Статья на тему "Роль мотивации в учебной деятельности"
Оценка 5

Статья на тему "Роль мотивации в учебной деятельности"

Оценка 5
Лекции +2
doc
обществознание +2
5 кл—11 кл
30.07.2019
Статья на тему "Роль мотивации в учебной деятельности"
В данной статье затрагивается актуальная на данный момент времени проблема. Это проблема мотивации в учебной деятельности. Рассмотрены основные теоретические положения, которые касаются мотивации и показана роль данного процесса в организации учебного процесса. При этом подчеркнута важность мотивов для школьников как внешних, так и внутренних.
Канаева Н.А. статья.doc
Канаева Надежда Анатольевна,                                                                                Педагог­психолог,   учитель                                                                               обществознания  Роль мотивации в учебной деятельности. В нашем современном обществе вопрос о мотивации учебной деятельности не теряет своей актуальности. Как заинтересовать ученика, как повысить его мотивацию? Итак,   мотивация   –   это   процессы,   определяющие   движение   по   направлению   к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это изучение того, как и почему люди приступают к действиям, направленным на достижение цели, и почему они проявляют в них настойчивость. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще далеки от своего завершения. Это, в частности, отражается и на многозначности определений основных понятий этой области психологии, таких, как потребность, мотив, мотивация. Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Мотивация   –   побуждения,   вызывающие   активность   организма   и   определяющие   ее направленность. Мотив   –   побуждение   к   деятельности,   связанное   с   удовлетворением   потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих   ее   направленность;   побуждающий   и   определяющий   выбор   направленности деятельности;   осознаваемая   причина,   лежащая   в   основе   выбора   действий   и   поступков личности[1, с.121]. Обратимся к рассмотрению данных понятий. В   структуре   личности   мотивация   занимает   особое   место   и   является   основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека.   Мотивация   –   это   активное   состояние   психики,   побуждающее   человека   совершать определённые   виды   действий   и   определяющее   его   направленность.   Это   общее,   широкое определение   понятия   «мотивация».   Более   узкое   понятие   этого   термина   означает совокупность мотивов (факторов), влияющих на поведение человека. У старшеклассника качественно меняется содержание учебной деятельности, которая начинает   совмещать   в   себе   внутренние   мотивы   усвоения   знаний   и   широкие   социальные мотивы [2]. Кроме   того,   мотивация   представляет   собой   совокупность   мотивов   активной деятельности.  Выделят следующие мотивы: 1)   осознанными,   когда   человек   понимает,   что   побуждает   его   к   деятельности,   что является   содержанием   его   потребности   (характеризуются   интересами,   убеждениями, стремлениями. 2) неосознанными, если человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его к данной деятельности (характеризуется установками и влечениями) [4, с.102]. На развитие проблемы мотивации учебной деятельности большое влияние, хотя и в разной   степени,   оказали   представления   общепсихологического   плана,   сложившиеся   в основных психологических школах – психоанализе (А.Адлер, Г.Салливен, Э.Фромм, К.Юнг); бихевиоризме   (Э.Толмен,   Э.Торндайк,   К.Халл   и   др.);   гештальтпсихологии   (К.Левин); гуманистической психологии (Ш.Амонашвили, Р.Бернс, А.Маслоу, к.Роджерс); когнитивной психологии   (Ж.Нюттен, Л.Фестингер,  Х.Хекхаузен). Все  крупные  психологические   теории способствовали   раскрытию   причин   поведения   и   деятельности,   в   том   числе   учебной, осознанию её высокой сложности [3, с.15]. Учебная   мотивация   определяется   как   частный   вид   мотивации,   включённой   в деятельность   учения,   учебную   деятельность.   Учебная   деятельность   определяется   рядом специфических   факторов.   Мотивация   учения   развивается   в   самой   учебной   деятельности студента. Эта мотивация  может усилить  первоначальные установки на учение, а может и ослабить их. В ходе непосредственной учебной деятельности могут возникнуть первоначально отсутствовавшие   смыслообразующие   мотивы   и   связанные   с   учением   жизненные   цели. Мотивация является не только одним из основных компонентов структурной организации учебной деятельности, но и существенной характеристикой самого субъекта[2]. В   отечественной   литературе   мотив   понимается   как   осознанная   потребность (А.Г.Ковалев), как предмет потребности (А.Н. Леонтьев) и отождествляется с потребностью (П.С. Симонов). Мотивация   не   только   определяет   (детерминирует0   деятельность   человека,   но   и буквально   пронизывает   большинство   сфер   его   психической   деятельности.   Х.Хекхаузен различал мотив и мотивацию следующим образом. Понятие «мотив» включает, по его мнению, такие   понятия,   как   потребность,   побуждение,   влечение,   склонность,   стремление.   Мотив задается   целевым   состоянием   отношения   «индивид   –   среда».   Мотивы   формируются   в процессе   индивидуального   развития   как   относительно   устойчивые   оценочные   отношения человека к окружающей среде. Поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов, который при данных условиях больше всех связан с возможностью достижения цели (действенный мотив). Мотив остается действенным до тех пор, пока не будет достигнута цель либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека. В отличие от мотива Х.