Выступление "Рефлексия"
Оценка 4.9

Выступление "Рефлексия"

Оценка 4.9
Семинары
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
16.05.2018
Выступление "Рефлексия"
Публикация является частью публикации:
рефлексия.docx
2017 год Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Аристипп                                                1 Чтобы  быть успешным, современному ребёнок, кроме определённых знаний,  умений, навыков, ещё нужны  умения самостоятельно планировать,  анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить  перед собой новые учебные задачи и решать их.  А учитель, должен не передавать готовые знания, а организовывать учебную  деятельность, создавать условия для превращения ребёнка в субъекта,  заинтересованного в самоизменении и способного к нему.  Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап  рефлексии.  В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим  критериям   1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи  учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.                           2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность  признавать возможность существования различных точек зрения и  права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать  свою точку зрения и оценку событий.  (из ФГОС)  Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни  связано, прежде всего, с рефлексией.                                                                      А что же такое рефлексия?                                                                                       Рефлексия, в упрощённом определении, ­ это «разговор с самим собой».        Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.        В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ  деятельности и её результатов           Рефлексия  – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)              Рефлексия  – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного   психического   состояния.   (Современный   словарь   иностранных слов) В   современной   педагогике   под  рефлексией  понимают   самоанализ деятельности и ее результатов.          Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить   цели   дальнейшей   работы,   скорректировать   свой образовательный путь     Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в современном обществе:  Самостоятельность.                                                                                       Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои  2 возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру  активности и ответственности в своей деятельности.  Предприимчивость.                                                                                        Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает  ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и  задачи и успешно решает их.  Конкурентоспособность.                                                                               Умеет делать что­то лучше других, действует в любых ситуациях более  эффективно.              Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.        При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся. Классификация рефлексии: 1) По содержанию  может быть: устная и письменная. 2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. 3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д. 4)По функциям: физическая (успел ­ не успел, легко­тяжело), сенсорная (интересно­скучно,   комфортно­дискомфортно),   интеллектуальная   (что понял ­ не понял, какие затруднения испытывал). 1) 2) 3) Учебной рефлексии может подвергаться: Настроение,   эмоциональное   состояние,   чувства   и   ощущения, протекающие  в  той  или  иной образовательной   ситуации.  Проведение  ее целесообразно  в   начале   урока   с   целью   установления   эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Деятельность   обучающихся,  что   дает   возможность   осмысления способов   и   приемов   работы   с   учебным   материалом,   поиска   наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки  домашнего   задания,   защите   проектных   работ.   Применение этого   вида   рефлексии     дает   возможность   оценить   активность   каждого ученика на разных этапах урока.    Содержание учебного материала.  Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Приемы организации рефлексии на  уроке. 3 Рефлексия настроения и эмоционального состояния. 1. «Смайлики».  Самый   простой   вариант:   показ   карточек   с   изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.                                         2. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он  предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком.  Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то  тучку.                                                                                                        3. «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные  цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель  говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что­то новое, то  прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, ­ голубой». 4. Эмоционально­художественное оформление. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина  проникнута грустным, печальным настроением, другая ­ радостным, веселым.  Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.                               5. Оценка своего эмоционального состояния: наглядная игра: « Каким я  себя  ощущаю » Эта игра  помогает  определить  эмоциональное  состояние  ребенка на уровне ощущений. Как он себя ощущает: плохо ( грустно)­ фиолетовый цвет, хорошо  – стабильное уравновешенное  состояние  внутренней гармонии ­ зеленый  цвет, отлично (эмоциональный подъем) – розовый цвет. Перед началом  занятий, дети, используя цветные магниты,  показывают свое эмоциональное  состояние.                                                                        4 Рефлексия деятельности 1.1.   Учебный день начинаем с постановки цели. Наглядная игра  « Что  я сегодня хочу сделать отлично» « Калейдоскоп успешных дел» Так  как  в  младшем школьном  возрасте  желаний  у  детей  много,  учу   детей  вычленять  самое  главное  на  сегодняшний  день  и  идти  к  этой  цели на  протяжении  всего  учебного  дня.      Каждое  утро  учащиеся,  заходя  в  класс, начинают  с  того, что  ставят  перед  собой  цель, что  бы  они  хотели  сделать  сегодня  на  отлично, в чем  хотели  бы  добиться  успеха  и  записывают свои  цели   на  стенд «Сегодня   я  хочу  сделать  отлично..»                   А потом в конце дня записывают свой результат в «Калейдоскоп  успешных дел».                                            2. « Шаги к успеху»       Чтобы  научить  детей  правильно  оценивать  свои  успехи  и   возможности,  без  ущерба  для  его  личности  и  здоровья,  после   прохождения  новой  темы, в  конце  урока,  учитель просит  подойти  детей  к таблицам  и  показать  уровень  усвоения  ими  учебного  материала  с   помощью  разноцветных  магнитов.                                   Чтобы  уметь учиться,  надо  освоить 12 качеств успешного человека: ­ настойчивость,  целеустремленность, трудолюбие и т.д.                           Эта схема всегда находится перед глазами детей и в «Калейдоскопе успешных дел» они отмечают, какой еще шажок они сделают в своём стремлении к  достижению успеха.                                                                                               5 7.   На доске записаны фразы: Урок полезен, все понятно. Лишь кое­что чуть­чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все­таки учиться! Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят  по окончании урока. Можно  использовать мимику  и жесты.                                                                                                                                                                                                         9.«Для меня сегодняшний урок…» Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть  фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. Урок 1. интересно 2. скучно 3.безразлично Я на уроке 1. работал 2. отдыхал 3.помогал  другим Итог 1. понял материал 2. узнал больше, чем  знал 3.не понял Рефлексия   содержания  учебного  процесса. 1. «Поезд».  На парте перед каждым ребенком   два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик,   который   указывает   на   то   задание,   которое   вам   было   интересно выполнять,   а   «грустное   личико»   в   тот,   который   символизирует   задание, которое показалось  не интересным. 2. «Поляна»  На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком ­ бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.  Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы: 1 этап – анализ своего настроения ­ анализ своих успехов 2 этап – анализ работы одноклассников 3 этап – анализ работы группы как своей, так и других. 6 Известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо  получается. Любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У  рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов  значительно короче. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не   только ученика, но и учителя. 7

Выступление "Рефлексия"

Выступление "Рефлексия"

Выступление "Рефлексия"

Выступление "Рефлексия"

Выступление "Рефлексия"

Выступление "Рефлексия"

Выступление "Рефлексия"

Выступление "Рефлексия"

Выступление "Рефлексия"

Выступление "Рефлексия"

Выступление "Рефлексия"

Выступление "Рефлексия"

Выступление "Рефлексия"

Выступление "Рефлексия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2018