статья на тему Развитие творческих способностей

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 24.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье приведены примеры занятий, помогающих раскрытию творческих способностей учащихся. Внимание на развитие творческих способностей уделяется на уроках русского языка,литературного чтения и на занятиях кружка "Ключ от заветной двери". Дети получают возможность позитивного опыта творческой деятельности при сочинении своих сказок, рассказов и стихов.
Иконка файла материала Статья- новая версия.doc
Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках  и во внеурочной деятельности Из опыта работы Смола С.Е.,  учитель начальных классов МАОУ города Владимира                                                           «Лингвистическая гимназия №23  им. А.Г.Столетова»  Школа должна готовить детей к жизни. Главной целью школы является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования и творческих способностей. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обозначено: «Личностные результаты ... должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.   Метапредметные результаты ... должны   отражать:   освоение   способов   решения   проблем   творческого   ... характера». Творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее: способы деятельности, материальные и духовные продукты и т. п. Поэтому   развитие   творческих   способностей   учащихся   является важнейшей   задачей   современной   школы.   Творческая   деятельность   должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в   школе,   особенно   начальной,   нужно   учить   творчеству.   Ведь   учёба   и творческое отношение к деятельности сопровождают человека всю жизнь.  Большие возможности для развития творческих способностей личности предоставляет педагогам не только урочная, но и внеурочная деятельность, в частности организация занятий учащихся в кружке1. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения и на собственное педагогическое творчество учителей. В настоящей статье мы приведём примеры  уроков и занятий кружка «Ключ  от заветной двери»2  в МАОУ города Владимира «Лингвистической гимназии   №23   им.   А.Г.Столетова»,   на   которых   мы   развиваем   творческие способности учащихся. Л.Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научился ничего творить,  то и в жизни он будет всегда только подражать, копировать, т.к. мало таких,  1 Кружок – это  объединение учащихся     с общими интересами, осуществляющее тематическую деятельность познавательного или творческого характера. 2 Ключ от заветной двери: методические рекомендации к проведению занятий по внеурочной деятельности в начальных классах / Владим.гос. ун­т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Пед. ин­т, МАОУ г.Владимир «Гимназия № 3, сост. Бахтеева Р.Р., Озерова Т.В., Смола С.Е.­ Владимир, 2015.которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».     Средства языка, усвоенные по образцам, становятся инструментом  творческой деятельности школьника в рассказе, сочинениях, в других  самостоятельных текстах. Обратимся к урокам   русского языка в 3 классе по теме  «Воспоминания о лете», на которых дети открывают секреты хорошего  текста [9]. На первом  уроке русского языка по теме «Что я знаю о тексте» дети  вспомнили, что «текстом можно назвать предложения, в которых  говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль; тексты  бывают деловыми сообщениями и словесными зарисовками; в каждом  тексте есть тема и главная мысль». На втором уроке третьеклассники наблюдают за другими секретами  хорошего текста. Предметные задачи: ­ учить высказываться на заданную тему; ­ активизировать лексику по теме; ­ совершенствовать умение осмысленного выразительного чтения; ­ учить свободно, точно и правильно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения   текста   (логичность,   последовательность,   связность),   учитывая коммуникативный замысел; ­ соблюдать в процессе общения основные нормы устной и письменной речи; ­ совершенствовать и редактировать собственный текст; ­ развивать творческие способности. Ресурсы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 3 класс, 1ч.  Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь­задачник ч.1 Этап Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации  (проблемные задания) Задание 5 Учитель: – Прочитайте воспоминания девочки об одном летнем событии.  (Однажды стою я и смотрю на чайку в неб_. Летом мы всей семьёй  плавали по волг_. Вдруг ветер у меня с г_ловысорвал шляпу. Я ещё её долго вид_ла. Она упала в воду и п_плыла по волг_). ­ Какие виды предложений по цели высказывания и по интонации использовал  автор? (повествовательные, невосклицательные) ­ Получился ли у школьницы хороший текст? В ходе обсуждения выясняется, что в записи нарушена  последовательность изложения мыслей и встречаются орфографические  ошибки.