Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе
Оценка 4.7

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
doc
математика +2
1 кл—4 кл
11.06.2017
Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе
В обучении младших школьников использую проблемный урок, являющийся в настоящее время эффективным инновационным методом и получивший широкое распространение среди педагогов НОО. Такой метод обучения помогает получить более стойкие результаты в усвоении полученной информации, способствует поддержанию желания дальнейшего обучения и развития, формирует интерес к самостоятельному получению новых знаний, что перекликается с задачами, которые ставит в настоящее время перед педагогами ФГОС второго поколения.В обучении младших школьников использую проблемный урок, являющийся в настоящее время эффективным инновационным методом и получивший широкое распространение среди педагогов НОО. Такой метод обучения помогает получить более стойкие результаты в усвоении полученной информации, способствует поддержанию желания дальнейшего обучения и развития, формирует интерес к самостоятельному получению новых знаний, что перекликается с задачами, которые ставит в настоящее время перед педагогами ФГОС второго поколения.
Проблемный урок - инновационный метод обучения.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 Статья на тему: «Технология проблемного обучения — важнейший путь  организации активной деятельности учащихся на уроках в  начальной школе» учитель начальных классов I квалификационной категории Плешакова Евгения Александровна г. Миллерово «Ставьте ребенку вопросы, доступные его пониманию  и предоставьте ему решать их.  Пусть он узнает не потому, что вы сказали,  а что сам понял». французский философ Ж.Ж.Руссо В обучении младших школьников  использую проблемный урок, являющийся в  настоящее время эффективным инновационным методом и получивший  широкое распространение среди педагогов НОО.               Такой метод обучения помогает получить более стойкие результаты в  усвоении полученной информации, способствует поддержанию желания  дальнейшего обучения и развития, формирует интерес к самостоятельному  получению новых знаний, что перекликается с задачами, которые ставит в  настоящее время перед педагогами ФГОС второго поколения. Под технологией проблемного обучения понимается такая организация  учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя  проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по  их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение  знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20 ­ 30­х г. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается  на теоретических предположениях американского философа, психолога и  педагога Дж. Дьюи (1859 ­ 1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную  школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой  деятельностью. Занятия чтением, счётом, письмом проводились только в связи  с потребностями ­ инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их  физиологического развития. Дьюи выделил четыре инстинкта для обучения:  социальный, конструирования, художественного выражения,  исследовательский. Для удовлетворения этих инстинктов ребёнку  предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения  искусства, технические устройства. Дети вовлекались в игру и практическую  деятельность — труд. Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60­х годах  ХХ века. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования  психологии мышления разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов,  М. Н. Скаткин. Много этими вопросами занимались Т. В. Кудрявцев, Д. В.  Вилькеев, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов и И. Я. Лернер. Исследования в  этой области ведутся сейчас и другими представителями современной  педагогической науки. Важно отметить, что проблемное обучение реализуется успешно лишь при  определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна  свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и  доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу  ученика. Каждый раз, готовясь к очередному уроку,  задаю себе одни и те же вопросы: а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической  обработке; в) какие методы и средства обучения выбрать; г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников; д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к  определенной системе знаний и ценностных ориентаций. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от  его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать  познавательную систематическую деятельность зависит степень интереса  учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному  самообразованию.  Проблемный урок строю по следующей структуре: 1.Организационный момент: ­ включение детей в деятельность; ­ выделение содержательной области. 2. Актуализация знаний: ­ воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для  «открытия» нового знания; ­ фиксирование затруднения в деятельности по известной норме. 3. Постановка учебной проблемы: ­ определение затруднения, его место (проблемная ситуация).  ­ определение необходимости нового знания. 4. «Открытие» учащимися нового знания: ­ выдвижение гипотезы; ­ проверка гипотезы. 