Методический семинар на тему: "Дифференцированный подход в обучении, как средство развития младших школьников"
Оценка 4.6

Методический семинар на тему: "Дифференцированный подход в обучении, как средство развития младших школьников"

Оценка 4.6
Документация
doc
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
09.06.2017
Методический семинар на тему: "Дифференцированный подход в обучении, как средство развития младших школьников"
дифференцированный подход.doc

 

 

 

 

 

 

Методический семинар

на тему:

«Дифференцированный подход в обучении,

как средство развития                                      младших школьников»

 

 

 

Из опыта работы учителя начальных классов I категории

 МБОУ СОШ №8

 

Плешаковой Евгении Александровны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Миллерово

2015г.

Дифференцированный подход в обучении

как средство развития младших школьников.

 

Дифференциация - процесс расчленения целого на составные части.                 В начальной школе дифференциа­ция проявляется в гуманном подходе к учащимся, в выявлении личных особенностей и способностей каждого ребенка.

Необходимость индивидуального подхода к процессу обучения младших школьников в разные времена отмечали многие ученые-педагоги. Например, В.А. Сухомлинский считал, что в обучении детей «нужны особые меры, необходим тонкий, деликатный индивидуальный подход».  А Леспафт П.Ф. писал:   « Вся  тайна  состоит  в том, чтобы  дать   ребёнку  самому  развёртываться,  взрослые должны  всегда относиться   к  ребёнку,  как  к  человеку,  с  полным признанием  его  личности».

Актуальность дифференцированного подхода в обучении подчеркивается и в  Положении ФГОС: «Начальное образование должно гарантировать разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и образовательного развития». И в Конвенции о правах ребёнка: «Ребёнок имеет право  на  сохранение своей  индивидуальности».

 Даже начинающий учитель знает, что при любом коллективном или фронтальном обучении усвоение ученика­ми знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с особенностями их мыслительной деятельно­сти и личностными качествами.

    Можно  ли  добиться  реализации  цели  развития всех  учащихся  при  их  столь разных возможностях ? 

     Можно, если  организовать  процесс обучения  как дифференцированный.

 

 Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь “слабому”, развивать способности “сильных”, а также

§  создать условия для реализации  творческих способностей детей; 

§  предоставить каждому  возможности работать в присущем ему темпе  повышать уровень Я-концепции  (ситуация успеха, повышение самооценки у  учащегося);

§  повышать уровень мотивации;

§  развивать   всех учащихся при их разных возможностях,

сохранять и поддерживать индивидуальность ребёнка.

Дифференцированный подход необходимо строить по следующим критериям учащихся:

§  готовность к обучению;

§  обучаемость;

§  обученность;

§  познавательные    интересы.

 

Правильная организация учебно-воспитательного процесса требует, чтобы каждый ребенок всегда был занят разрешением посильной для него задачи, так как только при этом условии можно поддержать у него ин­терес к учению. Поэтому перед учителем всегда стоит задача: видеть в уроке не только общую учебно-воспитательную проблему, но и определить пути разрешения этой проблемы применительно к каждому ребен­ку. Организация дифференцированной работы в процессе обучения - работа сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения и внимания, анализа и учета результатов. Обычно она включает три этапа.

1-й этап. Выделение групп учащихся, отличающихся: различным уровнем усвоения материала на данный момент, уровнем работоспособности и темпом работы, особенностями восприятия, памяти, мышления.

2-й этап. Составление и подбор дифференцированных заданий, которые включают различные приемы, помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием или связаны с увеличением объема и сложности заданий.  

3-й этап. Постоянный контроль за результатами работы.

 

Дифференцировать учебную деятельность младших школьников можно следующими способами:

1.ПО СОДЕРЖАНИЮ  УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ 

2.ПО СПОСОБУ  ОРГАНИЗАЦИИ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

А учебные задания можно дифференцировать по следующим критериям:

- по уровню творчества;

- по уровню трудности;

- по объему.

