Циклограмма директора школы — базовый документ планирования, в котором отражены различные функции руководителя.
Эффективность циклограммы во многом зависит от способности администратора вдохновенно относиться к своим обязанностям, осуществлять планирование этого знакового документа не «для галочки», а с учетом реально стоящих целей и задач, достижений и трудностей, которые были зафиксированы в прошлом отчетном периоде, с оглядкой на содержание перспективного плана развития, пожелания педагогического состава и других сотрудников ОУ, учеников, родительской общественности.
Циклограмма директора школы
Успешное управление современной образовательной организацией строится на
выполнении многочисленных повторяющихся действий, обуславливающих необходимость
рационализации трудовых функций администратора посредством составления единого
плана. Циклограмма директора школы — базовый документ планирования, в котором
отражены различные функции руководителя:
систематическая реализация внутришкольного контроля;
проверка условий ведения учебновоспитательной работы и качества
образовательных результатов ученического коллектива;
проведение административных совещаний;
взаимодействие с родителями учащихся;
проверка локальной документации, сведение отчетных сводок.
Годовая циклограмма деятельности директора школы
Функционирование большинства российских школ ввиду отличий в численности
ученического состава, кадровой укомплектованности, предметной направленности, уровне
материальнотехнической обеспеченности имеет характерные особенности,
что
обуславливает необходимость реализации авторского подхода при составлении годовой
циклограммы деятельности директора школы. Помимо этого, выделяют различные
принципы проектирования управленческого документа:
1. На основе учета рабочего времени с последующим распределением должностных
обязанностей по месяцам, неделям, дням. Этот подход часто использовался в
педагогической практике ранее, но ввиду необходимости перехода на принципы гибкости
управления такое организационное решение нельзя считать наиболее удачным выбором для
проектирования порядка выполнения управленческих функций.
2. Формирование перечня видов контроля с последующим выделением на каждый из
них фиксированного промежутка рабочего времени. Низкая эффективность метода
заключается в проблеме нехватки времени, с которой сталкиваются многие директора и
заместители директоров ОУ. Если же перенос отдельных административных дел станет
системным, то это грозит возникновением серьезных нарушений и утратой контроля над
ситуацией в целом.
3. Ориентирование на приоритетные управленческие задания, перечень которых на
заданный промежуток времени может меняться, дополняться или сокращаться. При
реализации данного решения циклограмма деятельности директора по сути становится
модульным, ориентировочным документом, позволяющим руководителю в режиме
настоящего времени менять виды активности в соответствии с актуальными задачами, не
только гарантировать своевременное реагирование на любые острые вопросы, но и
систематически способствовать усовершенствованию желаемой образовательной модели.Примерная годовая циклограмма директора школы
Организация и
управление
Работа с
кадрами
Работа с
документами
Отчетность и
контроль
Направл
ения
деятельн
ости /
Месяцы
Август
Осуществление
кадровых
изменений.
Комплектование
первых,
пятых,
десятых классов.
Обеспечение
учебниками.
Проведение
педсовета.
Утверждение
основных
и
факультативных
учебных планов.
об
Сведения
организации
обучения на дому.
Тарификация.
Приказы,
регламентирующи
е готовность к
новому учебному
году.
по
Отчет
трудоустройству
выпускников.
в
Участие
установочном
мероприятии для
руководителей
ОУ.
Планирование
деятельности
директора школы
на год.
Утверждение
режима работы
учреждения,
расписания
уроков, графика
дежурств
педагогического
состава,
технического
персонала,
учащихся
школе.
по
Оснащенность и
состояние
кабинетов.
Оформление
личных
дел
первоклассников.
Подготовка
публичного
отчета
минувший
учебный год.
за
Сведение
объемных
показателей, сбор
показателей
статистической
отчетности.
Контроль
организации и
качества горячего
питания.
Комплектование
10х классов.
Прием родителей,
школьников по
личным вопросам.
Сентябрь Уточнение
расписания
уроков.
Инициация
месячника,
направленного на
профилактику
травматизма на
дорогах
среди
школьников.
Согласование
особенностей
организации
образовательног
о
и
воспитательного
комплекса
с
заместителями.