Самостоятельная работа с последующей проверкой  ­ Восстановите последовательность предложений. (Летом мы всей семьёй плавали по волг_. Однажды стою я и смотрю на  чайку в неб_. Вдруг ветер у меня с г_ловы сорвал шляпу. Она упала в воду и  п_плыла по волг_.  Я ещё её долго вид_ла.). ­ В чём в измененном тексте удача автора? (в предложениях говорится об  одном и том же и раскрывается общая мысль). Как автор начинает рассказ? (Летом… – автор указывает, когда  происходят события, и кто является главным героем описанного случая) ­ Какое слово привлекает внимание читателей? (Однажды…) ­ Как автор завершает свои воспоминания? (Я ещё её долго вид_ла. – т.е  шляпа плыла по реке, а девочка стояла, смотрела на неё и грустила) ­ Исправьте, если видите, орфографические ошибки. (Имена собственные  пишутся с большой буквы – Волга – название реки) Фронтально ­ Какие орфограммы девочка отметила в записи «окошками»? (Безударные  гласные) ­ Там, где можете, решите орфографические задачи. (с    г_ловы, п_плыла) Проверка с комментированием ­ Доказывайте выбор букв. ­ Какие орфографические правила помогли?  (Написание безударных гласных в корне, проверяемых ударением,  написание приставок в словах). ­ Все ли пропуски смогли заполнить? Почему? (Безударные гласные в  суффиксах и в окончаниях проверять не умеем – вид_ла – можем  проверить по словарю и заполнить пропуск, по Волг_ ­ проверить не  сможем – оставим пропуск.). ­ Какой совет дадите автору на будущее? (…) Задание 6  – Прочитайте текст, который дан в задании. (У меня есть кошечка. Её зовут Мура. Летом она была со мной надач_. Один раз за абед_м я засмотрелась в окно. Мурка техоньк_ залезла на  стол и стинула у меня сосиску. А потом задела хвостом, уронила и разбила  торелку. Вот какая озорница моя Мурка!) ­ Запись ученика ­ это текст или нет? Докажите. (Текст, потому что  в записи содержатся предложения, в которых  говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль – о проказах  кошки Мурки) ­ Как правильнее назвать эту запись: воспоминание или деловой отчет?  Почему? (Это не деловой отчёт, потому что в тексте содержатся  предложения со значением оценки, передаются чувства автора к своейкошке. В деловом отчёте автор не должен сообщать о своих чувствах.  Поэтому этот текст – воспоминание). ­ В чём  в этом тексте удача автора? (Текст передает чувства и отношения  к герою (слово «кошечка» ­ уменьшительно­ласкательное значение, , есть  предложения с эмоциональной оценкой ­  Вот какая озорница моя Мурка!) ­ Как автор начинает рассказ? (Автор сообщает, кто будет главным героем  истории,  где и когда будут происходить события – «кошечка Мура –  летом на даче») ­ Какое слово привлекает внимание читателей? (Один раз…) ­ Как автор завершает свои воспоминания? (предложение с эмоциональной  оценкой ­ Вот какая озорница моя Мурка!) ­ Что мешает восприятию текста? (Орфографические ошибки) ­ Найдите ошибки  и  исправьте их. Подчёркнутые слова проверьте по  словарю.  ­ Какие правила помогли исправить ошибки?  (на_дач_ ­ предлоги со словами, обозначающими предметы, пишутся  раздельно – на (нашей) дач_; тИхоньк_ ­ тИхо – безударный гласный в корне, проверяемый ударением, Обедом, тАрелка – словарные слова – проверка по словарю) ­ Оправданы ли пропуски букв в словах? (дач_, тихоньк_, обед_м – пропуски оправданы – проверять буквы в окончаниях и суффиксах слов  не умеем) ­ Какой совет дадите автору на будущее? Задание 7 ­  Рассмотрите картинку №1 внимательно. Обдумайте и составьте устный  рассказ. Дайте ему название. Используйте Памятки «Как обдумать текст?»   «Как озаглавить текст?» ­ Расскажите составленный рассказ в группе. Обсудите услышанное.  Скорректируйте. Договоритесь, как вы будете представлять свою работу. Приведём пример, составленных детьми рассказов: Рисунок 1 – «На рыбалке» ­ Группа 1. Друзья пошли на рыбалку. Один мальчик закинул удочку и поймал рыбу. Он отдал её другу. Другой мальчик положил рыбу в ведро. А девочка стояла  рядом и смотрела. Потом первый мальчик поймал маленькую рыбку. Он  отдал её коту. Советы детей: «+» ­ Предложения связаны по смыслу и на одну тему. Текст  составлен по картинке из учебника.  «­» ­ У текста неудачное начало – Лучше «Летом друзья  отправились на рыбалку» Вместо слов «мальчик­девочка» лучше дать имена детям. Лицо у девочки на картинке – радостное и удивлённое, значит, она не просто стояла и смотрела. Можно сказать, так:              ­ Лена удивилась такому большому улову.  ­ Таня была рада, что Витя поймал большую рыбу. ­ Катя спросила у Серёжи: ­ Как называется такая рыба? На рисунке видно, что удочка изогнулась, это значит, что тянуть  удочку непросто. Предложение «Первый мальчик поймал маленькую  рыбку» ­ не передаёт состояние мальчика в этот момент На рисунке эту рыбку ещё не отдали коту. А кот только  приближается к улову. Группа 2.   