Статья на тему Развитие творческих способностей
Оценка 4.8

Статья на тему Развитие творческих способностей

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русский язык +2
3 кл—11 кл +1
24.11.2018
Статья на тему Развитие творческих способностей
В статье приведены примеры занятий, помогающих раскрытию творческих способностей учащихся. Внимание на развитие творческих способностей уделяется на уроках русского языка,литературного чтения и на занятиях кружка "Ключ от заветной двери". Дети получают возможность позитивного опыта творческой деятельности при сочинении своих сказок, рассказов и стихов.
Статья- новая версия.doc
Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках  и во внеурочной деятельности Из опыта работы Смола С.Е.,  учитель начальных классов МАОУ города Владимира                                                           «Лингвистическая гимназия №23  им. А.Г.Столетова»  Школа должна готовить детей к жизни. Главной целью школы является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования и творческих способностей. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обозначено: «Личностные результаты ... должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.   Метапредметные результаты ... должны   отражать:   освоение   способов   решения   проблем   творческого   ... характера». Творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее: способы деятельности, материальные и духовные продукты и т. п. Поэтому   развитие   творческих   способностей   учащихся   является важнейшей   задачей   современной   школы.   Творческая   деятельность   должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в   школе,   особенно   начальной,   нужно   учить   творчеству.   Ведь   учёба   и творческое отношение к деятельности сопровождают человека всю жизнь.  Большие возможности для развития творческих способностей личности предоставляет педагогам не только урочная, но и внеурочная деятельность, в частности организация занятий учащихся в кружке1. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения и на собственное педагогическое творчество учителей. В настоящей статье мы приведём примеры  уроков и занятий кружка «Ключ  от заветной двери»2  в МАОУ города Владимира «Лингвистической гимназии   №23   им.   А.Г.Столетова»,   на   которых   мы   развиваем   творческие способности учащихся. Л.Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научился ничего творить,  то и в жизни он будет всегда только подражать, копировать, т.к. мало таких,  1 Кружок – это  объединение учащихся     с общими интересами, осуществляющее тематическую деятельность познавательного или творческого характера. 2 Ключ от заветной двери: методические рекомендации к проведению занятий по внеурочной деятельности в начальных классах / Владим.гос. ун­т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Пед. ин­т, МАОУ г.Владимир «Гимназия № 3, сост. Бахтеева Р.Р., Озерова Т.В., Смола С.Е.­ Владимир, 2015. которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».     Средства языка, усвоенные по образцам, становятся инструментом  творческой деятельности школьника в рассказе, сочинениях, в других  самостоятельных текстах. Обратимся к урокам   русского языка в 3 классе по теме  «Воспоминания о лете», на которых дети открывают секреты хорошего  текста [9]. На первом  уроке русского языка по теме «Что я знаю о тексте» дети  вспомнили, что «текстом можно назвать предложения, в которых  говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль; тексты  бывают деловыми сообщениями и словесными зарисовками; в каждом  тексте есть тема и главная мысль». На втором уроке третьеклассники наблюдают за другими секретами  хорошего текста. Предметные задачи: ­ учить высказываться на заданную тему; ­ активизировать лексику по теме; ­ совершенствовать умение осмысленного выразительного чтения; ­ учить свободно, точно и правильно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения   текста   (логичность,   последовательность,   связность),   учитывая коммуникативный замысел; ­ соблюдать в процессе общения основные нормы устной и письменной речи; ­ совершенствовать и редактировать собственный текст; ­ развивать творческие способности. Ресурсы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 3 класс, 1ч.  Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь­задачник ч.1 Этап Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации  (проблемные задания) Задание 5 Учитель: – Прочитайте воспоминания девочки об одном летнем событии.  (Однажды стою я и смотрю на чайку в неб_. Летом мы всей семьёй  плавали по волг_. Вдруг ветер у меня с г_ловысорвал шляпу. Я ещё её долго вид_ла. Она упала в воду и п_плыла по волг_). ­ Какие виды предложений по цели высказывания и по интонации использовал  автор? (повествовательные, невосклицательные) ­ Получился ли у школьницы хороший текст? В ходе обсуждения выясняется, что в записи нарушена  последовательность изложения мыслей и встречаются орфографические  ошибки. Самостоятельная работа с последующей проверкой  ­ Восстановите последовательность предложений. (Летом мы всей семьёй плавали по волг_. Однажды стою я и смотрю на  чайку в неб_. Вдруг ветер у меня с г_ловы сорвал шляпу. Она упала в воду и  п_плыла по волг_.  