Формирование
профильных
комиссий,
написание
приказов.
Оформление
личных
работников.
дел
Знакомство с
новыми
ВнесениеФормирование
органов
школьного
самоуправления.
и
Проведение
посещение
родительских
собраний в разных
классах.
учителями,
посещение
занятий.
в
дополнений
трудовые
договора.
Подбор
на
педагогов
участие
в
конкурсной
программе
«Учитель года».
Методическая
работа (контроль
деятельности
методобъединени
й,
планы
предметных
недель, проверка
календарно
тематических
планов).
Октябрь
Входной контроль
по
русскому
языку,
математике.
Формирование
детей
списков
«группы риска»,
разработка
профилактически
х мероприятий с
учетом
возрастного
фактора.
Проведение
административны
х совещаний.
Сбор
общешкольного
родительского
комитета
для
решения текущих
вопросов.
к
по
Подготовка
учреждения
зиме,
инициирование
месячника
уборке
пришкольного
участка.
Инвентаризация.
Мониторинговые
мероприятия в
Уточнение
сроков
аттестационного
оценивания,
содержания
аттестационных
разработок
педагогов.
Посещение
уроков.
с
Работа
нормативными
документами,
написание
текущих приказов.
Изучение
инструктивно
методических
писем.
Подготовка
подача
РИК.
и
отчета
Контроль
соблюдения
принципов
преемственности
в
школьном
образовании.
Мониторинг
результатов
предметных
недель, олимпиад.
Оценка
удовлетворенност
и
учащихся,
родителей
качеством
организации
учебно
воспитательногоНоябрь
9,11 классах по
вопросам
профильного
обучения.
Утверждение
плана работы ОУ
во время каникул.
Проведение
педсовета.
Смотр классов.
Составление
промежуточного
рейтинга
профдеятельнос
ти педагогов.
Написание
приказов,
регламентирующи
х
проведение
выездных
мероприятий в
каникулярное
время.
процесса.
Проверка
классных
журналов.
Мониторинг
работы
психологической
службы ОУ.
Мониторинг
успешности
освоения
образовательных
программ.
Декабрь
для
(при
Проведение
всеобуча
родителей
содействии
родительского
комитета).
Собеседования с
педагогами,
имеющие низкие
рейтинговые
показатели по
школе.
Составление
приказа
окончании
первого
полугодия.
в
Содействие
организации
новогодних
мероприятий.
Сбор педсовета.
Январь
Утверждение
расписания на
второе полугодие.
Посещение
уроков.
Организация
административны
х совещаний.
Мониторинг
профильного
Формирование
графика отпусков
сотрудников на
2018 год.
Проверка
дозаполнение
трудовых книжек.
и
Формирование
документов по
итоговой
аттестации.
Контроль
адаптации
первоклассников.
Мониторинг УВР
за
первое
полугодие.
об
Контроль
сохранности
учебников.
Результаты
олимпиадной
активности
учащихся.
Проверка
состояния
школьного
пищеблока.
Анализ
реализации
содержания
учебных
программ.
Сбор
предварительных
данных
по
выпускнымФевраль
Март
обучения в 9, 11
классах.
Участие
заседании МО.
в
Подготовка
ГИА
заявлений).
к
(прием
Консультирование
родителей
девятиклассников
по перспективам
дальнейшего
школьного
обучения.
Проведение
административны
х совещаний.
Организация
набора
первоклассников.
Посещение
классных часов.
Инициация
школьных
советов.
Проведение дня
ученического
самоуправления.
Анкетирование
учащихся
с
целью выявления
удовлетвореннос
ти качеством
преподавания.
Посещение
уроков.
Предоставления
данных
награждения
лучших педагогов.
для
Планирование
кружковой
деятельности на
будущий учебный
год.
Планирование
учебной
нагрузки
педагогов
20182019 год.
на
Уточнение
графика
отпусков
педработников.
Составление
приказа
окончанию
третьей четверти.
по
Формирование
аналитических
сводок по итогам
ВШК.
мероприятиям.
Контроль
календарно
тематического
планирования на
второе полугодие.
Проверка
классных
журналов.
Мониторинг
эффективности
воспитательной
работы.
