науке в Российской Федерации.  О такой эпохе развития педагогики наши соотечественники государства Российского не могли и подумать. Если раньше, в те времена были суровые, жестокие физические методы воспитания детей, то в настоящее время они не просто   неприемлемы,  они   не   соответствуют   даже  «духу»  развития   нашего современного научно технически развитого общества.  На   современном   этапе   развития   образования   и   воспитания   в   нашем современном обществе стали актуальными вопросы, которые систематически рассматриваются  уже в сфере тенденций и проблем ювенальной юстиции, как социальной рекламы против применения насилия в воспитании. Вернемся   к   истории   развития   воспитания   во   времена   царствования императрицы Екатерины II и рассмотрим, как эти проблемы перекликаются с особой ролью генерала И.И. Бецкого, награжденного в 1778 году Сенатом государства Российского большой золотой медалью с подписью: «За любовь к Отечеству», первооткрывателя и теоретика социального воспитания. 16 Еще   в   те   далекие   исторические   времена   И.И.   Бецкой   разработал   и внедрил   свои   идеи   искусственной   преграды,   чтобы   старое   поколение «зверообразное» и «неистовое в словах и поступках» лишилось возможности своим дурным примером оказывать не педагогическое влияние на молодежь. В те времена, решающим условием достижения этой цели становится особый   принцип   организационно­педагогического   устройства   – изолированность   воспитанников   от   семьи   и   решающего   влияния родственников,   «погрязших   в   невежестве   и   пороках».   В   этой   логике   – пансионаты или интернаты, закрытые, изолированные, узкосословные учебные заведения, ­ должны были стать той искусственной воспитательной средой, в которой под руководством просвещенных наставников, дети и юноши должны были   получать   достойное   воспитание   до   18­20   лет,   пока  «не   окрепнет   их сердце и не созреет ум». Подражая   Ж.­Ж.   Руссо,   генерал   Бецкой   И.И.   полагал   в   надобности следовать   по   стопам   натуры,   не   превозмогая   и   не   переламывая   ее,   но способствуя ей.  Как   видим,   из   этого   исторического   примера,   эпохи   наши   разные,   а тенденции   развития   воспитания   и   образования   очень   похожие.   Можно констатировать   тот   факт,   что     наши   современные   тенденции   воспитания, черпают опыт давно ушедших времен. Поэтому, если бы не абсолютно разные экономические,   условия жизнедеятельности   и   нового   педагогического   процесса   современных педагогов в образовательной деятельности, можно было бы говорить о застое педагогической   мысли   и   к   возврату   педагогики   во   времена   золотого   Века императрицы Екатерины II.   и   научно­технические   политические Именно   научно­технический   прогресс,   новые   экономические   и политические   отношения     современного   Российского   государства накладывают свой отпечаток на образовательные педагогические отношения и процессы   воспитания   и   образования   подрастающего   поколения   в   новой педагогической   среде   и   новом   нормативно­правовом   пространстве,   на педагогику в любом обществе современного мира. Многие   процессы,   происходящие   в   образовательной   и   подростковой среде,   еще   не   до   конца   изучены   и   осмыслены.   И   потому,   до   настоящего времени,   по­прежнему   нечетко   определены   совместные   профилактические предупреждающие   действия   субъектов   безопасности   на   перспективу   и дальнейшее положительное развитие мер искоренения негативных фактов из образовательной среды подрастающего поколения нашей страны. 17 До   сих   пор,   не   обозначены   приоритеты   осуществления   и финансирования   инженерных,   режимных,   организационных   и   других мероприятий в сфере безопасности образовательного процесса. С учетом имеющихся изучений и исследований, мнений социологов и криминологов,   членов   комиссий   по   расследованию   чрезвычайных   ситуаций расположение   различных   причин   и   негативных   факторов   представляется   в следующем порядке и степени тяжести влияния:  недисциплинированность   и   бесконтрольность   педагогического персонала и учащихся;  непонимание серьезности проблем безопасной жизнедеятельности;  укрывательство фактов преступлений и непринятие эффективных соответствующих мер к правонарушителям и преступникам;  неорганизованность досуга учащихся;  слабая система безопасности образовательных организаций;  целенаправленные     и   умышленные   действия   преступников   на вовлечение   в   преступную   