Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"
Оценка 4.7

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
Взрослым
16.03.2019
Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"
Данная статья посвящена теме "Спортивная лексика в метафорическом использовании". В ней раскрыто понятие метафоры, ее разновидности, функции,а также своеобразные особенности. Целью исследования является определение роли метафор в публицистике и политическом дискурсе, а также выявить особенности употребления спортивной лексики в данных сферах.
Скрипцова Элисса Павловна.docx
Скрипцова Элисса Павловна «Сибирский федеральный университет» Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета Номер специальности 44.03.05 E­mail: vip   .  elissa    @   mail    .  ru СПОРТИВНАЯ ЛЕКСИКА В МЕТАФОРИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ Аннотация: Статья посвящена метафорическому осмыслению  спортивной лексики в публицистике и политическом дискурсе. Обозначено  понятие метафоры, ее разновидности и функции, а также роль  использования спортивной лексики в метафорическом использовании в той или иной сфере. В результате исследования было выявлено, что метафора используется не только для создания необычного образа, но и для того,  чтобы обратить внимание читателей или зрителей к определенной теме. Ключевые слова: метафора, лексико – семантическая группа «спорт»,  публицистика, политический дискурс. 1 Содержание Введение …………………………………………………….……...…..…  3 1. Понятие метафоры ………………………………………….……….....  5 Разновидности метафоры…………………………………………….…….7 Функции метафоры…………………………………………………………8 2. Лексико­семантическая группа «спорт»  в метафорическом осмыслении………………………………………..... 10 3. Спортивная лексика в политическом дискурсе …………………….. 14 4. Спортивная лексика в публицистическом тексте………………....….17 Заключение ………………………………………………………………  19 Список литературы ……………………………………………………...  20 2 Введение Данное исследование посвящена изучению роли спортивной лексики в разных   аспектах   человеческой   жизни,   таких   как:   политический   дискурс   и публицистический текст. Актуальность темы определяется особой ролью СМИ в современном обществе. Особенности газет, политических статей в том, что они оказывают огромное влияние на сознания людей, формируя у них определенные мнения насчет   ситуации,   описанной   в   тексте,   оставляют   соответствующее впечатление, что достигается за счет эмоциональной образности, которое и предают тексту средства речевой выразительности, в частности – метафоры. Метафорические   образы   помогают   прочувствовать   атмосферу   описанных событий, помогают поставить себя на место тех, кто участвовал, например, в решающем   матче,   в   политических   дебатах,   оставляя   после   себя положительные или отрицательные эмоции после «пережитого». На сегодняшний день проблема спортивной лексики в метафорическом использовании не дает покоя многим ученым, что исследуют данный феномен, так как с каждым годом интерес к спортивной тематике все увеличивается, вследствие   чего   СМИ   все   чаще   используют   в   своей   лексике   слова   этой тематической   группы,   правильно   подбирая   их,   при   составлении   нужной метафоры, для оказания однозначного эффекта на зрителя или читателя. Целью данного исследования является выявление главных особенностей употребления спортивной лексики в политике и публицистике, определить роль тех же метафор в данных сферах. В достижении поставленной нами цели помогли статьи таких ученых как:   Кирилова   Ю.Н.[7],   Бекина   А.М.[14],   Голуб   И.Б.[2]   ,а   также   мы 3 обратились к словарной  статье Арутюновой Н.Д [4] и др. Словарные статьи внесли  свою  долю  в данное  исследование, а  также   изучение  политических газетных  и публицистических статей.   Методы   исследования   обуславливаются   его   задачами   и   спецификой исследуемого   объекта.   В   данной   работе   применяется   комплекс   методов: описательный,   сопоставительный   метод, контекстуальный   анализ.  Используется   методика   выборки   материала   и   его   аналитический   метод, описания, а также метод обработки данных.   4 1. Понятие метафоры. Богатство русского языка и любого другого заключается в разнообразии устных и письменных выразительных средств, в манере их преподавания, в способах лексического самовыражения.   