   Если задание соответствует возможностям ученика, он поймёт и успешно выполнит его, а значит, произойдёт закрепление изученного материала. При таком дифференцированном подходе учитель будет быстрее и эффективнее решать задачи обучения и умственного  развития своих учеников.

По уровню творчества задания подразделяются на:

-  репродуктивные: «Выполни пересказ сказки «Лиса и журавль»;

- творческие: «Перескажи сказку от лица лисы (журавля), нарисуй иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Виды творческих заданий могут быть различными:

§  поиск закономерностей;

§  задания на классификацию математических объектов;

§  задания с недостающими и лишними данными;

§  выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

§  самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и неравенств

§  нестандартные задачи и задания

 

Примеры творческих заданий:

 

По уровню трудности:

§   усложнение материала,  которое используется в задании;

§   увеличение количества действий в выражении, в решении задачи;

§   использование обратного задания вместо прямого;

§   выполнение операции сравнения в дополнение к основному;

§   использование букв вместо чисел или отдельных цифр

 

Примеры заданий по трудности:

§  Вычисли периметр четырёхугольника

§  Вычисли периметр четырёхугольника двумя способами.

 

Упражнение.  Запиши в тетрадь предложение.

        В русской  народной  сказке « Иван – царевич

    и Серый  Волк»  рассказывается  о том , как  Серый

    волк   помогал Ивану – царевичу .

     Можешь вспомнить название произведения ,которое 

     ты сейчас читаешь ? О чём оно ? Запиши .

      Подсказка . Спроси у учителя , как правильно записать название книги .

 

.Наиболее удобное средство работы – это карточки. Например, по теме

 «Безударные гласные».

1 группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.

М…ряк, л…сток, ст…ловая, тр…пинка, скв…рец ( морской, листопад, столы, море, скворечник, тропка, окна, столик, тропа, скворушка, листья, оконный)

2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.

С…нева -

пл…сать -                                                                              Алгоритм.

б…жал -                                                             1. Прочитай слово.

тр…ва -                                                              2. Поставь ударение.

сн…гирь -                                                          3. Выдели корень.

дер…во-                                                              4. Измени слово или подбери однокоренные,                            

з…ма -                                                                найди проверочные слова.

                                                                           5. Напиши слово, вставь букву.

                                                                            6. Обозначь орфограмму.

3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

Л…сник, приб…жал,  …сенний,  п…сьмо,  в…дяной, з…мля, л…нейка/

По степени самостоятельности учащихся  работа строится следующим образом:

Знакомство с заданием одинаково, а вот исполнительский этап делится на группы:

1 группа -  с учителем;

2 группа - сначала с учителем, а затем самостоятельно;

3 группа – самостоятельно.

На этапе закрепления учебного материала могут предлагаться задания по выбору учащихся:

Вариант1- основное задание.

Вариант2 – задание большего объема.

Вариант3 – творческое задание.

Все успехи должны фиксироваться и диагностироваться учителем.

Диагностика позволяет  учителю  прослеживать  не только успешность усвоения знаний, но и динамику развития каждого ребёнка
и на этой основе восполнять пробелы. Реализация такой идеи дифференциации обучения способствует возрастанию числа учащихся, овладевающих умением принимать учебную задачу и самостоятельно выполнять учебные действия .

Сначала необходимо выявить уже имеющиеся умения  и навыки. Затем проводить периодическую диагностику обученности учащихся,  фиксировать  результаты в таблицах.

Я привожу пример диагностики знаний и умений моих учеников в первом классе за период с сентября по апрель. Так, количество учащихся с высоким показателем  с сентября по апрель увеличилось с 3человек до 6.

Дифференцированное обучение – очень сложной процесс, но наравне со сложностью, имеет и особую значимость.  Оно позволяет обеспечивать одинаковый темп продвижения обучающихся, выполнять задания в меру своих сил, чувствовать уверенность, видеть свой успех и усваивать программу.