среду   несовершеннолетних   с использованием  ложных криминальных авторитетов, преступная бравада свободной от законов жизни;  негативное   влияние   преступной   и   молодежной   среды   и субкультуры с ложными якобы демократическими взглядами на воспитание и образование;  недоступность   или   отсутствие   необходимой   правовой   и социально­значимой информации;  отсутствие должного уровня духовно­нравственного и морально­ этического потенциала развития подрастающего поколения;  недостаточные знания, умения и навыки безопасного поведения и создания безопасных отношений в образовательном процессе;  недостаточное,   а   порой   –   непрофессиональное   изучение педагогами реальной жизни учащихся, их интересов, увлечений, контактов, информационной образованности;  излишняя строгость и жестокость педагогов, и не только в период аттестационных мероприятий, применение элементов жестокости и несправедливости по отношению к отдельным учащимся;  агрессия поведения, физическое насилие и жестокость учеников в отношении   педагогов,   совершение   учениками   в   отношении педагогов   умышленных,   заранее   подготовленных   преступных действий   и   правонарушений   в   образовательном   процессе   и  ряд других негативных проступков в сфере образования. 18 По данным российской статистики: насилие, как факт, в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье, около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями, практически тот же самый «Домострой», но более изощренный в нашу эпоху развития.  Более 50­ти тысяч детей ежегодно убегают из семьи и из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье, 25 тысяч  из них находятся в розыске, около 2 тысяч детей ежегодно совершают над собой суицид. Всего пять лет тому назад, в 2010 году от совершенного самоубийства погибло 1914 детей.  В   прошлом   году   Следственный   комитет   России зарегистрировал 461 самоубийство   среди   несовершеннолетних.   В   Федеральном   медицинском исследовательском   центре   психиатрии   и   наркологии   имени   Сербского говорят, что 10­14 лет — самый опасный возраст для суицидов.  «Подросток в это время переживает возрастной кризис, — объясняет руководитель   отдела   экологических   и   социальных   проблем   психического здоровья   Центра   Сербского   Борис   Положий.   —   Из   ребенка   вылупляется взрослый   человек.   Все   это   сопровождается   самокопанием,   недовольством собой и другими, поиском ответов на вечные вопросы «Кто я? Что могу?».  К тому же большинство молодых людей романтизируют смерть. Для них это   просто   иной   способ   существования.   А   современные   родители   заняты зарабатыванием   денег   и   разучились   слушать   своих   детей,   разговаривать   с ними.  Общение часто строится либо на принципах авторитаризма по системе начальник­подчиненный, либо ребенка просто не замечают — он растет, как сорняк. И посоветоваться о проблемах ему не с кем. Есть и третий вариант, когда взрослые возводят чадо на престол. Что бы подросток ни сделал — все прекрасно и замечательно».  Врачи   констатируют,   что   если,   начиная   с   2002   года   количество взрослых суицидов в России постепенно снижается (с 10­го места в мировом рейтинге стран с самым высоким уровнем самоубийств мы переместились на 14­е),   подростковые   же   суициды   отмечают,   что   положительных   тенденций нет.  На каждые 100 тысяч детей 10­14 лет приходится 2,5 суицида, среди подростков 15­19  лет —16,3. Среднемировой   показатель  почти  в  три  раза меньше. Сформировалась и география добровольной смертности. В настоящее время Россия, пока единственная страна, где различия в частоте суицидов в регионах достигают десятков раз. В других странах Мира пока такого нет.  19 В республиках Северного Кавказа приходится три­четыре случая на 100 тысяч населения, а в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока — до 80­70 суицидов на 100 тысяч». Возникает вопрос: «почему же, такая разница?». Здесь много составляющих, в которых есть и географический фактор.  Тяжелый климат сказывается на психологическом состоянии человека, не   меньшую   роль   в   этом   вопросе   оказывают   социально­экономическое положение   региона,   безработица,   низкий   уровень   жизни,   не   отвечающая современным требованиям система здравоохранения. Особую роль имеют и культурные особенности народов,   и их отношение к смерти, как к другой стороне   жизни,  или  потустороннему   миру.  Эта   система  взглядов   на  жизнь складывалась на протяжении ряда исторических столетий.  