Все это делает языки необычайно привлекательными   для   иностранцев,   для   самих   носителей,   для   ученых. Метафоры, сравнения, олицетворения и др. встречаются не только в областях литературы, политики, спорта, но также и в живой речи. Без тропов речь была бы   однообразна,   без   заковыристых   смыслов,   без   интересно   составленных сравнений, без образной окраски. Язык представлял бы собой серую массу, которая   легка   для   заучиваний,   со   стороны   иностранных   гостей.   Особое внимание   хотелось   бы   уделить   такому   тропу   как   метафора.   Данный   троп известен   еще   со   времен   античности,   изучением   которого   занимались Аристотель и Цицерон. Метафора   представляет   собой   фигуру   речи,   которая   использует название   предмета   одной   группы   для   описания   объекта   другой   группы. Явление метафоры присуще всем языкам в разные эпохи человечества. Самые истоки понятия мы можем найти в античных теориях языка. Термин был введен Аристотелем; Он определял ее как «перенесение слов с измененным значением из род в вид, или из вида в род, или из вида в вид, или в форме пропорций». В его понимании метафора схожа с гиперболой (преувеличение), также неотличима от сравнения.   Исходя из точки зрения Аристотеля,   метафора   представляет   собой   краткое   сравнение   из   которого 5 убраны предикаты наподобие «похож», а также союзы, при которых в тексте или в речи можно понять, что перед вами не метафора, а сравнение: «как», «словно». [1] Метафора   ­   это   завуалированное   сравнение,   она   описывает   объекты через   непривычные   формы,   само   же   сравнение   является   прямым сопоставлением двух предметов. При метафоре объект называется не своим именем,   именем   другого   предмета,   на   который   он   похож,   например,   в предложении   «Наступила   зима,   вся   трава   укрылась   белым   ковром   (снег   и ковер схожи по цвету)». При сравнении же оба объекта называются своим именем   и   раскрывают,   чем   они   похожи,   например,   в   предложении   «Мама купила нам новый свитер, он белый словно снег»; здесь сравниваются свитер и снег,   объединяющим   признаком   для   них   является   цвет.   И   метафора,   и сравнение строятся на основе сопоставления, но в сравнении оно прямое, в отличие от метафоры, например, «лампа светит ярко как солнце». Метафора в   отличие   от   сравнения   не   использует   в   своей   конструкций   такие сравнительные   союзы   как   «словно,   будто,   как   будто   и   др.»   Сравнение отличается от метафоры тем, что дает два различных объекта, метафора же создает единый образ, например, тот же «белый ковер». Несмотря   на   то,   что   метафора   это   всего   лишь   капля   в   море выразительных   средств,   что   существуют   в   всех   языках,   она   является особенным   тропом,   благодаря   которому   было   создано   более   тысячи различных ярких образов, которые и по сей день вспоминаются не только простыми людьми, но и начинающими писателями, поэтами, которые только постигают мир образов и учатся создавать свой воображаемый мир. Создать прекрасный   образ,   который   запомнится   каждому   –   это   и   есть   истинное искусство слова. Не обладал бы язык средствами усиления образности, ни один   поэт,   писатель   не   смог   бы   привлечь   все   внимание   читателя   на   свое произведение из­за чего бы оно кануло в лету, и никто бы так не вспомнил ни 6 автора,   ни   его   произведение.   Произведение   Льва   Николаевича   Толстого «Война и Мир» не было бы так востребовано по всему миру, если бы не его удачно подобранные и яркие образы, если бы не его образ дуба, с которым встретился Князь Андрей: «...Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром   сочной,   темной   зелени,   млел,   чуть   колыхаясь   в   лучах   вечернего солнца...». Исходя из точки зрения Ирины Голуб, можно сказать, что метафора среди   других   тропов   занимает   главенствующее   место,   поскольку   она позволяет составить емкий и глубокий образ, зачастую основанный на ярких и неожиданных   ассоциациях,   например,   «Горит   восток   зарею   ­   слово   горит, выступая   как   метафора,   рисует   яркие   краски   неба,   озаренного   лучами восходящего солнца.» Эта метафора основана на сходстве цвета зари и огня, в контексте   она   получает   особый   символический   смысл:   перед   Полтавским боем красная заря воспринимается как предзнаменование кровопролитного сражения. [2] Таким образом, метафоры нужны прежде всего для создания приятного образа, будь то образ природы, будь то образ чего­то неодушевленного, вроде свободы, метафора сделает само понятие этого слова более разветвленным, создав   к   нему   необычные   ассоциации.   