удочку в реку и стал ждать.  Однажды Коля, Петя и Марина пошли на рыбалку. Коля закинул  Вот и первая рыбка! Николай с трудом вытянул удочку из реки. На  крючке был большой окунь. Мальчик снял рыбу с крючка и отдал её Пете.  Марина набрала в ведерко воды из речки, а Петя опустил рыбу в ведро. Через некоторое время Коля вновь почувствовал, что на крючок  снова попалась рыба. Он стал осторожно тянуть удочку. Он надеялся  поймать ещё одну большую рыбу.  Вот крючок показался из воды, а там –  малюсенький окунёк.  ­ Вот так улов! ­ огорчился Коля. Но тут на берегу появился кот  Васька и прямо к Коле. ­ Угощайся, Васька! Советы детей: «+» ­ Предложения связаны по смыслу и на одну тему. Текст  составлен по картинке из учебника.  ­ В тексте есть предложения с эмоциональной окраской, что помогает понять отношение автора к происходящему. Детям дали имена. Рассказано об эмоциях детей во время рыбалки «­» ­ Начать текст лучше так: «Наступило лето. Однажды Марина,  Петя и Коля решили пойти на рыбалку. С ними пошел и кот Васька». И в первом рассказе, и сейчас ничего не сказано о погоде. На рисунке видно, что день ясный – (небо голубое, без облаков ), тёплый  – (дети легко одеты – шорты, майки), лето – вода в речке  тёплая –  (мальчик с удочкой стоит босой в воде) Итог урока:  – От чего же зависит, станет ли понятной речь? Устная? Письменная? Домашнее задание: Записать рассказ по картинке, помня о советах,  прозвучавших на уроке и об изученных орфограммах. Следует отметить, что уроки русского языка тесно связаны с уроками литературного   чтения   и   с  занятиями   кружка   во   внеурочной   деятельности. Тематика занятий кружка весьма разнообразна.Вот некоторые темы: *Вы хотите листья танцевать? (На занятии дети рассматривают и читают книгу о художнике Владимире Севостьянове, книгу И.   Белякова   «Тимошкин   ковш»,   читают   наизусть   и   инсценируют   стихи Т.В.Озеровой   из   книги   «Дорога   к   дому»,   создают   свои   иллюстрации художественных образов стихотворений, рисуют осенние листья.)  *  Сочиняем   сказки   о   цветах   по   фотографиям   художницы Н.К.Гавриловой.   (На   занятии   проходит   встреча   с   автором,   дети   имеют возможность   задать   вопросы   Наталье   Константиновне,   рассматривая   ее работы, дети придумывают свои истории и записывают их).     *   Читаем   истории   о   кошках.   (На   занятии   дети   читают   и   делятся впечатлениями   от   прочитанного   рассказа   Т.В.Озеровой   «Васенька», рассказывают о своих кошках. Учитель организует обсуждение мультфильма «Про кота». Детям предлагают создать аппликацию кошки).   * Самодельная книжка «Волшебное яблоко» (Дети под руководством учителя отвечают на вопросы: Умеешь ли ты сочинять истории и сказки? В какие   моменты   это   случается?   Каковы   особенности   волшебных   сказок? Придумают и записывают свою историю.)  * «Дальнейшие приключения Ёжика в тумане» (На занятии происходит знакомство с книгой сказок, составленной школьниками Гимназии №23, после прочтения   книги   С.Козлова  «Сказка   о   Ёжике   в  тумане».  Сочинение   своей сказки­ продолжения). Использование межпредметных связей помогает педагогу подготовить учащихся грамотных в широком смысле этого слова, вооруженных навыками использования устной и письменной речи в такой степени, в какой это будет им   необходимо   для   творческой,   производственной   и   общественной деятельности. Особенно ярко это проявляется на занятиях кружка «Ключ от заветной двери». В качестве  примера возьмем занятие № 1 «Я вспоминаю». Оно, с одной стороны, является первым в курсе занятий кружка и проводится на первой неделе сентября, а с другой стороны, продолжает разговор, начатый на уроках русского языка в теме «Воспоминания о лете». Цель: создать условия для продуктивной деятельности учащихся при работе с   текстом;   организовать   работу   в   группах;   активизировать   детей   на творческую   работу   на   всех   этапах   занятия;   организовать   рефлексивную деятельность учащихся. Задачи:  способствовать   достижению   обучающимися   предметных   и метапредметных   результатов,   формированию   универсальных   учебных действий,   направленных   на   саморазвитие   и   самосовершенствование   путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Основные понятия: Текст, тема, основная мысль Межпредметные   связи:  Русский   язык,   литературное   чтение,   внеурочная деятельностьРесурсы: Т.В.Озеровой «Ключ от заветной двери» Программа внеурочной деятельности для младших школьников. Занятие №1 «Я вспоминаю» начинается со вступительного слова учителя: Учитель: ­ Дорогие ребята!  Вы, конечно, понимаете, что живёте в сказочном  городе? Дети:  ­ Почему?   Учитель: ­ Разве могут быть в обыкновенном городе Золотые ворота, а за их  поворотом Студёная Гора? А разве не радует владимирцев Доброе село? А  кто не любит гулять по Верхней или Нижней Дуброве, в Патриаршем Саду? А  сколько птичьих песен мы можем услышать на Соловьином пруду?  ­ Представьте, что вы уехали далеко, далеко… Что вы будете вспоминать о  своём доме, школе, друзьях, о родном городе? Учитель предлагает детям поделиться своими воспоминаниями. Приводим  примеры рассказов детей.   Полина Если я уеду далеко­далеко, то буду вспоминать дорогие сердцу милые вещи,  которые хранятся у нас в доме.  Например, вышивка, которая сохранилась от  прапрабабушки. Раньше в старину кровати покрывали подзором. Это как  «юбка» для кровати. Подзор служил дополнением к интерьеру. Вот моя  прапрабабушка и вышивала подзор. У нас сохранилась часть начатой работы.  Со временем белая ткань пожелтела, но вышитые цветы остались прежними. И желтизна стала неповторимой изюминкой для вышивки.  Если я уеду далеко – далеко, то буду скучать по нашим совместным  домашним делам. Каждое воскресенье мы любим есть блинчики, которые  готовит нам мама. После завтрака я с папой и мамой иду в парк. После  прогулки навещаем мою прабабушку. В каникулы мы любим ходить в кино.  Нам втроём весело! Лев Если я уеду далеко­далеко, я буду вспоминать мой счастливый дом –  Арсений мой дом счастья. Чтобы войти в наш дом, надо взять ключ, и дверь откроется. В нашем доме счастья живут мои родители, сестра и мои животные – собака,  морская свинка и кошка. К нам часто приходят друзья.  В доме счастья всегда светло и радостно. Я очень люблю свой дом. Продолжает занятие изобразительная деятельность учащихся,  которая формирует у детей умение сотрудничать, понимать и ценить  художественное творчество других. Учитель предлагает ребятам нарисовать  то, что они будут вспоминать вдали от дома.  Учитель: ­ Вспомните, свой рассказ, попробуйте нарисовать то, что является  для вас «Самым дорогим в этом мире», то, что вы будете вспоминать вдали от дома.Приводим примеры рисунков учащихся:                  Тоня, 9 лет                    Рита, 9 лет                              Лёва, 9 лет ­ Рассматривание рисунков, обмен впечатлениями. Следует отметить, что для детей младшего школьного возраста  важными и дорогими являются родители, друзья, отношения между ними,  домашние питомцы, любимые уголки родного города. Именно это ребята  рисовали на своих рисунках. В ходе занятия школьники совершенствуют своё умение участвовать в  диалоге, стараются соблюдать правила ведения диалога (слушать  собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения,  корректно и аргументировано высказывать свое мнение).  Домашнее задание: Составить и написать своё воспоминание о лете,  учитывая «секреты хорошего текста», открытые на уроке русского языка. Второе занятие кружка по этой теме начинается с беседы учителя с детьми: Учитель:  ­  Дома   вы   выступали   в   роли   авторов   и   создавали   свои   работы, вспоминая   самые   яркие   эпизоды   летнего   отдыха.   Сегодня   пришла   пора познакомить друг друга с вашими воспоминаниями.  ­ Вспомните, пожалуйста, правила, которые помогут нам на занятии.  (Дети называют правила поведения во время слушания и во время обсуждения прочитанной работы). ­ Дети зачитывают свои рассказы о летнем отдыхе.  Одноклассники делятся своими впечатлениями, дают советы по  составлению хороших текстов. Учитель координирует работу.­Какие авторские находки вы заметили? ­Что помогло автору передать в своей работе таинственность  (удивление, испуг, восторг)? ­ Какой совет дадите автору на будущее? Приводим примеры детских работ: Полина У каждой лошади свой характер и повадки. Они, как и люди, могут пугаться, иногда в самый неожиданный для человека момент. Расскажу   один   случай.   Однажды   в   ясный   летний   выходной   день   в центре города я решила покататься на лошади. Всё было прекрасно! Светило яркое солнце. В небе пели птички. Лошадь неторопливо везла меня по улице. Я довольная сверху смотрела по сторонам. Вдруг рядом проехал мусоровоз. Грохот машины напугал лошадь, и она встала на дыбы. Я оказалась ещё выше! Мама очень испугалась за меня. Я тоже (совсем немножко!), но всё­таки была счастлива, что мне посчастливилось покататься на лошади. Мнения детей: «+» ­ Предложения связаны по смыслу и на одну тему. Текст  составлен по воспоминаниям о лете.  ­ В тексте есть предложения с эмоциональной окраской, что помогает понять отношение автора к происходящему – «всё прекрасно», «я  немножко испугалась», «я была счастлива». Рассказанный случай необычен. Он не может происходить каждый  день и со всеми людьми, поэтому он интересен другим. Рассказано об эмоциях других участников этого случая – «мама  испугалась». Есть слова, которые привлекают слушателей к происходящему –       «вдруг» София Летом я отдыхала в деревне в Смоленской области. Было воскресенье.  