Сегодня мы говорим о качестве образования. Что же является критерием качества? Результаты ЕГЭ? Каждый из учащихся должен получить практически значимое знание и умение, и главное, развить свой творческий потенциал. Предметы естественного цикла обладают неоспоримым приоритетом в исследовательской деятельности.
В основу образовательного проекта положено самостоятельная, целенаправленная, исследовательская деятельность учащихся. Исследовательское обучение и проектирование тесно связаны и служат эффективным инструментом развития интеллекта и творческих способностей ребенка, подготавливает его к реалиям взрослой жизни, сформировать устойчивую мотивацию к учебной деятельности.
Н.А. Парикянц, Т.Л.Гаврилова
учитель химии МБОУ г.Астрахани «Лицей № 1»,преподаватель химии ГАПОУ АО
«Астраханский колледж артфэшн идустрии»
г. Астрахань, Российская Федерация
ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Сегодня мы говорим о качестве образования. Что же является критерием
качества? Результаты ЕГЭ? Каждый из учащихся должен получить практически
значимое знание и умение, и главное, развить свой творческий потенциал.
Предметы естественного цикла обладают неоспоримым приоритетом в
исследовательской деятельности.
В основу образовательного проекта положено самостоятельная,
учащихся.
исследовательская
деятельность
целенаправленная,
Исследовательское обучение и проектирование тесно связаны и служат
эффективным инструментом развития интеллекта и творческих способностей
ребенка, подготавливает его к реалиям взрослой жизни,
устойчивую мотивацию к учебной деятельности.
сформировать
Определяющей в деятельности российских школ стала идея проектного
обучения. Этот вид обучения позволяет учиться на собственном опыте в
конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, т.к. помогает им реально
раскрыть свои творческие возможности и увидеть продукт своего собственного
труда. Реализация метода проекта предполагает изменение статуса учителя: из
носителя готовых знаний он превращается в наставника, консультанта,
становится соучастником поискового процесса. При таком сотрудничестве
обучающиеся приучаются выполнять различные социальные роли (лидера или
исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей,оформителя результатов и т.д.). Все это потребуется им в жизни, т.к. работа в
малых группах сотрудничества одно из основных направлений социализации
личности. Одним из основных требований к проектной деятельности является
использование исследовательских методов. Тематика исследований может
касаться какогото теоретического вопроса школьной программы с целью
углубления знаний отдельных учеников по этому вопросу или выходить за рамки
учебной программы [4].
Разработка проектов осуществляется через учебную или внеурочную
деятельность. В процессе учебной деятельности нами используются мини
проекты – краткосрочные исследовательские проекты по готовому алгоритму,
разрабатываемые на нескольких уроках по программе одного предмета или
междисциплинарные.
В свете выполнения новых государственных обраовательных стандартов
основного общего образования организация проектной деятельности
приобретает особое значение.
Познавательная активность, возникающая при изучении объекта или
явления с интересующим учащихся содержанием, снижает физическую и
мыслительную нагрузку, делает выполнение данного вида работы эмоционально
приятным, дает возможность почувствовать себя в роли ученого, стимулирует к
новым исследовательским действиям, позволяет самореализоваться, формирует
умение работать в группе, отстаивать свое мнение и уважительно относиться к
мнению товарищей, совместно находить рациональную основу, обнаруживать
логику, отказываться от неверного пути, понимать суть явления, формируя свою
деятельность и поведение.Обращение к дополнительным источникам
информации убеждает в познаваемости мира, способствует развитию
творческого мышления без стереотипов и навязанных алгоритмов.Результат
проектной деятельности придает приобретаемым знаниям общественную
направленность, смысл и полезность, стремление доводить начатое до конца,
подтверждая или опровергая ранее выдвигаемую гипотезу [3, c.67].Внеурочная деятельность по химии включает кружковую работу, учебно
полевую практику, работу в школьном научном обществе, участие в
В этом случае нами
исследовательских инновационных проектах.
разрабатываются проекты средней продолжительности и долгосрочные. Они
могут быть как учебно, так и научно исследовательскими.
