Статья на тему "Роль мотивации в учебной деятельности"
Оценка 5
Лекции +2
doc
обществознание +2
5 кл—11 кл
30.07.2019
В данной статье затрагивается актуальная на данный момент времени проблема. Это проблема мотивации в учебной деятельности. Рассмотрены основные теоретические положения, которые касаются мотивации и показана роль данного процесса в организации учебного процесса. При этом подчеркнута важность мотивов для школьников как внешних, так и внутренних.
Канаева Н.А. статья.doc
Канаева Надежда Анатольевна,
Педагогпсихолог, учитель
обществознания
Роль мотивации в учебной деятельности.
В нашем современном обществе вопрос о мотивации учебной деятельности не теряет
своей актуальности. Как заинтересовать ученика, как повысить его мотивацию?
Итак, мотивация – это процессы, определяющие движение по направлению к
поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность
или пассивность поведения. Изучение мотивации – это изучение того, как и почему люди
приступают к действиям, направленным на достижение цели, и почему они проявляют в них
настойчивость.
Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще
далеки от своего завершения. Это, в частности, отражается и на многозначности определений
основных понятий этой области психологии, таких, как потребность, мотив, мотивация.
Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой нуждой в объектах,
необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее
направленность.
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей
субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и
определяющих ее направленность; побуждающий и определяющий выбор направленности
деятельности; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков
личности[1, с.121].
Обратимся к рассмотрению данных понятий.
В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным
понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека.
Мотивация – это активное состояние психики, побуждающее человека совершать
определённые виды действий и определяющее его направленность. Это общее, широкое
определение понятия «мотивация». Более узкое понятие этого термина означает
совокупность мотивов (факторов), влияющих на поведение человека.
У старшеклассника качественно меняется содержание учебной деятельности, которая
начинает совмещать в себе внутренние мотивы усвоения знаний и широкие социальные
мотивы [2].
Кроме того, мотивация представляет собой совокупность мотивов активной
деятельности.
Выделят следующие мотивы:
1) осознанными, когда человек понимает, что побуждает его к деятельности, что
является содержанием его потребности (характеризуются интересами, убеждениями,
стремлениями.
2) неосознанными, если человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его к
данной деятельности (характеризуется установками и влечениями) [4, с.102].
На развитие проблемы мотивации учебной деятельности большое влияние, хотя и в
разной степени, оказали представления общепсихологического плана, сложившиеся в
основных психологических школах – психоанализе (А.Адлер, Г.Салливен, Э.Фромм, К.Юнг); бихевиоризме (Э.Толмен, Э.Торндайк, К.Халл и др.); гештальтпсихологии (К.Левин);
гуманистической психологии (Ш.Амонашвили, Р.Бернс, А.Маслоу, к.Роджерс); когнитивной
психологии (Ж.Нюттен, Л.Фестингер, Х.Хекхаузен). Все крупные психологические теории
способствовали раскрытию причин поведения и деятельности, в том числе учебной,
осознанию её высокой сложности [3, с.15].
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённой в
деятельность учения, учебную деятельность. Учебная деятельность определяется рядом
специфических факторов. Мотивация учения развивается в самой учебной деятельности
студента. Эта мотивация может усилить первоначальные установки на учение, а может и
ослабить их. В ходе непосредственной учебной деятельности могут возникнуть первоначально
отсутствовавшие смыслообразующие мотивы и связанные с учением жизненные цели.
Мотивация является не только одним из основных компонентов структурной организации
учебной деятельности, но и существенной характеристикой самого субъекта[2].
В отечественной литературе мотив понимается как осознанная потребность
(А.Г.Ковалев), как предмет потребности (А.Н. Леонтьев) и отождествляется с потребностью
(П.С. Симонов).
Мотивация не только определяет (детерминирует0 деятельность человека, но и
буквально пронизывает большинство сфер его психической деятельности. Х.Хекхаузен
различал мотив и мотивацию следующим образом. Понятие «мотив» включает, по его мнению,
такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление. Мотив
задается целевым состоянием отношения «индивид – среда». Мотивы формируются в
процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения
человека к окружающей среде. Поведение человека в определенный момент мотивируется не
любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов, который при
данных условиях больше всех связан с возможностью достижения цели (действенный мотив).