В церкви закончилась служба, с колокольни раздался звон колоколов. По всей  деревне раздавался чудесный звон. И тут к звукам колоколов добавился ещё  один звук. Сначала я не поняла, что это такое. А потом увидела собаку, сидящую  во дворе. Она подвывала в такт колокольному звону. Это так было  удивительно и интересно! Я не знала, что собаки так могут.  С тех пор я очень полюбила за ними наблюдать и стала внимательнее к  ним относиться. Теперь я лучше понимаю и свою собаку Чапу. Когда она  подходит к моему столу и выразительно тявкает – это значит, пора с ней  играть. Если она долго смотрит на входную дверь – значит, пора гулять. А  если кладёт голову на колени маме, бабушке или мне, это значит, она просит  кушать. Вот какая умная наша Чапа!Мнения детей: «+» ­ Предложения связаны по смыслу и на одну тему. Текст  составлен по летним воспоминаниям.  ­ В тексте есть предложения с эмоциональной окраской, что помогает понять отношение автора к происходящему. «Это было удивительно и  интересно!» «Вот какая умная наша Чапа!» Рассказанный случай необычен. Он не может происходить каждый  день и со всеми людьми, поэтому он интересен другим. Есть слова, которые привлекают слушателей к происходящему  «и тут», «сначала – потом», «с тех пор ­  теперь» Софья Однажды я проснулась, и о радость! Меня поджидал мой новый верный друг.  Это был черный щенок. Он радостно завилял хвостом, тихонько тявкнул и  стал давать мне лапу. Мнение детей: «+» ­ Предложения связаны по смыслу и на одну тему.  ­ В тексте есть предложения с эмоциональной окраской, что помогает понять отношение автора к происходящему – «О радость!» Рассказанный случай необычен. Он не может происходить каждый  день и со всеми людьми, поэтому он интересен другим. «­» ­ В тексте не сказано, что случай происходил летом. Такое может случиться в любой день, необязательно летом. В тексте не сказано, как зовут щенка – «он друг – значит, должно быть имя». Текст начинается со слова «однажды…»           Каждое лето я отдыхаю у бабушки в деревне недалеко от Владимира.  Этим летом у бабушки был необыкновенно большой урожай огурцов. Вот я  насобирал целый таз огурцов, отнес в дом. Но когда бабушка подошла к тазу с огурцами, удивлённо спросила: «Кто съел огурцы?» Этот вопрос мы тоже  задавали друг другу, но ответа не было.  Егор А на другой день соседка пожаловалась, что кто­то у неё погрыз огурцы  прямо на грядке. Исчезновение огурцов продолжалось до тех пор, пока я случайно не  увидел нашего кота Пашку. Он выходил из теплицы, а в зубах у него был  огурец. Теперь нам стало понятно, кто был виновником исчезновения огурцов  из таза у нас и порчи урожая на грядке у соседки. Мнения детей:     «+» ­ Предложения связаны по смыслу и на одну тему. Текст  составлен по летним наблюдениям, о которых теперь написано  воспоминание. ­ В тексте есть предложения с эмоциональной окраской, что помогает понять отношение автора к происходящему – «виновник исчезновения  огурцов»  Рассказано об эмоциях участников события – «бабушка – удивленно  спросила»,  «соседка – пожаловалась», «я случайно увидел». Рассказанный случай необычен. Он не может происходить каждый  день и со всеми людьми, поэтому он интересен другим. Есть слова, которые привлекают слушателей к происходящему – «но  Результатом работы детей по теме «Я вспоминаю» становится  когда», «а на другой день».    сборник творческих работ «Летние воспоминания», в котором объединяются  написанные детьми истории. Их с интересом перечитывают и дети, и  родителями в течение всего учебного года.  Внеурочная   работа   кружка   по   литературному   чтению   является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к искусству слова, пробуждению   у   детей   интереса   к   чтению   художественных   произведений   и собственному   словесному   творчеству.  Занятия   в   кружке   расширяют читательское пространство и  обогащают личный опыт учащихся, их знания. Дети   приобретают   необходимые   практические   умения   и   навыки,  получают возможность  включения   в   различные   виды   продуктивной   деятельности: (поисковой,   репортерской,   оформительской,   сочинительской,   работе   по созданию презентаций и т.д.).  Отбор   литературного   содержания   [6]   на   занятиях   кружка ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и   социальный   опыт   младших   школьников.   Именно   поэтому   наряду   с классической   русской   и   зарубежной   литературой   отводится   место произведениям устного народного творчества и современной детской книге. Формы   организации   внеурочных   занятий   могут   быть   различными: литературные игры (Тема «Сказочная азбука» ­ игра  «Говорящая азбука»), конкурсы­кроссворды  (Тема «Любимые сказки» ­  Викторина по любимым сказкам),   библиотечные   уроки   –  (Тема   «Я   хочу   сказать   своё   слово»   ­ экскурсия   в   городскую   библиотеку,   рассказы   о   русской   природе В.А.Сухомлинский «Поющее пёрышко», М.Л.Михайлов «Лесные хоромы» и др),   путешествия   по   страницам   книг   (Г.