Я ещё её долго вид_ла.). ­ В чём в измененном тексте удача автора? (в предложениях говорится об  одном и том же и раскрывается общая мысль). Как автор начинает рассказ? (Летом… – автор указывает, когда  происходят события, и кто является главным героем описанного случая) ­ Какое слово привлекает внимание читателей? (Однажды…) ­ Как автор завершает свои воспоминания? (Я ещё её долго вид_ла. – т.е  шляпа плыла по реке, а девочка стояла, смотрела на неё и грустила) ­ Исправьте, если видите, орфографические ошибки. (Имена собственные  пишутся с большой буквы – Волга – название реки) Фронтально ­ Какие орфограммы девочка отметила в записи «окошками»? (Безударные  гласные) ­ Там, где можете, решите орфографические задачи. (с    г_ловы, п_плыла) Проверка с комментированием ­ Доказывайте выбор букв. ­ Какие орфографические правила помогли?  (Написание безударных гласных в корне, проверяемых ударением,  написание приставок в словах). ­ Все ли пропуски смогли заполнить? Почему? (Безударные гласные в  суффиксах и в окончаниях проверять не умеем – вид_ла – можем  проверить по словарю и заполнить пропуск, по Волг_ ­ проверить не  сможем – оставим пропуск.). ­ Какой совет дадите автору на будущее? (…) Задание 6  – Прочитайте текст, который дан в задании. (У меня есть кошечка. Её зовут Мура. Летом она была со мной надач_. Один раз за абед_м я засмотрелась в окно. Мурка техоньк_ залезла на  стол и стинула у меня сосиску. А потом задела хвостом, уронила и разбила  торелку. Вот какая озорница моя Мурка!) ­ Запись ученика ­ это текст или нет? Докажите. (Текст, потому что  в записи содержатся предложения, в которых  говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль – о проказах  кошки Мурки) ­ Как правильнее назвать эту запись: воспоминание или деловой отчет?  Почему? (Это не деловой отчёт, потому что в тексте содержатся  предложения со значением оценки, передаются чувства автора к своей кошке. В деловом отчёте автор не должен сообщать о своих чувствах.  Поэтому этот текст – воспоминание). ­ В чём  в этом тексте удача автора? (Текст передает чувства и отношения  к герою (слово «кошечка» ­ уменьшительно­ласкательное значение, , есть  предложения с эмоциональной оценкой ­  Вот какая озорница моя Мурка!) ­ Как автор начинает рассказ? (Автор сообщает, кто будет главным героем  истории,  где и когда будут происходить события – «кошечка Мура –  летом на даче») ­ Какое слово привлекает внимание читателей? (Один раз…) ­ Как автор завершает свои воспоминания? (предложение с эмоциональной  оценкой ­ Вот какая озорница моя Мурка!) ­ Что мешает восприятию текста? (Орфографические ошибки) ­ Найдите ошибки  и  исправьте их. Подчёркнутые слова проверьте по  словарю.  ­ Какие правила помогли исправить ошибки?  (на_дач_ ­ предлоги со словами, обозначающими предметы, пишутся  раздельно – на (нашей) дач_; тИхоньк_ ­ тИхо – безударный гласный в корне, проверяемый ударением, Обедом, тАрелка – словарные слова – проверка по словарю) ­ Оправданы ли пропуски букв в словах? (дач_, тихоньк_, обед_м – пропуски оправданы – проверять буквы в окончаниях и суффиксах слов  не умеем) ­ Какой совет дадите автору на будущее? Задание 7 ­  Рассмотрите картинку №1 внимательно. Обдумайте и составьте устный  рассказ. Дайте ему название. Используйте Памятки «Как обдумать текст?»   «Как озаглавить текст?» ­ Расскажите составленный рассказ в группе. Обсудите услышанное.  Скорректируйте. Договоритесь, как вы будете представлять свою работу. Приведём пример, составленных детьми рассказов: Рисунок 1 – «На рыбалке» ­ Группа 1. Друзья пошли на рыбалку. Один мальчик закинул удочку и поймал рыбу. Он отдал её другу. Другой мальчик положил рыбу в ведро. А девочка стояла  рядом и смотрела. Потом первый мальчик поймал маленькую рыбку. Он  отдал её коту. Советы детей: «+» ­ Предложения связаны по смыслу и на одну тему. Текст  составлен по картинке из учебника.  «­» ­ У текста неудачное начало – Лучше «Летом друзья  отправились на рыбалку» Вместо слов «мальчик­девочка» лучше дать имена детям. Лицо у девочки на картинке – радостное и удивлённое, значит, она не просто стояла и смотрела. Можно сказать, так:               ­ Лена удивилась такому большому улову.  ­ Таня была рада, что Витя поймал большую рыбу. ­ Катя спросила у Серёжи: ­ Как называется такая рыба? На рисунке видно, что удочка изогнулась, это значит, что тянуть  удочку непросто. Предложение «Первый мальчик поймал маленькую  рыбку» ­ не передаёт состояние мальчика в этот момент На рисунке эту рыбку ещё не отдали коту. А кот только  приближается к улову. Группа 2.   