Первым национальным проектом в области образования, как известно, стал проект, который условно можно назвать «Классный руководитель». Его реализация предполагает, во-первых, определение и выполнение классными руководителями функций, способствующих повышению эффективности воспитательной работы с детьми, и, во-вторых, предоставление классным руководителям денежного вознаграждения за осуществление этих функций. В связи с этим необходимо разработать и обосновать современную модель воспитательной деятельности классного наставника.
Современная модель воспитательной деятельности
классного руководителя
Его реализация предполагает,
Первым национальным проектом в области образования, как
известно, стал проект, который условно можно назвать «Классный
руководитель».
вопервых,
определение и выполнение классными руководителями функций,
способствующих повышению эффективности воспитательной работы
с детьми, и, вовторых, предоставление классным руководителям
денежного вознаграждения за осуществление этих функций. В связи
с этим необходимо разработать и обосновать современную модель
воспитательной деятельности классного наставника.
Анализ результатов опытноэкспериментальной работы и
практики осуществления воспитательных функций успешно
работающими педагогами позволяет выявить характерные черты, из
которых может складываться образ (модель) эффективной
деятельности классного руководителя.
К таким чертам
целесообразно отнести следующие:
1) стратегическую устремленность и долгосрочную
перспективу планирования процесса воспитания;
2) направленность содержания воспитательной деятельности
на развитие детей;
3) системность
взаимодействия;
осуществления
воспитательного
4) ориентацию воспитательного процесса на развитие
индивидуальности детей;
5) технологичность работы педагогавоспитателя;
6) диагностическую оснащенность деятельности классного
руководителя.
Рассмотрим каждую из перечисленных черт более детально.
Первая черта – стратегическая устремленность и долгосрочная
перспектива планирования процесса воспитания.
В постсоветский период развития российской системы
образования в подавляющем большинстве школ отказались от
программирования и других методов стратегического планирования
воспитательного процесса. Чаще всего в деятельности классного
руководителя, да и в общешкольном масштабе, используется
календарное (текущее) планирование на четверть, семестр,
полугодие, учебный год. В последнее время в центральных
периодических изданиях появились призывы в максимальной степени
упростить форму плана работы классного руководителя, чтобы он
занимал однудве страницы.Мы, конечно, не против поиска выхода из охватившего
образовательные учреждения бумажного бума (бумагооборота) и
всегда выступали за краткость (лаконичность), но не теряем ли
вместе с этим чтото очень важное, весьма значимое? Нам кажется,
текущее планирование очень часто связано лишь с текучкой.
Перспективность,
а порой и научная
обоснованность остаются за кадром. Очень трудно представить
учителяпредметника без образовательной программы на срок
обучения от 4 до 7 лет. А вот классного руководителя представить
можно, как будто процесс воспитания легче осуществлять, чем
обучение. Чаще утверждают: наоборот.
целенаправленность,
И нас радует, когда педагоги составляют свои авторские
(адаптированные, компилятивные) программы воспитания детей или
разрабатывают концепции воспитательных систем классов,
используя такие методы стратегического планирования, как
прогнозирование,
моделирование,
проектирование. У них возникает гораздо меньше проблем с
целеполаганием (когда учитель в муках определяет цель и задачи
воспитательной деятельности), выбором содержания и способов
организации воспитательного процесса, разработкой критериев и
показателей его результативности. Да и процесс воспитательной
деятельности становится более продуманным, целенаправленным и
эффективным.
программирование,
Вторая черта – направленность содержания воспитательной
деятельности на развитие детей.
Если сейчас постараемся сформулировать существующие в
отечественной педагогической науке определения понятия
«воспитание», то увидим, что чаще всего оно определяется через
взаимосвязь с процессом развития детей. Однако не всегда
педагогамвоспитателям удается обеспечить эту взаимосвязь в
практической деятельности. Что же отличает в данном аспекте
деятельность успешно работающих классных руководителей?
Во-первых, у них сформированы научные представления о
личности, ее структуре и компонентах, условиях и факторах её
развития.
Во-вторых, когда они формулируют в плане работы цель
воспитания, то в этой формулировке всегда содержится информация
о структурных элементах (качествах) личности, на развитие которых
в первую очередь будет направлен воспитательный процесс.
В-третьих, нередко планы воспитательной работы таких
педагогов содержат разделы, связанные с развитием основныхпотенциалов
ценностный,
коммуникативный, физический, эстетический) или направлениями
личностного развития (умственное, нравственное, физическое).