Х.Андерсен   «Стойкий   оловянный солдатик»), проекты (Тема «Читаем и обсуждаем произведения В.Бианки. Рисуем   сказку   «Сова»,   мастерим   книжку­раскладушку.   Наблюдаем   за жизнью птиц в городе. Мастерим кормушки), встречи с писателями своего края  (Т.В.Озеровой,   Н.К.Гавриловой),  уроки­спектакли  (Тема   «Любимыесказки о цветах». Инсценирование ярких фрагментов сказок).     Кружковая деятельность обеспечивает готовность учащихся к дальнейшему образованию, достижению необходимого уровня их литературного развития, развивает речь и творческие способности каждого ребёнка.  Ценностная   значимость   занятий   в   кружке по   литературному   чтению «Ключ   от   заветной   двери»   в   воспитании   ученика­читателя,   для   которого чтение   –   и   труд,   и   творчество,   и   новые   открытия,   и удовольствие,   и самовоспитание. Наблюдения за деятельностью учащихся на занятиях кружка убедили нас в том, что устойчивый интерес к читательской деятельности в совокупности   с   определенными   практическими   навыками,   обеспечивают школьникам успешность в выполнении заданий и возможность самостоятельно организовать свою собственную творческую деятельность. Подготовке   к   одному   из   занятий   (Занятие   15.   «Самодельная книжка») нам помогла книга Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока», М, 2015.  Начиналась она такими словами автора: «Уронит ветер с неба на землю три яблока – одно тому, кто видел, другое тому, кто рассказывал, а третье тому, кто слушал и верил в добро».  И этот образ мы использовали на занятии. На учительском столе появились три яблока: красное, зеленое и белое. Хотим заметить, что к этому моменту на уроках литературного чтения [4]   школьники   познакомились   с   волшебными   сказками   «Крошечка   – Хаврошечка»,  «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Сказка об Иване­Царевиче и Сером Волке», «Волшебное яблоко»   (русские народные сказки)   А.С.Пушкин   «Сказка   о   мёртвой   царевне   и   семи   богатырях» (авторские   сказки),   узнали   особенности   построения   сюжета   в   волшебных сказках, обратили внимание на завязку и концовку, на  язык сказок, на особые слова,   на   необычных   волшебных   помощников,   благодаря   которым совершаются чудеса, на скрытый смысл волшебных сказок. Цели занятия:  образовательные: обобщить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов добрых  и злых героев в русском фольклоре, символическое значение яблока,  композиционные и языковые особенности сказки; развивающие: развивать умение выделять в сообщении главное,  коммуникативные умения, творческие способности учащихся,  воспитательные: воспитывать нравственную культуру, самостоятельность,  уверенность в себе, уважение к одноклассникам и их работе.  Оборудование: репродукции картин И.Я. Билибина; иллюстрации Е.Рачева, Е.Дидковской,  П.Репкина и др. к сказкам, книги с волшебными сказками. Теоретические понятия: волшебная сказка, элементы композиции.На первом занятии по этой теме учитель помогает детям обобщить свои  знания по теме «Волшебные сказки» и мотивирует их на собственное  литературное творчество.   I. Слово учителя. Учитель:  ­  Сегодня   мы   будем   сочинять   свою   сказку   и нарисуем   к   ней иллюстрацию. Но прежде чем вы начнёте работу, давайте вспомнить, что вы уже знаете. II. Беседа с учащимися по изученному материалу. ­Вспомним, какие виды сказок мы знаем? (волшебные, о животных,  бытовые, сказки с загадками \ авторские – народные \\ стихотворные – в  прозе) ­ Приведите примеры:  (Волшебные – «Про Ленивую и Радивую» ­ народная, «Кот в сапогах»  Ш.Перро – авторская;   О животных ­ «Зимовье зверей» ­ народная, «Теремок» Н.Сладков –  авторская; Бытовые – «Самое дорогое» ­ народная, «Кошкин дом» С. Маршак –  авторская; Сказки с загадками ­ «Дочь­семилетка» ­ народная, «Старик­годовик» В  Даль – авторская; Сказка С.Маршака – в стихах, остальные сказки – в прозе)                               ­Особенность волшебной сказки – это особая композиция, напомните ее  составляющие. (зачин, концовка, сюжет, кульминация, развязка). ­ Какие мотивы лежат в каждом элементе композиции? Приведите примеры из сказок.  В ходе обсуждения на доске появляется таблица: Элементы композиции Мотив                                                Пример Завязка Развитие сюжета Кульминация Главный герой или героиня обнаруживают  потерю или недостачу Поиск потерянного или недостающего Главный герой или героиня сражаются с  противоборствующей силой и всегда ее  побеждают или разгадывают трудные    загадки Преодоление потери или недостачи Развязка ­Герои в волшебной сказке тоже своеобразные. Назовите их. (Дети называют героев) ­Каждый из героев выполняет особую роль в композиции сказки. Всегда есть  вредитель, даритель, помощник, царевна, герой и т.д. Назовите их.  (Вредитель – Ткачиха, Повариха; Даритель – Царевна­Лебедь, Помощник  – коровушка…..) И обязательно волшебные предметы. Приведите ваши примеры из сказки.  Какую роль они играют? (Огниво, кольцо, лепесток цветка – исполнялижелания, клубок – показывал путь, брызги – превращали царевича в  комара, шмеля…)  ­ Назовите, из каких сказок эти строки: 1) Был у царя Берендея великолепный сад, в котором росла яблоня с  золотыми яблоками. Стал кто­то царский сад посещать, золотые яблоки  воровать. И была это Жар­птица. ("Иван­царевич и серый волк») 2) И выросла из них (коровьих косточек) яблонька ­ да какая! Яблочки на ней  висят наливные, листочки шумят золотые, кто проходит близко ­ тот  заглядывается. ("Крошечка­Хаврошечка") 3) ­ Девочка с братцем опять побежали. А гуси­лебеди воротились, летят  навстречу, вот­вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня.  ­ Яблоня, матушка, спрячь меня! ­ Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и "спасибо" сказала. Яблоня ее заслонила ветвями,  прикрыла листами. Гуси­лебеди не увидели, пролетели мимо. (" Гуси­ лебеди"): 4) Подождать она хотела До обеда, не стерпела, В руки яблоко взяла, К алым губкам поднесла И кусочек проглотила. – (Пушкин А.С. "Сказка о мертвой царевне и семи  богатырях"): ­ Какие ещё сказки вы знаете, в которых герои использовали яблоки. (Дети  вспоминают «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Волшебное  яблоко» «Серебряное блюдечко и наливное яблочко» (русские народные  сказки) китайская сказка «Подарки для красавицы», братья Гримм  «Белоснежка и семь гномов).  ­ А знаете ли вы, почему во многих сказках используется волшебная сила  яблок? (…) Рассказ учителя: Известно, что по русской традиции на могилу умершего  клали зеленое яблоко, что должно напоминать о том, что жизнь на земле  продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что «яблоко от яблони  недалеко падает», т.е. дети идут по стопам родителей, зачастую повторяя их  ошибки и просчеты. Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и  смерти, но и с одним из символов царской власти – державой, тем самым  подчеркивается, что правитель держит в руках землю (т.е. властвует) III. Творческая работа учащихся. ­ Вы уже, наверное, догадались, что сочинять сказку мы будем о яблоках. В конце   урока   я подарю   самым   внимательным   ученикам   эти   яблоки.   Тому,кто увидел   и лучше   всех   изобразил   ­   достанется   белое   яблоко,   тому,   кто внимательно слушал – зелёное, тому, кто лучше всех рассказал – красное. Используйте, открытые секреты волшебной сказки, попробуйте сочинить свою сказку под названием «Волшебное яблоко». Все дети работали с большим желанием, каждый сочинил свою сказку.          Особенно понравилась своей оригинальностью и новизной работа  Кирилла: «Однажды в одном городе поднялась большая буря. Она  срывала с деревьев ветки и листья, а одно яблоко даже занесла на  крышу небоскреба. Яблоко застряло в телеантенне, и в этом доме вдруг у  всех жильцов по телевизору стали показывать «Яблонь ­ новости» и  «Яблонь ­ вести»!  Какой яблочный аромат носился по дому, как весело и  радостно стало смотреть телевизор!» А Егор сочинил свою сказку, вспомнив привычную роль яблока в волшебных сказках:  Егор Однажды Зайчик и Ёжик пошли в лес за грибами. Идут по тропинке,  Зайчик впереди, Ёжик сзади. ­ Я гриб нашёл! – воскликнул Зайка. ­ Нет, ­ говорит Ёжик, подойдя ближе, ­ это несъедобный гриб. Надо  искать те грибы, у которых коричневая шляпка. Пошли друзья дальше. Видят ­  поляна, а на ней грибов – видимо­невидимо. Стали друзья грибы собирать. Набрали целые корзинки. Собрались домой  идти, смотрят по сторонам, а дорогу домой забыли. ­ Что же делать? – захныкал Зайка. ­ Не плачь! – успокаивает его Ёжик, ­ что­нибудь придумаем! Тут видят, из­под кочки Крот вылез. ­ Дядюшка Крот, отведи нас домой, пожалуйста, ­ попросили друзья. ­Хорошо, ­ помогу вам, ­ говорит Крот, ­ вот, возьмите это яблоко,  шепните своё желание, и положите его на тропинку. Не успели друзья и  подумать, как увидели знакомую тропинку и свой дом.   –Ура! Спасибо, дядюшка Крот! – воскликнули друзья и отправились  домой. IV. Обобщение.    ­. Чему учит твоя сказка?  ­Какую роль выполняют яблоки в твоей сказке? V. Подведение итогов работы. Рефлексия. Суждения учащихся о  достигнутых результатах.  (Мне удалось завершить работу \\ Мне не удалось завершить работу Я понял сегодня…, Мне запомнилось… Мне понравилось….  Я хочу научиться…) VI Домашнее задание. Закончить запись сказки, проверить правильность записи.Второе занятие по теме «Волшебное яблоко» учитель начинает так: ­ Дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем путешествие по  удивительной стране. Эта страна находится очень далеко: «За тридевять  земель, в тридесятом царстве». Время в этой стране бежит сказочно быстро:  «Долго ли, коротко ли…». Вы, конечно, догадались, что это за страна. Это страна сказок. В стране  сказок происходят удивительные чудеса! Иван царевич может жениться на  лягушке, которая потом превратится в Василису Премудрую, ведра там сами  умеют ходить, мальчики превращаются в козлят, а тыквы – в золотые кареты.  