удочку в реку и стал ждать.  Однажды Коля, Петя и Марина пошли на рыбалку. Коля закинул  Вот и первая рыбка! Николай с трудом вытянул удочку из реки. На  крючке был большой окунь. Мальчик снял рыбу с крючка и отдал её Пете.  Марина набрала в ведерко воды из речки, а Петя опустил рыбу в ведро. Через некоторое время Коля вновь почувствовал, что на крючок  снова попалась рыба. Он стал осторожно тянуть удочку. Он надеялся  поймать ещё одну большую рыбу.  Вот крючок показался из воды, а там –  малюсенький окунёк.  ­ Вот так улов! ­ огорчился Коля. Но тут на берегу появился кот  Васька и прямо к Коле. ­ Угощайся, Васька! Советы детей: «+» ­ Предложения связаны по смыслу и на одну тему. Текст  составлен по картинке из учебника.  ­ В тексте есть предложения с эмоциональной окраской, что помогает понять отношение автора к происходящему. Детям дали имена. Рассказано об эмоциях детей во время рыбалки «­» ­ Начать текст лучше так: «Наступило лето. Однажды Марина,  Петя и Коля решили пойти на рыбалку. С ними пошел и кот Васька». И в первом рассказе, и сейчас ничего не сказано о погоде. На рисунке видно, что день ясный – (небо голубое, без облаков ), тёплый  – (дети легко одеты – шорты, майки), лето – вода в речке  тёплая –  (мальчик с удочкой стоит босой в воде) Итог урока:  – От чего же зависит, станет ли понятной речь? Устная? Письменная? Домашнее задание: Записать рассказ по картинке, помня о советах,  прозвучавших на уроке и об изученных орфограммах. Следует отметить, что уроки русского языка тесно связаны с уроками литературного   чтения   и   с  занятиями   кружка   во   внеурочной   деятельности. Тематика занятий кружка весьма разнообразна. Вот некоторые темы: *Вы хотите листья танцевать? (На занятии дети рассматривают и читают книгу о художнике Владимире Севостьянове, книгу И.   Белякова   «Тимошкин   ковш»,   читают   наизусть   и   инсценируют   стихи Т.В.Озеровой   из   книги   «Дорога   к   дому»,   создают   свои   иллюстрации художественных образов стихотворений, рисуют осенние листья.)  *  Сочиняем   сказки   о   цветах   по   фотографиям   художницы Н.К.Гавриловой.   (На   занятии   проходит   встреча   с   автором,   дети   имеют возможность   задать   вопросы   Наталье   Константиновне,   рассматривая   ее работы, дети придумывают свои истории и записывают их).     *   Читаем   истории   о   кошках.   (На   занятии   дети   читают   и   делятся впечатлениями   от   прочитанного   рассказа   Т.В.Озеровой   «Васенька», рассказывают о своих кошках. Учитель организует обсуждение мультфильма «Про кота». Детям предлагают создать аппликацию кошки).   * Самодельная книжка «Волшебное яблоко» (Дети под руководством учителя отвечают на вопросы: Умеешь ли ты сочинять истории и сказки? В какие   моменты   это   случается?   Каковы   особенности   волшебных   сказок? Придумают и записывают свою историю.)  * «Дальнейшие приключения Ёжика в тумане» (На занятии происходит знакомство с книгой сказок, составленной школьниками Гимназии №23, после прочтения   книги   С.Козлова  «Сказка   о   Ёжике   в  тумане».  Сочинение   своей сказки­ продолжения). Использование межпредметных связей помогает педагогу подготовить учащихся грамотных в широком смысле этого слова, вооруженных навыками использования устной и письменной речи в такой степени, в какой это будет им   необходимо   для   творческой,   производственной   и   общественной деятельности. Особенно ярко это проявляется на занятиях кружка «Ключ от заветной двери». В качестве  примера возьмем занятие № 1 «Я вспоминаю». Оно, с одной стороны, является первым в курсе занятий кружка и проводится на первой неделе сентября, а с другой стороны, продолжает разговор, начатый на уроках русского языка в теме «Воспоминания о лете». Цель: создать условия для продуктивной деятельности учащихся при работе с   текстом;   организовать   работу   в   группах;   активизировать   детей   на творческую   работу   на   всех   этапах   занятия;   организовать   рефлексивную деятельность учащихся. Задачи:  способствовать   достижению   обучающимися   предметных   и метапредметных   результатов,   формированию   универсальных   учебных действий,   направленных   на   саморазвитие   и   самосовершенствование   путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Основные понятия: Текст, тема, основная мысль Межпредметные   связи:  Русский   язык,   литературное   чтение,   внеурочная деятельность Ресурсы: Т.В.Озеровой «Ключ от заветной двери» Программа внеурочной деятельности для младших школьников. Занятие №1 «Я вспоминаю» начинается со вступительного слова учителя: Учитель: ­ Дорогие ребята!  Вы, конечно, понимаете, что живёте в сказочном  городе? Дети:  ­ Почему?   Учитель: ­ Разве могут быть в обыкновенном городе Золотые ворота, а за их  поворотом Студёная Гора? А разве не радует владимирцев Доброе село? А  кто не любит гулять по Верхней или Нижней Дуброве, в Патриаршем Саду? А  сколько птичьих песен мы можем услышать на Соловьином пруду?  ­ Представьте, что вы уехали далеко, далеко… Что вы будете вспоминать о  своём доме, школе, друзьях, о родном городе? Учитель предлагает детям поделиться своими воспоминаниями. Приводим  примеры рассказов детей.   Полина Если я уеду далеко­далеко, то буду вспоминать дорогие сердцу милые вещи,  которые хранятся у нас в доме.  Например, вышивка, которая сохранилась от  прапрабабушки. Раньше в старину кровати покрывали подзором. Это как  «юбка» для кровати. Подзор служил дополнением к интерьеру. Вот моя  прапрабабушка и вышивала подзор. У нас сохранилась часть начатой работы.  Со временем белая ткань пожелтела, но вышитые цветы остались прежними. И желтизна стала неповторимой изюминкой для вышивки.  Если я уеду далеко – далеко, то буду скучать по нашим совместным  домашним делам. Каждое воскресенье мы любим есть блинчики, которые  готовит нам мама. После завтрака я с папой и мамой иду в парк. После  прогулки навещаем мою прабабушку. В каникулы мы любим ходить в кино.  Нам втроём весело! Лев Если я уеду далеко­далеко, я буду вспоминать мой счастливый дом –  Арсений мой дом счастья. Чтобы войти в наш дом, надо взять ключ, и дверь откроется. В нашем доме счастья живут мои родители, сестра и мои животные – собака,  морская свинка и кошка. К нам часто приходят друзья.  В доме счастья всегда светло и радостно. Я очень люблю свой дом. Продолжает занятие изобразительная деятельность учащихся,  которая формирует у детей умение сотрудничать, понимать и ценить  художественное творчество других. Учитель предлагает ребятам нарисовать  то, что они будут вспоминать вдали от дома.  Учитель: ­ Вспомните, свой рассказ, попробуйте нарисовать то, что является  для вас «Самым дорогим в этом мире», то, что вы будете вспоминать вдали от дома. Приводим примеры рисунков учащихся:                  Тоня, 9 лет                    Рита, 9 лет                              Лёва, 9 лет ­ Рассматривание рисунков, обмен впечатлениями. Следует отметить, что для детей младшего школьного возраста  важными и дорогими являются родители, друзья, отношения между ними,  домашние питомцы, любимые уголки родного города. Именно это ребята  рисовали на своих рисунках. В ходе занятия школьники совершенствуют своё умение участвовать в  диалоге, стараются соблюдать правила ведения диалога (слушать  собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения,  корректно и аргументировано высказывать свое мнение).  Домашнее задание: Составить и написать своё воспоминание о лете,  учитывая «секреты хорошего текста», открытые на уроке русского языка. Второе занятие кружка по этой теме начинается с беседы учителя с детьми: Учитель:  ­  Дома   вы   выступали   в   роли   авторов   и   создавали   свои   работы, вспоминая   самые   яркие   эпизоды   летнего   отдыха.   Сегодня   пришла   пора познакомить друг друга с вашими воспоминаниями.  ­ Вспомните, пожалуйста, правила, которые помогут нам на занятии.  (Дети называют правила поведения во время слушания и во время обсуждения прочитанной работы). ­ Дети зачитывают свои рассказы о летнем отдыхе.  Одноклассники делятся своими впечатлениями, дают советы по  составлению хороших текстов. Учитель координирует работу. ­Какие авторские находки вы заметили? ­Что помогло автору передать в своей работе таинственность  (удивление, испуг, восторг)? ­ Какой совет дадите автору на будущее? Приводим примеры детских работ: Полина У каждой лошади свой характер и повадки. Они, как и люди, могут пугаться, иногда в самый неожиданный для человека момент. Расскажу   один   случай.   Однажды   в   ясный   летний   выходной   день   в центре города я решила покататься на лошади. Всё было прекрасно! Светило яркое солнце. В небе пели птички. Лошадь неторопливо везла меня по улице. Я довольная сверху смотрела по сторонам. Вдруг рядом проехал мусоровоз. Грохот машины напугал лошадь, и она встала на дыбы. Я оказалась ещё выше! Мама очень испугалась за меня. Я тоже (совсем немножко!), но всё­таки была счастлива, что мне посчастливилось покататься на лошади. Мнения детей: «+» ­ Предложения связаны по смыслу и на одну тему. Текст  составлен по воспоминаниям о лете.  ­ В тексте есть предложения с эмоциональной окраской, что помогает понять отношение автора к происходящему – «всё прекрасно», «я  немножко испугалась», «я была счастлива». Рассказанный случай необычен. Он не может происходить каждый  день и со всеми людьми, поэтому он интересен другим. Рассказано об эмоциях других участников этого случая – «мама  испугалась». Есть слова, которые привлекают слушателей к происходящему –       «вдруг» София Летом я отдыхала в деревне в Смоленской области. Было воскресенье.  