Статья на тему "Технология проблемного обучения"
Оценка 4.9

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
французский язык
Взрослым
01.03.2019
Статья на тему "Технология проблемного обучения"
В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952). Основные положения теории проблемного обучения изложены следующими авторами: Л.И. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин. Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
Технология проблемного обучения.docx
Технология проблемного обучения Мышление начинается с проблемной ситуации. С.Л.Рубинштейн В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и  педагога Дж. Дьюи  (1859—1952). Основные положения теории проблемного обучения  изложены следующими авторами: Л.И. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин. Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного  взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе  которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их  решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания. Схема проблемного обучения   создание для учащихся проблемной ситуации   постановка преподавателем учебно­проблемной задачи   осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они  овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний  применение данных способов для решения конкретных систем задач  Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется  противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и  предъявляемым требованием. Проблемное обучение организовывается на основе проблемных вопросов, задач,  заданий и ситуаций.  Проблемный вопрос – это вопрос, на который у ученика нет заранее готового ответа,  этот ответ ученик ищет самостоятельно. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний.       Проблема (от греч. ргоblema – задача, задание). Это осознание учащимися   невозможности разрешить трудности и противоречия, встретившиеся ему на занятии в  данной ситуации, с помощью имеющихся у него знаний и опыта. Проблема с указанием  параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу. Проблемная задача – это форма организации учебного материала с заранее заданными  условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от учащихся  активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин и причинно­ следственных связей. Решение такой задачи может быть в форме словесного  рассуждения. Проблемное задание дает указания, которые предлагаются учащимся для их  самостоятельной поисково­познавательной деятельности. Они направлены на  получение необходимого результата. Проблемные задания выполняются в формах  поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента, моделирования и других  формах. Этапы, уровни и методы проблемного обучения 1. Подготовка к восприятию проблемы. 2. Создание проблемной ситуации. 3. Формулирование проблемы. 4. Процесс решения проблемы. 5. Доказательство правильности избранного решения. Уровень Деятельность учителя Деятельность учащегося 0 1 2 3 Ставит проблему, формулирует и решает её. Запоминает решение  проблемы. Ставит проблему,  формулирует её. Ставит проблему. Решает проблему. Формулирует и решает  проблему. Проводит общую  организацию, контроль и  умелое руководство. Осознает проблему,  формулирует и решает её. Методы проблемного обучения  Проблемное изложение материала  Поисковая беседа  Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащегося Методические приёмы создания проблемных ситуаций  Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его  решения  Столкнуть противоречия в практической деятельности  Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос  Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций  Побуждать школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций,  сопоставлять факты Результат использования технологии проблемного обучения   Изменение характера взаимоотношений между учителем и учащимися, основанных  на сотрудничестве, взаимопомощи, которые учат жить в социуме.  Способствование созданию целостного восприятия окружающего мира.  Приближение проблемных вопросов к условиям реального общения.  Использование проектных форм работы.  Стимулирование творческой активности и познавательных интересов.  