Статья на тему "Роль классного руководителя в современной школе "

  • Лекции
  • doc
  • 30.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю. От успешности его работы зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе. Классный руководитель – педагог, на которого приказом по образовательному учреждению возложены соответствующие обязанности по руководству классом, по организации и координации воспитательной работы с учащимися.
Иконка файла материала Роль классного руководителя в современной школе.doc
«Роль классного руководителя в современной школе»                    Воспитательные   функции   в   образовательном   учреждении   выполняются   всеми педагогическими   работниками,   но   главную   роль   в   решении   задач   воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю. От успешности его работы зависит   уровень   воспитанности   учащихся   и   межличностные   отношения   в   классном коллективе.              Классный   руководитель   –   педагог,   на   которого   приказом   по   образовательному учреждению   возложены   соответствующие   обязанности   по   руководству   классом,   по организации и координации воспитательной работы с учащимися.           Цель его деятельности  – содействие саморазвитию и самореализации учащихся в процессе их образования и социализации.           Деятельность   классного   руководителя   в   современной   школе   представляет   собой целенаправленный   педагогический   процесс,   осуществляемый   на   основе   личностно ориентированного подхода к ученикам.           Классный   руководитель   планирует   и   осуществляет   с   учетом   общих   задач   школы воспитательный процесс в классе.      Классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа) ­ учитель ­ предметник (реже   ­   другой   педагогический   работник),   являющийся   наставником   учащихся   одного класса.          Он ­ педагог ­ профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные   виды   воспитывающей   деятельности   классного   коллектива;   создающий условия   для   индивидуального   самовыражения   каждого   ребенка   и   развития   каждой личности,   сохранения   неповторимости   и   раскрытия   его   потенциальных   способностей, защиты интересов детства.     С момента официального утверждения в России института классных наставников в 1871 г.   в   их   обязанности   входила   организаторская   деятельность   (поддержание   порядка   на занятиях, проведение совещаний с учителями, ведение школьной документации), а также наблюдение   за   развитием   учащихся,   их   изучение,   воспитание   уважения   к   законам   и нравственным принципам.       В   настоящее   время   права   и   обязанности   классного   руководителя   в   соответствии   с Законом РФ "Об образовании" определяются уставом общеобразовательного учреждения. В   большинстве   органов   управления   образованием   субъектов   Российской   Федерации действуют   разработанные   примерные   положения   о   классном   руководителе,   которые определяют основные направления его деятельности, закрепляют права и обязанности.      Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.         Контроль   за   деятельностью   классного   руководителя   осуществляет,   как   правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.      Работа   классного   руководителя   ­   целенаправленная,   системная,   планируемая деятельность,   строящаяся   на   основе   программы   воспитания   всего   образовательного учреждения,   анализа   предыдущей   деятельности,   позитивных   и   негативных   тенденций общественной   жизни,   на   основе   личностно   ­   ориентированного   подхода   с   учетом актуальных   задач,   стоящих   перед   педагогическим   коллективом   школы,   и   ситуации   в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.    Основные задачи и содержание (направления) работы классного руководителя в классе:Содействует   созданию   благоприятных   психолого­педагогических   условий   для   интеллектуального, физического и духовного развития личности ребенка. Для чего:  1) Изучает  особенности развития  каждого ребенка,  состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в психолого­педагогической карте.  2)   Изучает   склонности,   интересы,   сферу   дарований   ребенка,   подбирая   каждому определенный вид деятельности, где его может ожидать успех.  3)   Способствует   созданию   благоприятной   атмосферы   и   морально­психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе.  4) В соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива.  5) Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.  6) Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами,   родителями,   адаптироваться   в   коллективе,   завоевать   признание,   занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.  7) Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка. Совместно со школьным психологом   организует   психологическое   просвещение   учащихся,   знакомит   с   правами   и свободами российского гражданина.     * Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.            *   Организует   и   участвует   в   педагогических   консилиумах   (малых   педсоветах)   по проблемам   учащихся   своего   класса,   при   необходимости   посещает   уроки   учителей­ предметников.          *   Содействует   получению   дополнительного   образования   учащимися   через   систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.    осознанному выбору профессии.     * Защищает права и свободы воспитанников, несет  ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе и на сельскохозяйственных работах в учебное время.    родителей к помощи школе.     * Организует питание, дежурство, коллективную уборку школы, помощь детей в ремонте школы, заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.    совещаний.    *   Участвует   в   работе   педсоветов,   семинаров,   административных   и   методических     *   Дает   консультации   родителям.   Проводит   родительские   собрания,   привлекает     *   Содействует   профессиональному   самоопределению   выпускника,   подводит   к Режим работы классного руководителя.    * Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Кодекса законов о труде Российской Федерации, излагаемых в ст. 130.      * Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, 4 часа (20% от ставки учителя).      * Час классного руководителя (часы общения) ­ один раз в неделю по расписанию, о чем делает запись в классном журнале.      * Количество воспитательных мероприятий ­ не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.       * Количество классных родительских собраний должно составлять не менее одного в четверть.    триместров по утвержденному порядку.      *   Отчеты   о   проделанной   работе   предоставляются   администрации   по   окончании*  В  каникулярное  и  летнее  время  режим  работы  школы  устанавливается   согласно дополнительному плану.  Права классного руководителя. Классный руководитель имеет право:       * Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других общественных органов школы.       * Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.       * Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом "не навреди".        * Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности ­ в государственных органах власти и суда.     *   Папки   с   разработками   воспитательных   мероприятий,   результатами   классных Документация и отчетность.     Классный руководитель ведет (заполняет) следующую документацию:     * Классный журнал.    План воспитательной работы с классным коллективом.    Личные дела учащихся.    * Психолого­педагогические карты изучения личности учащихся.     * Протоколы родительских собраний.     * Дневник учащихся.    педагогических и социально­психологических исследований Классный руководитель не имеет права      * Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.п.     * Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником.     * Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.    * Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.      *   Обсуждать   за   глаза   своих   коллег,   представлять   их   в   невыгодном   свете,   подрывая авторитет учителя и всего педколлектива.  Классный руководитель должен знать:     * Закон Российской Федерации "Об образовании".     * Конвенцию ООН о правах ребенка.     * Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию.     * Школьную гигиену.     * Педагогическую этику.     * Теорию и методику воспитательной работы.     * Основы трудового законодательства.      *   Общаться   с   детьми,   поощряя   детскую   активность,   ответственность,   подавая Классный руководитель должен уметь:    собственный пример деловитости и ответственности.     * Видеть и формулировать свои воспитательные цели.    * Составить план воспитательной работы в собственном классе.     * Организовать воспитательное мероприятие.     * Организовать и провести родительское собрание.* Пользоваться психолого­диагностическими тестами, анкетами, опросниками, другими диагностическими методиками и корректно использовать их в воспитательной работе.