Метафора   делает   абстрактное   поэтому   она   один   из   магистральных   путей воспринимаемым, метафорического переноса от конкретного к абстрактному, от материального к духовному. Разновидности метафоры За   всю   историю   исследования   метафоры   лингвистов   интересовали многие вопросы, связанные с происхождением метафоры, с ролью сходства в структуре метафоры, с функциями метафоры в речи и в письме, а также с видами   метафор   и   др.   На   сегодняшний   день   существует   множество 7 классификаций, которые позволяют определить, по каким критериям можно разделить те или иные виды метафор. Н.Д. Арутюнова выделила следующие типы метафор: 1)   номинативная   метафора   (предполагает   замену   одного дескриптивного значения другим, служит источником омонимии); 2)   образная   метафора   (появляется   в   результате   перехода, идентифицирующего (дескриптивного) значения в предикатное, способствует развитию синонимических средств языка); 3) когнитивная метафора (возникает вследствие сдвига в сочетаемости признаковых слов (переноса значения), создает полисемию); 4)   генерализирующая   метафора   ­   конечный   результат   когнитивной метафоры   (стирает   в   лексическом   значении   слова   границы   между логическими   порядками   и   стимулирует   возникновение   логической полисемии). [3] Необходимо   отметить,   что   Н.Д.   Арутюнова   предложила   еще   одну классификацию   помимо   вышеупомянутой.   Основанием   для   разделения метафор на классы стал способ воздействия на адресата. Согласно данной теории,  метафоры   делятся   на   эпифоры   и  диафоры.  Ученые   полагают,  что эпифорам   свойственна   экспрессивная   функция,   иными   словами   они воздействуют на воображение. Что касается диафор, данному типу присуща суггестивная   функция,   то   есть   апелляция   к   интуиции.   "При   когнитивной функции   метафоры   делятся   на   второстепенные   (побочные)   и   базисные (ключевые).   Первые   определяют   представление   о   конкретном   объекте   или частичной   категории   объектов,   вторые   (это   всегда   диафоры)   определяют способ мышления о мире (картину мира) или его фундаментальные части". [3] 8 Функции метафоры 1) Метафора как средство создания образности речи:  Метафора   является   изобразительно­выразительным   средством,   она связана   с   интерпретацией   художественного   отражения   мира,   с   оценками предметов или явлений. [4] Образ — это основной прием словесного художественного творчества. Функция   метафоры   как   художественного   средства   ­   усилить   признак   и создать   новый   образ,   вызвать   представление   в   воображении.   Метафора участвует в создании образа, способствуя эмоциональному насыщению. [4] 2)  Оценочная — Оценочные метафоры применяются при  восприятии информации,   когда   необходимо   вызвать   определенные   ассоциации   об описываемом   объекте   или   явлении.   Например,   метафора   «золотые   руки» вызывает у читателя ассоциацию с человеком, который может починить что угодно, создать какой­либо объект без всяких изъянов, что и хотел донести до читателей автор статьи или литературного произведения. [4] 3) Эмотивно­оценочная. Этот тип метафор применяется как средство эмоционального   воздействия   для   достижения   экспрессивного   эффекта, например, «Внучка смотрела на бабушку, разинув рот, не замечая даже, как из­под ее спиц все больше и больше вещей вылетает.» [4] 4) ­   Номинативная     механизм   семантических   изменений, обеспечивающих включение объектов в культурно – языковой контекст, т. е. создание или нахождение имени для нового объекта, или явления. [4] 5) Познавательная функция – способ познания, объяснения окружающей действительности. Метафору можно назвать также и способом мышления, так как   с   помощью   нее   человек   обличает   свои   новые   мысли   в   определенную форму. [4] 9 2. Лексико­семантическая группа «спорт» в метафорическом осмыслении.   Лексико­семантическая группа (в узком смысле) – группа слов одной части речи, объединенные одним словом или же устойчивым словосочетанием, значение которого полностью входит в значение слов группы, которое может заменять остальные слова в определенных контекстах. Например, стратегия, футбол, фол, бутсы, соперник, ворота– «спорт».   