В церкви закончилась служба, с колокольни раздался звон колоколов. По всей  деревне раздавался чудесный звон. И тут к звукам колоколов добавился ещё  один звук. Сначала я не поняла, что это такое. А потом увидела собаку, сидящую  во дворе. Она подвывала в такт колокольному звону. Это так было  удивительно и интересно! Я не знала, что собаки так могут.  С тех пор я очень полюбила за ними наблюдать и стала внимательнее к  ним относиться. Теперь я лучше понимаю и свою собаку Чапу. Когда она  подходит к моему столу и выразительно тявкает – это значит, пора с ней  играть. Если она долго смотрит на входную дверь – значит, пора гулять. А  если кладёт голову на колени маме, бабушке или мне, это значит, она просит  кушать. Вот какая умная наша Чапа! Мнения детей: «+» ­ Предложения связаны по смыслу и на одну тему. Текст  составлен по летним воспоминаниям.  ­ В тексте есть предложения с эмоциональной окраской, что помогает понять отношение автора к происходящему. «Это было удивительно и  интересно!» «Вот какая умная наша Чапа!» Рассказанный случай необычен. Он не может происходить каждый  день и со всеми людьми, поэтому он интересен другим. Есть слова, которые привлекают слушателей к происходящему  «и тут», «сначала – потом», «с тех пор ­  теперь» Софья Однажды я проснулась, и о радость! Меня поджидал мой новый верный друг.  Это был черный щенок. Он радостно завилял хвостом, тихонько тявкнул и  стал давать мне лапу. Мнение детей: «+» ­ Предложения связаны по смыслу и на одну тему.  ­ В тексте есть предложения с эмоциональной окраской, что помогает понять отношение автора к происходящему – «О радость!» Рассказанный случай необычен. Он не может происходить каждый  день и со всеми людьми, поэтому он интересен другим. «­» ­ В тексте не сказано, что случай происходил летом. Такое может случиться в любой день, необязательно летом. В тексте не сказано, как зовут щенка – «он друг – значит, должно быть имя». Текст начинается со слова «однажды…»           Каждое лето я отдыхаю у бабушки в деревне недалеко от Владимира.  Этим летом у бабушки был необыкновенно большой урожай огурцов. Вот я  насобирал целый таз огурцов, отнес в дом. Но когда бабушка подошла к тазу с огурцами, удивлённо спросила: «Кто съел огурцы?» Этот вопрос мы тоже  задавали друг другу, но ответа не было.  Егор А на другой день соседка пожаловалась, что кто­то у неё погрыз огурцы  прямо на грядке. Исчезновение огурцов продолжалось до тех пор, пока я случайно не  увидел нашего кота Пашку. Он выходил из теплицы, а в зубах у него был  огурец. Теперь нам стало понятно, кто был виновником исчезновения огурцов  из таза у нас и порчи урожая на грядке у соседки. Мнения детей:      «+» ­ Предложения связаны по смыслу и на одну тему. Текст  составлен по летним наблюдениям, о которых теперь написано  воспоминание. ­ В тексте есть предложения с эмоциональной окраской, что помогает понять отношение автора к происходящему – «виновник исчезновения  огурцов»  Рассказано об эмоциях участников события – «бабушка – удивленно  спросила»,  «соседка – пожаловалась», «я случайно увидел». Рассказанный случай необычен. Он не может происходить каждый  день и со всеми людьми, поэтому он интересен другим. Есть слова, которые привлекают слушателей к происходящему – «но  Результатом работы детей по теме «Я вспоминаю» становится  когда», «а на другой день».    сборник творческих работ «Летние воспоминания», в котором объединяются  написанные детьми истории. Их с интересом перечитывают и дети, и  родителями в течение всего учебного года.  Внеурочная   работа   кружка   по   литературному   чтению   является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к искусству слова, пробуждению   у   детей   интереса   к   чтению   художественных   произведений   и собственному   словесному   творчеству.  Занятия   в   кружке   расширяют читательское пространство и  обогащают личный опыт учащихся, их знания. Дети   приобретают   необходимые   практические   умения   и   навыки,  получают возможность  включения   в   различные   виды   продуктивной   деятельности: (поисковой,   репортерской,   оформительской,   сочинительской,   работе   по созданию презентаций и т.д.).  Отбор   литературного   содержания   [6]   на   занятиях   кружка ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и   социальный   опыт   младших   школьников.   Именно   поэтому   наряду   с классической   русской   и   зарубежной   литературой   отводится   место произведениям устного народного творчества и современной детской книге. Формы   организации   внеурочных   занятий   могут   быть   различными: литературные игры (Тема «Сказочная азбука» ­ игра  «Говорящая азбука»), конкурсы­кроссворды  (Тема «Любимые сказки» ­  Викторина по любимым сказкам),   библиотечные   уроки   –  (Тема   «Я   хочу   сказать   своё   слово»   ­ экскурсия   в   городскую   библиотеку,   рассказы   о   русской   природе В.А.Сухомлинский «Поющее пёрышко», М.Л.Михайлов «Лесные хоромы» и др),   путешествия   по   страницам   книг   (Г.Х.