Хекхаузен определяет мотивацию как побуждение к действию определенным мотивом. В данном случае мотивация понимается как процесс выбора между различными возможными действиями,   как   процесс,   регулирующий   и   направляющий   действие   на   достижение специфических  для данного мотива  состояний и поддерживающий  эту направленность [1, с.122]. При   этом   мотивационными   процессами   можно   управлять.   Этот   процесс   называют мотивированием.   Мотивирование   может   пониматься   как   создание   условий   для   развития собственных   мотивов   учеников   и   как   внешнее   стимулирование,   использование   системы поощрения и наказания. В теории мотивации важное место занимают такие понятия, как «мотивация успеха» и «мотивация   боязни   неудач»   (концепция   мотивации   достижения   Дж.   Аткинсона,   Д.   Мак­ Клеланд, Х. Хекхаузен).  Итак, рассмотрим эти понятия.  1.   Мотивация   на   успех   или   мотив   достижения   ­   это   позитивная   мотивация, направленная на достижение конструктивного положительного результата. Мотивированные на успех люди активны, инициативны, ищут различные способы преодоления препятствий, отличаются   настойчивостью   в   достижении   цели.   Продуктивность   их   деятельности   мало зависит от внешнего контроля. Они планируют будущее на большие промежутки времени, выбирают   реальные   или   слегка   завышенные,   но   достижимые   цели.   В   условиях   дефицита времени и при выполнении заданий проблемного характера результативность повышается. В случае неудачи привлекательность задания скорее возрастает, особенно если оно выбрано самостоятельно [4, с.102].  Мотив достижения может также рассматриваться как система самооценки. Самооценка   в   деятельности   –   это   оценка   своих   возможностей   в   данном   виде деятельности, например, в изучении физики. Самооценка связана с уровнем притязаний личности, который определяется степенью сложности   целей,   поставленных   личностью   перед   собой.   Уровень   притязаний   может   быть реалистичным   (соответствующим   возможностям)   и   нереалистичным   (завышенным   или заниженным). Самооценка меняется в зависимости от успеха или неудачи в деятельности и связана с начальным уровнем притязаний. Х.Хекхаузен   выделил   дополнительные   факторы,   влияющие   на   самооценку   в деятельности:   используемые   человеком   нормы   оценивания   и   интерпретации   им   причин происходящего.  По его мнению, чтобы оценить результат деятельности надо соотнести его с нормой, увидеть хуже он или лучше того, что получалось у меня раньше, и кроме того, оценка может быть более или менее значима в зависимости от приписывания причин происходящего самому себе   (это   результат   моих   усилий)   или   внешним   факторам   (мне   помешали   внешние обстоятельства)[1, с.67]. 2. Мотивация на неудачу – негативная мотивация, связанная с потребностью избежать неудачи, порицания, наказания. В основе ее лежат негативные ожидания. Люди, мотивированные на неудачу, ищут поводы для отказа от ответственных заданий, выбирают нереально заниженные и завышенные цели, переоценивают свои успехи. Чем   сильнее   мотивация,   тем   выше   результативность   деятельности.   Помимо количественной   характеристики   выделяют   и   качественную   характеристику   мотива   – внутренняя   и   внешняя   мотивация.   Успешному   обучению   способствует   внутренняя познавательная мотивация [4, с.103]. Технология   развития   мотивации   учения   в   нашей   современной   школе   в   основном строится на развитии мотива достижения успехов. Эта технология включает как создание особой учебной программы с большим количеством фиксируемых градаций по сложности задач, времени усвоения, так и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке. Учителя   в   современной   школе   для   повышения   мотивации   используют   различные способы и приемы. Например, многие учителя предлагают следующее: обеспечить у учеников ощущение   продвижения   вперед,   переживание   успеха   в   деятельности;   использование   все возможности   учебного   материала   для   того,   чтобы   заинтересовать   учеников,   ставить проблемы,   активизировать   самостоятельное   мышление;   организовать   сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь; самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах; видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на уже имеющиеся у ученика мотивы. Таким образом, мотивация учебной деятельности важный элемент учебного процесса. Список используемой литературы 1. Глуханюк И.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие. – М.; Издательство Московского   психолого­социального   института;   Воронеж:   Издательство   НПО   «МОДЭК», 2003. – 192с. 2. Канаева Н. А. Мотивация учебно­профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 271­273. 3.   Карпова   Е.В.   Структура   и   генезис   мотивационной   сферы   личности   в   учебной деятельности// Автореф.доктора псих.наук. Ярославль, 2009. – 51с. 4.  Петрова   Н.Н.   Психология   для   медицинских   специальностей:   учеб.   для студ.сред.мед.учеб.заведений/ Н.Н.Петрова. – 4­е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320с.

Статья на тему "Роль мотивации в учебной деятельности"

Статья на тему "Роль мотивации в учебной деятельности"

Статья на тему "Роль мотивации в учебной деятельности"

Статья на тему "Роль мотивации в учебной деятельности"

Статья на тему "Роль мотивации в учебной деятельности"

Статья на тему "Роль мотивации в учебной деятельности"

Статья на тему "Роль мотивации в учебной деятельности"

Статья на тему "Роль мотивации в учебной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2019