Мотив остается действенным до тех пор, пока не будет достигнута цель либо изменившиеся
условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека. В отличие от мотива
Х.Хекхаузен определяет мотивацию как побуждение к действию определенным мотивом. В
данном случае мотивация понимается как процесс выбора между различными возможными
действиями, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение
специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту направленность [1,
с.122].
При этом мотивационными процессами можно управлять. Этот процесс называют
мотивированием. Мотивирование может пониматься как создание условий для развития
собственных мотивов учеников и как внешнее стимулирование, использование системы
поощрения и наказания.
В теории мотивации важное место занимают такие понятия, как «мотивация успеха» и
«мотивация боязни неудач» (концепция мотивации достижения Дж. Аткинсона, Д. Мак
Клеланд, Х. Хекхаузен).
Итак, рассмотрим эти понятия.
1. Мотивация на успех или мотив достижения это позитивная мотивация,
направленная на достижение конструктивного положительного результата. Мотивированные
на успех люди активны, инициативны, ищут различные способы преодоления препятствий,
отличаются настойчивостью в достижении цели. Продуктивность их деятельности мало зависит от внешнего контроля. Они планируют будущее на большие промежутки времени,
выбирают реальные или слегка завышенные, но достижимые цели. В условиях дефицита
времени и при выполнении заданий проблемного характера результативность повышается. В
случае неудачи привлекательность задания скорее возрастает, особенно если оно выбрано
самостоятельно [4, с.102].
Мотив достижения может также рассматриваться как система самооценки.
Самооценка в деятельности – это оценка своих возможностей в данном виде
деятельности, например, в изучении физики.
Самооценка связана с уровнем притязаний личности, который определяется степенью
сложности целей, поставленных личностью перед собой. Уровень притязаний может быть
реалистичным (соответствующим возможностям) и нереалистичным (завышенным или
заниженным).
Самооценка меняется в зависимости от успеха или неудачи в деятельности и связана с
начальным уровнем притязаний.
Х.Хекхаузен выделил дополнительные факторы, влияющие на самооценку в
деятельности: используемые человеком нормы оценивания и интерпретации им причин
происходящего.
По его мнению, чтобы оценить результат деятельности надо соотнести его с нормой,
увидеть хуже он или лучше того, что получалось у меня раньше, и кроме того, оценка может
быть более или менее значима в зависимости от приписывания причин происходящего самому
себе (это результат моих усилий) или внешним факторам (мне помешали внешние
обстоятельства)[1, с.67].
2. Мотивация на неудачу – негативная мотивация, связанная с потребностью избежать
неудачи, порицания, наказания.
В основе ее лежат негативные ожидания. Люди, мотивированные на неудачу, ищут
поводы для отказа от ответственных заданий, выбирают нереально заниженные и завышенные
цели, переоценивают свои успехи.
Чем сильнее мотивация, тем выше результативность деятельности. Помимо
количественной характеристики выделяют и качественную характеристику мотива –
внутренняя и внешняя мотивация. Успешному обучению способствует внутренняя
познавательная мотивация [4, с.103].
Технология развития мотивации учения в нашей современной школе в основном
строится на развитии мотива достижения успехов. Эта технология включает как создание
особой учебной программы с большим количеством фиксируемых градаций по сложности
задач, времени усвоения, так и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке.
Учителя в современной школе для повышения мотивации используют различные
способы и приемы. Например, многие учителя предлагают следующее: обеспечить у учеников
ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности; использование все
возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить
проблемы, активизировать самостоятельное мышление; организовать сотрудничество
учеников на уроке, взаимопомощь; самому правильно строить отношения с учениками, быть
заинтересованным в их успехах; видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать
каждого, опираясь на уже имеющиеся у ученика мотивы.
Таким образом, мотивация учебной деятельности важный элемент учебного процесса. Список используемой литературы
1. Глуханюк И.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие. – М.; Издательство
Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,
2003. – 192с.
2. Канаева Н. А. Мотивация учебнопрофессиональной деятельности и её влияние на
становление будущих специалистов // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 271273.
3. Карпова Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной
деятельности// Автореф.доктора псих.наук. Ярославль, 2009. – 51с.
4.
Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для
студ.сред.мед.учеб.заведений/ Н.Н.Петрова. – 4е изд. – М.: Издательский центр «Академия»,
2008. – 320с.
Статья на тему "Роль мотивации в учебной деятельности"
Статья на тему "Роль мотивации в учебной деятельности"
Статья на тему "Роль мотивации в учебной деятельности"
Статья на тему "Роль мотивации в учебной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.