Результатами работы считаю положительную динамику качества знаний учащихся

Класс

2 класс

3 класс

Предмет

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

Русский язык

61,2

61,4

63,4

Математика

61,2

61,2

62,0

Окружающий мир

74.1

75, 7

76,1

Литературное чтение

69

70,1

71,4

Также дети активно принимают участие в интеллектуальных конкурсах «русский медвежонок» - 11 человек, «Кенгуру» - 12 человек

          Д.И. Писарев говорил:  «Человек , действительно уважающий личность, должен  уважать её  в  своём  ребёнке, начиная с  той  минуты , когда ребёнок почувствовал своё я…»
          Каждодневная  работа настраивает  детей двигаться  дальше, достигать больших успехов.
           Успешность процесса  учения   зависит  от  многих  факторов , среди  которых  важную  роль  играет  обучение  соответствующее  возможностям  и  способностям  ребёнка , т.е.  дифференцированное  обучение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Под ред.  Раева А.И.  Педагогическая психология. С-Пб.,1999.

2. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.,1990.

3.  Бударный А.А.,  Розенталь У.Д. Об одной из возможностей преодоления второгодничества. \Советская педагогика. 1966. №7.

4. Под ред. д.п.н., проф. В.Н.Максимовой. Диагностика обученности (начальная школа). СПб., 1999.

5. Интернет. http://www.lotos. km. ru mo_smir_03.htp/

6. Тестов В.А., Уханова Л.Д. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации. \\ Начальная школа. 1999, №2.

7. Бредвей Л., Алберс Хил Б. Ребёнок от 7 до 14 лет. Как научить Вашего ребёнка учиться. М., 1997 .

8.  Карпушина Н.А. Учитывать индивидуальные особенности детей. \\ Начальная школа. 2000, №2.

9. Новикова Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения.  \\ Начальная школа. 2002, №1.

10. Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе. \\ Начальная школа. 2004, №2.

11. Ушинский К.Д.  Сборник сочинений. Т.1-2. М., 1952.

12. Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск, 1993.

13. Одегова В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения. \\ Начальная школа. 2004, №2.

 

 


Методический семинар на тему: «Дифференцированный подход в обучении, как средство развития младших школьников»

Методический семинар на тему: «Дифференцированный подход в обучении, как средство развития младших школьников»

Дифференцированный подход в обучении как средство развития младших школьников

Дифференцированный подход в обучении как средство развития младших школьников

Дифференцированный подход необходимо строить по следующим критериям учащихся: § готовность к обучению; § обучаемость; § обученность; § познавательные интересы

Дифференцированный подход необходимо строить по следующим критериям учащихся: § готовность к обучению; § обучаемость; § обученность; § познавательные интересы

Выполни пересказ сказки «Лиса и журавль»; - творческие: «Перескажи сказку от лица лисы (журавля), нарисуй иллюстрацию к понравившемуся эпизоду

Выполни пересказ сказки «Лиса и журавль»; - творческие: «Перескажи сказку от лица лисы (журавля), нарисуй иллюстрацию к понравившемуся эпизоду

М…ряк, л…сток, ст…ловая, тр…пинка, скв…рец ( морской, листопад, столы, море, скворечник, тропка, окна, столик, тропа, скворушка, листья, оконный) 2 группа

М…ряк, л…сток, ст…ловая, тр…пинка, скв…рец ( морской, листопад, столы, море, скворечник, тропка, окна, столик, тропа, скворушка, листья, оконный) 2 группа

Вариант2 – задание большего объема

Вариант2 – задание большего объема

Также дети активно принимают участие в интеллектуальных конкурсах «русский медвежонок» - 11 человек, «Кенгуру» - 12 человек

Также дети активно принимают участие в интеллектуальных конкурсах «русский медвежонок» - 11 человек, «Кенгуру» - 12 человек

Литература: 1. Под ред. Раева

Литература: 1. Под ред. Раева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017