Методический семинар
на тему:
«Дифференцированный подход в обучении,
как средство развития младших школьников»
Из опыта работы учителя начальных классов I категории
МБОУ СОШ №8
Плешаковой Евгении Александровны
г. Миллерово
2015г.
Дифференцированный подход в обучении
как средство развития младших школьников.
Дифференциация - процесс расчленения целого на составные части. В начальной школе дифференциация проявляется в гуманном подходе к учащимся, в выявлении личных особенностей и способностей каждого ребенка.
Необходимость индивидуального подхода к процессу обучения младших школьников в разные времена отмечали многие ученые-педагоги. Например, В.А. Сухомлинский считал, что в обучении детей «нужны особые меры, необходим тонкий, деликатный индивидуальный подход». А Леспафт П.Ф. писал: « Вся тайна состоит в том, чтобы дать ребёнку самому развёртываться, взрослые должны всегда относиться к ребёнку, как к человеку, с полным признанием его личности».
Актуальность дифференцированного подхода в обучении подчеркивается и в Положении ФГОС: «Начальное образование должно гарантировать разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и образовательного развития». И в Конвенции о правах ребёнка: «Ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности».
Даже начинающий учитель знает, что при любом коллективном или фронтальном обучении усвоение учениками знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с особенностями их мыслительной деятельности и личностными качествами.
Можно ли добиться реализации цели развития всех учащихся при их столь разных возможностях ?
Можно, если организовать процесс обучения как дифференцированный.
Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь “слабому”, развивать способности “сильных”, а также
§ создать условия для реализации творческих способностей детей;
§ предоставить каждому возможности работать в присущем ему темпе повышать уровень Я-концепции (ситуация успеха, повышение самооценки у учащегося);
§ повышать уровень мотивации;
§ развивать всех учащихся при их разных возможностях,
сохранять и поддерживать индивидуальность ребёнка.
Дифференцированный подход необходимо строить по следующим критериям учащихся:
§ готовность к обучению;
§ обучаемость;
§ обученность;
§ познавательные интересы.
Правильная организация учебно-воспитательного процесса требует, чтобы каждый ребенок всегда был занят разрешением посильной для него задачи, так как только при этом условии можно поддержать у него интерес к учению. Поэтому перед учителем всегда стоит задача: видеть в уроке не только общую учебно-воспитательную проблему, но и определить пути разрешения этой проблемы применительно к каждому ребенку. Организация дифференцированной работы в процессе обучения - работа сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения и внимания, анализа и учета результатов. Обычно она включает три этапа.
1-й этап. Выделение групп учащихся, отличающихся: различным уровнем усвоения материала на данный момент, уровнем работоспособности и темпом работы, особенностями восприятия, памяти, мышления.
2-й этап. Составление и подбор дифференцированных заданий, которые включают различные приемы, помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием или связаны с увеличением объема и сложности заданий.
3-й этап. Постоянный контроль за результатами работы.
Дифференцировать учебную деятельность младших школьников можно следующими способами:
1.ПО СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
2.ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А учебные задания можно дифференцировать по следующим критериям:
- по уровню творчества;
- по уровню трудности;
- по объему.
Если задание соответствует возможностям ученика, он поймёт и успешно выполнит его, а значит, произойдёт закрепление изученного материала. При таком дифференцированном подходе учитель будет быстрее и эффективнее решать задачи обучения и умственного развития своих учеников.
По уровню творчества задания подразделяются на:
- репродуктивные: «Выполни пересказ сказки «Лиса и журавль»;
- творческие: «Перескажи сказку от лица лисы (журавля), нарисуй иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
Виды творческих заданий могут быть различными:
§ поиск закономерностей;
§ задания на классификацию математических объектов;
§ задания с недостающими и лишними данными;
§ выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
§ самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и неравенств
§ нестандартные задачи и задания
Примеры творческих заданий:
По уровню трудности:
§ усложнение материала, которое используется в задании;
§ увеличение количества действий в выражении, в решении задачи;
§ использование обратного задания вместо прямого;
§ выполнение операции сравнения в дополнение к основному;
§ использование букв вместо чисел или отдельных цифр
Примеры заданий по трудности:
§ Вычисли периметр четырёхугольника
§ Вычисли периметр четырёхугольника двумя способами.
Упражнение. Запиши в тетрадь предложение.
В русской народной сказке « Иван – царевич
и Серый Волк» рассказывается о том , как Серый
волк помогал Ивану – царевичу .
Можешь вспомнить название произведения ,которое
ты сейчас читаешь ? О чём оно ? Запиши .