Подведение
итогов
предметных
недель.
Контроль
деятельности МО.
в
и
Анализ участия
представителей
школы
муниципальных
конкурсах
фестивалях.
Мониторинг
эффективности
деятельности
психологической
службы, проверка
досуговой
занятости детей
«группы
из
риска»
в
каникулярное
время.
Составление
предварительных
списков
первоклассников
на
будущий
учебный год.
ПроверкаАпрель
Планирование
ремонта
—
капитального или
косметического.
Посещение
родительских
собраний.
по
Инициация
месячника
благоустройству
пришкольной
территории.
Май
Организация
медосмотра для
сотрудников ОУ.
в
Участие
праздничных
мероприятиях
(День
Последний
звонок).
Победы,
Проведение ГИА.
Выступеление на
административны
х совещаниях.
Подведение
итогов
мероприятий,
направленных на
повышение
квалификации
педагогов.
Проведение
собеседований
по перспективам
профессиональн
ой деятельности.
Оценка
эффективности
повышения
квалификации
педагогов
20172018
учебном году.
в
Проверка
корректировка
книги приказов.
и
Составление
приказов
о
допуске к ГИА,
переводе
учащихся
в
следующий класс.
Заполнение
паспорта
готовности ОУ к
новому учебному
году.
протоколов МО.
Обзор
результатов
контрольных
срезов.
Мониторинг
успешности
освоения
учащимися
программного
минимума,
результатов
промежуточных
итоговых
аттестаций в 9,11
классах.
Подведение
итогов
деятельности
предметных
кружков.
Педагогическое
обследование
опекаемых
школьников.
Мониторинг
результатов
кружковой
деятельности.
Контроль
эффективности
работы МО.
Оценка
реализации
комплекса УВР,
подготовка
рекомендаций.
Итоговая
проверка
журналов,
выставление
итоговых оценок.
Июнь
Подготовка
Проведение
Заполнение книги Составлениесобеседований с
соискателями.
школы к новому
учебному
году
(технический
осмотр,
мониторинг
материально
технической базы,
прочее).
Организация ЕГЭ
Вручение
аттестатов
выпускникам.
движения.
годовых отчетов.
о
Написание
приказов
проведении
выпускных
вечеров,
зачислении
первоклассников.
Оформление
личных
учащихся.
дел
Контроль
состояния
школьного
пищеблока.
Проектирование
плана ФХД.
Циклограмма директора школы на год может быть составлена в альтернативной
форме, с указанием сроков выполнения поставленных задач и анализом результатов.
Данную отчетную форму удобно расширить перечнем полномочий директора по контролю
финансовохозяйственной деятельности (пролонгация и проверка выполнения договоров с
подрядчиками, контроль расходования бюджетных средств, пролонгация договоров),
методической работе (проведение методических советов, директорских диктантов,
самообразование), обеспечения правил охраны труда (инструктирование, осуществление
аттестации рабочих мест, профилактика безопасности при реализации учебно
воспитательного комплекса). Примеры вариантов циклограмм представлены во вложении.
Циклограмма работы директора школы на год: работа над ошибками
Документация по планированию, к числу которой относится и циклограмма работы
директора школы на год, по факту определяют особенности реализации контролирующей
функции в образовательном учреждении. В условиях активного внедрения в учебно
воспитательный процесс образовательных стандартов второго поколения
административный контроль должен видоизменяться, совершенствоваться, в идеале — не
только обеспечивать соблюдение установленного порядка в вопросах организации процесса
обучения, но и обуславливать поиск новых векторов для развития ОУ.
На практике в большинстве образовательных организациях реализация
административной функции ограничена сугубо выполнением проверочных задач, а не
работой «на опережение» трудностей.
не
предусмотренными в циклограммах деятельности главного администратора, остаются
такие вопросы:
«Слабыми» местами контроля,
1. Изучение затруднений учителей и поиск возможностей по их преодолению.
2. Организация дифференцированной работы с педагогическим составом в
соответствии с уровнем профессионального мастерства.
3. Инициация достаточной обеспеченности учителей методическими материалами.4. Создание условий для формирования у школьников надпредметных знаний,
навыков самообразования.
