Статья на тему: Роль внеклассной работы по русскому языку в образовательном процессе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.07.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья на тему: Роль внеклассной работы по русскому языку в образовательном процессеВ статье идет речь о том, что внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям воспитания и образования учащихся.Русский язык — это национальный язык великого русского народа, включающий в себя всё многообразие языковых средств, которые используют в своём общении русские люди. Он принадлежит к числу наиболее распространённых языков мира. Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых богатых и выразительных языков мира. Но в то же время, по мнению большинства современных школьников, это один из самых трудных и нелюбимых предметов школьного курса. И это при том, что изучению родного языка в учебном плане уделяется большое количество часов, а учителя-предметники неизменно стремятся воспитать у учащихся любовь к родному слову.
Иконка файла материала конспект.docx
Роль внеклассной работы по русскому языку в образовательном процессе Русский язык — это национальный язык великого русского народа, включающий в   себя   всё   многообразие   языковых   средств,   которые   используют   в   своём   общении русские люди. Он принадлежит к числу наиболее распространённых языков мира. Ни для   кого   не   секрет,   что   русский   язык   считается   одним   из   самых   богатых   и выразительных языков мира. Но в то же время, по мнению большинства современных школьников,  это один из самых трудных и нелюбимых предметов школьного курса. И это   при   том,   что   изучению   родного   языка   в   учебном   плане   уделяется   большое количество часов, а учителя­предметники неизменно стремятся воспитать у учащихся любовь к родному слову. Мы живем в замечательное время, насыщенное событиями, открытиями, смелыми идеями.   Но,   как   и   в   любое   другое   время,   людям   приходится   решать   проблемы, обусловленные изменениями в жизни. Стремительное развитие языка, активный процесс иноязычных заимствований, общение посредством Интернета и предельно коротких sms – вот объективные причины изменений, происходящих в настоящее время с русским языком.   Как   же   в   это   время   сохранить   «великий,   могучий,   правдивый   и   свободный русский   язык»?   Как   сформировать   у   учащихся   чувство   уважения   и   бережного отношения   к   нему?   Как   научить   подрастающее   поколение   пользоваться   несметными богатствами   родного   языка?   Эти   задачи   в   современной   школе   решаются   всеми педагогами, но наибольшая нагрузка ложится на плечи учителей­словесников. И вот тут­ то им на помощь и приходит внеклассная работа по русскому языку. Внеклассная   работа   по   русскому   языку   –   важнейшее   звено   в   учебно­ воспитательном   процессе.   Имея   свое   собственное   содержание,   свою   специфику   в организации   и   проведении,   свои   формы   и   методы,   внеклассная   работа   преследует главное: привить любовь к великому русскому языку, пробудить интерес к нему как к учебному   предмету,   повысить   общую   языковую   культуру   школьников,   углубить   и расширить   их   знания,   получаемые   на   уроках.   Не   случайно   Николай   Максимович Шанский,   российский   лингвист­русист,   так   определил   роль   внеклассной   работы: «Внеклассная работа должна прежде всего способствовать углублению и расширению приобретаемых   на   уроках   знаний   и   тем   самым   помогать   учащимся   в   усвоении программного материала». Если учебный предмет в школе – «это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или область деятельности», то под внеклассной работой понимают специально организованные и целенаправленные занятия с учащимися воспитательного и образовательного характера, проводимые школой во внеурочное время. Понятно, что внеклассная работа строится на добровольных началах при равном праве   участвовать   в   ней   как   хорошо   знающих   предмет   учащихся,   так   и   слабо обучающихся. Особую активность приобретает индивидуальный подход к детям: учет их интересов и запросов, опора на их инициативу и самостоятельность, стимулирование любознательности   и   познавательной   активности. Внеклассная   работа   позволяет ученикам общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений,   становится   источником   многообразных   художественных   впечатлений. Движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная   единой   и   обязательной   для   всех   программой,   направлена   на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует школьнику   добровольностью   участия,   свободой   индивидуального   выбора лингвистического материала, форм общения с искусством слова, способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в 1роли корреспондента, оратора, исследователя и т.п. Это, по словам Бориса Михайловича Неменского,   педагога,   автора   оригинальной   программы   эстетического   воспитания школьников, «зона свободного поиска».  Внеклассная работа по русскому языку, как правило, ведется в учебном году  параллельно с классными занятиями, но она, тем не менее, постоянно стремиться к  некоторой автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по предмету, к  поискам форм, наиболее адекватно отражающих специфику занятий по интересам. Это  кажущееся противоречие – тесная связь с обязательной программой и в то же время  выход за ее пределы – составляет одну из особенностей внеклассной работы, которая  призвана, развивая познавательные интересы ученика, учитывать эти интересы и  опираться на них. Внеурочная работа, таким образом, может быть признана  своеобразной формой научной популяции. Существенную роль играет характер и объем материала, перенесенного с урока на внеклассные занятия. Как языковой, так и тематический материал для внеклассной  работы должен отбираться с учетом возрастных интересов учащихся, их разговорных  навыков, в соответствии с рекомендациями программы, без дублирования и повторения  ее. Должен учитываться и региональный компонент с целью воспитания патриотизма,  уважения к традициям предков и их продолжения. Объем предназначенного для  внеклассных занятий материала должен определяться в зависимости от целей и задач  конкретного мероприятия. Гораздо шире, чем на уроке, есть возможность использования межпредметных связей. Виды и формы внеклассной и внешкольной работы многообразны. Наряду с уже установившимися, в известной мере традиционными формами жизнь выдвигает новые пути   приобщения   учащихся   к   русской   речи,   к   словесному   искусству.   Появление множества   интересных   познавательных,   интеллектуальных   игр   повлекло   за   собой совершенствование форм и методов внеклассной работы. Большой интерес учащихся вызывают массовые мероприятия. Участие в школьном литературном бале, в постановке спектаклей не только развивает познавательные способности учащихся, но и сплачивает ученический   коллектив.   Таким   образом,   решаются   важные   задачи:   воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения. Именно такая целенаправленная работа позволяет учителю выявить способных, талантливых   детей,   а   им,   в   свою  очередь,   раскрывать   свои   творческие   способности, окунуться в мир словесности вне школьной программы. Таким образом, внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью   всей   учебно­воспитательной   работы   в   школе   и   подчинена   общим   целям образования   и   воспитания   учащихся.   Успех   решения   этих   целей   и   задач   во   многом зависит от умения правильно организовывать внеурочные занятия с детьми. 2