Статья на тему "Самоуправление как условие формирования лидерских качеств у учащихся"
Оценка 4.7
Семинары
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
09.01.2017
Перемены в общественной жизни страны подтолкнули педагогический коллектив школы обратиться к проверенному практикой средству воспитания – ученическому самоуправлению, взяв на вооружение современный позиционный опыт. Действующее в школе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления. А значит самоуправление не цель, а средство воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.
Самоуправление как условие формирования лидерских качеств у учащихся.docx
Самоуправление как условие формирования лидерских качеств у учащихся
Борзенкова Любовь Григорьевна,
старший вожатый МОУ «Новоуколовская
средняя общеобразовательная школа»
"Мудрость состоит не в том, чтобы управлять другими, а в том, чтобы управлять
собой. Величие состоит не в том, чтобы иметь власть и должность, а в развитии своих
способностей и тогда ты в себе найдешь весь мир. Счастье состоит не в том, чтобы иметь
богатство и занимать высокое положение, а в гармонии".
Лаоцзы, китайский философ
Согласно Концепции модернизации российской системы образования, необходимо
расширять субъективность участников образовательного процесса,
а поэтому
педагогический коллектив школы рассматривает ученическое самоуправление как
составную часть государственнообщественного управления образовательного учреждения.
Сегодня мы живем в эпоху демократии, свободы личности.
Современный ученик должен научиться быть свободным гражданином, то есть
ответственным, самостоятельным активным членом общества. Но как, же научиться
предъявлять, отстаивать свое мнение, мнение маленького гражданина. И не только
отстаивать, что, в общемто, умеют многие, но, самое главное, нести ответственность за
него! Школьное самоуправление как нельзя лучше предоставляет возможность вырастить
гражданина с активной жизненной позицией. Школьники в самоуправлении не просто
помогают учителям в воспитательной работе. Они, прежде всего, имеют возможность
саморазвития, самовоспитания, имеют возможность формирования гражданской позиции!
Самоуправление учащихся это самостоятельность в проявлении инициативы,
принятии решений, их реализация в интересах своего коллектива. В повседневной жизни
самоуправление воспитанников выражается в планировании и организации деятельности
своего коллектива, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии
соответствующих решений.
Новоуколовская средняя школа – это образовательное учреждение, которое
реализует следующую цель: воспитать активного, инициативного, самостоятельного
гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в
своем профессиональном деле,
способного к постоянному жизненному
совершенствованию. «Добрая школа – это хорошо, умная школа это великолепно, но
ребенок должен быть еще подготовлен к жизни, быть ее творцом» (Д. Дьюи).
Перемены в общественной жизни страны подтолкнули педагогический коллектив
школы обратиться к проверенному практикой средству воспитания – ученическому
самоуправлению, взяв на вооружение современный позиционный опыт. Действующее в
школе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет
самоуправления. А значит самоуправление не цель, а средство воспитания. Это высшая
форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное деятельность,
направленная на совершенствование жизни коллектива.
Органом ученического самоуправления школы является Совет Старшеклассников.
В начале учебного года на школьном ученическом собрании избирается Совет
Старшеклассников. Совет Старшеклассников является высшим органом самоуправления,
координирующим и направляющим центром общественной жизни школы. На расширенном
Совете Старшеклассников планируются коллективнотворческие дела на учебный год,
участие школы в районных и областных мероприятиях. Члены Совета организуют работу различных центров с учетом интересов учащихся. Представляют интересы учащихся перед
администрацией.
Свою работу Совет Старшеклассников начинает с разведки интересных дел:
встреча с классными руководителями, администрацией, активом классов, представителями
внешкольных учреждений. В начале работы выдвигаются проекты, сравниваются,
обосновываются, обсуждаются. Из предложенного выбирается лучшее. После проведения,
какого – либо дела Совет обязательно подводит итоги по вопросам:
Что было хорошего?
Что не удалось из намеченного?
Что из проведённого можно превратить в традицию?
Кого поблагодарить?
Декларация Совета Старшеклассников называется «Десять глаголов»: думать,
ставить цели, решать, делать, помогать, уважать, дружить, веселиться, творить, отвечать за
всё.
Организованная в школе совместная деятельность приучает детей к оценке и
самооценке своей и групповой деятельности, развивает конструктивное мышление,
формирует опыт группового планирования. У учащихся формируется широкий диапазон
разновидностей социального опыта в становлении организаторских качеств личности,
разнообразный опыт познавательных, творческих, трудовых действий. Сложившаяся
система взаимоотношений учительученик, ученикученик, учительродитель, учитель
администрация характеризуется духом взаимоуважения,
взаимопонимания,
доброжелательности. Об этом можно судить по результатам всевозможных анкет, опросов,
рейтингов.
Содержание деятельности Совета Старшеклассников школы совпадает по своей
направленности и целевым установкам с приоритетными задачами школы. Вместе с
педагогами, советниками классов, члены Совета разрабатывают: план работы Совета на
год, учебу актива; положения о конкурсах, положение ВИГ (временной инициативной
группе) о Совете дела. Учатся анализировать свою работу, принимать конкретные решения
и выполнять их.
Одна из основных задач, которую ставят пред собой учащиеся Совета
Старшеклассников: включить как можно большее количество учащихся в ученическое
самоуправление по организации собственной жизни. Сделать эту деятельность престижной
для ребят. В школе много делается для того, чтобы инициативных учащихся, проявивших
творчество и талант в проведении того или иного дела, знал весь ученический и
педагогический коллективы.
И здесь, безусловно, одну из ведущих ролей занимает наша общешкольная газета.
Ребята выпускают информационную газету «Вестник». Выходит она 1 раз в месяц.
Тематика газеты отражает проблемы повседневной жизни: учебы, досуга, творчества, а
также некоторые проблемы школьной жизни в России. В газете проводятся конкурсы на
лучшие стихи, рисунки, репортажи, что стимулирует детей к творчеству и наиболее полно
выявляет и способствует реализации их способностей.
Подводя итоги вышесказанному, могу сказать, что в школе сложилась своя система
школьного самоуправления, все звенья которой тесно взаимосвязаны. Результатом этой
деятельности является самовоспитание личности в коллективе, способной взять на себя
ответственность за определенное дело и организовать новый вид совместной деятельности.
Формирование лидерских качеств, создание активной жизненной среды, в которой
развивается ребенок и взрослый, формирование союза единомышленников – учителей,
учащихся и их родителей, максимальное соответствие содержания и форм учебно
воспитательной деятельности интересам и потребностям ребенка позволяют нашим
воспитанникам самоутверждаться и самореализовываться здесь и сейчас. А это, в конечном итоге, решает государственную приоритетную задачу воспитания: становление гражданина,
достойного сына своего Отечества.
Список литературы:
1. Кульневич С.В., Мигель В.И.Мигель Е.А., Гончарова В.И. Управление
современной школой. Изд. «Учитель». 2005.с.192
2.
Прутченков А.С., Калиш И.В., Новикова Т.Г. Организация ученического
самоуправления в образовательном учреждении: региональные модели. М.2005. с.
3.Шаповалова Н.А., Березовская В.А. Педагогические условия подготовки
актива ученического П 24 самоуправления общеобразовательного учреждения
на муниципальном уровне. Белгород: Издво БслРИПКППС, 2009. 120 с.
Статья на тему "Самоуправление как условие формирования лидерских качеств у учащихся"
Статья на тему "Самоуправление как условие формирования лидерских качеств у учащихся"
Статья на тему "Самоуправление как условие формирования лидерских качеств у учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.