Статья на тему: "СОСТАВЛЕНИЕ СБОРНИКА ЛИТЕРАТУРНЫХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА"
Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
docx
чтение
1 кл—4 кл
22.05.2018
В данной статье на тему: "РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ИГРЫ", представлена актуальная проблема детского чтения. Именно чтение является первоочередной задачей начальной школы, привить интерес к уроку литературы с помощью литературных игр.
статья.docx
Студентка Пономарева Анастасия Алексеевна
Нижнетагильского педагогического колледжа № 1
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ИГРЫ
Одной из актуальных проблем на современном этапе развития общества
является проблема массового детского чтения. Общепризнанным, бесспорным
средством формирования и совершенствования духовных чувств и качеств
личности ребенка выступает вдумчивое чтение литературы, размышление над
книгами. В этой связи целенаправленная организация чтения школьника
должна выступать первоочередной задачей работы образовательной системы
школы, а в первую очередь начальной.
Личность младшего школьника формируется под воздействием тех
книг, которые он читает, поскольку именно литературе отводится роль
транслятора духовнонравственных ценностей от одного поколения к
другому. Чтение выступает своеобразным диалогом между ребенком и
книгой, требующим усердия, работы ума и сердца. Основной задачей уроков
чтения в начальной школе является задача сформировать из маленького
школьника «талантливого читателя» (С. Маршак).
Как пишет Тумова З.В., «книги формируют личность, делают ее лучше,
а это ведущая цель литературы».
Многими учеными и педагогамипрактиками отмечается, что у
современных школьников наблюдается спад интереса к чтению. Одной из
причин этого явления, несомненно, является то, что помимо книг появилось
множество других источников информации, в том числе средства массовой
информации, Интернет и другие. В начальной школе причиной спада интереса
младших школьников к чтению является, в частности, несовершенство
процесса обучения, что обуславливает необходимость поиска наиболее эффективных технологий формирования читательского интереса младших
школьников.
Понятие «читательский интерес» впервые в нашей стране было введено,
изучено и описано Х.Д. Алчевской, Н.А. Рубакиным. Формирование
читательского интереса школьников представлено в работах многих ученых,
таких как Г.И. Богин, Л.Г. Жабицкая, В.А. Левин, М. М. Рубинштейн и
многих других.
В психологопедагогической литературе существует несколько
трактовок понятия «читательский интерес». Климова Е.П. пишет, что «в
узком смысле читательский интерес рассматривается как интерес к чтению,
то есть желание и потребность воссоздания смысла чужой речи по ее
письменной форме». Этот тип интереса наблюдается у ребенка, который
только приобщается к процессу чтения. Выражается такой интерес в желании
понять основной смысл напечатанных в тексте слов, очень часто
сопровождается стремлением продемонстрировать умения окружающим
Если рассматривать читательский интерес в более широком смысле, то
это проявление активного отношения читателя к накопленному
человечеством опыту, который заключен в книгах. Проявляется такой интерес
в стремлении к самостоятельному добыванию этого опыта из литературных
источников.
Для того, чтобы читатель мог целенаправленно ориентироваться в
книжном окружении, необходимо обязательное проявление им эмоциональной
и умственной активности.
Читательский интерес выступает той побудительной силой, которая
заставляет ребенка взять книгу, прочитать, что в ней написано, получить
эмоциональноположительное наслаждение и отразить свои впечатления от
прочитанного.
Изучение степени развитости интереса, обучающегося к чтению книг,
позволило нам выделить три критерия: пассивная развитость (проявляется, когда обучающийся берет книгу и
рассматривает картинки без целевой направленности, не проявляет интереса,
активности; никак не отображает свои впечатления от прочитанного);
активная развитость (проявляется в тех случаях, когда обучающийся
просит почитать, но без целевой направленности, иногда отражает свои
впечатления в изобразительной деятельности);
целевая направленность (проявляется в тех случаях, когда
обучающийся постоянно просит почитать книгу, рассматривает картинки,
старается самостоятельно научиться читать).
Выделяют сущностные характеристики читательского интереса, такие
эмоциональная окрашенность и
как познавательная активность,
избирательность. Читательский интерес младшего школьника – это феномен,
связанный с развитием познавательного интереса, познавательной активности
школьника, характеризующийся эмоциональной окрашенностью, наличием
собственной читательской позиции в отношении произведения, устойчивой
внутренней мотивацией осуществления читательской деятельности.
В настоящее время педагогами начальной школы используются
различные педагогические средства, позволяющие эффективно формировать
читательский интерес младших школьников. Все зависит от возможностей и
способностей самого педагога, его опыта и компетенции, а также от
возможностей образовательной организации
(конкретной школы).
Применение игр в обучении обеспечивает высокий уровень
мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся,
способствует подключению к процессу познания таких свойств психики, как
воображение, память, эмоции, речь. Игры позволяют, кроме того,
отрабатывать практические умения и навыки, что очень важно при обучении
анализу художественного текста на уроке литературы. В процессе игры идёт
активное «примеривание на себя» иной социальной роли, вхождение в чужую
судьбу, при этом ребята «проживают» в воображении то, чего, может быть, не испытывают в жизни. Всё это является основой нравственного воспитания
личности.
Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются
эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от
традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекает
внимание учащихся всего класса.
Игра – это и важное средство развития личности, особенно в наш
динамичный век, когда от человека требуется значительная поведенческая
гибкость. Дело ещё и в том, что большинство методов, применяемых
учителем, интеллектуализированы и имеют дело с рассказом, объяснением,
запоминанием. Чувства обычно подавлены. Игра же стимулирует эмоции,
побуждает ребят включать свои чувства, «поработать» ими и с ними.
Таким образом, игра – это мощное возбуждающее педагогическое
средство, которое можно использовать в работе с детьми всех возрастов. Она
особенно эффективна, когда учебная тема затрагивает чувства, когда
необходимо привить интерес к изучаемому предмету, когда надо проверить
без нажима и назидания знания всех учащихся… Опыт показывает, что
введение даже элементов игры в обычную учебную деятельность учащихся
повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения.
Ребята берутся за работу с удовольствием и выполняют её всегда отлично.
Статья на тему: "СОСТАВЛЕНИЕ СБОРНИКА ЛИТЕРАТУРНЫХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА"
Статья на тему: "СОСТАВЛЕНИЕ СБОРНИКА ЛИТЕРАТУРНЫХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА"
Статья на тему: "СОСТАВЛЕНИЕ СБОРНИКА ЛИТЕРАТУРНЫХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА"
Статья на тему: "СОСТАВЛЕНИЕ СБОРНИКА ЛИТЕРАТУРНЫХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.