В   широком   же   смысле   лексико­   семантическая   группа   является группой слов, тесно связанных между собой по смыслу, что не однозначно и довольно   расплывчато,   так   под   подобное   понимание   подходят   разные смысловые группировки, например, синонимы и другие группы слов.  В   лексико–семантическую   группу   «спорт»   можно   отнести   слова, принадлежащие к основным 9 тематическим группам, имеющих наибольшее количество лексем на данную тему:  Данная группа распадается на три тематические подгруппы: Виды спорта 10 Названия летних видов спорта. 1 Подгруппа   охватывает   слова,   которые   обозначают   виды   спорта, тренировка и проведения которых происходит как правило в теплое время года, а также для занятия которыми не требуется специальных поверхностей: Гребля, Яхтинг, Велоспорт, Гребля на каноэ, Гольф, Конный спорт, Бейсбол, Триатлон,   Метание   молота,   Выстрел,   Футбол,   Хоккей,   Прыжок   в   длину, Прыжок в высоту, Спринт, Бег с препятствиями, Полоса препятствий, Регби, Эстафета, Крикет, Пейнтбол и др. [5] Названия зимних видов спорта. 2 К   данной   подгруппе   относятся   слова,   служащие   для   наименования видов спорта, тренировка и проведение по которым чаще всего происходит в холодное время года с использованием специальных поверхностей, таких как снег и лёд: Биатлон, Бобслей, скелет, керлинг, Фигурное катание, Коньки, Конькобежный   спорт,   Прыжки   с   трамплина,   Хоккей   на   льду,   Лыжная акробатика, Прыжки с трамплина и др. [5] Названия прочих видов спорта. 3 Подгруппа включает в себя слова, использующиеся для наименований видов спорта, которые можно проводить вне зависимости от времени года: Баскетбол,   Бадминтон,   Бокс,   Дартс,   Рэсслинг,   Вольная   борьба,   Волейбол, Гимнастика, Дзюдо, Айкидо, Каратэ, Сумо, Тхэквондо, Настольный теннис, Самбо, Гимнастика и др. [5] Спортивные упражнения, технические и тактические приемы Исходя  из  определения   Ю.П.  Кирилловой   данная   группа   включает   в себя «входящие в ее состав слова, характеризуются разнообразием семантики и обозначают не только спортивные упражнения, но и приемы и средства, целенаправленно   используемые   для   решения   определённых   двигательных   и тактических   задач   в   процессе   соревновательной   деятельности   и   на   этапе 11 тренировки»:   «Мертвый   мяч»,   маневр,   блокада,   ловушка,   опрокидывание, отбивание мяча, пас, прессинг, хет­трик, рокировка, страйк, раздача, разбег, пробежка, обводка, контратака, дриблинг, комбинация и др. Спортивный инвентарь, спортивные снаряды, приспособления, спортивная форма и снаряжение. В   Данную   подгруппу   лексем   относят   названия   разнообразные спортивные   приспособления,   снаряжения,   снаряды,   при   помощи   которых может проводиться тренировка или соревнование, а также форма, в которую переодеваются участники эстафет. Из данной группы можно выделить две подгруппы: 1 Наименование спортивного инвентаря, снарядов, приспособлений и снаряжений: шайба, шахматы, футбольная (или другая любая, например, лыжная) база, гантели, канат, клюшка, шашки, штанга, метательный диск или кольцо, трамплин, палка, шест и др. 2 Наименование   одежды,   которую   можно   отнести   к   спортивной форме: майка­безрукавка,   лосины,   шорты,   бейсболка,   гетры,   футболка, рубашки­ поло и др. Спортивные состязания по их квалификации Исходя   из   мнения   Ю.П.   Кирилловой,   к   данной   группе   относятся названия   соревнований,   целью   которых   является   сдача   соответствующих нормативов   для   присвоения   званий,   а   также   получение   допуска   к   более масштабным соревнованиям: гран­при, марафонский забег, велопробег, Кубок Мира, лига, чемпионат, олимпиада, соревнование и др. [5] Спортивные сооружения и места проведения состязаний 12 Данная   тематическая   группа   представляет   собой   наименования спортивных снаряжений и мест проведения соревнований: ипподром, трасса, футбольное поле, стадион, беговая дорожка, спортивная площадка, ринг. Наименования тренерского и судейского состава Группа представляет собой наименования лиц, контролирующих ход игры, а также лиц, ответственных за организацию и проведение состязаний: инструктор, тренер, судья, арбитр, боковой судья, рефери и др. Наименования спортсменов и спортивных коллективов Данная   группа   включает   в   себя   названия   спортивных   