Развитие умения добывать знания самостоятельно.  Использование информационных технологий  и ресурсов сети Интернет.  Исходными идеями теории проблемного обучения являются:   развитие авторской позиции ребенка в образовательном процессе; безоценочный характер реакции на высказывания учащихся в ходе обучения. (Все ли согласны? Кто хочет поспорить? Высказать иную точку зрения?) Ведущей педагогической идеей данной системы работы является идея сотрудничества.  Сам учитель становится помощником ученика и организатором его самостоятельного  учебного познания, а также соучастником в поиске решения проблем. При этом опыт  учащихся используется как источник учебного познания, а их запас жизненных впечатлений – в качестве вспомогательного материала. Таким образом, целью технологии проблемного обучения является содействие:    развитию у детей критического мышления, опыта учебно­исследовательской  деятельности, возможности творчески осваивать новый опыт; поиску и определению учащимися собственных ценностей; созданию благоприятной социально­психологической атмосферы, необходимой для  признания опыта окружающими. В идеале образовательный процесс организован учителем так, что учащиеся всегда  испытывают необходимость в преодолении посильных трудностей, и у них возникает  постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий,  умениями и навыками. Хороши те проблемные методы обучения, которые направлены на  организацию поисковой познавательной деятельности учащихся. Тогда овладение учебным  материалом оказывается следствием такой деятельности. Что касается учащихся, то их задача – при обсуждении проблемной ситуации – высказать  свое собственное суждение. И цель проблемной ситуации как раз заключена в том, чтобы  обозначить, сформулировать стоящую перед учащимися (субъектом образовательного  процесса) проблему. Попробуем обозначить принципы педагогической деятельности учителя, использующего  технологию проблемного обучения:     проблемность обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся; ориентация обучения на развитие авторской позиции ребенка помогает творческому процессу самостоятельного познания и преобразования окружающего мира; индивидуализация и дифференциация дают возможность устранить трудности,  которые возникают у отдельных школьников, и развить способности учеников; стимулирование творческой активности и познавательной самостоятельности  обеспечивает создание благоприятной среды для решения новых задач и быстрой  адаптации к новым условиям. Логику проблемного обучения можно представить следующим образом:  постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения;  поиск фактов для лучшего понимания проблемы, поиск путей ее решения;  поиск идей, направленных на реализацию путей решения проблемы, одновременно с активизацией сферы бессознательного и подсознания;  поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;  поиск признания найденного решения окружающими. Где в системе уроков целесообразнее всего использовать проблемные вопросы? Личностно­ориентированный урок предполагает быстрое включение учащихся в  познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока,  которое сразу же мобилизует внимание детей. Решению этой задачи способствуют  активные методы и приемы обучения, к которым можно отнести интригующее  анонсирование темы. В формулировке темы должна содержаться проблема, загадка, которую учащимся  предстоит разрешить на серии уроков, вопрос, на который нужно найти ответ. Тема в  идеале должна представлять собой лексико­грамматическую модель высказывания,  которую каждый учащийся мог бы трансформировать, используя свой словарный запас.  Кроме того, из темы урока учащийся должен вычленить и сформулировать для себя  жизненную, практическую ценность учебного материала, предлагаемого для изучения. Одной из актуальных задач нашего   времени является изучение иностранного языка. Как правило   в   начале   обучения   ученики   с   большим   интересом   начинают   изучать   любой иностранный язык.  Но,  чтобы запомнить слова, довести до автоматизма употребление речевых оборотов , их нужно   мноroкратно     повторять.   