(интеллектуальный,
личности
В-четвертых, ни одно организуемое ими дело не проводится
только просто ради мероприятия или просто ради того, чтобы
отметить «красный день» календаря. Любое дело должно внести
вклад в развитие детей.
В-пятых, особое внимание в ходе анализа состояния и
эффективности воспитательного процесса, при составлении
психологопедагогической характеристики класса уделяется
результатам развития детей, изменениям параметров личностного
развития каждого отдельного ребёнка и классного сообщества в
целом.
Третья черта – системность осуществления воспитательного
взаимодействия.
Уже стали педагогической классикой вопрос и ответ В.А.
Караковского на одной из научнопрактических конференций. Он
задал вопрос участникам конференции:
«Что означает
профессионально управлять процессом воспитания?» Затем
выслушал прозвучавшие варианты ответов и ответил сам: «Это
означает действовать системно».
Успешно работающие классные руководители убедительно
доказали, что системный подход целесообразно применять не только
в масштабе всего учреждения образования, но и в рамках классного
сообщества. Благодаря их усилиям создаются уникальные и
эффективные воспитательные системы классов. Посредством чего
это достигается?
Во-первых, в соответствии с педагогическим замыслом
классного наставника формулируется название воспитательной
системы класса, которое и выполняет роль системообразующего
фактора. Например:
Самоумейка;
Вселенная Жизнь;
Экоград;
Чистое озеро;
Подсолнух;
ЖЗЛ (жизнь замечательных людей);
Наши 25 «Я»;
Звонница;
Искусство быть собой;
Зажги свою звезду;Мы в ответе за...;
Дорога к себе;
Выбор;
Космос театра.
Во-вторых, определяется приоритетный (доминирующий) вид
(направление) деятельности как стержень воспитательного
процесса, т.е. его системоинтегрирующий фактор. Например:
в воспитательной системе «Звонница» – краеведческая
деятельность;
в воспитательной системе «Космос театра» –
деятельность театрального объединения учащихся;
в воспитательной системе «Чистое озеро» – экологическая
деятельность;
в воспитательной системе «Наши 25 "Я"» – коллективная
проектнотворческая деятельность (азбука проектов);
в воспитательной системе «Зажги свою звезду!» –
деятельность, направленная на обеспечение процесса становления и
проявления индивидуальности детей.
В-третьих, предпринимается попытка возродить комплексные
формы организации воспитательного процесса. В очередной раз
подтверждается справедливость утверждения о том, что новое – это
часто не совсем забытое старое. Опытные педагоги, конечно, помнят,
что в 7080е годы прошлого столетия активно использовались такие
комплексные формы, как Всесоюзная играпутешествие «Октябрята
по стране Октября», Всесоюзный марш юных ленинцев, Ленинский
зачёт. С отказом от этих форм, прежде всего изза излишней
политизированности, мы потеряли системность,
целостность
процесса воспитания, ведь эти комплексные формы интегрировали
отдельные воспитательные дела и мероприятия в единое целое. В
начале учебного года проводилась работа по подготовке и принятию
отрядного пионерского слова или личного комплексного плана
участника ленинского зачёта, затем следовали дела, направленные
на выполнение взятых обязательств, а завершался учебный год
пионерской поверкой или общественнополитической аттестацией,
где анализировались результаты и подводились итоги сделанного.
Получался своеобразный каркас, который объединял в единое целое
десятки проводимых в течение учебного года дел и мероприятий.
Очевидно, что и в настоящее время целесообразно использовать
комплексные формы как системоинтегрирующие факторы процесса
воспитания.
совокупность
объединённых в единое целое отдельных форм, приёмов и методов,
которые связаны концептуальным замыслом, планом, алгоритмом
комплексной формой
понимается
Поддлительного осуществления деятельности и обладают благодаря их
интеграции возможностями эффективного и разностороннего влияния на
развитие детей.
Сейчас творческие группы псковских ученых, методистов,
заместителей директоров школ и классных руководителей
разрабатывают три комплексные формы для детей разного возраста,
связанные с поддержкой процессов становления и проявления
индивидуальности учащихся:
познавательная игра «Азбука важных вопросовоткрытий
своего "Я"» (для учащихся 24х классов);
проектная мастерская «Город наших "Я"» (для учащихся 59х
классов);
«Чайкаклуб» (для учащихся 1011х классов на основе
использования книги Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон»).