Исследоваельский проект имеет свою логическую структуру. Начало
проектной деятельности – гипотеза (с древнегреческого – «основание,
предположение») . Это предположение о непосредственно наблюдаемом
явлении. Первоначально составляется рабочий вариант гипотезы, затем её
можно уточнить, видоизменить. Гипотеза должна быть проверяемой, логически
непротиворечивой, соответствовать фактическому материалу.
Осмысливание проблемы, цели, задачи происходит только в том случае,
когда они формулируются самостоятельно. В этом случае учащийся может
раскрыть причинноследственные связи между отдельными компонентами
сформулировать главные
исследования,
теоретические идеи, перенести знания в новые ситуации, найти им практическое
своими словами объяснить,
применение и образовать новый собственный продукт исследования [2, с.9].
Для участия в конкурсе проектов необходимо осознание обучающимися и
аргументация актуальности задуманного. Например, учащиеся нашего лицея
ежегодно наблюдают, как осенью из грунта на клумбе пришкольного участка
цветы герани пересаживают в горшки и размещают в рекриациях здания школы.
Учащиеся вспоминают некоторые известные им сведения о том, что исторически
цветы герани были обязательным атрибутом на подоконниках в жилых
помещениях, о них упоминается в литературных произведениях, научно
популярной литературе. Возникают вопросы : Почему именно герань? Откуда
этот цветок появился в России? Какими веществами обуслвовлены целебные
свойства этого растения? Где лучше размещать цветочные горшки в коридорах
или в классах? Не вызовает ли запах герани аллергию?
Следующим этапом является определение проблемы исследования. Вданном случае это ознакомление с лечебными свойствами герани и
обоснованным размещением этого растения в помещении школы.
Затем необходимо определить объект исследования. Объект исследования
это деятельность учащихся во всем многообразии. Умение отображать доступно
и ясно информацию, представлять её наглядно в виде схем, таблиц, диаграмм
или иным образом. Видеть взаимосвязь и общность о различных изучаемых
школьных предметах. Объект «что рассматривается», а предмет «как
рассматривается, в каких связях, аспектах, функциях». Предмет позволяет
избавиться от попыток «объять необъятное». Предмет часть объекта.
В нашем примере объектом исследования является растение герань.
Предполагается собрать различные сведения об этом растении, история,
способы размножения и ухода, различные биологические виды и сорта растения,
использование их для интерьера, фактически данные о лечебных свойствах и
лекарственных прпеаратов на основе герани и её масла, применение в медицине
и косметологии, народные средства на основе герани, методы определения
биологически активных веществ в различных частях растения. Предмет
исследования (часть объекта) это цветы герани, используемые в школе. Научно
обосновать правильное размещение горшков с цветами на территории здания
школы в зимний период.
Гипотеза: если герань обладает бактерицидными свойствами, то воздух в
классе, где расположены горшки с цветами герани не будет содержать
болезнетворных бактерий и статистика заболеваний учащихся в этих классах
будет отличаться.
При работе над проектом рамки поставленных задач расширяются,
возникают все новые вопросы, повышается интерес к работе, так как явно
прослеживаются результаты исследований и возможность их практического
применения.
При работе над проектом во внеурочное время знания и методы одной
научной дисциплины переносятся в другую, происходит их взаимное обогащениеи развитие, они становятся универсально значимыми, осмысленными с точки
зрения мировоззренческой позиции, имеют эмоциональную привлекательность
для учащихся. В самостоятельном исследовательском решении поставленных
целей и задач реализуется осознанность и смысловая направленность действий,
теоретические знания приобретают продуктивную и интеллектуальную ценность
[1,c.34].
Список литературы
1. Акулова, О.В., Писарева ,С.А. Учебное пособие СПб. / О.В. Акулова,
С.А. Писарева. – РГПУ им.Герцена, 1999. 73с.
2.Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь
вхождения подростка в пространство культуры / А.С. Обухов.// Школьные
технологии. 2001 №5 – С. 914
3.Тяглова, Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии:
метод.пособие. / Е.В. Тяглова. – М.: Глобус,2007. – 224с.
4.http://www.zpujournal.ru/zpu/about/
© Н.А. Парикянц,Т.Л.Гаврилова,2016