Статья на тему "системно-деятельностный подход"
Оценка 4.8

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
Взрослым
22.10.2017
Статья на тему "системно-деятельностный подход"
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.конспект выступления на тему "Системно-деятельностный подход"
sdp_v_rabote_klas-rukovoditelja.docx
1.     «Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность». А.С. Макаренко    2.     Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий 3.  В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под   председательством   Жака   Делора   «Образование:   скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, нучиться быть» (Ж. Делор)   • Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся  ежедневно конструирует свое собственное знание,  комбинируя внутренние и внешние элементы • Учиться делать фокусируется на практическом  применении изученного • Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться  от любой дискриминации, когда все имеют равные  возможности развивать себя, свою семью и свое  сообщество • Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду  развивать свой потенциал По сути дела он определил  глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы  выжить в современном мире.  Перед нами ставятся задачи:  •научить получать знания (учить учиться)  •научить работать и зарабатывать (учение для труда) •научить жить (учение для бытия) •научить жить вместе (учение для совместной жизни)  4.       Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества,   определили   новые   подходы   к   содержанию   образования (обучения   и   воспитания),   привели   к   созданию   и   реализации современной   модели   образования,   обеспечивающей   повышение доступности   качественного   образования   в   соответствии   с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.   5.         В новых образовательных стандартах прослеживается система требований, которой не было в предыдущем стандарте: так называемые «Три Т» 1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы. 2. Требования     к   структуре   основной   образовательной программы. 3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы. 6.   Принципиальным   отличием   этих   стандартов   является усиление   их   ориентации   на  результаты   образования   как системообразующий   компонент   конструкции  стандартов.  Процесс образования понимается не просто как усвоение системы знаний, умений   и   навыков,   составляющих   инструментальную   основу компетенций   учащегося,   но   и   как   процесс   развития   личности, обретения   духовно­нравственного   опыта   и   социальной компетентности.                     7.            В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные   стандарты   впервые   в   истории   отечественной системы   образования.   Его   необходимость   обусловлена   ростом социального   статуса   воспитания   в   российском   обществе, приоритетностью задач духовно­нравственного развития личности, усиления   воспитательного   потенциала   школы,   призванной обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.                 8.             Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает     знания   в   процессе   собственной   учебно­познавательной деятельности называется системно ­  деятельностным. 9.                            Согласно   ФГОС   нового   поколения   успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование   новых   технологий,   активная   жизненная   позиция, установка   на   рациональное   использование   своего   времени   и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное   социальное   сотрудничество,   здоровый   и   безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно­деятельностный подход.           10        Напомню вам структуру деятельности  Структура деятельности: Проблема   ­>   Цель   ­»   Мотивация   ­>   Подбор   методов   решения проблемы   ­»   Действия   ­>   Результат   ­>   Контроль   выполнения­   > Рефлексия­ > Самоанализ Деятельность   всегда   предметна   и   мотивирована.   И   если   предмет деятельности это то, на что она направлена, то определение мотива — это ответ на вопрос, ради чего совершается эта деятельность. Цель   деятельности,   точнее,   действий,   входящих   в   неё,   есть   её интегрирующее и направляющее начало. Рефлексия   характера своего «Я» и т. д. Каждый момент рефлексии — это момент осмысления, понимания. Процесс воспитания есть всегда обучение деятельности, например практическому общению.   — анализ субъекта собственных переживаний, выяснение Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы   рождается   Человек,   способный   выбирать,   оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны   его   природе,   удовлетворяют   его   потребности   в саморазвитии, в самореализации. Суть   воспитания   с   точки   зрения   деятельностного   подхода заключается   в   том,   что   в   центре   внимания   стоит   совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной   культуры,   а   создает,   вырабатывает   их   вместе   с учащимися. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе   деятельности   и   составляет   содержание   воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.   воспитании учащихся – Создание установки на самостоятельность Свобода выбора Подготовка к жизни Достижение личностных и метапредметных результатов       Цель системно­деятельностного подхода   в                   11.  12.      Японская пословица  гласит:  «Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня;   а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни» При   организации   воспитания   и   социализации   школьника, пространства   его   духовно­нравственного   развития   системно   – деятельностный подход имеет свои особенности. Первая заключена   в   том,   что   воспитание   как   деятельность принципиально не может быть сведено к какому­то одному виду. Оно   должно   охватывать   все   виды   образовательной   деятельности: учебной   (в   том   числе   в   границах   разных   образовательных дисциплин),   учебно­трудовой,   художественной,   коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Вторая   особенность в   том,   что   на   ребенка   оказывают   мощное воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ,   Интернет,   телевидение,   иные   источники   информации, молодежные сообщества и др. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной,   информационной,   коммуникативной   активности.   В содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. 13.   Системно – деятельностный подход предполагает • Воспитание и развитие гражданских качеств • Переход к стратегии социального проектирования • Ориентацию на результаты образования и воспитания • Приоритет­ личностное развитие учащихся • Учет индивидуальных особенностей • Обеспечение преемственности ступеней образования • Разнообразие индивидуальных образовательных траектории 14.        Дидактические принципы: 1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания   не  в   готовом  виде,  а  добывая  их  сам,  осознает  при  этом содержание   и   формы   своей   учебной   деятельности,   понимает   и принимает   систему   ее   норм,   активно   участвует   в   их совершенствовании,   что   способствует   активному   успешному формированию   его   общекультурных   и   деятельностных способностей, общеучебных умений. 2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда   результат   деятельности   на   каждом   предыдущем   этапе обеспечивает   начало   следующего   этапа.   Непрерывность   процесса обеспечивается   инвариативностью   технологии,   а   также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики. 3.  Принцип целостного представления о мире  означает, что у ребенка   должно   быть   сформировано   обобщенное,   целостное представление   о   мире   (природе­обществе­самом   себе),   о   роли   и месте науки в системе наук.   4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом)   уровне   и   обеспечивает   его   усвоение   на   уровне социально­безопасного   минимума   (государственного   стандарта знаний).  Принцип   психологической   комфортности  предполагает 5. снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. 6.  Принцип   вариативности  предполагает   развитие   у   учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов   решения   проблемы,   формирование   способности   к систематическому   перебору   вариантов   и   выбору   оптимального варианта. 7.  Принцип творчества  предполагает максимальную ориентацию на   творческое   начало   в   учебной   деятельности   школьников, приобретение   ими   собственного   опыта   творческой   деятельности. Формирование   способности   самостоятельно   находить   решение нестандартных задач.   15.    Системно – деятельностный подход в воспитании:  Проектная деятельность  Деловые игры  Коллективные творческие дела  Самоуправление            16.  предполагает наличие воспитательной системы класса  Системно   –   деятельностный   подход   в   воспитании Воспитательная   система   класса  ­   способ   организации жизнедеятельности   и   воспитания   членов   классного   сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих   компонентов   и   содействующих   развитию личности и коллектива. 17­19.  Целесообразность   создания   воспитательной   системы класса:  Во­первых,  системность­это   характеристика   развития   человека   и педагогического обеспечения данного процесса; Во­вторых,  воспитательная   система­это   благоприятная   среда жизнедеятельности   и   развития   ребёнка,   что   способствует повышению эффективности педагогического процесса; В­третьих,  системный подход позволяет классному руководителю рационально   распределить   свои   усилия   при   организации   учебно­ воспитательного процесса в классе; В­четвёртых,  в   процессе   построения   воспитательной   системы формируется неповторимый облик класса, что имеет немаловажное значение   для   развития   индивидуальности   членов   классного сообщества; В­пятых,  на   определённом   этапе   становления   общешкольной воспитательной   системы   темп   этого   процесса   существенно замедляется, если системный подход слабо используется на уровне класса. 20­21.       Компоненты воспитательной системы класса:  Индивидуально­групповой,  т.