Подсказка . Спроси у учителя , как правильно записать название книги .
.Наиболее удобное средство работы – это карточки. Например, по теме
«Безударные гласные».
1 группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.
М…ряк, л…сток, ст…ловая, тр…пинка, скв…рец ( морской, листопад, столы, море, скворечник, тропка, окна, столик, тропа, скворушка, листья, оконный)
2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.
С…нева -
пл…сать - Алгоритм.
б…жал - 1. Прочитай слово.
тр…ва - 2. Поставь ударение.
сн…гирь - 3. Выдели корень.
дер…во- 4. Измени слово или подбери однокоренные,
з…ма - найди проверочные слова.
5. Напиши слово, вставь букву.
6. Обозначь орфограмму.
3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.
Л…сник, приб…жал, …сенний, п…сьмо, в…дяной, з…мля, л…нейка/
По степени самостоятельности учащихся работа строится следующим образом:
Знакомство с заданием одинаково, а вот исполнительский этап делится на группы:
1 группа - с учителем;
2 группа - сначала с учителем, а затем самостоятельно;
3 группа – самостоятельно.
На этапе закрепления учебного материала могут предлагаться задания по выбору учащихся:
Вариант1- основное задание.
Вариант2 – задание большего объема.
Вариант3 – творческое задание.
Все успехи должны фиксироваться и диагностироваться учителем.
Диагностика
позволяет учителю прослеживать не только успешность усвоения знаний, но и
динамику развития каждого ребёнка
и на этой основе восполнять пробелы. Реализация такой идеи дифференциации
обучения способствует возрастанию числа учащихся, овладевающих умением
принимать учебную задачу и самостоятельно выполнять учебные действия .
Сначала необходимо выявить уже имеющиеся умения и навыки. Затем проводить периодическую диагностику обученности учащихся, фиксировать результаты в таблицах.
Я привожу пример диагностики знаний и умений моих учеников в первом классе за период с сентября по апрель. Так, количество учащихся с высоким показателем с сентября по апрель увеличилось с 3человек до 6.
Дифференцированное обучение – очень сложной процесс, но наравне со сложностью, имеет и особую значимость. Оно позволяет обеспечивать одинаковый темп продвижения обучающихся, выполнять задания в меру своих сил, чувствовать уверенность, видеть свой успех и усваивать программу.
Результатами работы считаю положительную динамику качества знаний учащихся
Класс |
2 класс |
3 класс |
||
Предмет |
1 полугодие |
2 полугодие |
1 полугодие |
2 полугодие |
Русский язык |
61,2 |
61,4 |
63,4 |
|
Математика |
61,2 |
61,2 |
62,0 |
|
Окружающий мир |
74.1 |
75, 7 |
76,1 |
|
Литературное чтение |
69 |
70,1 |
71,4 |
|
Также дети активно принимают участие в интеллектуальных конкурсах «русский медвежонок» - 11 человек, «Кенгуру» - 12 человек
Д.И. Писарев
говорил: «Человек , действительно уважающий личность, должен уважать её в
своём ребёнке, начиная с той минуты , когда ребёнок почувствовал своё я…»
Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать
больших успехов.
Успешность процесса учения зависит от многих факторов , среди
которых важную роль играет обучение соответствующее возможностям и
способностям ребёнка , т.е. дифференцированное обучение.
Литература:
1. Под ред. Раева А.И. Педагогическая психология. С-Пб.,1999.
2. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.,1990.
3. Бударный А.А., Розенталь У.Д. Об одной из возможностей преодоления второгодничества. \Советская педагогика. 1966. №7.
4. Под ред. д.п.н., проф. В.Н.Максимовой. Диагностика обученности (начальная школа). СПб., 1999.
5. Интернет. http://www.lotos. km. ru mo_smir_03.htp/
6. Тестов В.А., Уханова Л.Д. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации. \\ Начальная школа. 1999, №2.
7. Бредвей Л., Алберс Хил Б. Ребёнок от 7 до 14 лет. Как научить Вашего ребёнка учиться. М., 1997 .
8. Карпушина Н.А. Учитывать индивидуальные особенности детей. \\ Начальная школа. 2000, №2.
9. Новикова Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения. \\ Начальная школа. 2002, №1.
10. Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе. \\ Начальная школа. 2004, №2.
11. Ушинский К.Д. Сборник сочинений. Т.1-2. М., 1952.
12. Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск, 1993.
13. Одегова В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения. \\ Начальная школа. 2004, №2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.