Научная статья "Проблемно-диалоговая технология"
Оценка 4.9

Научная статья "Проблемно-диалоговая технология"

Оценка 4.9
Научные работы +2
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
21.05.2018
Научная статья "Проблемно-диалоговая технология"
В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Применяя проблемно-диалоговую технологию складывается сотрудничество учителя и ученика. Учащиеся приходят в восторг от того, до чего додумались сами. Такие знания лучше усваиваются, запоминаются, применяются на практике Повышается уровень познавательной активности, формированию умения общаться, рассуждать, анализировать, обосновывать свои действия и критически оценивать их, умению самостоятельно ориентироваться в выполнении нестандартных заданий, логически мыслить, свободно высказываться, развивает творческие способности обучающихся.
публикация.docx
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.              XXI век — век высоких компьютерных технологий, а значит, ребёнок  живёт в мире электронной культуры. В современном обществе меняются  приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и  навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь  готовность и способность учиться. Современное образование должно стать  процессом личностного развития ученика. В   условиях   мощного   потока   информации,   многообразия   ее источников   очень   важно   прививать   детям   умение   выделять   главное, самостоятельно находить необходимые сведения, оперативно перерабатывать научную   информацию,   использовать   полученные   знания   в   жизненных ситуациях.  Развивая   познавательную   активность,   учитель   воспитывает стремление к знаниям, развивает личность младшего школьника, умеющего мыслить,   сопереживать,   творить.   Вопросы   развития   познавательной активности младшего школьника посредством применения различных методов обучения актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба   своих   учеников.  Проблема   познавательной   активности   –   одна   из вечных проблем  педагогики.  Каждая эпоха  в  силу  своих  социокультурных особенностей предлагала свой путь решения.           Главная задача, которую ставит перед учителем государство, — это  обучение и воспитание успешного ребёнка, который умеет организовать свою  жизнь, быстро менять планы в связи с меняющимися условиями жизни,  анализировать результаты деятельности и готов творить. Для того чтобы  выпускник школы был не только хорошо информированным специалистом, но и был способен использовать полученную информацию в своей  профессиональной деятельности, используются разнообразные  образовательные технологии. Одна из таких технологий — технология проблемно­диалогового обучения, которая помогает учащимся  самостоятельно открывать новые знания.                     Технология   проблемно   –   диалогового   обучения   предполагает разработку системы уроков, на  которых учитель  становится  организатором всего происходящего в классе, умело ставит перед детьми проблемы и учит самостоятельно   находить   решения   путём   совместного   обсуждения,   поиска нужной информации в разных источниках.  При этом достигается подлинное понимание   учениками   материала,   ибо   нельзя   не   понимать   то,   до   чего додумался сам.            Она по­своему раскрывает сущность познавательной деятельности  учащихся, а главное, описывает уровни их познавательной самостоятельности, достигаемые разными методами. Данная технология организуется на основе  совместного труда, сотрудничества учеников и учителя; позволяет детям  овладеть умением самостоятельно искать, исследовать. Девизом данной  технологии является: «Открывать знания вместе с детьми».          На смену монологу приходит диалог. Диалог (от греч. – разговор,  беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями,  репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие  речевой деятельности говорящих.  Не зря М. М. Бахтин сказал: «Только в  диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются  условия для взаимодействия понимающих сознаний»           Внедрение данной технологии способствует идти не от учебного  предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету; идти от тех  возможностей, которыми располагает ребенок – учить его с учетом  потенциальных возможностей. Проблемное обучение стало ответом на тот  вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его  стремлением к самосовершенствованию.               Мечта любого учителя – это неподдельный интерес в глазах учащихся. Он стремится воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно  мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, видеть перед собой проблемы и искать способы их решения. Как успешно учить всех ребят без  отсева и отбора, укрепляя в каждом из них чувство собственного достоинства, веру в свои силы и радость от полученных результатов труда? Как пробудить  в каждом желание самосовершенствования, самопознания, саморазвития? Что же может породить  интерес к обучению?   Конечно, проблема, включённая в  структуру урока. Именно поиск её решения способен вовлечь ребёнка в  активное познание. Суть этой технологии нам передает китайская пословица:  «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я запоминаю. Я делаю, и я понимаю». Знали  ли вы, что она возникла задолго до внедрения ее в стандарты ФГОС?  Оказывается, да!               Таким образом, возникновение теории проблемного обучения вызвано потребностями   самого   учебного   процесса.   Я   заинтересовалась   этой технологией и решила узнать более подробно о ней, т.к. в то время, когда училась   я   в   начальной   школе,   применялась   традиционная   технология обучения.           В данной работе, «Применение проблемно­диалоговой технологии на  уроках русского языка  как средство развития познавательной активности  учащихся 1 класса» рассмотрена суть и история теории, а также представлен  анализ апробированных мной уроков о данной теме.           Казалось, такое простое слово ­ проблема. Но даже ее можно поставить  различным способом, по­ разному проанализировать, найти выход. В моей  работе представлены различные подходы к проблеме. Прочитав, вы узнаете, сколько различных способов существует, чтоб поставить ее перед учащимися. Как можно интересно найти выход из проблемы вместе с ними или учащимся  самостоятельно. Здесь главное принимать даже ошибочные гипотезы  учащихся.           