А   сколько   приходится   заучивать     rpамматическоro материала,  огромное количество  неправильных глаголов ... Зубрежки при всем  желании избежать трудно. А она, естественно, скучна,  что нередко ведет к снижению, а то и потере интереса к предмету.    Потери     интереса   можно   избежать   ,     если   использовать  технологию   проблемного обучения.   Её   применение     полезно   ещё   и   потому,   что   она   способствует   не   только поддержанию мотивации к изучению языка, но и развитию личности ребенка.  При   создании   проблемной   ситуации   нельзя   ограничиваться   простой   постановкой проблемных   вопросов.   Учитель   должен   ставить   перед   собой   более   сложную   задачу, используя проблемные ситуации, перейти от репродуктивных к продуктивным, творческим методам обучения, при которых самостоятельная познавательная деятельность учащихся занимает все большее место.  Вот например некоторые положения теории проблемного обучения, которые  предлагают Л.И. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин.  Исходными идеями  теории проблемного обучения являются;  • развитие авторской позиции ребенка в образовательном  процессе;  • безоценочный   характер реакции на высказывания учащихся в ходе обучения. (Все ли согласны? Кто хочет поспорить? Высказать иную точку зрения?) Ведущей педагогической идеей данной системы работы   является идея сотрудничества. Сам   учитель   становится   помощником   ученика   и   организатором   его   самостоятельного учебного познания.    Таким образом, целью технологии проблемного обучения является содействие:  •   развитию   у   детей   критического   мышления,   опыта   деятельности, возможности творчески подходить к поставленным  проблемам;    учебно­исследовательской • поиску и определению учащимися собственных ценностей;  • созданию благоприятной социально­психологической атмосферы,   Образовательный   процесс   организован   учителем   так,   чтобы   у     учащихся   возникала потребность в овладении новыми знаниями,  умениями и навыками. Хороши те проблемные методы   обучения,   которые   направлены   на   организацию   поисковой   познавательной деятельности учащихся.  Задача   учащихся   при обсуждении   проблемной ситуации ­   высказать (посильно) свое собственное суждение, что ведет к развитию разговорной устной речи ученика,  а также и развитию личности.  Поэтому основными принципами     педагогической деятельности учителя, использующего технологию проблемного обучения являются :  • . проблемность обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся;  •  самостоятельное  познание  окружающего мира;  • индивидуализация и дифференциация дают возможность устранить трудности, которые возникают у отдельных школьников, и развить способности учеников;  •   стимулирование   творческой   активности   и   познавательной   самостоятельности обеспечивает   создание   благоприятной   среды   для   решения   новых   задач   и   быстрой адаптации к новым условиям.          Где в системе уроков целесообразнее всего использовать проблемные вопросы?  Личностно­ориентированный   урок   предполагает   быстрое   включение   учащихся   в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое   сразу   же   мобилизует   внимание   детей.   Решению   этой   задачи   способствуют активные методы и приемы обучения, к которым можно отнести интригующее объявление темы.  В   формулировке   темы   должна   содержаться   проблема,   загадка,   которую   учащимся предстоит разрешить на серии уроков, вопрос, на который нужно найти ответ. Тема может представлять   собой   лексико­грамматическую   модель   высказывания,   которую   каждый учащийся мог бы трансформировать, используя свой словарный запас. Кроме того, из темы урока   учащийся   должен   вычленить   для   себя     жизненную   и     практическую   ценность учебного материала, предлагаемого для изучения.  Например  некоторые варианты,  которые  можно использовать на уроках.  Тема­Вопрос    ( К теме «Школа») Pourquoi apprendre?  (Зачем учиться?  )  Est­ce  faci1e d'etre  е1еve аujоurdhui ? Les devoirs : unе ga1ere ? (Легко ли быть учеником сегодня) L' есо1е : un lieu de  stress ? ( Школа­это место для стрессов) Зашифрованная тема  Например,  прежде чем объявить тему «Семья » учащиеся решают кроссворд или ребус, содержащий    активную   лексику.   