Отмечается   особая   склонность   к   суицидам   у   коренного   населения Удмуртии, Коми, Марий Эл. Северные народы до сих пор сильно привязаны к своим привычкам и языческим корням. По­прежнему народы Бурятии и Тувы, где распространен буддизм, верят в жизнь после смерти в ином качестве. По   данным   из   Совета   Федерации количество   детей,   оставшихся   без полноценной   семьи   по   причине   лишения   или   ограничения   прав   родителей, стремительно возрастает   от   года   к   году.  И   если   на  1995  год   приходилось немногим больше 31000 таких детей и около 4000 родителей, то уже к 2005 году их количество возросло соответственно до 70000 и 6000 человек, а к 2009 итого больше – 72000 и 7500. То есть число таких случаев увеличилось за 14 лет больше чем в два раза.  В настоящее время за счет мер принимаемых государством происходит снижение   этих   показателей,   но,   к   сожалению,   не   очень   стремительными темпами.   Лишение   и   ограничение   родительских   прав   неразрывно связано   с ростом детской преступности.  По статистике каждый десятый малолетний преступник – сирота.  На конец, 2015 года в домах­интернатах находилось около 72 тысячи несовершеннолетних детей, и почти 68  тысяч  детей  содержатся  в  детских домах.   По   всей   видимости,   учитывая   эти   информационные   данные,   наше общество   возвращается   во   времена   «золотого   Века»   царствования императрицы Екатерины  II. К тому педагогическому процессу воспитания и образования когда старое поколение «зверообразное» и неистовое в словах и поступках»   лишилось   бы   возможности   своим   дурным   примером   оказывать непедагогическое влияние на молодежь, к воспитанию поколения по теории генерала И.И. Бецкого. В   80%   случаев   –   дети   попадают   в   приюты   и   детские   дома   из­за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью. 20 За последние 5­лет вышеуказанные цифры приведенной статистики не настолько   уж   и   изменились   в   сторону   уменьшения,   чтобы   говорить   о положительных  тенденциях воспитания и образования детей и подростков. Видимо   еще   очень   рано   говорить   о   положительных   тенденциях   нашей современной   педагогики,   а   потому   и   не   перестали   быть   актуальными проблемы развития безопасных общественных отношений в образовательной среде   в   сфере   педагогических   отношений   и   воспитательного   процесса подрастающего поколения, воспитания «нового человека» XXI Века. Не   снижается   и  активность   давно   начатой  «информационной»  войны направленной на негативное воздействие Интернета, телевизионных и видео программ   на   психологическое   и   нравственное   воспитание   наших   детей   и подростков. Рекламы насилия с экранов телевизионных каналов, с экранов компьютеров   и   других   современных   информационных   носителей   имеют определенную   поставленную   цель   разрушения   неустойчивой   детской   и подростковой психики.  В реальном времени жизнедеятельности человеческого общества, дети, как основной и главный субъект воспитания и образования, он же и главный субъект   защиты   любого   государства,   подвергаются   широкомасштабному воздействию фактов насилия с экранов гораздо больше, чем кто либо и когда, либо в иные времена.  Не смотря на то, что в  России  с 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 N 436­ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите детей   от   информации,   причиняющей   вред   их   здоровью   и   развитию" информационная «война» не прекращена.  В Федеральном законе 436­ФЗ,   в статье   2   определено, что «информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, – информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом».  Закон № 436­ФЗ в ст. 2, ч. 3 определяет информационную безопасность детей,   устанавливая   её   как   состояние   защищённости   детей,   при   котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному воспитанию.  Таким   образом,   наряду   в   образовательных   организациях,   с   необходимостью   защиты   информации,   актуальной   является   задача ограничения   доступа   обучающихся   к   информации,   причиняющей   вред   их здоровью и развитию. Последнее, главным образом, относится к информации, поступающей из сети Интернет и информационных каналов телевидения.  21

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РФ

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕДАГОГОГОВ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  РЕАЛЬНЫХ  УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В  РФ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017