Данные методы работы на уроке подталкивают ребенка к прыжку через пропасть. Это рискованно, в полете легко сбиться с курса и попасть не туда. Это способ, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров   к   пункту   назначения.   Учащиеся   самостоятельно   ищут   знания, испытывая   удовлетворение   от   процесса   интеллектуального   труда,   от преодоления   сложностей   и   найденных   решений,   догадок.   Продуктивность, эффективность   проблемного   обучения   неоспоримо   доказана.  Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же   задачи   разными   группами   детей   позволяет   сопоставлять   и   критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.   Однако, стоит учесть, что диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы тормозящие диалог:   категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению;   отсутствие внимания учителя к ребёнку;   закрытые   вопросы,   которые   предполагают   односложные   ответы   или вопросы, на которые можно и не отвечать;   неумение учителя быть хорошим слушателем.  Применив данную технологию на практике, я убедилась, что применяя проблемно­диалоговую   технологию   на   уроках   в   начальной   школе, складывается   сотрудничество   учителя   и   учащихся.   Мы   вместе   идём   по одному пути. В результате учащиеся открывают и осваивают новое знание. Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется   на   любом   предметном   содержании   и любой   образовательной Диалог ступени,   а   значит,   объективно   необходима   каждому   учителю. выступает   сегодня   не   просто   педагогическим   методом   и   формой,   но   и становится приоритетным принципом образовательного процесса. Применяя проблемно­диалоговую   технологию   можно   заметить   повышение   уровня познавательной активности обучающихся. Они становятся более активными, повышается учебный интерес и мотивация к обучению. Учащиеся с легкостью идут на сотрудничество, активно задают вопросы и самостоятельно находят ответы. Они радуются тому, что «открыли» знания сами, а не получили в готовом   виде,   а   значит   всё   это  способствует   развитию   познавательных способностей   и активизации   деятельности   на   уроке,   формированию у учащихся  умения общаться, рассуждать, анализировать, обосновывать свои   умению   самостоятельно действия   и критически   оценивать   их, ориентироваться   в выполнении   нестандартных   заданий,   логически   мыслить, свободно   высказываться,   развивает   творческие   способности   обучающихся. Именно такая работа интересна современному человеку. Работа, когда ты сам ищешь, узнаешь, добиваешься.              «Те, у кого мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не   всякий,   кто   учит   нас,   заслуживает   это   имя».   (И.   В.   Гете).  Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны. Из всех профессий его ­ самая благородная, самая трудная и самая важная.   Я, как будущий педагог, мечтаю о неподдельном интересе в глазах учащихся. Что же может породить этот интерес?   Конечно, проблема, включённая в структуру урока.              Применяя проблемно­диалоговую технологию на уроках в начальной школе, складывается сотрудничество учителя и учащихся. Мы вместе идём по одному пути. Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой,   но   и   становится   приоритетным   принципом   образовательного процесса.  Данная технология обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать»   новые   знания,   что   естественно   способствует   развитию познавательных   способностей   и активизации   деятельности   на   уроке, формированию   умения общаться, рассуждать, анализировать, обосновывать свои   действия   и критически   оценивать   их,   умению   самостоятельно ориентироваться   в выполнении   нестандартных   заданий,   логически   мыслить, свободно высказываться, развивает творческие способности обучающихся. 1. Бабанский Ю. К.   Проблемное   обучение   как   средство   повышения эффективности   учения   школьников/   Ю.К.Бабанский. —   Ростов   на Дону, 1970. 2. Бочарникова М. А. Компетентностный  подход: история, содержание, проблемы реализации // Начальная школа, 2009 №3 3. Журнал «Начальная школа» №1.9.2005г., №6 2009г., №1 2010г. 4. Клименко   М.Е.   Технология   проблемно­диалогического   обучения   как средство  развития  компонентов  учебной  деятельности. [Электронный доступа: ресурс]. Режим URL: ­ ­           http://www.методкабинет.рф/index.php/publications/himiya/2986 klimenko.html(дата обращения: 32.03.2017). 5. Мельникова   Е.Л.   Проблемно­диалогическое   обучение:   понятие, технология, // Образовательная   система   «Школа   2100»   –   качественное   образование   Е.Л.Мельникова   предметная   специфика/   для всех. Сборник материалов. М., Баласс. 2006. 6. Смирнова   Н.   С.   ФГОС   второго   поколения:   система   работы   по формированию УУД на уроках русского языка. [Электронный ресурс]. ­ URL:   ­   Режим   доступа:  http://rcwebroom.rusedu.net.   (дата   обращения: 17.04.2017). 7. Федеральный   Государственный   образовательный   стандарт   начального общего   образования   [Текст]/   М   –   во   образования   и   науки   Рос. Федерации.   –   2­е   изд.   –   Введ.   06.10.   2009   г.,   №   373.   –   Москва: Просвещение, 2011. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978­5­09­025477­9.

Научная статья "Проблемно-диалоговая технология"

Научная статья "Проблемно-диалоговая технология"

Научная статья "Проблемно-диалоговая технология"

Научная статья "Проблемно-диалоговая технология"

Научная статья "Проблемно-диалоговая технология"

Научная статья "Проблемно-диалоговая технология"

Научная статья "Проблемно-диалоговая технология"

Научная статья "Проблемно-диалоговая технология"

Научная статья "Проблемно-диалоговая технология"

Научная статья "Проблемно-диалоговая технология"

Научная статья "Проблемно-диалоговая технология"

Научная статья "Проблемно-диалоговая технология"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2018