коллективов   и наименования лиц, занимающихся определенным видом спорта: футболист, баскетболист,   волейболист,   хоккеист,   бобслеист,   культурист,   альпинист, горнолыжник, акробат, игрок, чемпион, вратарь, биатлонист и др. Наименования правил игры и их нарушений Группа включает в себя лексемы, обозначающие наименования правил игры,   нарушений,   а   также   наказания   за   нарушение   того   или   иного   права: удаление   с   поля,   аут,   удар   (штрафной),   фол,   дисквалификация,   отмашка, введение и др. Наименования спортивных достижений и наград Данная   группа   представляет   собой   лексемы,   которые   являются наименованиями   спортивных   достижений   и   наград:   «Золотая   пара», «Легкоатлетический   космос»,   «Великий   дискобол»,   «Лучший   в   ХХ столетии»,     «Золотой   ледоруб»   ,   Олимпийский   орден   ,   золотая   медаль, серебряная медаль, кубок и др. 13 3.Спортивная лексика в политическом дискурсе Метафора уже многие столетия является частью нашей повседневной жизни, нашего языка, захватив каждую сферу жизни людей: журналистику, политику, спорт, и многие другие.  В   настоящее   время   все   труднее   становится   поддерживать   интерес общества к политической жизни государства, из­за чего политические лидеры и   депутаты   часто   обращаются   к   разным   способам   правильного   донесения информации о положениях в стране и др. до народа. Одним из таких способов является метафоризация политической речи. Данный   стилистический   прием   играет   значительную   роль   в политическом   дискурсе,   поскольку   целью   любого   обращения   к   народу 14 является   улучшение   мнения   народа   о   правительстве,   укрепление   ее значимости,   из­за   чего   при   составлении   речей   нередко   прибегают   к образности, к разнообразным метафорическим моделям. А.Н. Баранов и Ю.Н. Караулов называют следующие наиболее распространенные метафорические модели политического языка: Война, Геометрия, Игра, Механизм, Организм, Персонификация, Путь, Транспортное средство, Строение, Вещь/Объект или Артефакты/ Действия с артефактами. [6] О том, что сфера спорта является наиболее продуктивным источником современной   политической   метафоры,   можно   судить   по   работе   А.   П. Чудинова «Спортивная метафора в современном российском политическом дискурсе» Метафоры формируют у народа, к которым было сделано обращение, определенный взгляд на реальность, на ту же ситуацию в стране или же между несколькими соседствующими странами. Так, например, при использовании слова «гонка» для обозначения предвыборной кампании спикер подчеркивает, что каждая из сторон стремится к победе, и никто из избираемых не готов отступать   от   своей   главной   цели.     С   помощью   ярких   образных   слов появляется возможность ввести новый термин, который не имеет названия, например, так для обозначения этапа в истории России появилось понятие «гонка вооружений». Метафоризация в политическом дискурсе в какой­то степени   повышает   успешность   выступления   того   или   иного   представителя власти,   так   словосочетание  «плодотворные   результаты   реформы» значительно сильнее впечатлит слушателя, чем «хорошие итоги реформы». Спортивная   метафора   помогает   создать   образ,   с   помощью   которого представляется   возможность   отразить   ситуацию   между   несколькими  «Путин   забил   гол   в   политические   ворота странами,   например, соперника». [7] 15 Метафора   предполагает   передачу   информации   в   лаконичном   и   не объемном   виде,   например,   вышеупомянутая  «гонка   вооружений»  вместо «конкурентная   борьба   между   национальными   государствами   за   обладание военным превосходством над противником». [8]  Значительное количество метафор в политике основано на командных спортивных   играх,   таких   как:   футбол,   теннис,   волейбол,   например,   в предложении  «Как   человек,   я   не   люблю   президента,   однако,   как футболист я играю с ним в одной команде». Т.е. отношение к президенту не   очень   хорошее,   но   он   с   ним   в   одной   лодке,   на   одной   стороне   при политических баталиях. Яркий   пример   спортивной   метафоры   в   политике   можно   увидеть   в данном   предложении:  «Европейский   союз   является   одним   из   основных политических   и   экономических   партнеров   России,   с   которым она развивает отношения равноправного  стратегического партнерства». [9]   В спортивных играх, таких как баскетбол, футбол, среди участников одной   команды   может   существовать   также   стратегическое   партнерство, которое   поможет   выиграть   матч.   «В индийском   тендере,  соревнуясь с европейскими   переносными   зенитными   ракетными   комплексами, [10]  Т.е.   Россия   и   другие   страны победил   российский «Игла­С»».  соревновались   за   то,   чтобы   Индия   купила   их   ракетные   комплексы.   Образ турнира   на   «самое   выгодное   оружие»   дополняет   данную   новость,   делая акцент на победителя, и на его «поделку» на индийском тендере. «Введение временных   мер   —   неотложный   вопрос   и   необходимый   для   защиты невинного гражданского населения, без них Россия продолжит играть по собственным   правилам   и   продолжать   нарушать   международное законодательство». [11] Т.е. можно сказать, что международная арена для России как футбольное поле, на котором существуют только ее правила, а 16 международному законодательству она не подчиняется. Россия представляет собой футболиста во время матча между странами, при этом правила ее никак не волнуют, так как она понимает, что убрать с поля ее не смогут. «Теперь схватки   двух   партий  непримиримыми».  [12]   Между   двумя   партиями   в  Конгрессе   идет   вражда, между   республиканцами   и   демократами,   так   как   большую   часть   Палаты в   Конгрессе   могут   стать   еще   более заняли   демократы,   из­за   чего   у   них   появилась   возможность   «давки»   на республиканцев и Дональда Трампа. Образ схватки дает понять народу, что все серьезно, что им нужно быть готовым ко всему, что выкинут демократы. «Возьмем,   например,   ситуацию   с   тараном   в   Керченском   проливе.   Это классический пример «выстрела себе в ногу». Никто не может понять, зачем   это   нужно   было   делать,  никаких   политических   очков   на международной арене Россия не получила». [13] Международная арена ­ это   как   баскетбольная   площадка,   на   котором   Россия   не   смогла   забить   в корзину   соперника   ни   одного   трехочкового   броска,   ни   двухочкового, оставшись в проигрыше.  В современной политике деятельность регулярно концептуализируется как спортивное состязание, как турнир мирового масштаба, как сложнейшую партию в шахматы, где успех в значительной степени предсказуем, а победа приходит к сильнейшему, но бывают и неожиданности, связанные с наглым жульничеством, который можно сравнить с специальным толчком противника на   игровом   поле   во   время   решающего   матча   выборов   депутатов,   или   же президента.   4.Спортивная лексика в публицистическом тексте 17 В   современной   печати   востребована   спортивная   тематика,   ввиду событий, связанных со спортом, такие как: Зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году, чемпионат мира в нынешнем 2018 году и другие, менее значимые события,   например,   Кубок   Мира   и   другие.   На   сегодняшний   день   спорт является  тем,  что  больше  всего   интересует  современного  читателя.  Спорт отражается   везде,   в   виде   ярко   выделяющейся   метафоры:   в   политике,   в экономике, в средствах массовой информации и так далее. В   таких   условиях   пресса   уделяет   спорту   огромное   внимание. Спортивная   журналистика   развивается   в   быстром   темпе,   не   только   в узкоспециальных изданиях, но и в изданиях широкого профиля, где спорту уделяют   отдельные   блоки,   может   даже   несколько   страниц.   Спортивная журналистика не может существовать  без спортивной лексики, которая не является общеупотребительной, относящаяся к данной сфере деятельности человека. [14] Основной   задачей   печатных   средств   является   создание   необходимой информации, где читатель, интересующийся данной темой, смог найти то, что ему интересно, а также статьи на интересующие его вопросы. [15] «Мне   кажется,   в   игре   Игоря   теперь   должно   стать   больше спокойствия.   Все   же   стресс   уже   не   тот.   Кстати,   это   уже   вполне конкретно отразилось на результатах – против «Реала» в Лиге чемпионов Акинфеев выдал два сухих матча.» [16] «Два сухих матча» означает то, что они сыграли дважды в ничью, слово «сухой» передает читателю о том, что игра была безрезультативная, скучная. «Ясное дело, что лидеры в командах всегда бывают в каждой линии. Но один лидер – всегда главный. И это, конечно,   Акинфеев.   