Статья на тему "Проектная и исследовательская деятельность обучающихся, как условие формирования социальной и учебно-познавательной компетентностей во внеклассной и учебной работе по биологии и химии"
Статья на тему "Проектная и исследовательская деятельность обучающихся, как условие формирования социальной и учебно-познавательной компетентностей во внеклассной и учебной работе по биологии и химии"
Оценка 4.6
Лекции +4
docx
химия
Взрослым
29.04.2017
Сегодня мы говорим о качестве образования. Что же является критерием качества? Результаты ЕГЭ? Немногие дети выбирают наши предметы для сдачи единого экзамена, но каждый из учащихся должен получить практически значимое знание и умение, и главное, развить свой творческий потенциал. Предметы естественного цикла обладают неоспоримым приоритетом в исследовательской деятельности.
В основу образовательного проекта положено самостоятельная, целенаправленная, исследовательская деятельность учащихся. Исследовательское обучение и проектирование тесно связаны и служат эффективным инструментом развития интеллекта и творческих способностей ребенка, подготавливает его к реалиям взрослой жизни. В профильных научно-исследовательских классах лицея учебное проектирование и исследование – надежный метод формирования устойчивой мотивации учебной деятельности
proektnaya i issledovatekskaya deyatelnost.docx
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся, как условие
формирования социальной и учебнопознавательной компетентностей во
внеклассной и учебной работе по биологии и химии.
Парикянц Н.А. МБОУ «Лицей №1» г.Астрахани
Сегодня мы говорим о качестве образования. Что же является критерием
качества? Результаты ЕГЭ? Немногие дети выбирают наши предметы для
сдачи единого экзамена, но каждый из учащихся должен получить
практически значимое знание и умение, и главное, развить свой творческий
потенциал. Предметы естественного цикла обладают неоспоримым
приоритетом в исследовательской деятельности.
исследовательская
В основу образовательного проекта положено самостоятельная,
целенаправленная,
учащихся.
Исследовательское обучение и проектирование тесно связаны и служат
эффективным инструментом развития интеллекта и творческих способностей
ребенка, подготавливает его к реалиям взрослой жизни. В профильных
научноисследовательских классах лицея учебное проектирование и
исследование – надежный метод формирования устойчивой мотивации
учебной деятельности.
деятельность
Определяющей в деятельности российских школ стала идея проектного
обучения. Этот вид обучения позволяет учиться на собственном опыте в
конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, т.к. помогает им
реально раскрыть свои творческие возможности и увидеть продукт своего
собственного труда. Реализация метода проекта предполагает изменение
статуса учителя: из носителя готовых знаний он превращается в наставника,
консультанта, становится соучастником поискового процесса. При таком
сотрудничестве обучающиеся приучаются выполнять различные социальные
роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности,
генератора идей, оформителя результатов и т.д.). Все это потребуется им в
жизни, т.к. работа в малых группах сотрудничества одно из основных
направлений социализации личности. Одним из основных требований к
проектной деятельности является использование исследовательских методов.
Тематика исследований может касаться какогото теоретического вопроса
школьной программы с целью углубления знаний отдельных учеников по
этому вопросу или выходить за рамки учебной программы.
Разработка проектов осуществляется через учебную или внеурочную
деятельность. В процессе учебной деятельности нами используются мини
проекты – краткосрочные исследовательские проекты по готовому алгоритму,
разрабатываемые на нескольких уроках по программе одного предмета или
междисциплинарные.
Внеурочная деятельность по биологии и химии включает кружковую
работу, учебнополевую практику, работу в школьном научном обществе,
участие в исследовательских инновационных проектах. В этом случае нами
разрабатываются проекты средней продолжительности и долгосрочные. Они
могут быть как учебно, так и научно исследовательскими.
1 Миниисследователькая работа проводится по алгоритму, домашним
заданием может быть минипроект наблюдение за ростом растений, проекты
по наблюдению за коррозией в различных средах, при контакте различных
металлов. Результаты исследований электронные таблицы, презентации
обсуждаются на уроке.
