Статья на тему "Проблема контроля и оценки уровня иноязычной коммуникативной компетентности школьников"
Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
английский язык
Взрослым
05.03.2018
В данной статье рассматриваются компетентности школьников, как способы, которые помогают ученику использовать имеющиеся знания, умения, навыки. В частности рассмотрено развитие коммуникативной компетентности в обучении английскому языку. Исходя из этого, изучена проблема организации контроля за степенью овладения коммуникативной компетентностью, виды и формы контроля.
Проблемы контроля.doc
Проблема контроля и оценки уровня иноязычной коммуникативной
компетентности школьников
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях и средствах коммуникации
требуют развития коммуникативности школьников, совершенствования их способности и реальной
готовности осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями
иностранного языка. Модернизация казахстанского образования четко обозначила основы
современных образовательных стандартов – формирование базовых компетентностей современного
человека. Таким образом, акцент относительно результатов образования смещен с накопления
базовых знаний, умений, навыков на формирование ключевых компетентностей.
Компетентности в свете новых образовательных стандартов это универсальные способы
деятельности, позволяющие ученику в новых для него ситуациях использовать имеющиеся знания,
умения, навыки. И одной из ключевых является коммуникативная компетентность.
Понятие «коммуникативная компетентность» изначально использовалось в сфере обучения
иностранным языкам (И. Л. Бим, Е. Н. Гром и др.). Понимание коммуникативной компетентности в
сфере обучения иностранным языкам ограничивалось совокупностью специфических для него знаний,
умений, навыков.
В современном общепедагогическом значении коммуникативная компетентность представлена
как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих
успешному общению (Ю. Н. Емельянов, И. А. Зимняя, Л. А. Петровская, Е. В. Сидоренко, А. В.
Хуторский и др.). Таким образом, центральное место в данном понимании имеет процесс общения, в
котором формируется коммуникативная компетентность его участников.
С. В. Титова, Я. В. Брычкова, Т. А. Гармс, Е. В. Миронова отмечают, что коммуникативную
компетентность обучающегося удобнее всего рассматривать по продукту его учебной деятельности –
письменным или устным текстам, созданным самостоятельно. Определяющим условием для
формирования коммуникативной компетентности учащихся они считают организацию в учебном
процессе коммуникативных ситуаций. При этом педагог должен организовывать коммуникативное
взаимодействие с учениками и между учениками, оценивать результаты их работы через учебный
продукт – текст или высказывание (в устной и письменной формах).
Коммуникативный подход основан на том, что при успешном овладении иноязычной речью,
обучающиеся должны овладеть не только языковыми формами, но у них должно быть сформировано
представление о том, как их использовать в реальной коммуникации.
Не секрет, что формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности
происходит в формировании всех ее составляющих:
речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в четырёх основных
видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме; умение планировать
своё речевое и неречевое поведение);
дискурсивной компетенции (умение строить своё высказывание в соответствии с заданной
ситуацией общения);
языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования
языковыми единицами в коммуникативных целях);
социокультурной компетенции (знания о социокультурной специфике англоговорящих
стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны
и страны изучаемого языка); компенсаторной компетенции (умения выходить из положения в условиях дефицита
языковых средств при получении и передаче иноязычной информации);
учебнопознавательной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений,
позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его
помощью познавательные интересы в других областях знания).
Одной из центральных проблем в методике обучения иностранным языкам является проблема
контроля и оценки качества обучения, определения степени сформированности иноязычной
коммуникативной компетенции, уровня владения видами речевой деятельности. Контроль является
важнейшим фактором в процессе обучения иностранному языку. Он должен сопутствовать обучению
на протяжении всего базового курса.
Процедура контроля представляет собой процесс сравнения, сличения объекта и эталона. В
качестве эталона выступают Государственный образовательный стандарт по иностранным языкам,
требования к базовому уровню владения иностранным языком как средством общения. Сличение,
сравнение, установление совпадения или расхождения объекта и эталона обычно осуществляется с
помощью критерия, на основании которого производится оценка объекта контроля. Вот
определение критериев оценивания и вызывает большое затруднение при определении уровня
коммуникативной компетентности.
Госстандартом по иностранному языку предусмотрено овладение учащимися основными
коммуникативными умениями в чтении, устной речи и письме. Перечисленные коммуникативные
умения предполагают знание языкового материала, равно как и навыки владения им, а также знания
социокультурного, в том числе страноведческого характера, являющиеся важным условием для
формирования коммуникативных умений.
Для определения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в процессе
обучения иностранному языку в школе используются:
1. Стандартные формы контроля качества усвоения знаний.
2. Система требований к проведению различных форм контроля (стартовый, диагностический,
текущий, поурочный, итоговый).
3. Критерии и параметры оценивания уровня сформированности иноязычной коммуникативной
компетенции по видам речевой иноязычной деятельности.
4. Метод анкетных опросов, письменных обзоров, интервью.
Контроль следует рассматривать как измерение достижений, а не как подсчет ошибок. Контроль и
оценивание результатов учебной деятельности учащихся должны выступать не как репрессивная мера,
а как стимул к учению, как источник радости учебного труда.
Проверка должна быть организована так, чтобы дать возможность судить о сформированности
коммуникативных умений, а также о владении языковым и страноведческим материалом. Для
определения достижения обученности по иностранному языку предусмотрены проверочные работы по
четырем коммуникативным умениям: чтению, говорению, пониманию на слух и письму. Оценивание
подразумевает процесс и оценку результата проверки в виде отметки. Его основной функцией
является обеспечение обратной связи между учителем и обучающимися, получение педагогом
объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление
недостатков и пробелов в знаниях.
Процесс развития коммуникативной компетентности невозможен без достижения минимально
достаточного уровня коммуникативной компетенции. Овладение коммуникативной компетенцией
предполагает овладение иноязычным общением в единстве всех его функций. Для того, чтобы
реализовать эти функции общения средствами иностранного языка, необходимо овладеть этими
средствами, уметь употреблять их в основных видах речевой деятельности. В рамках базового школьного курса ученик должен достичь элементарной коммуникативной компетенции в говорении,
письме и аудировании, продвинутой коммуникативной компетенции в чтении.
Статья на тему "Проблема контроля и оценки уровня иноязычной коммуникативной компетентности школьников"
Статья на тему "Проблема контроля и оценки уровня иноязычной коммуникативной компетентности школьников"
Статья на тему "Проблема контроля и оценки уровня иноязычной коммуникативной компетентности школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.