Андерсен   «Стойкий   оловянный солдатик»), проекты (Тема «Читаем и обсуждаем произведения В.Бианки. Рисуем   сказку   «Сова»,   мастерим   книжку­раскладушку.   Наблюдаем   за жизнью птиц в городе. Мастерим кормушки), встречи с писателями своего края  (Т.В.Озеровой,   Н.К.Гавриловой),  уроки­спектакли  (Тема   «Любимые сказки о цветах». Инсценирование ярких фрагментов сказок).     Кружковая деятельность обеспечивает готовность учащихся к дальнейшему образованию, достижению необходимого уровня их литературного развития, развивает речь и творческие способности каждого ребёнка.  Ценностная   значимость   занятий   в   кружке по   литературному   чтению «Ключ   от   заветной   двери»   в   воспитании   ученика­читателя,   для   которого чтение   –   и   труд,   и   творчество,   и   новые   открытия,   и удовольствие,   и самовоспитание. Наблюдения за деятельностью учащихся на занятиях кружка убедили нас в том, что устойчивый интерес к читательской деятельности в совокупности   с   определенными   практическими   навыками,   обеспечивают школьникам успешность в выполнении заданий и возможность самостоятельно организовать свою собственную творческую деятельность. Подготовке   к   одному   из   занятий   (Занятие   15.   «Самодельная книжка») нам помогла книга Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока», М, 2015.  Начиналась она такими словами автора: «Уронит ветер с неба на землю три яблока – одно тому, кто видел, другое тому, кто рассказывал, а третье тому, кто слушал и верил в добро».  И этот образ мы использовали на занятии. На учительском столе появились три яблока: красное, зеленое и белое. Хотим заметить, что к этому моменту на уроках литературного чтения [4]   школьники   познакомились   с   волшебными   сказками   «Крошечка   – Хаврошечка»,  «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Сказка об Иване­Царевиче и Сером Волке», «Волшебное яблоко»   (русские народные сказки)   А.С.Пушкин   «Сказка   о   мёртвой   царевне   и   семи   богатырях» (авторские   сказки),   узнали   особенности   построения   сюжета   в   волшебных сказках, обратили внимание на завязку и концовку, на  язык сказок, на особые слова,   на   необычных   волшебных   помощников,   благодаря   которым совершаются чудеса, на скрытый смысл волшебных сказок. Цели занятия:  образовательные: обобщить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов добрых  и злых героев в русском фольклоре, символическое значение яблока,  композиционные и языковые особенности сказки; развивающие: развивать умение выделять в сообщении главное,  коммуникативные умения, творческие способности учащихся,  воспитательные: воспитывать нравственную культуру, самостоятельность,  уверенность в себе, уважение к одноклассникам и их работе.  Оборудование: репродукции картин И.Я. Билибина; иллюстрации Е.Рачева, Е.Дидковской,  П.Репкина и др. к сказкам, книги с волшебными сказками. Теоретические понятия: волшебная сказка, элементы композиции. На первом занятии по этой теме учитель помогает детям обобщить свои  знания по теме «Волшебные сказки» и мотивирует их на собственное  литературное творчество.   I. Слово учителя. Учитель:  ­  Сегодня   мы   будем   сочинять   свою   сказку   и нарисуем   к   ней иллюстрацию. Но прежде чем вы начнёте работу, давайте вспомнить, что вы уже знаете. II. Беседа с учащимися по изученному материалу. ­Вспомним, какие виды сказок мы знаем? (волшебные, о животных,  бытовые, сказки с загадками \ авторские – народные \\ стихотворные – в  прозе) ­ Приведите примеры:  (Волшебные – «Про Ленивую и Радивую» ­ народная, «Кот в сапогах»  Ш.Перро – авторская;   О животных ­ «Зимовье зверей» ­ народная, «Теремок» Н.Сладков –  авторская; Бытовые – «Самое дорогое» ­ народная, «Кошкин дом» С. Маршак –  авторская; Сказки с загадками ­ «Дочь­семилетка» ­ народная, «Старик­годовик» В  Даль – авторская; Сказка С.Маршака – в стихах, остальные сказки – в прозе)                               ­Особенность волшебной сказки – это особая композиция, напомните ее  составляющие. (зачин, концовка, сюжет, кульминация, развязка). ­ Какие мотивы лежат в каждом элементе композиции? Приведите примеры из сказок.  В ходе обсуждения на доске появляется таблица: Элементы композиции Мотив                                                Пример Завязка Развитие сюжета Кульминация Главный герой или героиня обнаруживают  потерю или недостачу Поиск потерянного или недостающего Главный герой или героиня сражаются с  противоборствующей силой и всегда ее  побеждают или разгадывают трудные    загадки Преодоление потери или недостачи Развязка ­Герои в волшебной сказке тоже своеобразные. Назовите их. (Дети называют героев) ­Каждый из героев выполняет особую роль в композиции сказки. Всегда есть  вредитель, даритель, помощник, царевна, герой и т.д. Назовите их.  (Вредитель – Ткачиха, Повариха; Даритель – Царевна­Лебедь, Помощник  – коровушка…..) И обязательно волшебные предметы. Приведите ваши примеры из сказки.  