Во главу контролирующей функции в современной школе должны быть поставлены
качественные показатели — организации и условий обучения, а самое главное —
образовательных результатов учащихся. Поэтому при составлении циклограммы на
учебный год с целью повышения эффективности работы директора следует опираться на
гуманистический подход, выраженный в следующих решениях:
проявление доверия и взаимоуважения;
учет личностного фактора;
поиск условий для самореализации каждого участника образовательного
процесса;
демократизация управления школой — передача ряда функций заместителям
и педагогам, коллективное принятие важных решений, предложение
альтернативных вариантах при решении различных проблем.
Циклограмма деятельности директора школы на неделю
Специфика профессиональной деятельности директора школы обусловлена
обязанностью соблюдения графика контроля различных аспектов организации и
обеспечения учебновоспитательного процесса, а также необходимостью вести работу «на
опережение» с целью предупреждения негативных моментов и обеспечения
целенаправленного развития образовательной организации. Реализовать полный комплекс
административной деятельности возможно только при сведении циклограммы
деятельности директора школы на неделю, отдельные содержательные блоки которой
редактировать гораздо проще, чем действовать без плана.
Преимущества составления недельных циклограмм очевидны, это:
1. Возможность последовательного, систематического решения ежедневных
административных задач с фиксацией важных моментов и возникших проблем.
2. Строгое соблюдение еженедельного плана проверки отчетных документов,
графиков персонального контроля.
3. Раздробление на несколько этапов длительных организационных и
административных процессов с сопоставлением в ходе планирования необходимых
временных рамок, что способствует грамотному распределению рабочей нагрузки.
4. Выбор оптимального сочетания циклов деятельности в соответствии с личными
показателями эффективности. Традиционно сложная аналитическая работа выполняется в
первой половине дня, а встречи переносятся на вечерние часы.
Ежедневный цикл деятельности руководителя ОУ при отсутствии особо важных
задач логично выстраивать в соответствии с единой структурой, включающей:
1. Обзор целей на день, выделение перечня приоритетных задач.2. Мониторинг отдельных аспектов учебновоспитательного процесса, контроль
поручений и выдача новых.
3. Решение текущих вопросов.
4. Работа с документацией.
5. Встреча с дежурным администратором. Подведение итогов дня.
6. Рефлексия, фиксация достигнутого. Внесение корректировку в недельную
циклограмму.
Примерная циклограмма директора школы на неделю
Анализ эффективности циклограммы директора, заместителя директора
школы
С целью повышения эффективности профессиональной деятельности
представителей административного состава школы важно систематически проводить
оценку эффективности циклограммы директора или заместителя директора школы и
анализировать возможности улучшения этого стратегического документа планирования.
Показателями продуктивной работы директора согласно циклограмме являются
следующие факторы:
1. Повышение качества образования, подтвержденное результатами комплексных
мониторинговых исследований.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогического состава.
3. Реализация на базе школы инновационной или экспериментальной учебной
деятельности.4. Систематическое совершенствование административной структуры ОУ.
5. Рост показателей удовлетворенности учащихся и родителей качеством оказания
образовательных услуг.
6. Разработка эффективной системы педагогического контроля.
7. Достижение высокого уровня материальнотехнической обеспеченности
учреждения.
В завершение хочется сказать, что эффективность циклограммы во многом зависит
от способности администратора вдохновенно относиться к своим обязанностям,
осуществлять планирование этого знакового документа не «для галочки», а с учетом
реально стоящих целей и задач, достижений и трудностей, которые были зафиксированы в
прошлом отчетном периоде, с оглядкой на содержание перспективного плана развития,
пожелания педагогического состава и других сотрудников ОУ, учеников, родительской
общественности. Вместе с тем руководителю образовательной организации следует
учитывать возможность частичного редактирования закольцованного плана для пошагового
усовершенствования контроля — такая гибкость системы планирования позволит снизить
общий уровень нагрузки и гарантировать достижение высокого уровня управления
образовательным процессом.
Источник: https://www.menobr.ru/article/65399tsiklogrammadirektorashkoly?
utm_source=letternews&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_menobr.ru_newsdaily
_26042018&ustp=F