С   годами   он   становится   чуть   спокойнее,   хотя   по­ прежнему  «горит» в игре».»  [16]  В  спортивной  лексике  «гореть   в  игре» означает то, что игрок стал не замечать всего игрового процесса вокруг себя и противников, из­за чего товарищи по команде подсказывают ему, что сзади 18 бежит противник, который собирается отобрать мяч, выкрикивая это слово. После чего футболист делает пас своим, чтобы избежать потерю мяча. [17]  «Самое   слабое   место   россиянок   на   этом   турнире   –   игровая дисциплина. Как только соперник начинает  давить на ворота,  девчонки сразу фолят». [18] В данном предложении говорится о том, что как только соперник начинает заставлять забить в собственные ворота, девушки начинают нарушать правила на льду.  «Вот   и   сейчас   Анна   Савонина  схлопотала   удаление  за   четыре   с половиной минуты до конца третьего периода». [18] Девушка была удалена с катка и больше не может вернуться в игру. В словосочетании «схлопотала удаление»   особое   внимание   нужно   обратить   на   глагол,   так   как   он   дает экспрессивную   оценку   действию,   вызывая   еще   больше   досады   со   стороны участницы, ее товарищей и болельщиков. «В серии буллитов швейцарки вновь вырвались вперед первым же броском». [18] То есть как пошел отсчет от начала матча, швейцарки взяли инициативу в игре на себя, им удалось забить первую   шайбу   в   ворота   соперниц.  «Марии   Пушкарь удалось   уравнять шансы.   Но  судьба   матча   еще   долго   висела   на   тонюсеньком волоске». [18]   Данное   словосочетание   создает   образ   неопределенности, сможет   ли   выиграть   российская   команда   у   Швейцарии   или   же   нет. Происходит   эффект   усиления   неопределенности,   который   заставляет участниц напрячься, а болельщиков возможно довольно сильно переживать по поводу финала матча. Спортивная   лексика   в   публицистике   спорта   помогает   создать колоритный образ, заставляя читателей и болельщиков сильнее переживать за исход того или иного матча, так, будто они сами его часть, будто это они будут   забивать   решающий   гол   в   ворота   противника.   Стоит   отметить,   что существует   довольно   большое   количество   спортивных   терминов, использующихся в метафорическом осмыслении. Выборы слов из спортивного 19 накопления   слов   с   целью   метафоризации   определяется   его   известностью аудитории. Заключение Метафора – это многогранный троп, в котором спрятан неисчерпаемый творческий   потенциал;   литературный   прием,   позволяющий   любой   текст, составленный   из   голых   фактов   действительности   превратить   в   яркую   и интересную для читателя статью или же произведение. Тема   произведенного   нами   исследования   –   «Спортивная   лексика   в метафорическом   использовании».   Целью   данной   работы   мы   ставили исследование   употребления   спортивной   лексики   в   качестве   метафоры   в политическом дискурсе и в публицистическом тексте, приводя примеры из газетных   статей,   новостных   статей   интернета,   мы   доказали   значимость данного тропа. Исследовав употребление спортивной лексики в политических статьях и спортивных, мы выяснили, что метафора необходима для создания некой обстановки, атмосферы, для создания ощущения того, что сам читатель присутствует в тех событиях, что были описаны в газетных статьях. Нельзя не отметить, что ряду выразительных средств языка и стилистических приемов метафора   отличается   особой   экспрессивностью,   поскольку   обладает неограниченными   возможностями   в сближении, нередко —  в неожиданном уподоблении   самых   разных   предметов   и   явлений,   по   существу   по­новому осмысливая предмет.  Метафора   помогает   вскрыть,  обнажить   внутреннюю   природу   какого­ либо   явления,   являясь   выражением   индивидуального   авторского   видения мира.   Правильно   составленный   образ   –   это   своеобразное   копье,   которым поражает автор своих читателей. 20 Список литературы 1)  Определение   роли   и   значения   метафор,   использованных   в произведениях   писателя   в   формировании   его   идиостиля   [Электронный ресурс]                :  Определение метафоры в современной лингвистике  // Учебные материалы онлайн. – Режим доступа:  https://studwood.ru. 2) Голуб,  И.  Б.  