Каждую разрабатываемую комплексную форму можно
представить в виде цепочки последовательно проводимых
совместных и индивидуальных дел. Разумеется, эти дела разные для
детей младшего школьного, подросткового и юношеского возраста.
Но существует схожая логика последовательности звеньев в разных
комплексных формах.
Например, первым звеном этой цепочки чаще всего является
дело, которое символизирует старт комплексной формы. В ходе него
решаются три задачи:
1) доходчиво разъяснить детям замысел комплексной
формы;
2) вызвать интерес учащихся к участию в ней;
3) принять индивидуальные или комплексные задания самому
себе или самим себе.
Следующим шагом в развёртывании комплексной формы может
стать проведение дел, направленных на определение и утверждение
правил совместной жизнедеятельности (похода, клуба и т.п.), поиск
объектов для приложения своих сил,
распределение
индивидуальных или групповых поручений.
Третье звено – этап конкретных дел.
Затем следует «привал» (финиш как завершающий этап) – это
место и время для анализа и оценки проведённых дел и их
результатов.
Апробация комплексных форм позволила определить условия
их использования в процессе воспитания детей. Они следующие:
наличие привлекательного для детей сюжетного замысла и
способов его воплощения (включение элементов сюжетноролевых игр, моментов таинственности, загадочности,
романтики);
социально ценная и личностно значимая направленность совместной и
индивидуальной деятельности, ориентация её содержания, приёмов и
методов организации на формирование у воспитанников знаний и
умений самопознания,
самостроительства,
самореализации и саморефлексии;
самоопределения,
учёт возрастных особенностей школьников в определении сроков,
содержания и способов осуществления комплексной формы;
выделение этапов в организации совместной деятельности;
предоставление учащимся свободы выбора в проявлении своей
активности, возможности найти и занять собственную нишу в
жизнедеятельности классного (школьного) сообщества;
существование правил, памяток, инструкций как подсказокориентиров
для детей, «погружённых» в длительный цикл деятельности;
обеспечение наглядности отражения процесса и результатов участия
детей в комплексной форме (карты, схемы, стенные газеты, уголки,
дневники и т.п.).
Четвёртая черта – ориентация воспитательного процесса на
развитие индивидуальности детей.
В советские годы мы научились воспитывать школу в целом,
класс в целом, а вот с воспитанием конкретного ребёнка были и
остаются сложные и порой неразрешимые проблемы. Мечта многих
поколений российских педагогов – дойти до каждого ребёнка –
остаётся до сих пор несбывшейся. Чтобы она стала реальностью,
надо постараться сделать процесс воспитания индивидуально
ориентированным, т.е. направленным на развитие и проявление
индивидуальности каждого учащегося.
К сожалению, индивидуальности мало уделяется внимания как
в исследовательской, так и в практической деятельности.
Преобладает усечённый взгляд на этот человеческий феномен:
индивидуальность рассматривается лишь как уникальность,
неповторимость, особенное в человеке и его свойствах. Очень часто
за пределами рассмотрения остаются три существенные её
характеристики:
1) индивидуальность как важнейшее, системообразующее качество
человека;
2) индивидуальность как этап, уровень развития индивидуума;
3) индивидуальность как особая форма бытия человека, его
самобытность, способность стать и быть самим собой.
Именно целостный, а не усечённый взгляд на индивидуальность
способствует тому, что успешно работающие классные руководителиизбирают её в качестве ведущего целевого ориентира в
воспитательной деятельности.
Не случайно в их планах
воспитательной работы с детьми заметное место занимает раздел
«Индивидуальная работа с учащимися»,
в котором
предусматриваются формы и методы индивидуального
взаимодействия с каждым учеником, исходя из мира интересов и
увлечений ребёнка, его личностных достижений, проблем в развитии.
В практике классного руководства они часто используют
индивидуальноориентированные формы воспитательного процесса:
персональные выставки и концерты, самопрезентации, смотры
личностных достижений,
мастерские самопроектирования,
бенефисы, мастерклассы учащихся и т.п. Разработка и включение
форм содействия развитию индивидуальности учеников в
практическую деятельность, по мнению заслуженного учителя
России Л.И. Понизовской, не только обогащает и повышает качество
воспитательного процесса, но и делает его привлекательным и
желанным для самих детей, так как в перечисленных формах они
участвуют с удовольствием и высокой активностью.
Пятая черта деятельности успешного классного руководителя –
это технологичность работы педагогавоспитателя.