е. общая заинтересованность детей и взрослых,   участвующих   в   создании,   управлении   и   развитии воспитательной системы класса;   ценности   и   перспективы Ценносто­ориентационный, жизнедеятельности   класса,   цели,   задачи   и   принципы   построения воспитательного процесса в классе;   т.е. складывается Функционально­деятельностный,  из системообразующих   видов   деятельности,   форм   и   методов организации   совместной   деятельности   и   общения,   основных функций воспитательной системы;  Пространственно­временной,   т.е.   эмоционально­психологическая, духовно­нравственная   и   предметно­материальная   среда   классного коллектива, его связи и отношения с другими коллективами детей и взрослых, этапы развития воспитательной системы;   22.     Закончить семинар хотелось бы китайской мудростью «Я слышу – я забываю,  я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Проектная   деятельность   –   это   возможность   раскрытия   творческого потенциала   обучающихся,  это   дидактическое   средство   активизации познавательной   деятельности,   развития   креативности   и одновременно   формирования   определенных   личностных   качеств. Повышается   активность   учащихся   в   самостоятельном   получении знаний.            Проектная деятельность  это – один из путей формирования:  ­ готовности к целеполаганию; ­ готовности к оценке; ­ готовности к действию; ­ готовности к рефлексии; ­ готовность к самовоспитанию и самообразованию. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении. И именно   в   этой   позиции   она   выполняет  мотивационно­побудительную функцию. Воспитательная функция  ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых   играх   воспитываются   дисциплина,   взаимопомощь,   активность, готовность   включаться   в   разные   виды   деятельности,   самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение условиях. Ролевая   игра   формирует   у   школьников   способность   играть   роль   другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению.  Таким образом, ролевая игра выполняет и ориентирующую функцию. Дети стремятся к общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое стремление. Другой компонент игры – правила. Благодаря ним возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует, как требуют правила. Младшие школьники очень придирчиво относятся к их выполнению. определенных   в     Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета. Сюжет – последовательность и связь изображаемых событий.  В   коллективных   творческих   делах     участвуют   все   ученики,   все   учителя (независимо   от   преподаваемого   предмета),   многие   родители,   выпускники прошлых   лет,   друзья   школы.   Каждому   предоставляется   возможность определить   для   себя   долю   своего   участия   и   ответственности.   Главной структурной единицей коллективного творческого дела является класс как первичный   коллектив.   Но   в   процессе   общей   работы   происходит отзывчивость). взаимодействие   возрастов,   старшие   помогают   младшим,  младшие   учатся   у старшеклассников. Преимущество школьного творческого дела состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень   важно   для   формирования   общественного   мнения,   коллективной самооценки,   роста   группового   и   личного   самосознания.   Отсутствие официального соревнования, баллов, мест снимает напряжение конкуренции. Процесс самосравнения, лишенный отрицательных эмоций, уходит вовнутрь и становится механизмом совершенствования коллектива. В результате такого подхода эти коллективные творческие дела становятся для всех желанными, понятными, личностно значимыми. Важное обстоятельство: рамки общешкольного творческого дела достаточно свободны,   они   не   только   позволяют   учитывать   возраст   участников,   но   и стимулируют   инициативу,   многовариантность   самовыражения   класса   и отдельного ученика. Спектр социальных ролей обучающихся широко представлен также  в системе школьного самоуправления. В процессе самоуправленческой деятельности у школьников развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества,   вырабатываются   социально   значимые   качества   (активность, ответственность,   Они   осваивают   социальные   роли, приобретают   определённые   знания   и   навыки,   учатся   планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность. Как   правило,   самоуправление   проявляется   в   планировании   деятельности коллектива,   организации   этой   деятельности,   в   анализе   своей   работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений. Системный   подход   нацеливает   классных   руководителей   организовывать воспитательный   процесс   не   посредством   отдельных   и   часто   разрозненных мероприятий,   а   путем   моделирования   и   создания   гуманистической, целостной,   упорядоченной   системы   воспитательного   взаимодействия педагогов и обучающихся. При   моделировании   воспитательной   системы   классным   руководителям необходимо уделить внимание: ­   формированию   концептуального   видения   воспитательного   процесса   как целостного социально­ педагогического