5. Первичное закрепление: ­ внешнее оформление новых алгоритмов; ­ фиксирование уже оформленного знания 6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе: ­ самостоятельное решение типовых заданий; ­ самостоятельная проверка учащимися своей работы. 7. Повторение: ­ включение нового материала в систему знаний; ­ решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала. 8. Итог занятия: ­ рефлексия деятельности на уроке; ­ самооценка учащимися собственной деятельности. Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном  является проблемная ситуация. В своей работе использую несколько приемов  создания проблемных ситуаций. Прием 1 –одновременно предъявляю классу противоречивые факты,  взаимоисключающие точки зрения. Прием 2 – стараюсь столкнуть разные мнения учеников. Прием 3 – обнажаю житейское представление обучающихся вопросом или  заданием «на ошибку», а затем предъявляю научный факт (с помощью  эксперимента или наглядности). Прием 4 – даю задание не выполнимое в принципе. Прием 5 – предлагаю практическое задание, с которым обучающиеся до  настоящего момента не сталкивались. Прием 6 – предлагаю практическое задание, похожее на предыдущее, а после  его выполнения аргументировано доказываю, что задание выполнено  неправильно. Из всех методов проблемного обучения на уроках  чаще отдаю предпочтение  побуждающему и подводящему диалогам. Диалоги­ побуждающий и  подводящий­ по­разному устроены, обеспечивают разную учебную  деятельность и развивают разные стороны психики учащихся. Побуждающий  диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают  ученику осуществить самостоятельную деятельность и поэтому развивают  творческие способности учащихся. Подводящий диалог представляет собой  систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает  логическое мышление учеников. При использовании метода ­ побуждающий диалог,  ставлю цель:  стимулировать учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и обозначению проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. После окончания диалога  вместе с учениками делаем вывод, потом учащиеся проверяют  правильность своих выводов по учебнику. Снова ситуация успеха.  Поиск решения на уроках окружающего мира более материалоемкий, чем на  уроках русского языка или математики. В этом случае на этапе совместного  «открытия» знаний уместно организовать групповую работу учащихся. Работа  по микрогруппам в коллективе – одна из лучших и эффективных форм  организации деятельности. Очень важна на этом этапе роль учителя.  Необходимо обеспечить учащихся групп всем необходимым для поисковой  деятельности, дать четкий инструктаж по порядку работы, все заметить и  своевременно оценить. Итак, каждая группа получает свое задание, изучает и  предъявляет на всеобщее обсуждение. Очень важно, что в группе дети сидят в  кругу «глаза в глаза», а не «глаза в спины». Работа в группах позволяет вовлечь в учебную деятельность одновременно всех учеников, что достаточно сложно  сделать во время фронтальной работы.  Используемая в преподавании курса окружающего мира технология  проблемного обучения помогает вовлечь в беседу всех детей в классе, научить  их делиться своим опытом, впечатлениями, наблюдениями из жизни. На уроках русского языка наиболее часто используется проблемная ситуация  со столкновением мнений учащихся. Например, прошу учеников написать  слова или предложение на новое правило, определить новую часть речи и т.д.  при этом возможна следующая форма организации работы в классе. Один или  два ученика работают у доски, с мнением которых фронтально работающий  класс может не согласиться. При отсутствии знаний по новой теме это задание,  как правило, вызывает разброс мнений учеников. В какой бы форме не  создавалась проблемная ситуация, после выполнения практического задания  озвучиваю полученные результаты. В этот момент и возникает проблемная  ситуация с затруднением. Далее организую с классом побуждающий диалог. Проблемные ситуации “с затруднением». Русский язык, 2 класс. Тема «Ударение». На доске записаны слова: пропасть, замок, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу, полки. Прошу в один  столбик записать слова, где ударение падает на первый слог. Во второй –  ударение падает на второй слог. Учащиеся зачитывают свои ответы. Ребята  понимают, что вариантов много и теряются в своих догадках. Предлагаю  обратиться к словарю. Ребята приходят к выводу, что ударение может  изменить смысл слова и любой из вариантов детей был правильным. Во­первых, систематическое использование проблемных ситуаций на уроке  заставляет учителя предусматривать противоречия, которые могут возникнуть  в сознании учащихся в процессе обучения. Во­вторых, для того чтобы проблемная ситуация возникла, необходимо  обнажить противоречие, это как правило, пробуждает у учащихся интерес,  приводит в движение прежние знания, направляет на поиск неизвестного и тем  самым активизирует мыслительную деятельность учащихся, давая мне  возможность управлять ею. В­третьих, именно в проблемной ситуации происходит осознание  противоречия, преднамеренно заостренного учителем. Лишь осознав  противоречие в результате анализа проблемной ситуации, учащиеся смогут  принять сформированную учителем проблему, задачу или самостоятельно  сформулировать её. Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела,  навязываемой темой урока. Оказывается, да. И для этого существуют  специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность». В качестве «яркого пятна могут быть использованы сказки, легенды,  фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры  и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный  заинтриговать и захватить внимание учеников, но все­таки связанный с темой  урока. На уроках математики использую проблемную ситуацию с затруднением.  Сначала классу предлагаю задание на пройденный материал, с которым  ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый  материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей  затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью осознания  учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем  затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает  вопрос? Какая будет тема урока?». Тему записываю на доске, этап постановки  проблемы завершается. Эффект неожиданности включает ориентировочно­исследовательскую  реакцию. Каждый ребенок идет к решению своим путем. Например, предлагаю  детям выполнить внетабличное умножение вида 28•3, ранее с которым они не  были знакомы. Одни предлагают начать выполнять задание с умножения  десятков, другие настаивают начинать умножение с единиц, третьи предлагают  заменить умножение сложением. Рассматриваем разные способы решения,  обязательно кто­то из детей выделит более рациональный способ, делаем  выводы, обозначаем тему урока. Приведу фрагменты уроков с применением проблемного обучения. Проблемные ситуации “с удивлением”. Одновременное предъявление  классу противоречивых фактов. Математика 2 класс.  Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий. Учитель: Выполните вычисления по следующей программе: 1) Из числа 8 вычесть 3. 2) К полученной разности прибавить 4. Итак, 8 – 3 + 4 = 9 Учитель: Выполни вычисления по следующей программе: 1) К числу 3 прибавить число 4. 2) Из числа 8 вычесть полученную сумму. Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов). Учитель: Ребята, сравните выражения (Побуждение к осознанию  противоречия). Ученики: Выражения одинаковые, а результаты разные. Учитель: Над каким вопросом подумаем? (Побуждение к формулированию  учебной проблемы). Почему получились разные результаты? Дети: Из­за изменения порядка действий. Нужен знак, чтобы пометить первое  действие. Учитель: Как обозначить в записи порядок действий? Предложите свои  варианты. Дети предлагают свои варианты. Учитель: В математике для того, чтобы выделить действие, которое нужно  выполнить первым, используют скобки. Теперь эти выражения будут  отличаться. Чем? (8 – 3) + 4 и 8 – (3 + 4) – Сформулируйте правило выполнения действий в выражениях со скобками. Дети: Сначала выполняют действия в скобках, а потом остальные по порядку.  (Проблема решена). Использование на уроках проблемных ситуаций позволяет управлять  мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым условием  развития их умственных способностей, самостоятельной учебной  деятельности, повышения познавательной активности в процессе овладения  знаниями. Включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность  под руководством учителя помогает им овладеть элементарными методами  науки и приёмами самостоятельной работы. В результате использования технологии проблемного обучения у детей  наблюдается повышение интереса к учебе, новым знаниям, повышение качества обученности, улучшилось эмоциональное отношение к учению, исчез страх  перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска  разных подходов к выполнению проблемных заданий. Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на  эмоциональную сферу учащихся, дети испытывают огромное удовольствие,  если разрешат проблему самостоятельно, их самооценка растет. Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность  сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый  вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый  из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое  мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные  проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого  ребёнка. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к  умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. Дом Шалвы  Амонашвили, 1995. 2. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности  учения школьников. Ростов­на­Дону, 1970. 3. Безрукова В.С. Настольная книга педагога­исследователя. Екатеринбург: Изд­во  Дома учителя, 2000. 4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика­Пресс, 1996. 5. Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость.  Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М.: Вита­Пресс, 1999. 6. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 8. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983. 9. Мельникова Е.Л.­ «Проблемный урок в начальной школе или как открывать знания  вместе с детьми»// «Начальная школа: плюс­минус// 5 ­ 8.­ 1999 г. 10. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.  М.: Просвещение, 1988.

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Статья на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2017