Можно   предложить   для   перевода   пословицу, поговорку ,афоризм, показать  слайды с изображением семьи, картинки, коллажи.  Самостоятельно  сформулированная тема  Вариантов самостоятельной формулировки темы может быть очень много. Например, при изучении темы «Путешествия » можно начать урок с незаконченной фразы: «  Летом я... »  На первом уроке изучения этой большой темы ученикам предлагается методом «мозгового штурма» составить ассоциативный ряд  (каникулы, отдых, море, купаться ,загорать). Затем эти   ассоциации   классифицируются,   составляются   всевозможные   словосочетания,   из которых учащимся предлагается выбрать наиболее   подходящие. Таким образом, фраза, которую составит ученик, становится его девизом при изучении этой темы, а его заадачей ­ в   ходе   изучения   раздела   доказать   свой   тезис.   Эта   же   фраза   может   стать   названием будущего   монологического   высказывания   по   теме.   Самостоятельное   озвучивание   темы урока побуждает учеников выразить свое понимание изучаемых явлений, событий , фактов, текстов и отношение к ним.  Тема и её подразделы  Например, учащимся предлагается общее название блока уроков « Traditions et coutumes (Традиции и обычаи)». В парах или группах проходит обсуждение, какие вопросы можно было бы осветить в данной теме. Затем предложенные вопросы объединяются в разделы. После   чего   изучение   темы   идет   по   предложенным   разделам,   а   вопросы,   составленные учащимися,   помогают   спланировать   каждый   последующий   урок   и   раскрыть   тему. Возможен и вариант, при котором учитель напрямую спрашивает: « Dе quoi aimeriez­vous parler   ?   »,   «   Qu'est­ce   qu'il   faut  discuter   еп   etudiaпt   се   sujet   ?(   О   чем   вы   хотели   бы поговорить? Что надо обсудить при изучении этой темы?) » Тема­загадка ­ В   теме   «Телевидение»   учитель   предлагает   прослушать   музыкальные   заставки   самых популярных телепередач, показать ролики     и   ученики сами должны догадаться, о чем пойдет речь на уроке.  Тема­афоризм или цитата   При изучении  различных тем  можно использовать  фразу  Маленького Принца Экзюпери « Оп devieпt pour  toujours  respoпsable d celui qu'oп а apprivoise (Мы в ответе за тех , кого приручили)».  Успешное использование проблемныx  вопросов возможно при работе с текстом, на этапе «выхода из темы»,  для развития навыка говорения по теме, при работе над диалогической речью, при проведении круглых столов, дискуссии, при формулировании творческих заданий разного рода, в том числе тем проектов.    При   обучении   иностранным   языкам   выделяют   социально­бытовую,   учебно­трудовую, социально­культурную   сферы   общения.   Обсуждение   проблем   в   рамках   этих   сфер,   во­ первых, способствует развитию социальных свойств личности. Во­вторых, использование при   решении   проблем   интеллектуальных   свойств   личности:   восприятия,   памяти, мышления, внимания, воображения, а также жизненного опыта учащихся, создает условия для развития и самоопределения учащихся. При этом решается двуединая задача: поиск решения проблемы идет на иностранном языке и одновременно формируется авторская позиция школьника.  Как правило, проблемные ситуации не имеют окончательного решения, у каждого оно свое. Необходимо,   чтобы   все   рассматриваемые   проблемы   были     интересны   ученикам       и соотнесены с их внутренним миром.  В   последние   годы   много   внимания   уделяется     аутентичности   учебного   материала. Формулируя вопросы для обсуждения, учителю надо   стремиться к тому, чтобы вопрос был истинно проблемным. К сожалению, предлагаемые учебным  программным материалом проблемные   ситуации   часто   не   интересны.     Только   тогда,   когда   проблемный     вопрос заинтересовывает  ученика  желание говорить возникает у него как естественная реакция. Очень удобны для использования в качестве постановки проблемы письма читателей. Их можно найти  в изданиях для подростков или Интернет форумах.   Cher Okapi !   Дорогой Окапи! J’ai un big problem. J’ai  14 ans  et je ne sais pas danser.  Si je suis envitee a un boum je trouve une exuse pour ne pas y aller.  (У меня большая проблема. Мне 14 лет и я не умею танцевать. Если я приглашена на вечеринку , я ищу повод отказаться.  )                                                                                                                                   Missou                                       ************ J’ai 13 ans et je ne sais pas ce que je vais faire comme métier  plus tard. Eat­ce normal?( Мне 13 лет и  я не знаю что я буду делать в будущем . это нормально? )                                                                                                       Anne                                       ************  Depuis     quelques     temps   je   ne   supporte   plus   quand   mes   parents     viennent     m'embrasser, cherchent a me caIiner ou veulent me consoler parce que je suis triste. C'est un peu bete, mais j'ai honte. С некоторых пор мне не нравиться , когда мои родители меня целуют   ласкают и хотят утешить , если я грустный. Это глупо и мне стыдно.                                                                                                 Sebastien.  Некоторые проблемные вопросы, которые можно использовать на уроках.  Социально­бытовая сфера общения ­ Qu' est ce qui te stresse Ie plus a I ecole ? ( Что тебя больше всего беспокоит в школе?) ­ Si tu pouvais changer l' ecole, qu' est­ce que tu changerais avant tout?  ( Если тебе придется поменять школу, что ты изменишь прежде всего?) ­ Selon toi, est­ce que l' ecole peut fonctionner sans notes? ( Может ли школа существовать без оценок?) ­ Decris une ecole ideale ! (Опиши идеальную школу) ­ En France les coUeges portent les noms et non pas les numeros. Su tu devais donner un nom a notre   ecole,   quel   serait   ton   choix,   motive­Ie!  (Во   Франции   школы   имеют   названия,   а   не номера. Как ты назовешь твою школу?)  Fais Ie portrait d'un prof ideal! (Дай портрет идеального учителя) ­ Fais Ie portrait d'un eleve type moderne ! (Дай портрет современногот ученика) ­ Laisser de la liberte aux adolescents ou pas? (Надо ли давать свободу подросткам) ­ Faut­il, selon toi, avoir obligatoirement l'instruction superieure aujourd'hui ? (Надо ли иметь высшее образование сегодня) ­ Que veut dire pour toi « faire une carriere » ? (Что для тебя означает делать карьеру) ­ Comment comprends­tu I' expression « connaltre Ie monde » ?  ­   Les   etrangers   appeUent   souvent   la   Russie   «   mysterieuse   ».   Qu'en  penses­tu,  pourquoi  ? (Иностранцы называют Россию загадочной. Почему?) ­ Quelle fete fran<;aise aimerais­tu introduire en Russie ? (Какой французский праздник ты бы перенес в Россию?) ­ ­ Est­ce qu'il t'arrive souvent de ne pas savoir par quoi occuper ton temps libre ? (Ты всегда знаешь, чем занять свободное время?) ­ La Terre a beaucoup de problemes ecologiques. Es­tu optimiste ou pessimiste face a l' avenir de notre planete (Земля имеет много проблем. Твое представление о будущем планеты.) ­ Qu' en penses­tu, qui a plus de problemes : Ies ados ou Ies adultes ? (Как ты думаешь, укого больше проблем : у старых или молодых?) ­ QueUes propositions tu pourrais faire pour ameliorer l' enseignement des Iangues a l' ecole ? (Твои предложения по улучшению обучения иностранным языкам в школе) ­ Partages­tu l' opinion que les adultes ont toujours raison? (Взрослые всегда правы) ­ Les vraies vacances ce sont des vacances OU on ne fait rien. (Настоящие каникулы, когда ничего не делаешь) ­ Comment se faire des amis ? ( Как стать друзьями?) ­ II faudrait interdire de fumer partout sauf a Ia maison.(Запрет на курение везде) ­ Comment eviter les conflits ? (Как избежать конфликтов) ­ Que veut dire etre moderne ? (Что такое быть современным) ­ Quel est ton ideal de jeune fille (de jeune homme) ? (Твой идеал ) ­ Comment est une famille ideale? (Идеальная семья) ­ De quoi se compose Ie bonheur pour toi ? (Что такое счастье) Учебно трудовая сфера общения ­ Si tu etаis directeur (ministre), que changerais­tu a l' ecole ? (Если бы ты был директором, что ты изменишь в школе?) ­ ­ Que faire pour ne pas se tromper dans Ie choix du metier?  ­ Voudrais­tu etre millionaire? Pourquoi ? (Ты хочешь быть миллионером) ­ QueUe profession on peut appeler prestigieuse ? (Престижные профессии) ­  L'  argent   de  poche:   faut­il   en  donner  aux   enfants  ?  (Надо   ли  давать  детям  карманные деньги?) Социально культурная сфера общения ­ Par quoi commence la Patrie? (С чего начинается Родина?) ­ Que veut dire: etre ami de la nature? (Что означает друг природы) ­ Est­ce que Ie reve peut changer Ie monde ? (Мечта  может изменить мир?) ­ Comment vivra le monde dans 20 ans ?(Что будет с миром через 20 лет) ­ Qu'est­ce que c'est le caractere national ? (Национальный характер) ­ Quelle est l'influence de la musique sur l'homme? ( Влияние музыки на человека) ­ Est­ce que les gens ont besoin des monuments ? (Люди нуждаются в памятниках?)   иметь Для   рассмотрения   (решения)   проблемной   ситуации   учащиеся   должны,   представление о том, о чем им предстоит говорить , но дпя того, чтобы выразить то, что они   хотят   сказать   на   иностранном   языке,   им   необходимы   языковой   материал, определенные   языковые   средства,   оперируя   которыми   они   и   смогут   высказаться.   Вот почему при подготовке беседы задача учителя ­ отобрать речевые образцы, которые не просто помогут высказаться, но послужат доводами «за», или «против». Пригодятся и речевые образцы, которые помогут построить доказательное высказывание.  Большyю роль в поиске решения проблемной ситуации играет чтение. Это могут быть тексты,   содержащие   описание   какого­то   события   ,   поступка,   спорного     утверждения, массового явления, «ненормального» положения вещей. Данный вид  деятельности может стать   основой   для   совершенствования   других   видов,   в   том   числе   и   говорения. Использование текста  особенно эффективно на старшем этапе обучения, когда учащиеся умеют читать на уровне продвинутой коммуникативной компетенции.  Говорение   на   основе   чтения   ­   это   предпосылка     ситуативного   (неподготовленного) говорения.   На   старшем   этапе   взаимосвязанное   обучение   чтению   и   говорению представляется важным потому, что проблематика речи усложняется, и текст является стимулом   для   обсуждения   самых   различных   проблем,   связанных   с   современной молодежью, историей, культурой страны изучаемого языка и своей собственной страны. Тем самым, создаются условия для перехода лексических единиц из пассивного запаса в активный.  Под   взаимосвязанным   обучением   чтению   и   говорению   подразумевается   использование каждого из этих видов речевой деятельности и как цели, и как средства обучения, что обеспечивает положительное взаимное влияние на развитие каждого из них.  Рассматривая проблемную тематику нельзя не принимать во внимание   меру открытости искренности  учителя и учеников на  уроках.  Тот, кто стремится придерживаться проблемного обучения, не может не направлять свои усилия   на   то,   чтобы   ученик   думал,   рассуждал   вслух,   отставал   свое   мнение.   Пусть   он сначала   оформляет   мысли   «коряво»,   но   пусть   мыслит,   ищет   доводы,   отстаивает   свою позицию. Когда ученикам лень на уроке думать, они нередко готовы сказать: « Je suis d'accord avec ... – Я согласен с…», И это проще всего. Но  учитель может не принять такой ответ, и попросить уточнить свое мнение . Проблемное обучение имеет высокий воспитательный потенциал, поскольку, выражая свое отношение   к     проблемам,   ученик   формирует   систему   своих   взглядом   и   убеждений, выстраивает свою шкалу нравственных ценностей. Задача педагога состоит в том, чтобы выстраивать воспитательную составляющую урока как можно тоньше и деликатнее. С точки зрения воспитания урок иностранного языка занимает совершенно особое место в иерархии школьных предметов. Язык открывает путь к познанию культуры другого народа. А новые знания всегда позволяют человеку сопоставлять, сравнивать, учат думать и делать свой нравственный выбор. Работа  учителя не в том, чтобы научить перенимать, копировать чужую культуру, форму и образ мыслей и жизни, а в том, чтобы помочь как можно лучше узнать и понять их, усвоить положительные черты, научить уживаться с ним.

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"

Статья на тему "Технология проблемного обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2019