Стилистика русского языка [Электронный ресурс] / И. Б. Голуб. – Айрис­Пресс,  2010. – Режим доступа:  https://nashol.com. 3)  Лингвосемиотические   функции   метафоры   в   деловом   дискурсе [Электронный   ресурс]     :     Классификации   метафор   //   Учебные   материалы онлайн. – Режим доступа:  https://studwood.ru. 4) Технология творческого мышления  [Электронный ресурс]  :  Функции метафоры  // Книжный сайт. – Режим доступа: https://librolife.ru/g3973800 5) Кирилова,     Ю.     Н.     Тематическая   группа   «Спорт»   как   источник семантических   трансформаций   [Электронный   ресурс]   /   Ю.   Н.   Насырова   // Научная электронная библиотека «Киберленинка». – 2011. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru 6)   Уразова,     Е.     А.     Особенности   использования   метафоры   в политическом дискурсе [Электронный ресурс] / Е. А. Уразова   //   Научная электронная   библиотека   «Киберленинка».   –   2017.   –   Режим   доступа: https://cyberleninka.ru 7)   The   Trumpet   о   ЧМ   по   футболу   в   России:   Путин   забьет   гол   в политические   ворота   [Электронный   ресурс]     :     //   ПолитРоссия.   –   Режим доступа: https://politros.com 21 8) Словарь [Электронный ресурс]  :  Гонка вооружений  // Национальная доступа: энциклопедия. Режим социологическая –         http://voluntary.ru/termin/gonka­vooruzhenii.html 9)   Отношения   между   Россией   и   Европейским   союзом   [Электронный ресурс]  :  //РИА Новости. – Режим доступа: https://ria.ru 10)   Ощетинившись   «иглами»:   российский   П3РК   выиграл   большой индийский   тендер   [Электронный   ресурс]     :     //Warhead.   –   Режим   доступа: https://warhead.su/2018/11/21/oschetinivshis­iglami­rossiyskiy­pzrk­vyigral­ bolshoy­indiyskiy­tender 11) Без них Россия продолжит играть по своим правилам: Украина в Гааге призвала ввести временные меры [Электронный ресурс]  :  // InfoResis. – Режим   доступа:  https://inforesist.org/bez­nih­rossiya­prodolzhit­igrat­po­ svoim­pravilam­ukraina­v­gaage­prizvala­vvesti­vremennyie­meryi/ 12)   Выборы   в   Конгресс   США:   демократы   победили,   нам­то   что? [Электронный   ресурс]     :     //   Новости   Украины.   –   Режим   доступа: https://kp.ua/politics/622072­vybory­v­konhress­ssha­demokraty­pobedyly­a­ nam­to­chto 13)   «Главное —   это   конец   романа   власти   и ее базовой   социальной группы»   [Электронный   ресурс]     :     Россия   ветшает.   Политолог   Александр Кынев — о внутриполитических итогах и значении 2018­го  // Интернет­газета     – Znak. Режим   (https://www.znak.com/2018­12­ 17/rossiya_vetshaet_politolog_aleksandr_kynev_o_vnutripoliticheskih_itogah _i_znachenii_2018_go доступа:  14)   Бекина,   А.   М.   Использование   спортивной   метафоры   в публицистическом   тексте   (на   материале   изданий   «Русский   репортер»   и «Русский newsweek 2007­2010 гг.)    [Электронный ресурс] / А. М. Бекина // 22 Научная электронная библиотека «Киберленинка». – 2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru 15)   Средства   массовой   информации   в   сфере   физической   культуры   и спорта   [Электронный   ресурс]     :     Анализ   спортивных   печатных   средств массовой информации в сфере физической культуры и спорта   // Учебные материалы онлайн. – Режим доступа:  https://studwood.ru. 16)   Азбука   Андронова.   «А»   –   Акинфеев:   главные   футбольные   темы сезона по алфавиту [Электронный ресурс]   :   // Советский спорт – новости футбол,   хоккей,     биатлон   и   другие   виды   спорта.   –   Режим   доступа: https://www.sovsport.ru/football/articles/2:880720­azbuka­andronova.­a­ akinfeev:­glavnyie­futbolnyie­temyi­sezona­po­alfavitu 17)   Горишь   в   футболе.   Что   это   значит?   Как   понять?     [Электронный ресурс]   :   Алвин Алмазов: бесплатные прогнозы на спорт с описанием   // Прогнозы   на   спорт.   –   Режим   доступа:  http://alvin­almazov.ru/soccer­ rus/gorish/ 18) На Канаду после «инфаркта»! Как россиянки пробились в полуфинал женского МЧМ [Электронный ресурс]  :  Сборная России с огромным трудом одолела швейцарок в четвертьфинале молодежного чемпионата мира – 2:1 бул. А в полуфинале нас ждут канадки // Советский спорт – новости футбол,   биатлон   и   другие   виды   спорта. хоккей, https://www.sovsport.ru/hockey/articles/2:880736­na­kanadu­posle­infarkta­kak­   –   Режим   доступа: rossiyanki­probilas­v­polufinal­jenskogo­mchm 23 24

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"

Статья на тему "Спортивная лексика в метафорическом использовании"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2019