В МОУ «Лицей №1» уже достаточно давно сложилась система научно
исследовательской проектной деятельности учащихся с преподавателями
астраханских ВУЗов. Многолетний опыт в этом направлении имеет
сотрудничество лицея с АГМА и АГУ. Тематика исследовательских проектов
очень разнообразна: «Структура органов млекопитающих после однократного
ведения пробиотиков», «Экспериментальное получение кисломолочных
продуктов на основе нового штампа L.acidophilus ГРК08», «Характеристика
общего белка в гепатоцитах млекопитающих после стресса», «Изучение
влияния композиции бактериофагов на представителей нормофлоры
кишечника человека», «Определение ионов калия
с использованием экспрессметода − ионометрии», «Проверка лекарственных
препаратов содержащих, парацетамол».
Уровень результативности работ школьников, выполненных под
руководством преподавателей ВУЗов, достаточно высокий, что подтверждают
неоднократные победы на городских и областных научнопрактических
конференциях, на конференциях, проводимых в АГМА и АГУ, публикации
ребят в сборнике итоговой студенческой конференции АГМА, материалы IV
Международной конференции 2022апреля 2010г. г.Астрахань под общей
редакцией А.В.Великородова «Фундаментальные и прикладные проблемы
получения новых материалов: исследования, инновации и технологии».
Итогом совместной деятельности учащихся и ученых ВУЗа явилось
участие в Каспийском инновационном форуме в проекте «Фудфаг» и
получение диплома III степени.
Одним из результатов проектного обучения является успешное участие и
победы в предметных олимпиадах школьников, ВУЗовских олимпиадах
«Абитуриент микробиолог» (АГТУ), «Стипендиат АГУ».
Особое место и роль в проектном обучении школьников во внеурочное
время занимает полевая практика. Эта форма организации деятельности
учащихся практикуется в нашей школе более 10 лет. В рамках проектного
подхода учащиеся 8,10 естественнонаучных классов две недели в начале июня
выезжают на учебнополевую практику. Во время практикума школьники
работают небольшими группами по 45 человек по определенному плану.
Для учащихся 8 класса длительность практики не более 14 дней, для
10классов – 3 недели. Целью летней практики является получение
практических умений, максимальное приближение теоретических знаний к
жизненным ситуациям, профессиональное самоопределение, готовность к
выбору профессии.
2 Стержнем практики является организация экскурсий, обычно 23
экскурсии по районам области и несколько краткосрочных экскурсий в черте
города.
Так дети посетили: г.Богдо, маяк Петровский, Бэровские бугры,
очистные сооружения, мир воды, БИОС, Святые места Енотаевского района,
Санэпидстанцию, Анотомический музей АГМА, КАСПиНирх, биосферный
заповедник, Газпром и т.д.
В период практики учащихся ведут дневник практики, записывают
интересные факты, сообщенные экскурсоводом, свои наблюдения, ищут
дополнительную информацию в интернате и библиотеках, в процессе
практики дети производят забор воды природных водоемов с последующим
анализом и делают выводы о состоянии водоемов и соответствие ПДК
вредных веществ.
Таким образом, при формировании компетентностей учащихся успешно
используется метод проектной деятельности, активное сотрудничество с
ВУЗами города, применяются современные информационные технологии, что
позволяет повысить качество образования.
3
Статья на тему "Проектная и исследовательская деятельность обучающихся, как условие формирования социальной и учебно-познавательной компетентностей во внеклассной и учебной работе по биологии и химии"
Статья на тему "Проектная и исследовательская деятельность обучающихся, как условие формирования социальной и учебно-познавательной компетентностей во внеклассной и учебной работе по биологии и химии"
Статья на тему "Проектная и исследовательская деятельность обучающихся, как условие формирования социальной и учебно-познавательной компетентностей во внеклассной и учебной работе по биологии и химии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.