Мы путешествуем по стране сказок, когда их читаем и рассматриваем  рисунки к ним. Ребята, а вы знаете, кто рисует иллюстрации к книгам сказок?  (Это художники­иллюстраторы. Они помогают нам лучше понять сказку, представить героев. По рисунку художника­иллюстратора вы можете  догадаться о героях сказки: злые они или добрые, умные или глупые) ­ Художники­иллюстраторы – это настоящие волшебники. Простой  белый лист бумаги они превращают в красивую картинку. А волшебной  палочкой им служит кисточка. Краски в руках иллюстраторов тоже  становятся волшебными. Они переливаются, смешиваются друг с другом,  меняют цвет.  (Рассматривание репродукций и иллюстраций к сказкам) ­ А вы хотите стать настоящими волшебниками? Тогда у меня есть для  вас волшебные палочки. (Кисточки) И теперь вы, как настоящие добрые волшебники тоже будете творить  чудеса. Возьмите свои волшебные палочки. Давайте вместе скажем волшебные слова.  Проводится пальчиковая гимнастика.  В руки палочку возьму,  Чудеса творить начну  (берут кисточки тремя пальцами) Пальчик вверх и пальчик вниз,  Ну­ка, чудо, появись!  (поднимают и опускают указательный палец)  Вправо, влево покручу ­  Чудеса творить хочу!  (повороты кистей рук, хлопок в ладоши) ­ Сегодня вы будете создавать иллюстрации к своей сказке «Волшебное  яблоко» Под спокойную, нежную музыку дети рисуют. По окончании работы дети  рассматривают работы друг друга.  ­ Ребята, вы настоящие волшебники! Посмотрите, какое чудо получилось у  вас! При помощи ваших чудесных волшебных палочек вы создали прекрасные, сказочные волшебные плоды!  Теперь ваши сказки интересно не только  читать, но и рассматривать.V. Домашнее задание  Завершить оформление своей сказки для коллективной книжки «Волшебное  яблоко». VI   Подведение итогов работы. Рефлексия. Суждения учащихся о  достигнутых результатах    ­ А теперь я предлагаю вам оценить свою работу. Справились ли с  поставленными вами целями? (Ответы обучающихся).  Таким образом, различные виды детской активности положительно  влияют на развитие творческих способностей.  И это способствует успешной  адаптации школьников к новым жизненным условиям, заставляет действовать  активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных  ситуациях, помогает расширению кругозора учащихся, развитию  познавательного интереса, творческой инициативы и активной жизненной  позиции.  В детстве ребёнок открывает всё впервые: цветы и травы, познаёт добро и зло. «Ибо детство есть тот возраст, в котором живёт воображение, и всё, что раз взошло, останется навеки», ­ говорил Н.В.Гоголь. Но самое интересное в  детстве – это открывать красоту русского слова и понимать его глубинный  смысл. Узнаешь слово, полюбишь его – полюбишь родной язык и то  сокровенное место, где научился на нём говорить. Тогда постараешься  сохранить и передать детям незабвенную красоту нашей Родины. Литература Абгарян Н. « С неба упали три яблока», М, 2015  Асмолов   А.Г.   Выступление   на   Семинаре   по   обсуждению   моделей   программ эффективного   взаимодействия   организаций   реализуемых     дополнительного   образования   8­9   сентября   2014   г.   [Электронный   ресурс] http://dvorecpionerov.ru/img/29_sep_2014_seminar/filess/Доклад%20Асмолова %20АГ.pdf  Ефросинина   Л.А.   Литературное   чтение:   методическое   пособие   для учителя. – М:, Вентана – Граф, 2013 Ефросинина Л.А. Литературное чтение: учебник для учащихся 1 (2,3,4) класса, ­ М:, Вентана – Граф, 2013 1. 2. 3. 4.5. Канакина   В.П.   и   др.   Люблю   природу   русскую.   Книга   для   учителей   и учащихся.   Дидактический   материал   к   урокам   родного   языка,   ­   Владимир, 2011. 6. Ключ   от   заветной   двери:   методические   рекомендации   к   проведению занятий по внеурочной деятельности в начальных классах / Владим.гос. ун­т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Пед. ин­т, МАОУ г.Владимир «Гимназия № 3, 7. 8. сост. Бахтеева Р.Р., Озерова Т.В., Смола С.Е.­ Владимир, 2015. Родари   Д.   Грамматика   фантазии.   Введение   в   искусство   придумывания историй: ­ Прогресс; М.; 1990 Соловейчик М.С. Русский язык: Методические рекомендации к учебнику русского языка общеобразовательных организаций. Пособие для учителя, ­ Смоленск: Ассоциация ХХI века, 2015. 9. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык: Учебник для учащихся 1 (2,3,4) класса, ­ Смоленск: Ассоциация ХХI века, 2015. 10. Эльконин Д. Б. Психология игры ­ 2­е изд. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 11. Федеральный   Государственный   Образовательный   Стандарт   начального общего образования (новая редакция) 2017г.