процесса; ­развитию доминирующего (приоритетного) вида или направления совместной деятельности членов классного сообщества; ­   обеспечению   интеграции   усилий   всех   субъектов   и   участников воспитательного процесса, взаимосвязи его основных компонентов: целевого, содержательного, организационного, оценочно­результативного; ­ установлению   и укреплению  связей  классного  коллектива   с  окружающей социальной и природной средой; ­ изучению, анализу и оценке системных изменений в жизнедеятельности и развитии детей и взрослых; ­   ресурсному   обеспечению   процессов   становления,   функционирования   и дальнейшего развития воспитательной системы. Для реализации системно ­ деятельностного подхода педагогам необходимо владеть наиболее продуктивными воспитательными  технологиями, такие как: технология   моделирования   воспитательной   системы   класса,   технология совместного   планирования   жизнедеятельности   в   классе;   технология подготовки   и   проведения   личностно­ориентированного   классного   часа; технология   ценностно­смыслового   диалога;   игровые   и   коммуникативные технологии; технологии психолого­педагогической диагностики. Принципы деятельностного подхода. Принцип субъектности воспитания Воспитанник – субъект деятельности, способный освоить и творчески преобразовывать, способный   планировать,   выстраивать,   оценивать   свои   поступки,   действия,   стратегию   и тактику своей жизни. Принцип учёта ведущих видов деятельности и законов их смены. Учитывает   характер   и   законы   смены   типов   ведущей   деятельности   в   формировании личности ребёнка как основания периодизации детского развития. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых. Особое значение имеет положение, сформулированное Л. С. Выготским: «…исследуя, что ребёнок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Принцип обогащения, усиления, углубления детского развития. То есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка специфически детскими формами,   видами   и   способами   деятельности.   Наиболее   близкие   и   естественные   для   общение   с   взрослыми   и   сверстниками, ребёнка   виды   деятельности:   игра, экспериментирование,   художественно­театральная деятельность, детский труд и самообслуживание Принцип   проектирования,   конструирования   и   создания ситуации   воспитывающей деятельности.   изобразительная,   предметная, Деятельность должна быть социально­значимой и общественно­полезной. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. Принцип обязательной рефлективности всякой деятельности. Рефлексия   —   процесс   самопознания   субъектом   внутренних   психических   актов   и состояний, анализ субъекта собственных переживаний. Принцип активности ребёнка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном   активном   восприятии   ребёнком   изучаемых   явлений,   их осмыслении, переработке и применении. Литература   1.   Асмолов   А. Г. Системно   –   деятельностный   подход   в   разработке   стандартов   нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18­22. 2.Зайцев В.Н. Практическая дидактика Москва, 2000 3.Муравьева Е.Г. Проектирование технологий обучения. Иваново 1001. 4. Осин А. К., кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики, ФГБОУ ВПО   «Шуйский   государственный   педагогический   университет»   –   Системно­ деятельностный подход в воспитании. 5. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006. 6.   Степанов   Е.Н.,   Лузина   Л.М.   Педагогу   о   современных   подходах   и   концепциях воспитания. Москава, 2002. 7. Интернет­ресурсы: http://gmc.ivedu.ru/ http://sctim1.narod.ru/z_kr1.doc http://107.lipetskddo.ru/,  http://tr­base.ucoz.ru/ . Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Именно так и организуется деятельность обучающихся в этой среде. Педагог лишь организует процесс, при необходимости вмешиваясь и корректируя траекторию движения учащегося по теме и маршруту. Современные образовательные технологии деятельностного типа: здоровьесберегающие, проблемно – диалогическая, мини – исследования, организация проектной деятельности, портфолио, оценивания образовательных достижений (успехов), сотрудничества, ИКТ, КТД. Реализация технологий деятельностного метода на практике обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности - заключается в том, что учащийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельнсти, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития учащихся. 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить учащемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразущих факторов учебного процесса, создание в школе и на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.   В   системно­деятельностном   подходе   категория   «деятельности»   занимает ключевое место. Технология деятельностного метода обучения не разрушает "традиционную" систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология - это разработанная последовательность деятельностных шагов.

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"

Статья на тему "системно-деятельностный подход"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2017