В данном случае понятие «технология» используется в широком и
узком смысле своего значения. Напомним, что в широком смысле под
технологией понимается любая совокупность действий по достижению
цели и получению какоголибо результата (продукта), т.е. все, что
отвечает на вопрос: как? Чаще всего в этом ракурсе технологии
рассматривает и описывает в своих книгах Г.К. Селевко. В узком смысле под
технологией понимают взаимосвязанную систему действий, направленную
на достижение диагностируемых целевых ориентиров, выполняемому по
определенному алгоритму, обладающую высокой экономичностью и
возможностью повторения любым педагогом. Именно такие технологии
разрабатывают Н.Е. Щуркова, С.Д. Поляков и его коллеги.
Однако для воспитательной практики важно не столько умение
узнавать, в каком смысле используется понятие «технология»,
сколько овладение педагогом широким спектром современных
педагогических технологий.
Очень часто учитель более технологичен в учебном процессе,
чем при построении воспитательного взаимодействия. В этом
убеждаешься на квалификационных аттестационных испытаниях,
когда учитель может перечислить большое количество подходов,
методов и технологий, используемых на уроке, и в то же время
затрудняется назвать более трехчетырех технологий и методик,
применяемых по внеклассной воспитательной работе.Поэтому надо стремиться к тому, чтобы педагоги использовали
в практике воспитания такие технологии, как:
технология КТД;
технология моделирования воспитательной системы класса;
технология совместного
(коллективного)
планирования
жизнедеятельности в классе;
технология подготовки и проведения личностно
ориентированного классного часа;
игровые и коммуникативные технологии;
технология анкетирования, тестирования и применения других
методов психологопедагогической диагностики.
Наконец, шестая черта – диагностическая оснащенность
деятельности классного руководителя.
Постепенно растёт количество педагогов, которые осознают,
что деятельность по развитию детей не может строиться на глазок,
без применения диагностических средств.
Как правило, в процессе воспитания детей выделяют два
объекта диагностики:
состояние (ход) воспитательного процесса;
его результативность (эффективность).
1)
2)
При изучении первого объекта – состояния (хода)
воспитательного процесса – предметами диагностики часто
становятся:
а)
формирование отношений в коллективе класса
(межличностные и деловые, внутренние и внешние связи и
отношения);
б) развитие совместной деятельности (изучение потребностей,
мотивов, умений планировать, организовывать, анализировать
деятельность);
в) культура общения учащихся.
Для определения эффективности воспитательного процесса
надо разработать диагностическую систему, состоящую из
критериев, показателей и методик изучения. Если до конца быть
последовательными, то следует признать, что для исследования
эффективности воспитательного процесса должна разрабатываться
в каждом классе своя система диагностики, так как в разных классах
могут существенно отличаться друг от друга состав классного
сообщества,
организационно
деятельностный компоненты воспитательного процесса, условия его
осуществления.
содержательный,
целевой,Наряду с этим надо не забывать о том, что существуют, по
утверждению психологов, два универсальных критерия оценки
эффективности человеческой деятельности:
1) продуктивность;
2) удовлетворённость процессом и результатами деятельности.
Продуктивность воспитательной деятельности, по всей
вероятности, включает в себя две основные составляющие:
1) развитость детей;
2)
сформированность коллектива класса
(отношений,
атмосферы, среды развития, его репутации и индивидуальности).
Отсюда мерилом эффективности воспитательного процесса в классе
могут выступать:
развитость основных потенциалов человека;
сформированность коллектива класса, его репутации и
индивидуальности;
удовлетворенность
учащихся и их
родителей
жизнедеятельностью в классе.
В соответствии с каждым из названных критериев подбираются
показатели и методики изучения.
Завершая описание модели эффективной деятельности
классного руководителя в современных условиях, необходимо
заметить, что данные модельные представления могут быть
использованы в целях совершения оптимального выбора путей и
способов научнометодического обеспечения успешной работы
педагоговвоспитателей,
содержания
самообразовательной работы классных наставников, разработки
дифференцированной системы оплаты их труда. А это в свою
очередь должно способствовать повышению качества процесса
воспитания детей.
определения
1. Барышникова С.В.
Трудный выбор классного
Рекомендуемая литература
руководителя. – СПб, 2003.
2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М,
2003.
3. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М, 2002.
4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной
школе. – М, 2003.
5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных
подходах и концепциях воспитания. – М, 2005.