Какую роль они играют? (Огниво, кольцо, лепесток цветка – исполняли желания, клубок – показывал путь, брызги – превращали царевича в  комара, шмеля…)  ­ Назовите, из каких сказок эти строки: 1) Был у царя Берендея великолепный сад, в котором росла яблоня с  золотыми яблоками. Стал кто­то царский сад посещать, золотые яблоки  воровать. И была это Жар­птица. ("Иван­царевич и серый волк») 2) И выросла из них (коровьих косточек) яблонька ­ да какая! Яблочки на ней  висят наливные, листочки шумят золотые, кто проходит близко ­ тот  заглядывается. ("Крошечка­Хаврошечка") 3) ­ Девочка с братцем опять побежали. А гуси­лебеди воротились, летят  навстречу, вот­вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня.  ­ Яблоня, матушка, спрячь меня! ­ Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и "спасибо" сказала. Яблоня ее заслонила ветвями,  прикрыла листами. Гуси­лебеди не увидели, пролетели мимо. (" Гуси­ лебеди"): 4) Подождать она хотела До обеда, не стерпела, В руки яблоко взяла, К алым губкам поднесла И кусочек проглотила. – (Пушкин А.С. "Сказка о мертвой царевне и семи  богатырях"): ­ Какие ещё сказки вы знаете, в которых герои использовали яблоки. (Дети  вспоминают «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Волшебное  яблоко» «Серебряное блюдечко и наливное яблочко» (русские народные  сказки) китайская сказка «Подарки для красавицы», братья Гримм  «Белоснежка и семь гномов).  ­ А знаете ли вы, почему во многих сказках используется волшебная сила  яблок? (…) Рассказ учителя: Известно, что по русской традиции на могилу умершего  клали зеленое яблоко, что должно напоминать о том, что жизнь на земле  продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что «яблоко от яблони  недалеко падает», т.е. дети идут по стопам родителей, зачастую повторяя их  ошибки и просчеты. Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и  смерти, но и с одним из символов царской власти – державой, тем самым  подчеркивается, что правитель держит в руках землю (т.е. властвует) III. Творческая работа учащихся. ­ Вы уже, наверное, догадались, что сочинять сказку мы будем о яблоках. В конце   урока   я подарю   самым   внимательным   ученикам   эти   яблоки.   Тому, кто увидел   и лучше   всех   изобразил   ­   достанется   белое   яблоко,   тому,   кто внимательно слушал – зелёное, тому, кто лучше всех рассказал – красное. Используйте, открытые секреты волшебной сказки, попробуйте сочинить свою сказку под названием «Волшебное яблоко». Все дети работали с большим желанием, каждый сочинил свою сказку.          Особенно понравилась своей оригинальностью и новизной работа  Кирилла: «Однажды в одном городе поднялась большая буря. Она  срывала с деревьев ветки и листья, а одно яблоко даже занесла на  крышу небоскреба. Яблоко застряло в телеантенне, и в этом доме вдруг у  всех жильцов по телевизору стали показывать «Яблонь ­ новости» и  «Яблонь ­ вести»!  Какой яблочный аромат носился по дому, как весело и  радостно стало смотреть телевизор!» А Егор сочинил свою сказку, вспомнив привычную роль яблока в волшебных сказках:  Егор Однажды Зайчик и Ёжик пошли в лес за грибами. Идут по тропинке,  Зайчик впереди, Ёжик сзади. ­ Я гриб нашёл! – воскликнул Зайка. ­ Нет, ­ говорит Ёжик, подойдя ближе, ­ это несъедобный гриб. Надо  искать те грибы, у которых коричневая шляпка. Пошли друзья дальше. Видят ­  поляна, а на ней грибов – видимо­невидимо. Стали друзья грибы собирать. Набрали целые корзинки. Собрались домой  идти, смотрят по сторонам, а дорогу домой забыли. ­ Что же делать? – захныкал Зайка. ­ Не плачь! – успокаивает его Ёжик, ­ что­нибудь придумаем! Тут видят, из­под кочки Крот вылез. ­ Дядюшка Крот, отведи нас домой, пожалуйста, ­ попросили друзья. ­Хорошо, ­ помогу вам, ­ говорит Крот, ­ вот, возьмите это яблоко,  шепните своё желание, и положите его на тропинку. Не успели друзья и  подумать, как увидели знакомую тропинку и свой дом.   –Ура! Спасибо, дядюшка Крот! – воскликнули друзья и отправились  домой. IV. Обобщение.    ­. Чему учит твоя сказка?  ­Какую роль выполняют яблоки в твоей сказке? V. Подведение итогов работы. Рефлексия. Суждения учащихся о  достигнутых результатах.  (Мне удалось завершить работу \\ Мне не удалось завершить работу Я понял сегодня…, Мне запомнилось… Мне понравилось….  Я хочу научиться…) VI Домашнее задание. Закончить запись сказки, проверить правильность записи. Второе занятие по теме «Волшебное яблоко» учитель начинает так: ­ Дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем путешествие по  удивительной стране. Эта страна находится очень далеко: «За тридевять  земель, в тридесятом царстве». Время в этой стране бежит сказочно быстро:  «Долго ли, коротко ли…». Вы, конечно, догадались, что это за страна. Это страна сказок. В стране  сказок происходят удивительные чудеса! Иван царевич может жениться на  лягушке, которая потом превратится в Василису Премудрую, ведра там сами  умеют ходить, мальчики превращаются в козлят, а тыквы – в золотые кареты.  