Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю. От успешности его работы зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе.
Классный руководитель – педагог, на которого приказом по образовательному учреждению возложены соответствующие обязанности по руководству классом, по организации и координации воспитательной работы с учащимися.
«Роль классного руководителя в современной школе»
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми
педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания
подрастающего поколения отводят классному руководителю. От успешности его работы
зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном
коллективе.
Классный руководитель – педагог, на которого приказом по образовательному
учреждению возложены соответствующие обязанности по руководству классом, по
организации и координации воспитательной работы с учащимися.
Цель его деятельности – содействие саморазвитию и самореализации учащихся в
процессе их образования и социализации.
Деятельность классного руководителя в современной школе представляет собой
целенаправленный педагогический процесс, осуществляемый на основе личностно
ориентированного подхода к ученикам.
Классный руководитель планирует и осуществляет с учетом общих задач школы
воспитательный процесс в классе.
Классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа) учитель предметник
(реже другой педагогический работник), являющийся наставником учащихся одного
класса.
Он педагог профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в
освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через
разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий
условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой
личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей,
защиты интересов детства.
С момента официального утверждения в России института классных наставников в 1871
г. в их обязанности входила организаторская деятельность (поддержание порядка на
занятиях, проведение совещаний с учителями, ведение школьной документации), а также
наблюдение за развитием учащихся, их изучение, воспитание уважения к законам и
нравственным принципам.
В настоящее время права и обязанности классного руководителя в соответствии с
Законом РФ "Об образовании" определяются уставом общеобразовательного учреждения.
В большинстве органов управления образованием субъектов Российской Федерации
действуют разработанные примерные положения о классном руководителе, которые
определяют основные направления его деятельности, закрепляют права и обязанности.
Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом
руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического
совета.
Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило,
заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.
Работа классного руководителя целенаправленная, системная, планируемая
деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного
учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций
общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом
актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в
классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также
принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные
условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Основные задачи и содержание (направления) работы классного руководителя в классе:Содействует созданию благоприятных психологопедагогических условий для
интеллектуального, физического и духовного развития личности ребенка. Для чего:
1) Изучает особенности развития каждого ребенка, состояние здоровья, эмоциональное
самочувствие, отражая все данные в психологопедагогической карте.
2) Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому
определенный вид деятельности, где его может ожидать успех.
3) Способствует созданию благоприятной атмосферы и моральнопсихологического
климата для каждого отдельного воспитанника в классе.
4) В соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни
организует жизнедеятельность классного коллектива.
5) Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности,
готовности и умению принимать жизненные решения.
6) Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами,
товарищами, родителями, адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять
удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.
7) Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка. Совместно со школьным
психологом организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и
свободами российского гражданина.
* Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.
* Организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педсоветах) по
проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей
предметников.
* Содействует получению дополнительного образования учащимися через систему
кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.
осознанному выбору профессии.
* Защищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье
и безопасность в школе и на сельскохозяйственных работах в учебное время.
родителей к помощи школе.
* Организует питание, дежурство, коллективную уборку школы, помощь детей в ремонте
школы, заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации
и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью
детей.
совещаний.
* Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических
* Дает консультации родителям. Проводит родительские собрания, привлекает
* Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит к
Режим работы классного руководителя.
* Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из
Кодекса законов о труде Российской Федерации, излагаемых в ст. 130.
* Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение
недели, 4 часа (20% от ставки учителя).
* Час классного руководителя (часы общения) один раз в неделю по расписанию, о чем
делает запись в классном журнале.
* Количество воспитательных мероприятий не менее двух дел в месяц, из которых одно
может быть общешкольным.
* Количество классных родительских собраний должно составлять не менее одного в
четверть.
триместров по утвержденному порядку.
* Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании* В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно
дополнительному плану.
Права классного руководителя. Классный руководитель имеет право:
* Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы,
профсоюзных и других общественных органов школы.
* Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности
школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
* Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять
новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом "не
навреди".
* Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и
защиты, при невозможности в государственных органах власти и суда.
* Папки с разработками воспитательных мероприятий, результатами классных
Документация и отчетность.
Классный руководитель ведет (заполняет) следующую документацию:
* Классный журнал.
План воспитательной работы с классным коллективом.
Личные дела учащихся.
* Психологопедагогические карты изучения личности учащихся.
* Протоколы родительских собраний.
* Дневник учащихся.
педагогических и социальнопсихологических исследований
Классный руководитель не имеет права
* Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом,
придумывая клички, навешивая ярлыки и т.п.
* Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником.
* Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно
вводить его в заблуждение.
* Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.
* Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая
авторитет учителя и всего педколлектива.
Классный руководитель должен знать:
* Закон Российской Федерации "Об образовании".
* Конвенцию ООН о правах ребенка.
* Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию.
* Школьную гигиену.
* Педагогическую этику.
* Теорию и методику воспитательной работы.
* Основы трудового законодательства.
* Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая
Классный руководитель должен уметь:
собственный пример деловитости и ответственности.
* Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
* Составить план воспитательной работы в собственном классе.
* Организовать воспитательное мероприятие.
* Организовать и провести родительское собрание.* Пользоваться психологодиагностическими тестами, анкетами, опросниками, другими
диагностическими методиками и корректно использовать их в воспитательной работе.