Мы путешествуем по стране сказок, когда их читаем и рассматриваем  рисунки к ним. Ребята, а вы знаете, кто рисует иллюстрации к книгам сказок?  (Это художники­иллюстраторы. Они помогают нам лучше понять сказку, представить героев. По рисунку художника­иллюстратора вы можете  догадаться о героях сказки: злые они или добрые, умные или глупые) ­ Художники­иллюстраторы – это настоящие волшебники. Простой  белый лист бумаги они превращают в красивую картинку. А волшебной  палочкой им служит кисточка. Краски в руках иллюстраторов тоже  становятся волшебными. Они переливаются, смешиваются друг с другом,  меняют цвет.  (Рассматривание репродукций и иллюстраций к сказкам) ­ А вы хотите стать настоящими волшебниками? Тогда у меня есть для  вас волшебные палочки. (Кисточки) И теперь вы, как настоящие добрые волшебники тоже будете творить  чудеса. Возьмите свои волшебные палочки. Давайте вместе скажем волшебные слова.  Проводится пальчиковая гимнастика.  В руки палочку возьму,  Чудеса творить начну  (берут кисточки тремя пальцами) Пальчик вверх и пальчик вниз,  Ну­ка, чудо, появись!  (поднимают и опускают указательный палец)  Вправо, влево покручу ­  Чудеса творить хочу!  (повороты кистей рук, хлопок в ладоши) ­ Сегодня вы будете создавать иллюстрации к своей сказке «Волшебное  яблоко» Под спокойную, нежную музыку дети рисуют. По окончании работы дети  рассматривают работы друг друга.  ­ Ребята, вы настоящие волшебники! Посмотрите, какое чудо получилось у  вас! При помощи ваших чудесных волшебных палочек вы создали прекрасные, сказочные волшебные плоды!  Теперь ваши сказки интересно не только  читать, но и рассматривать. V. Домашнее задание  Завершить оформление своей сказки для коллективной книжки «Волшебное  яблоко». VI   Подведение итогов работы. Рефлексия. Суждения учащихся о  достигнутых результатах    ­ А теперь я предлагаю вам оценить свою работу. Справились ли с  поставленными вами целями? (Ответы обучающихся).  Таким образом, различные виды детской активности положительно  влияют на развитие творческих способностей.  И это способствует успешной  адаптации школьников к новым жизненным условиям, заставляет действовать  активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных  ситуациях, помогает расширению кругозора учащихся, развитию  познавательного интереса, творческой инициативы и активной жизненной  позиции.  В детстве ребёнок открывает всё впервые: цветы и травы, познаёт добро и зло. «Ибо детство есть тот возраст, в котором живёт воображение, и всё, что раз взошло, останется навеки», ­ говорил Н.В.Гоголь. Но самое интересное в  детстве – это открывать красоту русского слова и понимать его глубинный  смысл. Узнаешь слово, полюбишь его – полюбишь родной язык и то  сокровенное место, где научился на нём говорить. Тогда постараешься  сохранить и передать детям незабвенную красоту нашей Родины. Литература Абгарян Н. « С неба упали три яблока», М, 2015  Асмолов   А.Г.   Выступление   на   Семинаре   по   обсуждению   моделей   программ эффективного   взаимодействия   организаций   реализуемых     дополнительного   образования   8­9   сентября   2014   г.   [Электронный   ресурс] http://dvorecpionerov.ru/img/29_sep_2014_seminar/filess/Доклад%20Асмолова %20АГ.pdf  Ефросинина   Л.А.   Литературное   чтение:   методическое   пособие   для учителя. – М:, Вентана – Граф, 2013 Ефросинина Л.А. Литературное чтение: учебник для учащихся 1 (2,3,4) класса, ­ М:, Вентана – Граф, 2013 1. 2. 3. 4. 5. Канакина   В.П.   и   др.   Люблю   природу   русскую.   Книга   для   учителей   и учащихся.   Дидактический   материал   к   урокам   родного   языка,   ­   Владимир, 2011. 6. Ключ   от   заветной   двери:   методические   рекомендации   к   проведению занятий по внеурочной деятельности в начальных классах / Владим.гос. ун­т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Пед. ин­т, МАОУ г.Владимир «Гимназия № 3, 7. 8. сост. Бахтеева Р.Р., Озерова Т.В., Смола С.Е.­ Владимир, 2015. Родари   Д.   Грамматика   фантазии.   Введение   в   искусство   придумывания историй: ­ Прогресс; М.; 1990 Соловейчик М.С. Русский язык: Методические рекомендации к учебнику русского языка общеобразовательных организаций. Пособие для учителя, ­ Смоленск: Ассоциация ХХI века, 2015. 9. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык: Учебник для учащихся 1 (2,3,4) класса, ­ Смоленск: Ассоциация ХХI века, 2015. 10. Эльконин Д. Б. Психология игры ­ 2­е изд. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 11. Федеральный   Государственный   Образовательный   Стандарт   начального общего образования (новая редакция) 2017г.

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей

Статья на тему Развитие творческих способностей
Скачать файл